Уважаемы друзья и читатели данного текста, всем доброго времени суток!
Меня зовут Иван Rockport. Многие меня знают на Дроме как человека, который время от времени пишет статьи о машинах, которые находятся в тестовом парке редакции. Я писал и об отечественном автопроме, и об иномарках собранных на территории нашей необъятной. Писал о перегонах, об эксплуатации.
И вот сегодня я пишу текст в формате отзыва. Это скажем так эксперимент. Если этот формат найдет своего читателя, будет полезен и информативен – то почему бы и не сделать его на постоянной основе? Скажем, например – «Отзыв Дрома» или «Дромоотзыв»? В любом случае – голосуете за это Вы, уважаемые читатели. Предупреждаю – букав будет много=)
Итак. Пожалуй, начнем. Сегодня речь пойдет о китайском автопроме, но как вы уже поняли, собранном на заводе в Тульской области, внедорожнике Haval H9. Идея взять его на тест-драйв у меня в голове держалась давно, но все было не до этого, сами понимаете, в какое непростое время сейчас живем. То времени нет, то желания, то веры в современный автопром и невозможности побороть то чувство, что я уже видел все, и удивить меня уже в ценовом диапазоне так до миллионов восьми откровенно говоря нечем. Мажусь в общем, обленился, погряз в работе, потолстел и продавил диван в зале. Но все бюрократические вещи решены, документы подписаны, график согласован – пора забирать авто из тест-парка Haval.
Китайские автомобили – это просто бездна всякого рода противоречивых эмоций. Раньше было плохо и дешево. Потом чуть лучше, и все еще адекватно. Сейчас они уже серьезно подтянулись в качестве, научились красить металл, подгонять кузовню и салонные детали, начали использовать европейские и американские узлы и агрегаты. И вот теперь эти машины начали походить на то, что все просили и хотели… И… При этом они начали стоить как крыло от самолета, а нам это все опять разумеется не нравится. Но это все лирика. Мне достался автомобиль белого цвета, в максимальной комплектации и бензиновым турбированным двигателем о 2-ух литрах. Скажу честно, мне очень хотелось получить в руки турбодизельную версию, но увы, досталось то, что досталось.
Вот оно царство роскоши, эталон китайского качества и рог изобилия! Вот он, убийца ТЛК 200, Прадо, Паджеро Спорт, УАЗика, Нивы и всего того, что может выехать на бездорожье.
Примерно так пару лет назад начинались все обзоры этой машины. Все искренне верили, и были уверенны, что эта машина очень скоро заменит все то, что держало рынок на тот момент. Эти пару лет прошли, и за это время колеся по центральной части РФ я встретил, наверное, не более трех-четырех десятков машин Haval H9 без дилерских наклеек. В чем осечка? Да все просто, человек, который хочет купить Прадо, и более того, имеет на это деньги, так называемый реальный покупатель, он вообще никогда не пойдет относить свои 2,5 – 3 миллиона рублей в Haval. Опции, шмопции, мишура елочная, это все работает на низшем сегменте, где могут хоть диско шар к потолку приколотить, лишь бы машину покупали. Тут на бусы человека не купишь, ставки уже не те.
Первый обзор автомобиля и сразу мне бросается в глаза схожесть с Тойотой Ленд Крузер Прадо в 150-м кузове до рестайлинга. И много лет копируемый материнским Грит Волом Исузу Аксиом. Этого не отнять. Если не вдаваться в подробности, то машина в принципе не плоха, так как в дизайне внедорожника придумать что-то новое и революционное сложно, а опускаться до креатива как на последнем поколении Паджеро Спорт китайцы не стали, за что им, конечно же, больше спасибо! На авто присутствует обилие хрома на решетке радиатора, в обрамлении ПТФ, окон, дверных ручек, различных накладок и прочего, линзованная оптика, довольно симпатичные задние фонари, раскатанные почти по всей длине задних стоек кузова. Хорошая внешность, пойдет.
Технически автомобиль представляет собой кузов, сидящий на раме лестничного типа, с двухлитровым турбированным мотором, мощностью 245 сил, имеющий индекс GW4C20, работающим в паре с восьми ступенчатой автоматической коробкой ZF, неразрезным задним мостом, с понижающим рядом в раздаточной коробке и полным приводом, реализованным по типу TOD.
Салон. Собрано все классно, на сидениях кожа наппа, джойстик вместо селектора АКПП, панорамная крыша, электро регулировки кресел, вставки из пластикового дерева на панели и дверных картах, премиальная акустическая система Infinity, электронный спидометр. Все это обращает на себя внимание в первые же секунды, как только ты садишься в Н9. На самом деле, салон очень хорош. Не в смысле он хорош для китайского автомобиля, а он хорош и стоит на уровне того же Прадо. Ничего не болтается, не торчит, не скрипит, все очень добротно и качественно. В плане эргономики присутствует некая аляповатость, присущая всем китайским автомобилям, но, как говорится дело привычки. Мне показалось, что в принципе все на своих местах, и дотянутся, можно до любой клавиши, при этом не запутаешься в показаниях. По сиденьям лично у меня вопросов не возникло никаких. При росте в 189 см я комфортно разместился за рулевым колесом, настроил зеркала (ООООЧЕНЬ большие) что бы мне было комфортно наблюдать за дорожной обстановкой. Все с первого раза, без каких либо точных подгонок. В плане пространства, разумеется, тут, как и в любом другом огромном объемном кузове много места. Хватит и спереди развалиться, и сзади детское кресло поставить, чтобы чадо не пинало в спинку, когда вы не едете в парк кататься на велосипеде.
Багажник объемом 750 литров вместит в себя и тот самый велосипед, и пакеты с продуктами, и все что угодно. Про грузоподъёмность никаких данных нет, но так как мы в основе имеем модернизированную раму от Прадо, то будем считать, что она равна где-то 800 кг. Собственно, плитку и цемент увезти - проблем не должно быть. К слову в этом же багажнике разместился и третий ряд сидений, причем с электроприводом. Открывается он с помощью клавиш либо прямо из багажного отделения, либо на стойке около правого заднего пассажира. Но вот незадача. В багажном отделении есть шторка, закрывающая поклажу от посторонних глаз. Если вы вдруг захотите воспользоваться третьим рядом, то деть эту самую шторку становится просто некуда, так как крепежное место для нее только одно, и разложив третий ряд, становится открытым вопрос – куда ее деть? Думать об этом надо сильно заранее.
Так собственно, для чего был взят именно этот авто на тест драйв? Целей было несколько. Понять, насколько целесообразно владеть внедорожником в городских условиях, насколько практично и удобно ездить на большом авто на межгород и по легкому бездорожью и наконец понять, можно ли использовать рамный внедорожник в качестве единственного авто?
На все эти вопросы мне предстояло найти ответ в забавном квесте, в котором мне нужно было пару-тройку дней потолкаться в московских пробках, проехать по маршруту Москва – Волжский – Волгоград – Волжский – Москва, попутно перевезти вещи из Москвы в Волгоград и обратно, попытаться выехать на берег Волги и понять, сложно ли вообще в этих условиях «прокормить» тяжелый автомобиль. План – кабан. На все около 3000 километров, за которые мне нужно сделать выводы на все эти вопросы. Погнали!
В первой части нашего увлекательного теста – езда по Москве, с ее увлекательными и волшебными пробками.
Вкратце, если утром я выезжаю в офис, я еду без пробок, при условии что выезжаю из дома (район Москвы Теплый Стан) около 6 часов 50 минут утра. Дорога до офиса (район Москвы Сокольники) у меня занимает около 40 минут. Но вот обратный путь в 18 вечера – минимум полтора часа. Это самый пик по загруженности московских дорог. Многие скажут – в чем проблема, езжай на общественном транспорте. Дорога на ОТ от подъезда до подъезда – 1 час 15 минут. Засекал. Денег тратишь меньше – факт. Но не об этом.
Так ли хорош внедорожник в городе? Начнем с первых метров от ворот дилерского центра. Первое впечатление от автомобиля: мягкость подвески. Лежачие полицейские? Играючи и без дискомфорта. Выбоины? Стыки на мостах? Трамвайные пути? Абсолютно без проблем и снижения скорости, подвеска глотает абсолютно все и на любой скорости, при этом, не доставляя никаких посторонних шумов и толчков в салон автомобиля.
Чувствуется что машина тяжелая, в меру валкая. Высокая. К тормозам пришлось пару-тройку километров привыкать, чувствовалась некая ватность, невнятность. Вроде на педаль нажимаешь, а тормозить авто не очень хочет. Но чего я ждал от внедорожника с массой 2,3 тонны? Что он встанет как вкопанный? Я не спорт каре, что бы требовать этого от тяжелой машины. Но привык, и тормозной путь рассчитывал заранее.
При выезде я кстати сразу перевел авто в режим ЭКО, что бы хоть чуть чуть экономить топливо. В городском потоке авто держится уверенно. Реагирует на нажатие педали акселератора четко, без каких либо задумчивых реакций, 8-ми ступенчатая автоматическая коробка переключения передач работает отлично, передачи включаются ровно, без рывков. Если требуется ускориться, скидывает на одну/две передачи вниз, отлично передавая момент на колеса. Переключения как вниз, так и вверх происходят просто молниеносно и незаметно. Не важно, спокойно Вы едете, или пытаетесь корчить из себя Мику Хаккинена на Н9, коробка отработает на оценку отлично! Отзывчивость дросселя такая, какая бывает у Тойот после прошивки, но здесь это стандарт. Тут тойоте стоило бы поучиться. С момента выезда с парковки и во время маневрирования по городскому потоку складывает очень положительное впечатление об автомобиле. Надо ускориться – нажал и поехал. На тойоте это выглядит так: надо – нажал, дроссель после 1,5 секунд задержки понимает, что надо открываться, после чего коробка начинает лениво считать передачи вниз. К слову о переключениях режимов самой КПП между P/R/N/D происходит быстро, без задумчивостей, как в редакционном F7. От мотора ждать прыти глупо. Да, тут турбина BorgWarner К03, да непосредственный впрыск, но как ни крути, тут всего четыре цилиндра, 245 сил и 350 ньютонов крутящего момента немного не хватает, чтобы тащить тяжелую тушку Н9, которая весит 2325 кг. Едет по ощущениям около 11 секунд, и это быстрее Прадо с бензиновым четырёхцилиндровым мотором 2TR-FE.
В пробках помогают помощники: система мониторинга слепых зон и автоматическое поддержание «автохолдом», если не хочется постоянно продавливать педаль тормоза. Очень удобно. Понравилась обзорность. Как по остеклению так и по зеркалам, видно все, слепых зон минимум.
По рулевому управлению от автомобиля не ждал рулежки БМВ, но в целом – более чем адекватно. На руль реагирует хорошо, подруливаний нет, на ходу я был откровенно говоря удивлен поведением этого автомобиля. Хавал видимо очень внимательно выслушал все претензии к Прадо 150 и Паджеро Спорт, и насколько это возможно сделал машину, контрастирующую с ними.
Не понравился расход. За два дня – спалил полный бак. Средний расход в городе с пробками примерно 16 литров на сто километров пробега. Объем топливного бака – около 70 литров, при горящей лампочке в топливный бак под горлышко входит 63-65 литров топлива АИ-95.
К внедорожнику в городе я привык очень быстро, габариты считываются очень уверенно, маневрировать в потоке довольно комфортно. Уже выясняем для себя – для города вполне подходит. Места для парковок находил быстро и парковался без каких либо проблем, не прибегая к помощи помощника при парковке. Достаточно камер и радаров. Но тут меня ждал очень неприятный сюрприз, но не от тестового автомобиля, а от другого участника ДД. Суть в том, что в течение дня решаю рабочие вопросы, и тут внезапно в кабинет заходит коллега и спрашивает, чей белый внедорожник стоит вдоль дороги на парковке. Понимаю, что что-то произошло. Как в воду глядел. Как говорится, что для обычного человека неприятность – для блоггера контент.
Оказалось, что у коллеги в собственности есть Ауди Ку7, на котором есть система автоматической парковки, которую он решил испытать, первый раз за 2 года владения автомобилем. Итог – дтп. Системы Ауди попросту не увидели большой внедорожник. Фото в отзывах к сожалению в текст не вставить, будет все после текста. На Ку7 под замену задний бампер, усилитель, внешние накладки и блок правого фонаря встроенного в бампер. На Хавале – под замену передний бампер, декоративная накладка для крепления ГРЗ. Бампер кстати сыграл правильно. Вызвали экипаж, коллега вину признал, составили протокол, получили бумаги, да и разошлись. Попытался вставить бампер в свое посадочное место, но увы, вылетает.
И меня поражает поведение соседей по потоку. Я езжу исключительно по правилам дорожного движения, независимо от того, какой у меня автомобиль находится под управлением, люксовая это иномарка, большой внедорожник или бюджетный седан. Так вот, за время передвижения на Haval H9 я заметил такую особенность. Еду в потоке, метров через 700-900 мне нужно либо повернуть, либо съехать с пути. Включаю поворотник, жду момента что бы выполнить перестроение а не ломлюсь через все полосы. Начинают пропускать. Просто пропускать. И неважно, есть ли свободное место для перестроения или нет. В аналогичной ситуации на бюджетном авто меня как минимум обсигналили и каждый посчитал своим долгом просто не впустить в ряд. Как это работает? Люди боятся тех кто едет на внедорожнике? Для меня это осталось загадкой, и, видимо, это менталитет…
По всему вышесказанному, лично для себя я вывод сделал, в городе эксплуатировать в принципе можно. Привыкайте к высокому расходу топлива и частым заправкам. Но в целом, можно. Далее предстояла вторая часть нашего балета – межгород.
Как писал выше, поездка планировалась Москва – Волжский – Волгоград – Волжский – Москва. Маршрут этот мной уже обкатан не один раз, всегда езжу одним путем: выезжаю из Москвы на М4, по платным участкам еду до Воронежа, далее сворачиваю с М4 на Р-298, по Р-298 через Анну и Листопадовку до развязки с Р-22 и далее по Р-22 до Волгограда. В одну сторону около 1100 километров. Для меня это лучший путь, чем ехать из Москвы через Тамбов. Итак, маршрут построен, экипаж в лице водителя, то есть меня и еще двух друзей в машину упакован, багаж складирован, в путь.
Первая дисциплина, запас хода на трассе. На выезде из Москвы сразу заправляю авто под горлышко, топливо как и предписывает информационная табличка на лючке бензобака – АИ-95. Сбрасываю показатель расхода топлива, поехали. Запас хода тут же показывает, что мне предстоит на полном баке преодолеть 510 километров. Заправили 63 литра. Сразу подумалось, ну как то не густо, так как на полном баке дойти всего до Воронежа, такой себе показатель. Но делать нечего, поехали. Трасса М4 содержит в себе участки, где разрешенная скорость колеблется от 90 до 110 км/ч, я прибавляю к этому + 19 км/ч что бы идти в погрешности. Итого до Воронежа ехали на скоростях от 109 до 129 км/ч. Платные участки проезжали с помощью транспордера. Время до Воронежа в пути около 4,5 часов, проехали без проблем. Посадка в автомобиле удобная, спина, поясница, колени и прочие части тела не начали как то себя проявлять, что бы выйти размяться или как то намекать на то, что посадка не удобна. При подъезде к Воронежу бортовой компьютер выдал прогнозируемый запас хода еще на 200 километров. Неплохо, едем дальше. Лампочка сигнализирующая о том, что пора бы автомобиль заправить зажглась не доезжая 3 километра до Листопадовки, итого на одном баке запас хода вышел порядка 680 километров. Средний расход топлива, по трассе судя по БК, составил 11 литров топлива на сто километров пути. Очень неплохой показатель для рамного внедорожника, с тремя пассажирами и багажом!
До Волжского оставалось пройти около 400 километров, снова заправляем до горлышка, едем дальше. Доехав до развязки с Р-22, сворачиваем в сторону Волгограда. Хорошая дорога закончилась, как минимум до границ Воронежской и Волгоградской областей, как только съехали на Р-22 началась в натуральном слове стиральная доска. Бетон, залатанный не слишком хорошим качеством, кочки, выбоины, колейность, ремонт дороги, снова выбоины, снова латки ужасного качества, снова ямы. Но Хавалу на все это попросту наплевать. Ему спокойно удается все проглатывать, машина едет уверенно, с курса не сходит. Легковые авто еле крадутся на скорости 40-50 км/ч, а мы летим над всем этим безобразием около 100 км/ч и не замечаем всего этого! Подвеска – полный восторг! Да, разумеется, на всех этих ухабах седоков чуть трясло, но никто не сказал, что было дискомфортно! За эту дисциплину Хавал получает твердую пятерку! Как только прошли границы областей, дорожное снова стало хорошего качества, начали встречаться попутные длинномеры, но так как рано утром трафик был практически нулевой, обгоны осуществлялись на круиз-контроле, ходом. Выехав из Москвы в 8 вечера, в Волжский добрались мы в 9 утра местного времени (разница с Москвой + 1 час). К слову, в ночное время суток очень понравилась подсветка как приборной панели так и салона. Белая подсветка очень приятно обозначает все клавиши, кнопки и органы управления. Друзей оставил в Волжском, сам уехал в Волгоград, там уже меня ждали=) Дорога из Москвы составила порядка 12 часов, включая остановки на дозаправку авто и дозаправку желудков.
В Волгограде разумеется в первую очередь были сделаны все дела, из расчета того что требовалось сделать сразу и далее по поступлению различных поручений.
Разумеется, в свободное время захотелось попробовать, что автомобиль может показать на бездорожье. Ничего лучше, чем поехать на берег Волги я не придумал, так как было тепло и солнечно, грязи нет, луж нет, жижи нет. Но есть берег Волги с песком около Краснослободска. Точнее около поселка Бобры. Едем туда. Доехали до места, песка в избытке. Смотрим, на берег стоит Эскудо, рядом загорает водитель. Раз Эскудо смог – мы и подавно проедем. В автомобиле есть шайба, которая отвечает за выбор режима движения. Перечень режимов гласит: Нормальный/Песок/Снег/Грязь/Спорт. Снега, грязи и спорта пока нам не надо, выбираем песок. Выключаем систему стабилизации, находим местечко где можно удачно спустится и вперед. Перед выездом делаем пару фото, и тут как на зло, садится телефон. Бархан преодолен, в букс машина не сорвалась ни разу, покатались по берегу и так же удачно выбрались обратно. Полный привод действительно очень хорош, попробовал подключить понижающий ряд и блокировку заднего дифференциала – все работает. Блокировка жесткая. Порезвились, полный привод работает, настоящий, полноценный внедорожник!
Далее отдых и на автомобиль я благополучно забыл на сутки, ибо город на Волге в изобилии предлагает всевозможные сушеные закуски к пенному=) Да и когда рядом с тобой дорогой тебе человек, согласитесь, особо не до автомобиля. Но все таки случались моменты, когда нужно было доехать до друзей, кого то встретить, помочь с чем либо, просто просили отвезти по каким то делам. И все пассажиры без исключения поражались комфорту, плавности хода, наличию разных фишек вроде массажа сидений и трехзонному климат-контролю, огромной панорамной крышей и тишине в салоне данного авто. Это не шутка, это реальные люди, которые оставляли свои впечатления!
Пару дней собственно были проведены с пользой, но пора возвращаться домой. Обратный путь проложили ровно по тому же маршруту, как и ехали в Волгоград, но в обратной проекции. Выехали около 10 утра по местному времени, обратно уже ехали вдвоём, я и мой друг. И багаж, который нужно было доставить в Москву. Снова полный бак под горлышко, выезд из Волжского. Выезжали в понедельник, трафик в сторону Воронежской области уже был довольно плотным, что позволило в полной мере оценить автомобиль на обгонах. И знаете, даже в режиме ЭКО обгоны давались ему вполне хорошо. Да, двухлитровый двигатель уже приходилось подкручивать, но в целом картина обгона довольно прогнозируема, тяги хватает, всегда обгон завершаешь безопасно. Никакого дискомфорта не испытываешь и не думаешь, а хватит ли мне мощности завершить маневр. Всего хватает. Разумеется данный авто это не про гонки, и уж тем более не для активной езды, но картина поведения по трассе вполне хорошая. Как только вышли на Р-298 после Р-22 трафик чуть упал. На Р-298 есть один свежий участок, с бетонным покрытием ну просто идеального качества. Довольно широкий и прямой, примерно километра 2-3. Это взлетно-посадочная полоса, полевая так сказать. Так как трафик там был небольшой, решил проверить Haval на максимальную скорость. По паспорту – это 180 км/ч. В реальности 198. Выполнялось это на абсолютно пустой дороге, что бы никому не доставлять неудобств. Но почти 200 километров в час большой внедорожник ехать может. Далее когда показался конец данного участка просто отпустил педаль газа и сбрасывал скорость накатом, дабы с 200 км/ч не перегревать тормозные механизмы. Запас хода опять оказался на одном баке 680 километров, заправились в следующий раз уже на трассе М4 после Воронежа, в районе Липецкой области. И так же легко добрались до Москвы.
По трассе от Haval H9 остались вполне приятные ощущения. Машина тяжелая, идет мягко, на движения рулевым колесом реагирует приятно, нет никаких рысканий, курс держит уверенно, чувствуется, что автомобиль с комфортом доставит тебя и всю твою семью туда, куда можно представить. Это очень комфортный «экспидиционник». За время поездки средний расход по трассе вышел в 10,9 литра на 100 километров пути. Это очень хороший показатель для рамного автомобиля, массой 2,3 тонны. С запасом хода почти 700 километров.
Так что же по итогу можно сказать об этом автомобиле? Почему, эта машина, несмотря на столько положительных отзывов и сравнительных тестов в сети не стала откровением? Да все просто. Минималка Н9 стоит по прайсу сейчас 2,5 миллиона. Что мы можем купить за эти деньги? Ну, аккурат можно уложиться в минимальный Прадо с мотором 2,7 литра и механикой. Кому такая машина нужна? Ну, видно кому-то и нужна, ведь их покупают. А Н9 по какой-то причине нет. Ну хотя не будем лукавить, у Тойоты будет мотор 2TR-FE, который хоть и не самый прыткий, но зато он самый ресурсный в линейке 150 кузова, и далеко не всегда подъезжает к капиталке на 500 000 км. Максималка Н9 стоит 2,9. За эти деньги можно купить уже Прадо с АКПП. И опять же он будет пустой как барабан. А в Хавал мы имеем трехзонный климат-контроль. Различные помощники и ассистенты. Премиальная музыка, которая создает в салоне автомобиля очень приятный звуковой фон. Кожаный салон, электроприводы сидений и третий ряд, который кому то может оказаться очень нужным. Я уже молчу о всяких бесключевых доступах, руле с обогревом, массаже сидений, обдуве тех же сидений, контурной подсветке и даже о системе вентиляции воздуха в салоне и много чего прочего, чего не будет в том же Прадо. Хавейл будет упакован что называется «по самые помидоры». Если бы выбор стоял за мной, то я бы выбрал H9. Так как ездить на пустом, но Прадо, такое себе удовольствие. А нафаршированный Прадо уже улетит за 4,5 миллиона. Не хочется пустой Прадо? Есть Фортюнер. Который базе стоит так же как и китайский Н9, так и в максималке дороже на 500 тысяч рублей самого полного H9. Но и комфорта в нем не будет, как в H9. Выбор разумеется за каждым. Покупателя своего Haval разумеется, найдет. Но у людей есть такая вера, как «императорское качество», и что-то мне подсказывает, что покупатель пойдет в шоу рум Тойоты за Прадо. Но. Присмотритесь к Haval повнимательнее. Он уже может создать хорошую, очень хорошую альтернативу Прадо.
Китайцы наверняка думают, что они не хуже других. Ну там Тойоты, Фольксвагена, ММС, или еще какого-то другого мирового автомобильного концерна, который хоть и имеет историю чуть меньше, чем сам Китай, но имеет свою репутацию, которая у некоторых сложилась на протяжении уже 100 лет. Они дали миру роскошный в их понимании и технологичный внедорожник, в котором крутые агрегаты, почему он должен стоить дешево? Да и в правду, почему?
С уважением, Иван Rockport.