Итак, как я и обещал, продолжаю рассказ о своём Аккорде.
Прежний мой отзыв (от 10 июня 2005 г.) был написан по итогам первых впечатлений. Сейчас уже можно считать, что эйфория от покупки прошла, и я могу говорит об автомобиле более трезво.
Итак, сначала - немного критики. Но не столько об автомобиле, сколько об его прошлом хозяине.
Япошка был приличным засранцем: любил курить, возил курящих. Пепел был навален кучами мимо пепельниц! Весь его убрал только по осени. А кто-то говорит, что весь мир борется с курением... :-)
Далее. За машиной он в общем-то не следил. Так, клапана не регулировались ни разу (а пробег на момент из регулировки был 113 тысяч км). Внутри двигатель был довольно грязным. Когда начал откручивать крышку клапанов - еле вывернул болты: приварились! Но обошлось - вскрыл, отрегулировал (зазоры были по полмиллиметра и более!!!), поменял масло, и движок заработал значительно тише (и тянуть стал лучше). Скажу только, что звук, похожий на дизельное клацанье (в бОльшей степени слышен на холодном двигателе и при открытом капоте) остался. Что это - фирменный звук всех Хонд? Как потом оказалось, этот звук можно убрать!
Ремни ГРМ и балансирного вала явно не менялись, надо было менять. Но в то время ещё руки не дошли. Свечи были старые, поменял на Denso. Но наш бензин уделал их за пять тыс. км! Правда, я нашёл способ их восстановления - как-нибудь напишу об этом. Кстати, NGK – в десять раз лучше! Пятнадцать-двадцать тысяч для них – что пыль для моряков... :-) Крышку трамблёра, бегунок - хотел заменить на зиму, но так и не заменил. Думал, проблема зимнего пуска Хонды будет знакома мне не понаслышке, но ошибся! Автомобиль запускался и запускается не хуже других японцев. А ещё замена топливного фильтра, тормозной жидкости (бачок явно не открывали - еле открутил пробку) - тоже пока не делал этого ничего.
Что ещё? Масло в коробке. Туда надо лить Honda ATF Z1 (как-никак, 2000-й год!). И только это. Была бы машина, скажем, 1995 года, со "старой" коробкой, - залил бы Dextron III и не парился: они это допускают (даже в сервис-центрах Хонды так делают!). Но для 2000 года - только ATF Z1! А стОит оно дорого. А поскольку япошка его не менял (надо было сменить на 96 тысячах, последующие смены - через 48 тысяч км), заменил сам (частично - слил примерно 3,5 - 3,6 литра). Дальше надо будет сменить ещё раз тысяч через 20, при очередной смене масла в двигателе. Кстати, они пролетели незаметно, поскольку автомобиль не стоИт на месте, и совсем скоро надо будет менять.
Хочу описАть процедуру смены масла.
Масло я слил, залил промывку (на кончике щупа), дал поработать двигателю минут двадцать, слил масло. После этого поднял передок автомобиля (стандартным домкратом - на полный его ход плюс 5 см доска под домкратом - примерно на полметра). Слилось ещё немного. После этого в заливную горловину залил граммов сто масла, чтобы вытеснить остатки промывки. Дальше - смена фильтра. Опустил машину на "ноги", залил масло, завёл, дал поработать, заглушил, долил до максимума. На всё ушло примерно 4,7 литра масла. Использовал полусинтетику Chevron Supreme 10W40.
Однако, к моменту написания этого отзыва машина прошла не один десяток тыс. км! В результате - ещё две смены масла. Масло в первый раз было взято то же самое, так как до морозов моё авто пробежало ещё примерно столько же. Промывка не делалась (двигатель - чистый, отмылся прежним маслом), никаких ухищрений с подъёмом передка не делал, только при открытой сливной пробке плеснул граммов сто свеженького масла, чтобы вытеснить старое, - и всё. Залил до верхней метки 4,6 литра! Т. е., на 100 граммов меньше! А это значит, что в системе осталось примерно 1,5 - 2% старого масла (допускается 10%)! В общем, ну его нафиг, поднимать передок, если меняешь регулярно и знаешь, что льёшь.
Да, кстати, Шеврон грешит лёгким угаром: у меня за 13 тысяч км был долив, 300 граммов (брал канистру 4 литра и фляжку 1 литр на замену, вот остатки фляжки и ушли), но если бы было другое масло (скажем, Castrol GTX Magnatex), менее склонное к угару, доливать бы не пришлось. В Инете народ говорит, что за Шевроном водится такой грешок - небольшой угар. Впрочем, у меня угорело масла совсем немного: в "восьмёрку" от замены до замены уходит на долив больше (хотя там тоже от максимума до минимума снижается - можно не доливать, просто я стараюсь держать максимум).
На зиму залил Castrol GTX Magnatec 5W30 - и получил сразу проблему. Нет, масло не выгорает. Просто оно окончательно отмыло всё, и потёк сальник коленвала. Вскрытие показало, что на этом сальнике наметились трещины от старости. На двух других тоже наметилась течь. Так, на 142-й тысяче заменил все сальники со стороны шкива (их там три штуки), и заодно - ремни.
Кстати, про "оригинал" скажу вот что. На снятых ремнях крупными буквами стояла надпись HONDA, а чуть внизу - наименование производителя! И это была никакая не Хонда! Кстати, его номер чуть-чуть не совпал с каталожным. Париться не стал, поставил SUN. Ремень ГРМ - тот же, что на двигателе F22B, на 112 зубов (на «восьмёрках» - 111 зубов, шаг тот же, только он Уже, это если кому пригодится :-) ). Ремень балансирных валов начиная с движков F20 (касается и серии H) используется один и тот же. А вот ролики натяжителей менять не стал: и их поверхность (гладкая, как стекло), и их вращение (практически без люфтов) не вызывали сомнений в их дальнейшей пригодности к использованию. Что касается сальников – то только оригинал! То есть, те, что указаны в каталоге. Разница с оригиналом – рублей 50 – 70 за все, но стОит ли игра свеч? Делал всё сам, кому интересно - Инет и литература вам в помощь. Я сэкономил минимум пять тысяч, затратив день на всё.
Кстати, регулировка клапанов плюс замена зубчатых ремней с их натяжением делают двигатель значительно тише: «дизельное» клацанье пропадает напрочь! У меня ремни болтались сантиметров на пять каждый, ума не приложу, как они не перескочили на один или несколько зубов; пружины натяжителей слегка вытянулись и без снятия крышек ничего натянуть уже было невозможно. Поскольку меня жаба задушила, пружины я менять не стал, а немного их подогнул (укоротил). И всё стало натягиваться, как должно! Кстати, регулировка клапанов и натяжение ремней сильно влияют не только на шум, но и на экономичность: только что пригнанный автомобиль «ел» более 12 литров на сотню на трассе, а сейчас легко укладывается в 10 – 11! И это с педалью «в пол»!
Да, ещё я так же самостоятельно сменил жидкость в автоматической коробке. У меня стоИт АКПП с типтроником. Разные источники пишут, что там примерно 5 - 6 литров жидкости. Сервисмены говорят примерно то же самое.
Когда я хотел заменить жидкость в сервисе, и узнал про то, сколько за это берут, то послал сервисменов лесом с их разводом лохов на деньги и сделал всё сам.
Кстати, отмечу небольшой курьёз: поначалу я не нашёл сливную пробку! Сделал так: взял медную трубку, присоединил шприц для масла, и высосал всё, что смог, шприцом через отверстие для щупа. Трубку (а взял ту, что используется в качестве подводки к смесителям, шаровым кранам и пр. на подводке водопровода) пришлось чуть-чуть заплющить и подогнуть, иначе она не входила до конца. Таким макаром "слил" 3,5 - 3,6л. старой подгоревшей тёмно-коричневой жидкости. А взято было свежей 5,5 литра! В общем, около двух литров у меня ещё осталось - через 20 тыс. км возьму ещё столько же и ещё раз сменю.
Да, вот ещё что. Оригинальное Honda ATF Z1 воняет, извиняюсь, коровьим говном... :-) Ну, и мылом с рук смывается очень плохо, в отличие от его же, но отработки. Кому интересно - можете использовать эти сведения для определения того, надо ли менять, или немного можно потянуть.
Сильно походит по запаху и Honda PSF - то, что льют в ГУР (мне оно не требуется - электроусилитель работает всухую).
Ну так вот. Это было своего рода "лирическое отступление". Идём дальше.
Ни один болт на двигателе не отворачивался. Это одновременно и радует (ничего не ломалось), и огорчает: открутить крепёж - проблема. Я при отворачивании болта шкива изрядно попотел, да и остальной крепёж поддаётся тяжело.
Ещё с самой Японии были грязными радиаторы (и двигателя, и кондиционера): соты были забиты пылью, грязью, какими-то насекомыми, пухом и прочей дрянью. Вентиляторы даже при +15 включались то и дело. Помогла промывка мыльной водой из садового опрыскивателя с последующей промывкой горячей водой из шланга. Правда, для этого пришлось снять вентиляторы, верхний резиновый патрубок (мешал снять вентиляторы) и отсоединить верхнее крепление радиатора (чтобы немного наклонить его и добраться со шлангом с обратной стороны к радиатору кондиционера). При этом сливал примерно 300 граммов антифриза из верхнего бачка радиатора. Помогло: если раньше, при прогреве двигателя, чтобы включились вентиляторы, хватало минут десяти, то после этой операции я ждал минут тридцать и, не дождавшись, плюнул и пошёл домой. Кондиционер тоже стал быстрее подавать холодный воздух.
Правда, сейчас нужна повторная промывка, но так я уже делать не буду: из куска медной трубки сделал кривую насадку-распылитель, чтобы залезть между радиаторами, ей и промою без разборки. Но это будет уже весной, на зиму охлаждения хватает.
Далее. Я долго не мог понять, почему мой автомобиль обошёлся мне так относительно дёшево. Иначе, в чём был подвох? Нет, я понимаю, что если хозяин курил, то аукционная оценка всегда ниже, и, соответственно, ниже цена. Но что-то тут не сходилось.
Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт! Левый бок был повреждён. Об этом говорили еле-еле заметные следы краски на уплотнителях ручек дверей, на уплотнителе стекла передней двери и на самом стекле. Всё это я уже оттёр (чтобы другие не нашли). Ещё нашли маленькую трещинку снизу на заднем бампере (снаружи её не видно - надо смотреть снизу, из смотровой ямы), небольшой след от ремонта прямо посередине бампера. И ещё на левом зеркале была содрана краска (примерно 0,5 кв.см) - это место подкрашено. Примерно такой же площади коцка над задним правым фонарём (закрасили). И плюс ко всему этому заменено лобовое стекло (нашли следы замены и сравнили маркировку всех стёкол). Да, ещё водительская дверь просажена на пару миллиметров.
Что из этого следует? А ничего! Скажу, что я искал следы ремонта НЕДЕЛЮ! Тщательно, очень тщательно, так как сам занимался кузовщиной! И как какой дефект получить я знаю. На моём же Аккорде кроме стекла не снимали ничего! Даже двери. Во всяком случае, следов нет! Это говорит о том, что японцы в ремонте толк знают, а небитых японских машин у нас практически нету.
Тут один знакомый Висту-Ардео подгонял. Новенькая, с пробегом в 40 с чем-то тысяч. И что? Салон явно разбирали (ковёр кое-где неровно лежит, пластмассовые детали чуть-чуть сдвинуты друг относительно друга). А вот между капотом и крыльями, между крыльями и дверями зазоры неравномерные. И крыло с капотом играют в "Амурские волны". Плюс коцка на стойке (при аварии крыло её коснулось). И в движке натяжители цепи гремят, хотя все масла чистые.
Подобных примеров можно привести много.
Что тут можно сказать? А то, что япошки не особо следят за машинами. Нет, в движке масло меняют, лампочки меняют. Но не более того! Случись авария - машину ремонтируют, и на продажу. После аварии за машиной перестают следить вовсе. В моём случае авария случилась тысячах на ста, после чего хозяин на машину попросту забил. В случае с Вистой-Ардео это случилось значительно раньше (иначе бы натяжитель, я думаю, не стучал! Хотя, как говорят сервисмены, проблемы с гидронатяжителями бывают и не из-за чистоты масла). Причём, серьёзность аварии практически не влияет на исход: за машиной перестают следить. Даже если её чуть-чуть поцарапали о кустарник или об забор. Плюют на неё, ремонтируют и стараются избавиться.
Однако, я отвлёкса от темы.
Хочу ещё немного сравнить своего Аккорда с другими.
Так, Тойота Виста-Ардео и Аккорд - одноклассники. Да, у Ардео сиденья задние хитро раскладываются и даже двигаются. Да, места под капотом там как в ЗИЛ-130. Но багажник раза в полтора меньше, чем у аккорда, и движок 1,8. И посадка за рулём какая-то расхлябанная. А как едет - сравнение явно не в пользу Тойоты... Ардео - машина для дедов! И ксенона у неё нету (на Аккорде Вагоне он - стандарт с 1997 года).
Сел тут недавно в Тойоту Марк II. Сзади - практически столько же места. Но, господа тойотовцы, когда вы измените посадку? Почему коленки оказываются чуть ли не возле ушей? Впереди - тесновато (мне так показалось). Если в Аккорде посадка плотная, то в мраке - тесная. Или я такой нестандартный?.. :-) Справедливости ради отмечу, что в Мраке порог меньше - его задеть при посадке-высадке невозможно, как в Аккорде.
Карина – те же яйца... Ну почему в моём Аккорде, садясь на небольшую подушку сзади, я могу спокойно просунуть кулак над головой (и ещё приличный запас остаётся!), а в тойотах – нет? А зимой в Аккорде я свою высокую шапку могу не снимать (при моём росте в 185).
Решили затонировать стёкла передних дверей (они атермальные, чуть-чуть темнее обычных, но всё же не тонированные; заводская тонировка на Аккордах присутствует только в задней части салона). Подобрали плёнку, которая делает стекло чуть-чуть темнее. А вот с разборкой двери установщикам пришлось повозиться: обивка двери снимается с большим трудом.
Чтобы магнитола могла принимать наши радиостанции (УКВ и FM), нужен конвертер. Всё удовольствие обошлось в ~200 рублей (сам конвертер и установка) плюс час матов установщика. Магнитолу так просто не снимешь, надо снимать панель, закрывающую комбинацию приборов с решётками вентиляции. Но сказать проще, чем сделать: она держится на двух винтах и клипсах, которые очень легко поломать. Надо сказать, что эта операция (снять панель) потребуется и в случае замены приборных ламп, так что рано или поздно её придётся осваивать самому.
Конвертер помог, но антенна явно не для России. Или в Японии радиостанции так густо натыканы, или сама антенна явно не под наши волны заточена: при езде по городу радио время от времени "затыкается", начинает шуметь. Антенна находится в заднем стекле (так во всех Аккордах), и её так просто не заменить. Придётся её отключить и поставить другую.
Что касается звука всей системы, то он явно выше среднего. Пожоже, что в дверях стоЯт нестандартные, действительно классные динамики!
Теперь - как едет.
Едет - как по рельсам. Руль тяжелее, чем на тех же Тойотах. Но это на скорости (в принципе, так и должно быть). Есть чёткий "ноль". Подвеска плотная, энергоёмкая, нету присущей другим расхлябанности и раскачки. Кому-то подвеска может показаться жёсткой, но это не так. Она не жёсткая, а плотная. Позволяет почувствовать, как автомобиль себя ведёт на дороге. Этому же способствует и в меру жёсткое (но удобное) сиденье. Рулится автомобиль на любой скорости просто отлично!
Тормоза очень цепкие. ABS срабатывает в самый последний момент (это когда резина начинает повизгивать). Торможение в повороте - без проблем. Даже рулём доворачивать не надо. Но это на асфальте. Зимой же на льду (который как правило не бывает однородным) на Bridgestone Blizzak ощущается рысканье (резина старается зацепится за любую мало-мальски заметную неровность или неоднородность на льду) и распрямление траектории.
Кстати, о резине. Размер – 215/60R-15, не так часто можно встретить, как, скажем, 195/65R-15 (ставится на седаны). Осложняет поиски индекс скорости не ниже Т (190 км/ч). Старая, на которой автомобиль пришёл из Японии, была почти полностью изношена, с индексом H (200 км/ч). Ставили на передок Nordman 215/65R-15 – бяка... :-( Держит хуже зимнего Bridgestone Blizzak! Так что на лето надо что-то подыскивать. Возможно, будут 225/60R-16 на литье...
Скорость набирается очень легко. Иногда даже чересчур легко. Отвлёкся, расслабился - и на спидометре за сотню... В то же время, если "облизывать" педаль газа носком ботинка, то двигателя практически не слышно. Звук двигателя еле заметно появляется в салоне только после 3,5 - 4 тысяч. Но это не какое-то там надоедливое жужжание, или дребезжание, или натужный надрыв или тем более хрюканье, это... Это песня! Фирма Harley-Davidson запатентовала звук двигателей и выхлопа своих мотоциклов, почему это не сделала до сих пор Honda? Этот звук ни с чем не спутаешь! И иной раз даже только ради него нога вдавливает правую педаль всё глубже и глубже...
Читал я отзывы "хондоводов" по поводу коробки. Они и правы, и не правы. Не правы в том, что коробка долго думает а автоматическом режиме. У меня - типртроник, т.е., можно переключаться вручную. Были мнения о том, что это - дорогая игрушка.
Уверяю, это не так. Нет, адаптивный "автомат" бывает, некоторое время думает (скажем, ехал спокойно, а тут начинаешь "зажигать"). Вывести из спячки его может кик-даун и примерно полминуты-минута езды в "резвом" режиме. Расплата за это – более заметные "пятой точкой" переключения, которые происходят на более высоких оборотах. Ещё плюс: если в "спокойном" режиме для того, чтобы коробка прыгнула на одну-две ступеньки вниз нужно газ продавить до пола, то в "драйверском" - просто немного сильнее (не до конца) нажать на педаль.
Что касается ручного переключения. Я часто торможу двигателем, перещёлкнув на одну-две ступеньки вниз. Так же, если собираюсь резко ускориться (например, чтобы обогнать сразу несколько машин), я могу вручную отщёлкнуть на одну-две ступеньки вниз. Скажу также, что на второй Аккорд запросто разгоняется до 120 км/ч, а на третьей - более 140. И если надо ускориться, то он живо откликается на газ хоть на 40, хоть на 140 км/ч, причём, как в ручном режиме, так и в автоматическом. Кстати, на «автомате», если на спуске стОит отпустить газ, а через некоторое время дотронуться до педали тормоза, включается более низкая передача, т.е., начинается торможение двигателем! Замечательно!
Да, ещё, несмотря на ручной режим, коробка сама при остановке включает первую (причём, пока не остановишься - не включит, даже если была четвёртая), не даёт на 150-160 км/ч включить первую (чтобы не перекрутить двигатель), не позволяет, стоя на месте, включить что-нибудь выше первой. Хотя в автоматическом режиме, бывает, пытается тронуться со второй, и если не удаётся - включает первую (при этом ощущаешь небольшой толчок). Но если очень надо тронуться именно со второй (например, на гололёде), нужно, проскочив D4 и D3, перевести селектор в положение «2».
А так - всё по-честному! И не так, как у тех же Ауди: упёрся в ограничитель - перескакивает на ступеньку выше, тормозишь, упали обороты – на ступеньку ниже... Типтроник, блин, называется...
Так что действительно, у Хонды типтроник - не маркетинговый ход, а очень полезная вещь. Я в этом убедился на своём опыте.
Кстати, после смены жидкости моя АКПП стала работать значительно мягче: теперь о переключениях можно судить только по изменению оборотов!
Ещё хочу сказать про зиму.
Первое – вся наружная пластмасса стремится уменьшить свои размеры! Так, продольные рёбра на крыше – примерно на 1,5 – 2 сантиметра! Треснули упоры по углам проёма пятой двери (те, что у бампера – на них дверь через резинки упирается). Треснули наружные зеркала (трещины были с краёв, сами стекляшки оказались очень тонкими и пластмассовые основания – сильно ужимающимися на сильном морозе), итог – вклейка более толстых зеркал в основания. Померли газовые упоры пятой двери, и сразу ощутился её вес: дверь можно поднять только двумя руками или вдвоём! Упоры оказались просто изношенными: штоки болтались, масло сочилось... СтОят они – как крыло от самолёта, а на разборке не нашлись. Подобрали подходящие аналогичные (оказалось, почти подходят от Honda Partner/Orthia, только у «родных» штоки на примерно сантиметр длиннее). Но, поскольку крепления к кузову и двери у них разные (производитель оказался один), сферические шарниры пришлось переделать (нужно переставить пальцы с одного упора на другой). Как-нибудь я опишу процедуру переделки, но здесь этим утомлять не буду.
Хочу сказать, что всему виной не плохая приспособленность к зиме (северные острова Японии тоже зимой мерзнут!), а старость узлов и морозы до минус сорока и более.
Кстати, всем ТАЗоводам, Тоётоводам и прочим на заметку! В такие жуткие морозы ни лобовое стекло, ни боковые спереди полностью не обмерзали: только по углам. Так что обзор не страдал! А ездить можно без верхней одежды и босиком. Повторюсь, это в сильные морозы! При минус 20 все стёкла чистые, ну, и в машине может быть просто жарко (это если климат-контроль установить градусов на 30).
Кстати, климат-контроль – отличная вещь! Он может работать и в полностью автоматическом режиме (когда сам, когда надо, переключает скорости вентилятора, двигает заслонки рециркуляции и температуры, включает кондиционер), и в ручном, когда следит только за температурой при помощи одной заслонки.
Теперь про расход топлива.
Больной вопрос большинства хондоводов. Отчасти потому, что сам автомобиль так и подстрекает к тому, чтобы нажать на газ посильнее. А отсюда и аппетит.
Мой аккорд по паспорту в городе должен съедать 8 литров на сотню. Не знаю про 8, но если плавно педалировать (а не показывать всем, на что способен твой автомобиль), то в десятку уложиться реально. А "меряние пиписьками" даром не проходит: расплата - повышенный расход дорогого ныне бензина...
После 120 бензин действительно уходит, литров по 10 на трассе. А если гнать 150 - 160 - 180 - то и 13 - 14 не предел. Но! Как я уже отмечал, важнО состояние двигателя! 13 – 14 литров – у тех, кто не обращает внимание на то, что надо менять свечи, регулировать клапана и подтягивать ремни! А пара литров на сотню – это в наших краях 35 рублей! Ну-ка, на 30 тыс. км сколько будет (пробег моего Аккорда за полгода)?
Всё зависит от состояния двигателя, подвески, колёс, трансмиссии. Так, мой Аккорд стал съедать после регулировки клапанов, промывки масляной системы со сменой масла и очистки впускного тракта со сменой фильтра на поллитра-литр меньше! Замена ремней – и ещё литр долой! Одной заправки (от состояния "полный бак" и до состояния "лампа горит", примерно 55 литров) хватает примерно на 500 - 550 километров, а это и город, и за городом, и зимой! Кстати, кондиционер на расход топлива практически не влияет!
Ну, и напоследок, о грустном. Не знаю, возможно Аккорда придётся продать. Будет очень жаль. Нет, он не опустошает карман, не «сыпется». Просто один чудак на букву М на перекрёстке его долбанул. Не пропустил. А должен был. Результат – скользящий удар по переднему бамперу; бампер в сторону, фара разбита, капот смят, оба крыла повреждены. Только по запчастям тысяч на 50 рублями... Хотя, кроме указанного согнута только рамка радиатора (верхняя часть примерно на сантиметр). Всё это делается, красится. Сделать руками – так и видно ничего не будет. Но всё равно – осадок...
Или – сделать, плюнуть и ездить дальше? Не знаю. Но расставаться с Аккордом будет жаль. Очень жаль...