ДИТЯ КОМПРОМИССА
Вступление.
Испытав ранее из «японок» Nissan (2 шт.), Toyota (2 шт.) и Mazda Premacy
Отзыв о Mazda Premacy), пришел к выводу, что «премаси» наиболее подошла мне по совокупности качеств:
* надежная;
* просторная;
* не дорогая в обслуживании;
* приятной наружности;
* мотор пускается всегда;
* динамика в порядке;
* управлять машиной сплошь удовольствие, а подвеска поразительно приспособлена для местных дорог.
Огорчал относительно не малый расход топлива (ближе к 11) и постоянные опасения, что «фордовская» АКПП внезапно может начать умирать (известно немало тому примеров). Найти альтернативу сложно, разве что рестайлинговую «премаси» :-) и с «излеченным» дефектом АКПП. Но не отважился второй раз входить в ту же воду, особо учитывая факт, что эту модель теперь за разумные деньги и не купить уже – решил испытать автомобильное счастье с Honda Civic.
До недавнего времени у нас в семье жила «Хонда» (Integra SJ
Отзыв о Honda Integra SJ) и оставила о себе только положительные воспоминания, да и сейчас своему новому владельцу дарит радость. Однако, мне по потребностям ближе универсал или хэтчбек. «Аккорд» великоват, да и «кушать» будет, поэтому выбор падает на civic в кузове EU3 – там и мотор с запасом, и вариатор вместо АКПП, что должно благоприятно сказаться на расходе топлива (так я думал). Логика выбора особенно подкреплялась тем, что я давно подумывал о «Хонде», но как-то все не складывалось, и вот, наконец, представился случай.
Часть первая, купил – жди!
Калькулятор высветил жестокую цифру – если купить на аукционе «цивик» с мотором 1.7 всего за $4500, то через Владивосток в Москве он обойдется в $11400!!! И это с «таможней» на юр. лицо, на «физика» дороже еще тысяч на 27 рублей. Вывод напрашивается один – проститься с «Владивостокской тропой» и «нырнуть» в цивилизованный канал Япония-Финляндия. Берем счеты, считаем – получаем более дружелюбную цифру – около $10500. За этот путь голосует еще и тот факт, что в дороге ни одна шаловливая рука россиянина не тронет мою собственность :-). На СВХ во Владике (а потом в сетке по дороге в Москву) случается всякое нехорошее, да вы и сами знаете.
Выбрал себе агента (аукцион, документы, организация в целом), подписал договор, внес залог ($1000) и приступил к ставкам – некоторые аукционы мне «открыл» агент, другие всегда видны через российские сайты. Сначала по каким-то соображениям хулиганского характера поставил на черный «малопробежный» в обвесе Fit свежего года и на такой же Toyota Ist. Ха-ха, они «ушли» по умопомрачительной цене под $7000.
Выписка из журнала: «08/04/07. Делаю две ставки: 680 т.йен на серебристый Fit 2003 года с пробегом 45к и 730 т.йен на Civic хэтчбек 2002 года с фантастически малым пробегом 3 000 км! Если б «цивик» купился – я был бы о-о-очень рад. Через полчаса, подумав, снимаю ставку на Fit – все же он маленький и выглядит чуть по-дамски, хоть и интересен технически. Покупать за такие деньжищи маленький авто как-то не поднимается… ничего :-)».
Не буду растекаться «по древу», 10-го апреля – придя на работу – получаю ругательное письмо от агента. Оказывается, я упустил момент в договоре, что после 22 часов ставки не надо отправлять – уже поздно, голова у всех варит плохо, возможны ошибки. Я извинился, пообещал больше так не делать.
Вечером до метро меня везла коллега (в 100-й раз ей спасибо пребольшое). Едем (ползем) в пробке, болтаем туда-сюда, вдруг звонит мне агент и говорит: «Влад, не могу больше твоих ставок принять...»
Я спрашиваю: «что, забастовка в интернете?»
Он: «нет, просто ты купил авто!»
Вот так, буднично, между делом в пробке люди и узнают о своем новом автомобильном счастье :-). Позвонил супруге, обрадовал.
Дома получил по электрической почте инвойс из Японии:
* стоимость машины,
* доставка до порта Японии,
* страховка
* и фрахт до Финляндии (131 т.йен),
итого 731 т.йен или $6184.
и заявление из банка на перевод валюты.
Обратите внимание, что доставка из Японии в Финляндию стоит сильно-сильно меньше, чем доставка «родной» ж/д по родной же земле от Влада до Москвы. Чушь и одновременно свинство, правда?! Я все понимаю – морем всегда дешевле, нежели по суше – но, согласитесь, не до такой же степени надо обдирать своих граждан, что они готовы платить чужим.
Заполнил заявление, отправил в банк.
Итак, что же там «купилось»? Honda Civic в 7-м кузове EU3, старого уже по современным меркам 2001 года. Оценка 4B, трансмиссия – вариатор, мотор 1.668 vtec мощностью 130. Пробег не большой – 34 500 км, цвет серебристый.
Из недостатков, отмеченных в аукционной карте: левые обе двери крашены и не очень хорошо – в переводе карты сказано, что заметны следы ремонта. Есть еще вмятины с палец и царапинки по кузову, но это дело обычное. Задний бампер смещен – так отмечено и написано. А что там на самом деле – покажет время.
Начальная цена 370 т.йен, я давал максимум 550, но хозяин был рад отдать его дешевле :-). Так что мне он достался за 520 т.йен.
Утром 11-го апреля приехал в банк, там уже все готово :-), только подписал, да деньги в кассу сдал. Порадовала комиссия банка за перевод – всего-то $20. Тут же агент мне вернул залоговые деньги, что приятно.
В Японию мои деньги пришли на следующий день, причем, благодаря курсовой разнице я стал богаче :-) на целых $9. В тот же день супруга решилась провести смелый эмоционально-технический эксперимент – начать ставить на Audi с правым рулем :-), как замену своей Honda Integra SJ (автомобиля, возведенного нами в ранг небожителя, а по сути 6-го «цивика» в чуть измененном кузове).
17-го апреля, выписка из журнала: «…в icq появился мой агент, я стал выяснять у него каковы правила "растаможки" авто моложе 3-х лет, а он и говорит: "какие авто моложе 3-х лет, ты стал владельцем «ауди», поздравляю!". Я спрашиваю - "какой еще «ауди»?!". Он отвечает, что я ставил на этой неделе всего лишь на одну «ауди», она и купилась. Шоооооооок, но приятный! А я ведь не верил…
Сообщаю супруге, что она купила «четыре кольца» :-). Она радуется, причем, кажется, радуется факту окончания мучений по выбору авто – авто сама ее нашла. М-да, а ведь мы "чуть не купили" сегодня новый "опель" :-)».
Ну, а я возвращаюсь к civic-у, которого мы прозвали «Чип». 25-го апреля узнал, что он точно успевает на паром, уходящий из Японии в последних днях месяца.
Выписка из журнала: «28-го мая, понедельник. Сегодня выявил еще одну слабую сторону пешеходной жизни. На меня напала ворона!!! Просто ужас какой-то... Шел я утром, чуть раньше обычного, к маршрутке, ворона сидела где-то там, наверху, орала. Я, собственно, на свой счет это не принял – с какой стати? Шел себе и шел. Проверил на месте ли деньги – упс, а джинсы-то я надел после стирки, нет в них ни цента (и даже ни рубля)!
Вернулся, и когда проходил под тем же деревом, ворона орала снова! Ну, я опять не придал этому значения – мало ли о чем она орет, о своем! Однако ж, будучи уже около дома, я ощутил скользящий удар чем-то острым по голове, ближе к уху, и краем глаза заметил уходящую на разворот огромную птицу! Я даже испугаться не успел как следует – настолько быстро и бесшумно она это все проделала (ворона-ниндзя?)!
Вернулся за деньгами, потом на дорогу - пусто. То ли ушла маршрутка, то ли нет... Получается, зря вышел из дому раньше! В общем - утро у меня не задалось - я еще и не смог влезть в маршрутку - мест не было и это в 6:30 утра! ХОЧУ МАШИНУ!!!».
10-го июня – сегодня ровно два месяца с момента покупки «цивика». А он где-то там, бродяга, в морях-океанах болтается.
12-го июня, радостный момент – мне дали во временное пользование автомобиль: Corolla «глазастик», 98 г.в., мотор 1.6 4AFE, АКПП, руль слева. Я больше не пешеход, ура! Это просто праздник какой-то, как говаривал Карабас-Барабас! Ниже четыре-пять абзацев можно пропустить.
Пробую теперь сформулировать плюсы персонального авто, что мне лично "бросается" в глаза.
Когда я на машине, я не думаю о деньгах - всегда вижу, сколько дней могу проездить на остатке топлива в баке. Когда на метро – я постоянно опасаюсь, что на карточке кончились "поездки" :-) Это напрягает. Кроме того, в маршрутке каждый раз приходится в позе «ЗЮ» шарить по карманам, выуживая купюры и мелочь – реально добивает, чувствуешь себя обязанным :-)
Молчу уж про запахи и звуки в городском транспорте – об этом много уже говорено, что поделать – многие люди или вообще не моются, или так от природы «пахнут», что "внимание, газовая атака".
Про потерю времени. Утром на гортранспорте я трачу час 15, на машине – 45, максимум 50 мин. Вечером на гортранспорте, думаю, те же час 15, на машине – полтора в худшем случае 2 часа. НО! Когда я на машине, я могу по дороге домой заехать во много разных мест и осуществить много разных встреч. На метро, простите, это просто нереально. Кроме того, если вы вышли из метро, вы автоматически попадаете на деньги :-) что б снова в него войти. На машине – «пофик» - отклонение от обычного маршрута на 1-3 км не приводит к удорожанию. Так что иногда машина оказывается даже финансово выгоднее гортранспорта, как ни парадоксально. К тому же, личный авто экономит деньги – когда надо попасть в аэропорт, например, такси выйдет не меньше 500 р.!
А еще (мне тут сбоку подсказывают товарищи) машина помогает делать покупки, и экономит деньги на продукты питания – ведь можно «затариться» в гипермаркете, а не в ларьке "24 часа". Кроме того, в ларьке вы можете часто нарваться на... вышедшее из срока свежести «нечто».
Ну и главный плюс авто – это возможность сорваться и поехать во внеурочное время куда угодно – хочешь, на природу, хочешь, на фотосессию, да хоть в Париж :-).
Иной пешеход возразит, мол, а как же налог с автовладельцев? Так я отвечу – зато мои брюки, куртки, дорогие ботинки служат отведенный срок и вид имеют потребный.
Часть вторая, получил – забери. Таможня дает «добро»!
14-го июня. Настало время вносить таможенный депозит, дабы в момент прихода машины в Финляндию просто туда поехать и забрать ее из порта.
В 9-ть утра поехал на таможню. Поездка прошла хорошо, сама процедура внесения денег и написания заявления заняла минут 10-15 максимум. Понадобился паспорт и ИНН. Расклад:
* таможенный платеж за объем двигателя 1668 см3 х ставка 1,5 евро = 2502евро или 86660 рублей,
* комиссия банка за перевод денег на депозитный счет таможни = 500 р.
Вот, смотрите, государство хорошо устроилось - и само не скромно зарабатывает, и еще с нас же за перевод наших же денег берет мзду! На самом деле, все хитро сделано – государство деньги берет не само, а через уполномоченный коммерческий банк, но, простите, это все равно – правила такие придуманы чиновниками, так что вся вина на них, по-любому.
За перевод экспортного японского паспорта на машину и заключение эксперта – 1500 р. Брокеру за содействие, чтобы был готов гарантийный сертификат поскорее – $50 (или 1300 р.).
Итого первый визит на таможню вынул «из меня» для ровного счета 90 000 р.
21-е июня. Новость – первая партия машин с того самого парома, на котором "шел" и мой «цивик», как будто бы приходит в выходные.
26 число. Мой Чип должен был приплыть 20-го, однако, уже 6 дней "в минусе" :-(, а про него ни слуху, ни духу.
Только я посетовал, появляется информация: «какие-то машины наши пришли, но... в Котку, а не в Ханко». Опять же, какие машины? Спустя какое-то время выясняется, что … Чип пришел! Но в… Ханко, как и планировалось :-).
Вечер прошел в поездках по городу: выписал ОСАГО и к агенту за документами. Рассматриваю их – забавно – японский экспортный паспорт на машину, в нем прописан прежний хозяин машины. Зовут его Ибараки-Кен Рюгасаки-Ши Шубеишинден-Мачи ... оцените! Полный комплект документов состоит из: оригинала экспортного паспорта и его перевода, заверенного нотариусом; инвойса, коносамента, страховки; экспертного заключения и двух важных «бумажек» таможни – гарантийного сертификата и таможенной расписки.
28-го в Питер вернулась и начала «растаможку» своих авто группа товарищей, чьи машины прибыли в Котку.
А я только еще собираюсь. Давно уже подначивал свою знакомую, чтобы она меня отвезла в Ханко, и вот свершилось – она согласна, и мы выезжаем сегодня в ночь.
Границу прошли легко и быстро – а что там долго делать в пятом часу утра? Финская «граница» вообще не спросила куда мы и зачем, так что рано-рано утром мы вкатились в Суоми – страну озер – и покатили неспешно (соблюдая скоростной режим) в сторону Хельсинки. Далее по кольцу вокруг него и на Ханко, в общей сложности около 320-330 километров превосходного качества дорог, хоть и под проливным, порою, дождем.
В порту были около 8 утра 29-го июня. В этот час я был один, кто приехал за машиной, так что процедура оформления документов заняла неприлично мало времени по меркам нашего человека. Выписала мне тамошняя портовская таможня транзитные номера и страховку (типа нашего ОСАГО) на один день – 25 евро. За услуги порта заплатил 65 евро (в Котке дерут по 160), а каждый день стоянки в порту обошелся мне в 1 евро (всего 6 или 7 дней, что говорит о своевременном прибытии машины). В завершение, мне выдали пакет с ключами от машины и бустер, на случай, если аккумулятор на машине «мертвый» и надо будет «прикуривать».
И вот долгожданный момент – мы едем вдоль рядов чистеньких, приплывших с разных концов Света, автомобилей и я высматриваю своего Чипа. Нашелся он быстро – стоит, грустит, наверное. Поехали, говорит, домой скорее :-).
Я, конечно, поспешал, но, не торопясь – открыл капот, бегло осмотрел мотор, на котором ни пылинки. Сел в машину – весьма просторно и очень-очень чисто. Одометр показывает 34415, а на водительском кресле полиэтиленовый чехол – ну, точно, делали предпродажную чистку. Поворачиваю ключ… вжик – завелась с пол-оборота – стартер бодрее бодрого крутит! А я переживал, наслушался историй про «сдохшие» батареи. Тут соображение такое – на «свежих» авто аккумуляторы еще «родные» и на грани истощения, потому они и «сдыхают». А на авто стареньких батареи часто уже заменены на новые.
Пока мотор приходит в себя после длительно бездействия, осматриваю кузов и багажник. Выглядит машина небольшой, а пространства внутри неожиданно много. Кузов на вид без особых изъянов, есть царапины, отмеченные на карте. Так же нашел смещение заднего бампера, настолько незначительное и симметричное, что не стоит и голову морочить. Легкий налет пыли не позволил оценить качество окраски левой стороны – на первый взгляд там все нормально. Открыл багажник – он просто девственный! Давно не видел такого непотертого чистого салона и тем более – багажника. Обнаружилась одна досадная царапина – на пассажирском «эйрбэге». А с резиной на этот раз повезло – она почти не сношена, на два сезона точно хватит.
Обратный путь был не сложен (хоть в конце и утомителен), заправлялся пару раз (бензин тамошний стоит около 47 рублей), пока не въехал на нашу границу. Зная об очередях на переходах Торфяновка и Брусничное, поперся на са-а-а-амый дальний переход – Иматра-Светогорск. Ну, и…? Простоял тупо шесть (!) часов в очереди таких же «хитропопых» :-) Причем, машин было не очень много (в основном, BMW X5), просто таможенник не сильно усердствовал! Кстати, тут и встретил своего агента, он гнал из Котки очередную машину.
На СВХ приехали около двух ночи – ровно сутки ушло на процедуру доставки автомобиля в Питер – от порта Ханко пройдены 616 км.
На утро понедельника, отдохнув за выходные, с 8 утра приступили к растаможке. Важным пунктом было успеть получить набор бумажек, что б попасть на утренний 10-и часовой осмотр таможенным инспектором. Не буду описывать подробности, скажу лишь, что принципиально сложного нет ничего, если ваш таможенный декларант не тормоз и компьютеры таможни работают исправно, то все будет хорошо и не очень долго. К обеду беготню закончили, осталось лишь ждать. В сумме потрачено 6800 р. (СВХ 3150 р.; оплата курсовой разницы 700 р., остальное декларанту). К вечеру был в МРЭО, где и получил «номера» с цифрами 911, натурально, Чип :-).
Из технических штучек: заранее купил банку HMMF и маленький внешний фильтр. А еще купил салонный фильтр. Заменю вскоре. Уже заменил штатную «хондовскую» CD-магнитолу на JVC с «ченчером». Кстати, перед продажей японец снял с машины навигацию и поставил вышеназванную «родную» магнитолу.
Часть третья, первые впечатления.
Civic ли это? Нет, в традиционном смысле, конечно, не «цивик». Это автомобиль совершенно другой идеологии, придуманный другими людьми, отринувшими почти всё наследие прошлых поколений Civic-а.
Начнем с экстерьера. Главная отличительная внешняя черта «прошлых» «цивиков» – гармоничный и динамичный образ, главный вклад в который вносил довольно длинный нос, выразительная форма колесных арок и относительно низкий в целом силуэт. В этом же кузове EU «цивик» похож, скорее, на микровэн, и это особенно подчеркивается коротким ниспадающим капотом, высокой крышей и прямой посадкой в кресле. Я не говорю, что это плохо или не красиво – это просто иначе, непривычно. Это шаг в сторону практичности, вместительности, удобства пассажиров. После «премаси» лично мне это показалось нормальным и желаемым, а у других автолюбителей после «цивика» – может вызвать неприятный шок :-).
Переходим к салону, или по научному, к интерьеру :-). Материалы отделки стали попроще, подешевле, особенно – пластик. Даже в моем случае – где присутствует «климат» – пластик неприлично бюджетный. Единственное, что радует, так это обивка кресел, она обладает прекрасными фрикционными свойствами, радует глаз и на ощупь ближе к велюру, чем к тряпочке. Сами сиденья следует признать удобными, но это именно кресла, посадка в них ближе к «минивэнам». Водитель может опустить руль так, что локти точно ложатся – правый на подлокотник двери, а левый на подлокотник между креслами. Этот предмет удобства прекрасно выполняет свою функцию и для пассажира, потому как весьма широкий, спасибо эргономистам. Приборы читаются нормально, в темное время суток их подсветка не раздражает, но и не кажется тусклой. Если руль опустить до упора, то верхняя его часть частично перекрывает спидометр. Указатель топлива работает все так же скачкообразно, но обрел сигнальную лампочку, теперь трудно не заметить факта, что бензин на исходе. Селектор управления трансмиссией по-минивэновски вскочил с пола на консоль, предоставив возможность «ходить» справа налево и обратно. Впрочем, это удобно и полезно.
На центральной консоли единственное привычное место – это «крутилки» микроклимата и надоевшее уже отсутствие встроенных жидкокристаллических дисплеев, на которых отображалась бы необходимая информация. Есть по-прежнему спрятанный внизу справа блок регулировки зеркал, куда теперь добавлена кнопка их складывания. Так же привычно нет часов. Климат-контроль есть, а на часы денег у фирмы не хватило – в общем, вот только беднота и осталась от Хонды :-), и то, на нашей Integra SJ пластик был мягкий!
В передней части салона просторно, пассажир и водитель никоим образом не стеснят друг друга, а зимой смело можно ездить в папахе – места над головой «вагон». Порадовали ремни безопасности – они не стремятся вас удушить, изо всех сил притягивая к стулу – удачно сделано.
Справа от руля есть мини-полочка под мобильный телефон. Свое продолжение она находит перед пассажиром, как раз над бардачком, и способна вместить авторучки, зажигалки, сигареты, ключи от квартиры и прочую «ерунду». Не забудьте только положить в эту полочку что-то типа подкладки – а то в поворотах все это добро будет летать из стороны в сторону. Сам бардачок не велик, но и не мал, что-то среднее, к тому же – не лучшей формы.
При росте 176, устроившись на месте водителя, вольготно сажусь на задний диван «сам за собой». Насколько вольготно? На пол, в ноги пассажира за водительским креслом, легко ложится большая круглая 19-литровая бутыль для воды. Колесная база 2.68 м – как у «премаси» (!) – дает достаточный простор задним седокам, пожалуй, самый большой в этом классе (кстати, civic-седан ES базу имеет меньше на 8 см). И все же, втроем на заднем диване далеко ехать не советую – ширина салона не располагает. Вдвоем – самое оно – изменяемый наклон спинки и подлокотник в заднем диване обеспечат комфорт и даже некий уют. Заглянув под передние кресла, нашел там небольшие воздуховоды к ногам задних пассажиров, зимой проверим их эффективность.
Что касается удобства проникновения в машину – двери открываются достаточно широко, а закрываются легко; крышка багажника захлопывается фактически сама, стоит лишь придать ей небольшой начальный импульс.
Багажник не плох по размеру, но, как обычно, не предусматривает каких-либо секций и отделений для размещения необходимых предметов. Эта «скромность» привычна для «японцев», но начинает уже раздражать, честно говоря. Чтобы увеличить объем грузового отсека – открываем заднюю пассажирскую дверь, находим снизу на подушке ремешок, тянем вперед – подушка выдвигается. После этого откидываем ее вверх, в сторону переднего кресла. Теперь вынимаем подголовник из спинки и, потянув клавишу рядом с подголовником, опускаем спинку вперед – you are welcome, получаем ровную поверхность. Повторяем ту же манипуляцию со второй половиной дивана. В итоге имеем площадку, на которой по диагонали может вытянуться человек среднего роста (170-175 см). Что важно – при этом не нужно сдвигать вперед передние кресла. К слову сказать, в «субаре импрезе», например, не нужно вообще трогать подушку заднего дивана, просто опустите спинку – получите тот же ровный пол, только проще и быстрее. В этой номинации Civic, увы, получает «незачет».
Переходим к драйверской части, вызвавшей во мне наиболее противоречивые эмоции. Сначала даю слово супруге – она долго ездила на «цивике» 6-го поколения, и первый месяц питерской жизни Чип тоже больше был в ее руках – есть что и с чем сравнивать.
«Первые впечатления – это не Civic! Да это, вообще, не Honda! Это прикольный автомобильчик – зажигалочка, по повадкам напоминающий Mazda Premacy. Отзывчивый, но в поворотах раскачивается. Чтобы «поиграть в шахматы» приходится интенсивно работать рулем, колеса поворачиваются на слишком малый угол, потому и радиус разворота просто гигантский. В скоростных поворотах переставляет колеса, ощущения не из приятных, если честно, но в целом дорогу держит. Когда приноровишься к особенностям динамики, специфическое поведение в поворотах перестает пугать и раздражать, в конце-концов – это городской автомобиль, а не гоночный болид.
Салон очень большой, места – вагон! Обзор не плохой и заднее стекло не сильно пачкается… руль противно легкий!!! По отзывам владельцев других марок, электроусилитель – гадость редкостная. Факт.
Скоростные характеристики коника радуют, ускоряется с любой скорости, что пользительно на трассе и в городе. Вариатор прикольная штука.
Система вентиляции очень хороша!
В целом, чем больше катаешься, тем больше хочется!»
На данный момент одометр Чипа показывает 39 т.км. с хвостиком, позади более 4 000 разных дорог, можно сделать кое-какие выводы о его повадках.
Пока ехал по Финляндии, было все более-менее, в рамках приличия. Первый тревожный звоночек прозвенел на первых отечественных «кочкоямах» – «Боже, что с подвеской?!». Главный вопрос – зачем инженеры Хонды сделали на этом «цивике» такую чрезмерно жесткую подвеску? Отвечаю сам себе – они не нарочно! Просто не догадывались, что где-то там, далеко-далеко на Западе есть дороги, не приспособленные под автомобильное движение. Да и действительно – я теперь все старые свои маршруты заново изучаю на предмет ям, а иногда приходится и новые пути искать, более ровные. В общем – с точки зрения комфорта – подвеска никуда не годится для наших дорог. Возможно, вам повезло больше, ровные дороги позволяют вам пользоваться хорошими машинами, типа «Порше», «Феррари» и … 7-м «цивиком» :-). Если вы думаете, что я придираюсь, таки нет – я просто сравниваю с другими своим авто. К примеру, «премаси» – великолепно переваривала всякие ямки и кочки, при этом завидно хорошо сопротивлялась кренам в поворотах! «Цивик» в 6-м кузове – в поворотах «стоял» как влитой, обладая просто «картинговой» управляемостью и довольно хорошо проглатывал неровности – спасибо «многорычажке». «Тойоты», да, никогда не блистали управляемостью, но надежно предохраняли седоков от тягот и невзгод дорожного покрытия. Чтобы чуть разбавить подвесочную «бочку дёгтя» Чипа, похвалю энергоемкость – даже на крупных неровностях стойки достойно сопротивляются пробою. Посмотрим, что будет зимой – обычно первые же серьезные морозы «приговаривают» амортизаторы на «цивиках» этого поколения.
Тормоза. На мой взгляд, они слишком резкие. Чуть педаль тронул – норовит встать, как вкопанная, не адекватно. С другой стороны, когда привыкнешь (я до сих пор не адаптировался), наверное, будет здорово. ABS срабатывает довольно рано – отношу это на счет жесткой резины (или как раз это и есть следствие слишком ярых тормозов?). Ручной тормоз стал ножным – слева внизу над ступней педалька – но растормаживается ручным методом – надо тянуть рукоять справа внизу.
Что с управляемостью? Того, кто придумал этот «электроусилитель руля», надо сослать в Ад, не меньше. Этот «девайс» совершенно разобщает водителя и передние колеса автомобиля. Возможно, есть «хорошие» электроусилители, но этот – ужасен. Не знаю, много ли экономит мощности мотора отсутствие гидронасоса, но удовольствия от вождения потеряно очень много, увы! Кроме того, в поворотах «цивик» кренится больше ожидаемого, особо учитывая жесткую подвеску! В общем, после всех радостей 6-го кузова руление 7-м вызывает «слезы горечи и утраты».
Выполнение маневра разворота вызывает тихий ужас – там, где «цивик» EU не может развернуться, это легко делают микроавтобусы! Я в шоке – это каким местом надо было конструировать передок машины класса «С», что б такие малые углы поворота колес заложить?!
Нет, не подумайте чего плохого – поведение автомобиля на дороге надежно и безопасно, но не ищите драйверского удовольствия, оно осталось в прошлом (ездил тут не так давно на новом «цивике» – понравилось больше, похоже, в восьмом кузове исправлены многие просчеты).
Прелести вариатора я оценил на трассе «Скандинавия» – когда мы ночью возвращались из Финляндии. Идешь 130-140 км/ч, упираешься в зад тихоходу, скорость падает до 100, как только появляется возможность обгона, прижимаешь педаль – и машина очень уверенно следует за движением ступни, набирая те же 130, при этом мотор не особо и «напрягается»! АКПП в этом случае обязательно бы перешла на пониженную, затем с ревом мотора забросила бы обороты к 4,5-5 тысячам оборотов – классический «кик-даун». Вариатор – нет, все делает в высшей степени быстро, тихо и экономно, большой «респект» инженерам. Наблюдал за соотношением скорости и оборотов: на 80 км/ч имеем 2000, 2500 дает нам примерно 100 км/ч, а на 110 км/ч – чуть меньше 3000 об/мин. Трогаюсь с места всегда плавно – в отличие от АКПП, здесь работает многодисковое сцепление («стартовый» пакет), которое «спалить» светофорными гонками проще простого. После начала движения динамика разгона зависит только от вашего желания – мотор уверенно тянет с низов – спасибо VTEC, а вариатор выбирает передаточное отношение оптимально нагрузке и оборотам – сказка, не трансмиссия! Еще одно наблюдение – в самом начале движения мотор порыкивает, так забавно, только не понял – что это и откуда.
Про режим «S». Все выглядит так, что в этом режиме обороты просто смещаются вверх на тысячи полторы, разгон становится резче. Годится для временного употребления, постоянно так ездить бессмысленно, мотор просто достанет вас своим шумом. И уж совсем как экстренная мера – режим «L» – вот уж где башню сносит, настоящий спортивный разгон!
Под нагрузкой динамика машины сохраняется – когда ехали в Финляндию за «ауди», в машине было трое – разницы с минимальной нагрузкой не замечено.
О прогреве: если не ждать, пока стрелка температуры подползет к нижней черте, и начать движение, то в положении «D» или «R» при нажатом тормозе обороты пытаются упасть, потом возвращаются, потом снова вниз – «гуляют». В противном случае – все нормально, падения оборотов нет. Может, только у меня такая особенность, не знаю.
Процедура смены жидкости в вариаторе похожа на смену масла в двигателе. Откручиваем сливную пробку, подставляем мерную банку (из под воды) литров на 5. Ждем, пока все сольется. Тем временем снимаем малый фильтр в магистрали охлаждения вариатора (он рядом с нижней кромкой бампера). Сначала сдергиваем хомутики, затем откручиваем кронштейн и фильтр с кронштейном оказывается у нас в руках. Я менял жидкость на пробеге около 39 т.км., то, что слилось в мерную банку, разительно отличается в темную сторону от новой жидкости. Новую переливаем из магазинной металлической 4-литровой банки в сухую пластиковую бутылку из под воды. Наливаем ровно столько, сколько слилось (чуть меньше 4 л.) старой жидкости в мерную банку. Заливать надо через воронку, которая вставлена в шланг, а шланг вставлен в отверстие щупа, причем воронку вставляйте не плотно, чтобы воздуху было куда выходить. Фильтр внутри вариатора не менял, сделаю это при второй смене жидкости, тысяч через 35. Замена никак не отразилась на поведении авто, оно и к лучшему.
Про двигатель отдельно сказать что-то определенное не могу – мало еще знаю о нем. Звук издает среднего тембра, не слишком высокий, но хотелось бы посолиднее. Пускается уверенно, после чего обороты падают к 500 и тут же поднимаются до прогревочных, далее все нормально. Замена свечей эту ситуацию не исправила, но пропала дрожь, когда стоишь на светофоре, т.е. холостые стали увереннее. Старые свечи NGK выглядят изрядно «поюзанными» – впечатление такое, что они были поставлены еще на заводе.
Звукоизоляция и музыка. Штатные динамики, установленные в четырех дверях, оказались не самым плохим вариантом, чего не скажешь про шумоизоляцию салона – она традиционна слаба. Конечно, это можно объяснить хорошими дорогами «там», мол, «а им и не надо». Я же склонен отнести это на счет двух факторов. Первый – невысокий класс авто, второе – традиции японского автопрома, благодаря которым интерьеры их машин часто просты и незатейливы. Но я-то привык уже к этому, «премаси» тоже была в плане шума консервной банкой, так что «цивик» тут даже чуть выигрывает.
Климатическую установку в полной мере оценить пока не смог. Могу засвидетельствовать – когда за бортом +30, кондиционер справляется на 4+, выше не ставлю только потому, что недавно смог оценить работу «климата» audi – вот где супер-то!
Стеклоочистители и фары. Претензий нет, отлично справляются с работой, а фары, к тому же, в мокрую погоду слабо загрязняются.
Расход топлива. Если не соблюдать скоростной режим, то в городе с 30% времени пользования кондиционером получается чуть меньше 9 л. на сотню. Запас хода в городе не менее 500 км. (фактически 510-530).
На трассе в среднем 7 л. (по Финляндии меньше, по родимым дорогам больше). На баке можно проехать 700 км. Топливо использую АИ92, АЗС «Шелл». Размер топливного бака, похоже, литров 55, не меньше – однажды в него влезло 49 л.
Цены на расходники (для справки).
Салонный фильтр, одна его секция, 600-500 рублей, всего надо две. Меняется элементарно, методом открывания крышки бардачка, сжатия ее с боков, после чего она падает вниз и повисает (все содержимое оказывается на полу), открывая доступ к крышке фильтра.
Свеча зажигания Denso KJ20CR-L11 стоит 80-100 р. Высоковольтных проводов нет, каждый свечной наконечник вверху содержит индивидуальную катушку зажигания. Замена свечей особых проблем не вызывает, разве что кроме свечного ключа понадобится отвертка.
Комплект для замены ремня ГРМ (очень дорогой ролик) около 3000 р. (столько же и работа).
Масляный фильтр оригинал – 180 р.
Воздушный фильтр оригинал 730 р. Меняется не сложно, но нужно иметь при себе отвертку «крестик».
Масло HMMF в вариатор около 2200 р., фильтр малый 460 р.
Лампочка :-) переднего поворотника 150 р.
Колодки тормозные «кашияма» в сумме 2000 р. За передние и задние.
Амортизатор передний оригинал от 4700 до 5700 р., «каяба» около 5400 р. Задний амортизатор «каяба» 2200 р.
Диски колесные стальные – отдельная песня. Центральное отверстие 56 мм вызывает у продавцов Питера лишь беспомощные пассы руками – «а, нету, есть только 57». С легкосплавными ситуация лучше, но тоже – не на каждом углу.
По-моему, пора заканчивать – делать выводы.
Я получил в руки относительно экономичный, при этом динамичный и с просторным салоном автомобиль – т.е. то, что и хотел. Комфорт по нашим дорогам оказался ниже ожидаемого, но я работаю над собой :-), не ставлю это во главу угла, как и не очень большой багажник. Все остальные параметры «цивика» лежат в пределах разумных допусков, явно негативного пока ничего не обнаружено, хотя компромиссы в каждом углу. К внезапной и преждевременной кончине амортизаторов морально я уже готов :-), надеюсь, это будет единственным минусом в плане надежности.
Все мои придирки к «цивику» объясняются лишь тем, что мне есть с чем сравнивать. Начинающему автомобилисту этот авто наверняка во всем понравится и полностью устроит как в плане комфорта, так и по динамическим показателям.
Желаю всем удачи на дорогах и в жизни,
берегите себя и окружающих.
P.S. Много фотографий не прикладываю, их тут и без меня достаточно.