Приветствую!
Решил написать отзыв больше для тех, кто раздумывает над приобретением нового автомобиля Honda CRV 5-го поколения сейчас, в 2020 году. Сразу скажу, что если бы я выбирал сегодня, то не сделал бы выбор в пользу данного авто.
Итак, поехали.
Я приобрёл в прошлом году можно сказать случайно. То есть были планы, но не так чтобы срочно. Естественно периодически осматривалось всё, что было в автосалонах. Корейцев не хотелось, дизайн не нравится и цена уже не очень интересная. РАВ4 уже был устаревший (новый приезжал только в октябре), собственно как и Мазда CX-5 и Аутлендер, Тигуан. Этого всего много на дорогах. Хотелось чего-то свежего, оставались на примете Форестер, Кодиак и вот случайно забрёл в соседнюю дверь салона Хонды, где стояли CRV и Pilot. Я кстати первый раз увидел новую CRV именно в салоне, на дорогах их вообще не замечал, был уверен что до сих пор продаётся 4-ое поколение рестайл.
А предыстория такова, что вокруг Хонды мы ходили ещё лет 20 назад, вначале вокруг H-RV, потом через несколько лет вокруг C-RV II, потом в 2009 году вокруг C-RV III, потом в 2014 году вокруг C-RV IV. В те годы Хонда была очень популярна в России и считалась неким образцом и эталоном, но ни разу не сложилось её купить. Может звёзды так сходились, что не было возможности ждать и подворачивалось что-то более выгодное по цене. Как раз в те годы корейцы захватывали рынок и банально за меньшую сумму выходила более жирная комплектация.
Но в 2019 году, когда предыдущий автомобиль состарился и появилась возможность обновить, в отсутствии чего-то свежего наконец-то была куплена Хонда CRV, с мотором 2.0 150 сил в максимальной комплектации. По моторам - надоело платить повышенные страховки и налоги и выбиралось именно до 150 л.с., я не участник светофорных гонок.
Ну и показалось, что Honda чуть качественнее конкурентов, американская сборка как никак. Тест драйв в принципе понравился, но на тесте была 2.4 и дополнительно шумка сделана, плюс менеджер ездит по ушам, не даёт сосредоточиться на посторонних шумах. Кстати, я ездил именно на той самой красной CRV 2.4 с номерами А-АА, которая в обзоре у Академика и прочих блогеров, у дилера "Максимум" в Петербурге, на Руставели 53.
Это была предыстория, почему я купил CRV без длительного и скурпулёзного изучения отзывов, тестов. Первое впечатление и незакрытый гештальт молодости иногда бывают сильнее логики. Я думаю что в целом те немногочисленные покупатели CRV - это лояльные владельцы старше 50 лет той самой некогда популярной марки на российском рынке, владевшие несколькими поколениями CRV подряд.
Да, именно немногочисленные, всего за январь 2020 года в России продано 107 автомобилей Honda, это число включает CRV+Pilot. Не знаю сколько точно продано CRV, но думаю от 90 до 100 штук. Для сравнения, только новый RAV4 в РФ был продан в январе 2020 года в количестве 2618 штук, тем самым занял 7-е место про продажам.
И на текущий момент в России осталось всего 20 дилеров марки HONDA. Для сравнения, только дилеров Skoda в Петербурге сейчас 10, а в Москве 22. А в том же 2008 году в Петербурге было 8 дилеров Хонды!
Рынок голосует рублём, Honda просто стала неинтересна за свою цену в России. Из-за ввозных пошлин и отсутствия локализации переплата за CRV относительно конкурентов с тем же набором плюшек составляет около 300-400 тыс.
Но и это ещё не всё.
У Хонды очень запутанная схема гарантийных обязательств. Автомобили импортируются то самими дилерами, то представительством ООО "Хонда Мотор Рус". Почему это важно? Дело в том, что если вы захотите предъявить претензию в рамках закона о защите прав потребителей (например вернуть автомобиль из-за существенного недостатка или нарушения сроков гарантийного ремонта) то поймёте, но надлежащего ответчика нет.
С одной стороны, в договоре купли-продажи есть Продавец в лице дилера, но с другой стороны гарантию обеспечивает некая компания Хонда. Цитата из сервисной книжки: "Гарантийные обязательства выполняют уполномоченные дилеры компании Хонда". Внимание, вопрос к юристам, а кто такая компания Хонда в России?
ООО "Хонда Мотор Рус" - это компания Хонда? А может HONDA of America MFG. - это компания Хонда?
Или "American Honda Motor Co." - это компания Хонда? Ну или же Honda Motor Co., Ltd. - это компания Хонда?
Кто изготовитель ясно - это американский завод в Огайо, США (HONDA of America MFG.)
Неясно, в итоге, кто такая "компания Хонда", которая уполномочила "официальных дилеров"? На вопрос можно ли где-то ознакомиться с документами, подтверждающими полномочия юридических лиц я ответа так и не нашёл. Более того, даже менеджеры дилеров не понимают о чём идёт речь (или же уклончиво молчат). Хотелось бы прояснения данной ситуации, а не абстрактных рассуждений в стиле Мавроди "всем всё платится".
Я не говорю о том, что гарантии на автомобили вообще нет. Она есть, дилеры чинят. Но гарантия, как говорит известный автоюрист Ярдрей, это более широкое понятие, нежели устранение недостатков. По закону о защите прав потребителей можно так же требовать компенсацию за причиненный заводским браком ущерб, требовать расторжения договора купли-продажи в случае выявления существенного недостатка или затягивания сроков ремонта.
И вишенка на торт.
СРОК СЛУЖБЫ на автомобиль HONDA установлен сейчас ТРИ ГОДА. Да, вы не ослышались, не срок гарантии, а срок службы.
На вопрос, заданный на форуме, представитель ООО "Хонда Мотор Рус" Маргарита пояснила, что это юридическое ограничение для защиты интересов компаний, несущих убытки на Российском рынке от недобросовестных покупателей.
То есть представитель ХМР считает покупателей, которые защищают свои права через суд, недобросовестными, для этого и прописан такой маленький срок службы. Видимо после 3-х лет эксплуатации автомобиль нужно сдать в утиль.
А может Хонда знает чуть больше про качество своего автомобиля? И если автомобиль действительно надёжный, то в чём проблема установить нормальный срок службы, как это делают все остальные уважающие себя марки? Ну Тойота же не устанавливает 3 года и не считает всех покупателей недобросовестными.
И здесь я поясню, почему это очень важно. После истечения гарантии жизнь автомобиля не заканчивается. Срок службы это некая расширенная гарантия и у большинства марок он не установлен, а значит по закону составляет 10 лет.
Согласно Закону о защите прав потребителей срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется:
- обеспечивать возможность использования товара по назначению
- нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. (ст.5 п.1 Закона).
Что это означает, в переводе на человеческий язык? В течение срока службы потребитель имеет право:
- на обеспечение ремонта и технического обслуживания товара (то есть у официального дилера вам гарантированно должны починить поломку любой сложности, включая заказ какой-нибудь редкой запчасти)
- на предъявление требований по поводу существенных недостатков в товаре (если вышел из строя двигатель, вариатор, система полного привода, системы безопасности и другие дорогостоящие узлы)
- на возмещение вреда (если вдруг в результате заводского брака был причинён ущерб, вспомним печально известные подушки Takata).
А также отзывные кампании распространяются именно на срок службы. Не надо при этом путать гарантию доброй воли и то, что можно требовать по закону.
Ещё стоит отметить, что запчасти на новую CRV крайне дорогие, как на премиум. Когда закончится срок гарантии - например задняя хромированная накладка, облезающая от зимней соли, стоит космических денег. Подлокотник, в котором разбалтываются крепления, тоже.
Что касается самого автомобиля - он обычный, не лучше и не хуже конкурентов.
Я не буду повторять то, что уже написано в других отзывах. Американская сборка тоже имеет косяки. И сверчки есть, и дребезжит что-то в районе задней полки, и двери сварены из 2-х половинок и куча пластика криво приделанного. Вариатор свистит. Органайзера в багажнике никакого нет, никаких удобств. Ощущение, что сэкономлено на всём. Запаска лежит прямо на утеплителе. Свет светодиодных фар ночью на мокрой дороге не видно от слова совсем, кстати какой-то неангажированный блогер об этом говорил и это чистая правда - фары светят ужасно. Противотуманки чисто формальные, они больше на ходовые огни похожи, свет хуже китайского фонарика.
Шумоизоляции нет, сиденья неудобные для дительной дороги, спина начинает болеть, ноги затекают. Комфортного положения, несмотря на 8 регулировок, поясничный подпор, я так и не смог найти. Ну да, есть встроенный Яндекс навигатор, но сейчас он есть почти у всех.
Возможно ничего критичного нет, огрехи есть у каждого автомобиля, но я расчитывал получить от Хонды бОльшего. А сложилось такое впечатление, что технически Хонда осталась в прошлом и почивает на лаврах. Слоган нового CRV-5 "Заряжен технологиями". Вот скажите, какими он технологиями заряжен, которых нет ни у кого? Ни адаптивного круиз-контроля, ни помощника движения по полосе, камеры 360... ничего особенного в ней нет. Сейчас у всех всё то же самое, даже у китайцев, а у ВАГа этих технологий, доступных в Тигуане и Кодиаке в 2 раза больше.
И ещё - дилеры практически не делают скидок. В автосалонах сейчас продаётся 2019-ый год выпуска и будет продаваться наверное всё лето, а может и до конца года. Вот в буквально в январе 2020-го ещё остатки 2018-го года выпуска стояли. В то время как другие марки на 2019-й год делают жирные скидки по 200 тыс, плюс что-то по трейд-ину... и в итоге можно приобрести такого же класса автомобиль существенно дешевле (с учётом скидок и на 500 т.р. дешевле) или доплатив совсем немного взять с учётом скидок уже классом выше.
Дык... и если в Хонде нет ничего особенного и качеством она не отличается - какой смысл переплачивать? Ну согласитесь, 300-500 тысяч на дороге не валяются. Просто если спрос находится на уровне 100+/- машин в месяц, то что с ликвидностью на вторичке? Сколько она потеряет в цене при перепродаже, учитывая что ГОД имеет значение. Банально вы конкурентов российской сборки купите сейчас 2020-го год выпуска, а Хонда будет 2019-го без всяких скидок. И через 3 года задумаетесь о продаже... Хонда только по году выпуска будет проигрывать. Опять же тут у менеджеров припасён очередной миф, что б/у Хонда не дешевеет. Они говорят, что вот клиент покупал в 2014 году CRV-4 и сейчас отдал в трейд-ин всего на 200 т.р. дешевле. Да, но в 2014 году курс доллара был другой и машина стоила 1,4 млн и по той цене это был один из бестселлером в классе. И просто из-за всеобщего подорожания она сохранила свою цену.
Менеджеры автосалона апеллируют к надежности. Вот это аргумент что называется из воздуха. Как можно говорить о надежности конкретно CRV-5, когда нет статистики? Да, 3-е и 4-е поколение показали относительную надежность, но на мой взгляд на уровне всех японских машин с классическим автоматом. Здесь же вариатор, много электроники... как всё это себя будет вести после гарантии - большой вопрос. А то, что у многих выпадает кнопка селектора передач - это как? Не знаю, мне кажется многие мифы о вечноломучих вагах, а супернадёжных тойотах пора развенчать. Для меня главное это гарантия и возможность устранить крупный недостаток бесплатно в течение 10 лет после покупки. А надёжность в эпоху глобализации и экономии - это какое-то эфемерное понятие. Салон, кстати, вряд ли натуральная кожа, по ощущениям ближе к кожзаму, опять же в угоду зелёным.
Такие вот пироги. Надеюсь, что мой отзыв получился честным, объективным, с легко проверяемыми фактами. И он поможет совершить более осознанный выбор. И вряд ли кто-то теперь скажет, что я засланный казачок, что этот отзыв мне заказали Шкода, Тойота, Хавейл, Джили и далее по списку.
О, кстати, чуть было не забыл. Как я выяснил, у Субару тоже срок службы 3 года. Хорошо, что не стал рассматривать её. Хотя вряд ли это остановит ярых фанатов, да и это единственный авто в классе японской сборки. И помню там на движках FB20 вкладыши проворачивало. Не в курсе, доработали ли их сейчас?
С чем не согласны - аргументированно пишите в комментариях. Отдельный привет Маргарите из ООО "Хонда Мотор Рус", по поводу LED-фар я предлагаю владельцам направить жалобу в Росстандарт с требованием провести дополнительные испытания на соответствие ГОСТ в условиях тёмного времени суток и мокрого асфальта (неосвещенный участок дороги), т.к. это влияет на безопасность. Ну реально, не видно ни зги.
Спасибо, что дочитали, всем добра!