Решение купить японский автомобиль было принято месяцев за восемь до самой покупки.Пришла пора менять средство передвижения.И в качестве оного хотелось иметь комфортабельный,современный,экономичный автомобиль.Российские машины в эту категорию ну никак не попадают.Мысли о том, какую именно модель брать не было и чтобы хоть как-то определиться с выбором стал покупать различные автомобильные газеты,журналы,в которых можно было посмотреть описание моделей,их технические характеристики.Изредка заглядывал в Интернет.Постепенно стал определяться с выбором.Не столько с выбором конкретной модели, сколько определился в каком кузове мне надо авто.Хотелось иметь или минивэн,или хэтчбэк.Мне нужен был автомобиль,в котором можно не только комфортно ездить самому и пассажирам,но можно было б увезти-привезти кой-какой груз.Есть дача,поэтому надо туда весной увезти рассаду,привезти осенью урожай да и вообще мало ли что еще.В седане все это сделать проблематично,а универсал не нравится сам по себе.Ну и год выпуска что б был 1999-01.Более молодые не потянуть по деньгам.Под эти требования попадали Тоyota Raum,Тоyota Spasio,Маzda Demio,Honda Fit,Мitsubishi Colt.У каждого свои преимущества и недостатки.В зависимости от моих предпочтений именно в таком порядке и был определен приоритет.Поначалу хотел взять авто с аукциона,но это ждать 2-3 месяца пока сыграет ставка,пока доставят-долго.Да и на тот период всего одна фирма в нашем городе занималась покупкой авто с аукционов Японии.Да и в Иркутских фирмах на тот момент не было желаемых автомобилей.А на дворе уже конец июля.Короче, решено было ехать на авторынок Иркутска,посмотреть там.Многие там покупают машины.Вот и сели мы с женой вечером в рейсовый автобус до Иркутска.Утром были на месте и сразу на рынок.Машин много,глаза разбегаются.Пошли по рядам смотреть Раума.Обошли все,а Раумов безпробежных и нет.Был правда один красненький,но в новом кузове и цена не наша.Были два с местным пробегом,но не приглянулись-у одного салон грязноват,у другого стук при езде в подвеске,требует ремонта.Стали смотреть Спасиков-результат почти тот же.Либо по деньгам не подходят,а подходящие-сплошь конструкторы.Демио были в самой скромной комплектации.Ну если уж брать японца,так чтоб в нем все было.Ходим-ходим,смотрим-смотрим,а результат нулевой.Решили обратить внимание на Хонду-Фит.Смущало то,что у него вариаторная коробка.Слышал,что вроде как не совсем надежны вариаторы.С другой стороны все больше машин различных марок комплектуются такими коробками.Тут и Хонды,и Ниссаны,и Тойоты.Ну думаю посмотрю,а там видно будет.На вид небольшая машинка в современном,стильном кузове.Маленький капот,большие с прищуром фары и огромное лобовое стекло сразу бросаются в глаза.А уж когда сел в салон был удивлен насколько внутри Фит больше,чем снаружи.Совсем не ожидал,что внутри ТАК свободно.А уж когда продавец показал возможности трансформации салона я понял-это очень близко к тому,что мне надо.У Фита не только можно сложить спинки задних сидений вместе или отдельно(причем образуется совершенно ровная поверхность),но и, не складывая спинки, просто поднять сами сиденья.Тогда на полу достаточно места для разной поклажи или собаки.Не знаю других машин, которые можно так трансформировать.Приглянулась Хонда своими возможностями,хорошим салоном,внешним видом.Двигатель работает ровно,тихо,масло в нем еще не совсем темное.В вариаторе жидкость вообще чистенькая,без запаха гари.Судя по сервисной наклейке под капотом и записям в сервисной книжке менялась за 7 тыс.км до того.По ходовке на взгляд замечаний тоже нет,пыльники целые,стойки,амортизаторы сухие.Салон чистый,все работает.Решили брать.Продавец немного сбавил цену и пошли оформлять куплю-продажу.Справка-счет,страховка ОСАГО, все рядом.И вот у меня на руках документы на Хонду-Фит 2001 года.Пора в обратный путь,а он не близкий,почти 1 тыс.км.Надо сказать,что до этого на иномарке тем более праворукой я не ездил. Знал только теоретически как управлять японкой с коробкой- автоматом.На деле оказалось проще некуда.Сел за руль,включил передачу и вперед.Cразу скажу,что никакого дискомфорта или неудобства правый руль не доставил,такое впечатление,что всегда ездил на праворульной машине.Боковые зеркала и салонное зеркало позволяют держать под контролем дорожную обстановку.Обзорность достаточная. Выехали из Иркутска на московский тракт,добавил газа и машина легко,без напряжения,ровно разогналась за сотню.Никакого шума,бренчания в салоне,только шины шуршат и еле слышно двигатель.Я до того где-то читал,что вариатор не любит длительное движение на скорости свыше 140 км/ч,поэтому держал скорость 100-120.Хотя ради эксперимента попробовал разогнаться побольше.На ровном участке набрал легко 150,а дальше уже сам не стал разгоняться-страшновато стало,чувствуется малый вес машины да и никогда не ездил на такой скорости.Включил кондиционер-на улице жара,а внутри приятная прохлада.Чувствуешь себя причастным к благам цивилизации.За рулем сидеть удобно,сиденья с боковой поддержкой,сидишь как влитой.Сиденья имеют стандартные регулировки,а водительское еще регулируется по высоте.Регулируется по высоте и руль,поэтому найти удобное положение за рулем для меня не составило труда.Через некоторое время нагнал попутную Тоyota Allex,пристроился ехать за ней.Но водителю Алекса видимо не понравилось,что я вишу у него но хвосте и он попробовал оторваться .Не тут-то было.Фит не особо напрягаясь догнал его.А ведь у Алекса на добрых 25 коней под капотом больше.Так я держался за ним часа три.За это время он предпринимал еще попытки уйти-так и не удалось.Пока мне не пришло время подкрепиться самому и напоить Фита,для чего свернул к придорожному сервису.За Братском стемнело,включил фары.Свет достойный,видно дорогу и обочину хорошо.Похоже,что ближний не сильно слепит встречных-ни разу не моргали от неудовольствия.А вот дальний очень яркий и бьет далеко.Один раз попутная включила «аварийку», ослепил водителя в зеркало заднего вида,а ведь до него было далековато.Извинился.Добрались до дома ночью,без приключений.За 12 часов за рулем не затекли ни ноги,ни спина,вот что значит удобная посадка.Очень обрадовал расход бензина.За всю дорогу Фит съел его около 50 литров.Не многие машины могут похвастать такой экономичностью, а это не маловажный фактор при нынешних ценах на бензин.Жаль,что не знал о существовании trip-компьютера,а так бы включил эту функцию в дороге и контролировал расход в пути,возможно получился бы и меньший.
Началась местная эксплуатация.Плохого ничего сказать не могу.Существенный недостаток один-небольшой дорожный просвет.Опять же Фит не внедорожник,а у легковушек есть и меньший клиренс.Поэтому лучше не ездить по большим ямам,не пропускать под брюхо булыжники.Тем более у Фита под днищем расположен бензобак,как раз под передними сиденьями.Через некоторое время появился стук впереди с левой стороны при трогании с места и на неровностях.Обратился на СТО,там сказали,что стойка накрылась.Я не поверил им,стал искать сам и нашел причину.Порвался резинометаллический кронштейн опоры вариатора.Надорван он был скорее всего еще в Японии.Перегон из Уссурийска до Иркутска да поездки по нашим т.н. дорогам порвали его окончательно.В магазинах не было,пришлось заказать.Менял его сам,чем сэкономил не малую сумму,что запросили т.н. спецы.Сложности в замене никакой и заняло от начала до конца час времени.Отсюда вывод-не доверяй полностью таким специалистам,есть руки-делай сам,надежней и выгодней будет.
С наступлением зимы появились кое-какие проблемы.Пожалуй самое неприятное-это малоемкий штатный аккумулятор.У меня всего 32 а/ч.Без переделки площадки под аккум можно поставить в моторный отсек максимально на 40 а/ч.Такой аккумулятор в мороз крутит слабенько.По этой причине несколько раз не смог завести машину.Снимал и уносил его домой,отогревал и уже от теплого заводился.Выход вижу в установке сигнализации с автопрогревом,чтоб машина не промерзала в морозы.Пришлось поездить в -30.Конечно уже не то-ходовка промерзшая,жесткая больше обычного,но внутри на удивление очень тепло.Печка отменная!В самые морозы включал обдув на тройку пока салон холодный,потом переводил на двойку.По воздуховодам теплый воздух поступает и в ноги задних пассажиров.О них японцы тоже позаботились.Еще не устраивает слишком раннее,на мой взгляд,срабатывание АBS.Чуть резче нажмешь на тормоз и вот она срабатывает,а машина продолжает катиться вперед.Пару раз пугало.По ощущениям должно быть более существенное замедление.Поэтому зимой надо придерживаться размеренно-спокойного стиля вождения,избегая резких торможений на обледенелой дороге и держать дистанцию.
О двигателе.Под капотом находится мотор объемом 1,3 литра и мощностью 86 л.с.Интересно то,что на четыре цилиндра у него восемь свечей зажигания,чем достигается более полное сгорание бензина в цилиндрах,что повышает экономичность и увеличивает мощность двигателя.Читал в Интернете о высокой надежности моторов Хонда и требовательности их к качеству заливаемого в них масла.Пожалуй это требование относится к движку любой марки.В системе ГРМ стоит цепь,а не ремень,что повышает надежность мотора и экономит совсем не мало денег на замене ремня.Это радует.Бытует мнение,что расходники и запчасти на Хонду намного дороже,чем на ту же Тойоту.Причем говорят об этом те,кто ездит на чем угодно,но не на Хонде.Согласен если какой-то запчасти нет и брать ее на заказ.А вот расходники по цене сопоставимы с расходниками для машин других марок.На зиму я сменил масло в двигателе и естественно масляный(190 руб.) и воздушный(300 руб.) фильтра.Кто скажет,что цена запредельная?Мощности двигателя для города вполне достаточно,позволяет резво стартовать,отрываясь со светофора от попутчиков.И за городом можно держать вполне приличную скорость.
О подвеске,рулевом и т.д.Подвеска достаточно жесткая,но не тряская.Чем больше нагружена,тем мягче кажется.Спереди стоят стойки,сзади балка на амортизаторах и пружинах.Можно перевозить кой-какой груз без боязни пробоя.Осенью вывозил с дачи картошку,грузил по пять мешков.Можно и больше,но все же жалко машину.На зимней гребенке машину потряхивает,но терпимо.В общем можно бы и помягче настроить подвеску,да уж какая есть.Рулевое управление острое,достаточно информативное.Мне такое нравится.Руль приятный на ощупь,небольшой,в меру мягкий.Зимой быстро нагревается.Электроусилитель делает руль легким,машина слушается его безукоризненно.Тормоза отменные,машина хорошо замедляется.
О салоне.Двери Фита открываются почти на 90 градусов,поэтому попадаешь во внутрь без проблем.Сиденья расположены на удобной высоте,в них натурально садишься,а не падаешь куда-то вниз как во многих седанах и подножка не нужна чтобы взбираться как во внедорожниках.Очень нравится приборная панель.Раздельные,глубокие колодцы приборов стильны и информативны.Показания легко считываются в любое время суток.Пластик отделки жесткий,но на ощупь приятен из-за мелкой перфорации,которой он покрыт.Звучание СD-проигрывателя и радио для автомобиля вполне нормальное.Ночью консоль светится бледно-розовым светом.Все кнопки-клавиши хорошо видны и находятся под рукой,тянутся не надо.Ездить в машине комфортно не только спереди,но и сзади.Правда сзади сидеть лучше вдвоем,тогда места достаточно,а втроем тесно.Потолок высокий,головой его не достанет и рослый человек под 190 см.Колени не упираются в передние сиденья даже если их сдвинуть максимально назад.Машина позволяет перевозить крупногабаритный груз.Вывозил на дачу в салоне двухметровые двери,сложив задние сиденья и переднее пассажирское.Вошли без проблем,все двери закрылись.Проем пятой двери достаточно широк,входит диван в сложенном виде,но саму дверь не закрыть,не хватает длины салона.Так что если надо что-то перевезти,сделать это вполне возможно.
В конце июля ездили с женой на Фите отдыхать на Байкал.О том как здорово на берегу этого великого озера говорить не буду,это другая история.Но удовлетворение получил и от машины.Фит подтвердил,что путешествовать на нём вполне комфортно.И за рулём не устаёшь,и отдохнуть в нем можно.Пару ночей спали в салоне.Сдвинули вещи к задней двери,сложили сиденья и улеглись на всю длину.Отлично показал себя Фит на трассе.Бежит бойко,редко кто нас обгонял,мы все больше.Дорогу держит отлично.На серпантине под Култуком убедился в этом.Обратно ехали под дождём,так на скорости 100 км/ч идет по той траектории,что необходима тебе,внушает уверенность в своих возможностях.Путь от дома до дома составил 2300 км.И никаких претензий к автомобилю!В пересчете на сожженный бензин средний расход составил 5,8 литра на сотню.Это стоит оценить.Причём я не старался ехать экономично,так далеко не уедешь.100-130 км/ч нормальная скорость на трассе,при обгоне тапку в пол и за 140.В некоторых местах приходилось плестись на 20 км/ч,где ремонт,а где и само дорожное покрытие федералки М-53 не позволяет больше.За время поездки я понял,что Фит любит быстро ездить и сейчас по городу он норовит разогнаться,привык к скорости.
В общем у японцев получилась удачная машина.Об этом говорит и тот факт,что на различных автосалонах Фит признавали лучшим автомобилем в своем классе.Выставлялся он и на прошедшем этой зимой автосалоне в Нью-Йорке.Почти семь лет машина стоит на конвейере.Кажется избалованные японцы должны были пресытиться ею,но они продолжают покупать.По объему продаж на внутреннем рынке Японии Хонда-Фит почти ежемесячно входит в тройку самых продаваемых авто.Это говорит о многом. Да и у нас в стране их становится все больше.На момент моей покупки в нашем небольшом городе было 2-3 Фита,а за осень-зиму пригнали еще не меньше десятка и ещё прибывают.Значит пользуется машина популярностью и соотношение цена-качество устраивает.Так что те кто думает о покупке должны обратить внимание на этот небольшой,но в тоже время вместительный,экономичный автомобиль.
В заключение о тратах на расходники и запчасти.О цене на масляный и воздушный фильтр говорил выше.Выписывал через Интернет салонный фильтр Sakura-250 руб. с доставкой и пыльники передних стоек(оригинал Honda)-1100 руб.за пару(порвались за зиму),будучи проездом в Иркутске купил задние амортизаторы KYB Excel-G-4200 руб. за пару(побежали после зимы),там же купил в запас салонный фильтр VIC-450 руб.и ремень привода MASUMA-400 руб.Замененная подушка вариатора на заказ через магазин обошлась в 2100 руб. Вот и все(тьфу,тьфу,тьфу)затраты за год эксплуатации.