А началось все с покупки 20-го Приуса -
Отзыв о Toyota PriusЯ проехал на Приусе 10000 км – и захотелось попробовать гибрида от Хонды. Впечатление до покупки было не очень - в форумах четко прослеживается мысль, что Хонды с системой IMA это и не гибриды вовсе, а так, система старт-стоп + дохленький 14-сильный электромотор, который не позволяет даже метра проехать на электротяге.
И даже теоретически я был согласен с форумом. Гибридный Фит весит на 120 кг больше, чем такой же, но не гибридный. 120 кг это много, примерно как всегда возить 2 японских пассажира или 1.5 российских. Или 3 мешка картошки в багажнике.
Может ли 14-сильный электромотор не только компенсировать такой неплохой перевес, но еще и сделать машину более экономичной и добавить тяги? Актуальна ли вообще система старт-стоп в условиях Владивостока? У нас мало долгих светофоров, да и в пробке редко стоишь на месте, в основном понемногу двигаешься.
Вот поэтому и для очередных экспериментов с японскими гибридными автомобилями и был куплен Honda Fit Hybrid. Принципиально искал и выбирал максимальную комплектацию Navi Premium.
Она тысяч на 30-40 рублей дороже базовой, но включает в себя:
- биксенон
- заводское литье
- навигационную систему с кнопками на руле, жестким диском и блутусом
- камера заднего вида
- подогрев передних сидушек
- подогрев зоны щеток и боковых зеркал
- кожаный руль
- систему курсовой устойчивости (отключаемую). Это опция, но встречается часто
- смарт-ключ (на передние 2 двери + задняя)
Опционал довольно богатый, полезный для российских условий и, на мой взгляд, переплаты он заслуживает. Также у гибридных Фитов даже в базовой комплектации есть подлокотник и круиз-контроль.
Покупать гибридных Фитов в максимальной комплектации не очень просто – их мало в продаже. Большая часть торгуется с пробегами до 30-40 тыс. км. – и выходят далеко за 500 т.р. во Владивосток. Мой Фит был куплен с оценкой 4 и пробегом 68 тыс. км., около 450 т.р. во Владивосток. В плюсах почти идеальное состояние кузова, новая летняя резина и модный АКБ 60-ка. В минусах – замученно-поцарапанное состояние салона.
Должен быть закономерный вопрос – а почему не Инсайт? А потому что Инсайт тесный и совсем низкий. В Инсайте присаживаясь за собой на заднюю сидушку я а) упираюсь головой в потолок б) упираюсь коленками в сидушку. В Фите сзади намного просторней, коленками не достаю до передней сидушки, надо головой запас около 10 см (рост 182 см). Дорожный просвет Инсайта визуально даже ниже, чем у 20-го Приуса, особенно длинный передний бампер. Не пойдет. В общем, после 4000 км пробега сравниваю Фита с 20-м Приусом.
Расход топлива и гибридная система. Приус почти во всех режимах езды потребляет топлива меньше. И точка. На Приусе у меня был расход 5-5,5 литров на сотню в смешанном цикле, у Фита 5.7-6.2 л/100км. Да, разница небольшая, но она есть. Одинаковый расход эти машины показывают только в диапазоне от 80 до 100 км/ч, 24-25 км на литре, это примерно 4.2 на сотню. Пробовал ездить на 98-м бензине – да, едет лучше, это заметно чувствуется, но итоговый расход такой же, поэтому в целом не вижу смысла.
На высоких скоростях (больше 120 км/ч) Фит становится значительно прожорливей – предполагаю, что тут уже вступает в силу аэродинамика и менее объемный мотор, которому приходится крутиться. В суровом городском режиме Приус выиграет еще больше в расходе и разница будет около 2 л/100 км. Потому что может ехать на электротяге. В принципе на этом тему можно закрывать :) тойотовские гибриды рулят. Они действительно гибриды и действительно экономят топливо – а не скорее маркетинговое решение (читай шильдик Hybrid на заднюю дверь) от Хонды. Но хотелось бы, чтобы у всех прочитавших отзыв сложилось полное впечатление о Фите, машина-то на самом деле очень приятная и достойная покупки, поэтому продолжу.
Система старт-стоп бестолкова и больше мешает, чем помогает экономить. Мало во Владивостоке длительных светофоров и пробок где реально стоишь, а не катишься. Поэтому эта система постоянно дергает бедную машину и сомневаюсь, что за месяц способна сэкономить хотя бы 5-10 литров топлива. Поэтому многие в пробках включают режим S, тогда старт-стоп отключается.
Кстати, никто не знает, зачем режим ECO Фиту? По ощущениям единственное, что он делает это зажигает зеленую лампочку на панели. Расход с этим режимом такой же, глохнет так же при каждой остановке.
Двигатель и динамика разгона. На Фите ехать комфортно, 1.3 литра + 14-ти сильный электромотор по ощущениям тянут как 1.5 литра, а на 98-м даже шустрее, правда, саму электротягу ощутить практически невозможно. В городе обороты редко поднимаются выше 3000. Но у Приуса 68 электрических л.с. под капотом и это позволяет ему гораздо интенсивней разгоняться и с места, и в движении. Т.е. в городе ездить на обоих машинах одинаково приятно, нет ощущения «нехватает л.с.», но у Приуса под капотом всегда есть резерв и от этого очень комфортно. В Фите его нет, в движении по сути это обычная машина – интенсивные разгоны происходят далеко не молниеносно, хочется большего.
Разгонял Фита максимум до 170 км/ч – дается это очень тяжело и скорее только с затяжного спуска. Ощущается явная нехватка объема ДВС.
Заряда батарейки у Фита хватает на один хороший подъем в пару км – наверх выезжаешь уже только на бензиновом ДВС. Теперь понятно, почему у Хонды с мотором 1.3 – 88 л.с., а у Приуса с 1.5 – 77 л.с., Приус может полноценно полагаться на поддержку батарейки, а Фит нет. В целом гибридная хондовская система мне не нравится, ее полноценно не получается прочувствовать, остается ощущение какой-то неудовлетворённости. Учитывая, что Приус это модель 2003-го года, а Фит 2010-го ждешь чего-то большего от Хонды.
Индикация же гибридной части у Фита реализована просто по-идиотски. Маленькое чернобелое пикселизированное окошечко между спидометром и тахометром, режимы показа переключаются кнопочками на руле. Хочешь посмотреть заряд батареи – нажми кнопочку вниз 5-6 раз. Хочешь вернуться к общему расходу – листай также наверх. Неудобно, нечитабельно. Выкладываю фото, оценивайте сами.
Трансмиссия. У Приуса планетарка, у Фита классический вариатор. В Приусе на трансмиссию просто не обращаешь внимания, она идеальна, единственно, что смущало это высокие обороты на скорости больше 120 км/ч (возможно это связано просто с недостатком мощности). В Фите буквально с начала движения ощущаешь разницу – хондовские вариаторы вообще достаточно специфично себя везут, когда начинаешь трогаться, то буквально ощущаешь, как перебираются передаточные числа. Перед покупкой Фита я читал хондовские форумы и не обошел эту тему http://honda-hybrid.ru/forum/42-variator-dergaet.html, «вариатор дергает». Тогда подумал, что люди понаберут корчей, а потом мучаются с ними. В общей пришел мой бодрый и свежий Фит, который еще не нюхал российских дорог – и да, тоже «дергает вариатор». Прям классика жанра по всем симптомам. Причем, судя по форумам, вся эта симптоматика дерганья ни разу не привела к поломке вариатора – но изрядно замучила владельцев.
Как это выражается – когда начинаешь трогаться, особенно непрогревшись, то при наборе скорости до 10-15 км/ч машина начинает легонько так подергиваться, по ощущениям как будто или воздуха или топлива не хватает мотору. В режиме «Еко» это выражено сильнее, в обычном менее заметно. Спросил супругу «А у тебя Фит не дергается» - говорит не, вообще не дергается. Т.е. это еще заметить надо.
После прихода машины в первую очередь поменял жижу в вариаторе – а вдруг дергать перестанет. Менял в нашем Хонда Сервисе, почти официалы. С заменой фильтра (а их там два, один тонкой очистки под замену, второй грубой очистки трогать не стал) обошлось 4450 р. После замены изменений никаких. Что в прочем и следовало ожидать.
Судя по форумам некоторые мучаются с этими чудесами вариатора достаточно изрядно, чего только не делают: меняют жижу в вариаторе с фильтрами, свечи, скидывают клемы и обучают вариатор, чистят дроссель и даже доходят до замены соленоидов в вариаторе. Помогает далеко не всегда.
Все последнее время целенаправленно участвовал в перегоне гибридных Хонд с таможни до отправки (Инсайты, Фиты, СР-З) – почти у всех было замечено классическое поддергивание при начале движении, у кого-то почти незаметно, а иногда явно заметно. Причем никакой зависимости от пробега не наблюдается.
А еще гибридные Хонды ощутимо откатываются назад на подъеме – особенно с заглушенным ДВС. Меня не напрягает, я с крутых подъемов на автопилоте с 2-х педалей трогаюсь, но неопытную девушку такие откаты могут довести до истерики.
Салон. Погремушка еще та. Первый раз выехал на грунтовку – своей жизнью начала жить задняя дверь и панель. В Приусе, конечно, было тише и меньше бряков. Про заднюю дверь фитоводы говорят это у всех так, после проклейки шумкой звуков становится значительно меньше.
В целом салон Фита спроектирован очень грамотно. Задний ряд регулируется по углу наклона (вот как раз этого в тойоте и не хватало), посадка высокая, садишься скорее как на стул, а не попой на землю (привет Приус). Вылезать соответственно тоже удобней. Центральный туннель занимает меньше места и легче перешагивается. Места сзади для такой маленькой машины много, я сажусь за собой (рост 182 см), коленками даже не достаю переднюю сидушку, над головой ощутимый запас.
В Фите гораздо удобней климат-контроль. Это прям глоток свежего воздуха после тойоты. На Приусе управление климат-контролем реализовано только на тачскрине штатного монитора. Хочешь сделать интенсивность обдува больше? Нужно нажать отдельную кнопочку и попасть в нужное место на тачскрине. Тачскрин находится достаточно далеко от места водителя, «попадать» в его интерфейс неудобно, особенно на ходу. У Хонды расположение климата просто гениально – все под рукой, в нужных местах и регулируется, в общем-то, не отрывая взгляда от дороги.
Шумоизоляция – в принципе одинаковая, но в Фите после 120 км/ч больше шумов в районе лобового стекла, разница в аэродинамике чувствуется очень хорошо, на большой скорости Фит как будто упирается в воздух, на Приусе такого ощущения не было.
Акустика. В Фите она есть. «Это все, что я могу сказать про Вьетнам (С) :) В Приусе играет сочнее и слышно хоть какие-то басы. Головное устройство читает MP3-шные диски, имеет встроенный HDD, в целом достаточно простое и удобное в пользовании. Есть выход на флешку – но ее почему-то у меня не видит, пробовал и разные форматы, и разные объемы.
Комплектация. Фит богат на опции, которые в Приусе не ставятся даже опционально. Но это машины все-таки разного класса. Штатная камера заднего вида у Приуса очень качественная и с четким изображением, у Фита достойный образец первых поколений китайских камер. В Фите не хватает привычной мелочевки – стеклоподъемники с функцией Auto только на водительскую дверь, нет подсветки дверей и зеркал в козырьках, нет очечника, «беднее» пластик на панели (да, да, даже такое может быть), кое-где в салоне видно голое железо.
Ходовая часть. Фит лучше рулится. Это чувствуется практически всегда и везде. Он меньше кренится, он лучше слушается руля, по трассе меньше раскачивается от ветра. Это жирный плюс. Кто-то возможно скажет «а зачем эта рулючесть, я не гоняю, а езжу спокойно». Я тоже езжу спокойно – но «рулючесть» дает уверенность, более комфортные ощущения и более быструю реакцию на изменения дорожной обстановки (резко перестроится/объехать препятствие). Причем штатный размер резины, в общем-то, одинаковый - 185/65R15 у Приуса, 175/65R15 у Фита.
Мягкость ходовки – в целом одинаковая, обе машины «табуретки» :) ну может Приус чуток мягче.
По пересечённой местности на Фите ехать комфортнее, под пузом у него все плоско, ничего не торчит (как, например, колено глушителя у Приуса), там, где на Приусе цепляешь на Фите можно даже не снижать скорость, причем и передний бампер расположен выше, и уровень порогов тоже выше. Поднимал Фита на подъемнике – снизу действительно большой пластиковый лист, может, поэтому в гибридном Фите тише, чем в обычном.
Внешний вид. 20-й Приус на штатном литье смотрится уже немного устаревшим и унылым. Гибридный Фит смотрится ярко и очень симпатично. Симпатичная решетка радиатора, стопы со светодиодами сзади, приятное штатное литье – на Фита оглядываются и подходят спрашивают, что это за чудо техники.
Тормоза – их в Фите нет. Обычная машина, обычные тормозилки. Скучаю по тормозам Приуса.
Обзорность. У Фита значительно лучше, чем в Приусе. Больше боковые зеркала, комфортней смотреть и вперед и вбок, камера заднего вида особо и не нужна, проще голову повернуть. Чувствуется шаг вперед по сравнению с 2003-м годом.
Общие ощущения и вывод. Позволю процитировать свою супругу после первой поездки на Фите и моего вопроса «ну как?». «Он лучше рулится, в нем удобнее сидеть, лучше обзорность и все гораздо удобнее. Ну и передняя панель красивее. Дима, а он выше, да, чем Приус? В нем нет ощущения, что сейчас заденешь пузом. Посадка выше, лобовое стекло не давит. Кажется, что высокая большая машина» - вот примерно так сказала моя супруга после пробной поездки на Фите. Ей Фит нравится больше. Мне нравится больше Приус – и в первую очередь из-за своей полноценной гибридной составляющей.
Но идеальная машина для меня – Хонда Фит с гибридной начинкой от Приуса. Это будет просто автомобиль мечты с идеальными габаритами кузова (о как удобно в городе на 4-х метровой авто!), грамотно сделанным внутренним пространством, комфортной эргономикой климата и музыки, удобной посадкой и обзором, отличной ходовкой для авто такого класса.
Что лучше, Приус или Фит? А смотря, что надо от машины. Езда по скользким зимним дорогам и по трассе? Берите Фита в максимальной комплектации, там просто шикарный опционал за свои деньги (подогревы сидушек, стекла, ушей, ксенон) + отключаемый антибукс. Много стоите в пробках и нужен большой багажник? Тогда вам в очередь за Приусом. Нужен надежный авто для больших пробегов? Пожалуй, тоже за Приуса – трансмиссия Фита все-таки доверия не внушает, дерганья эти проявляются не у всех, но впечатления портят сильно от машины, тем более что просто они не лечатся. И может быть для кого-то будет важно – у Приуса полноценное запасное колесо, а у Фита только одноразовый набор для самостоятельного ремонта с компрессором…