Выбор очередной машины был не легким и совсем не быстрым. Т.к. заранее была запланирована поездка на Алтай в г. Бийск, на семейном совете решили совместить приятное с полезным и перегнать японческое авто в наш Северный край. Праворукие авто эксплуатирую с момента сдачи на права, посему пугают меня больше автомобили с левым рулем, что не особо находит понимания в европейской части страны. Правда когда я предлагаю подобрать мне что-нибудь подходящее под мои требования из Европы, как правило собеседники входят в ступор, - выбор то никакой! Конечно французский автопром может предложить целый ряд минивэнов за разумные деньги, но страшно как-то... качество их, к сожалению... Пытались подобрать немцев, но кроме старой Зафиры, изрядно побегавшей по нашей стране, в мой бюджет ни одна не вписывалась. А чтобы весы перевесили в пользу пруля достаточно открыть страничку с каталогом на Дроме! Вот где настоящий выбор! В планы входила покупка компактного минивэна, без пробега по РФ, 4-5 летнего возраста, словом - классика. Сразу выделили для себя две машинки Toyota Passo Sette, она же Daihatsu Boon Luminas и Honda Freed. Обе машинки - "то, что доктор прописал" для меня. От хонды отпугивала дороговизна обслуживания, которая почему-то сразу всплывает в голове, перекрывая куда большие плюсы этой марки. Начали активно искать Sette, пробивая все находящиеся в продаже машинки в аукционной статистике, параллельно изучая отзывы о ней. Именно отзывы форумчан на Дроме расставили все на свои места. Когда в отчетах начали проскакивать ценники на подвеску (один амортизатор 9-13 тыс.) и прочие запчасти на эту (все-таки не тойоту, а дайхатсу) машинку, я начал сравнивать... а действительно ли хонда будет дороже в обслуживании? Сравнение Sette cо Spaсio, которое проскакивает у большинства продаванов - простое лукавство! Беглый анализ цен и... - решение принято, берем Фрида. Т.к. выбор в Новосибирске/Барнауле/Бийске ограничен и ценник явно завышен, пытаюсь найти варианты во Владике, хотя времени на поездку туда у меня нет. Большинство продавцов, надо сказать, неохотно отвечают на запросы по интернету и еще более неохотно сообщают номера кузовов, чтоб машину можно было пробить в статистике. Договорился с перегоном Олегом из Куйбышева, который как раз уже купил билеты во Владик, что выбирать будем дистанционно. Он ходит по рынку, ищет Фриды, диктует мне номера кузовов, а я пробиваю их в статистике и дальше принимаем коллективное решение. Перед самым отлетом во Владик, в продаже появляется неплохой вариант, который пробивается в статистике, имеет оценку 4С, пробег 72 тыс. км. Списался с продавцом, договорились об осмотре машинки. Даю Олегу указивку найти этого продавца в первую очередь, но по прилету оказалось, что продавец уже перегнал машину в Уссурийск и гнать обратно без залога не желает... насторожило... ведь договорились уже, а он ни слова о нахождении машины в Уссурийске не сказал. Ладно, думаю, не единственная же она, найдем чего-нибудь на Зеленке. И понеслось... Из большого количества Фридов, стоящих на рынке, выбрать мы ничего не смогли. Большинство пробивались, как битышы или оказывались скрутышами... Некоторые вообще в статистике отсутствовали. К вечеру, когда Олег уже изрядно устал бродить по рынку, позвонил продавец того самого Фрида, сказал что готов перегнать его из Уссурийска без залога. Немного ожидания и машинка уже на осмотре у Олега. Серьезных косяков нет, все как в аукционнике, только из оценки салона "С" после химчистки ковриков ничего не осталось, - салон, как новый. Уступил продавец немного, за 415 тыс. мы его забрали. Докупили на запаску два ушатаных колесика, так как, к удивлению Олега, их во Фриде не предусмотрено, о чем я ему забыл сказать. Что за мода пошла у япов?! Считаю это большим недостатком. К сожалению, и Sette, и Freed страдают этим недугом одинаково. Прикинув, что пересечь Фридику придется всю нашу Родину-матушку от Владика до Мурманска, две запаски будут не лишними (опережу события, - не пригодилось ни одно). Дело сделано, Олег выезжает на нем в Новосибирск, а я вылетаю на самолете в Барнаул. Встречу забиваем на 1 июня на Петухова в Новосибирске. Уже вечером первого дня, Олег мне звонит и жалуется, что подвеска жесткая, все мозги растряс... хонда есть хонда. Созваниваемся каждый день, - все ок, перегон в Новосиб не выявил никаких косяков. Передача машины хозяину, т.е. мне, прошла довольно быстро, - я от нее взгляд оторвать не мог, понравилась, ля-ля! Номера конечно сверил для проформы, по колесу постучал... Тут же на Петухова оформили куплю продажу на моего отца, т.к. планировал поставить на учет в Бийске и гнать авто в Мурманск на номерах. Сожусь, - высоко, супер! Пытаюсь покрутить руль - как компьютерный без отдачи, очень легкий, вращать можно мизинцем без напряга. К вариатору привык уже по пути из Новосибирска в Бийск, сначала не хватало кик-дауна при обгоне, потом обнаружил кнопочку "S" и все встало на свои места. Динамика отличная, моторчики у хонды что надо! Пока отдыхал на Алтае докупил расходничков, масел, но менять кроме воздушных фильтров ничего не стал, все буду делать под зиму. Поменял родные 185/70/R14 на литье от Опеля Астра 195/65/R15, которое досталось по сходной цене в Бийске. Разницы в динамике не заметил, встали как родные. Вылет 50, практически не выпирает за арки и не забрызгивает. Начал играться с трансформацией салона. Т.к. мне досталась 5-местная версия, сразу решил, что поеду домой с разложенным в кровать вторым рядом, чтоб спать можно было где ночь застанет. Сразу надо отметить, - в ровную кровать Фрид не разложить (спинки передних чуток не влазят, чтоб сравняться с задними сиденьями), но выход был найден быстро, образовавшуюся ямку между спинками переднего и заднего рядов закладываю одеялом и получаю ровную поверхность длиной больше 2 метров. При этом остается еще половина багажника свободным. Туда у меня вошел мешок сахара (халява с деревни), запаска, 15 банок (2-3л) с разносолами, которые мне напихали родители жены в Курске, куча отпускного шмурдяка. При этом заднее стекло не было завалено, обзору шмурдяк не мешал. Между передними и задними рядами уложил кучу банок, бутылок с алтайскими гостинцами, но так, чтобы они не мешали опусканию спинок передних сидений, если в дороге внезапно захочется поспать. Расписываю так подробно, чтоб можно было оценить масштаб загрузки машины в дальнюю дорогу по маршруту Бийск-Курск-Мурманск. Машинка потяжелела значительно и я боялся что просядет она сильно и скакать будет на трассе, что не поймаешь уже на 100 км/ч. Боялся напрасно, - это не тойота! Практически не просела и позволяла комфортно идти по трассе 120 км/ч. А все мои старания во время укладки вещей очень помогли. Всегда спали в машине, съезжая подальше от трассы, чтоб шум дороги не мешал. На фото видно, что спать во Фридике вполне комфортно. Клиринса конечно не хватало местами на съездках... Но поднимать машину не стал (только колесами), может и зря, т.к. впереди зима. Иногда и на трассе (участок в Тюменской области в районе Бердюжья) казалось, что не пройду с таким маленьким клиринсом. В Курске даже загнал машину на яму и облазил днище, - все ок, ни где ничего не стесал. За перегон нигде ничего не вылезло, расходы только на бензин и те смешные... Самый большой плюс Фрида - его экономичность. Нагруженный, с постоянно работающим кондеем (климат без кондея со своей задачей не справлялся, жара была по всей дороге, вплоть до Мурманска) он вписывался в расход 6,3 л на сотню. На бензин ушло 13 тыс. рублей, прошли 6500 км. Причем показания компьютера, переконвертированные в наш формат (из км на 1 литр в литры на 100км) совпадали с просчитанными нами опытным путем. Отдельно надо написать про датчик уровня топлива во Фриде - очень коварная вещь!!! В верхней части риски убывают медленно, а последние улетают мгновенно и в баке реально пусто! Мы чуть не обсохли в Карелии, пришлось даже развернуться назад, т.к. поняли, что до ближайшей заправки впереди 80 км мы не доедем. Датчик, в отличии от других машин, честный и если показывает ноль, значит там реально ноль, а не запас в 10 литров (как например на моем Дайхатсу Пизар). В итоге вернулись на заправку в г. Олонец и залили в бак 41,97л (при том что бак 42 литра). Что сказать, - повезло! Теперь знаем, что запаса там нет. Об этом нужно помнить всегда. Также нужно помнить, что Фрид не гоночный болид, его сильно швыряет на большой скорости встречным потоком от фур, сильным боковым ветром. Мне сначала даже не по себе как то было, потом привык. 120 км/ч - комфортная скорость для него, но разгоняется он резво и до 160 (это уже экстрим). Очень посредственная шумка, - шум колес, камешков по днищу и аркам весь в салоне. Музыку приходится погромче. Благо в салоне все сделано добротно, ничего не скрипит, не стучит. Панель у Фрида - супер! Практически стационарный столик для еды, ноута и прочего. Сегодня проехался на своем Пизаре, - словно в УАЗ-ик сел, после Фрида все в нем кажется гремящим, стучащим и скрипящим (не в обиду Пузику, он просто у меня уже старенький). Заметно выше посадка, очень хороший обзор, чему способствует и мизерное подкапотное пространство, можно смотреть практически себе под ноги. Уже не раз писали, - даже замена свечей зажигания превращается в войсковую операцию, места под капотом очень мало, вся начинка в салоне. Благо машинка не беспокоит и лазить туда не приходится, опыта ремонта/обслуживания пока никакого не имею.