Этот обзор я писал несколько дней и попытался сделать немного необычным: «Инсайт в сравнении с Одиссеем» и откровенный разговор о финансовой эффективности автомобиля.
Обзоров Инсайтов много и уже тема раскрыта, а потому я решился рассказать о финансовой стороне вопроса в личном аспекте. Конечно так не принято делать, поскольку все кости пересчитают, также как у нас любят считать чужие деньги. Но этот обзор именно для подсчета чужих денег, да еще и в сравнительных примерах.
Ну поехали рассказывать о попытке понять, что такое гибрид и насколько он экономит.
До Инсайта долго ездил на Одиссее 3го поколения 2006 г.в. В 2017 году пришло понимание, что уже давно 80% времени за рулем я вожу только себя. Время переездов и кочеваний моей семей закончились в Питере. С 2006 по 2013 года была постоянная смена жительства. Съемное жилье и переезды к месту работы. Очевидно, что Минивэн очень выручал нас: как Цыганская семья с вещами под потолок на встречу новым местам. А сейчас путешествия автомобильные тоже стали не такие масштабные и частые как раньше.
Конечно перед сменой автомобиля мы сомневались и думали о возможности просто взять более свежий минивэн, но не стали… Выбор в пользу более маленькой и экономичной машины был не очевиден и даже болезнен. К хорошему привыкаешь то быстро! Только сравнение позволило моему 10летнему сыну понять, что он ездил на комфортном авто.:)
Гибрид звучит необычно, Хонда звучит надежно, а в целом все это практично. Просто такой вот европейский расчет в пользу экономии. Ну знаете как у Нас - в Европе хотят жить все, а европейцами (в хорошем смысле) никто быть не хочет. Моя семья мусор где попало не выбрасывает! - Значит уже почти европейцы, а сейчас еще на гибрид пересядем и все! - уже в Европе:)
Инсайт приобрел в 2017 году и в Питер он прибыл в октябре того же года. Скучные подробности покупки опускаю, а цены прочитаете ниже.
Доставка была до Москвы и от Столицы до Северной столиц гнал своим ходом, за одно знакомясь с самим автомобилем.
Первое впечатление: «глохнет» и заводится постоянно на остановках; несвоевременное нажатие педали газа на светофоре до полного запуска ДВС - Инсайт рывком кидает вперед; обзорность никакая; пространства в салоне маловато, но не критично; для 2012 года салон имеет какую-то архаичность (консоль с ручником из прошло и пространство между передними сидениями не эффективно используется, но об этом позже). Показатели же расхода по трассе просто удивляли: 23,5 км/л (ехал я не быстро, привыкая к автомобилю).
Понравилось, что динамика приемлемая для гражданского автомобиля, управляемость хорошая, машину не болтает от ветра, она ощущается тяжелой и прижатой к дороге.
Далее Инсайт будем сравнивать с Одиссеем. Да необычно, но мы упустим размеры салона. Возьмем за основу, то что вес и габариты Одиссея допустимо соотнести с седаном Е класса, включая и двигатель.
Базовые ТТХ Одиссея: полный привод, масса 1660 кг., ДВС 2,4 л., 160 л.с.
Что я потерял, пересев из Одиссея в Инсайт:
- Сиденья в Одиссее анатомически удобнее: спине было комфортно и после 7и часов пути. Передвигаясь в Инсайте можно устать в пояснице и через 2 часа.
- Потерял преимущества полного привода, а с ним и уверенность в зимнее время.
- Внутренняя эргономика Инсайта - это шаг назад: посмотрите на переднюю часть салона Одиссея 2004-2008 г.в.: селектор передач на передней торпеде; боковая консоль между передними сиденьями отсутствует и там есть складной столик. Нечто похожее можно было сделать и в Инсайте (консоль между сиденьями с большими и маленькими нишами под мелочи и телефон), а вместо этого имеем два подстаканника в не самом удобном месте и бесполезное пространство между водителем и пассажиром.
- Нет запасного колеса. За 5 лет с Одиссеем ни разу не воспользовался, а в Инсайте пробил (закусил) колесо в Ярославле на скорости в 15 к/ч в 4 утра зимой на трамвайных путях. Такое себе удовольствие на весь день - скажу я вам.
- Существенным недостатком Инсайта отнесу и работу климатической системы салона. В Одиссее я только выставлял температуры и иногда нажимал кнопку кондиционера, а в остальном я нажимал «Авто» и меня не продувало летом, не морозило зимой и я не знал, что такое запотевание окон. Система климата Одиссея работала просто идеально. Систему климатконтроля Инсайта затрону отдельно.
- Двигательный отсек Инсайта звукоизолирован хуже. В Одиссее почти не слышится шум 2.4.литрового двигателя, когда как 1.5литра Инсайта выдают весь шум в салон и ты даже слышишь работу приводов дворников, когда они работают. Однако общая шумоизоляция у Инсайта немного лучше Одиссея - меньше шума из под колесных арок и меньше общего гула дороги от 80 км/ч и выше.
- Слабое лакокрасочное покрытие Инсайта. Любой незначительный скол требует хоть какой-то обработки во избежание последствий цветения и локального разрастания коррозии. Хотя общая антикоррозионная устойчивость автомобиля хорошая. Она не гниет сома по себе.
Пожалуй это все из потерь, понесенных мной при смене автомобиля.
Теперь перейдем к плюсам Инсайта:
- Хороший и яркий свет фар. На Одиссее он был более тусклый и явно недостаточный в ночное и зимнее время.
Багажное отделение совсем не маленькое. Столько всего удается запихать: Зимняя коляска, ватрушка, пакеты с продуктами. Летом это палатки, коврики, походный столик с продуктами, электросамокат и пр. Доверху набивать можно и все влезет. Лифтбэк - это определенный плюс перед обычным кузовом седана.
- Пожалуй можно отнести к плюсам и высокий уровень комплектации за небольшие деньги: круиз контроль, камера заднего вида, полный мультируль, туманки.
- Сюда же отнесем общую экономию, но об этом немного позже.
По приезду Инсайта в Питер произведена полная замена масел, диагностика ходовой. Заменены наконечники рулевых тяг, куплена зимняя резина и передние тормозные колодки.
Также на шиномонтаже были сорваны все шпильки из-за кем-то когда-то поставленных не по размеру гаек. Пришлось менять и ступицы. Еще на замену пошел старый аккумулятор.
Немного позже установлена магнитола на базе андройд марки НавиПилот и я наконец забыл, что такое телефон со шнурком и подставкой-держателем под навигацию. Полное подключение к мультирулю и штатной камере.
Теперь об особенностях личной эксплуатации и ощущений от работы гибридной системы.
Сначала меня не захотели ставить на госучет в местном Питерском ОГИБДД. Мне говорит инспектор - «Вам растаможили гибрид, а ПТС у Вас на обычный бензинной автомобиль». Пришлось объяснять, что это и не гибрид. У него же электродвигатель просто ассистентом работает как и заявлено Хондой. Сотрудник сопротивлялся не долго и на учет автомобиль все же поставил. Не буду долго на этом моменте останавливаться.
Чтобы привыкнуть к старт-стопу в городе нужно примерно 3 мес. Речь идет о привычках в маневрах на перекрестках. Одно дело вскочить в открывшееся в автомобильном потоке окно, а другое подождать запуска двигателя и потом вскочить в это окно. Нужно научиться предугадывать момент и запускать двигатель заранее, отпустив тормоз. Поскольку Инсайт переводится как интуиция, то автомобиль полностью соответствует своему названию. Надо развивать интуицию!
Так, в расчет экономичного движения входят внутренние наблюдения водителя и его ощущения: за сколько ему отпустить педаль газа и начать планировать в потоке, когда ему ускориться, учесть до какой скорости Инсайт экономичен и тд. Это сильно меняет отношение к управлению автомобилем после опыта эксплуатации автомобиля с обычным двигателем. Потом ты устаешь от экспериментов и вообще перестаешь замечать какие-то условности.
Исходя из мануала, электродвигатель Инсайта это примерно 25% дополнительной мощности к бензиновому двигателю.
В автомобиле два основных режима: ECO и обычный.
Я преимущественно двигаюсь в городе в ECO-режиме, но на дальних скоростных трассах его отключаю (на скорости свыше 130 км/ч не актуально).
Этот режим дольше и чаще держит двигатель автомобиля в состоянии ВЫКЛ. на светофорах. По ощущениям, оборотам и показателям гибридной установки (шкалы отдачи и заряда, которая располагается на приборной панели слева) видно, что этот режим делает работу ДВС автомобиля более ленивой, заставляя отдавать далеко не всю свою мощность в привычной реакции на педаль газа, но компенсирует разгон электродвигателем, заставляя того нагружаться чуть больше обычно. Общее сочетание «задушенного» ДВС и электродвигателя приводит к более медленному и плавному ускорению. Вместе с тем более активно проявляет себя рекуперация, замедляя автомобиль в накате более уверенней и без нажатия на тормоз.
Кроме того, заметно как в ECO-режиме слабее работает система кондиционирования в летнее время и обогрев салона в зимнее.
Сам по себе ECO-режим хорош в городских условиях, поскольку обеспечивает плавность ускорения и замедления, а также допускает меньше холостой работы в пробке в момент остановок.
ECO-режим может быть полностью неэффективен в дождливую и холодную погоду. Автомобиль воспринимает сильную разницу температур салона и окружающей среды, а также реагирует на работу дворников, не допуская отключение двигателя (наверное так борется с запотеванием стекол в момент осадков, но это не спасает).
Конечно видно, что в экономичном режиме в момент прекращения работы двигателя на остановке климатическая система пытается работать в остаточном режиме, дуя на одном делении, но этого часто не достаточно, чтобы не допустить запотевания окон или температурного дискомфорта для пассажиров.
Сюда же отнесем и то, что после пассивного поведения Климатконтроль при первой возможности в момент запуска двигателя начинает усиленно выравнивать температуру в Авторежиме, от чего шум и задувание воздуха комфорта в салоне не прибавляет.
Еще в Авторежиме климатическая система в жаркую погоду продолжительно зацикливает воздух внутри салона (перекрывает набор воздуха снаружи), естественно, для экономии, чтобы меньше его остужать. Ничего страшного в этом нет, но кому-то может не понравиться.
Конечно Вас никто не заставляет это безобразие терпеть и ECO-режим можно выключить, но тогда его преимущества в городском движении вы тоже потеряете.
Это пожалуй самый дискомфортный момент если не считать еще одного:
В момент полной просадки батареи в ECO-режиме, после того как вы долго толкались в пробке и у вас появляется возможность выйти на свободную дорогу после затрудненного перекрестка, вы можете столкнуться с тем, что вам не хватает мощности двигателя для привычного ускорения. Вы разгоняетесь, а у Вас неожиданно села батарея и электродвигатель не сработал. И если вы задумали сделать какой-то стремительный маневр в такой момент, то автомобиль Вас неприятно удивит - он будет ехать в два раза медленнее при привычном нажатии на педаль газа. С непривычки это даже может создать опасную ситуацию на дороге.
Ну а когда мы говорим об обычном режиме, то и вопросов к автомобилю нет - это обычная гражданская, но уверенная в себе Хонда. Эффекта «ВАУ!» нет, но и разочарования тоже не вызывает: динамики ровно столько сколько мне надо было и на Одиссее (1600 кг на 160 л.с. против 1400 кг. и 111 л.с.). Хотя постоянное ускорение одиссея на высоких скоростях должно быть более интенсивным и уверенным, но это редкая потребность в повседневном вождении.
Режим «S» я пользовал и лепестки даже переключал, но как по мне - баловство все это! - Скорость та же, ускорение тоже, обороты те же, только шума больше.
Одно отличие этого режима от обычного: двигатель и трансмиссия со своими мозгами и следят за манерой вождения водителя, что проявляется в более вялой реакции на педаль газа после продолжительного плавного движения в городе. А вот режим S может помочь быстрее пробудить автомобиль на динамичное ускорение, в противном случае, если водитель резко вспомнил что у него автомобиль «Агоньбратишь!», Инсайт будет постепенно выходить из сна. Автомобиль просто не сразу понимает, что от него хотят изменения в режиме вождения и высоких оборотов и потому перестраивается он далеко не сразу. Такое же было и в Одиссее.
Были ли пробелы с самой гибридной установкой?
Нет, не было. Диагностику я не делал, несмотря на то что ближе к зиме столкнулся с «толчками» при движении накатом и последующим легким нажатием на педаль газа. Ощущение что автомобиль двигаясь накатом пытается подталкивать себя элоектродвигателем и после плавного нажатия на педаль газа как-то грубо переключается между двигателями. На панели приборов я даже иногда замечаю в таком сценарии как пиктограмма указывает на движение на одной электротяге, но двигатель (ДВС) в этот момент не глушится.
Вопрос «грубой работы» гибридной установки для меня решился полным прогревом двигателя после холодного запуска, а также периодического выезда на трассу.
По моим наблюдениям рывки возникают когда ты долго (в течении недели и больше) двигаешься в черте города на низких температура и периодически просаживаешь батарею до полной. Система будто устает и требует прогонки в нормальных не рваных условиях. И кстати, Инсайту так проще самому зарядить батарею на полную, что он постоянно делает на трассе если скорость равномерная и до 110 км/ч.
Также, в начале знакомства с Инсайтом, пугала полная просадка батареи, которая казалась слишком резкой относительно показателей бортового компьютера. Вот у тебя половина батареи, а потом резко у тебя «Ноль» заряда. В мануале про это написано, что не стоит ориентировать на показатели приборки, они могут отличаться от реальных значений из-за периодичности забора показателей от контролера батареи.
Уже спустя год эксплуатации я перестал смотреть на показатели батареи и привык к ее неожиданной, но привычной разрядке. Я только смотрю на перманентные показатели шкалы расхода топлива (эффективности).
Считаю, что если не «выползают» ошибки, а расход держится в пределах нормы, то и нечего его трогать. В том же мануале написано, что гибридная установка рассчитана на весь срок службы автомобиля. Не знаю сколько это по меркам японцев, но думаю не меньше 300 тыс. км. пробега.
Главное батарее нельзя долго простаивать без дела, а это примерно больше 1 мес.
Еще есть одна особенность: периодически «свистит» инвертор. В длительной поездке он может выдавать высокочастотный сигнал, как и большинство приборов такого типа. Этот звук не сильно беспокоит и исчезает когда батарея отдает заряд, а когда не происходит отдачи или накопления тока, он может слабо так свистеть или пищать. Я думаю это что-то вроде проявления конвертации тока. Даже батарейки айфон издаю звуки, в т.ч. и пищащие.
Замечу отдельно, что в японской версии не хватает круизконтроля свыше 110 км/ч. Хотя бы держался в 130 км/ч, а то по скоростным пустым трассам ехать до 110 км/ч как-то не интересно.
Расход топлива зависит от дорожных условий и скорости автомобиля.
Наиболее продолжительный эффективный расход можно получить в хорошую погоду на скорости до 110-120 км/ч. Самая эффективная скорость в диапазоне 90-100 км/ч. Если исключить частые обгоны и рваные ускорения, то на такой скорости расход может выйти около 5 л/100км и немного ниже.
Если ехать в пределах 130 км/ч, то при хорошей погоде можно рассчитывать на 5,5 л/100км.
Были рекорды в 4,3 л/100км, но это идеальные условия в сочетании с желанием участвовать в экспериментах.
Описанные выше расходы касаются трассы в летнее и зимнее время.
В городе летом реально держать расход в диапазоне 6-6,5 л/100 км., а зимой 6,8-8 л/100км.
На скорости 150-170 км/ч (было такое по платной трассе Москва-СПб) он расходовал около 9 л/100км. У меня почти бензин закончился, когда я подъехал к ближайшей заправке.
Может были и еще какие-то особенности эксплуатации гибридного автомобиля, на которые обращаешь внимание вначале, но за год эксплуатации привыкаешь к ним и уже перестаешь обращать на это внимание. Все особенное становится привычным.
Ну а теперь про экономию, ради которой все затевалось.
Я веду все свои расходы по автомобилю и не только по нему в отдельном приложении.
Напоминаю, что мы сравниваем с Одиссеем 2006 года выпуска и с пробегом 150 000 км.
Стоимость Одиссея на момент продажи 585 000 руб.
Стоимость Инсайта 635 000 руб. + 50 000 руб. доставка + магнитола, сигналка и общая подготовка автомобиля еще около 50 000 руб. = 725 000 руб.
Таким образом, разница по доплате на приобретение Инсайта составила 140 000 руб.
У Инсайта пробег на момент покупки 83 000 км., а сейчас уже 131 000 км.
Выходит, что Инсайт проехал за два года почти 50 000 км.
Учитываемые за время эксплуатации Инсайта расходы: мойка, парковка, платная трасса, шиномонтаж, детали (была замена лобового стекла после трещины), коврики, страховка, налог, авторегистратор и др. аксессуары (пример. цепи на передние колеса для подстраховки:)).
Замечу, что 2017 год трудно учесть поскольку были вложения в Одиссей и развести расходы по статье «Автомобиль» не смогу.
Итак расходы на Инсайт:
В 2018 году 126 140 руб.
Из них:
Запчасти 28316 р
Ремонт 32305 р
Аксессуары 31470 р
Расходники 14789 р
Платная трасса 13200 р
Страхование и налог 790 р
Мойка 5090 р
Парковка 1900 р
В 2019 году 41 774 руб.
Из них:
Запчасти 3268 р.
Ремонт 5100 р.
Расходники 11644 р.
Платная трасса 12700 р.
Страхование и налог 5400 р.
Мойка 1880 р.
Парковка 400 р.
По каким-то позициям у Вас могут возникнуть вопросы, но там все в пределах нормы и никакие космические технологии я не использовал.
Для того, чтобы достовернее сравнить с Одиссеем расходы мы можем убрать какие-то показатели и оставить уже посчитанные расходы на Инсайт за 2018-2019 года:
запчасти 31584 р
ремонт (обслуживание) 37405 р
расходники 26433 р
страхование и налог 6190 р
По тем данным, что у меня остались от Одиссея, я тратил на него в год в среднем в 1,5 раза больше, даже если убрать реставрации кардана и прочую специфику большого автомобиля: резина дороже, налоги и страховка дороже, масла надо больше, фильтра дороже, колодки менять чаще и в круг, система ходовой - многорычажка перед и зад. И поверьте я очень скромно могу прибавить все учтённое за 2018-2019 года у Инсайта и умножить на 1,5, а получим 101612 * 1,5 = 152 418 руб. Это та сумма которую я примерно должен был бы потратить на Одиссея за те же 2018-2019 года. Разница с Инсайтом примерно 51 000 руб.
В эту же пользу говорит конструктивная простота и надежность Инсайта, недорогие запчасти и аналоги.
Что мы имеем по топливу?
Одиссей последние два года эксплуатации (2016-2017 г.г.) заправлялся «Газпромовским 92м», а ранее 95ым. Как вы понимаете, 2014 год заставил пересматривать приоритеты и включать антикризисные меры.
Расход Одиссея:
средний расход летом 12 л/100 км.
средний расход зимой 14-16 л/100 км.
Средний за год примерно 13 л/100 км.
Средний расход Инсайта по показателям приборки и отдельному приложению совпадают:
средний расход летом 5,8 л/100 км
средний расход зимой 6,7 л/100 км
Средний расход за год 6 л/100км
Итого экономия по топливу по сравнению с Одиссеем в 2 раза.
Инсайт потратил топлива:
в 2018 году на 62406,93 р
в 2019 на 42934,14 р.
Итого почти за два года Инсайт съел топлива на - 105 341,07 руб.
За тот же период Одиссей должен был израсходовать в 2 раза больше и мы бы получили уже 210 682,14 руб.
Итак, почти за 2 года мы экономим по сравнению с Е классом 2006 г.в. - 105 000 руб. на топливе и 51 000 руб. на общих расходах, итого 150 тыс. руб. экономии по сравнению с Е классом с хорошим ДВС и лучшим комфортом.
Выходит, что в год вы можете экономить примерно 75 тыс. руб.
Таким образом Инсайт окупается за два года, а далее просто продолжает Вам экономить деньги.
Если Ваш доход сохраняется и индексируется в соответствии с реальной инфляцией, вы могли бы 75 тыс. р. ежегодно откладывать за счет Инсайта, зная что раньше вы эту сумму тратили не задумываясь.
Но надо оговорится, что здесь учитывается мои особенности эксплуатации и пробег, а еще именно пересадка с другого класса автомобиля, а не с Хэтчбэка.
Конечно, все это хоть и материально обосновано, но на практике мы никогда не видим высвобожденных в обороте средств на руках. Мы не склонны считать свои деньги, особенно когда из долгов и кредитов не вылезаем. Почему я так уверенно обобщаю? Потому что есть цифры аналитических центров: 80 % населения закредитовано под ипотеки и(или) автокредиты. Это самые крупные личные займы, а есть еще бытовые кредиты…
Чтобы понять всю пользу экономии, нужно начать экономить, а в конце отчетного годового периода увидеть накопленную сумму.
Представим, что Вы смогли отложить за год 100 000 руб., после чего прикиньте на себя мой сценарий пересадки с обычного автомобиля на гибрид и подумайте, на сколько бы Вам было тяжелее накопить на эту сумму если бы Вы не приобрели Инсайт. Правильный ответ - на 75 000 руб. тяжелее. А если Вы его взяли бы еще дешевле, пусть и не в полной комплектации, то это еще могло сэкономить вам денег в повседневных планах по достижению финансовых целей. Если конечно у Вас есть эти цели! :)
Вопрос сбережения и накопления не стоит у меня на столько остро, однако у меня есть знакомый, который зарабатывает меньше меня, но передвигается на автомобиле в два раза дороже и требующем расходов в два раза больше, живет в квартире 2,5 раза больше моей, а из кредитов не вылезает и почти каждый месяц просит занять у меня денег, чтобы закрыть очередной платеж. И он не один такой. Логика проста - «а жить то когда?» Я не знаю правильного ответа.
У меня есть еще знакомый, который получает 200 тыс. р. в месяц и катается на Приусе 3го поколения, потому, что ему так проще гасить ипотеку и на причитания жены о низком комфорте не реагирует. Его Ипотека - это 75 тыс. руб. в месяц и он понимает, что ему могут платить 200 тыс. р. не всегда и тогда он может оказаться в полной заднице если еще откладывать не будет.
Просто когда речь идет о комфорте, то я предпочитаю финансовый комфорт без долгов, а не комфортное кресло на колесах. Это всего лишь дело приоритетов и автомобиль не показатель финансового благополучия. Знаете как сейчас говорят - богат не тот у кого дорогая машина, квартира и последняя модель айфона, а тот у кого нет кредитов. :)
Это не относится к тем 20% счастливых людей, которые не нуждаются в кредитах и у них все есть, но мой опыт показывает… Ладно. не буду об этом, а то уже на обзор автомобиля не похоже.
Мой итог:
Инсайт за свои деньги - это хороший, честный, надежный и экономичный автомобиль. Такой АКМ-47 в мире автомобилей: надежность и простота, где небольшие недостатки компенсируются его эффективностью. В то же время, автомобиль может приносить удовольствие от вождения. При прочих равных у него сбалансированный и интересный дизайн интерьера и экстерьера, хорошая внутренняя наполняемость для своего класса, приятные ощущения от того как он держит дорогу и ускоряется. Имея свои компромиссные недостатки, он вообще не вызывает негатива, а количество Инсайтов на дорогах Питера постоянно растет. Просто после Одиссея мне трудно восхищаться Хондой Инсайт как каким-то прорывом в личном опыте вождения.
О покупке этого автомобиля я нисколько не пожалел.
Личное наставление: Ближе к 40 годам своей жизни стоит передвигаться на автомобиле с более комфортным сиденьем, поскольку здесь речь идет о здоровье позвоночника, остальное дело вкуса, сценария использования и финансовых целей.
Как всегда, удачи Вам на дорогах!