Приветствую читателей Дрома!
Традиционно решил поделиться своим опытом и знаниями, по возможности объективно изложить плюсы и минусы и ответить на вопросы, которых много у окружающих людей. Выбор Jade для меня оказался непростым, потому что автомобиль редкий даже на Дальнем Востоке, не имеет каких-то распространенных аналогов и информации о нем так же почти нет. По состоянию на весну-лето 2020 года (когда выбор авто предстоял мне) тут была всего пара информативных отзывов, пришло время вернуть свой долг обществу и написать еще один.
1. Выбор авто
В конце 19 – начале 2020 года появилось желание заменить имевшуюся в семье Mazda Demio DE чем-то более современным, просторным и комфортным. Объективная причина – увеличившийся размер семьи – была дополнена субъективной: из-за поломки Марка я много месяцев ездил на хэтче Б класса и задолбался. И вроде Мазда ни в чем не виновата, но когда привыкаешь ездить на больших и комфортных машинах, пересаживаться на «табуретку» очень грустно. Особенно при езде по трассе.
Итак, подходящим кандидатом был свежий компактвэн C или D класса, желательно с какой-то динамикой, с хорошим оснащением, приятным внешним видом и при этом надежный. В общем, чтобы всё и сразу! В шорт-лист вошли Toyota Wish (2009+), Toyota Prius Alpha, Toyota Mark X Zio, Honda Jade. Виш в первом приближении был идеальный вариантом, но при внимательном рассмотрении оказалось, что с мотором 1.8 там нет даже обычного круиза. В 2.0 чуть лучше, но и цена начинает кусаться, хотя в целом по оснащению это машина из 1995 года… Зио отпал, потому что слишком стар (уже не привезти проходной), хотя именно он 100% соответствовал комфорту. В итоге осталась страшная до кровавых слез и дороговатая Альфа и Джейд со слухами о ломучем роботе. Пришлось расширить рамки и смотреть хэтчи, универсалы и более компактные вэны. Так в список попали еще и Levorg, Auris Hybrid, Sienta и CT200h. Аурис Вагон бывает только в Европе и едва ли влезал в бюджет, Лексус ЦТ200 и Аурис Хэтч были примерно на 300 дороже Джейда [по состоянию 2020], а Леворг с турбооппозитом не выглядел сильно надежнее робота Хонды (при этом тесный салон и нет третьего ряда). Приус Альфа (и черт с ним, с дизайном) в сходной комплектации тоже стоил примерно на 300 дороже Джейда, этой разницы хватило бы на 2 новых робота (точнее – сцеплений в сборе с выжимным для него). В итоге в финале осталась не устраивающая классом / комфортом Sienta Hybrid G и Jade Hybrid X с кучей опасений и сомнений.
Вообще людям свойственно не доверять чему-то новому и незнакомому. И вот в Джейде незнакомо и непривычно для типичного покупателя примерно всё: название модели, компоновка салона, силовые установки, коробка, электронные системы… Поэтому его покупка – это не столько про «захотеть», сколько про «справиться со страхами». Реальные или надуманные они – вопрос второй, просто остановлюсь на том, как с ними справился я:
1) Умрет робот. Тут я решил для себя, что проще заранее положить в банк 60…150 на ремонт, чем доплатить при покупке 300 за Приус Альфа. А дальше просто ездить и нормально обслуживать. [Можно еще купить Jade RS (он без робота), как показала практика турбины и вариаторы там очень долговечные, полтора года назад это еще не было очевидно – машины только начали активно везти]
2) Умрет батарея / электромотор / что-то еще гибридное. Такого не случается практически никогда, даже на машинах с пробегом глубоко за 100.
3) Не найти запчастей. Рельность: кузовщина есть в РФ и на Яхе, с расходниками и подвеской иногда бывает посложнее, но я и на Тойоту всё заказываю заранее.
4) Нет каталогов. Действительно, онлайн-каталога нет, но дилерские каталоги пробивают Джейд по фрейму и если у вас есть знакомый человек с доступом к ним – проблемы нет.
5) Клиренс. Всегда ездил на седанах без всякого читерства типа проставок и хватало. На Джейде тоже хватает, даже иногда съезжаю с дорог. [Один раз поцарапал бампер пытаясь заехать на смотровую на о.Русском. В итоге машину оставил внизу, как и владельцы других пузотерок]
6) 1.5 л мало для такой машины. Это не так, проверено на опыте.
7) Недорогая [к сожалению, 1 млн ныне – это уже цена малолитражек] машина будет жесткой и некомфортной. Снова не так! Говорят, подвеска всех Хонд – жесткая / гоночная, но у Джейда хорошая, в меру упругая. Заметно приятнее он проезжает стыки и ямы, чем тот же Vezel.
8) На втором ряду всего 2 места. Строго говоря, третье место на втором ряду почти в любой машине получается каким-то дефектным, особенно если двое из трех – дети в креслах, поэтому меня вообще не волновала его «потеря». Но если вы относитесь к той 0,001% автовладельцев, которым одновременно надо возить 5 человек И большой багаж, то стоит выбрать другой универсал, т.к. половину багажника дорестайлового Jade займет разложенное кресло для пятого пассажира.
9) На третьем ряду невозможно сидеть. Пробовали ездить в конфигурации «водитель 185 см + пассажир второго ряда 182 см + пассажир третьего ряда 170 см» - вполне можно. Не просто «терпеть этот ужас 5 минут», а именно ездить. Только залезать не очень, конечно.
С пунктами 6 и 7 мне помог пользователь Inktiation, которого мне удалось найти по его отзыву на Дроме. Он любезно согласился прокатить меня на своем Джейде и рассказать об опыте путешествий. Оказалось, что и комфорт и динамика вполне присутствуют в «полторашке». Это было последним камушком на чаше весов в пользу Хонды.
Выбирал из наличия в Приморье ввиду нехватки времени. Из 12 доступных в регионе автомобилей с приличной и прозрачной историей было всего три, один из которых в самой бедной комплектации. Так что выбирать долго не пришлось – из оставшихся взял тот, что с меньшим пробегом, пусть и без кожи.
2. Комплектации
У Джейдов с учетом RS всего три комплектации и не так много опций внутри каждой из них. При этом даже самая бедная Hybrid имеет оснащение лучше, чем у топовых Wish, и сравнима с топовыми Prius Alpha. У меня более богатая Hybrid X, в которой опциональны всего 2 вещи – кожаные сиденья с подогревом (у меня нет) и магнитола Internavi с боковой камерой и ассистентом движения назад (есть). Из приятного комплекс систем безопасности Honda Sensing, активный круиз, 17-е колеса с шумоподавлением. Важно, что какой бы вариант Вы не выбрали – всегда будет круиз, светодиодные фары, боковые подушки во всю длину, кожаный руль с кнопками. До 2018 года салон всегда 6-местный со средним «капитанским» рядом, с подлокотниками, но без оттоманок. Полный список дорестайлинговых комплектаций, переведенный с японского, смотрите в фотографиях.
Отделка салона имеет три варианта: 1) Hybrid: тряпка + вставки под карбон, 2) в базе RS, Hybrid X: комбинированная тряпка/кожзам + вставки под дерево, 3) опционально: комбинированная кожа/кожзам с подогревами + те же вставки. № 2 и 3 бывают в темном и светлом варианте, последний довольно редок (не более 5% всех авто) и выглядит намного лучше.
Материалы и сборка салона получают от меня твердую 4+. Дермантин на боковинках сидений приятный и очень износостойкий (привет Тойотам с зажеванной водительской сидухой!), кожа на руле ездит очень долго, в целом материалы качественные и приятные. Из минусов отмечу:
- буквы на полированном черном пластике вокруг селектора имеют свойство облупливаться (у меня из Японии уже поврежденная буква Р), да и сам этот полированный пластик царапается;
- провод и крепление замка ремней на передних креслах не закрыты ничем декоративным и выглядят неопрятно, будто потерялась какая-то оплетка/заглушка;
- среди всего многообразия приличных материалов на двери вокруг кнопок стеклоподъемника есть деталь из переработанного Рено Логана – там отвратительный твердый пластик, будто от другого авто.
3. Эксплуатация и общие впечатления
С момента покупки прошел уже больше года, пройдено более 11 000 километров и можно более-менее судить о потребительских качествах автомобиля. В большинстве случаев он использовался для перевозки 2-4 человек с небольшим количеством багажа (самокаты, пара сумок), один раз было путешествие длиной в 1700 км вшестером (в т.ч. двое детей), т.е. с полной загрузкой под завязку.
В целом автомобиль комфортный, прилично для его класса играет музыка (хорошо раскрывается после шумоизоляции дверей – недавно довелось послушать такой вариант). По ездовому комфорту и шумоизоляции машина примерно равна Kia Optima и Mark X GRX130. Если бы не довольно громкий и не особо приятный звук мотора, то вообще было бы хорошо (например, в Иксе мотор вообще почти не слышно). Благо гибридная составляющая часто позволяет ехать либо на низких оборотах, либо вообще на EV.
Многорычажка приятная, в меру упругая, позволяет ехать быстро без страха и не вцепляясь в руль. На трассах высокого класса скорость 150 держится комфортно и не напрягает, при этом нормально можно разговаривать со вторым и третьим рядом, шума в салоне мало. Габариты комфортны и для трассы, и для города. Единственное нарекание по части маневренности – сложно привыкнуть к разворотам в ограниченном пространстве, т.к. хотя автомобиль и невелик, радиус разворота больше, чем у Икса и Крауна.
Оптика на Jade – вещь хорошая, очень нравится, но к ней есть 2 претензии. Во-первых, цвет ближнего света (LED, в синеву) сильно отличается от габаритов, дальнего, ПТФ (в желтизну) – это не слишком эстетично. Во-вторых, по какой-то причине обе фары начали облезать по всей поверхности, нужно будет их полировать и покрывать чем-то для защиты.
4. Эргономика и функциональность салона.
Тут в целом все хорошо: сиденье и руль регулируются в двух плоскостях, сами сидушки удобные, обзор отличный. Отдельно отмечу плюсы:
- спидометр, вынесенный высоко на панель, не загораживается рулем при любом его положении (в большинстве моделей авто для меня руль перекрывает его верхнюю часть).
- потрясающе удобная фича с автоматическим включением боковой камеры при активации левого поворотника – со временем прекращаешь смотреть в зеркало, т.к. картинка с камеры больше, имеет лучший угол и ближе к водителю. Как большой скептик всего электронно-планшетного я очень удивлен удобством камеры в качестве зеркала.
- над головой много места, думаю даже с ростом 200 см будет комфортно сидеть.
И минусы, куда без них:
- довольно странно Хонда подошла к выбору места кнопки старта: она расположена слева от руля. И вот, когда трава была зеленее, а машины честнее, я подходил к своему авто справа, открывал дверь и не садясь в салон заводил ключом, чтобы почистить от снега или дождаться прогрева. Со свежими Тойотами стало чуть сложнее: надо засунуть в салон ногу, чтобы зажать тормоз, и после этого нажать кнопку START. С Джейд начинается вообще акробатика: не садясь в салон завести машину можно только путем хитрого изворачивания, т.к. кнопка находится с другой стороны и не видна.
- предохранительный рычажок-защелка открывания под капотом расположен так странно (и тоже слева!), что даже спустя год я не могу его не глядя отыскать и зацепить. Иногда мне кажется, что Хонда не пыталась «как удобно», а пыталась «не как у всех». А-ля MacOS, подбешивает.
- мало мест для хранения, по сути один бардачок и карманы в дверях. Такая же проблема была и в Демио (правда, в Jade очень удобно лежит телефон на полочке за селектором).
5. Вместимость и трансформация салона.
Про первый ряд сидений сказать особо нечего, он нечто среднее между тесноватыми легковушками и просторными вэнами. Особенностью является то, что на пассажирской стороне салон чуть короче: меньше места в коленях первого ряда. То есть в случае «тетриса» с перевозкой крупных людей за руль лучше посадить более рослого.
Второй ряд шикарен. Подлокотники, широкие удобные сиденья, огромное количество места для ног (больше, чем в 200-м Крауне!), есть воздуховоды климата и освещение салона – всё для того, чтобы сзади вам ехалось не хуже, чем спереди. Вероятно, это лучший среди всех машин C-D класса средний ряд с точки зрения посадки и свободного места. Из неудобств только ремень, особенность крепления которого часто заставляет его «сползать» далеко назад. Случайные пассажиры с непривычки его не могут найти. Подлокотники съемные, что позволяет более удобно трансформировать для перевозки грузов или крепления детских сидений.
Третий ряд урезанный, но вполне себе имеющий право на жизнь при отодвинутом вперед втором ряду. При этом второй становится «как в обычной машине», а не тесным. Отлично подходит для детей (они еще и спорить будут, кто на нем поедет!) и вполне приемлемый для невысоких людей. Во время путешествия вшестером (сзади сидели дети) к сиденьям вопросов не было. Крутая фишка – задний люк, который классно выглядит, повышает количество света в салоне и увеличивает место над головой третьего ряда.
Багажник со сложенными задними сиденьями не поражает размерами и не имеет места под запаску (в нем сложены сиденья). Для универсала его можно было бы даже назвать маленьким, если бы не было возможности сдвинуть на 20 см вперед кресла, получив больше полезного объема. При разложенном заднем ряду места остается очень мало, по этому параметру Джейд уступает всем известным мне компактвэнам С-класса и даже меньше, чем у хэтчей б-класса. То есть вам придется выбирать – либо везти много людей, либо везти багаж. В путешествии вшестером нам приходилось сильно экономить место и не брать никаких лишних/запасных вещей и продуктов с собой.
Трансформируется третий ряд в три положения: полностью разложен (маленький багажник с глубокой нишей), полностью убран (ровный пол, большой багажник) и частично убран (сиденья выпирают, но есть глубокая ниша). Последнее положение, вероятно, задумывалось чисто как промежуточное, но оно бывает удобно для перевозки некоторых грузов, чтобы они не катались по машине (например, пары арбузов).
Второй ряд помимо движения по V-траектории [при сдвигании вперед сиденья раздвигаются, образуя небольшой проход] и снятия подлокотников умеет складываться двумя способами: 1) спинка ложится на сиденье (создавая что-то отдаленно напоминающее ровный пол, но не ровный), 2) сиденье запрокидывается вверх (создавая высокое место для поклажи, как если бы вам пришлось перевозить козу или свинью стоя). Механизмы трансформации довольно тугие, женщинам с погрузкой будет справиться нелегко, а дети вряд ли сами откинут средний ряд для прохода назад.
6. Расход, обслуживание и запчасти
За время владения средний расход составил 6,38 л / 100 км. Наименьший расход получается, если ездить по городу или трассе без пробок со скоростью 70-90 км/ч в теплое время года. В этом случае 4.5 литра на сотню – реальность. Наибольший расход (порядка 10) получается при коротких поездках, пробках в морозы. Рекорд по расходу в 25.9 км/л [3,86 л на 100 км] удалось поставить во время поездки длиной примерно 20 км по свободным шоссе в городе на теплом моторе и в теплое время года. Наилучший результат в дальней поездке (около 110 км, город + трасса) – 22.4 км/л [4,46 л на 100 км].
С запчастями на Джейд на западе страны не слишком хорошо: всё под заказ. Кузовщина и прочие контрактные детали есть на востоке. Самая большая проблема – это отсутствие полноценных онлайн-каталогов на эту модель (как и на Shuttle, кстати). Но, во-первых, модель пробивается по дилерским каталогам (доступ к ним помимо дилера есть у сотрудников Exist, например), а во-вторых, многие запчасти уже «разведаны» и есть у кого спросить. Стоимость новых оригинальных запчастей высокая [как и у многих других японцев], а неоригинальных выбор небольшой.
В обслуживании каких-то особо специфических процедур нет, только замена жидкости в актуаторах и адаптация робота (каждые 10-20 тыс. км). Мало кто [опять же на западе] это умеет делать, но благодаря наличию таких машин как Fit и Vezel найти специалиста или шнурок с инструкциями для самостоятельного проведения уже не сложно. Приятно отметить, что замена масла в РКПП делается реже и стоит в разы дешевле, чем в вариаторе.
7. Мотор и динамика
Как писал выше, «полторашка» LEB умеет удивлять своими способностями. Суммарная отдача силовой установки Jade – 152 л.с., что дает нам 99 л.с. на тонну веса авто. У Демио было 92 на тонну, немногим меньше – и там явно не хватало, особенно на трассе. Но тут совсем другая история: для повседневной езды и обгонов динамики достаточно, после 100 мотор не сдувается и вполне себе уверенно позволяет ехать по трассе.
Очень много раз читал от владельцев гибридов [обычно это Тойоты], мол езда на гибриде – «вообще другое», «никогда не захочешь назад», «нереальный подхват» и т.д. и т.п. Не знаю, с чем они сравнивают, но на хондовской коробке i-DCD такого нет. Со старта автомобиль тупит похлеще автоматных «атмосферок» и до 10 км/ч катится очень вяло. Лишь потом начинается уверенный разгон, немного угасая примерно в районе 90 км/ч, реальный результат 0-100 в режиме S составил 10.5-10.8 сек (см. график замера). 402 м, к сожалению, замеров пока нет. Для сравнения: чипованный Jade RS (около 190 сил) едет честные 8.0-8.5 сек до 100.
8. Дополнительно о минусах
Помимо обозначенных выше мелких недостатков есть еще ряд особенностей, которые стоило бы упомянуть:
- низкий клиренс и длинный передний свес не дает скакать по бордюрам, сугробам и прочим, не предназначенным для проезда, участкам;
- зимой (-15 и ниже) глючили задние двери, теряя связь с центральным замком;
- при отрицательной температуре скрипит один из подшипников выжимного механиза, однако науке пока неизвестно, сколько лет или тысяч километров должно пройти прежде, чем он совсем умрет;
- при езде в слякоть очень сильно закидывается грязью заднее стекло, приходится мыть часто;
- бачок омывателя всего на 2.5 литра (примерно) – это не слишком удобно для зимы в Москве.
9. Резюме
Трансформация салона и третий ряд Джейда позволяют очень гибко использовать его. В повседневной езде не нужен большой багажник – двигаем сиденья назад и удивляем крауноводов, закидывая ногу на ногу на втором ряду. Приехали бабушка с дедушкой – раскладываем третий ряд для детей и едем вшестером в зоопарк. Нужно втроем поехать в IKEA и купить что-то длинное – усаживаем всех друг за другом, а лыжи и прочие стеллажи кладем слева, от бардачка до крышки багажника. Более популярный Субару Леворг не умеет ни первого, ни второго, ни третьего. При всех этих возможностях Джейд остается абсолютно легковым, стильным, достаточно небольшим автомобилем и совсем не похож на «маршрутку» а-ля Hoah / StepWGN, со всеми вытекающими эстетическими и эксплуатационными особенностями.
Что касается экономии и прочей магии гибридности – то тут я остаюсь скептиком, потому что низкий расход компенсируется дорогими расходниками, поисками особенного масла и потенциальными проблемами с КПП (и пусть владельцы Приусов и Филдеров не злорадствуют – их ВВБ, умирающие после 200 000 км, скоро обгонят по цене робот в сборе). Да, стараться ездить экономично, пытаясь собрать все «листочки» на панели и пытаться пробить заводские 25 км на литр, – это прикольно и интересно, но конечная стоимость километра пробега вряд ли будет ниже, чем на условной Toyota Wish с 1.8+вариатор, которая имеет больший аппетит и довольно простую силовую установку. Думаю, именно отсутствие «народной» комплектации с атмосферным мотором, вариатором и без «лишней» электроники, страхов и опасений, не позволило этой модели стать хотя бы вполовину такой популярной, как Shuttle.
Итого Jade Hybrid – автомобиль с отличным салоном, хорошим мотором, оптикой и подвеской, но спорной трансмиссией и небольшим клиренсом. Благодаря низкой пошлине на мотор 1.5 он стоит дешевле большинства одноклассников, но предлагает хорошее оснащение и уровень комфорта. На мой взгляд, среди японских седанов, хэтчей и универсалов своего класса/цены и года это лучший автомобиль, и даже если у вас нет двоих детей и собаки, но есть в планах приобрести что-то свежее в бюджете 1.0-1.5 млн рублей – стоит обратить на него внимание. Хотите технологично и экономно – гибрид, пугает робот или нужно быстрее ехать – RS, смущает необычный второй ряд – берите рестайл с обычным диваном и пятью местами.