В продолжение предыдущего отзыва:
Отзыв о Honda Odyssey.
Во-первых, выкладываю фотки, в первый раз у меня не получилось. Тут Одиссей в 4 разных местах: две фотки у меня в деревне, одна под Ульяновском, одна под Уфой и одна на Бухтарминском водохранилище (Восточный Казахстан). По-моему, везде выглядит достойно.
Во-вторых, за прошедшие 2 месяца в жизни Оди было много событий. Обо всем по порядку.
Как я уже писал в предыдущем отзыве, была приличная вибрация при интенсивном разгоне. Ее заметил сразу же после покупки. Но вроде не прогрессировала. Еще беспокоили звуки с правой стороны, которые то появлялись, то исчезали. Как будто гайка гремит в пустом ведре.
Появился мелкий люфт руля. При проезде неровностей появились новые звуки. При интенсивном разгоне ощущалась довольно сильная вибрация. Поэтому, несмотря на глубокую антипатию к автосервисам, было решено посетить один из них. Это от недостатка собственных знаний о переднеприводной машине. Выбрал “Автоимпорт”, лучший, по некоторым отзывам, сервис в Рязани. Записался заранее, помыл машину и приехал за полчаса. Подошел к старшему, он посоветовал заехать на мойку при автосервисе, отмыть подвеску, до которой я при всем желании не смог добраться. Помылся за 100 рублей. Поехал на яму. Там мою машину покачали, подергали колеса, взяли 200 рублей и выставили диагноз.
- замена сайлентов задних цапф(2*800 рублей);
- замена задних верхних рычагов(2*500 рублей), из-за шаровых, которые отдельно не меняются;
- замена рулевых тяг(2*225 рублей).
- Развал-схождение после ремонта – 400 рублей
В скобках указана стоимость замены на этом сервисе. Также узнал, что заменить ремень ГРМ + балансировочный + сальники выльется в 3200 рублей. Если бы это был фирменный хондовский сервис, то я бы еще подумал. Но видя ребят, их инструменты и приемы работы решил все сделать сам.
Вечером посмотрел на сайте цены на указанные запчасти. Начать решил с передней подвески. Первая засада: что имели в виду сервисмены, рулевые тяги или рулевые наконечники. Подергал колеса сам, решил, что менять надо рулевые наконечники.
Замена рулевых наконечников.
Купил на Exist.ru, каталожные номера: ADH28715 и ADH28716, упаковщик Blue Print. Тяги пришли быстро, с волнением распаковал, на вид солидные, сделаны в Японии, маркировка “555”, признаков плохой технологии не обнаружил. Вывернул руль налево (для замены правого наконечника), приподнял домкратом колесо, снял его. Отмыл весь наконечник и часть арки колеса напротив, что бы было откуда замерить расстояние до центра наконечника. Замерил, отметил то место, откуда мерил и записал расстояние. Первая проблема – открутить контргайку. Одним ключом на 19 ухватил наконечник и уперся в поперечный стабилизатор. По другому ключу пришлось долбить молотком, рукой не смог стронуть. Гайка откручена, теперь надо раскрутить и выпрессовать палец наконечника. Открутить получилось без проблем, для выпрессовки пришлось искать съемник. Если молотком, то надо подставить под поворотный кулак брусок, чтобы он не болтался в воздухе. Теперь скручиваю тягу, считая обороты. Получилось 18 оборотов. Сравнил тяги, идентичны. Накручиваю новую, тоже 18 оборотов. С трудом поворачиваю палец в тяге(в старой он просто болтался и стучал), чтобы он зашел под нужным углом. Закручиваю гайку, Момент затяжки 43 Н*м, шплинтую. И гайка и шплинт были в комплекте с наконечником. Меряю расстояние, немного подкручиваю тягу (не наконечник), чтобы подогнать расстояние, закручиваю контргайку. Все, готово. И точно также меняю наконечник с левой стороны.
При смене наконечников проверял люфт тяги методом дерганья. Левая тяга нормальная, правая – стучит. Менять решил обе.
Замена рулевых тяг.
Купил 2 тяги, они одинаковые, справа и слева. Номер 53010-SX0-003. В комплекте идет стопорная гайка. Купил винтовые хомуты на диаметр 55 мм. Поднимаю с одной стороны машину, Выворачиваю руль, снимаю колесо. Отмыл весь наконечник и часть арки колеса напротив, что бы было откуда замерить расстояние до центра наконечника. Замерил, отметил то место, откуда мерил и записал расстояние. Снимаю рулевую тягу, снимаю хомуты с пыльника тяги. С трудом снимаю пыльник тяги. Там стопорная шайба закернена на грани тяги. Молотком и зубилом аккуратно раскерниваем, стараясь не расшатать рулевую рейку. Рожковым ключом на 32 откручиваем рулевую тягу. Закручиваем новую, обращая внимание на правильную установку стопорной шайбы. Очень аккуратно накерниваем шайбу, я использовал молоток и зубило, потом догибал газовым ключом, тоже очень аккуратно. Надеваем пыльник, затягиваем хомуты. Ставим рулевой наконечник, вращая тягу, добиваемся того же расстояние, что было. Все несложно, но очень страшно долбить молотком по рулевой рейке, закернивая шайбу. Сюда явно нужен специнструмент. Хотя пока без проблем.
После замены наконечников и тяг поехал на сход-развал. Сделали за 400 рублей. Итог – руль четкий, без люфтов. Стуков спереди стало меньше, но что-то еще не так. Проверка амортизаторов методом раскачки не показывает дефектов. Пружины вроде нормальные. Кстати, у кого тоже RA3, посмотрите у себя. У меня расстояние от пола до выступа для домкрата спереди 25 cм, сзади – 27 cм. У кого как?
Потом решил заняться задней подвеской.
Замена нижние сайлентблоки задних цапф.
Каталожный номер 52622-SP0-003, цена за штуку $15. Имеет следующие размеры: d=12мм, D=40мм, h=27мм, H=50мм.
Получил, надо менять. Изучил вопрос по форуму Honda и книжке.
Итак, начнем.
1. Ставлю машину на стояночный тормоз, подкладываю под все колеса с обоих сторон чурбачки, чтобы не уехала. Поднимаю заднее колесо, снимаю его.
2. Мою теплой водой все, что окружает сайлентблок. После обильно заливаю болт сайлента и гайку WD-40.
3. Иду ужинать, пусть отмокает. После ужина тщательно чищу резьбу на конце болта, что вышел из гайки.
Гайка приварена, ее удерживать не придется!
4. Обнаруживаю повреждения резьбы, надфилем и ножовочным полотном пытаюсь восстановить ее. Неудобно. Пытаюсь открутить болт, тщетно.
5. Приходится брать удлинитель под метр и со страхом пытаться стронуть болт.
Пошел!!! Еще раз пытаюсь восстановить резьбу на кончике болта, чтобы не испоганить гайку. Кое-как откручиваю болт.
6. Подставляю второй домкрат, поднимаю колесный диск вверх.
Все, сайлент, как на ладони. Собирался высверлить резину и выбить внутреннюю обойму. Не пришлось, обойма выпала сама. Да, затянул я с заменой.
7. Беру новое ножовочное полотно и начинаю пилить внешнюю обойму. Сразу ломаю полотно. Не беда, пилю обрезком, уже поаккуратнее. Стараюсь пилить параллельно оси отверстия под сайлент. По изменению звука понимаю, что пропилил все. И это за 5 минут!
8. Нахожу подходящую оправку диаметром около 38 мм, длинный болт с гайкой, кольцо от подшипника с внутренним диаметром более 40 мм. Выпрессовываю обойму из цапфы. Чищу посадочное место и иду смотреть по телеку волейбол. Играют Локо-Белгород и Динамо-Москва. В небольших перерывах отдираю во дворе примерзшие тиски, заношу их в гараж и пристраиваю для запрессовки нового сайлента. В качестве оправок собираюсь использовать головки на 32 и на 30. Кое-как приспосабливаю тиски, подставив под них чурбачки и играя двумя домкратами, один под колесом, другой под машиной. Пытаюсь запрессовать сайлент, слегка смазанный литолом. Не получается. Мне кажется, что он становится слегка наискосок и дальше не идет. Сильно крутить страшно.
9. Решаю сначала поровнее посадить сайлент в гнездо. Убираю с таким трудом приспособленные тиски, беру головку на 30 и пытаюсь легкими ударами молотка (ведь цапфа просто висит на рычагах а не уперта во что-нибудь) посадить сайлент. Как ни странно, сайлент пошел. Я даже не стал снова ставить тиски, а просто подольше подолбил по головке, загнав его до конца. Перед этим подложил с противоположной стороны на чурбак кувалду, прижав ее к рычагу цапфы.
10. Довольный, смотрю монтажкой состояние верхней шаровой. Люфтит, надо менять. Придется покупать рычаги, они не разборные, и стоят не дешево, около $100. А снятые попытаюсь восстановить.
11. Подставляю под нижний рычаг чурбак, убираю домкрат из под колеса и немного опускаю машину. Слегка при этом раздвигаю уши рычага под внутреннюю обойму сайлента. Опускаю, пока отверстия в рычаге и сайленте не совпадут.
12. Вставляю отреставрированный (потом поменяю) болт, затягиваю моментом 90 Н*м.
13. Снова поднимаю машину, убираю чурбан из под рычага, ставлю колесо, опускаю машину.
14. Все, завтра посмотрю в магазинах что-нибудь для выпрессовки-запрессовки и буду менять второй сайлент, справа. Не понравилось мне долбить молотком по цапфе.
Второй сайлент сделал быстро, за час, без происшествий.
Покупать верхние задние рычаги не стал, больно дорогие, по $180. Решил снять, посмотреть, можно ли заменить на них шаровые, которые можно приобрести в среднем по 1000 рублей. Проблема в выпрессовке пальцев шаровых. На форуме посоветовали долбить долго и упорно молотком или взять кувалду. Ну не могу я так. Скоро произошло событие, после которого мне пришлось найти и купить подходящий съемник.
Замена внутреннего правого ШРУСа.
Как я уже писал, повод для волнения обнаружился еще летом. У нас тут особо гонять негде. Но в этот раз поехал по дороге в Солотчу. Там неплохое покрытие и я решил разогнаться до 140 км/час. При плавном разгоне машины - все нормально, но если нажать на газ как следует при скорости 100 км/час, то появляется приличная вибрация. Сразу газ отпускаешь с перепугу. Это моя первая машина с передним приводом, поэтому прошу простить мое дилетантство при описании. Все по порядку:
Итак, сначала я отмыл и отбалансировал все колеса. Не помогло.
Поиск и брошенный клич в форуме дал вероятную причину вибрации – внутренние ШРУСы. При детальном осмотре было обнаружено - на правом внутреннем не родные хомуты, один вообще винтовой. Не раз читал, что внутренний ШРУС – практически вечный по сравнению со внешним.
Как говорится, хороший стук обязательно вылезет наружу. Однажды, когда до дому было 80 км, появилось биение, как будто к правому колесу прилипло что-то большое. Вылез, проверил колесные гайки. Зима, дождь и темнота на большее не подвигли. Поехал домой. Биение то усиливалось, то сходило на нет. Последние километры уже считал с тревогой. И вот наконец родной гараж. Тут крыша, сухо и светло. А также – куча инструмента. Вывесил колеса, завел двигатель, включил передачу. Виновник обнаружился сразу – наш главный подозреваемый. Понял, что больше ездить нельзя. Стал снимать полуось. Снимал я ее три дня. Так долго по следующим причинам:
1. На работу ездил на электричке. В 5 утра вставал, домой приезжал в 7 вечера. А надо еще поужинать, сделать другие домашние дела. В общем, времени было мало.
2. Не было нужного инструмента. Чтобы открутить гайку ступицы нужна головка на 36, в моих наборах – максимум 32. Пришлось покупать в городе, один день потерян. Потом оказался нужен съемник, чтобы выпрессовать нижнюю шаровую. Молотком не рискнул. Еще один день. Купил двулапый съемник, снял без проблем.
3. ШРУС заказал в Exist, заказал самый быстрый по срокам, фирмы Asva, их номер HNID-507. стоял в аналогах оригинального 44310-SM4-310. Кроме него также за три дня обещали привезти HNIP-M11 этой же фирмы. Это меня насторожило и я позвонил в офис. Там меня быстро убедили, что раз стоит в аналогах, то все OK. И что все сейчас берут Asva. Конечно, хуже оригинального, но два года точно ходят. Так как оригинального надо было ждать две недели, и я знал по опыту, что в конце срока заказ могут снять и все по-новой. Заказал Asva HNID-507.
Приехал он быстро, как и обещали. За это время, я снял полуось в следующем порядке:
1. Машину на стояночный, бруски под задние колеса, снял заглушку на диске, закрывающую ступичную гайку. Раскернил ее, на следующий день привез головку на 36, открутил гайку. Резьба М24х1,5.
2. Расшлинтовал и открутил гайку рулевого наконечника. Съемником снял его.
3. Расшлинтовал и открутил гайку нижней шаровой опоры. Постучал молотком, без толку. Мои самодельные съемники туда не подлазят. Пробовал опустить весь вес машины на палец шаровой, подставив упор. Не помогло. На следующий день купил двулапый универсальный съемник. Съемником без проблем выпрессовал опору.
4. Приготовил подставку под диск высотой 25 см. Выбил немного молотком вал из диска Вытащил весь диск вверх из нижнего рычага, поставил на подставку и с помощью молотка выбил наружный ШРУС из диска. Все, поворачиваю диск, чтобы не мешал и ставлю его на подставку.
5. Пытаюсь вытащить полуось из коробки дергая внутренний ШРУС. Кстати, масло из коробки сливать точно не надо, ни капли не вылилось. Сама полуось не идет. Поддел монтировкой, выскочила. С помощью сына аккуратно вытаскиваю полуось через вилку амортизатора. Точь в точь проходит.
6. Снимаю хомуты, пыльник, смотрю. Один из трех подшипников ШРУСа заклинило в стакане. Еле-еле монтировкой в тисках выдергиваю его. Отмываю все в бензине, вижу разрушенный подшипник и обломки от него.
Пришел новый ШРУС, первичный осмотр. Гораздо более хлипкая конструкция. На большее не обратил внимание, тем более не сравнил размеры. Быстро собрал полуось, стал ставить. Сразу обнаружил, что не было щелчка от стопорного кольца, когда воткнул внутренний ШРУС в коробку. Понадеялся, что не услышал. Все собрал, вывесил колеса, завел, включил передачу. Минуту понаслаждался тишиной и плавным вращением колес. Потом пошло шарканье и правое колесо стало останавливаться. Внутренний ШРУС вылез из коробки, стало брызгать масло из АКПП. На следующий день снова снял полуось и стал мерить старый и новый ШРУС. Они окозались чуть разные. А именно, вытачка под стопорное кольцо на валу нового ближе к стакану на 4 мм и просто не доходит до чего-то там в коробке! Снял ШРУС, начисто отмыл его от смазки, порадовался, что набивал купленную заранее смазку, а не ту, что в комплекте. На следующий день повез оба в Exist. Ребята там отнеслись с пониманием и сочувствием. Спасибо им за это. Во-первых, забрали купленный ШРУС. Во-вторых, объяснили, что не могут гарантировать получение правильных номеров оригинальных запчастей по праворульным машинам. В-третьих, достаточно много неоригинальных запчастей не соответствуют даже по размерам. У них был каталог с точными чертежами фирмы Asva, и по нему я нашел нужный мне ШРУС. Его номер HNIP-M11. Пока он ехал, искал в Инете такие же чертежи, как видел в Exist. Нашел кучу каталогов разных фирм, многие с чертежами на следующем сайте http://www.part-kom.ru/information/catalogues/.
Только сначала надо зарегистрироваться. ( Да здравствует поиск!).
Привезли новый ШРУС. Поставил и все собрал за 30 минут. Проехал уже уже больше 1000. Вибрация пропала полностью!!! ШРУС фирма Asva, номер HNIP-M11, аналог 44310-SM4-310. Кратенько об основных отличиях:
+ 1. Дешевле в 2 раза, срок поставки 3 дня (оригинал 8 рабочих дней).
- 2. Подшипники гораздо более хлипкие, чем оригинал. Явно не оправдывающие всего лишь 2-разовый перепад цен. Как говорят менеджеры Exist, года два пробегают.
- 3. Стакан более тяжелый, раз, на старую полуось крестовину еле посадил.
+ 4. Есть детальные чертежи всех изделий фирмы Asva.
Сейчас буду не спеша покупать оригинал и ставить по случаю. Летом делаю дальние пробеги в Казахстан, на таком ехать страшно.
Ну теперь есть съемник, можно смотреть верхние рычаги. Снял один, подергал палец. Люфта не обнаружил. Второй аналогично. Может это полностью разрушенные сайленты цапфы ввели в заблуждение? Поставил все на место, пока езжу. Ну ничего не слышу я от задней подвески. И не слышал, даже когда стояли дохлые сайленты. Может на заднем сиденье поездить.
Теперь еще об одном вопросе эксплуатации машины, конкретно о мойке ее, любимой. Ненавижу ездить на грязной машине. Купил летом в Казахстане за 1000 теньге шайтан-метлу, классно снимает пыль и небольшую грязь, машина как помытая. Ну а когда много грязи, тут уж надо мыть. Эта осень и зима выдалась особенно грязной. Я на работу еду 40 км по трассе “Урал” (Москва-Челябинск). Дорога забита фурами, много отворотов на проселочные дороги. Вся трасса до 25 января, когда ударили наконец морозы, была покрыта слоем жидкой грязи. Проходит встречная фура, и только-что помытая машина превращается в грязнулю. Каждый день скрести ее щеткой – всю краску обдерешь. На мойке на сервисе видел безконтактную мойку под давлением. Классная вещь!!! Решил сделать такую же дома. Взял погружной насос “Малыш”, он дает давление в 3 атмосферы, армированный шланг и сделал насадку. Налил в бак теплой воды, добавил автошампунь, включил. Результаты разочаровали. Если машина мокрая, со свежей грязью, то смывает большую часть, но после высыхания остается грязный тонкий слой. Если грязь подсохла, результат почти нулевой. Хотя подвеску от песка и грязи отмывает начисто на УРА! Стал искать характеристики минимоек. ОНИ ДАЮТ ДАВЛЕНИЕ 20 АТМОСФЕР! Придется покупать.
Как уже писал, в конце января наконец ударил мороз и выпал снег. Ждал этого с волнением. Моя предыдущая машина - четверка и в минус 30 заводилась без проблем. А темы, почему Хонды плохо заводятся в мороз, на сайте всплывали регулярно. И еще с проходимостью. Четверка – машина не тяжелая, у меня была классная шипованная зимняя резина, я проходил там, где Волга, АЗЛК-2141 и 8-9-10 садились. У меня до трассы около 8 км, которые от снега чистят изредка. И еще 1 км, который никто и никогда не чистит. Там где четверка не шла, вступали в дело лопаты в руках 6 человек (у меня 4 детей). Иногда машина тупо толкалась, опять же народу много. А тут минивэн, 1600 кг. Кто-то писал, что толкать его бесполезно. Если встал, то все. Да и резина зимняя, которая мне досталась при продаже была нешипованной липучкой Michelin MaxIce старого образца. Хотел купить шипованную, дорого, да и эту выбрасывать жалко. Решил поездить, попробовать эту. И вот хороший снегопад, выезд из гаража. Я доволен, машина идет по крайней мере не хуже. Вот уже прошло две недели езды по снегу, я уже обнаглел, езжу так, как никогда зимой не ездил. Поведение машины дает уверенность. Гололеда настоящего у нас пока еще не было. А по рыхлому снегу, тем более по укатанному насту идет отлично. Было у нас также -25С, завелась с первого раза, крутил не больше 2 секунд.
Теперь о минусах. Холодно в такой машине сзади. Мы с женой спереди уже зажарились, а на третьем сиденье еще дубняк. А там – дети. Второй кондиционер японцы поставили, а печку – нет. Обидно и холодно. И ноги даже на переднем сиденье мерзнут. Ставишь обдув ног – тепло, но стекло начинает потеть (в машине 6 человек). Ставишь обдув и ног и стекла, опять ногам холодно. Ну не рассчитана это машина на мороз. Задний обогрев стекла не справляется. Снег так и липнет к нему, а тает еле-еле.
После отмывки насосом всего низа машины провел детальный осмотр. Вкупе с опытом 9-месячного владения авто вывод однозначен: пробег скручен, в России машина за год побегала и поремонтировалась. ПТС настоящий (гайцы пробивали в Уссурийске), машина была у нас растаможена 2 марта 2005 года, снята с учета в Уссурийске 7 апреля 2006 года, 8 марта я ее купил. Единственный хозяин машины – Хегай Вячеслав Анатольевич. Сейчас торгует праворульками на мытыщинском авторынке (Москва). Утверждал, что пробег – 67000 км, в России машина не ремонтировалась, только меняли масло и фильтра. Я понимаю, что не обманешь, не продашь. Но я уже после покупки писал ему на мыло, спрашивал об истинном пробеге, который крайне важен для обслуживания машины и о ремонтной истории. В ответ опять 67 тыков, без ремонта, машина с аукциона, жена почти не ездила. Просмотрел море аукционных листов, своей машины не нашел. Следы ремонта арки и подвески сзади слева. Как уже писал, неродные винтовые хомуты на правом внутреннем ШРУСе, снятые хомуты на трубках подогрева дроссельной заслонки (капал антифриз). Все бяки, как хочется мне верить, я уже нашел и устранил, но неприятно. До сих пор удивляют двигатель и коробка. Похоже, в них действительно никто не лазил, да это и не требовалось. После замены ШРУСа пробовал разогнаться до 140. Легко и непринужденно с полной загрузкой в горку, обгоняя всякие там десятки, рено и киа (пишу с маленькой буквы).
Для себя решил, следующая машина – Одиссей с аукциона. С рынка я уже попробовал. Коплю деньги. Сначала продать, потом купить – для меня неприемлемо, машина нужна каждый день. Вопросы знатокам:
1. Чем отличаются RA3 и RA6. Двигатель тот же, а расход на 60 почему то указан меньше, 5,1 против 5,5.
2. У некоторых модификаций RA6 клиренс указан 140 мм, у некоторых 155 мм, почему?
3. Как насчет дополнительной печки у RA6?
4. Как купить на аукционе хороший Одиссей???
5. Почему умер внутренний ШРУС? Чего ждать дальше?
PS. Ссылка на описание моего путешествия в Казахстан на Одиссее https://info.drom.ru/adventures/travel/8399/. Предупреждаю, получилось очень объемно, приятно было вспоминать о лете во время обеденных перерывов. Вот и наваял монстра. В следующем году собираюсь снова и с женой. Она тоже водит. Попробуем проехать 3800 км с прохождением Урала и таможни за 48 часов.
И еще. Я тут описал некоторые несложные операции по ремонту Одика. У меня есть к ним фотки. Кому нужно, могу поделиться.