Чем хорош S-MX? Эта машина – яркое воплощение умения японцев выжать максимум из единицы объема. Абсолютно ровный пол, высокий потолок, сиденья, приподнятые на ножках, регулируемые спинки задних кресел, селектор «автомата» на руле - и в итоге «на первом этаже» я могу возить лыжи, просунув их под сиденьями, сверху положить багаж, а третьим ярусом за 20 секунд разложить полноценную кровать на двоих. На месте правой задней двери у S-MX мини-бар, спереди – два столика, а по салону можно перемещаться в любом направлении не выходя на улицу (а также парковаться водительской стороной вплотную к забору и выходить в левую дверь). И все это в машине длиной 3,7 м! Если добавить сюда полный привод, короткую базу и тяговитый двигатель… в общем, хрен вы найдете что-нибудь подобное в Европе.
Машинка была куплена летом 2005 года якобы на аукционе с пробегом всего 27000 км, и к январю 2011 г. на ее спидометре добавилось еще 157 тысяч. Нельзя сказать, что это были беспроблемные километры – «см-иксу» пришлось и ходить в Северо-Енисейск, и возить экспедиционное снаряжение в Ергаки, и буксовать на пашне в тракторной колее… Однако на трассе по вине «матчасти» я встал только единожды. Теперь по порядку.
ДВИГАТЕЛЬ заметно подъедает масло, так что скоро придется заняться «малым капремонтом». Замена маслосъемных колпачков, колец и «до кучи» ремня ГРМ вместе с роликами обойдется тысяч в 20. Но это будет первая моторная проблема за все годы! Двигатель B20B слабофорсированный, абсолютно лишен фирменного хондовского подхвата и спортивных ноток – зато тяговит, не капризен и не привередлив к качеству топлива. Заправляюсь где придется и вообще где попало – и ни разу не чихнул! Расход хоть и не мал, но стабилен – летом в городе 13 л/100 км. А зимой S-MX великолепно запускается на морозе (-28-30 – гарантированно, 32-35 – с прикуриванием и тяжеловато). После чего обычно тащит на автомойку либо Mazda Demio жены, либо Ford Fusion сестры - отогревать…
ТРАНСМИССИЯ, как уже сказано, полноприводная, с АКПП (механических S-MX нет в принципе). Полный привод за пять лет требовал только регулярной замены масла в заднем редукторе, Нет претензий к приводам: за весь пробег поменял только один из восьми ШРУСов да пару пыльников. Единственную серьезную проблему с 4WD владелец создал сам – на трассе сдуру наехал на приличный камень. Подпрыгнув, каменюга прошлась снарядом по всем агрегатам, своротив в числе прочего подвесную опору заднего карданного вала. За новый попросили 70 тысяч… Выручили умельцы из «Ампирус мобиле», соорудив новый кардан из чуть ли не водопроводной трубы! Самоделка крутится до сих пор...
А вот «АВТОМАТ» пришлось отремонтировать полностью – с самого начала он терял масло через стык корпуса, при пробеге 80000 начались удары, переход с 3 на 2 превратился в реальные «пинки под зад», а потом я его еще и пробил шальным камнем. Самое нечестное, что после ремонта коробка по–прежнему подергивается и иногда «пинается» - а ведь за смену всех «потрохов» отдано 27 тыс.руб…
ПОДВЕСКА И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ скорее разочаровали, чем порадовали. Покупая S-MX, я втайне рассчитывал на повышенный запас живучести – ведь базируется на шасси более крупного и тяжелого Stepwgn. Однако особой неубиваемости наконечников не замечено – менял их минимум четырежды. Менялись также передние и задние сайлент-блоки и втулки стабилизатора спереди. Постукивает рейка. Отдельная эпопея вышла с амортизаторами: решив не мелочиться, я поменял их разом на комплект жестких KYB New SR (16 000 р.) – на дороге мой «комод» стал стоять как влитой, но сзади начались та-а-акие стуки… После трехмесячных исследовательских работ за мой счет сервисы Красноярска дружно выдали вердикт: «хэ-зэ», в смысле «затрудняемся с определением». Как вариант, приняли, что дело может быть в подсевших пружинах. Задние аморты продавец («Росско-Авто», честь ему и хвала!) принял обратно, а я заказал на их место оригинал, который не стучит, зато и «держака» не обеспечивает – раскачивается машинка на трассе. На таком сочетании и отъездил больше 60 тысяч. Минувшей осенью исследования продолжились – поставил новые пружины неизвестного барнаульского производителя, после чего машина приобрела вид колхозного «Москвича» и жесткость рессорного уазика – теперь пружины оказались жестче амортов. Ни фига не нравится, придется, видно, заказывать полностью весь комплект. Проблема в том, что именно в части пружин (и немножко - деталей трансмиссии) на полноприводный S-MX наблюдается большой дефицит – все только с островов под заказ. В идеале хочется поставить снова жесткие, но подобрав соответствующие пружины.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО досаждает только через фары. То ли они уже затерты, то ли просто слабы, но света мне реально не хватает. Часто меняю лампы, но это в какой-то степени понятно: езжу принципиально со светом всегда. Эксперимент с ксеноном (корейский, 7000 р.) провалился: отработав 2 года, вышел из строя блок розжига, и в сервисе посоветовали поставить новый комплект. К смене недешевых ксеноновых ламп я был морально готов, но чтобы раз в год обновлять ВЕСЬ комплект…
Ближе к 100 тысячам по очереди померли несколько лампочек в освещении приборной панели. Ну и, конечно, часто сдается детский японский аккумулятор-батарейка. Больше электропроблем нет.
Что остается? Отопление, система охлаждения, тормоза – все работает без замечаний, требуя лишь элементарного обслуживания. Были опасения, что через разверстую "пасть" бампера все камни полетят в радиатор - обошлось, радиатор до сих пор цел. Люк не течет, парктроник пищит… В общем, Honda S-MX и с пробегом 184 000 км по-прежнему обладает главным качеством японского автомобиля – она работает, работает и работает. И я знаю, что в любую погоду я могу сесть за руль и поехать – без всякой подготовки - хоть за тысячу километров. Я ей доверяю. И потому, хоть и считаю дни до получения НОВОЙ своей машины, S-MX не продаю – он остается у меня в качестве рабочей машины. И запасной – на всякий случай…
ГЛАВНЫЕ ПЛЮСЫ:
- Великолепный универсальный салон с кроватью, баром и столом
- Неплохая проходимость в полноприводном варианте
- Неприхотливость к топливу и климату
- Вместимость до 8 человек (один верхом на столике, один в багажнике)
ГЛАВНЫЕ МИНУСЫ:
- «Автобусная» управляемость (впрочем - привыкаешь)
- Водительский «дворник» имеет слишком большую неочищаемую зону справа
- При морозе -30 и ниже дверьми приходится хлопать как в «Жигулях» - очень плохо работают замки
- Мало емкостей для мелочей
- Большинство S-MX укомплектованы нижним обвесом. Вещь абсолютно бесполезная, крадет дорожный просвет, охотно ломается сама ((похоже, стеклоткань) и выламывает крепеж. Но, блин, совсем без обвеса тоже плохо – у S-MX под брюхом слишком много неприглядных «кишков», которые обвес и закрывает…
- Запасное колесо висит снизу под передним пассажиром. Это гарантирует его долгую жизнь - водитель лучше убьет напрочь спустившее основное, чем полезет …опой кверху за «бананом» в это дурацкое местечко. А если машинка с обвесом, то колесо вообще не достать, предварительно не поддомкратившись.
- Вертикальные свечные колодцы после мойки двигателя полны воды – приходится снимать корпус воздушного фильтра и сушиться по полной.
- Пресловутый дефицит «хондовских» запчастей все же существует – в части деталей задней подвески полноприводных S-MX и трансмиссии для него же. Все, что подходит от моноприводного S-MX, можно купить без проблем.