К выбору автомобиля я подошел с особой тщательностью. До этого (исключая отечественные шушлайки) у меня были последовательно: Audi 80 (86), Toyota Corolla (93), Toyota Caldina (96), MMC Pajero (92). Плюс по служебной необходимости использовал Toyota Ceres, Nissan Cefiro, Dodge Caravan, Nissan Prairie, так что некоторый опыт имелся и я хорошо понимал, чего хочу.
А хотел я вот чего: большой машины (после трехдверного Паджерика, я думаю, понятное желание), сравнительно недорогой (около 10 т. ам. руб.), пригодной для дальних путешествий (планировались поездки около 4-5 тысяч км по делам и в отдых на море), обязательно с трансформируемым салоном.
Рассматривались следующие модели: РВР и Делика от Митсубиси, Ниссан Сирена, Ноах и Фанкарго от Тойоты и Хондовские Одиссей и Степвагон. Некоторые из этих авто (РВР и Фанкарго), конечно, не тянут на звание «большого автомобиля», но у них был один плюс – интересная цена, особенно у Фанкарги. Сирена и НОАХ быстро отпочковалась по причине неинтересности (у соседа по гаражу насмотрелся) и слабых движков; Одиссей не понравился теснотой в слабо трансформируемом салоне, и остались на повестке Делика и Степвагон. Делика подкупала тем, что по ходовке и двигателям это фактически Паджерик с кузовом минивэна, Степ же полностью отвечал моим требованиям, но я его до этого видел только на фотографиях.
Случайно заехав в сентябре 2005 г. с женой на авторынок, я походил по рядам с целью набора статистики, и вдруг увидел «живого» Степвагона – продавался он за 330 русских рублей, в России находился с апреля, куплен был в Японии на аукционе. Поскольку к покупке я был совсем не готов (точнее, я-то был готов, но у кармана было свое мнение на финансовую сторону этого вопроса), да и собирался ехать за ней в Новосибирск, решил из любопытства просто посмотреть машинку – что и как. Хозяин (видимо потому, что очереди из покупателей не наблюдалось), весьма любезно показал салон и двигатель, после чего я понял, что Делику также можно вычеркнуть из списка, и из уважения к его настойчивым просьбам записал на память телефончик. Жене машина тоже понравилась, но по приезде домой она с какого-то перепугу спросила, а где же у нее запаска? – Перерыл все отзывы и каталоги – ответа не было, решение проблемы оставил на потом.
Примерно через полтора месяца в кармане начала образовываться некоторая почти достаточная для поездки в Новосибирск сумма, плюс впереди достаточно отчетливо замаячила перспектива продажи Паджерика, и я начал было гладить шнурки и паковать чемоданы, но тут прошли слухи по скорому повышению таможенных пошлин, и цены на рынках «на всякий случай» момепнтально потянулись к зениту. Поездку в Новосибирск заслонил крупный знак вопроса – не хотелось отдавать за автомобиль больше 11 – 12 долларов; да плюс дорога, да плюс порядочный геморрой – ну лентяй я, просто-напросто... Порывшись в телефонной книге, разыскал телефончик мужика с авторынка:
- Нет, не продал.
- Цена? 350 000 – цены во Владике растут, да и резину Bridgestone купил недавно…
- За 330? Н-ну в общем-то… продам!
Поскольку денежка на тот момент была не вся, мужику был дан задаток в 10000 рублей в обмен на расписку; через пару недель остаток суммы перекочевал к нему в карман, а я из паджеровода неожиданно превратился в хондовода.
Так как машина покупалась практически вслепую (я не проехал на ней ни метра – только наружный осмотр), первые впечатления несколько озадачили. Из плюсов: бесшумная (после дизельного Паджерика) работа двигателя; просторный салон. Минусы: не очень удачная (после дизельного Паджерика ;-) посадка водителя – сиденья безо всякой боковой поддержки; просто НИКАКАЯ эргономика включателя дворников; какая-то нервная работа коробки скоростей (по ощущениям, был перетянут тросик кик-дауна – так оно впоследствии и оказалось).
Приехав домой, первым делом нашел запаску – она оказалась сзади под полом салона. Решение оправданное на сто процентов – в случае чего, чтобы достать запаску, не нужно выгружать вещи под дождь, на грязную дорогу.
Сразу же после покупки возникла необходимость съездить в Казань (480 км). Вот когда я сразу же оценил достоинства Степвагона – впятером мы расположились прямо-таки с небывалым комфортом: двое впереди следят за дорогой, а трое – сзади смотрят стоящий на среднем ряду сидений, развернутом «задом наперед», ноутбук с запасом фильмов. Дорога пролетела практически незаметно – по приезду в Казань никакой усталости. На обратном пути - возвращались ночью - сиденья разложили в огромный ровный диван, и задние пассажиры на нем мирно посапывали, покачиваясь на неровностях дороги. Удивила работа печки и системы распределения воздушных потоков по салону – при забортной температуре – 25 все в машине сидели без верхней одежды, а сзади еще и жаловались на жару и просили «убавить».
Эта поездка показала, что для дальней дороги Степвагон – вещь просто незаменимая; с тех пор были поездки еще раз в Казань, в Екатеринбург (600 км) и в Курск (1800 с хвостиком), причем из-за дефицита времени в Курск ехали «нон-стоп» в три водителя. Это значит следующее: один за рулем – один спит – один сидит рядом с водителем за штурмана; через 4 часа – «ротация кадров». По времени дорога заняла 24 часа, что соответствует средней скорости 75 км/час. Учитывая необходимость остановок для налива полезных жидкостей и отлива бесполезных, а также частое общение с придорожными «сусликами» в ярко-зеленых жилетках - думаю, это неплохо. Кроме того, в этой поездке довелось испытать перископическую систему зеркал (где-то на сайте есть ссылочка). Вещь несомненно полезная для праворуких авто, хотя и требует некоторого привыкания. Штука была куплена в Москве – ее бесплатно доставили на вокзал прямо к поезду, которым уезжал из Москвы мой друг. Цена ляльки – 1500 рублей; м.б., несколько дороговато.
Сразу же выяснилось, что штатный сидюшник обладает скверным характером – из множества скармливаемых ему дисков воспроизводит только лицензионные, причем явное предпочтение отдает блатному шансону. Поскольку тут наши с ним вкусы кардинально разошлись, было принято решение поменять его на более серьезный аппарат. С целью подготовки к летнему вояжу на Черное море был выбран DVD – проигрыватель SONY, и дополнительно установлен на внутрисалонное зеркало заднего вида 8-дюймовый телевизор. Штатную акустику удачно дополнил активный сабвуфер, установленный под среднее сиденье в районе боковой ниши – там он практически не виден и не мешается в салоне или багажнике.
Всего за 4 месяца наезжено 18000 километров. Не было ни одного отказа, зимой до – 30 заводилась отлично, когда было холодней – «заводил» транспорт общего пользования. В эксплуатации машина показала себя прекрасно: удобна для перевозки пассажиров (для бОльшего удобства входа – выхода маленькое складное «тещино» сиденье я пока снял); отличная подвеска – как-то зимой по необходимости вез 4 мужиков и 550 кг железа; ни одного пробоя амортизаторов. Двигатель легко позволяет уйти вдаль от некоторых слишком наглых подрезающих тебя «десяточников», а также двигаться по шоссе со скоростью 160 – 170 км/час; замечено, что расход топлива при таких маневрах стремится к цифре 15. При обычной езде он составляет по городу – 12 литров, по трассе (120 – 140 км/час) – 9,5 литров. Думаю, это нормально. Заливал предпочтительно Аи 95; несколько раз – Аи 92. Отмечено, что на 95 бензине мотор работает более плавно и бесшумно, но заводится, как ни странно, лучше на 92. Т.е., на 95 независимо от температуры воздуха пускается со 2 – 3 раза (стартер включаю максимум на 2-3 секунды), на 92 – с полтычка.
После весеннего бездорожья проверил состояние подвески; приятный сюрприз – все хорошо. Чуть-чуть подмозолились резинки тяги поперечной устойчивости, но они такой простецкой формы (просто кружок резины с дыркой), что заменить их не составит труда. Думаю поставить полиуретан.
Что было заменено за этот период:
1. Масло в двигателе – немецкая (Ликви-Моли) синтетика (4 литра = 800 рублей), масляный фильтр (не помню; около 200 руб., воздушный – 380, топливный – 300 руб.
2. Левая передняя опора двигателя – 1100 рублей (поменял «с перепугу», старая еще вполне…)
3. Лампочка в задней стоп-сигнале – 125 руб.
4. Месяц назад засвистел подшипник натяжного ролика ремня кондиционера; новый ролик покупать не хотелось (900 рублей), поэтому выпрессовал из него подшипник и поставил новый, купленный в каком-то «железячном» магазине – 55 рублей.
Итого эксплуатационные расходы за 18000 км. пробега составили примерно 30000 рублей, из которых 3000 – ремонт и тех. обслуживание. Иными словами, на каждый рубль сгоревшего бензина приходится 10 копеек на масло и запасные части.
Особо хочу отметить резковатую (по сравнению с другими авто) работу АКПП. Особенно это заметно после совершенно неощутимой работы АКПП Паджерика. Из форумов понял, что это – особенность работы хондовских коробок. Жаль. Практически единственный минус…
Приближается очередная замена масла, и хочется поменять резину – жалко летом драть хорошую «липучку». Диски уже купил – по случаю обошлись в пять тысяч рублей.
Из «творческих» планов: как уже было написано, в конце июня планируется поездка в Геленджик. Едем вшестером - трое нехилых дядек, плюс 3 подруги им под стать. Маршрут уже составлен, Будет что-то интересное – напишу.