Десять лет в обед
Всем автолюбителям большой привет из Шелехова (города металлургов), Иркутской области. Назван он в честь известного мореплавателя Григория Ивановича Шелехова, отважного покорителя северных широт. Недавно узнал, что поначалу (в далёкие 50-ые) город хотели назвать Междугорск.
Да речь не о моём городе, а о машине, которая служит семье верой и правдой аж с декабря 2006 года — ХОНДА СТЕПВАГОН.
Скажу сразу - это для меня первая праворулька, в которой сидел за рулём. До этого были отцовская ВАЗ 21063 (1983 года, до сих пор на ходу, на ней и учился ездить), мотоцикл ИЖ-Планета 5 (без коляски) и ВАЗ 21213 «НИВА» (от которой с удовольствием избавился после двух лет владения), но и иногда ездил пассажиром в разного класса машинах.
Машина покупалась в Японии через процветающие в те времена аукционные фирмы. На автобарахолке были варианты покупки, но что-то не доверял я продавцам. Зато была возможность изучить модели рынка и «потрогать» интересующие машины.
Заказывал в фирме «Гарант-Авто». Немного просмотров предложений, выбор и ставка сделаны. И вот звонок, что машина забронирована за нами. Остальное дело техники - перевод средств, доставка ж/д транспортом, замена расходников и зимней резины (последнее делали ещё во Владивостоке). Два долгих месяца и почти 350 тысяч ушло на всё.
Конечно, рассматривались разные варианты авто — и HR-V, и CR-V, и RAV4, и NOAH, и т.д. Почему выбор пал на данный микроавтобус?
1. перспективный ведущий передний привод (у меня 4WD, об этом ниже);
2. большие объём внутреннего пространства и возможности трансформации;
3. цена и качество;
4. понравилась как бы «сбитость» всей конструкции в целом (Японии респект);
5. у знакомых такой уже был и есть до сих пор.
По началу акцент делался на более свежий кузов RF4, но вовремя остановило известие о повышенном налоге на машины с мощностью выше 150 л/с. Ну не надо мне ни ксенона, ни электродвери, ни VTEC, что есть в кузовах начиная с RF3. К тому же клиренс на моём кузове оказался выше по данным завода и визуально тоже. Да и казалось бы сама простота более тянула на себя козыри.
И так!
- год выпуска 2000 ( июль месяц на пластике в салоне);
- пробег по Японии 83000 км ( есть сервисные книжки о прохождении ТО с указанием пробега);
- цвет белый ( по цвету сильно не заморачивался. В Японии любят белый, да и большинство машин такого цвета. В последствии не пожалел - очень практичный цвет);
- комплектация DeLuxe ( кожаный руль, климат-контроль, 2 подушки, фирменная магнитола HONDA с CD чейнджером на 10 дисков (круто было в те времена, когда не знали слова «флешка»), люков нет, фирменные литые диски, светлый велюр и салон, «зимний пакет»);
- кузов RF2 — 4WD;
- двигатель B20B (135 л/с, 2 литра).
Когда забирали машину с вагона на ж/д станции, представитель аукционной фирмы сразу проверил комплектацию. Оказалось, не хватает набора инструментов и домкрата. После определённых разбирательств «косяк пал» на сторожа, который под давлением отдал всё обратно. Вот чертила! Остальное всё на месте.
Первое впечатление, когда сел за руль, КОРАБЛЬ. Как же на нём ездить? Так, включаем задний ход. А где сцепление? Так автомат же! Включаю D, машина рывками (с перегазовками, т.к. нет навыков езды на автомате) начинает первые движения, распугивая поток автотранспорта (вот пишу и самому смешно, как это выглядело со стороны). Но ничего, к хорошему привыкаешь быстро — и вот я уже мчусь, не замечая ни габаритов, ни гололёда, ни пузотёрок (сижу высоко - гляжу далеко). Ближе к Шелехову уже догнал и обогнал родителей на «шестёрке».
Сигнализацию поставил СТАРЛАЙН — В9 с радиореле (последний писк в те времена), которая до сих служит. Меняю только брелок-пейджер в виду износа. Аккумулятор не выдержал наших морозов и также был заменён на аналогичный FB Super Nova 55B24L(хороший японский аккумулятор, прослужил 7 лет - сейчас опять стоит такой уже 3 зиму). Ух, вроде всё!
На гараж сигнализацию воткнул, пока машина ещё не «пришла».
Чехлы поставил только на передние сиденья и подголовники. В салоне сиденья не стандартные, поэтому семья ездит «по-японски», всё руки не доходят сшить (и не дойдут наверное). Только зимой устанавливаю тёплые накидки. Купил коврики на пол салона, аптечку, огнетушитель, знак аварийный. Под третьим рядом постелил линолеум на весь «багажник».
Сразу напишу, что с самого начала и на данный момент заливаю везде жидкости HONDA
- в мотор LTD 5W-30
- в коробку ATF-DW
- в задний редуктор DSPF-2
- тормозная DOT-4
На этом не экономлю и машина радует. Фильтра ставлю VIC.
Вот и началась эксплуатация. В процессе делал записи о ТО, т.к. обслуживал машину сам. Вот примерный перечень:
83.000 км - масло в двигателе, коробке, заднем редукторе. Антифриз. Фильтр воздушный и масляный. Лампы ближнего света ( стояли с синим стеклом, что запрещено);
91.000 км - масло в двигателе, фильтр масляный;
96.000 км - фильтр воздушный, лампы дальнего света ( сгорели );
95.500 км - ремень и ролик ГРМ, сальники. Передние нижние опоры двигателя. Приводные ремни генератора, кондея, ГУРа. Помпа (начала бежать и подвывать);
99.500 км - масло в двигателе, фильтр масляный и топливный;
106.200 км - масло в двигателе, фильтр воздушный и масляный;
113.000 км - масло в АКП. Рулевые тяги и наконечники. «Чемоданы» и линки на тяге поперечной устойчивости. Салентблоки нижних рычагов ( поставил полиуретан). Пыльники рулевой рейки;
114.500 км - масло в двигателе, фильтр масляный;
118.000 км - подшипник правой и левой ступицы на задке ( загудели). Пыльники на задних приводах. Масло в заднем редукторе;
123.000 км - масло в двигателе, фильтр масляный;
125.500 км - масло в АКП. Тормозные колодки задние;
127.000 км - термостат (поставил ТАМА-82), антифриз, фильтр воздушный;
134.000 км - масло в двигателе, фильтр масляный. Тормозную жидкость;
143.900 км - масло в двигателе, фильтр масляный;
152.600 км - рулевые наконечники, амортизаторы задние;
156.000 км - масло в двигателе, фильтр масляный, фильтр воздушный;
158.500 км - подшипник ролика натяжителя кондея (засвистел). Салентблоки на косточке левого заднего колеса. Пыльник заднего тормозного поршня на суппорте правого колеса.
Теперь о плюсах и минусах.....
Начну с МИНУСОВ:
1. Самый главный — нет таких машин с левым рулём.
Пытался что-то подобное найти когда наши «думцы» хотели запретить правый руль. Выпадали либо слишком громоздкие, либо дизельные (отвращение у меня к ним), либо дорогие. Пока аналогов не нашёл.
2. Не продумана климатическая установка.
Не предусмотрена вторая печка и даже жиклёров в салоне нет, поэтому зимой холодно, дети и супруга одеваются потеплей (мёрзнут). Менял термостат, чистил печку — не помогает. Да, водителю и пассажиру комфортно, даже жарковато сверху, но и здесь правая нога водителя (левая у переднего пассажира) мёрзнет и никуда её не денешь с педали газа. Приспособил шланг от канализации, стало немного лучше.
А кондиционер салона расположен сверху и дует прямо в лицо, что совсем не комфортно и поэтому не включаем его вообще. Или включаем просто вентилятор без кондея. Впереди водителю более менее нормально.
3. Коррозия.
С первого же года владения начали ржаветь задние арки кузова (болезнь). Сейчас уже пороги «зацвели». Ежегодно зачищаю проблемные места, обрабатываю ржавостопом, подмазываю и подкрашиваю. Пока терпимо.
4. Задняя подвеска.
Что сказать. Комфортная, современная, многорычажная. По мне так поставили бы лучше цельную балку, как на ТаунАйс. А то эти нижние рычаги как-то сильно опущены вниз и цепляют за бровки колеи, что мешает проходимости. Салентблоки слабоваты и их много. Перемудрили для такой большой машины.
Теперь о ПЛЮСАХ и что мне нравится:
1. Салон быстро раскладывается в большое спальное ложе, где трое взрослых спят спокойно и комфортно. Вещи можно распихать под сидениями. Да и для перевозки чего-то крупного подходит. Например, здоровенный тяжеленный холодильник; шкафы; кровати; гипсокартон перевозил и т.д.
2. Средний ряд сидений вращается вокруг оси и можно сделать, чтоб пассажиры сидели лицом друг к другу. Не раз так делал.
3. Третий ряд сидений складывается так, что образуется огромный багажник, где можно перевозить что угодно. Например, морозильный ларь или стиральные машинки входят в упаковке; холодильник БИРЮСА-10; куча дров; разделанная туша быка и свиньи; много много походной утвари вместе с лодкой и мотором; даже мотоцикл ВОСХОД-3 встал целиком по диагонали. И ещё много чего.
4. Мотор и коробка замечательно сбалансированы, экономичны и тяговиты. Пока проблем не вызывали.
В коробке есть «зимний режим» - это типа когда гололёд или снежный накат нажимаешь на кнопку (установлена на конце кочерги переключения передач), четвёртая передача блокируется (не включается), а на третьей передаче при нажатии на педаль газа двигатель обороты набирает плавно и более 60 км/ч не разгонишься (движок начинает орать на повышенных оборотах). Этим режимом (и летом тоже) пользуюсь часто при торможении двигателем с горки или в городе, или когда гружёный в горку еду, или по просёлочной дороге. Первая или вторая передачи блокируются с салона кочергой.
По двигателю: расход 10-11 литров по городу, по трассе 8-9 литров. Без преувеличения, проверено годами, кто бы что не говорил. Катаюсь плавно, без резких стартов и не более 110 км/ч. Перед заменой масла заливаю в бензин промывочную жидкость Хай-Гир 3216. В морозы (после ночёвки в деревне) заводится хорошо, только аккумулятор заношу в тепло. На техосмотре при проверке СО слесарь удивляется цифрам 0,0 во всех режимах.
5. Полный привод легко, за 20 минут, превращается в передний путём демонтажа карданного вала. Откручиваю защиту, потом разбалчиваю по 4 болта от фланцевого соединения коробки и заднего редуктора, потом 2 болта подвесного подшипника. Вытаскиваю назад под багажником. Опускаю в приямок гаража, там и хранится. Весну, лето катаюсь на передке — ближе к осени, когда начинаются грибы, ягоды и т. д. монтирую кардан на место. И так уже около 5 лет делаю.
Весь прикол в том, что на кардане крестовины и подвесной имеют ресурс меньше, чем машина. Поэтому, чтобы меньше ремонтировать, пошёл на такую хитрость.
Спасибо, что дочитали.
Остальные доработки, приключения, косяки буду дополнять ниже