Я живу в городе Алматы, Казахстан. Поэтому, некоторые моменты будут своеобразны, и для жителя России непонятны. Например, у нас нельзя ввезти праворульку уже лет пятнадцать как, поэтому мы в массе не в курсе нынешнего популярного модельного ряда, а по дорогам до сих пор катается золотой век Японии середины девяностых. У нас почти нет АвтоВАЗ, вместо Грант- продукция из соседнего Узбекистана. Наш авторынок в целом маленький, при этом довольно однобокий. Всегда доминирует какая- то, раскрученная одним монополистом автоторговли, машина. Примерно так: таксомотор эконом и комфорт- Chevy Cobalt, машина гражданина- Солярис/Акцент/Элантра/Соната, машина обеспеченного семьянина - Hyundai Tucson/KIA Sportage. Остальное- экзотика.
И тут наступает момент, когда все меняется. Мир уже никогда не будет прежним. Мы въехали в него на десятилетнем Subaru Forester SK. За эти годы к Форестеру накопился ряд претензий за 100 тысяч пробега. Но его необычный помадный цвет и довольно резкое сочетание два-и-пять-линеатроник, еще сдерживали наше стремление к новому. Потенциального покупателя этот набор тоже не радовал. В конце концов, неотвратимое случилось, и машина, которая поставила рекорд по пребыванию в семье, традиционным буксом уехала из гаража с новым водителем в неизвестном направлении. Коктейль из наших слез оросил задний бампер. В его составе было довольно много слез радости.
Закончив с романтическими формальностями, я открыл Колеса.кз. Для меня это даже не хобби, а одержимость. Несколько раз в году, охватываемый внезапным желанием поиметь автомобиль, я выбираю и нахожу ту самую машину. Она всегда есть в продаже, надо только найти. Проблема в том, что еще один автомобиль нам не нужен. В результате, акт остается незавершенным. Гештальты копятся, борода седеет.
Тут- другое дело. Учения кончились, пора в бой. Мы рубим неожиданный гешефт и решаем похоронить больше денег, чем позволяет логика. Эмоции через край, ставим на полную. Сегмент 20 000$+ я давно не мониторил, вокруг все новое. Основной пилот выдвигает нереальные требования- цвет яркий, привод полный, год свежий, просвет высокий. Никаких корей, только индивидуальность, стиль и проблемы с запчастями. Выбор, осмотр. Специально наступаю на грабли для тех, кто верит в чудеса - кроссоверы из США. Свежеокрашенные зомби с копарт, в очередной раз подрывают веру в человечество. Далее- ОАЭ. Но, милые моему сердцу, неизменные с начала нулевых, шедевры ретродизайна от Митсубиси ASX/Outlander/МПС, не проходят модный приговор. Недельное замешательство. И тут я слышу: «Ни хао». Внезапно накрывает лавина разноцветных и безумно красивых паровых повозок из соседней Чжун Го. Как бы это не казалось странным, они должны решить наши проблемы. Я, откинув стереотипы, нахожу то самое объявление. Дело сделано.
Hongqi HS5 (Хончи)- только потому, что это была самая «легкая» машина, которая продавалась рядом, оплата и учет через приложение, цена что надо, автомат айсин, мотор-бензин. Гарантия есть, дилер, пробег реальный. Яркий синий. Нога под порог проходит. Стараюсь сложные варианты с некоторых пор обходить, это не стоит трат времени в нашей мгновенно пролетающей жизни. Нажаты кнопки на мобиле, код- перевод. Выбранный в приложении номер встал в рамку. Колеса попинал, зеркала настроил.
С некоей долей иронии по поводу мегаэкранов и проекции флага на асфальт, я нажал пушстарт, и, следом, как оно положено, выдавил напольный газ. Через минуту, мое скептическое лицо приняло удивленное выражение, а потом я включил Bose, мгновенно набрал незаконную скорость и провалился в транс. Они смогли.
Есть предыстория, я слукавил. Полугодом ранее, мои друзья сделали подобные покупки с Таобао, но они рискнули вдвое большей суммой, и сразу шагнули в электромир. Huawei опередил самые смелые фантазии по дизайну звездолетов. За рулем не сидел, но спину отмассировал получше, чем в ТайСпа. И это на заднем сиденье. Но мы с супругой удержались от путешествия в будущее, так как еще не до конца насладились настоящим. Любим запах и рык хорошо катализированного настроенного выхлопа. Поэтому, если и буду сравнивать, то с обычными машинами, а этот Hongqi именно такой. Более того, я даже назвал бы его консервативным, и его потенциальный владелец представился мне партийным китайцем преклонных годов или его сорокапятилетней любовницей. Они точно не видели фильм «Зубастики», поэтому, к дизайну претензий нет.
Полукруглый капот, напоминающий водителю W124, а то и даже ГАЗ 21, прямо- таки греет душу водителя с опытом. Не хватает оленя на капоте, но рудиментарный красный флаг имеется- именно так переводится название. Немного лишних оборотов руля опять- таки возвращают к классике. Но, тем не менее, все тихо, легко и мягко. Версия с простой подвеской, многим она покажется излишне валкой. Я наслаждаюсь после костоломки от Субару.
Неожиданно снежная и ледяная зима вдруг случилась в нашем южном городе. Шайба смены режимов, оказалась рабочим устройством, а не имитацией. То, что тут автомат, позволяющий реализовать гораздо больше потенциала турбомотора, чем вариатор предыдущей машины, очень радует. Те места, где я на Субару выпрыгивал с разгона под треск электропомощников, а то и затревал, теперь спокойно проезжаются без единого букса. Глубину препятствия сдерживает лишь отсутствие защиты, более того, все дно и подкрылки - из шляпного фетра. Под ним сразу мотор, что слишком оптимистично.
Пока собрал несколько подобных моментов, и они больше про странности адаптации, чем про недостатки.
О чем думал дилер, предлагая на рынке Казахстана модель с двадцатыми дисками? Естественно, только о красоте. Вот я купил кроссовер с полным приводом и довольно большим клиренсом не случайно, а потому что мне надо почти при каждой поездке использовать эти две вещи. И тут двадцатые колеса с профилем сорок пять. Наличие датчиков и два комплекта резины отсрочили переход на 18й размер навсегда. Обидно, похерили изобретение Данлопа. Это не только был простой и дешевый способ амортизации. Не говорю о регулярной разбалансировке снегом или грязью. Мне и сейчас кажется, что стальные колеса с профилем R(80) смотрятся так же естественно, как босые натуральные дамы с календаря Pirelli 1986 года. А вот эти все платформы…
Понимаю, что в странах, где проектируют и делают современные автомобили, проблемы с дорогами решили, а снег видели только в фильме «Один дома». Но идею продлить нижнюю кромку дверей ниже кузова, я не понял. Проехав по соляно- песочно- снежному составу дорожного покрытия несколько километров, и открыв любую дверь, можно увидеть наросты из сталактитов, накрепко прилипшие к ребристому изнутри, низу двери. Смыть кешером это можно только открыв дверь и забрызгав весь салон. В году у нас таких пара недель, я потерплю бородатую дверь. Это в конце концов, это не бородатая женщина.
Блестящая сенсорная панель климат контроля солнечным днем превращается в зеркало, благо что все дублируется на экране мультимедиа. На сухие замерзшие пальцы сенсор реагирует, естественно, так себе. Тем более, я чаще штурман. В новом поколении нарисованные на рояльном лаке, кнопки, сменились православными тремя «крутилками», что очень мудро. Весь этот латекс хорош в другом месте.
У меня 45й размер. Если я ставлю ногу на напольную педаль газа как надо, носок защелкивается между панелью приборов и педалью тотчас после нажатия. Очень необычное ощущение, особенно когда потом надо тормозить. Автоматический тормоз перед препятствием не дремлет. Вентиляция и подогрев даже задних сидений помогает просушить после этого портки. Эта педаль- спорное решение, опять - таки потому, что аккурат в ее шарнир сыпется вся грязь с обуви. Привык, не пальцы же рубить.
Есть некоторые архитектурные перегрузки панели приборов, которые при сильно минусовой температуре поскрипывают, а летом обещают складировать пыль и насекомых в своих щелях. В целом, салон умело скопирован с Ауди, что делает его очень удобным, и это для меня впервые, после Октавии. Эргономика всех, бывших у меня японских автомобилей и мотоциклов, была ужасна. Но я терпел. За надежность и универсальность. Поднимал сиденья проставками, удлинял рулевую колонку. Страдал, нажимая сбоку на тормоз и газ. Протирал коленями приборку, дверь, а то, и в случае двухколесного транспорта- бензобак. То, что средний китаец привозит среднему японцу аж пять сантиметров роста, стало неожиданным подарком и моему долговязому народу. Сиденья прямо - таки нужной жесткости, например в Субару я просто проваливался внутрь и проклинал разработчиков каждую поездку.
С задним рядом однозначно перебор. Там почти метр! Детям даже не попинать предков в поясницу своими грязными башмаками. Думаю, подразумевался этот ряд не только для езды, надо спросить знакомых китайцев, как у них проходят первые свидания. Иначе зачем было красть у багажника, делать романтический люк на полнеба и еще тонировать полусферу в ноль? Теперь я думаю, как на лето заклеить фольгой панораму, в багажник не входит лежа чемодан, а припарковаться задом можно только по камере, которая здесь, к слову, отличная. Я бы ей добавил программный фильтр красного, чтобы при торможении картинка не менялась, но кто я такой?
То, что у «кроссовков»- никакой багажник, известное дело. В небольшой седан спокойно помещаются два, а то и три маунтинбайка, в комплекте с вещами и дровами, это все закрывается крышкой, не царапает салон и не беспокоит пассажиров. В Форестере мне пришлось купить набор на рейлинги. Естественно, я ронял на крышу велик регулярно. С мансардой на Hongqi, все будет не так весело, подумываю о боксе впервые в жизни. Он же еще и тень создать должен… Поверьте, стеклянная крыша при солнечных плюс пятидесяти – тот еще прикол.
Небольшой экскурс для технарей. Под капотом- двухлитровый турбомотор с непосредственным впрыском, напоминающий ЕА888 от VW. Из чего изготовлен блок я еще не посмотрел, не хочу расстраиваться, но крышка клапанов хотя бы не пластиковая, как и поддон. Видимые датчики- Bosch. Довольно навороченный конструктив, если честно, но свечи самому поменять- раз плюнуть. Впуск спереди, выпуск и турбина сзади. Едет как надо, момент на низах. Шестиступенчатая гидромеханика, привод типа BW (Халдекс в недавнем прошлом). Стальные карданы на ШРУСах. Управление приводом шайбой выбора режимов. Претензий нет, комфорт- на ровной дороге, спорт или ручной выбор- по горам, бездорожье- в сугробе. Эко и снег не нужны, ибо снега на дороге у нас нет, а в пробках не езжу. Контроль при спуске есть, удержание на склоне тоже. Проверяю регулярно.
Передняя подвеска- макферсон на А-рычагах с вертикальными сайлентами, все - крылатый металл, как и сложно экструдированный подрамник. Защиту крепить некуда. Сзади-независимый многорычажный набор классического вида, из стали хоть тут. При видимой простоте, настройка отличная- мягко и достаточно четко. Тормоза для меня безупречные, никаких вопросов. Дно с антикором, глушак- нержавейка.
Маркировка «40D» на задней двери - это не сорокалитровый дизель, а косплей новой Аудишной шкалы мощности мотора. Я думал, поначалу, что китайцы просто написали эти цифры из-за красоты, как мы татуируем неизвестные иероглифы.
В салоне все классически, многие кнопки и декорации из металла, кожаные седла впереди с отделкой натуральной замшей. Простроченный под телогрейку Мао салон- вблизи вполне гармоничный и качественный. Сделано конкретно, двери тяжелые. Снял обшивку, чтобы убедиться, что машина не склепана из старых бочек от Shell. Пластик, кстати, очень толстый, и не сломался при нуле.
Дальше пока не полез, десять тысяч полет нормальный.
В далеком 2005м я уже катался на концептуально подобном продукте FAW по Китаю – это была Ауди С3 «селедка» с крайслеровским движком. Тогда ГАЗ сделали то же самое с Волгой, и, к сожалению, у нас это был последний такой эксперимент. Китайцы таки пришли к своим современным авто, не мгновенно и не самостоятельно, но постепенно и последовательно.
И сейчас, в этом разнообразии всех цветов, приводов, моторов и экранов, я чувствую себя как двадцать пять лет назад, когда в аукционной статистике разглядывал бесконечную линейку праворульных чудес. Тогда, помнится, мы тоже боялись этих машин, даже не представляя, где брать запчасти и какому идиоту можно продать такой странный конструктив. Китайский автопром сейчас- это новая эпоха возрождения личного автомобиля, и, наверное, последняя в истории. Что уж тут, надо попробовать.