Вместо вступительного слова
Граждане России! В этом отзыве я пишу о своей машине, которую я купил в декабре 2014 года. Я на ней отъездил уже 30 тысяч км. В отзыве написано и хорошее, и плохое, но хорошего больше, и если это вам кажется странным, то не нужно тратить время на прочтение, а потом ставить оценку «2» с криками «поганый рекламщик!». Не судите строго, я как мог боролся с чувством самооправдания и старался писать о своей собственной машине как бы глядя и на нее, и на себя со стороны.
Выбор и покупка
В конце октября 2014 года я сильно повредил свою предыдущую машину Hyundai i30, отзыв на Дроме о которой, кажется, выскакивает одним из первых при сортировке «по рейтингу». В ноябре временно катался на Логане (отличный аппарат!), и после того, как машина была сдана страховщику по КАСКО (полная конструктивная гибель и полное возмещение), снова начались муки выбора. Как и летом 2011-го, только с новой силой.
Поездив на i30, я очень хорошо понял для себя, чего мне не хватает в автомобиле, а чего вполне достаточно. И чего серьезно не хватало в том хэтчбеке, так это двух вполне конкретных вещей: дорожного просвета и автоматической коробки передач. Кроме того, не то чтобы необходимо, но было бы приятно иметь подключаемый полный привод, газоразрядные лампы в фарах ближнего и дальнего света («биксенон»), автоматический климат-контроль, побольше места в багажнике, кожаные сиденья (для красоты, не более), камеру заднего вида, подогрев руля, подогрев передних дворников и автоматически открывающуюся, а пожалуй и закрывающуюся дверь багажника.
Денег, как всегда, не хватает, а хочется, как всегда, больше, мощнее, быстрее и круче. И это не из-за необходимости компенсировать маленький размер чего-то другого, а просто в силу объективных причин. Мне нужно ездить по неровным дворам, дорогам и грунтовкам в северном снежном регионе, иногда съезжая с асфальта и летом и зимой. Кроме того, нужно 3-4 раза в год ездить в отпуск в Москву и обратно, причем всей семьей, причем с довольно большим количеством хлама. То есть машина должна быть вместительная, с хорошей проходимостью, при этом устойчивая на высоких скоростях и маневренная, как легковушка. Наверное, таких не бывает, да? Наверное, да.
На тест-драйвах я пробовал разные машинки, и в особенности мне понравились Hyundai Santa Fe и Nissan Murano. Причем несмотря на то, что Мурано вроде как аппарат посерьезнее, Санта Фе мне понравилась больше, потому что она практичнее. У нее по сравнению с Ниссаном жесткая подвеска, и вилять на ней вправо-влево мне только на ней, из этих двух машин, было не страшно.
Toyota Rav 4, Mazda CX-5 и так далее – оставим без сравнений и обсуждений. Они чем-то лучше, чем-то хуже, но в среднем это точно такие же машины, ни на процент (в среднем) не отличающиеся по красоте, надежности и остальным параметрам. Пора уже привыкнуть, что разные мировые производители кооперируются в группы, обмениваются деталями, технологиями, и в результате продают нам одинаковые машины. Выбор автомобиля в пределах одного класса сводится чисто к субъективным предпочтениям, касающимся дизайна. Но это лишь мое мнение, я могу полностью ошибаться! Например, я часто слышал споры о том, что лучше: Hyundai ix35 или Kia Sportage. Но ведь это одна и та же машина. Не просто «соплатформенник», а одна и та же машина.
Вообще я обратил внимание на интересную вещь. Вот есть обычная легковая машина, стоит она 700-800 тысяч. У нее две основные проблемы: в ней тесно и она низкая. Так вот, чтобы решить одну из двух проблем, то есть купить либо компактный кроссовер, либо просторный универсал, нужно заплатить больше – около 1,2-1,3 млн. Причем не важно, какая именно из двух проблем будет решена. А чтобы решить сразу две проблемы, нужно купить большой кроссовер, а это будет стоить уже около 2 млн. То есть по 500-700 тысяч за каждую проблему:)
Когда я до конца понял, что Santa Fe стоит примерно на 400 тысяч дороже, грубо говоря, из-за большего количества места для ног задних пассажиров, большего багажника и складывающихся задних сидений, я сразу вспомнил, что жена у меня ¬метр с кепкой, а ребенок вообще еще маленький, и решил не тратить эту дополнительную сумму и остановиться на ix35. Ускорения мне придали два фактора. Во-первых, это существовавшая на тот момент комплектация «Style Edition», в которой, как мне показалось, было все нужное и приятное, и не было ничего ненужного и дорогостоящего, то есть лишнего. Это большая редкость на рынке автомобилей, позже рассмотрим подробнее. А во-вторых это, разумеется, начало декабря 2014 года, надвигающийся рост курса доллара и желание купить быстрее «по старой цене» машину, и недостающую часть денег взять в дешевый кредит, чтобы не тратить свои собственные. Я старался морально противостоять тому, что делал дилер (только у нас! только сегодня! последний шанс!), но на этот раз дилер делал это по праву и небезосновательно.
При покупке было много проблем с «дареными» зимними шинами, навязанными опциями и стоимостью самой машины. Приходилось звонить на мобильник генеральному директору организации-дилера и на горячую линию производителя, и со ссылками на конкретные статьи конкретных документов объяснять, что меня хотят обмануть на столько-то тысяч рублей. Не буду называть дилера, хотя нетрудно догадаться – он в Мурманской области один. Но спишем это на предновогоднюю суету и загруженность сотрудников отдела продаж. К тому же, все эти так называемые проблемы я успешно решил. Сама машина, без учета «подаренных» зимних шин и так далее, обошлась в 1 млн. 208 тыс. рублей, что на 30 тыс. рублей больше цифры, указанной на тот момент на сайте производителя.
Итак, в первой половине декабря мной был успешно куплен, застрахован и зарегистрирован Hyundai ix35, комплектация Style Edition, полный привод, автомат, цвет темно-серый металлик (Steel Grey). Радостный и исполненный опустошающего чувства достигнутой цели, я начал эксплуатировать машину.
Коротко о самой машине
Машина представляет собой нечто вроде той же i30, либо Тойоты Короллы или любой подобной, но только она высокая. Дорожный просвет 17 см в самой низкой точке. Я знаю, мужики, что старый Nissan Patrol выше в два раза, а ГАЗ 66 – еще в N раз выше, но давайте не будем забывать, о чем мы тут говорим. Не о внедорожнике, а об универсале чуть-чуть повышенной проходимости, если не сказать «о хэтчбеке повышенной проходимости». Геометрическая проходимость машины строится даже не на клиренсе, а скорее на короткой базе и коротких свесах.
Внешний вид у машины современный и красивый. Кто хочет сказать в очередной раз словосочетание «корейский обмылок», вы почитайте учебник по аэродинамике, и рассчитайте, как коэффициент лобового сопротивления влияет на динамику разгона и расход топлива. И я искренне надеюсь, что к 2015 году уже не осталось людей, искренне верящих в то, что «японцы и немцы надежнее». Точнее, это может быть и так, но это не относится к Опелю, Митсубиси, Ниссану и прочим обычным машинам. Лексус, Акура, Порше, Инфинити с салона – вероятно да. Но за все приходится платить. К тому же «надежнее» тут означает, буквально: «в первые 5 лет рассыплется один подшипник не на одной из 2000 машин, а на одной из 4000 машин».
Очертания машины не «навороченные», не «крутые», но красивые. Как сбоку, так и спереди, и сзади. Это не такое простое дело – нарисовать трехмерную модель кузова автомобиля, чтобы он в результате хорошо смотрелся с любой стороны и позволял разместить в нем все узлы и агрегаты. Эта часть работы выполнена на 5+.
Что мне нравится именно в этой машине, именно в этом цвете – штатные колесные диски окрашены в тот же цвет. По крайней мере, максимально на него похожий. Смотрится очень даже приятно. Ручки дверей и боковые зеркала в моей комплектации окрашены в цвет кузова. Рейлингов на крыше нет, и, по-моему, нет даже мест, куда их можно поставить. А жаль, когда-нибудь у меня точно возникнет такая ситуация, что в машине будут четыре человека, и места в багажнике будет недостаточно.
Радуют глаз квадратные плафоны, в которые установлены линзы передних фар, а также передние и задние габаритные огни, представляющие собой сплошные светящиеся полоски, соответственно, белые и красные. Светодиодные дневные огни, светодиодные повторители сигналов поворота в зеркалах. Противотуманные фары – обычные лампочки. Что интересно, в отличие от прошлой машины, очень удобно подлезть поменять лампочки ближнего и дальнего света. Только зачем это нужно, раз уж они газоразрядные и часто менять их нет необходимости? Я думаю, это тонкое издевательство! Практичными выглядят накладки из черной неокрашенной пластмассы на пороги и нижние части всех дверей.
По центру днища на той машине была ниша, в которую была заложена выхлопная система. Таким образом, она не выступала наружу. Здесь такая же ниша, только ее занимает карданный вал. И выхлопная система как раз снижает клиренс до 17 см в одной из точек. Мне кажется, это как-то не рационально. Наверное, инженеры Hyundai – не полные идиоты, но на беглый взгляд кажется, что можно было что-то придумать.
О надежности могу судить по i30. За 3 года и 112 тыс. км пробега единственное, что было – это левый передний ступичный подшипник. Ну, заменили по гарантии и все. Также, как я уже, кажется, говорил в том обзоре, через 10 дней после покупки пришлось поменять какой-то резистор в электросхеме отопителя салона. Будем говорить, мелкий косячок. Косячок, но мелкий, но косячок, да. Соответственно, тоже по гарантии. Также по гарантии один раз менял стойки переднего стабилизатора. Также, уже по прошествии трех лет, то есть не по гарантии, менял передние амортизаторы. Наверное, это неплохо для автомобиля вообще. Но повторюсь: статистики поломок у меня никакой нет, поэтому все вышеописанное относится только к конкретному экземпляру.
Езда на автомобиле
Подходим мы к машине, нажимаем на ключе кнопку «Открыть», садимся, вставляем ключ, заводим двигатель. Если бы в моей комплектации была кнопка «Start/Stop», я бы тратил на эту операцию на 0,001 секунды меньше. Поэтому эту функцию тоже отношу к приятным, но не полезным и не стоящим переплаты. Двигатель заводится, что называется, с пол-оборота при температуре воздуха вплоть до минус 28 при стоянии во дворе всю ночь. Но это, скорее всего, потому, что он новый, а не потому, что корейские машины – самые машины в мире.
Дистанционного запуска двигателя у меня нет. Считаю, что если установка серьезной охранной системы за 100 тысяч повышает время угона с 2 до 15 минут, то установка дистанционного запуска, входящего в функционал дешевой сигнализации за 20-30 тысяч, наоборот, снижает время угона. Но тут я могу ошибаться, т.к. не специалист. В любом случае, лучшая сигнализация – это КАСКО. А учитывая специфику марки, модели и региона моего проживания, я расцениваю вероятность угона как низкую, поэтому не стал ставить ничего дополнительного. Таким образом, в сильные морозы несколько минут уходит на прогрев машины. При этом в нее можно сразу садиться – сиденья и руль подогреваемые.
Кстати, в сильные морозы работа стартера сопровождается каким-то выразительным звуком, похожим на нечто среднее между «треск» и «свист», продолжительностью где-то 0,25 секунды. У дилера сказали, что в этом нет ничего страшного. Когда сильных морозов нет, либо машина прогрета, звука этого тоже нет. То есть, видите как, чтобы дать послушать этот звук инженеру по гарантии, нужно дождаться минус 20 градусов, приехать вечером к дилеру, оставить там машину на ночь, переночевать в гостинице, а утром совместно ее завести. Но я живу в 130 км от дилера! Ну и ладно, будем решать проблемы по мере их поступления.
Переключаемся на «D» или «R» и... поехали! Кстати, момент переключения на непрогретой машине сопровождается еле заметным таким толчком. Точнее, даже не толчком, а просто какой-то еле уловимой «волной на грани звука», которую чувствуешь, если продолжаешь держаться за рычаг, и она напоминает о том, что коробка передач в машине есть. На прогретой машине такого нет.
Выворачивая из двора, лучше сильно не разгоняться. Высокая, не жесткая подвеска позволяет проходить бордюры, ямы и прочие сильные неровности тихо и комфортно, но не быстро. Комфортная скорость проезда самых злых лежачих полицейских (которые шириной не более 20 см) – не более 15 км/ч.
При езде на летней резине по новому свежеуложенному асфальту шума шин практически вообще не слышно. При скорости 130-140 появляется шум воздуха, тоже еле слышный. Двухлитровый двигатель еще не раскручивается при этих скоростях более 3000 об/мин, поэтому его тоже в принципе не слышно. То есть в машине можно разговаривать нормальным голосом. Но если ехать по старому асфальту, где не осталось битума, особенно на шипованных шинах, то от колес слышится громкий шум. Кричать не приходится, но разговаривать можно только в полный голос. Когда двигатель раскручивается до скорости около 5000 об/мин и более, его шум тоже занимает достойное место в салоне. Причем звук этого двигателя совсем не напоминает Ferrari. Тут ты отлично понимаешь, что у тебя Хюндай:) Ну, если без самоиронии, то это просто обычный звук обычного двигателя, работающего на предельной скорости.
Динамика разгона у машины... Нет, не хороша она. Машина весит около полутора тонн. Мощность двигателя – 150 л.с. при 6200 об/мин, крутящий момент на коленчатом валу – 191 Н-м при 4700 об/мин. То есть примерно по одной лошади на 10 кг пустой машины, как и в i30. С учетом коробки передач это превращается в ускорение, примерно равное примерно 2,4 м/с2. Такая перегрузка равна 1,25 g, при том, что на взлете пассажирского самолета мы чувствуем перегрузку, равную примерно 1,5 g. Если коротко, то ускорение в 2 раза меньше, чем в самолете. Кстати, самолетное ускорение дают машины, которые разгоняются до сотни где-то за 5,5 секунды. Поэтому что мне остается? Спокойно ездить. Разогнался не спеша и полетел. Особенно мне нравится ездить по нашим платным участкам (трассы М10, М4). 150 км/ч она идет прекрасно, никакого дискомфорта.
Кстати, маленький секрет: чтобы на высоких скоростях при включении круиз-контроля машина не пыталась повышать передачу на небольших подъемах, просто переходите в ручной режим переключения передач перед активацией автопилота. Надо будет преодолеть крутой подъем – включите автомат. Интересно, что на спуске круиз-контроль тоже держит скорость, не давая ей возрастать за счет автоматического понижения передачи и торможения двигателем.
А вообще, двигателя вполне хватает, чтобы начать движение, динамично разогнаться, успеть куда-то, обогнать кого-то, взобраться на горку и т.д. Даже сорваться со светофора можно сравнительно неплохо, кого это интересует, с шумом двигателя правда:) Но иногда бывают такие ситуации, когда не решаешься на обгон, потому что знаешь, что не вытянешь. Тот факт, что такие ситуации бывают, как раз и приводит к ощущению недостаточно мощного двигателя. В принципе, даже на болиде Формулы-1 такие ситуации иногда будут, но значительно реже. Я думаю, для каждой конкретной массы транспортного средства есть какой-то диапазон мощностей двигателя, который представляет собой разумный компромисс между ускорением, затратами на топливо и величиной транспортного налога. И мощность двигателя Hyundai ix35 находится где-то на нижней границе этого диапазона. Еще немножко снизить, и молодежь начнет называть машину «овощная».
Расход топлива на 100 км – от 6,5 л при 80-90 км/ч до 9 л при 120-130 км/ч. По городу – около 10 л. На i30 было, соответственно 6 и 8 л, по городу около 9 л. Там объем двигателя был 1,6 л, мощность 126 л.с. и масса машины 1,3 т. Можно сказать, не особо и больше стало. Но и машина стала не особо тяжелее, и двигатель стал не особо мощнее. Так что с этим делом, будем считать, все в норме. Бак, если я не ошибаюсь, 55 л. Разумеется, если в машине кроме водителя еще кто-то есть, если есть багаж, встречный ветер, холмистая дорога, много других уважаемых водителей, боящихся потерять 0,001 секунды до финиша, расход бензина растет. Цифры, которые я назвал – это округленные лучшие результаты из тех, что я наблюдал.
Полный привод работает через многодисковую фрикционную муфту, причем работает он только на скоростях до 40 км/ч. Таким образом, любителям Субару и «честного фуллтайма» в целом эта машина не понравится. Я никогда не пробовал ездить по шоссе с постоянным полным приводом, поэтому не могу сказать, удобно это или нет. Чисто теоретически мне кажется, что передний привод – довольно неплохая схема, ведь в этом случае машину только тянет, и совсем не толкает. Так вот, полный привод включается автоматически при необходимости (когда проскальзывают оба передних колеса), а также его можно заблокировать принудительно.
В чем преимущество подключаемого полного привода над постоянным? А в том, что заехать в сугроб можно только передними ведущими колесами, а не всеми четырьмя. Затем, подключив задние колеса, стоящие еще на твердой поверхности, можно без труда выбраться назад. Ну это я немножко с юмором говорю, понятно. А вообще этот полный привод меня несколько раз выручал, именно по части сугробов. Но все равно он, наверное, не является крайне необходимой функцией. Без него ничего страшного не случилось бы. Просто не пытался бы преодолевать снежные препятствия, и все. На i30 я только один раз испытывал недостаток полного привода – когда специально заехал в глубокий сугроб, чтобы проверить, выберусь или не выберусь. Выбрался, на тросе... А ix35 я тоже один раз засадил в сугроб всеми колесами, когда включил принудительную блокировку муфты и попер... Но тут все обошлось легче, подтолкнули слегка вдвоем и выехали. Очень хотелось скорее уже попасть туда, за снежный перемет, а резину уже отдел летнюю. Несколько раз полный привод (ну и конечно высокий клиренс, и конечно большой диаметр колес) реально помог подъехать к гаражу в кооперативе, где давно не чистили снег.
Словом, вреда от подключаемого полного привода нет, только польза. Стоит ли он примерно +100 тыс. рублей к стоимости машины? Не готов ответить однозначно. Когда он у тебя уже есть, и выбор уже не стоит, хочется воскликнуть: «Какая необходимая вещь!» Но это не совсем так. Если выбор не обременен чем-то еще, лучше сто раз подумать. Комплекс неполноценности при отсутствии привода на задние колеса – это сотворенный маркетологами грех исключительно российского обывателя, причем, как правило, не вполне уверенного в себе человека. Гораздо более объяснимым выглядел бы комплекс неполноценности при отсутствии Audi Q7 V12 TDI Quattro, или Infiniti QX80...
Функции и навороты
А теперь давайте поговорим о «свистелках и ...», то есть о всяких разных функциях. Начну по порядку.
1) Безопасность
В машине установлены 6 подушек безопасности. Передние, передние боковые и надувные шторки на все дверные окна (или правильно говорить «восемь»?). У правого пассажира подушка отключаемая на случай, если нужно посадить маленького ребенка лицом назад. Разумеется, установлены преднатяжители передних ремней, активные подголовники передних сидений. Само собой, усиленная рама вокруг пассажирского отсека и равномерное смятие капота при столкновении. Крепления Isofix для стандартных детских сидений тоже есть. Рейтинг по методике EuroNCAP – 5 звезд. Для взрослого уровень безопасности 90 %, для ребенка – 88 %. Испытания они проводят при столкновении с неподвижным бетонным блоком с неполным перекрытием на скорости то ли 50, то ли 60 км/ч. Это равносильно столкновению с машиной такой же массы, идущей навстречу с такой же скоростью.
Я думаю, в настоящее время еще сильнее обезопасить водителя и пассажиров можно уже только выбирая машинку поменьше в качестве второго участника ДТП. При столкновении на трассе с КАМАЗом никакие системы безопасности не спасут. Чем у тебя тяжелее транспорт, чем длиннее капот, чем равномернее он будет сминаться и чем больше надувная подушка, тем безопаснее. Других способов обойти Второй закон Ньютона пока нет.
К устройствам, относящимся наполовину к безопасности, а наполовину к комфорту, стоит отнести ABS, 4 дисковых тормоза, автоматическое мигание стоп-сигнала при резком торможении, ESP с возможностью отключения, камеру заднего вида и задние парковочные радары. Трех последних пунктов у меня не было на i30, и я не думал, что они так полезны, как оказалось на деле. Камера заднего вида и датчики парковки превращают процесс парковки задом в удовольствие! Только вот камера эта без омывателя, поэтому она постоянно пачкается, и приходится постоянно вытирать ее пальцем, а потом вытирать палец о другой палец, в общем, небольшую форсуночку бы туда, было бы намного лучше.
А ESP... Когда я столкнулся с работой системы, в том числе с коррекцией траектории при сносе и заносе, а также с имитацией блокировки переднего дифференциала, я понял, что с какой-то стороны хорошо, что на той машине у меня не было ESP, иначе сейчас я не ездил бы на этой:) Черный юмор, согласен, но когда все хорошо закончилось, все живы и здоровы, можно и пошутить немножко. Антипробуксовочная система, которая, в принципе, есть одно и то же, что электронная имитация блокировки дифференциала, или «ABS наоборот», позволяет уверенно трогаться на любой скользкой поверхности.
Кроме того, в машине есть некая система помощи при спуске с горы и при трогании в гору. Трогаться в гору с автоматической коробкой и без этой системы не сложно, а спуск с горы – это, по сути, простое подтормаживание, только импульсное, с обычной скоростью ABS. Может быть, полезно при спуске с ледяной горки, но я не пробовал. Отсутствуют в этой комплектации передние датчики парковки, самозатемняющееся внутрисалоное зеркало и датчик давления в шинах. Я так скажу: это хорошие вещи, но они не настолько нужны мне, чтобы обрести их вместе, например, с люком, стоимость которого одному богу известна. Хотя вещи хорошие, не осуждаю, не осуждаю...
2) Комфорт
Руль у ix35 регулируется по высоте и по вылету, сиденье – продольно и по высоте. Также регулируется поясничный упор. Что заметил: обычно, когда я подстраиваю сиденье и руль под себя, я сажусь и отодвигаю сиденье максимально назад и вверх, чтобы бедрами ровно лечь на сиденье, и не сидеть как на корточках, и в то же время уверенно доставать до педалей без необходимости вытягивать ноги. Потом выставляю спинку сиденья и поясничный подпор в удобное положение, чтобы, как бы объяснить... опираться на нее всей спиной сразу, каждой точкой спины. А затем уже двигаю к себе руль. Так вот, здесь руль не выдвигается настолько, насколько хотелось бы лично мне. Приходится регулировать спинку и самому придвигаться к рулю. Я не скажу, что сидеть в результате неудобно, благо я уже проехал на машине 30 тыс. км и спина у меня не устает, но все-таки хотелось бы, чтобы вылет руля был побольше, его откровенно не хватает.
Также мне иногда казалось, что спинка сиденья не держит положение. Иной раз проверял – вроде держит. Тогда почему так показалось? Паранойя? Может быть, вот до сих пор пытаюсь это выяснить для себя. Регулировка спинки, как и в i30, производится крутилкой, а не рычагом. И, как уже было сказано, так можно подстроить положение очень точно, но не очень быстро. Кстати, электрорегулировок и памяти положения сиденья и руля в моей комплектации нет. В общем, это совершенно не нужно, если ездишь один. Если ездят два человека, то думаю просто необходимо. У моей жены есть права, она вписана в оба полиса, но как-то все не получается, так что отсутствие этой функции я пока не прочувствовал.
Сиденья подогреваются все. То есть вообще все, в том числе задние. Единственное, спинка подогревается только у передних сидений. Задние сиденья не откидываются назад, и это очень плохо, как мне кажется. Большой-большой недостаток. Точнее, я-то знал, на что шел, но этой функции действительно не хватает в течение 2 дней 3-4 раза в год моей жене. Хм... да, спорный вопрос. Передний подлокотник, два подстаканника, задний подлокотник с подстаканниками – это все как у всех.
Усилитель руля – электрический. Руль хороший, отзывчивый, мне очень нравится, как он настроен. В моей комплектации нет возможности регулировать усилие на руле, и это одна из тех функций, за которую, как мне кажется, нет никакого смысла переплачивать. На руль выведено управление музыкой и круиз-контролем, а также кнопка переключения того, что будет показывать бортовой компьютер (расход, пробег и т.д.). Величина «мгновенный расход топлива» по сути означает некое среднее за последние 2-3 секунды, она не дергается слишком быстро, и иногда приятно смотреть, как ты едешь с горки и экономишь бензин.
По поводу бензина. Бензин заливаю 92-й, как написано в инструкции. Вопреки распространенным заблуждениям, в России совершенно нормальный 92-й бензин, и совершенно нормальный 95-й. Вспоминаем: сейчас 2015 год. Если этот двигатель обладает на 3 % меньшей, чем у всех, степенью сжатия и может работать с этим антидетонационным показателем (октановым числом), то зачем лить более дорогое топливо?
Стеклоподъемники все, конечно, электрические. Водительский (и единственный) с автодоводчиком в обе стороны. Регулировка зеркал электрическая, также есть электропривод складывания. Он ни к чему не привязан, просто нажимаешь рукой кнопку, когда нужно сложить или открыть зеркала. Обогрев боковых зеркал совмещен с обогревом заднего стекла. Чтобы закончить тему обогревов, стоит отметить еще и обогрев лобового стекла в нижней части, там, где лежат дворники. То есть в тридцатиградусный мороз стекло быстро не оттаивает, но дворники оттаивают быстро. Прикуриватель, пепельница – как во всех машинах.
«Бортовой компьютер», экран которого расположен между спидометром и тахометром, показывает различные обозначения (фары, незакрытые двери и т.д.), общий пробег, еще что-то, а также, на выбор: средний расход с момента сброса, мгновенный расход, два счетчика расстояния, тоже с момента сброса, время в движении, средняя скорость и расстояние, которое машина проедет на оставшемся количестве бензина. Также по центру спидометра и тахометра находятся круглые ЖК-экраны, отображающие температуру воздуха за бортом и текущую передачу. В более богатых комплектациях экран «бортового компьютера» не состоит из выделенных светящихся областей, загорающихся в нужный момент, а представляет собой единый пиксельный ЖК-экран, на котором – внимание – в нужный момент загораются эти же цветные значки. Какая от этого польза? Только красивое название: «оптитронная панель приборов». И это я как эксперт говорю, на i30 у меня была такая. Единственное, чего я всерьез недосчитался, так это индикатора заканчивающейся жидкости омывателя. Жить можно, но очень хотелось бы его иметь. Что же это, Hyundai, так сложно – засунуть уровнемер и поставить еще одну маленькую лампочку?
У машины двухзонный климат-контроль. Понятно, что домашний кондиционер мы «климат-контролем» не называем, хотя он точно так же держит заданную температуру воздуха в помещении. Но так уж принято... А вот на одну вещь я хотел бы обратить особое внимание. Какая бы температура ни была выставлена, в бардачок (при открытии в нем соответствующей заслонки) подается исключительно не нагретый воздух с улицы. Если включен сам кондиционер, то подается охлажденный воздух с улицы. То есть эта линия развязана с подачей нагретого воздуха в салон через двигатель. Это очень хорошо! На i30 такого не было. Там если ты зимой грел себя, то грел и бардачок. Словом, небольшой торт-мороженое я в течение полутора часов этим летом довез до места, что называется, без потерь. При подаче воздуха в ноги он подается в ноги и задним пассажирам тоже.
Регулировка направления обдува (ноги, лицо, лобовое стекло), температура, мощность вентилятора устанавливается исключительно кнопками. Никаких механических регулировок и ручек-крутилок. Это, наверное, давно уже обычное дело для более-менее нормальных машин, но когда об этом думаешь, становится приятно. А самое приятное – это отсутствие режимов «в ноги и в стекло», «только в лицо» и т.д. Есть три отдельные кнопки: ноги, лицо, лобовое стекло. Каждое отдельное направление обдува можно индивидуально включить или выключить. Поток воздуха делится между тем количеством открытых направлений, которое ты сам вручную выставил. Рециркуляция воздуха, которая нужна при проезде дымящих грузовиков и птицефабрик, тоже включается кнопкой.
У климат-контроля есть режим «Auto», который по какому-то одному ему известному алгоритму сам выбирает, куда дуть и с какой силой. Хорошо, что хоть температуру сам не выбирает! Также есть кнопка «лобовое стекло», которая направляет обдув только на него, повышает скорость вентилятора до максимума и включает кондиционер.
Круиз-контроль, который в машине также присутствует, я всегда считал крайне бесполезной вещью. Но когда едешь по трассе Питер-Москва и постоянно натыкаешься на населенные пункты, одно удовольствие выставить «чуть ниже 80» и забыть о скорости, просто наслаждаться видами. Или за городом – выставить «чуть ниже 110», и точно так же просто держать руль. Изумительная вещь, но нужна она лишь иногда. В моем случае – часто, потому что я наверное 90 % своих поездок осуществляю по свободной междугородней трассе.
Датчик света – функция приятная, но абсолютно не являющаяся необходимой. Я уже давно включил режим освещения на «Auto» и забыл про этот рычаг вообще, но я понимаю, что без труда обошелся бы без этого. Ничего нет сложного в том, чтобы два раза в день включить и выключить фары, или вообще не выключать их никогда. Благо, «ксеноновые» лампы светят ярко и далеко, и от завода двигателя не страдают. Омыватели фар, кстати, работают только при включенном свете и срабатывают каждый раз при омывании лобового стекла, но не чаще, чем примерно раз в 10 секунд. То есть, если много раз подряд мыть стекло, фары помоются один раз, и только через некоторое время будут ополаскиваться еще раз. Точнее, ополаскиваться – не самый подходящий термин. Струя омывайки распыляется на плафон под давлением.
Кстати, поворотники могут включаться «на три раза», если нажать рычаг вверх или вниз не до конца. Очень удобно при перестроениях. Хотя, опять же, необходимости в этом нет. А вот датчик дождя – это, как и круиз-контроль, вещь, нужная на трассе. Если ездить по городу, он особо не нужен. Выставил нужную частоту движения дворников и все. Но когда ты летишь 120-130 км/ч на большое расстояние по свободному шоссе, ты постоянно перемещаешься из места в место с разной интенсивностью дождя, и вот тут-то меня на i30 немного доставало все время менять интенсивность работы стеклоочистителей. А здесь забываешь об этом. Но следует отметить, что это именно датчик дождя, а не датчик грязи из-под колес впереди идущих и обгоняющих тебя пилотов. Когда лобовое стекло пачкается чем-то неравномерно, или вообще в отдельных точках, естественно, датчик дождя не работает, или работает неадекватно. Про подогрев руля, кажется, не сказал. Он нужен для того, чтобы в сильный мороз начать движение без перчаток. Больше он ни за чем не нужен. Есть – ну и хорошо.
Чего в машине нет – это панорамной крыши, люка и амортизаторов с изменяемой жесткостью. Насчет люка и панорамной крыши у меня лишь три аргумента. Во-первых, крыша должна быть цельной и прочной, чтобы при падении на нее в кювет не свернуть себе шею, а просто зависнуть вверх ногами на ремне безопасности, даже не дотронувшись до потолка головой. Для этого крыша как минимум не должна быть стеклянной. Во-вторых, люк и прозрачная крыша не нужны водителю, который их просто не видит. В-третьих, люк сильно снижает потолок, а я люблю сидеть повыше. В теплых регионах с малым количеством осадков лучше купить кабриолет! Тем не менее, я не спорю с тем, что стеклянная крыша – это красиво с точки зрения задних пассажиров. Собственно, вопрос считаю исчерпанным.
Насчет регулируемой жесткости амортизаторов ничего не могу сказать, так как не сталкивался с ней никогда. Колеса у машины 225/65R17, то есть полный диаметр колеса равен чуть более 72 см. Это побольше, чем у средних легковушек, поэтому ямки и выступы она проходит мягче, но все равно подвеска у ix35 жесткая. Повторюсь: это хорошо при движении по ровной трассе, и плохо при движении по грунтовке с камнями.
Возможно, если бы жесткость подвески можно было менять какой-нибудь кнопкой на панели приборов, это было бы весьма интересно. Но это, кажется, относится уже к пневматическим амортизаторам. Нет у меня также автоматически открывающегося и закрывающегося багажника. Поскольку автоматическое открывание и закрывание всегда присутствуют вместе, не будем рассуждать о том, что из них больше нужно, а что меньше. Кроме того, эта функция имеет смысл только при наличии системы бесключевого доступа в салон с кнопкой запуска двигателя, потому что, в противном случае, все равно придется ставить 10 пакетов с продуктами на землю и лезть рукой в карман за ключом. Хотя, пакеты можно положить в тележку, да?
3) Магнитола
Назовем это просто «магнитола», хотя сейчас уже не принято так выражаться. Она состоит из цветного сенсорного экрана диагональю 4,3 дюйма. Это меньше, чем обычно ставится в машины. Обычно стоит большой экран от 7 до 12 дюймов, и на этом большом экране отображается то же самое, только более крупным шрифтом. В общем, неудобств из-за размера экрана я никаких не испытываю. Встроенной навигацией (которой, кстати, тоже нет) я бы не пользовался наверное. На этот же экранчик выведена камера заднего вида, дающая отличное изображение даже в безлунную ночь. Изогнутые линии на тему «куда заедет машина» при повернутом руле не показываются. Возможно, было бы полезно, если бы они были. Еще один маленький огрех на пустом месте! Зато, благодаря небольшому размеру экрана, не ликвидирована возможность все делать при помощи физических кнопок. Ну не люблю я тыкать пальцем в экран, люблю нажимать на кнопки.
Магнитола читает звуковые и MP3 компакт-диски, а также флэшку со всеми популярными форматами. Про радио рассказывать не буду – это просто радио. Звук хороший, не отличный, но хороший. Достаточный, я бы сказал, для имеющегося качества шумоизоляции. Как и в i30, здесь 6 динамиков: 4 среднечастотных в дверях и два высокочастотных в передних стойках. Бас нормальный, огромный сабвуфер на полбагажника не требуется:) Средние тоже в норме, высокие также хорошо различимы. Отдельная песня – это Bluetooth. Мало того, что в машине реализовано прекрасное, отлично работающее беспроводное Hands free с голосовым набором и управлением с руля, так еще и музыку слушать можно с мобильника, подключая его по беспроводному каналу и переключая песни на руле. Изумительно! Только названия песен почему-то в этом режиме машина не показывает. Ну и ладно, для меня и это-то было в диковинку.
Линейный вход 3,5 мм (minijack) позволяет воткнуть что-нибудь, используя машину как наушники (или колонки). На i30 я при помощи этой же функции занимался музыкальным творчеством на вершине небольшой горы. Брал микрофон на стойке, электрогитару, компьютер, внешний звуковой интерфейс, кабеля, переходники, и машина с раскрытыми дверями была вместо колонок. А еще вместо бензинового генератора для работы всей аппаратуры:) Короче говоря, музыкантам-любителям хватит. Романтика! Один раз даже какие-то ребята, заметившие издали чудака с электрогитарой в облаках, достали зажигалки и начали ими махать влево-вправо, как на концерте.
4) Интерьер
Интерьер машины, в принципе, ничем не примечателен. Передняя панель имеет современный и футуристичный стиль. Кстати, торпеда совсем не выглядит солидно, но она выглядит качественно. Извечная тема насчет пластика на верхней части торпеды: мягкий или дубовый? Так вот, товарищи, он дубовый. Это новое веяние по-моему, называется «soft look». То есть выглядит как мягкий и хороший, но на деле оказывается твердым. С одной стороны, сэкономили, да. Может быть, при пробеге более ста тысяч что-нибудь начнет скрипеть. С другой стороны, руками до этого места дотрагиваешься, как правило, только раз в жизни – когда садишься первый раз в машину и проверяешь, мягкий или дубовый. Что интересно, все места, которые иногда трогаются руками, мягкие! В том числе внутренняя отделка дверей, крышка бардачка и область вокруг нее. В целом, в машине нет дешевой некрасивой пластмассы, которую на самом деле можно было бы назвать «дубовой». При стоянии на жарком солнце не появляется никакого ядовитого запаха, только едва уловимый этот, как его... запах новой машины, вот.
Руль также обтянут кожей. Нужно ли это? На предыдущей машине руль был из какого-то мягкого полимера. Ничего страшного, но когда руки потели в жару, они чуть-чуть проскальзывали, и за двое суток езды это приводило к мозолям. А к кожаному рулю руки как будто прилипают, и этого эффекта нет. Это преимущество, несомненно. Обрезанные перчатки не нужны.
Доставать до рычагов управления светом и дворниками удобно, они на своих местах. Обзорность не самая лучшая из-за массивных передних стоек, возможно, это жертва ради безопасности. Сиденья, как уже сказано выше, обтянуты кожей. Правда, натуральная кожа только на лицевых поверхностях сидений. В принципе, искусственная кожа чуууть-чуть более грубая на вид, чем натуральная, то есть искусственность боковых элементов в глаза не бросается, так что ничего страшного в этом нет. Но я ничего не оправдываю. Выглядит эта кожа далеко не так, как в Mercedes ML350. Ну что тут сделаешь... Хочешь кожаные кресла и при этом нет денег на Мерседес – купи корейский Хюндай и не парься:) Но не будем излишне наговаривать. Кожаные сиденья выглядят красиво и качественно. Уж точно лучше, чем тканевые. Сколько они прослужат – увидим. Пока 30 тыс. км, истираться они не начали. Кожа, между прочим, присутствует даже в отделке дверей, но, по-видимому, искусственная.
У машины, надо сказать, атермальные передние боковые стекла и лобовое стекло (задние – нет, он они затонированы). То есть они должны плохо пропускать инфракрасную составляющую солнечного света. Чтобы понять, насколько это эффективно, нужно, наверное, сравнивать с другой машиной, где этого точно нет. Поэтому эффективность и нужность этого свойства стекол я не могу прокомментировать. То, что они дороже при самостоятельной замене – это точно.
Все остальное внутри машины – как у всех. Футляр для очков, лампы, козырьки с зеркалами и лампочками, что еще... Нет, ничего примечательного нет. Все как у всех. Ручки над головой, традиционно для Хюндая, есть у всех, кроме водителя. Зачем тебе ручка, товарищ, руля не хватает? Ручки эти, если их отпустить, не бьются о потолок, а медленно поднимаются. На центральной панели внизу, спереди от рычага переключения передач, находится небольшая ниша. Там прикуриватель, розетка, USB-разъем, линейный аудиовход и плоская поверхность, чтобы что-нибудь положить, например, два телефона и скрутку проводов от видеорегистратора и радар-детектора. Так вот, справа и слева от этой области находятся две массивные... рукоятки. Наверное их можно назвать именно так, да. Сложно объяснить, посмотрите фото салона! Так вот, пока я не купил машину, я думал, что левая из этих «рукояток» будет все время бить мне в правое колено справа. Потому что педаль газа... Оптимист скажет «BMW-шная», пессимист скажет «автобусная», а я, как реалист, скажу: напольная! Это я к тому, что при езде ноги можно удобно раскинуть в стороны и расслабить. И мне казалось, что это может превратиться в серьезную проблему при долгой езде. Но на деле так не происходит, между ногой и этой центральной частью даже есть расстояние.
Короче говоря, внутри машины нет никакой роскоши, никаких изысков, все просто современно, симпатично и... все нормально. Да, все нормально! Вот подходящее определение. Ничего не мешает и не раздражает, все под рукой и все на месте. Пожалуй, за исключением кнопки включения подогрева переднего стекла. Она как будто предназначена для правого пассажира, а не для меня. И она такая круглая и одна на пустом месте, что ее хочется нажимать, нажимать, нажимать. Спорное очень решение, я бы сказал. Хочется покрасить ее в красный цвет и написать «катапультирование».
Большой ли у машины багажник? Честно? Нет. Лучше сказать: обычный. В него влезет два чемодана, или две огромных сумки, или 3-4 обычных сумки. Впрочем, если распихать часть вещей по небольшим пакетам, можно более полно использовать это пространство багажника неправильной формы, а еще использовать пространство под полом багажника, где лежит запаска. Там, к слову, много пустого места. И вот таким вот хитрым путем мне удается уместить все вещи, которые я беру в отпуск на месяц на себя, жену и маленького ребенка, при этом закрыть горизонтальную шторку багажника (как она правильно называется?) и ничего не класть в салон. Но велосипед и даже детская коляска, если их не складывать, в багажник не влезут. Могут, наверное, влезть, если сложить задние сиденья. Тут будет хорошо использоваться высота потолка, которая больше среднего. Но я подобные предметы перевозить не пробовал, поэтому точно не скажу. Планку, из которой вытягивается горизонтальная шторка багажника, можно снять и уложить в предназначенное для этого место.
Выводы
Hyundai ix35 – обычная машина. Красивая, надежная, высокая, современная, функциональная и удобная. Что еще сказать? Такая же, как Kia Sportage, Mazda CX-5, Mitsubishi ASX и Nissan Qashqai. Она столько же стоит, так же ездит, играет такую же музыку и так же выглядит. Где можно было безболезненно сэкономить – производитель сэкономил. Где нужно было что-то обеспечить и гарантировать – обеспечил и гарантировал. Мне нравится такой подход. Это делает машину и хорошей, и доступной.
Если вы готовы потратить на машину миллион с небольшим хвостиком и получить максимум практичности, то вы будете выбирать либо низкий, но просторный универсал, либо что-нибудь из этого ряда практически одинаковых машин. И только лишь геометрия вашего тела и ваши дизайнерские предпочтения определят, что из этого списка вам нравится, а что нет.