Пролог. (отзыв на автомобиль Hyundai Nexo)
Я рад снова приветствовать всех дромовчан на странице отзывов (и предложений?) из славного города Сеула! Прошло без малого ДЕСЯТЬ лет с момента публикации моего предыдущего отчёта-дневника на забавный, но по-настоящему практичный автомобильчик Kia Ray. Да, тогда это было настоящее приключение и для меня и для самих корейцев – совершенно новый (для местных) тип кузова и соответственно возможностей, до этого доступных лишь японцам на их внутреннем рынке. Машинка зашла всем настолько, что долгое время уверенно держалась сперва в пятёрке, а впоследствии в десятке бестселлеров. Но тот Ray уже давно стал для меня приятной историей, а сейчас настала пора переходить на нечто новое, не менее увлекательное и захватывающее, ради чего собственно вы сюда и зашли – водородный электромобиль от Hyundai. Здесь я традиционно попытаюсь рассказать обо всём по порядку, а кому не прельстила лирика – смело пропускайте следующий абзац.
Почему собственно водород? Здесь я должен признаться, и, может быть, даже извиниться пред некоторыми пользователями Дрома за свою дремучесть касаемо данного вопроса. Прогресс пересилил предрассудки и заблуждения, которыми была полна моя голова буквально ещё в прошлом году. Но что-то пошло не так, вернее всё было как раз в «порядке», пока я не решил приобрести новый автомобиль, на сей раз исключительно электро...
Электрификация, как известно, на марше – в угоду сокращения выбросов парниковых газов, перехода на Sustainable Energy (в нашем быту – ВИЭ) и борьбы за чистый воздух в городах начался экспоненциальный переход на электротягу со всеми вытекающими (отдельное спасибо Илону Эрроловчу за популяризацию данной темы). Теслы всех сортов поползли по миру, подстёгивая классических автопроизводителей втягиваться в новую гонку. Не остались в стороне и корейцы со своими, сперва сырыми, конверсионными электромобилями типа Hyundai Kona EV и Kia Niro EV, а теперь уже тру-электричками, построенными на передовой Electric-only платформе E-GMP, на которой уже вышли первенцы в лице Hyundai IONIQ 5 и Kia EV6. Скажу честно, был поражён возможностями первого: огромная колёсная база (3 метра), огромный салон, огромная батарея (с пробегом до 460км), возможность раздачи питания V2L, опциональные видеокамеры вместо зеркал с солнечной панелью на крыше и визуальный cyber-дизайн (пиксели, пиксели кругом) подкупили. Здесь на Дроме как-то писали, сколько за первый день в очередь на авто встало народу (больше 35 тыс. человек). Свой предзаказ сделал и я, но дата отгрузок автомобилей начала постоянно сдвигаться из-за известной проблемы с дефицитом чипов, коих в электромобилях куда больше чем в обыкновенных авто с ДВС. Вот так, получая обновления о готовности авто, дошло до того, что моя очередь оказалась где-то на весне 2022, то есть через год после заказа. Это конечно было очень далеко, и я в итоге соскочил...
А тут муж сестры жены как-то сказал мне: «Чего ты паришься по этому «Айонику» - возьми себе Нексо, там же ждать от силы пару недель». На что в духе «сам дурак» я начал выкладывать всякие небылицы про «Гинденбург», боньбу на колёсах, принудиловку ездить на спец-заправки, прочие надуманные неудобства, вот это всё. Кореец как-то с изумлением на меня посмотрел, и тут что-то во мне щёлкнуло – а вдруг? И дальше пошёл период интенсивного изучения всех особенностей, плюсов и минусов. Сперва было нелегко, но чем больше я погружался в водородную тему, тем сильнее росла уверенность, что в этом определённо что-то есть. На поверку прояснилось, что предлагаемый в Корее водородомобиль весьма популярен у местной публики. Народ ездит на заправки, которых по стране уже 66 (на момент написания отзыва) и с каждым месяцем становится всё больше. Заправка водородом занимает плюс-минус 10 минут, обеспечивая пробег в районе 600! км. Обслуживание сродни типичным электромобилями (первое ТО – замена воздушного фильтра на 10 000 км). Естественно никаких тебе моторных масел, ремней привода генератора и тому подобного, а рекуперативное торможение сохраняет жизнь колодкам. Автомобиль напичкан самыми последними электронными фичами, которые Хёндэ вообще предлагает. И главное – пробег практически не восприимчив к отрицательным температурам, при том что цена с учётом субсидий выходит даже меньше упомянутых выше IONIQ 5 и EV6. И никаких тебе задиров! Магия? – а то! Короче, ребята, я таки сделал свой выбор...
Итак, Hyundai Nexo 2021-го модельного года. Цвет «медный металлик» (Copper Metallic). За минимальную доплату доступна окраска под матовый титан, и таких автомобилей действительно много, но лишь мой цвет уникален для модели, который все почему-то называют «жемчужный каппучино». Салон светло-серый. Платформа специально разработана под водород. Стоит упомянуть, что Нексо это не первый такой зверь в семействе Хёндэ: до этого уже был подобный автомобильчик на базе Туссана древнего поколения. С тех пор прогресс шагнул далеко вперёд. На сей раз кузов по габаритам подрос и занял своё место плюс-минус в ряду Туссана уже современного, в котором три водородных ёмкости суммарно на 6 кило сжатого (до ±700 атм.) газа разместились под багажником и задним рядом. Запаски в связи с этим не предусмотрено в принципе – есть только ремкомплект. Визуальный дизайн кузова был выполнен ещё в предыдущей парадигме «струящихся линий 2.0» от 17-го года, поэтому здесь нет тех вырвиглазных ломанных граней, которые мы имеем ужас созерцать в крайней линейке компании. Оптика вкруг светодиодная и спереди двухэтажная со сплошной светящейся полосой через всю мордашку, что создаёт узнаваемый силуэт. Фальш-радиаторная решётка присутствует. Её назначение как и в авто на ДВС – забор воздуха (для водородной установки) и охлаждение радиаторов – выработка электричества производит много тепла и воды которую необходимо отводить. Здесь кстати ещё одни плюс водородных авто перед батарейными электричками: в зимний период «дармового тепла» с избытком достаточно для отопления салона.
Несколько слов о силовой установке. Сердцем автомобиля является водородный электрогенератор на топливных элементах, установленный под капотом, который подзаряжает небольшую батарею по типу последовательного гибрида, которая в свою очередь приводит в движение тяговый электромотор мощностью 113 кВт (154 л.с.). Не сказать, что прямо пушка, но момент в 395 Нм, доступный с нуля оборотов, делает Нексо вполне себе резвой машинкой на уровне более крупных собратьев по потоку. Впрочем, я никогда не был любителем светофорных гонок. С учётом же меньшей в сравнении с батарейными электричками массой (в среднем на 150-200 кг), подвеска здесь менее нагружена, что добавляет комфорта при вождении. К плавности хода также добавляют 19-е катки с резиной Michelin.
Салон достаточно просторен и выполнен далеко не из дешманских материалов. Я бы сказал, что по качеству отделки приближается к линейке Дженезис. Здесь перед водителем электронная приборка, как на всех последних Хёндэ справа красуется 12-ти дюймовая мультимедиа. Отличительной чертой Нексо стала центральная панель с кнопками, кол-во которых даже больше чем у топового Палисада. И это просто класс! – иметь в физических кнопках дублирование основных функций. С закрытыми глазами знаешь что да как. Плюс есть джойстик-крутилка. В общем, даже пассажиру не надо никуда тянуться и при этом иметь полный контроль всех систем. Касаемо приборки и её специфических разделов водородного электромобиля я напишу отдельно. Приятный на ощупь руль и «кожа» вентилируемых сидений – плюс к комфорту. Звук KRELL на 8 динамиков с внешним усилителем. Задний ряд без выдумок, со своими дефлекторами обдува и возможностью регулировать угол наклона спинки. Из полезных функций – розетка на 220В. Можно запитывать мелкие приборы, зарядку ноутбуков, электросамокатов, тот же проектор, чтобы кинцо поглядеть на кемпинге.
Суммируя вышесказанное, стоит отметить, что в Корее доступно две комплектации: базовая “Modern” и “ Premium”, я взял именно последнюю за приятные плюшки – стеклянную крышу, 19-е диски (в базовой на 17’’), наличие функций автоматической парковки, электропривода задней двери и ещё по мелочи, вроде датчика дождя грузовой сетки в багажник, о которых можно не упоминать. Разница в цене не сильно отличалась, поэтому выбор был очевиден. Ещё раз подчеркну, что "барабанных" комплектаций нет в принципе, и даже, казалось бы, базовая “Modern” версия имеет всё что современному авто вообще может пригодиться по технике, электронике и безопасности.
Теперь кратко у плюсах и минусах.
Среди плюсов:
- НЛО-шный внешний вид и высокая посадка (на любителя)
- Быстрая заправка
- Внушительный для электричек запас хода
- Динамика
- Инвертер на 220В в салоне
- Телематика BlueLink
К минусам можно отнести:
- Отсутствие шторок на окнах
- Отсутствие памяти сидений (в любых комплектациях)
- Массивная панель может показать непрактичной
- Привязка к водородным АЗС
Ах да, забыл про габариты: длина 4670; ширина 1860; высота 1640. Снаряжённая масса – 1885 кг.
Подводя промежуточный итог, хочется ещё раз отметить, что все те стереотипы и предрассудки касаемо водородного транспорта у меня как ветром сдуло. Автомобильчик мне полюбился и доставляет одно удовольствие, а что ещё нужно? Эта технология действительно имеет будущее (особенно в северных странах) и если всё будет развиваться как развивается, то впредь и не посмотрю в сторону чисто-аккумуляторных электричек. Единственное пожелание, что появление подзаряжаемых от розетки Plug-In версий водородомобилей решит ВООБЩЕ все проблемы с их эксплуатацией. Бывайте, други, до скорых встреч.
P.S. Прошу уважаемую редакцию добавить Hyundai Nexo в листинг, пусть он официально и не представлен в России. А так, до поры до времени, публикую свой отзыв под заголовком "Kona Electric". Водородный «Мирай», к слову, таки присутствует в списке тойотовских моделей.