Здравствуйте! Не хотел сначала, думал, что никому от этого не станет лучше, но решился все-таки написать отзыв про свою новую машину. Может быть, больше для себя, чем для людей – получился целый длинный рассказ! Но если для кого-то будет интересным – скажите! Буду искренне рад! Если кому-то поможет определиться в выборе автомобиля – буду рад еще больше! Ну а в целом, отнеситесь ко всему написанному немножко с юмором. По крайней мере, я не старался изложить как можно больше технических деталей, они доступны и без отзывов. А вот впечатления живого человека от ежедневной езды, как мне кажется, представляют собой гораздо большую ценность. Они, собственно, описаны начиная с раздела 4. Кстати, весь отзыв сюда не влез, продолжение - в дополнении!
До этого я ездил на Hyundai i30 (2011-2014) и Hyundai ix35 (2014-2018), отзывы тут есть на Дроме. Так что, можно считать, законченный фанатик Хюндаев! Но постараюсь быть объективным. Скажу сразу, что машина в эксплуатации мне нравится. Не во всем до деталей, но нравится. Но, еще раз: постараюсь быть объективным!
1. Почему мне понадобилась машина
Предыдущая машина ix35, собственно, была отличным транспортным средством! Она и по трассе у меня летала, и по горам лазила (все в пределах разумного), и в морозы меня грела, и в жару охлаждала. Очень приятные впечатления! Но случилось страшное. На пробеге 130 тыс. км выявилась неисправность двигателя, как раз через 10 тыс. после окончания гарантии на него. «Совпадение? Не думаю».
Что конкретно случилось, я не знаю, то ли что-то из катализатора прилетело, то ли масло надо было чаще менять, чем раз в 15 тыс. км, но в совокупности с неоптимальным режимом охлаждения блока цилиндров, присущим 2-литровому бензиновому двигателю Hyundai/Kia G4NA (у меня такой был, а есть еще G4KD с такими же проблемами) на внутренних стенках цилиндров возникли задиры. Машина стала сильно расходовать масло и при работе двигателя появился какой-то стук.
В этих технических причинах я могу ошибиться (это информация из интернета), но результат видел своими глазами на экране эндоскопа – задиры во всех 4 цилиндрах. Как вы понимаете, первая мысль: «Hyundai – сволочи! Ровно после окончания гарантии! На таком небольшом пробеге! Ну как так?!»
Собственно, существовало всего 3 способа решить эту проблему и не довести до заклинивания движка. Первый – провести его капитальный ремонт: расточить, вставить гильзы, и так далее. Ситуация осложнялась тем, что это все очень долго, единственный нормальный автосервис, который у нас в Мурманской области эту услугу оказывает – это официальный дилер, и то с отсылкой блока цилиндров в Питер и обратно для этого. Срок – месяц, цена – 120 тыс. рублей. Весь этот месяц у меня не будет машины, а если что-то взять напрокат подобное – еще тысяч 80-100.
Второй способ – поменять двигатель, а именно «шорт блок», т.е. блок цилиндров, головку, поршни и что-то там еще. «Контрактный двигатель» я не хотел ставить, а оригинальный – 240 тыс. рублей.
Третий способ – ну вы понимаете… Поменять этот злополучный Хюндай на нормальную машину, пока в нем окончательно все не поломалось, тысяча чертей! Хотя тут, справедливости ради, надо отметить, что из поломок у меня было: камера заднего вида (замена по гарантии), обивка переднего сиденья (замена по гарантии и устранение острого элемента каркаса, чтобы больше сбоку не трескалось, тоже по гарантии), левый от руля рычажок управления фарами (замена по гарантии), правый передний ступичный подшипник (после гарантии) и задние амортизаторы (после гарантии). Больше с машиной ничего не случалось, только заправлял бензин в течение всех своих 130 тыс. км! Это, как мне кажется, очень хороший показатель, все испортил двигатель...
2. Недолгий выбор
Наверняка вы уже догадываетесь, что был выбран третий способ решения проблемы с двигателем. Критерии были такие: новая, не меньше и не ниже, чем Hyundai ix35, не дороже 2 млн. рублей полная стоимость. Про б/у машины – отдельная тема, это, можно сказать, у меня бзик в голове – не хочу подержанную. Не могу и не хочу даже пытаться это объяснить.
Сначала выбор пал на Mazda CX-5. Как же она красива! И снаружи, и внутри – совершенство! Очень возбудила! А как отменно едет! Как чисто и правильно играет музыку! «Господи, ну неужели в моей жизни теперь будет существовать идеальный автомобиль!» – подумал я. Но после нескольких тест-драйвов стал замечать... Не могу удобно устроиться за рулем, т.к. сиденье по углу наклона не поднимается достаточно для моих ног. Сижу как на табуретке. Или двигаю его назад – ноги хорошо ложатся на сиденье, но теперь не могу, не согнувшись, достать до руля. А что это за центральная консоль, где рычаг АКПП и подстаканники? Зачем она такая широкая, а особенно широкая впереди? Зачем она бьет по коленке и не дает раскинуть ноги даже чуть-чуть? А почему сзади так тесно? «Тесно» не в буквальном смысле, а в отношении дверей. Не получается положить локоть на подлокотник и опереться подбородком на руку, слишком выпуклая внутренняя часть задней двери над задним подлокотником.
Таким образом, решил я отложить решение на несколько дней. За эти дни понял, что если какая-то мелочь (а их много!) в автомобиле будет меня раздражать, это будет кошмар. Машина – зона комфорта, «второй дом», в ней я преодолеваю расстояния и иногда стою в пробках Москвы и Питера, езжу на природу. Я хочу, чтобы это приносило радость. А чтобы что-то раздражало – не хочу. Не в обиду владельцам Mazda CX-5, кстати. У меня нет претензий к самой машине. Претензии, скорее, ко мне самому, т.к. по количеству Мазд на дорогах я и сам прекрасно вижу, что есть полно людей, которым в них удобно и комфортно. Видимо, геометрия тела, что ли, на пару сантиметров больше обычного соотношение длины ног к общему росту, не знаю!
Еще более сверх-супер-мега-идеальной машиной мне по-прежнему кажется Mazda CX-9. То же самое, только большая. Ни до одной мельчайшей детали не могу докопаться – все идеально! Люблю ее, если хотите! Но 3 млн. рублей я не готов сейчас взять и выложить за машину, т.к. никакого «разумного предела» в этом нет. Надо исходить из обозначенной самому себе суммы денег.
И пошел я с грустным взглядом в Nissan, покатался на X-Trail. Там меня впечатлили уже другие вещи: простор!!! стеклянный потолок!!! багажник!!! В общем, возникло полное ощущение «корабля». Оно очень приятное, и в максимальной комплектации стоит менее 2 млн. рублей. К тому же мою ix35 специалисты по трейд-ин оценили довольно неплохо. Но... Плохая, как мне самому показалось, акустическая система... Плохая, как мне самому показалось, динамика разгона... Слишком близкая к сиденью площадка для левой ноги, сижу, как будто у меня ноги разной длины, неудобно! Предрассудки? Не знаю даже, но старался быть внимательным и хорошо запоминать все ощущения. Очень хорошая и практичная машина, ей богу! Классная! Даже готов был смириться с тем, что она совсем не гоночная, и с вариатором (предрассудки у меня какие-то к вариаторам). Но вот опять... Отдельные вещи, которые ни на секунду потом не дадут о себе забыть. Про музыку – без комментариев. Это, знаете ли, «стоп-фактор». Машина за 2 млн. – это не та область, где у меня возникло бы желание потом что-либо улучшать за свой счет. А может показалось? Может радио плохо ловило? Может быть, уже не проверить, но показалось очень убедительно.
Присаживался даже в Peugeot 5008! Но тут даже не знаю, что сказать. Есть массаж спины, но нельзя перекинуть половину тяги на заднюю ось, ни в какой комплектации. Ну что это такое? Хотя ощущение космического корабля она дает, признаться. Toyota RAV4 и Honda CR-V мне по-прежнему не по душе, и это не мысль, а просто эмоция какая-то, которую я тоже не могу объяснить. Но этого достаточно, чтобы не брать машину. Что еще бывает? Mitsubishi Outlander еще бывает, и Subaru Forester, и Volkswagen Tiguan, но как-то вот... Не заводят, не нравятся. Это дело вкуса, с этим не надо спорить, особенно не надо спорить на эту тему с самим собой. Не нравится – значит ни в коем случае нельзя брать, если есть возможность выбрать что-то другое. Кто-то получает удовольствие от мощного двигателя, кто-то – от греющей душу мысли «немец», кто от чего! Tiguan, кстати, хорошая машина, но она дорогая.
И тут мне в голову пришла гениальная идея! Раз уж я обиделся на весь этот Хюндай и особенно на эту подставу с двигателем G4NA на машине ix35, я подумал: а почему бы мне не рассмотреть Hyundai Tucson (тот же ix35, по сути, только новый) с точно таким же двигателем? Ну гениально же! Я подумал, что сдам ее снова по трейд-ин через 120 тыс. км, когда закончится гарантия, или уж поинтересуюсь, какие меры принять, чтобы второй раз не наступила такая неприятность. Но это все в случае, если машина очень понравится, естественно. И совершенно случайно нашел на работе человека, который дал мне на этой машине прокатиться. Ах, не передать! Сел, идеально настроил под себя сиденье, поехал, разогнался, порулил! Насладился внешним видом этого интерьера! В целом, получил ощущения, похожие на... Не буду говорить на что. И в этот же день решение было принято – машина будет именно эта. Выбрана была комплектация, возможные цвета, и я начал искать, где она есть в наличии с ПТС в Питере или Москве, чтобы взять 3 дня отпуска, приехать на своей, отдать ее в трейд-ин, и уехать обратно на новой, уже с номерами, и не тратить больше ни дня времени ни на что. Нашел даже несколько, и в Москве и в Питере! Но...
Интересное произошло за несколько дней до выезда. Продается! Новая, у дилера! 2018 года выпуска! Максимальная комплектация со штатным дополнительным пакетом опций! Черная! Santa Fe!!! Не за 2,384 млн. рублей, как по прайсу на сайте производителя, а ровно за 2 млн.! Со скидкой 384 тыс. рублей! Я вспомнил, как хотел Santa Fe, когда брал ix35, и был очень встревожен от того, что уже было поздно, автосалон не работал и звонить можно было, получается, только завтра. Так вообще бывает? Зачем машину продают так дешево? Битая/краденая/утопленник? Собрана из трех кривых кусков? Подушки не работают и через три месяца она сдохнет? Вот какие мысли были, но позвонить не терпелось...
Позвонил на следующий день! Не буду называть этого Питерского дилера, но после пары дней «выяснения отношений» я понял, что скидка такая предоставляется при выполнении двух условий: я сдаю другой Хюндай в трейд-ин и часть денег (минимум 600 тыс. рублей из общей суммы 2 млн.) обязательно беру в кредит. Я подумал, что первое условие у меня уже, считай, выполнено, так как по моему честному устному описанию они оценили машину нормально, а второе – тоже выполнено, так как никто мне не мешает взять часть денег в долг у банка. Не буду тут бравировать на тему «я и без кредита смог бы!», потому что если можешь без кредита, то возьми кредит и отдай его сразу, раз уж это дает скидку почти 400 тыс. на новую машину, дурень! Это я так сам с собой тогда поговорил. Логично, как мне самому кажется.
Согласился! Забронировал машину, записался. И одновременно с этим выяснил, что общая сумма кредита у меня будет не 600 тысяч, а почему-то 1 млн. рублей. То есть я эти 400 тыс. заплачу за что-то другое, и к тому же возьму их в долг! Это я, кстати, сам высчитал, мне же сказали только срок кредита и размер ежемесячного платежа. Предъявляю, а они не сдаются! «Зато не под 13,9 %, а под 9,9 %!» – уговаривал меня продавец. Но маленькая ложь рождает большое недоверие, и я попросил больше меня не беспокоить и настроился ехать в Москву за Туксоном (он уже был у меня забронирован, условия были не самые лучшие, зато огромная дилерская сеть и наверняка отсутствие подстав – это был путь отступления от Санта Фе). К слову, продавец говорил мне, что я ошибаюсь, что не миллион я беру, а всего 800 тыс. рублей, и я как-то неправильно перешел от сообщенных мне данных о сумме ежемесячного платежа и полном сроке погашения кредита к общей сумме, которая будет указана в кредитном договоре. Но, проведя в экселе элементарный расчет погашения задолженности по общепринятой банковской «формуле простых процентов», я доказал ему, что прекрасно вижу, в каком месте обман. На том моменте я в глубине души окончательно распрощался с Санта Фе. Не бывает бесплатного сыра!
Потом я посмотрел тест-драйв Сергея Стиллавина и Рустама Вахидова на ютубе про машину Santa Fe, где они ее размазали как последнее г..., в качестве основной претензии указав, что бензиновая версия вообще не едет, то есть вообще, ноль, совершенно не едет. Так убедительно это говорили! Я даже подумал: хорошо, что все так получилось. Потом правда попросил еще одного знакомого человека с работы прокатиться на этой машине, и в общем-то не смог понять, «едет» она или «не едет». Она как-то ехала, как обычная машина, как ix35, абсолютно без каких-либо тормозов и, с другой стороны, абсолютно без самолетного вжимания моего тела в сиденье. Просто как машина, и все тут, что еще сказать...
На следующий день продавец перезвонил и предложил мне уже другие условия. Цена машины не меняется, в кредитном договоре будет сумма 800 тыс., и из «дополнительных» 200 будет 100 за КАСКО и еще 100 за какую-то несусветную чушь типа страхования жизни. Почему я так выражаюсь – чуть позже объясню. Прикинув, что КАСКО я итак бы сразу взял, а переплатить стольник за скидку в 400 – это вроде как хорошая мысль, я еще раз все уточнил, предупредил, что у меня есть запасной вариант, попросил не обманывать, сказал, что еду специально из Мурманской области, не люблю непорядочных коммерсантов. Получив всю информацию в том объеме, в котором хотел, я торжественно выехал во вторник вечером в солнечный город Санкт-Петербург за новой машиной. Ох, непередаваемое ощущение, братцы, как же я его люблю! Но бронь с «запасного варианта» (Tucson в Москве) не отменил, если бы что – поехал бы дальше уже до столицы.
3. Веселая покупка
Ехал и думал: ладно, что я, в конце концов, переживаю? Ну обмануть хотели, развести, что называется, да. Строго говоря, и не обманывали даже, а просто «недоговорили» немного. Сумму договора кредитного, ага. Ну а что? Дилеры – это коммерческие организации. Задача их владельцев – заработать как можно больше денег себе в карман, чтобы кормить себя и свои семьи, лечить больных родителей, купаться в теплых морях. Это совершенно нормальное поведение любого человека, и к этому надо просто относиться с пониманием. Это нормально! Для этого и существуют законы, договоры, юристы, правила... Плохо, когда начинают обманывать, «кидать», поступать непорядочно. А если я, как покупатель, страдаю полной финансовой безграмотностью – значит это мои проблемы. Это не очень приятно осознавать, но это правда жизни, оно во всем мире, вроде бы, так. Успокоился на этом по дороге, переночевал, и к обеду среды уже был у этого дилера в дверях.
Кстати же!!! Там меня тоже ждали две машины – Santa Fe и Tucson в нужных мне комплектациях, первая – черная, вторая – темно-коричневая. На всякий случай. Первая спецоперация – итоговая оценка моей машины, сдаваемой в зачет стоимости, и тут наверное стоит упомянуть о цене. По телефону я рассказал о проблеме с двигателем, а также о мелких «косячках» типа сколов от камешков на капоте, помятой накладке на заднем бампере и прочих мелочах. Машину оценили в 650 тыс. рублей. Что ж, похоже на честность: в среднем по вторичному рынку мой старый Хюндай стоит около 850 тыс. рублей, 120 стоит ремонт двигателя (получается 730), 30 стоит устранить все мелкие косяки (перекрасить капот, выровнять бампер и т.д.), 50 стоит тот факт, что это все-таки трейд-ин, и машину им нужно будет как-то быстро продавать самим. Вот такой «расчет-подгон» я провел у себя в уме, и в целом мне показалось, что это честно.
Машину смотрели всего около 2 часов (недолго для досмотра с пристрастием!) и сказали мне: «Знаете, вот список выявленных сейчас еще неисправностей...» Показали мне, действительно, большой-большой список. Карданчик на рулевом валу, еще всякие мелочи, еще и еще, еще и еще... Большой список! «Все пропало...» – подумал я, но они продолжили: «Поэтому мы приносим Вам свои извинения, Вы проделали долгий путь, но 650 тыс. рублей мы за машину в таком состоянии предложить Вам уже не можем. Можем предложить 640».
Вы наверное сейчас представляете, что мне им хотелось в тот момент сказать, да? Я же слышал много историй, как «заведенных» на покупку клиентов «опускают» еще тысяч на 100-150 как минимум, пока у них горит искра в башке и с ними можно так обойтись. Но чтобы так честно и практически рубль в рубль, от телефонного звонка до результата осмотра! Очень приятно стало. Но я сдержался от преждевременной радости, сказал: «Плохо, конечно, вроде бы мы договаривались, но, так и быть, согласен – 640 так 640». На том и порешили, подписали договор купли-продажи, и к вечеру того дня я уже превратился в пешехода. У меня больше не было машины! Она стояла, вот, рядом, но уже не моя. Ни дверь открыть, ни покататься. Чужая! А 3 года верой и правдой... Никогда раньше не думал, что это такое неприятное и грустное ощущение, причем совершенно серьезно.
Договор, к слову, я читал очень внимательно, каждую букву, каждый экземпляр, много чего по моей просьбе подправили. Старался не быть занудой, но ряд важных моментов все же исправили. Так же дотошно мы обходились и с предварительным договором купли-продажи уже новой машины, и с основным договором, и с кредитным договором. По кредиту выяснилось следующее. Вот скажите, правильно я считаю или нет? Взятая в кредит сумма в 600 тыс. рублей «обросла» дополнительными услугами и превратилась в 835. То есть переплата, не считая процентов по кредиту (считаем, что отдаем его через месяц, если есть такая возможность) составляет 235. Из них...
80 – КАСКО. Именно от той страховой, которая добросовестно забрала мою первую машину в свое время, и стоит столько, сколько оно правда стоит. Поэтому я не считаю эту сумму за «переплату», так как совершенно точно сразу купил бы полис.
100 – страхование жизни! Вот это конечно ужас. Три листа текста, в том числе «курить не больше 30 сигарет в день», «разница между ростом и весом не менее 90», ну и так далее. Интересно, что, согласно правилам страхования, самоубийство считается страховым случаем только начиная со 2-го года действия страховки! Не знаю почему! А еще интереснее то, что я обязан «не подвергать себя опасным ситуациям». Эта тема, впрочем, хорошо раскрыта в одной из серий фильма «Пила». В целом, чистая афера и... Переплата.
Еще 40 тысяч за какую-то надстройку над страховым полисом от какой-то сторонней страховой компании. Она делает так, что в течение года страховая стоимость автомобиля не снижается, то есть он не амортизируется. Очень приятная вещь! А то ведь если через месяц угонят, уже минус 15 % от 2 млн.! Я решил, что половина этой суммы – переплата, а половина – нет. Все просто: за 20 тыс. рублей я бы такую штуку и сам купил, а за 40 – не захотел бы.
Оставшиеся 15 тыс. – еще круче, чем страхование жизни. Какая-то «карта повсеместного сервиса». Пластиковая карточка с номером телефона, по которому я могу позвонить, и в любое время суток (!) мне подскажут, где ближайшая заправка, где в моем городе круглосуточные аптеки или, к примеру, как вызвать эвакуатор. Гениально! Надо будет хоть позвонить разок для приличия, мало ли, может мне хотя бы правда ответит живой человек!
Таким образом, переплата составляет 135 тысяч. Люди-то молодцы! Они придумывают, как всей толпой договориться и заработать деньжат, и реализуют это! Молодцы! Единственное, что меня удивляет – это ж какая прибыль по бухгалтерской отчетности у этих фирм? Не добралась до них еще прогрессивная шкала налогообложения!
Итого, цена машины – 2,135, а точнее 1,999 + 0,135 = 2,134 млн. рублей, при цене по прайс-листу 2,384. Скидка 250 тыс., или 10,5 %. Неплохо, однако! При этом ничего не навязывали, никаких опций, серьезно, ни одной копейки не отдал за ненужные вещи. Машина абсолютно «голая». Единственное, коврики купил. Ну как же без ковриков?
К слову, такая щедрость мне не давала покоя еще очень долго, особенно в тот день. Паранойя? Или резонные опасения? Об этом позже расскажу. Подписал договоры, и поехал переночевать... Завтра должно было состояться перечисление кредитных средств банком, и машину можно забирать. Точнее, не поехал, а пошел. Пешком, в небольшую гостиницу рядом. Прошел несколько шагов и осознал, что сумка со всеми зубными щетками и прочими бритвами у меня осталась в моей старой машине вместе со всем остальным хламом, который мы договорились переложить, когда все состоится. И уперся в закрытые двери! Времени уже перевалило за 9 часов вечера, автосалон закрылся, все разошлись, ключи от машины в сейфе, ответственный за открывание сейфа где-то уже в метро, и... Ну никак! Оставшийся старший менеджер развел руками и сказал, что ничем не может мне помочь.
Я разозлился сначала на этих... Негодяев, черт возьми, рогатых!!! Ну как же так можно?! Но потом снова успокоился. Что поделаешь, если правда человек уже уехал домой, не будет же он возвращаться с другого конца Питера потому, что клиент забыл в закрытой машине зубную щетку. Переночевал я, собственно, и утром в четверг, часам к 11, пришел в автосалон. Забрал сумку, вернулся, привел себя в порядок и явился снова. Как раз пришли деньги из банка, машину выкатили с места хранения в сервисную зону, помыли, почистили. Даже подняли по моей просьбе на подъемнике, дали взглянуть на днище и покрутили пальцем у виска (наверняка, мысленно) в ответ на мои вопросы «Точно не битая/крашеная/краденая?» Продавец любезно проехался со мной на тест-драйвовской Santa Fe с дизельным двигателем по отделениям банка, чтобы снять недостающую сумму наличными со счета. Про ощущения от дизельного мотора тоже чуть позже расскажу!
Итак, часов в 5-6 вечера, преисполненный победных положительных эмоций, я выехал из автосалона на новой машине. В этот же вечер поставил ее прямо в Питере на учет. Легко! Крупный город в этом плане – сказка! Хотел, если честно, выехать домой этим же вечером, но решил еще раз переночевать, утром сдать ПТС в отделение банка (кредитное корыто же!) и уже, будучи отдохнувшим и счастливым, поехать. Немного переживал за машину, пока ночевал. Крупный город в этом плане – не самое лучшее место. Поставил во дворе под какой-то камерой. К счастью, не угнали, и утром, окончательно уже морально приготовившись к комфортному путешествию, выехал! По дороге домой позвонил московскому дилеру и отменил бронь. Он расспросил, что и как, и подбодрил меня словами наподобие «Так дешево? Значит точно битая/крашеная/краденая/утопленник!» Спасибо, друг!
4. Первые впечатления от езды
Меня проинструктировали, что первую тысячу километров нежелательно раскручивать двигатель быстрее 3000 об./мин. Поэтому начал движение плавно, и ехал по Питеру не спеша, не ускоряясь особо и вообще на дороге не дергаясь. И эти плавные разгоны, вкупе с большими, чем у ix35, размерами, дали такое невероятное ощущение корабля! Когда плавно выруливаешь из двора, неспешно начинаешь движение, кажется, что ты управляешь ну такой махиной! Это очень, очень приятное чувство!
Очень приятное чувство, к слову, уходит, как только нажимаешь на газ посильнее. Когда нужно кого-то обогнать, или просто ускориться, машина это делает. И в этот момент чувство «корабля» мгновенно пропадает. Обидно, однако! Никто не заставляет, конечно, нажимать на газ в пол, но если уж это делать – машина вмиг перестает казаться большой. И требуется очень много времени, чтобы поездить не спеша и восстановить ощущения от большой машины. Все относительно, знаю! Нет машин ни быстрых, ни медленных, ни больших, ни маленьких. Ведь оно же чем определяется? Нет, не скоростью в км/ч, не ускорением, не массой в тоннах и не размерами в метрах. Оно определяется только собственными ощущениями, возникающими эмоциями! А они могут быть только «больше, чем ...» или «быстрее, чем ...». Так вот: больше, чем ix35! А по динамике – точно такая же.
Наверное, пришло время рассказать о динамике. Меня довольно долгое время одолевала паранойя на тему того, по какой именно причине мне сделали такую большую скидку на эту машину. Но если честно, то причины, я думаю, две: 1) машина снята с производства, в конце года будет совершенно новая Santa Fe, 2) низкий спрос на бензиновую версию, особенно в максимальной комплектации. Вот здесь-то и кроется дьявол. Порассуждаем о видах двигателей, да?
5. Несколько слов о двигателях
Всем хорошо известно, что лошадиные силы продают машину, а момент ее разгоняет. Ну ведь вы тоже это знаете? Так вот знайте, что это заблуждение. Точнее нет... Это правда! Это такая же правда, как расхожая фраза «убивает ток, а не напряжение»! С этим не поспоришь, это действительно так! Убивает же ток! Только эти высказывания, они, как бы сказать... Не имеют никакого смысла, они ни о чем, потому что если вы прислоняете руки к источнику питания, то убьет вас или нет, зависит только от напряжения. Если это будет очень мощная промышленная электрическая цепь, сила тока в которой составляет десятки тысяч ампер, но напряжение на контактах будет 1,5 В, то ток этот вы почувствуете не больше, чем от пальчиковой батарейки.
Точно так же и с лошадиными силами. Лошадиная сила – это единица измерения мощности. Их можно перевести в киловатты. Это вроде кажется очевидным, что, чем мощнее двигатель, тем интенсивнее он будет разгонять машину. Любой, кто немного знаком с физикой, знает, что, чем больше энергии способен давать двигатель за единицу времени (а это и есть мощность), тем большую силу он способен приложить к грузу, колесу, да к чему угодно. Но почему-то в сознании большинства людей это не так. Все говорят: «момент!» Хотя никто не знает даже толком, что такое этот самый момент.
Есть такая единица силы – ньютон. Один ньютон – это приблизительно такая сила, с которой 100-граммовая гиря давит на стол. В ньютонах измеряется сила в тех процессах, когда что-то тянет или толкает что-то другое. А если движение не прямолинейное, а вращательное, то аналогом «силы» является такая величина, как «момент силы» (в разговоре – крутящий момент). Измеряется он в ньютон-метрах (Нм). Вытяните руку вперед, возьмите в кулак палку длиной 1 м, за конец, держите ее горизонтально, пусть она торчит, допустим, влево. И попросите друга подвесить на другой конец палки 100-граммовую гирьку. Так вот, с этой поры ваш кулак чувствует на себе крутящий момент, равный 1 Нм. Сила в один ньютон крутит ваш кулак, используя рычаг длиной 1 м. Если палка будет 2 м, а гирька будет 50 г, держать будет так же тяжело, момент такой же. Равно как и гиря в 10 раз тяжелее (1 кг) с палкой в 10 раз короче (10 см).
То же самое, только наоборот – это двигатель. Момент 200 ньютон-метров означает, что если к ведущему валу двигателя пристыковать перпендикулярный горизонтальный рычаг длиной, скажем, 2 м, то он как раз сможет еле-еле его поднять, если на другом конце будет подвешено 10 кг (100 Н), и не более того. То есть, длина рычага, умножить на силу, получается момент. «Ньютон-метр», т.е. «ньютон умножить на метр». Момент – это «сила» при вращательном движении.
А дальше начинается интересное... Интересное в том, что сам по себе крутящий момент на коленчатом валу, который указывается на сайте автопроизводителя, он еще не определяет динамику разгона. Помните ведь, что маленькой шестеренкой крутить большую всегда легко, а большой маленькую – тяжело. Так же и здесь. Чем выше передаточное число от двигателя к колесам, тем меньший момент доходит до колес. А именно крутящий момент на колесах (!) разгоняет машину, именно эта величина является определяющей! Момент 200 Нм при скорости двигателя 6000 об/мин при прочих равных (скорость движения, диаметр колеса) дает точно такой же момент на колесах, как и момент двигателя 400 Нм при скорости 3000 об/мин. Вот это и есть настоящая «маркетинговая уловка».
Немного разобрались! На самом деле мы разобрались лишь в том, что именно мощность двигателя является той самой «главной цифрой», которая будет определять, как машина поедет. Но даже и это еще не все. Еще одна важная характеристика – масса самой машины. Ускорение равно отношению силы и массы. Сила – это наш крутящий момент, который рождается двигателем определенной мощности. А чем больше масса, тем меньше будет ускорение. Поэтому я лично для себя выделил такую условную характеристику, как «количество лошадиных сил на 10 кг машины». Примерно около одной, что на i30 у меня было, что на ix35, что на Santa Fe. В результате во всех случаях одинаковая, предсказуемая и приемлемая динамика разгона. Это не совсем грамотно, конечно, на самое точное из простых приближений, вроде бы.
Еще пока не поломал устоявшийся стереотип? Слушайте дальше! Смотрите... Переходим конкретно к автомобилю Santa Fe. Разгон до 100 км/ч у дизельной версии занимает 9,6 с, это (округленно) на 17 % быстрее бензиновой (11,5 с). А мощность двигателя у нее – 200 л.с., что (внимание!) на 17 % больше, чем у бензиновой. Следовательно, средний крутящий момент на колесах (!) в интервале 0-100 км/ч у дизельной версии Santa Fe на 17 % больше, чем у бензиновой. Надеюсь, вопрос исчерпан.
И да, должен сказать кое что для тех, кто, возможно, сейчас подумал, что я пытаюсь тут радеть за бензиновые моторы и хаять дизельные. Нет и нет! Ни в коем случае. Дело в том, что все эти цифры – это просто цифры. Они лишь подтверждают то, что «момент» по паспорту, т.е. момент силы на коленчатом валу – далеко не самая информативная цифра, и гораздо важнее мощность. Ну вот хотелось мне принести истину в массы! Кто до этого места дочитал – я вам уже очень благодарен за терпение!
Дело в том, что дизельные двигатели, изначально предназначенные для мощных силовых установок, таких как корабли, грузовики и так далее, обладают одной особенностью. Они развивают свою мощность уже на низких оборотах. На высоких они ее, правда, не наращивают, поэтому на них было бы невозможно обгонять грузовики на трассе, если бы не... Турбонаддув! Не важно, это электрокомпрессор, или компрессор, работающий от турбины в прямом смысле этого слова, но это устройство делает из дизельного двигателя такой мотор, который и с места рвет, как самолет, простите, и на скорости что-то еще может. Очень приятная штука! Едешь 20-30 км/ч, нажал на педаль, и не ждешь целую секунду, пока коробка переключится на пониженную, а сразу, сразу! В это же мгновение тебя прижимает к сиденью. Как будто педаль газа, да и вся машина, является продолжением самого тебя. И когда принятие решения «хочу ускориться!» за свою долю секунды происходит, машину не нужно больше ждать, она сразу ускоряется! Знаете что это такое? Это эмоции! А они – самое главное в нашей жизни. А все эти цифры – это для кого угодно, только не для того, кто едет за рулем.
Разговоры насчет денег кажутся мне пустыми. Дизельный мотор дороже, дизельное топливо дороже, но расход его меньше. Кто только не считал, что в итоге выгоднее! Мне кажется, что это все ерунда. Покупая машину за 2 млн., считать эту разницу в несколько десятков тысяч на три года – кощунство. Это просто эмоции, ребята! Нажал на педаль – и в это же мгновение полетел! Вот за что можно заплатить за машину на 150 тыс. рублей больше! Вот ради чего можно мириться со всеми особенностями зимнего прогрева и вибрацией на холостых! Я не смеюсь, говорю серьезно! Эмоции – это очень важно! Даже больше могу сказать. Взял бы дизельную, черт возьми! Но в моем случае цена вопроса была – около 500 тыс. рублей, а не 150. Никто на дизельные машины скидки не делает, их и без скидок хорошо разбирают. Плюс еще, конечно же, отдельный контур обогрева, предпусковой подогреватель, автозапуск... В Мурманской области живу, однако.
Продолжение следует!