Итак, после 1,5 года владения автомобилем и 20 тыс. пробега пришло время написать обзор на мой автомобиль Хундай Тусан.
Я не большой заток автомобилей, никогда не перебирал моторы в гараже или у друга на автосервисе. К машинам отношусь исключительно как к средствам передвижения. Автомобиль моей мечты должен максимально соответствовать тем деньгам, которые за него были уплачены, и в случае какой-либо поломки, должен без проблем ремонтироваться на ближайшем автосервисе. Ну и желательно, чтобы авто не становилось ипотекой с регулярными ежемесячными платежами. К автомобилям отношусь без придыхания: красивыми женскими именами не называю, даже не смогу сходу вспомнить марку резины. Но зато минимум два раза в год на замену всех жидкостей и полную диагностику двигателя и ходовки.
Тусан, это моя четвертая машина. До этого были Тойота 1991 года, потом Хонда 1998 и Тойота то ли 2000, то ли 2001 года. После продажи последней, задумался о приобретении паркетника, так как под мои требования, этот тип автомобилей подходил больше всего. Требования были следующие:
• авто должно быть достаточно вместительным, сзади должно быть достаточно место для детского кресла
• высокий дорожный просвет и полный привод, так как по нашим сибирским дорогам на пузотерках ездить всё труднее и труднее, особенно зимой и весной
• машина должна быть не очень старой. По изучению Дрома, вывел для себя, что оптимальный возраст, когда машина перестает резко падать в цене, это примерно 5 лет
• у авто должен быть не большой пробег примерно 15 – 20 тыс. в год (мой стандартный километраж дом-работа-детский сад), подтвержденный сервисной книжкой, и один хозяин
Вот, в общем, и все требования. Бюджет был примерно 600 тыс.руб.
Под эти требования подходило не так много марок: Ниссан Кашкай, Сузуки sx4, Хундай Тусан, Киа Спортэдж, вот, пожалуй, и всё. Аутлендер, Форестер, Ихстреил и Рав4 стоили в районе 800, что не подходило по бюджету. Еще смотрел Киа Соул, но там нет 4вд и не высокий просвет.
SX4 не подошел совершенно, вообще не понял, в чем смысл этого авто (ну хорошо, для женщин в самый раз, наверное). Кашкаи в эти деньги попадались или подуставшие, или с мутной историей. И вот после почти трех месяцев поиска, увидел в салоне трейдиновский Тусан: машина выехала из салона в декабре 2008 года, 89 тыщ пробега, сервисная книжка, один хозяин, максимальная комплектация. Цена 620 тыс.руб. (средняя цена на такие авто тогда была где-то 650 – 700 тыс.руб.). В общем, поехал смотреть.
Документы все соответствовали, за авто хозяин явно следил. Салон – в идеале, комбинированные сидения (самые лучшие для таких машин) не продавлены и не стерты. Я считаю, что состояние салона, один из самых важных показателей того, как эксплуатировался автомобиль. Тем более, если ты не профессионал и нет возможности профессионала привлечь к осмотру авто. Комплектация полная со всем, что только есть в данной модели. Менеджер предупредил, что машина билась в заднее крыло и крышку багажника. Покрашено было качественно, визуально всё ок (потом посмотрели более опытные товарищи). Из минусов – не было зимней резины.
На тот момент, по соотношению цена-качество, это был лучший автомобиль, который мне удалось посмотреть, поэтому, сторговав 30 тысяч рублей, я забрал авто.
Первые впечатления.
Да, высокая посадка и высокий дорожный просвет рулят. Обзор хороший, машина тяжелая, дорогу держит как утюг (1700 кг почти вес). Перед постановкой на учет, получил официально техосмотр (первый раз в жизни). Машина мне понравилась, несмотря на достаточно топорный внешний вид. Управляемость и динамика (про динамику подробнее чуть позже) конечно же хуже, чем у легковых автомобилей, руль крутится тяжелее, но зато есть свои очевидные плюсы, ради которых такая машина и бралась.
Далее всё стандартно: загнал на полную диагностику, которая показала, что, исключая какие-то мелочи (уже не помню, что именно), машина в ОТС. Перед первой зимой (т.е. практически сразу же) поменял масло в двигателе и коробке, купил новые хорошие шипованные шины (на тормозах и резине экономить нельзя, да).
Первая зима.
Вот тут-то я в полной мере ощутил преимущества полного привода и высокого просвета. Долго расписывать впечатления не буду, скажу только, что теперь по доброй воле я не пересяду на передний или задний привод. Первый раз, когда сработала система курсовой стабилизации, даже немного испугался, так как раньше с этим не сталкивался. Штука полезная и нужная, на мой взгляд. За две зимы, я уходил в занос только один раз и то по очень большой дурости на очень накатанной оледеневшей дороге. Также оценил подогрев стекол и зеркал и передних сидений (как раньше без этого жил, не понято).
Сервисное обслуживание.
В спецификации написано, что можно лить 92-й бензин, но я всегда заливаю 95-й (ибо качество топлива у нас как-то е очень). К слову сказать, на 98-м машина чисто субъективно едет резвее. За 1,5 года в автосервисе машину оставлял три раза: первый раз после покупки менял масло и проч. Второй раз после зимы полностью менял подвеску вкруг (стойки, рычаги, еще что-то). И вот тут меня приятно удивили цены на запчасти. Отдал за все вместе с работой меньше 19 тысяч после кризисных рублей (точную сумму уже не помню). Помню, что получилось примерно столько же, сколько я отдавал за аналогичный ремонт на Тойоте, но еще до повышения курса доллара в 2 раза. Поспрашивал друзей, получилось, что Тусан в смысле ремонта и запчастей обходится чуть дороже вазовской Шестерки, но существенно дешевле Форда. Третий раз уже после второй зимы в ходовке поменял какие-то резинки и прокладки в клапанной крышке. Масло менял три раза, как уже говорил, сразу же после покупки и через каждые 8-10 тыс. километров. Заливали рекомендованное Шелл (какое-то дорогое, но на этом тоже не надо экономить). Два раза сам менял салонный и воздушный фильтры. Вот и всё. За 1,5 года и 20 тыс. пробега потратил итого на ремонт чуть больше 20 тысяч рублей, что на мой взгляд, приемлемо, так как пришлось менять всю ходовку после наших дорог.
Плюсы и минусы.
Сначала про минусы.
• Топорный дизайн кузова. Элегантности тут конечно никакой нет. Лично меня вполне устраивает, но вот супруге не нравится (последние полгода как раз ездит в основном она, я на корпоративной).
• Машина, мягко говоря, не самая динамичная. 140 лошадей двухлитрового двигателя для такого веса маловато будет. Хотя, может это из-за коробки, которая вроде как очень надежная, но поттупливает, видимо (на механике, говорят, проблем с резким ускорением нет). На трассе временами очень не хватает спортивного режима.
• Нет штатного ЮСБ порта: мелочь, но мне его очень не хватает.
Если честно, больше ничего не придумывается. М.б. слабоватая ходовка, но вот я год проездил пока, посмотрим, что дальше будет.
Расход бензина. Я бы не стал это записывать в минусы, но по факту в пробках и зимой расход выше заявленного в характеристиках. Летом у меня в городе где-то от 12 до 14 литров на 100 км., зимой было и 17 литров, но это с прогревами и очень маленьким пробегом (10-15 минут греешь, 15 минут едешь). Ну и сильно зависит от стиля езды, конечно. На трассе расход падает до 9 литров, если ехать под 100 км. на 2-2,5 тыс. оборотах. На более высоких оборотах и 120 – 140 км. в час расход конечно больше. Для такой массы и полного привода, мне кажется нормально.
Теперь про плюсы.
• Сборка и дизайн салона. Салон вроде совсем простой, но сделан качественно и кожа, и пластик, на мой взгляд, не сильно хуже того же Рав4. Кнопки расположены удобно, всё интуитивно понятно. Очень удобный поднимающийся подлокотник. Подстаканники где нужно, два прикуривателя.
• Вместительный багажник. Задние сидения отодвинуты назад и при этом четыре колеса свободно болтаются в багажнике. Также пару раз перевозил двери – никаких проблем.
• Проходимость. В сильно большие говны я не лез, но на природу в снега выезжал: пониженная передача и 4ВД решают (если думать при этом головой).
• Жопагрейки и климат-контроль. Очень полезные фичи, как оказалось.
• Хорошее соотношение цены, качества и комплектации. За такие деньги японские аналоги по комплектации минимум на 30 – 40% дороже.
• Низкая стоимость запчастей и ремонтопригодность (про это я писал подробно).
• Бортовой компьютер: очень полезная и удобная штука. Поначалу тестил правильность расхода топлива, но после замеров на двух полных баков, отстал от него: не врет, всё точно показывает.
• Морозостойкость. Я был крайне удивлен, но эта машина без прогрева всегда заводилась с полоборота в любые наши морозы. Не знаю, как они этого добились, но даже в морозы сильно выше 30 градусов, я заводил с первого раза (с сигнашки не рисковал). Пообщался со знакомыми тусановодами, у них такая же картина. Видимо, это специфика не конкретно моей машины, а модели (Хонда у меня вставала намертво при -18, если забыл включить прогрев на сигнашке).
Итоговое резюме.
Своей машиной я очень доволен: получил именно то, что искал. Качественный безгеморройный паркетник за очень небольшие деньги. Понятно, что я искал свой вариант почти три месяца, но насколько я понял, корейские Тусаны этих годов очень удачны с точки зрения конструктива. Единственное, машина конечно ниразу не крутая и не брутальная. Обычная скучная семейная лошадка. На ней не погоняешь, как на Субару и жене больше нравится красненький Рав4.
Вот и всё. Надеюсь, мой рассказ был интересен и кому-нибудь он поможет при выборе очередного авто. Спасибо всем, кто дочитал до конца.