В механике я не силен, поэтому напишу по ощущениям.
Поиск машины начал по причине потребности в большой хозяйственной машины для повседнева и длительных путешествий семьей с комфортом. Субару форестер – машина во всех отношениях хорошая, но есть у него один недостаток: в него вместе с детьми и женой не затолкаешь все, что нужно на месяц в лесу и на озере: лодку, палатку, кухню, баню и прочее снаряжение, которое превращает жизнь на природе в удовольствие даже без водки (и как мы раньше на «Волге» ездили – не понимаю!). Ездить с прицепом или багажником сверху я не любитель.
Кроме того, в связи с расширением семьи супруга нуждалась в отдельном авто.
Варианты заполнения транспортного пробела были ограничены суммой в 25 т.долл, следовательно, о новой большой машине я не задумывался.
Выбирал между Сурфом, Патрулем и Бигхорном (все – с правым рулем). Первый отпал ввиду малой вместимости и невнедорожной посадки водителя (не люблю на жипах такое, хотя может это и предубеждение). Второй – из-за высокой цены. Остановился на Бигхорне. Импонировали малые пробеги при невысокой аукционной цене (сразу определился, что буду брать авто с аукциона).
Приобрел аппарат за 23 т. долл с доставкой – 1999 г.в., пробег – 33 т.км. На авто был установлен кенгурятник с противотуманными фарами, подножки отсутствовали (при росте в 193 см – не напрягало), CD-чейнджер и навигация (которую, сняли добрые российские моряки/железнодорожники по дороге в Омск), дефлекторы стекол, спальник. Двигатель, коробка и бензобак закрыты от повреждений металлической защитой.
Машина пришла в декабре, когда ударили сильные морозы. Масло и жидкости поменять не успел, поэтому завести не смог, а прикуривателем убил стартер и свечи накаливания (пришлось ремонтировать и менять).
Как выяснилось позднее, машина с данным движком (возможно, у других – иное мнение) в принципе заводится в холод только при очень хорошем аккумуляторе.
Намучившись с холодным пуском (точнее, его отсутствием), поставил Вебасто с GSM-модулем (пуск с мобильного) – пять лет горя не знал, хотя аккумулятор дозаряжать время от времени не забывал. По-хорошему, такая машина в наших условиях должна быть оснащена двумя аккумуляторами, типа Оптима 5.5, и Вебасто. Это обеспечит беспроблемный пуск при любом морозе, ИМХО.
Салон авто показался убогим. Чтобы его немного оживить, пошил чехлы с ортопедическими вставками и обтянул руль и все ручки кожей. Получилось неплохо, и на дальних расстояниях спина и все, что ниже устают не так сильно. До этого водительское сиденье показалось крайне неудобным: есть ощущение скатывания от спинки вперед – очевидно, сказывается отсутствие вертикальной регулировки сиденья и малый разбег сиденья назад (что дает большой плюс пассажирам, сидящим сзади).
Сразу понравился добротный, чистый и ровный звук работающего дизеля. Надо сказать, настолько приятного звука не слышал ни у Митсу, ни у Тойоты, ни у Нисана. Ничего плохого про движок сказать не могу. Из особенностей: очень высокая приемистость. Машина с места просто рвет, я такого не ожидал от тяжелой машины: букс при тапке в пол у жипа – это на до видеть! Хорошая тяга двигателя сохраняется до 2,7-3 т. оборотов, дальше – вяло. Очень забавно было зимой, включив TOD (автоподключение переднего привода), посоревноваться с разного рода моноприводами на светофоре! Ощущения сравнимые с турбофорем (это - на знатока).
Удивили регулировки стеклоочистителей: задний включается отдельной кнопкой на приборной панели, а еще одна кнопка рядом – для включения подачи воды на заднее стекло и постоянной работы дворника (сразу вспомнился УАЗик). В управлении передними щетками также есть один нюанс: если поднять подрулевой регулятор вверх – будет чистить, пока не отпустишь – возвращается сам, не задерживаясь (можно раз, можно два, можно больше - очень удобно, на других авто не встречал).
Зимой на холостых оборотах двигатель быстро остывает. Чтобы этого не происходило, на приборной доске есть кнопка со спиралью. Включаешь ее, и в двигатель поступает часть отработанных теплых газов, обороты поднимаются на сотку или меньше оборотов. Тоже удобно, хотя если есть вебасто, проблемы согреться не возникает.
По ощущениям, салон машины зимой долго прогревается и быстро остывает. В сильные морозы затягивает стекла, включая лобовое. Спасает только прямонаправленный на стекло поток горячего воздуха, что не совсем удобно, когда едешь по трассе, например.
На машине нет антизаноса, поэтому в зимний период ездил с включенной кнопкой «ТОD», которая автоматически подключает передний привод – без него даже на асфальте зимой, учитывая приемистость двигателя, при выходе из поворота может заносить. В снегу и грязи эта кнопка не всегда спасает, приходилось подключать раздаткой передний мост.
Пересел на Бигхорна с Мистраля, поэтому первое что ощутил – это огромное внутрисалонное пространство и относительную мягкость подвески. Хотя про все жипы пишут, что трамвайные рельсы они проглатывают, как будто их нет, сравнивая Бигхорна с Уазиком и Мистралем, могу сказать, что это утверждение верно из перечисленных только для Бига. При проезде ям и колдобин нет ощущения «втягивания жопы в себя», когда ждешь жесткой посадки – машина действительно отбивает все, без заметного напряжения. Как то сравнил один и тот же маршрут на Форестере и Биге – получилось в пользу Бига, поскольку дорога абсолютно не напрягает своими недостатками.
В целом по ходу автомобиля можно сказать, что машина очень добротная, качественная и «сбитая» - нет ощущения, что колеса сами по себе, кузов – сам по себе. Особенно удивила устойчивость груженого Бига на скорости 160 км/ч – прет ровно и мягко, без «козления» и заносов на «гребенке» (хотя, ИМХО, лучше так не рисковать).
По запчастям за пять лет, хотя и наездил 40 тыр, поменял все ремни, амортизаторы, стойки стабилизатора, свечи, шины (с Японии пришел в грузовых). Ну и масло/фильтры – каждые пять тысяч км.
В салоне достаточно удобно и комфортно, если исходить из необходимой достаточности – говорю так, поскольку могу теперь сравнить с крузаком (100), на который пересел. Хотя даже для 1999 года салон выглядит явно старомодным.
Имеются подстаканники и всякие ящички, в том числе – скрытый контейнер под вторым рядом сидений, а также розетки 12В в багажнике.
К переключателям тянуться не надо – все близко и под рукой, да их и не много. Рычажок лючка бензобака долго искал на первой заправке под сиденьем – оказалось ее присабачили на центральную консоль!
Для левой ноги предусмотрена псевдопедалька – чтобы не уставала.
Крышка среднего бокса – между передними сиденьями – на магнитах – с ностальгией вспомнил о них, когда сломалась пластмассовая защелка на аналогичной крышке Крузака (а новая крышка стоит 5-8 т.р.).
Пластик практически весь жесткий, но явных раздражающих скрипов ни зимой, ни летом не было замечено, и по сравнению с вазом-газом-уазом – небо и земля – как по качеству, так и по подгонке деталей салона.
Двери распахиваются в стороны, что, на мой взгляд, является более удачным решением для жипа, чем вверх или вверх/вниз. Большая задняя дверь оснащена стопорным механизмом, что для безопасности очень полезно. Над задними дверями – спойлер, который не дает набиваться снегу между дверями и кузовом (на Крузаке такого нет, снег набивается, тает и при открывании расклинивает верхнюю дверь, а нижняя ложится краской на лед приступка – кто это придумал в Тойоте?).
Головной свет не достаточен, поэтому если постоянно ездить по трассе в темное время суток, то лучше его усовершенствовать. Зато при повороте включаются дополнительные лампочки боковой подсветки, которые светят в сторону поворота машины. О лампочках надо сказать особо – они хоть и простейшие по своей конструкции, зато надежные – за пять лет поменял только в заднем левом стоп-сигнале.
Окраска наружных и внутренних деталей автомобиля – на высоте! Не появляются сколы от камешков до грунта, как, допустим на Субару или Крузаке. Покраска арок вообще радует – как ни помоешь, авто выглядит, словно с завода.
Расстояние от грунта до кузова составляет порядка 30 см, пороги закрыты резиновыми молдингами, поэтому все ямы и кочки проезжаешь, не задумываясь о «ранениях».
Особо следует сказать о спальнике. Честно говоря, когда автомобиль пришел, я, по неопытности, не сразу понял, что за железяки с деревяшками в багажнике прикручены к полу. Только когда у меня на природе порвались оба надувных матраца (основной и запасной), я, промучившись ночь в Бигхорне, осознал, что не взял эти железяки с собой зря. Дело в том, что при сложенных задних сиденьях места в машине по длине человеку с моим ростом (193 см) не хватает просто дико, а калачиком много не наспишь! Относительно ровная поверхность на уровне 20 см от пола получается только если установишь спальник – конструкцию из трубок с болтовыми соединениями и мягким покрытием (поролон с мебельной фанерой). Тогда от задней двери до руля можно вытянуться в свое удовольствие.
Неудобство доставляет замена заднего дворника, поскольку он находится за запаской, закрепленной на задней двери (запаску, кстати, ни разу за пять лет не использовал – так и болтается с Японии). Спирали на заднем стекле очень быстро рамораживают лед, что объясняется, видимо, их малой длиной.
В целом, по прошествии пяти лет владения, автомобилем доволен. Это практичный и универсальный автомобиль – именно этого я от него ожидал при покупке.
Преимущества: простой и надежный, мощный и вместимый, недорогой и качественный, с хорошей проходимостью на любых дорогах.
Недостатки: устаревший дизайн, дешевая отделка, неудобные сиденья, «деревянность» хода, плохая шумоизоляция, неприспособленность дизеля к зиме.
В свое время подумывал обновить и взять такой же, поновее, но узнал, что с производства его сняли. А жаль! Таким, ИМХО, должен быть Уазик или то, что о нем намечтали крестьяне.