Доброго времени суток читающим! Решил написать про машину, которая прошла «огонь, воду и т.д.» Прямого огня, слава богу, не было, но «зажигал» на ней, в хорошем смысле, это да. Воды навидался, как и многого другого. Текста будет много, писал не за один день, и, наверное, даже больше для себя. Отразил в основном знаковые и наиболее яркие моменты, потому как если писать обо всем – не поймут.
Покупка
В 2007 г. пришла мысль приобрести 2-ю машину, для поездок по краю и внедорожных вылазок. Перебрав все варианты, остановился на Бигхорне. Опыт с джипами и им подобными был. Для справки, из машин подобного класса, были: Сурф KZN185 97г а/т; Делика 4М40 96.12г а/т; Бигхорн UBS73GW 99г. а/т TOD. Последний как раз и подтолкнул к моему решению, но именно в старом кузове. Со свежим дизелем обжегся, не для экстрима он.
Машину заказывал в Японию через знакомых. Приоритетом было следующее: 1) Мотор 4JG2 EFI 2) Фендеровый 3) МКПП 4)Год посвежей, в идеале 98/01. Но нашли 95г.10 месяц на МКПП, золотистого цвета, в идеале. Пришел он где-то в марте 2008г. и до августа мне колупала мозг контора, которая должна была найти доки и оформить. В конце концов, забрал деньги, сам нашел документы и в октябре 2008 Бигхорн вышел в люди.
Начальная подготовка
Пока оформлялся, потихоньку его наворачивал. Стоял он на стоянке, от которой козьими тропами можно добраться в некоторые нужные места. Для начала, как и все, поднял подвеской на 2 дюйма задними пружинами и торсионами. Штатную резину сменил на 275/70/16 BFG AT – отличная резина. Рабочим светом поставил японские «кастрюли» IPF 9030 ближний/дальний. Это просто праздник какой-то как они «лупят». Вместо туманок поставил «танковые» фары ближнего света, они не боятся ни воды, ни камней. На багажник поставил 2 фары дальнего света PIAA. При включении всей гирлянды, вместе с родным дальним, местность заливает как надо. Купил японский багажник на крышу и поставил на крепления RV Inno на 8 точек опоры. Впоследствии, это багажник выдерживал троих взрослых, которым не хватило места в салоне (отдыхали на море). Примострячил спойлер от Мазды Бонго года 84го – получилось оригинально. Под спойлером разместилась камера заднего вида, а изображение вывел на отдельно приобретенное внутри-салонное зеркало. Поставил шноркель в РИФе (Владивосток) – отслужил верой и правдой, отработав на 200%. В шноркель вывел все сапуны. Заказал Айсиновские ступичные замки. Купил главный атрибут джипера «хайджек» и закрепил на багажнике. Короче у меня получился нереальный, на мой взгляд, внедорожник и я готов был порвать любое бездорожье. Правда потом быстро «обломался» хорошенько пару раз прилипнув, но, тем не менее, в таком виде потом совершил несколько «прохватов» и проходимостью был очень доволен.
Наконец-то мой пепелац оформился и началась эксплуатация. Пару – тройку раз прокатившись по бродам, понял, что нужно что-то делать с генератором, т.к. при нырянии в воду все лампочки начинали светиться. Отвез генератор и стартер спецам на профилактику, они всё разобрали, проверили, густо пролили водоотталкивающей синтетической смазкой Ликви Моли и, поставив всё на место, про эти узлы впоследствии больше не вспоминал.
Блокировка и лебедка
Следующим этапом и, наверное, самым существенным во всей внедорожной подготовке, стало решение об установке передней блокировки. Вариантов было два – самоблок или саморазблок, если точнее, Локка/Локрайт либо АРБ. Но, т.к. последний стоил около 50т.р. с компрессором без установки, я стал лопатить информацию по Локрайту. Очень боялся его поведения при езде по Владивостоку зимой – ведь, по сути, при включении 4ВД морда автоматом становилась залоченная, вдруг понесет? Забегая вперед, скажу, мои опасения нисколько не подтвердились. Единственное неудобство, это маневрирование в ограниченных пространствах (в лесу) на 4ВД, иногда бывает руля не повернуть, а иногда нормально, почему? – не знаю. Передняя блокировка это непередаваемо, это надо прочувствовать. С ней машина показывает просто чудеса проходимости.
С товарищами решили протестировать блокировку на рыбалке. Пройдя пару засадных мест на ура, я воодушевился и попер, не разбирая особо дороги, и почти сразу усадил Бига на мосты. Хорошо, что есть ручная лебедка, подумали мы. Размотали, зацепили, навалились втроем и …. порвали стальной трос. Здесь я сделал немножко монтаж, т.к. порвали мы его часа через три, лишь немного сдвинувшись с места. Дальше мы стали заниматься секасом уже с Хайджеком. В общем, каким-то чудом, через 4 часа мы выбрались из засады. На утро, встретили форумчанина на таком же Бигхорне. Он сказал, что место, где мы сидели 4 часа, прошел на лебедке за 10 минут, это очень впечатлило. Дальше пошли, в общем-то, более-менее удачно, пока меня не стянуло в колею, и я чуть не лег на бок, усевшись опять на мосты. Хайджек уже никак не помогал. Вытащил нас шедший мимо Эскудо. Он даже блок/полиспас не цеплял, не особо выматывая барабан, вытянул меня из засады своей лебедкой. Решили больше не испытывать судьбу и развернулись. Как-то не задалась рыбалка, надо было удочки и не брать.
Всё сводилось к тому, что лебедка мне жизненно необходима. На Come UP и ему подобные меня давила жаба, поэтому взял обычного «китайца» Winch 9500. Обратился в мастерскую внедорожного тюнинга «Зеленый», где впоследствии и обслуживался - ребята молодцы. Там всё грамотно установили, заодно поставив 5мм алюминиевую защиту двигателя, т.к. в реке я нехило упоролся об валун под водой. Ни разу не пожалел и был доволен китайским Винчем. Единственный минус – медленно и шумно тянет, во всем остальном только плюсы. Но, отмечу, что мой экземпляр имел статор в виде обмотки, а есть варианты с приклеенными магнитами – эти не «фонтан».
Замокрил задний аморт, поставил KYB Monomax,приварив внизу дополнительное ухо, для увеличения хода. Честно говоря, родные были лучше. При одинаковых ездовых качествах и размерах, ход на сжатие и отбой у родных больше.
Следующим этапом стала грязевая резина. Известно, что поднимают авто для того чтобы поставить колеса побольше, вот и я озадачился большим размером. Остановился на Максис Бигхорн 285/75/16 и литье шириной 8 и выносом 0. Всё влезло, но иногда при вывесе и повороте колеса, все же слегка шоркало об арки.
Пришло лето и купальный сезон. Стали мотаться на моря. Как правило, ездили компанией единомышленников с целью забраться подальше, в места получше, и заодно «поотжиматься». Большие колеса сразу снизили динамику разгона и скорость в затяжных подъемах. Соответственно и стрелка температуры поползла вверх. Стал собирать информацию по установке доп. вентилятора, но особо пользы в нем не увидел, поэтому приходилось меньше нагружать движок.
Что еще показал пляжный сезон - Бигхорну катастрофически не хватает мощности (с учетом больших колес и загруженности!!!). Это главный, на мой взгляд, недостаток. Там где можно было бы заскочить в песчаный подъем на 4Н, он зарывается всеми колесами на 4L, так как не тянет на повышенной. В очередной раз, штурмуя песок, я до упора вывернул руль и передняя блокировка порвала внешнюю гранату привода. Это было начало. В общей сложности потом я их порвал, наверное, штук 5 в разных условиях и всегда возил с собой 2 привода в сборе. Большой плюс, что правый и левый одинаковые, а уж менять я их насобачился. Основное правило с передней блокировкой – стараться не поворачивать в засадах руль до упора и тем более не давить тапку в пол.
Дополнительная система электропитания
Т.к. машина строилась как экспедиционник, для надежности решил установить второй АКБ и второй генератор. Под АКБ место было, но т.к. шноркель был не фирменный и патрубок проходит не внутри крыла, а под капотом, то максимум удалось поставить 75D23. Генератор поставили справа в низу (если смотреть на мотор), оставив при этом компрессор кондиционера. Вторая система электропитания работала отдельно от основной, но могла включаться в параллель при необходимости, если например основной генератор сдох, этот вариант мне опробовать не пришлось. На вторую цепь вывел вольтметр и запитал все дополнительно установленные эл. приборы. Генератор можно отключать кнопкой в салоне, что я иногда делал летом в подъёмах, чтобы как-то разгрузить двигатель.
Сделал «боди лифт» 5 см., подняв кузов над рамой – резина шоркать перестала. Изготовили силовые подножки, облицевав их родными алюминиевыми. Теперь я мог Хайджечиться не крючками за колеса, а поднимать всю сторону за подножку. Вид получился достаточно бодрый. Родные подножки висели как брюхо у бегемота, а теперь, в купе с «бодиком», получился спортсмен. Также установили рулевой демпфер. Очень рекомендую это тем, кому за 33’. Он смягчает удары в руль при больших колесах. В таком виде он был очень красив, на мой взгляд, дальнейший тюнинг его испортил.
Первое купание.
Речек я штурмовал много, различной глубины и ни разу не замочившись. Но как-то осенью, совершив марш-бросок вверх по реке и спустившись с другой стороны хребта, изрядно уделал машину. Решил сполоснуться на речке, а т.к. до неё долго ехали по асфальту, выключил ступичные замки. Заскочил в брод на 2ВД. Пару раз проехав, остановился по середине, открыл дверь посмотреть – вода на подножках. Тронулся, а машина пошла не вперед, а вниз. Вода холодная вылезать сначала было не охота, а потом поздно, воды по середину двери. Каким чудом и за что зацепился не знаю, но выбрался. Итог - весь пол мокрый, вода почти дошла до сидушек. Сушился я потом очень долго. Камнями закоцал только что поставленное новое литье. Мда.
Эпопея с турбиной
Выяснилось, что когда залетел в брод, вода попала на горячую турбину и её повело. Но умерла она не сразу. Сначала стала повизгивать, лопатки точили корпус, а потом, через 2 месяца, когда поехал на очередной «прохват», перед Новым Годом, повалил белый дым – турбина умерла окончательно и хорошо, что в городе. Т.к. без вездехода зимой я себя не представлял, быстро обзвонил мастерские и поставил в свободную, на Эгершельде, ниже ДВВИМу к некоему Антону. Хочется подобрать рифму, которая четко отображает его сущность. Вместо одного дня, делали, почти неделю. Выехал – машина тупая, не едет. Я обратно, мне объясняют, что параметры в норме и типа я придираюсь. Настаиваю на замене. Ставят вторую, от субары. Та же картина, как потом выяснилось, при переделке, укоротили тягу клапана сброса больше чем надо, и клапан был всё время открыт. Более того, шланг охлаждения поставили надрезанный. Каким-то чудом я не потерял весь антифриз, сгоняв в деревню. Вся эта возня длилась месяц. Узнал об этом «мастере» и от знакомых, не один я так попал, но земля круглая, ему зачтется рано или поздно. Поехал в другую мастерскую, где мне поставили новую китайскую турбину за один день с гарантией в год, так и продал машину без проблем.
Зимняя эксплуатация.
Что удивило, зимой двигатель после длительной стоянки крутит так тяжело, как будто АКБ вот-вот умрет, но он-то стоит новый, 115й. Как-то с утра, в деревне, пришел за машиной. На стоянке колдуют мужики возле Крузака 1HDТ, крутит боле менее, но не заводится, соляра, наверное. На брелке посмотрел -16, ну и не стал особо париться, прогрел свечи до щелчка и завожу. Как он крутил это надо было слышать. Такое ощущение, что коленвал в топочном мазуте, который встал колом. Я, наверное, руками крутил бы быстрее. Самое интересное, что после 4х оборотов он завелся. Потом выяснил, что ночью было -35, пришел я в 10.00 и салон прогрелся на солнце до -16 потому и не понял этого. Масло п/с Равенол 10W-40 с температурой застывания -36. Это достойно уважения.
По снегу мой Бигхорн ходит превосходно, что не раз подтверждалось на «покатушках». В очередной раз, возвращаясь из деревни, на выезде из Сибирцево, перед мостом, упираемся в длинный хвост. На мосту не разъехались 2 машины и раскорячились. Не долго думая, пробиваю 1,5м. снежный отвал, выскакиваю на обочину и попер по целине. Биг по ней натурально плыл как пароход. Снег где-то 60 см. Шел на 2й-3й пониженной. Народ, конечно, смотрел с интересом. Дошел до замерзшего брода, летом глубина его см. 30, наверное, но зимой лед нарастает слоями. Прошел ногами, наметил траекторию, прикинул, что морда должна успеть проскочить. Сказал жене держаться покрепче и рванул. Морда проскочила по проваливающемуся льду и зацепившись за берег вытащила уже провалившуюся корму - блокировка рулит. Не останавливаясь, пошел рубить целину вверх, на выходе меня ждал всё тот же 1.5м отвал. Представляю, как это выглядело - стоит колонна, люди скучают, тут снизу, за отвалом, постепенно показывается багажник с туманками потом лобовое стекло, а потом, пробивая капотом сугроб, выпрыгивает как подводная лодка - Бигхорн. Вышел, как ни в чем не бывало, типа я тут каждый день за хлебушком езжу, выключил локи и полетел дальше. За мной ехали знакомые на 80ке, говорят еще минут 20 стояли в хвосте.
35 колеса и так, по мелочи…
Пришла весна, 33 тапочки стали поджимать. Захотелось чего-то более взрослого. Остановился на Купере СTT New 35/12.5/15. При повороте шоркали об арку. Взял турбинку и срезал всё лишнее, помогло. Пока оставался снег в лесу, проверил проходимость. Вывод – однозначно зимняя Yokohama 285/75/16 по снегу, да и вообще зимой едет лучше. Грязевка сразу зарывается либо замыливает снег, а зимняя по снегу парит. Установил расширители арок 5см, т.к. колеса сильно выступали за фендера и забрасывали борта грязью нещадно. В целом авто стало более монстроподобное, но ИМХО менее гармоничное. Оторвался задний линк - стабилизатор снял вообще. Увеличились ходы заднего моста. На устойчивости никак не сказалось, как входил в повороты на 120, так и не снижал после, но и вынос колес -10 с широкими лаптями сыграл свою роль в этом.
В процессе «покатушек» понял, что необходима задняя лебедка. Подумано, сделано – купил всё тот же китайский Винч 8500 с радиопультом – великолепная вещь. Ребята аккуратно вырезали среднюю часть заднего бампера и разместили корзину под лебедь. Получилось так, как будто там и стояла с рождения. Время показало, что мысль была правильной, и даже подумалось, что лебедку сначала нужно ставить назад, а потом вперед.
Появились китайские аналоги АРБ блокировкам. Заказал в задний мост. Установили. Если коротко, то проходимости, по сравнению с передней, прибавляет не много. Нареканий на её работу у меня нет. Отличное предложение за свои деньги. Потом, правда, я её развалил. Вернее развалил её развалившийся мост. Мост заменил, блокировку нет.
Второе купание
По весне оттаяли реки и захотелось движения, тем более весенний лес так дивно пахнет. Помчались по известному маршруту вверх по реке. Также по кольцу вернулись в начало. Опять очень грязная машина и на мойку не пустят. Флажки включил заранее, я уже ученый. Проехал не много по реке, смотрел внимательно за фарватером, и тут, морда резко проваливается под воду по середину лобового и снова идет вверх. Я гашетку в пол с надеждой выскочить, морда уходит еще глубже полностью, с лобовым. Лобовым стеклом толкать течение не получалось, начало тащить назад. Паника, конечно, присутствовала, не каждый день в такое попадаешь. Когда штурман успел перепрыгнуть за мое кресло на заднее, я так и не понял. Я отчаянно работал рычагами, как волк на комбайне из «Ну погоди». В сети есть рекламный ролик об испытании «Сафари шноркель» на белом Бигхорне. Если бы меня снимали на видео, это был бы один в один эпизод, но шноркелей РИФ. В самый критический момент над водой торчал только грибок воздухозаборника. У меня 2 варианта, почему заглох двигатель: 1 – я сбросил газ, и движок не протолкнул толщу воды; 2 – вода залила компьютер. Когда нас прибило на относительную мель, подбежал пилот 2го экипажа с лебедочным тросом своего Пыжа и не думая, бросился в воду. Зашел по грудь (май на дворе) со стороны морды, а капота не видно, и кричит «давай за край дуги, могу дотянуться». Его и так от холода колотит, а я в трансе ему в окно «не надо за дугу – оторвем. Ныряй, цепляй за передний крюк». Странно, что он меня не послал туда же. В общем, зацепил за зад и вытянул на берег. Когда открыли двери, нас чуть не смыло в реку. Еле успели поймать шмурдяк. Сигналку перемкнуло и она пытается заводить машину. Меня чуть кондратий не хватил. Я бегом скидывать клеммы. Проверил воздушный фильтр, он был слегка мокрый снизу, но т.к. в Бигхорне очень умно сделан выход из фильтра сверху, то это ничего страшного. Далее разобрал панель. Дозвонился до сигнальщика и тот объяснил, как отсоединить сигу (потом я этот алгоритм всегда возил с собой). Масло в движке было в норме. На свой страх и риск стал заводить. Проплевав воду из глушителя, он завелся. Доехал до дороги сам и заглох, и всё, труп. «Ихтиандр» Роман, прицепив меня к своей короткой Паджере 4D56, потащил 60 км. до города - еще раз спасибо тебе Друг. Удивительное дело, включая зажигание и передачу, двигатель работал и все системы функционировали, т.е. машина полноценно работает, но не реагирует на педаль газа. Возьмите это на заметку, если кто не знает (только для МКПП). Ближе к городу я смог завести машину со стартера, но от веревки не отцеплялся и «буксиру» об этом не сказал. Так мы залетели в затяжной Седанкинский подъем, по 3й полосе, делая почти всех. Представляете, как Рому распирали чувства, что его боевой пыж затащил Бига на скорости 80, на которой мы обычно заходим в обычном режиме. Зря я ему потом сказал правду, так и рождаются великие легенды. На следующий день Биг стал тупить. Заводится, но на газ не реагирует. Разобрал панель, достал компьютер и промыл его под краном. Высушил, поставил – всё отлично, всё работает.
Эвакуация тоаварища
Очень скоро представилась возможность отблагодарить спасителя. В июле проходил очередной этап внедорожных соревнований, как раз в районе всё той же речки. Рома поехал туда посмотреть и прокатиться, а я поехал в Хабаровск подбирать отцу 78й Прадос. Вернулся ближе к ночи уставший. Только собрался лечь спать, звонит Рома – «лопнул шланг вакуумного насоса на генераторе и всё масло на земле, все боле менее подготовленные и подходящие машины на соревнованиях, остался только ты». У меня жене рожать второго, со дня на день, я на измене. К жене подошел издалека, сказал, что Рому съедят тигры, если ему не помочь. Обещал, что за 40 минут обернусь (в одну сторону по асфальту 60 км, как я это себе представлял?). Жена у меня очень хорошая, отпустила.
Подлетаю к первому броду, идет дождь, висит туман как молоко и всё это ночью, т.е. выезда из брода не видно вообще, фары только мешают. Потихоньку суюсь и кое-как нахожу выезд. И тут происходит какая-то хрень, педаль сцепления не возвращается обратно – завернуло манжет в главном цилиндре, я остался без сцепления.
Тваюмать!!! Жене рожать, связи нет, до Ромы еще несколько глубоких бродов, его с.ц.у.к.о тигры окружают, а у меня пропало сцепление!!! Я слышал, что можно ездить без него. Начал с 1й пониженной, потом осмелел, перешел на 2ю, потом я летел на все деньги. Самое паршивое, что дождь и туман ни куда не делись и выезда из бродов так и не видно и в случае ошибки придется глушить авто и заводиться на задней, а про ямы на этой реке я рассказывал выше. Доехал-таки до Пыжа, залили в него привезенного масла, шланг Рома приделал, и поехал я замыкающим. Недолго. Пять минут. Картина та же, масло на земле и его больше нет. Дальше броды по капот (прошли дожди), сцепления нет и на прицепе труп!!!! Вариантов нет, и теперь на веревке был Пыж. Права на ошибку нет, назад уже не сдашь. Как мы ехали – отдельная история. Дома я был вместо полуночи, в 6 утра. Жена со мной долго не разговаривала и до сих пор при случае припоминает, не со зла, конечно. Но речь не об этом, речь о выносливости Бигхорна – вывез!
Прогулка на денек…
Всё плохое быстро забывается. И меня опять тянет в лес. Время поздняя осень. В лесу очень красиво. Цель – субботняя однодневная поездка по известным, в общем-то, местам без фанатизма, просто развеяться. Состав: подготовленный в гранд туризм короткий Эскудо; Джимник со всеми блокировками и тракторной если не ошибаюсь 30й резиной; я с братом на моем Бигхорне. Всё шло по намеченному плану, хорошо прокатились, интересно по «отжимались», время 17,00. Выходим на старую лесовозную дорогу. Судя по навигатору до хорошей дороги (той которую я знаю) 6км. Обратно ехать далеко и не охота, коллективно решаем сократить путь. До 23.00 мы прошли 1,4км., я дважды чуть не ложил Бига на бок, грязь мы толкали бамперам, но самое плохое началось на следующий день. За ночь подморозило и мы повмерзали в землю. Что творилось с ходовкой не передаваемо, передняя и задняя подвеска представляла собой одну сплошную замерзшую грязную массу вперемешку с болотной травой. Были предложения вернуться обратно, но вспомнив, что нам пришлось преодолеть – это казалось не реальным. Связи нет, а нас ждали домой еще вчера, нужно торопиться. В воскресенье мы двинулись с утра пораньше. Переднюю лебедку подклинивало и она сосала много энергии. Дважды я лебедился до такого состояния, что высосав всю батарейку, движка тупо глохла. Там, где джимник проходил по замерзшему болоту, Эскудо проваливался. Что говорить про Бигхорна. Лед был основной проблемой, машину он не держит, а ломать вдоль не возможно, местами до 10см. Плюс к этому подо льдом колея не знаю от чего с говнолином чуть ли не по …, короче по «промежду прочим». Мы по очереди работали ледоколами. До 18,00 прошли 800 метров – так я никогда никуда не двигался. С братом решили идти до трассы 20 км, и дать о себе знать. Правильно сделали, за нами собирались уже высылать поисковую группу, но никто не знал куда. Дома мы с братом были в полночь, естественно обзвонив всех родственников оставшихся экипажей. В это же время нам отзвонился экипаж Джимника, который вышел оттуда на 3ВД (срезало ступичный замок). Бига и Эскуду оставили в тайге. На следующий день, с группой поддержки выдвинулись на эвакуацию, и, можно сказать, на руках вытащили Эскудо. Бигхорна вытащили на 4й день ГТТ-шкой (гусеничный транспортер). Механик сказал, что они там недавно сидели на нем до 4х утра. Меня предупреждали, что в аналогичной ситуации при эвакуации Сафаря вытащили только кузов. ГТТ когда идет, внутри не слышно ничего от грохота и если она за собой поднимет бревно… страшно подумать. Из потерь: порванный пыльник привода, оборванный передний линк, развалился датчик скорости и примята задняя стойка кузова, но не критично. Из приобретений – бесценный опыт и осознание того, что эта машина не для таких чудачеств. На ней мы с семьёй ездим далеко, и, не дай бог она нас подведет. В общем, я накатался.
Продажа
Заканчивалась реконструкция федеральной трассы и объездной мимо Уссурийска. На подвиги на Бигхорне меня уже не тянуло. Я задумался о целесообразности передвижения на подготовленном внедорожнике по асфальту. Сказать, что мне было жалко и страшно думать о продаже – ничего не сказать. Я не видел альтернативы. Я не раз объезжал там, где другие разворачивались, всегда Биг нас приятно удивлял и радовал. Но, всё же решил, что ездят как-то люди на недоприводах через всю страну и ничего. Выставил его на продажу и довольно быстро продал. Отдавали мы его чуть ли не плача, не до такого конечно, но тяжело было расставаться. Я отдал с ним все запчасти, что на него были в гараже. В общем, ничего плохого про эту Машину сказать не могу. Есть несущественные болячки, а кто без них? На Сафари и 80ки уже не смотрю - не раз подбирал альтернативу и всё равно оставался на Бигхорне. Для меня это был оптимальный внедорожник.
Такая вот история. Спасибо тем, кто осилил.