Привет всем форумчанам! Вот решил написать отзыв о редком сегодня автомобиле, который 19 лет был во владении нашей семьи, а именно об ИЖ-2125 или как его все называли «ИЖ-Комби». Фото не мои, а из интернета, так что не ругайте это все что на рыл. Свои фото плохого качества, а также другие фото (загружу позже).
1. Муки выбора. История покупки. Собственно тут все банально было просто. Давайте представим 1980 год. Новые машины купить практически было невозможно. Мой отец, пропахав на молоковозе несколько лет за 2-х, накопил 4 с чем-то тысяч рублей и решил купить автомобиль Москвич. Как все добропорядочные граждане встал на очередь. А очередь на это чудо техники растянулась где-то на 1.5 года. А тут узнал, что в районе продается 4-х летний ИЖ-Комби. Сейчас четырехлетние авто свежие, а для времен советского союза такие машины были вообще новье. Машина ему понравилась еще и цвет редкий – оранжевый. Двигатель работал хорошо ровно и не дымил. Поехал и снял деньги со сберкнижки, а то ведь уведут машину – желающих то ведь полно тогда было. Расплатился и как тогда было принято обмыл с бывшими хозяевами покупку. Пока они обмывали, один из «продаванов» стащил документы на авто из «бардачка». Когда отец приехал домой на машине, мать была в шоке. Собирались ведь покупать новую машину, а тут этот оранжевый гиппопотам. Потом обнаружилась пропажа документов. Целый год не могли оформить на себя машину, пока через авторитетного человека не вернули документы. А когда наконец-то оформили машину, подошла очередь на новый Москвич, а денег то уже «тю-тю».
2. Внешний вид. Машина была основана базе Москвича 412, но только необычным для того времени кузовом Комби или как сейчас говорят Лифтбэк. Ярко оранжевый цвет очень подходил Ижаку, и c огромным обилием хрома смотрелся он весьма неплохо. Хромированными были, решетка радиатора, зеркала на передних крыльях, бампера, колпаки на колесах, ручки дверей, а на 5-й двери хромированная накладка с надписью «ИЖ 1500». Нажав кнопку на ручке двери, со скрипом открывалась сама дверь. Салон был весь отделан из кожзамом. Торпедо и накладки на стойках крыши были чёрного цвета. Обивка дверей была кремового цвета. Такого же цвета кожзама были обтянуты сиденья. Салон тесноват и ноги задних пассажиров упираются в передние сидения. Такого блага как подголовники в машине тех лет не было. Но были вакуумный усилитель тормозов, а зеркало заднего вида имело 2 положения «день-ночь». Спинка заднего сиденья складывалась, увеличивая место для багажа. Щиток приборов был без тахометра. Посередине торпедо был штатный всеволновый приемник «Урал-Авто», который можно было взять с собой и пользоваться вне машины, отработал он без поломок все 19 лет (какая-нибудь магнитола сейчас способна на такое?). Крышка небольшого бардачка открывалась вверх. Внутри него никогда более не было документов. Там навсегда прописался комплект автомобиля – это кусок хлеба и 250ти граммовый граненый стакан. В советские времена этот комплект был необходимым атрибутом любого автомобиля. Обзорность слабенькая этому способствуют узкие окна к тому же еще запотевающие в сырую погоду и замерзающие в мороз. Руль тонкий у нас он был покрыт оплеткой. Для того чтобы посигналить надо было лишь нажать на хромированное кольцо, которое находилось в внутри рулевого колеса. О как мне нравился сей девайс, впрямь как на америкосовских машинах из 50-60-х. Но больше всего мне нравились сиденья. На таких мягких сиденьях я более не сидел ни на одном авто. Особенно задние были хороши, в сочетании с рессорной подвеской ездить пассажиром на них было одно удовольствие. В шутку мы говорили как на «Чайке», только на ней мы никогда не ездили. Средние стойки крыши немного шатались на ямах, а задняя дверь дребезжала и пищала. Коробка на Иже 4-х ступенчатая. Передачи включались нечетко, особенно 3-я. Хочу отметить, что дисковых тормозов на Иже вообще не было, но тормозил он неплохо. Ну, вот вроде бы и все ничего не забыл. Тогда перейдем к следующему пункту.
3. Эксплуатация. Как только машина была зарегистрирована, не проехав и 1000 км, застучал движок. Что было странно для машины с пробегом в 40 т.км. Как следствие капитальный ремонт. Запчасти достать было не реально, но друзья помогли. Собрав движок, обнаружилось, что коленвал крутится очень легко. Старые шофера предложили подложить под вкладыши фольгу. После добавления фольги все пришло в норму. Но как оказалось ненадолго и через несколько месяцев движок снова стуканул. У отца была командировка в Запорожье, и там он купил новый движок. И после установки машина наконец-то нас начала возить. К тому времени Мы узнали, что машина уже бывала в ДТП и являлась «перевертышем». В один прекрасный день мой брат, будучи маленьким, еще ребенком решил поиграть с машиной, в руки к нему попал молоток. Итогом игры были разбиты все стекла поворотов, поцарапана краска, но металл выдержал удары молотка, и вмятин не было. Далее родился я и через год мои родители решили отправиться в Белоруссию к моим дедушке с бабушкой. Отец наварил на старую лысую резину новый протектор и больше никак не подготавливал авто. Путь занял около 2 т.км. туда обратно. На полпути наваренный протектор начал отваливаться и приходилось постоянно останавливаться, чтоб отрезать его ножом (те покрышки до сих под исправно выполняют роль клумб возле дома). Так как багажник накрывался двумя полками, которые выдерживали до 15 кг., то я в годовалом возрасте путешествовал на них. Вот было время не пуганых людей. Не то, что сейчас всякие детские кресла и прочее. Мать говорит, что я всю дорогу не спал и смотрел в окно, видно с тех пор я полюбил ездить на автомобиле. На обратном пути пропали задние тормоза. Хвала моему отцу, который смог доехать до дома, на одних передних тормозах. Через полгода маршрут был повторен, но тут Ижак не подвел. На моей памяти несколько раз ломалась коробка. В первый раз на трассе перестала выключаться 3 передача. Во второй раз пропали все передние передачи, и пришлось 3 км ехать до дома задним ходом. Один раз была заменена полностью передняя подвеска. Так же менялась передняя оптика, т.к. возвращаясь с работы, отец налетел на натянутый через дорогу металлический трос. Машина стойко выдержала удар судьбы и о нем напоминали лишь гнутые крылья с царапинами на хромированной решетке радиатора. Другой случай был во время отчетного собрания колхозников. Есть такой праздник у колхозников в конце года. Происходит собрание, начальство отчитывается об успехах трудового коллектива, награждаются передовики, ну а по окончании все колхозная пирушка. По окончании собрания отец решил съездить до магазина за водкой, а т.к. заднее стекло было без подогрева, то он не заметил металлический столбик от забора и снес его. На удивление серьезных повреждений машина не понесла. Разбился стопарь и чуть погнулась крышка багажника. Кстати этот Иж был первым авто на котором я ехал самостоятельно за рулем. Первый опыт вождения у меня на этом авто состоялся в 10 лет, когда мы с другом сидели в машине и он начал меня подначивать, что я не смогу тронуться на «москвиче». Зря он мне так сказал. На удивление мне удалось завести автомобиль, учитывая, что замка зажигания не было, но я знал, что отец перемыкает провода и машина заводится, что я и сделал. Кроме того мне еще удалось тронуться и проехать метров 10 и затормозить перед самыми воротами во дворе. Естественно родители надрали мне задницу, но спустя какое-то время отец стал давать мне порулить на полевых дорогах (правда, было это очень редко). Как-то мы ездили на заброшенный хутор за яблоками, набрали несколько мешков и на обратном пути отец мне снова дал порулить. Хочу заметить, трогаться на Комби было очень легко, достаточно было отпустить сцепление и машина ехала на холостых, толи карбюратор так был настроен, толи двигатель был такой тяговитый )). Разогнался я так до 40 км/ч и мы решили срезать через поле клиренс в 17 см + задранные рессоры позволяли такие выкрутасы на раз, и мы до этого с отцом не раз проделывали этот трюк. Поле было убрано и покрыто стерней, поэтому я, наверно не заметил посередине поля разъемный ров глубиной так 20-30см. Иж стойко перенес удар и помчался дальше, но не далеко. Примерно через километр двигатель потерял тягу и стал захлебываться. Причина была ясна. Это карбюратор. А если быть точнее самое больное место в этом автомобиле это поплавок. Его крепление от удара из-за попадания в ров согнулось, и карбюратор стал переливать. Так как карб постоянно требовал переборки и у отца весь процесс был уже отработан, то исправление поломки заняло 10 мин. С тех пор за руль мне больше не давали сесть. Вторая болячка этого авто это редуктор заднего моста и карданный вал. Невыносимый вой от них начинался после 90 км/ч. Карданный вал в Иже не разрезной, т.е. без подвесного идет напрямую от КПП к редуктору заднего моста. В итоге он снижает геометрическую проходимость автомобиля, и не редко его можно было погнуть. На глаз это было, нет так заметно, но этого уже хватало, чтобы появиться постороннему звуку. А редуктор в Иже требовал точной регулировки, и найти хорошего мастера была проблема. Если он был неправильно отрегулирован, то появлялся износ на шестернях, отсюда и вой. В нашем же Иже мы меняли и кардан, и редуктор на новые, но так и не избавились от воя (видно качество деталей было еще то). Очень классная задумка, на мой взгляд, в Иже это разборные наконечники рулевых тяг. Очень дешевый способ ремонта рулевых тяг и отсутствие после необходимости развала-схождения колес. После покупки «копейки» ИЖ стал выполнять роль работяги. Что мы только на нем не возили (дрова, зерно, картошку с огорода, уголь, кирпичи, мясо). Еще у Ижа была отменная проходимость, за счет хорошей тяги на низах. Совались в такую грязь и каждый раз я думал все сейчас придется толкать, но нет с москвичевским стрекотом движка не раз вывозил нас из дерьма. По паспортным данным у ИЖа разгон до сотни занимал 19 сек., движок был 1.5 литра в 75 лошадей, а расход 7.8 на сотню, в реале же ничего из этого заметно не было. «Копейка», которая была на 2 года старше Ижа, имея двигатель 1.2 в 58 л.с., разгонялась заметно шустрее, а ведь у нее по паспорту разгон до сотни 25 сек. Кстати, сейчас, на Ниве 5-ке тоже разгон 19 секунд, но "копейка" почему, то все равно Ниву по динамике делала после 80 км/ч, а после сотни вообще ложит на лопатки. Вот такая математика.
4.Закат. Время шло, на дворе был уже 99 год, моему брату нужно было купить одежду после службы в армии, и отец решил продать Ижа за 4000 рублей. К тому времени движок начал кушать масло по 1л на 100 км при пробеге в 90 т.км да и 2 авто для нашей семьи было не по карману. Родителям предстояло учить нас братом, а это уже тогда было не дешево. Как не странно покупатель нашелся уже через неделю. Довольный такой пацанчик без осмотра купил наш ИЖ. Через месяц он появился и стал наезжать, что отец продал ему плохую машину за 4 рубля. Короче послал его отец. Вот такие покупатели бывают, купят за гроши, не смотря машину еще потом и права качают. На вырученные деньги как раз хватило брату на куртку с зимними ботинками и джинсами плюс отец купил электрическую дрель (он о ней всю жизнь мечтал) и магнитофон. Дрель кстати оказалась надежной работает без поломок до сих пор)).
Если кто-нибудь спросит меня купил бы я сейчас Иж 2125, я отвечу конечно да, но не как авто для езды, а как память о моем детстве. Чтобы сесть в него и почувствовать тот запах старого москвича, запах из моего детства. Кстати купить машину того года на ходу уже почти не реально. Сгинули они во времени обреченные на бесславие. Надеюсь, что через пару тройку лет, когда решу свои проблемы с жильем, то возможно найду себе такой экземпляр.