Доброго времени суток уважаемые читатели!
Сегодня хочу рассказать о своём бывшем автомобиле ИЖ-2715-016-01 2000 года выпуска, которым владел два с половиной года. Главной особенностью этого автомобиля является двигатель объёмом 1,6 мощностью 80 лошадиных сил. Также в отличие от более старых версий ИЖ-2715 присутствуют и другие особенности, например руль ВАЗ-2109, сиденья от ИЖ-2126 и другие отличия, про которые расскажу в отзыве. В отзыве коротко расскажу о ремонтах и событиях, происходивших с автомобилем, а в дополнениях к отзыву уже подробно распишу интересные на мой взгляд истории с фотографиями.
Приобретался ИЖ в конце февраля 2021 года, в основном для хозяйственных нужд. До этого момента автомобиль принадлежал "Торжокскому предприятию щёточных изделий" Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых. Состояние его было "ранен, но не убит". Худо бедно передвигался, требовалась ревизия карбюратора, замена глушителя, по кузову были косяки, ну и так, по мелочи приложить руки. Шланг вентиляции картера был уже отсоединён от корпуса воздушного фильтра и выведен вниз. Начал всё с постановки на учёт в ГАИ. Оформил полис ОСАГО и записался на регистрацию. Оформили всё без проблем, тогда ещё техосмотр не требовался. Потом поставил ИЖа в гараж и стал приводить в порядок.
Первым делом взялся за карбюратор, разобрал, промыл, продул и собрал. Наперёд скажу, что после ревизии карбюратора ИЖ поехал лучше, но не идеал. Также поменял топливные шланги и топливный фильтр. Проверил зазоры в клапанах и отрегулировал на некоторых клапанах. Поменял свечи зажигания и высоковольтные провода. Залил свежее моторное масло Лукойл Супер 10W-40, API SG/CD и соответственно поменял и масляный фильтр. К слову сказать, масляный фильтр на этой машине ставится от Жигулёвской классики, через переходник устанавливаемый на автомобили Москвич-2141 и ИЖ-2126 Ода/Орбита с двигателями УЗАМ/УМПО. На старых модификация стоит колба как на Москвичах-412/2140 со сменным фильтрующим элементом, который так же используется на двигателях ЗМЗ-24/402. Далее взялся за прогоревший глушитель. При снятии глушителя выяснилось что выхлопная система вся оказалась очень "не очень". Поменял весь выхлопной тракт, вышло тогда около 2000 рублей. Ещё мне не нравилось что пробка топливного бака без ключа, просто одевается на горловину и слить бензин с бака не составляло труда. Поэтому купил пробку от Газели с ключом, но она так просто не подходит, нужно её доработать. После нескольких минут манипуляций болгаркой и работы отвёрткой пробка подогнана к горловине и запирается на ключ. Заодно поменял антифриз, промыв систему охлаждения дважды водой. Залил тогда антифриз GreenCool ядрёно-зелёного цвета, производства Республики Беларусь. После этих работ стал ездить на ИЖе, попутно устраняя мелкие вылазящие поломки и готовился к лету, чтобы заняться кузовом.
Постепенно закупился необходимыми материалами для кузовного ремонта: шпаклёвка, наждачная бумага, обезжириватель, растворитель 650 и алкидная эмаль Vika-60 (ушло на покраску 4 банки). В то лето приобрёл сварку полуавтомат. Как раз на ИЖе и потренировался варить. Сразу скажу я не профессионал, я всё сделал как смог. Да и для рабочей лошадки я считаю вполне терпимо получилось, тем более учитывая состояние в котором я его приобрёл. После работы по вечерам и в выходные занимался сваркой. Больше всего досталось будке. Для заплаток использовал старую электроплиту, она идеально подошла для этих целей. Вырезал гнилые фрагменты и по ним из корпуса электроплиты вырезал заплатки и вваривал в стык. Голый металл грунтовал алкидным грунтом от Vika, воняет он сильно. Краска так не воняла как этот грунт. Красил машину поэлементно. Капот, бампер, двери, колёса, будку снимал шкурил, шпаклевал, грунтовал где нужно было и красил. Красил алкидной эмалью Vika-60 цвет серо-белый. Для работы с этой эмалью не нужен отвердитель, в отличие от эмалей МЛ-12 и МЛ-1110 того же производителя, используется только разбавитель. Для этой эмали есть свой разбавитель, но ввиду его отсутствия его успешно заменил растворитель 650. Покрасил облицовку радиатора в чёрный матовый акриловой краской Vika. Лето 2021 года выдалось жарким и краска высыхала достаточно быстро. Через три дня после покраски поставил покрашенные элементы на место. Далее эксплуатировал машину в штатном режиме.
В сентябре того же 2021 я был в отпуске две недели. Мне тогда поступило предложение подработать на доставке хлебобулочных изделий из пекарни в магазин, подменить основного водителя. Я согласился. Нужно было в день два раза доставлять хлеб и пирожки в торговую точку. Ездить было не далеко, всё в пределах города. Мне понравилось. Такой автомобиль идеально подходит для этих целей. Отработал я эти две недели в отпуске и продолжил эксплуатацию ИЖа в штатном режиме. Через две недели в один прекрасный день собрался подлить масла в мотор, открыл крышку маслозаливной горловины и увидел там зелёные капли антифриза, но что самое интересное эмульсии не было. Первая мысль - пробита прокладка головки блока цилиндров. Прокладка лежала в загашнике, решил произвести её замену. Приступил к демонтажу головки блока цилиндров. Когда снял клапанную крышку увидел как раз под распредвалом каплю антифриза, эмульсии там тоже не обнаружил. Когда стал сливать с блока антифриз, увидел что та из под той каплей антифриза, что была обнаружена под распредвалом, выходят пузырьки воздуха. Это как выяснилось была микротрещина в головке блока цилиндров. Оставлять на моторе эту головку не хотел. Снял головку с мотора. Ещё однаружил что в третьем цилиндре поршень болтается и головки всех поршней в нагаре. Нагар удалял при помощи керосина. Принял решение головку поменять. Тут помог случай. На одной из металлоприёмок в нашем городе стоял Москвич-2140 с двигателем, поехал посмотреть как на том моторе поживает головка блока цилиндров. Под клапанной крышкой слой "гуталина", но это не беда, главное что на ней не изношена постель распределительного вала. Щуп толщиной 0,10 мм не пролазил в зазор между постелью и распределительным валом. Договорились с приёмщиком на обмен, я им взамен головки от Москвича привёз старую убитую головку от ВАЗовской классики, которая валялась долгие годы гараже. Снятую головку с Москвича-2140 отмыл, разобрал, притёр клапана и поменял сальники клапанов. Установил эту головку на двигать, но чуда не произошло. На пробке масло заливной горловины снова обнаружились капли Тосола (при замене прокладки залил обычный Тосол). Думал что можно предпринять в этом случае, ещё не давал покоя болтающийся поршень в третьем цилиндре. Не так давно мне знакомый отдал Москвичёвский мотор объёмом 1,5 литра. По его заверениям он был в норме. Хотя по виду и не скажешь, пролежал он в сыром гараже 24 года. Тут как говорится доверяй но проверяй. Решил его разобрать и посмотреть что внутри. В случае чего собрать один мотор из двух. И тут понеслось. Раскидал донорский двигатель. Головка блока цилиндров негодная оказалась, щуп толщиной 0,20 мм со свистом пролазит между постелью и распределительным валом. Далее выяснилось что и коленвал тоже на металлолом, токарь забраковал его, на шатунной шейке второго цилиндра были глубокие борозды. И плюс к этому он уже был расточен на 0,5 мм. Нашёл хороший вал на Авито за 1000 рублей и токарь расточил мне его на 0,25 мм, как шатунные так и коренные шейки. Два шатуна тоже на выброс, у них были раздавлены крышки, такое ощущение что их затягивали метровой трубой. В блоке цилиндров был толстенный слой "сахара". Несколько раз заливал лимонной кислотой и потом водой распылителем вымывал грязь из блока. На ночь заливал ещё кока-колой. Снаружи ещё блок отмыл от грязи. В итоге блок очистил. В итоге принял решение собирать на донорском блоке с новой поршневой группой 1,5, головкой блока цилиндров стоящей на родном моторе (она же с металлоприёмки) и шатунами с него же. Купил поршневые кольца Прима, коренные и шатунные вкладыши ЗМЗ на 0,25 мм, набор прокладок, патрубков и другой мелочёвки. Дальнейшая сборка труда не составила. Тем более что уже был опыт ремонта двигателя на Москвич-2140. Когда поставил мотор на машину, заодно пока слита охлаждающая жидкость, решил поменять шланги отопителя. И тут заметил что радиатор отопителя потёк. Вместо него воткнул радиатор от Нивы Шевроле. Он уже родного и пришлось мудрить со шлангами, так как вход и выход на нём в корне отличаются от родного. Пришлось ещё немного подрезать корпус самого отопителя, чтобы в него внедрить радиатор. После установки радиатора отопителя залил Тосол, удалил воздушную пробку из системы охлаждения. Настало время запуска мотора. Мотор пускаться не хотел, хотя искра и бензин всё присутствовало. Позвал помощника, чтобы в кабине крутил ключ зажигания, а я в это время вращал распределитель зажигания. И после первой попытки мотор запустился, удалось поймать момент зажигания. Странно, что до этого всё стояло по меткам и мотор не хотел запускаться. На дворе тогда была зима, на ИЖе не ездил, он зимовал в гараже. Я по вечерам приходил в гараж и заводил мотор и прогревал, это было что то вроде обкатки.
Пока машина стояла до весны в гараже, сделал ревизию тормозной системы. Поменял в тормозной системе почти всё. Суппорта перебирал используя тойотовский ремкомплект от Frenkit (артикул 234008), подходит всё без проблем. Только кольца удерживающие пыльники поршней суппорта использовать родные, они уже по ширине чем тойотовские и лучше держатся. Заменил все тормозные шланги, к слову сказать, на моём ИЖе все резьбы в шлангах и на трубках 10 мм как на Москвич-2140, 2141 и ИЖ-2126. Это особенность поздних ИЖей, на ранних резьбы были 12 мм. Также поменял колодки сзади и спереди, задние тормозные цилиндры. В задних тормозных механизмах использовались распорные планки ручника от ИЖ-2126. Поставил новый вакуумный усилитель фирмы АТ. Хоть и ругают этого производителя, но работал усилитель нормально. На этом ремонт закончил. Настала оттепель, а это значит что можно устроить полноценную обкатку.
Проехав 500 километров после ремонта мотора, поменял моторое масло. После 1000 километров, сделал протяжку головки блока цилиндров, натянул цепь и отрегулировал клапана. До пробега 3000 километров особо машину не напрягал и не нагружал. Проехав 3000 километров ещё раз заменил моторное масло и уже продолжил эксплуатировать ИЖ в штатном режиме.
Что только не было перевезено на ИЖе, и металлолом и баллоны с углекислотой, разная мебель, всякое барахло и много всего. На дворе уже была вторая половина лета. Пока тепло, решил отревизировать переднюю подвеску и рулевое управление. Поменял шаровые опоры все четыре. Ставил фирмы АТ. Шаровые опоры этого производителя себя хорошо зарекомендовали на бывшем моём Москвиче-2140. За пять лет эксплуатации и 30000 километров ни люфтов ни рваных пыльников. Пыльник на них силиконовый. Установил новые амортизаторы СААЗ, поменял сайлентблоки на зелёный полиуретан. Резину ставить не стал, когда эксплуатировал Москвич-2140, резиновых сайлентблоков хватало на 10000 километров и они превращались в тряпку. Перетряхнул рулевую трапецию. В средней рулевой тяге поменял сухари, купил набор сухарей красного цвета, поставил их. Поставил силиконовые пыльники. Набил смазки ШРБ-4. Боковые тяги скомплектовал из неразборных рулевых наконечников от фирмы Фенокс. По отзывам вроде как неплохие. Родные перебирать, менять сухари не стал, это ненадолго. Далее поездка в СТО на сход-развал, сделали без проблем.
Настала осень 2022 года. Приближается очередное ретро-мероприятие - закрытие сезона Тверского ретро-клуба 2022. Прекрасная возможность испытать машину пробегом да и увлекательно провести выходной. Дорогу (170 километров в одну сторону) осилил без проблем. В 2023 году ещё посетил два мероприятия, одно в Твери, второе в Осташкове.
В зимний период 2022-2023 эксплуатировал ИЖ на зимних шинах Кама 505 Ирбис 175/70 R13 82T. На этой же резине ранее ездил на Москвиче-2140, шины достойно себя показали. Летняя резина была М-100. В августе 2023 года машину продал. Приехали ребята из Новгородской области за ним. В завершении своего рассказа хочу сказать что ИЖ-2715 удобная машина, хоть и требующая повышенного внимания, но в современных реалиях использовать её для работы с каждым годом всё тяжелее. Всё сводится к доступности запчастей, почти всё можно достать, но всё нужно заказывать и соответственно ждать. По крайней мере в нашем городе, в магазинах на ИЖ/Москвич уже ничего не купить.
Ну вот, вроде бы всё что вспомнил, написал, если что ещё вспомню, напишу в дополнения к отзыву. Всем спасибо кто осилил мой рассказ, удачи вам и всего наилучшего!