Предисловие
В длительном личном владении был Форд Фокус 2 (дорестайл). Пару слов о нем. Он у меня был горячо любим, хотя звезд с неба не хватал, был в самой бедненькой комплектации. Зато возил искренне и безпроблемно 6 лет. Продал с пробегом 200 т.км (135 т.км из которые мои). В целом, очень удобная (и в эксплуатации, и в обслуживании), надежная и симпатичная машина. Заводское сцепление проходило намного больше среднестатистического срока. Задняя подвеска внимания к себе вообще не требовала, в отличие от передней, в которой стойки стабилизатора чуть ли не каждые 10 т.км менял вместе с моторным маслом, да ступичные передние подшипники каждые 60 т.км. В целом, единственное, что заставляло печалиться – неэнергоемкая подвеска, частенько пробиваемая на наших дорогах, да не высокий клиренс. Ну ладно, ещё салонный фильтр, точнее процесс его замены (кто знает, тот поймет)… Так и ездил бы, наверное, если в один прекрасный момент не накувыркался во дворе пару часов в попытках выехать. Дело было в Шерегеше. Снега в ту поездку выпало ой как много. Самостоятельно вылезти из двора на улицу так и не смог – повис на пузе пробивая колею. Спасибо томским ребятам на Lexus RX, которые выдернули на свободу!... Но, как говорится, осадочек остался. Так и засела заноза в одном месте – пересесть на полноприводник.
К многолитровому, рамному и мостовому джипу был морально не готов. Остановиться решил на «паркетном» семействе. В поле зрения были Jeep Compass/Liberty, Suzuki Grand Vitara, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander. И взвесив для себя все «за» и «против», выбор остановил на Jeep Compass/Liberty. Liberty по кузову нравился больше, но был, к сожалению, не в бюджете. Итого в проработку пошел Компас. Ездил, смотрел по Сибири несколько вариантов – живьем машина очень понравилась. Но что-то не сросталось. Решил упорно искать Компаса и он нашелся, спустя месяц, несмотря на очевидный дефицит в продаже таких машин. Причем нашелся ближе, чем можно было представить. 2006 год, бензин, вариатор, один хозяин, светленький салон, человеческая комплектация. Взял почти не думая, предварительно, хорошенько облазив экземпляр сверху до низу.
Часть 1. В статике.
За 10 лет даже с одним хозяином чудес не бывает. По кузову состояние на 4-ку, но ничего критичного, в целом. К этому был готов и практически не расстроился… капот, передний бампер, переднее крыло потребуют косметического вмешательства. Передний бампер массивный – явный ограничитель внедорожного потенциала. Почему его не сделали хотя бы со скосом снизу? Спасили бы геометрию Jeep'а и уязвимость самого бампера. Незачет. К дизайну кузова не придирался. Более того, через пару недель начал находить его весьма интересным, от рельефного капота до подштамповок боковин. Но передние поворотники… не понимаю. Кругляши, а-ля Cherokee KJ, выглядели бы куда выигрышнее.
17-е колеса: «Как же это должно быть жестко», - думал я. На деле очень даже ничего, в паре с мягкими асфальтовыми Continental ContiPremiumContact 215/60. Забегая вперед, с зимними шипованными Ice Cruiser от Bridgestone было с точностью до наоборот - действительно жестко. При замене шин, в будущем, подумаю над повышением профиля. И комфорт повысится, и клиренс.
По салону. За рулем устроился быстро, регулировок достаточно. Настораживала только одна регулировка руля (вниз-вверх), но помехой к удобной посадке это не стало. В Фокусе руль можно было ещё к себе вытянуть, хотя в нем, припоминаю, дольше искал удобные настройки, при совокупном большем их количестве. На водительском сиденье Компаса нет поясничного подпора (в этом данном автомобиле), но первая дальняя дорога жалеть об этом не заставила. Нахожу удачным, для своей спины, профиль спинки сидения, а вот подушку сидения можно было и подлиннее сделать.
Обзор назад на хорошем уровне. В СМИ приходилось читать, что задняя стойка съедает обзор, что зеркала какие-то не такие и пр. По факту, только задний центральный подголовник обзор портил. Немного поездив, и его замечать перестал, даже вытаскивать не стал. А вот обзор при левых поворотах оставляет желать лучшего – массивные передние стойки и ветровики могут что угодно спрятать за собой, приходится выглядывать. А если ещё грязно на улице, остается полоса вдоль передней левой стойки от стеклоочистителей, то обзор ещё сильнее сужается.
Пластик салона… назвал бы его суровым ? первые морозы показали, что ничего не скрипит и раздражения не вызывает. Но если ввалить по грейдеру, то салон наполняется «бряками». Кажется, наибольший вклад при этом крышка багажника делает. В целом, салон оставляет ощущение основательности и самое приятное – чиститься замечательно!! Вообще, спасибо крайслеровцам, за столь практичные материалы. Это касается и пластика, и потолка, и обивки сидений – легко испачкать, ещё легче очистить.
Бардачок (перед передним пассажиром) маловат, но недостатка мест для хранения барахлишка не ощущается. Есть ниша над этим бардачком, есть кармашки в дверях, лоточки в центральном тоннеле и под магнитолой, есть центральный подлокотник-бокс, у которого есть интересная откидушка (для ipod'а) – так надеялся, что в ней сможет уместиться смартфон… не уместился.
Что ещё по водительскому месту? Зеркала заднего вида с электрорегулировкой и подогревом – сейчас никого не удивишь. А вот интересное решение – салонное зеркало имеет в своем кронштейне двойной шарнир, который позволяет ещё и высоту этого зеркала «накрутить». Такого решения раньше встречать не доводилось - удобно. Крутилки микроклимата – ничего необычного. Кондиционер простой, холодит. Моторчик отопителя расположен в ногах переднего пассажира и заметно шелестит со второй скорости. Шумноват, но легко доступен в случае чего (если снять вдруг прийдется). Приборный щиток, по мне так, очень приятный. Мягкая, зеленоватая (как сказала супруга - мятная) подсветка с регулировкой яркости – вершина комфорта для глаз!! Оригинальный дисплей бортового компьютера, а-ля калькулятор «Электроника», завершает образ, но имеет неудобное управление – кнопки-штырьки, расположенные на самой приборке - неудобно. Управление светом и стеклоочистителями отведено подрулевым переключателям правому и левому соответственно. Дело привычки, но, на мой взгляд, по-европейски, вынесенный налево вниз, блок управления светом, удобнее. Напрягает порой переключатель поворотников, в около нулевой зоне руля, так и норовит выскочить и отключить поворотник. На круговых перекрестках по несколько раз приходится включать. Ещё непривычен был тот факт, что на приборке отсутствует лампа, показывающая включение света (ближнего и габаритных огней), при этом дальний, противотуманный фонарь и фара отображаются. О включенных габаритах (ближнем) узнаешь, если взглянуть на сам переключатель или заглушишь двигатель – пищит.
Вообще машинка очень общительная. Пищит, когда открыта дверь и не вынут ключ зажигания (пока не повернешь его на включение питания). Пищит, когда запускаешь двигатель не пристегнувшись (концевик ремня запрятан в барабан ремня – вытянул его, чтоб пристегнуться и звук пропал). Пищит о невыключенных габаритах при заглушенном двигателе. Сигнализирует о незакрытой двери и крышке багажника. Сигнализирует о малом остатке топлива. О «джекичане» сигнализирует: и лампой, и контрольным дзынем… Короче, после «молчуна» Фокуса, я, как бы сказать, под впечатлением. Пока бешенства не вызывает:)
Магнитола стандартная, но звук отличный. Не читает MP3, проигрывает только простые компашки, в том числе и записанные на ПК, но изумительно ловит радио. И ещё раз повторюсь, для стандарта, звук отличный! Ставили на Компасы ещё один вариант музыки с саб'ом, откидными колонками в крышке багажника и управлением магнитолы с тыльной стороны руля…такая играет должно быть очень круто. В ходе эксплуатации, проявился неприятный момент – магнитола при перегреве начитает «запинаться». Сначала думал, что антишок не срабатывает на плохой дороге, но потом обратил внимание, что это происходит при продолжительном прослушивании диска. Продолжительном – это больше получаса. Даже смешно, мало того, что песен штук 20 входит на диск, так она их отыграть нормально не может. Слушаю по итогу только радио. Проблема с магнитолой - на «подумать»…с одной стороны, вид портить неохота, с другой, такая работа совсем не устраивает.
Внизу, под магнитолой, на центральной консоли пристроены аварийка, подогревы передних сидений (двухступенчатые), корректор фар, отключалка ESP (двухступенчатая). На центральном тоннеле есть тумблер принудительного включения муфты…как я называю – «суперсила» ?
Задние сидения больше подходят для двоих. Высокий тоннель, плюс на нем сверху пара подстаканников настойчиво намекают, что третий – лишний. Ну да ладно, потребности нет. Подголовники сильной стороной не назову – голову на них положить неудобно. Спинка заднего сидения регулируется по наклону. К ногам задних пассажиров есть подача с отопителя/кондиционера. Больше добавить нечего, задние места не сильная сторона.
Багажник не великий. Об этом знал, когда собирал информацию о модели. Спинка задних сидений складывается вровень с багажником, можно даже спинку переднего пассажира сложить вперед и тогда приличный длинномер можно вписать. Приличное пространство съедают арки заднего колеса. Там, где в дорогих исполнениях стоит саб, у меня дополнительная ниша для барахлишка. В четырех углах багажника есть петли для пристегивания груза. На дне багажника крышка, пластмассовая. Твердый багаж катается по багажнику и гремит. Бросил в багажник одеяло и тихо, и практично. Крышку эту можно повернуть на 180 градусов – тогда она представляет собой небольшое корытце, типа как в старших моделях Jeep, под грязные вещи, например. Под крышкой полноразмерная 17'' ая запаска, домкрат и т.д. Сверху багажник можно прикрыть сматывающейся шторкой, которая в мороз не хочет сматываться, приходится «уговаривать». Да и сама крышка багажника в мороз ниже -20 градусов плохо закрывается – мешают задубевшие резиновые подушки (буферы), расположенные по бокам. Перед закрыванием лучше их немного продавить, чтобы гибкость вернулась, иначе можно хлопать до опупения.
Часть 2. В динамике.
Машинка располагает к спокойному и неторопливому вождению. Причина тому вариатор. Занимательный агрегат, конечно. Не лишенный недостатков, но и имеющий ряд достоинств. К недостаткам отнесу: скрадывание мощности двигателя (немного не так я себе представлял 170 л.с.), особенности в эксплуатации (возможный перегрев, высокие требования к маслу). Достоинства: исключительная плавность, наличие ручного режима, низкий расход топлива. Если топнуть, то сначала двигатель поднимет обороты, порет на вариатор, и потом уже тот начинает шурудить своими шкивами… Подхват, какой-никакой, есть, для обгонов хватает. Но шустрить на Компасе не хочется. Даже ручной режим не спасает положение, он позволяет немного нивелировать провалы. Хочется набрать ход, включить круиз-контроль и катить себе. Считаю, ручной режим нужен только на плохой дороге, чтобы варик с ума не сходил, и не пытался передаточные отношения менять. Для Jeep’а это плюс. Наверное, механика на этой машинке в плане управления предпочтительнее. Но сложилось впечатление, что в плане надежности люди с ней больше мучаются.
На трассе подметил забавный факт: можно разогнаться с 40 до 90 км/ч и при этом обороты двигателя будут на 1800-2000 об/мин… какая трансмиссия ещё на такое способна? ? Такие особенности в конечном итоге сказываются на расходе топлива. Привожу собственный опыт по расходу. 7,3 л/100 км – лето, 80-90 км/ч, на длинном пробеге 500+ км, шины Continental Contipremiumcontact 215/60R17, без кондиционера, сухая погода. 8,7 л/100 км – зима, 80-90 км/ч, на длинном пробеге 500+ км, шины Bridgestone Ice cruiser 5000 225/55R17, метель. И… 15,6 л/100 км – зима, глухая пробка 0-10 км/ч, на малом пробеге с прогревами (холостой ход, гидроник), шины те же Bridgestone, сильный снег. Итого, более, чем двукратная разница! Таков был опыт первых 5 месяцев эксплуатации. В среднем, в городе расход колеблется в районе 11-12 литров 92 бензина.
Кстати, о бензине. Пробовал и 92, и 95, и Газпром, и ЛУКОЙЛ, и Роснефть, и ЭКТО, и G-drive, и простой… итог один – разницы в расходе не увидел, разницы в динамике не увидел, работает машина и на таком и на сяком одинаково. Остановился на 92 газпроме.
Ходовая часть нравится. Получил желаемую энергоемкость. Где Фокус пробивал подвеску, там этот проходит пошипев амортизаторами. Есть сильное желание повысить профиль шин. Может и потеряется «рулежка», но комфорт приоритетнее. Задняя подвеска пустой машины отрабатывает жестковато, иной раз гулко. Подвеска исправна. Стоит кого-нибудь назад посадить или в багажник что-нибудь тяжелое бросить и жесткость уходить. Приходилось перевозить тяжести (кафель) – 440 кг, равномерно распределенные по багажнику и сложенным задним сидениям. Такая масса неслабо осадила заднюю подвеску, но пробоев не наблюдалось. При попытке превысить скорость в повороте (зимой) начинает скользить всеми четырьмя колесами. Добавишь газу с небольшой корректировкой рулем – выпрямляется. До срабатывания ESP не доводил, и надеюсь, не придется. А вот ABS работает мягко. Вот что могу сказать про ходовую.
По информации в интернете, машинка на малых скоростях постоянно полноприводная (от 5 до 20% крутящего момента - по разным источникам). С ростом скорости становиться всё больше переднеприводной, вплоть до 80 км/ч. Такой преднатяг позволяет оперативнее заднюю ось подключать при пробуксовках передней. «Педалькой суперсилы» можно 50 на 50 между осями сделать. Для сложных мест, где надо ходом пройти или на высоких оборотах двигаться, надо ESP отключить. Пока поводов усомниться в трансмиссии не было.
Зимний пуск радует. Заводился с ключа в -32. Прогревается двигатель быстро (одеяло постелил, решетку радиатора не закрывал). Салон тепло держит так себе, прогревается минут за 15. У меня установлен гидроник. В сильные холода (под -30) им не пользовался – грел пуском с работой на холостых, чтобы масла да ролики погонять. А вот при температурах около -20 этот хитрый агрегат исправно грел машинку. Заметил только одну особенность: с ключа без гидроника подхватывает очень бодро, а вот если стартовать после того как отработает 20 минут гидроник, то запуск похож на «спуск паровоза под уклон» – стартер крутит весело, а коленвал медленно-медленно набирает обороты и к 5 секунде раскручивается. Доподлинно не знаю, но есть предположение, что блок управления на теплом двигателе недодает топлива и бодрого старта нет. А может просто гидроник батарейку аккумуляторную «подъедает» и на бодрый старт энергии стартеру не хватает. Когда пробовал запустить гидроник в первый раз – запуск так и не состоялся. Самодиагностика показала ошибку 14 (низкий уровень антифриза, течи и т.п.). Глюк вылечился после долива охлаждающей жидкости до верхнего уровня и сбрасыванием ошибки. Ооочень хитрый агрегат)
Снега в этом году в Новосибе ой как много – в такие моменты понимаю за что «переплатил» после Фокуса. Проблем с парковкой теперь нет: вскарабкивается на приличные накаты на парковках. Машинка справляется с «диагоналкой». Проверено. Защитой пока ни разу ни чиркнул. В глубоком снегу ползет пока перед собой отвал не нагребет. В скользкие горки трогается уверенно. Одним словом, я доволен!
В грязную погоду сильно собирает грязь на крышку багажника, да и на всю заднюю часть. Зимой со снегом такая же история, особенно на трассе (см.фото). Боковые стекла и зеркала сильно не загрязняются, боковины кузова на себя тоже много не принимают. "Грязнулей" машинку не назову. Задний стеклоочиститель и стеклоомыватель какое-никакое пространство очистить способен. К нему только одна претензия - его почти нельзя поднять со стекла. Конструктивный косяк поводка-щеткодержателя. Нравится как работает передний стеклоомыватель - разбрызгивает веером, равномерно.
Часть 3. В обслуживании.
Доступ к тем или иным узлам для обслуживания реализован на очень хорошем уровне. Салонный фильтр меняется откидыванием бардачка, с пассажирского места, голыми руками без инструмента. Воздушный фильтр можно сменить, отщелкнув несколько клипс. Но я предпочитаю отпустить хомут, удалить трубку картерных газов и тогда можно достать всю «банку» воздушника для её чистки и замены самого фильтра. Маслянный фильтр накручивается снизу, наружу не торчит – от ударов судьбы спрятан. Замену моторного масла можно провести не снимая защиты моторного отсека. Но для контроля всего «хозяйства» лучше снять, хотя это делается не так просто, как может показаться – крепеж спрятан, и не очень доступен. Сама защита у меня стоит серьезная, стальной лист 3 мм толщиной. Не знаю, правда, заводская или нет. Закрывает снизу всё подкапотное пространство. На будущее рассчитываю для топливных баков и заднего редуктора что-нибудь подыскать.
Двигатель 2,4 литра, 170 л.с., 220 Нм. Цепной, с фазовращателями на впуске и выпуске. Информация такая, что двигатель - совместный труд Chrysler, Mitsubishi и Hyundai. Как уж на самом деле, поди ещё разберись. Но претензий к нему никаких. Обзор показал, что с расходниками проблем нет. В большом количестве дубли и оригиналы найти можно. Комплект фильтров теперь обходится даже выгоднее, чем на Фокусе (удивило). Свечи с индивидуальными катушками зажигания. Доступ прост: сними декоративную крышку двигателя, выкрути болт крепления катушки зажигания, отсоедини клемму катушки, вынь катушку и выкрути свечку. Приспичит – и зимой без проблем достанешь.
Приводной ремень: один на всех и все на одного)) Генератор, насос ГУРа, компрессор кондера, два обводных ролика, один натяжной. В сильные морозы (-32) случился грустный факт – после запуска слез ремень на шкиве насоса ГУР (пробег 103 т.км). Самому лазить не было возможности, поехал до станции. Добрался сам, хотя по пути, ремень начал разрушаться – срезало один клин ремня, и он встал обратно в ручьи шкива. Итого, причина в износе роликов. Все три ролика имели приличный износ поверхностей. На натяжном была выработка около 0,5 мм, а обводные заточились «на конус». Вот ремешок с себя и сбросили. 10 лет и 103 000 км пробега. Новый ремень, три ролика и работа встали в 6600 рублей. Считаю, очень гуманно. Если бы запчасти заказывал сам, то тысячи две можно было бы сэкономить. Только надо иметь ввиду одну особенность – ролики могут быть разного размера, в зависимости от производителя. Такую разницу можно компенсировать длиной приводного ремня, которые, кажется, бывают от 2550 мм до 2576 мм. У меня в итоге три ролика на 70 мм в диаметре и ремень 2576 мм.
Генератор с обгонным шкивом. Этот чудо-шкив слабое место. Затарахтел у меня через 5 т.км после покупки машины (99 т.км). Как будто бензиновый двигатель в дизельный превратился. Меняется не сложно, желательно иметь спецприспособление. Сам шкив на любой вкус можно найти (по цене и производителю, от 1000 до 5000 рублей). Заодно генератор обслужил, подшипники сразу поменял. Подшипники в наличии нашлись в магазине, специализирующемся на подшипниках, в Новосибе (NSK 6303-2RS и NSK В8-85Т12DDNCXMC3E). Первый, чуть ли не ГОСТовский, второй 8х23х14 мм специфический.
Минус – нет своего щупа на вариатор, стоит заглушка. Кто-то говорит, что нужен специальный щуп, кто-то говорит, что пользуется щупом двигателя, кто-то мастерит самодельный щуп, кто-то не парится и ездит на СТО. Я пока не вникал. По вариатору осмотрел только доступ к поддону и маслоохладителю, где стоит фильтр тонкой очистки, да сам набор расходников купил (фильтр грубой очистки в комплекте с прокладкой поддона – 527 рублей, фильтр тонкой очистки – 415 рублей, уплотнительное кольцо крышки фильтра тонкой очистки – 134 рубля). Сам вариатор японский, Jatco, ставился на многие автомобили, как полноприводные, так и моноприводные. Жидкость от Mopar CVTF / Nissan NS-2 / Ravenol NS2. Кто-то даже что-то от Idemitsu заливал и был доволен.
Опытные говорят, подвеску почти всю от Mitsubishi Outlander можно поставить, кроме амортизаторов. У Джиповских штоки длиннее. Детали можно в сборе найти, можно заморочится с сайлент-блоками, в т.ч. и полиуретановыми.
Приценивался к расходникам тормозной системы – можно не последние дубли подобрать по цене Фокусовских, например.
Менял несколько ламп спереди, сзади. Доступ спереди хороший, поменять можно не устраивая военных действий ? на Фокусе прежде чем в фаре лампы поменять надо было саму фару снять, правда, это очень легко. Сзади у джипа сложнее. Например, для замены ламп фонаря надо снять фонарь. Устанавливается он в кузов на плотненьких штырьках и фиксируется двумя клипсами. Клипсы многоразовые, чтобы снять лучше использовать тоненькую отверточку или круглогубцы. Сами лампы: ближний свет и дальний свет одна лампа - Н4, габарит, подсветка номера, повторители поворотника – w5w, противотуманки – Н10, стоп-лигнал - Р27W/7W. Ближнего света хватает, не хуже Фокусовского. Дальний не понравился – пучок света как будто растворяется в темноте, пробивает не очень хорошо.
В плане обслуживания поставлю машинке пятерку – оправдал ожидания!
Для полного счастья надо разобраться с парктрониками (вышли из строя блоки, и переднего и заднего), сделать косяки по кузову, повысить профиль шин и для путешествий багажником на крышу заморочиться…
Машиной полностью доволен. Существующая репутация, считаю, не заслужена. Автомобиль недооценен. Взял бы снова? Да, конечно. А не так давно новый кузов показали – просто конфета!! Только это уже совсем другая история.
Итого, постараюсь объективно обозначить плюсы и минусы.
«плюсы»:
- простота и удобство обслуживания,
- экономичен,
- хорошие внедорожные задатки (высокий, справляется с «диагоналкой», принудительное включение муфты),
- хорошая стоковая музыка,
- уверенный зимний пуск,
- энергоемкая подвеска,
- большой выбор расходников, да и запчастей, в принципе,
- практичные материалы салона (весь пластик, обивка сидений),
«минусы»:
- не динамичный автомобиль (если надо резко - «не взорвется», для меня не такой и минус),
- малый запас хода (51 литр по паспорту, 58-60 литров под пробку),
- маловат багажник,
- длинный передний свес (передний бампер),
- подбрякивающая на неровностях крышка багажника,
- жесткий «зад» на пустой машине,
- удовлетворительная базовая шумоизоляция,
- конструкторский просчет – блок реле за аркой переднего левого колеса,
- третьего пассажира трудно усадить (из-за тоннеля и подстаканников),
- мог бы быть и помягче в некоторых деталях салона (подлокотник, например),
- неудобное управление бортовым компьютером,
- плохой обзор при левых поворотах.
Благодарю за внимание. Постараюсь в будущем добавлять информацию о эксплуатации.