Добрый день!
Хочу поделиться впечатлениями от Гранда. До этого ездил на европейцах и, последние лет десять, на праворульных японцах. Были: Мицу Диамант 97 года, и штук десять разных Тойот – от Короны 93-го года и Селики 94-го, до Марка TourerV 2000-го (в 100-м кузове). С последнего, как это не покажется диким, я и пересел на Гранда. Почему пересел? Нууу…. В какой-то момент, я понял, что продолжая ездить на этой ракете (TourerV), своей смертью не умру:-)) К мощности быстро привыкаешь, и начинаешь носиться, подвергая риску своё здоровье, и здоровье и жизнь окружающих. Турбо – это наркотик. У меня хватило сил слезть с этой «иглы». Решил пересесть на что-то «поспокойней». Но банального седана не хотелось. Т.к. недавно приобрел недвижимость загородом, решил брать внедорожник. Свободных денег, после приобретения, было не много. Как праворульщик «со стажем» честно пытался подобрать что-то из японцев, но… посмотрел я на цены…. Что-то страшное. Соглашусь с теми, кто говорит, что время праворульных авто уходит. Во-всяком случае, в Европейской части России. Потому что кто бы что ни говорил про качество, и «эксклюзивные комплектации» чистокровных японок, все же главным их достоинством всегда были цены. Сейчас же творится что-то нереальное, когда по многим моделям за праворульные модификации просят дороже (!) чем за леворульные. Ещё несколько лет назад, когда меня спрашивали: «Пересяду ли я на левый руль?», я всегда отвечал: «Если станет очень много лишних денег». Парадокс ситуации в том, что Гранд Чероки я себе приобрел потому, что не смог позволить себе праворульный внедорожник:-)))
Итак, Гранд у меня – первый американец. Хотя, точнее, не американец, а австриец, поскольку собран был для европейского рынка на заводе Steyr Daimler Puch . 1996 года выпуска, 5,2 литра движок V-8, комплектация Limited, с двумя комплектами резины на оригинальном литье, с пробегом 112 тыс км.
Понимаю, что у многих цифра пробега вызовет улыбку, но, думаю, она реальна. Авто был приобретен новым здесь (в России), в салоне, директором одного из крупных военных производств, и являлся третьим авто в семье… Последние несколько лет на нём вообще не ездили, т.к. когда его выкатывали из гаража, он был покрыт таким слоем пыли, что не видно было какого он цвета. Причём вопрос о цвете поставил в тупик начальника гаража:-) Но это лирика.
Теперь о впечатлениях.
Т.к. до Гранда моим предыдущим авто был Турер Ви, с достаточно жёсткой подвеской, то первый шок я испытал от управляемости… А точнее, от её отсутствия:-) Поначалу, почти в каждом повороте, казалось, что сейчас перевернусь. Потом привык. Зато возникло ощущение, что дороги в городе разом отремонтировали:-). Подвеска комфортна. Даже очень. Движок мощный, но не злой. Меня вообще удивило, как это американцам удаётся, запихнув в машину огромный движок, при этом напрочь отбить желание на ней гонять? Хотя со светофора можно весьма не плохо «пульнуть». Но только по прямой:-) Перед поворотами скорость надо сбрасывать заранее. Мосты, плюс очень мягкая подвеска… нет, поворотов он не любит:-) А ведь у меня «европеец». Он должен быть «жестче». Поскольку на чистокровных американских ГрандЧероки стоит электронный ограничитель на 180 км/ч (знакомая цифра, не правда ли?), а на европейских ограничитель не ставился. Но ездить с такими скоростями на Гранде не хочется. Это для него противоестественно:-) Хочется просто, не спеша, развалившись в удобном, почти домашнем кресле, передвигаться в пространстве, слегка придерживая одним пальцем руль.
Держать его, обеими руками большого смысла нет, т.к. мощный усилитель хотя и позволяет управлять Грандом легким движением руки, но при этом, почти полностью лишает водителя какой-либо обратной связи. Шумоизоляция хороша. Правда, позже выяснилось, что предыдущий хозяин делал дополнительную антишумку. Dynamat-ом. Может, поэтому в салоне так тихо? Не слышно ни двигателя, ни шин, ни ветра.
Обошелся мне Гранд в 11 Кб. Цена, считаю, за такой авто более чем адекватная. Даже по сравнению с японцами автомобиль весьма прилично «нафарширован». Кожаный салон, электропривод всего чего только можно, включая и пассажирское сидение. Два компьютера. Верхний, под потолком, фактически маршрутник, со встроенным компасом и датчиками наружной и внутренней температуры. Показывает средний и моментальный расход топлива. Последний настоятельно не рекомендую выводить на экран во время разгона «на все деньги»:-) Как бы сказать помягче… Шокирует :-). Очень понравилась функция расчета расстояния, которое можно проехать на оставшемся топливе в баке. Иногда бывает очень удобно. Что-то подобное у меня было в Марке 2,5 GrandeG с электронным табло. Только там просто показывало, сколько осталось литров в баке, с точностью «до литра». У амеров сделано лучше – показывает расстояние в километрах. Второй компьютер показывает пробег до следующего ТО, время, число, день недели и т.д. А так же выводит на экран информацию обо всех неполадках, пониженных уровнях жидкостей, режиме работы трансмиссии, незакрытых дверях и т.д.
Очень не плохая штатная аудиосистема. Кассетная «голова» (с нормальным диапазоном FM – ещё один плюс «европейской» комплектации), RDS, и 6-дисковый чейнжер в багажнике. Акустика Infiniti Gold, высокачестотники в торпедо, штатный усилок. Я к этому комплекту добавил сделанный на заказ сабвуфер с внешним усилком. Получилось весьма достойно.
Кондиционер, электронный климат-контроль – всё работает, и весьма эффективно. Подогрев передних сидений и зеркал – штатный. На япах – это, к сожалению, редкость. Хотя в наших климатических условиях, вещи нужные. Зеркало заднего вида с автозатемнением. Есть память настройки передних сидений и зеркал на двух человек. Причем, вместе с авто идет два брелока. Настройка срабатывает на каждый брелок отдельно. Если авто пользуются два водителя, то, открывая машину «своим» брелоком, вы сразу садитесь в настроенную «под Вас» машину.
Сидения (точнее, кресла), очень удобны. Кстати, места в салоне реально много. При том, что сам Гранд весьма невелик. У меня он стоит на стоянке между Х-трейлом и Тойотой Прадо. Так чисто визуально он размером с Х-Трейл. Прадик выглядит заметно крупнее. Во всяком случае, передвигаться в условиях мегаполиса на нём весьма удобно. Нет ощущения «водителя автобуса». Автомат, правда, весьма задумчивый. Но 8 цилиндров, 5 литров объема, огромный момент на низах, и 220 л.с. в комплексе с не самой рекордной массой среди внедорожников, «решают». Тормоза хотелось бы поэффективней. Но это я, наверное, после Турера привередничаю. Там-то тормоза были просто «атомные».
Немного отвлекусь:
Пару слов, о самой концепции Гранд Чероки. Не буду здесь проводить параллели между Грандом и тем же BMW X5, или Порш Кайеном, они слишком далеко ушли от него, но… Сама идея… Воткнуть в относительно легкий, комфортабельный внедорожник мощный движок. Ведь американцы сделали это лет на 15 раньше, чем европейцы. Другое дело, что в силу специфики конструкторской школы, и других факторов, они не попытались довести «до ума» подвеску и т.д., то есть, идея не получила своего логического продолжения. Сейчас они (американцы) на новых моделях пытаются наверстать упущенное, но слишком много времени потеряно. А ведь в своё время Гранд Чероки был «прорывом». Вспомните «смутные девяностые». Какой внедорожник был тогда самым престижным? Гелендваген? Кукурузер? Во-во…
Вернемся «к нашим баранам».
Что касается обслуживания. В Питере мало кто работает с американцами. Сейчас уже больше сервисов по праворуким :-) Все мои знакомые, занимающиеся ремонтом авто, специализировались либо на японцах, либо на европейцах, так что, по сути, у меня просто не было выбора- пришлось обратиться на фирменную станцию. Оказалось это не страшно. И даже больше – не так и дорого:-). За долгие годы мы все привыкли, что официалы – это дорого и не качественно, а гаражный Кулибин «дядя Вася» - это круто. Мне кажется, и здесь ситуация начинает меняться. Цены уже почти сравнялись. Кому как, а мне приятней обслуживаться на цивилизованном сервисе, с некоторым подобием гарантии, чем в гаражных боксах, где потом непонятно с кого спрашивать. Но это уже вопрос личных предпочтений.
Т.к. машина до меня не плохо обслуживалась, то сразу после покупки пришлось сменить только масло в мостах (туда, видать не лазили с момента выезда авто с завода), да потеющий сальник раздатки. В мосты залил Кастроловскую синтетику. Хотя завод рекомендует минералку, но я настоял на синтетике. За что потом и поплатился- через несколько месяцев пришлось сменить и сальник переднего дифференциала. Видать, синтетика его прикончила. А, может, просто время подошло.
Подвеска, осмотренная на сервисе после покупки, была признана «живой». Через 10 месяцев и 18 тыс. км. сменил передние стойки стабилизатора. Резинки совсем потрескались, хотя и не были разбиты. Сменил масло и фильтр в АКПП.
Из больших работ, которые предстоит сделать, это… замена порогов. Да, да… Увы… Оказывается, это слабое место у Грандов. Долгая эксплуатация японцев как-то отучила меня от привычки тыкать шилом в приобретаемое авто. Прошляпил я. Ремонтные накладки порогов стоят по 5 тыс. рублей за штуку. Можно заказать у местных умельцев- они сделают «силовые» пороги. Типа, под Хай-Джек. Но я офф-роудом не страдаю, поэтому такой необходимости не вижу. Но в любом случае, тысяч на 25-30 (вместе с работой и покраской) я «прилип».
Зимой выявился интересный баг – когда температура колебалась вокруг нуля, а влажность зашкаливала, кажется, за 100% начал периодически пропадать холостой ход. Т.е. утром завел, а он глохнет. Проедешь пару километров, движок прогреется, и холостой ход появляется. Только неудобно ездить на авто с АКПП без холостого хода. Это и на авто с механикой напрягает, а уж с автоматом... Приходилось тормозить левой ногой, а правой придерживать газ, чтоб не заглохнуть. Поменял «малый джентльменский набор» - крышку, бегунок, свечи и ВВ провода. Не помогло. Пока ломал голову: лезть ли в дальнейшие исследования, зима закончилась, и проблема отпала сама собой :-). Порадовался ценам на запчасти – на японцев сильно дороже. Крышка трамблера – рублей 200, комплект ВВ проводов (движок 8-и цилиндровый!) – рублей 600 или 700, не помню точно, бегунок – рублей 50.
«Больной» вопрос – расход бензина. Слышал об этом много ужастиков. Это уже видимо как аксиома – «американцы безумно прожорливы». Причём, говорят это обычно те, кто на американцах никогда не ездил. Как пример обычной реакции на покупку Гранда – реплика моего шефа, когда он узнал о моём приобретении: «Не понял, зачем ты его купил, ведь наша фирма торговлей нефтепродуктами не занимается, и в планах у меня пока этого нет» :-). Скажу так: средний расход у меня колеблется в пределах 17-18 литров на 100 км. Это смешанный цикл. 80% город (пробки), 20% трасса (КАД).
Если только по трассе – 12-13 л/100 км. Бензин «их» 87-й, что соответствует «нашему» 92-му. Разве это много? У шефа «нулевый» Туарег 3,2 литра кушает по городу 18 л. 98-го бензина. Так он ни фига не едет! Мне кажется, что любой внедорожник (не паркетник), с объёмом движка более 2,5-3 литров, и автоматической коробкой, будет в городе потреблять под двадцать литров. Во-всяком случае, когда у меня был HiLuxSurf с 3,0-литровым знаменитым 1KZ, он в городских условиях, меньше 15 литров не жрал. Так это был дизель! Со всеми его недостатками. И полный привод подключался редко - в основном на заднем ездил. А тут хотя бы понимаешь, за что платишь деньги. А если расход топлива так принципиален, на фиг тогда нужен внедорожник? Надо купить Корону/Карину или Короллу, и наслаждаться расходом в 10 литров по городу.
Другой больной вопрос – налоги. Про размер Питерских транспортных налогов, думаю, наслышаны уже все. Но тут уж… «Каждый народ заслуживает то правительство…» Дальше, думаю, все знают.
С другой стороны – попробуйте найти столько внедорожника за столько денег. Пусть даже, он жрет по городу на пару литров больше, чем такой же японец. Так прикиньте разницу в цене. Сколько нужно проехать, чтоб «окупить» более экономичный автомобиль, но с изначально «задранной» ценой? Ведь многие не ставят ГБО аргументируя, что «долго окупается». При этом выложить лишних 10 Кб за само авто – нормально. Так что о своём выборе я не жалею. Плюс (хотя для кого-то минус) – левый руль. А периодически возникающие разговоры (да и действия властей) по поводу запрета и «притеснений» правого руля действовали мне на нервы. Купить праворульного Крузака за тридцатку килобаксов, и потом иметь гиморр с постановкой на учет или техосмотром? Можно, но… как-то обидно, что ли….
Ну вот, пожалуй, и всё, что хотел рассказать. В заключении – пару общих фраз. Как это не банально, но у каждого автомобиля есть свои достоинства и недостатки. Просто лично Вас может либо устраивать, либо нет их баланс. А это всё очень субъективно. Поэтому, рекомендовать кому-либо покупать Гранд Чероки не буду. Он весьма специфичен. То, что называется «на любителя». Но в нём есть (в отличии от большинства современных клонированных одноплатформенных жестянок) характер, харизма. То, что было в Тойоте МаркII в 90-х кузовах. В Краунах 130-х и 140-х кузовов…. И то, что так редко, к сожалению, встречается сейчас. А для меня автомобиль был всегда нечто большее, чем средство передвижения. Поэтому, буду пока ездить на Гранде. Он мне понравился.