Созрел я наконец для написания отзыва. За плечами примерно год владения, так что есть о чем рассказать.
Забегая вперед, в целом – веселая машина, вроде кондовый, но сделан с душой. Есть в нем шарм, какая-то бесшабашность, фан от слова fun - веселье. Мне кажется, этим отличаются все бескомпромиссные машины, сделанные узкими специалистами для небольшого круга ценителей – а Jeep не делает легковых машин, это узкая ниша. До него 4 года ездил на Galant VR-4, старшем брате Lancer Evolution - еще один пример бескомпромиссной машины «не для всех»: полный привод, 2,5 литра V6 твинтурбо 260 коней, активный задний дифференциал, вворачивающий машину в поворот – тоже была о-о-очень веселая машина, но по-другому. Галанта мне разбили, да и с последними снежными зимами (а зима в Сибири полгода) стало настойчиво хотеться чего-нибудь повыше и, конечно же, на честном полном приводе – привык к постоянному полному на Галанте. Боковые скольжения в поворотах и все такое прочее :) Потом добавились такие очень желательные критерии как левый руль, автомат и возраст моложе 2000 года. И на все это бюджет не выше 550 тысяч. Задача, прямо скажем, нетривиальная. Из вариантов – Мицубиси Аутлендер (не XL, америкашки из европейской части России вписывались в бюджет, но немного напрягает дизайн), Мицубиси Эйртрек (Есть турбо! Но увы, правый руль), Мицубиси Паджеро Ио (аналогично), его брат Мицубиси Паджеро Пинин (больше всего к нему склонялся, даже думал вкорячить турбину от Ио :) Но сложно было найти рядом и без диких сине-голубых приборных шкал :) ), Форестер (одна беда – нормальный полный привод, как я понял, бывает только на механике, ну и дорогие черти), Сузуки Гранд Витара – вроде подходил по всем параметрам, но дизайн начала 2000-х страшен как смерть :) , Ауди Оллроад (пневмобаллоны сильно смущали) и Вольво ХС70 (это совсем на худой конец, привод у него не айс). Потом случайно наткнулся на Джипы. Удивился, что по всем критериям подходят, решил еще и их посматривать, хотя предубеждение какое-то было по их поводу – американцы, незнакомые, по слухам ненадежные, по слухам прожорливые и т.д. Долго смотрел, месяца 2-3, либо цены космос, либо далеко ехать, либо машины проблемные. Вдруг выскакивает вариант в Новосибирске – Гранд Чероки 2001, серебристый, пробег 100000 миль, за 380 тысяч. На фотках ничего толком не видно, но по цене сразу понятно, что с машиной не все ладно, звоню, задаю прямой вопрос. Продавец со смехом (сука…) отвечает что все отлично, есть мол небольшие недочеты по кузову – лед упал на капот и крышу, а так машина хорошая, просто деньги нужны срочно.
Время 5 часов вечера, «в ужасе» срываюсь с работы домой, собираюсь, еду на вокзал, беру билеты и в 10 часов уже качу на паровозе в Новосибирск. Успокаиваю себя - впереди выходные, как минимум родственников навещу, а может и еще чего присмотрю, была там какая-то ХС70 за 420.
Утром из поезда звоню продавцу, встречаемся на вокзальной площади...
В каком-то старом американском фильме была такая фраза про убитую тачку – «Какая акула это жевала???» Если это, мля, небольшие недочеты по кузову, то я – испанский летчик! :) Вот не пойму – зачем так звиздеть, совсем каких-то дебилов безглазых искать что ли? То ли его на бок уронили, то ли боком в высокий забор влетели (разбили еще в Штатах, а делали видимо здесь - судя по Карфаксу и Авточеку, продан со страхового аукциона) – вся правая сторона вместе с крышей деланая, причем криво. Сказал бы сразу честно – битая машина, причем сильно, поэтому и цена такая, и не было бы вопросов у меня. Я и так ехал и думал, за такие деньги главное - чтобы на ходу был, на кузов пофиг, сделаю позже.
Поездили по городу, я немного порулил. Первые ощущения после низкого турбоГаланта с зажатой подвеской и острым пухлым рулем – адски непривычно. Высокий, валкий, руль тонкий и пустой, в разгоне тяжеловат, немного скользкие кожаные сиденья диванного типа, широкая левая стойка крыши с ветровиком перекрывает обзор по диагонали. Ощущается общая несобранность на дороге – чувствуется, что подвеску долго и упорно убивали. Тормоза? Ну что тормоза, они в общем-то есть, просто совершенно другой подход к настройке тормозной характеристики – педаль мягкая и длинноходная.
Поворочал раздаткой, послушал мосты, двигатель работает ровно, коробка переключается плавно, никуда не ведет. Позже в Красноярске на сход-развале подтвердили, что мосты ровно стоят. Короче, технически все в порядке, но интерьер и экстерьер… По цене не двигается. В общем, взял я паузу до вечера на подумать. Подъехал двоюродный брат, опухший с охоты и на какой-то убитой Делике. Дальше уже пошло общение с родственниками. К вечеру решил - буду брать, надоело без машины и искать тоже надоело.
На следующий день брат через оборотней устроил экспертизу – загнали в отстойник, там дядя в форме и с фирменным гибким фонариком быстренько осмотрел все номера на кузове и в ПТС-е и сказал буквально следующее – «жить будет». Даже на маркировку двигателя зачем-то посмотрел и удовлетворенно кивнул, хотя там все что увидеть можно это месяц производства, номера нет. Я попутно заметил, что заводская наклейка с VIN-ом не сохранилась только на правой передней двери – ее явно меняли, на всех остальных есть, включая заднюю.
Вечером второго дня перерегистрировали и как бы все, стал я обладателем этого пепелаца. В сопровождении эскорта из оклемавшегося брата на X5 поколесил немного по Новосибу. Отбытие в славный город Красноярск запланировали на утро.
По машине - специально выбирал с многорежимной механической раздаткой. К сожалению, на 4,7 литрах это лишь опция и ставили их очень редко, поэтому 4 литра. Комплектация какая-то непонятная - вроде самая простая Ларедо, но есть электролюк, кожа невинноубиенного дерматина на сиденьях, фигурные пороги и бампера с выштамповками от самой крутой комплектации Оверленд – родные брызговики не встают. К сожалению, нет блока памяти сидений и зеркал - часто с женой меняемся за рулем. Задний ряд сидений складывается раздельно, получается ровный пол 1,75 длиной - можно ночевать в машине. Родные динамики очень, очень приятно звучат.
Утром на паровозе прикатила мамуля, родственников повидать и типа группа поддержки, чтобы мне не одному ехать. В 12 выехали. В этот день как раз Путин в Н-ск приезжал, кругом постовые, готовятся дорогу перекрывать. Едем, нам что-то сигналят со всех сторон, машине что ли так рады, руками что-то машут, странно… Останавливаюсь, глушу машину, выхожу и первая мысль – хорошо что поблизости нет Брюса Уиллиса, а то бы он, ухмыляясь, сказал свое любимое «Yippikayey, motherfucker!» (В нашем дебильном переводе «Йо-хо-хо, ублюдок!»), и зажигалкой поджог бы жирный 100-метровый бензиновый след за нами :) Картина маслом - стоит Гранд посреди перекрестка, сзади на дорогу хлещет бензин, вокруг бегают постовые, чуть не матерясь, потому что вот-вот поедет кортеж. Давления в топливной системе нет – все уходит в неизвестную дыру, машина не заводится. Пытаемся толкать – ха-ха, с таким же успехом можно толкать БТР. Чуть подождали, течь прекратилась, кое-как, чихая, завелся и отъехал на обочину. Нашли сервис неподалеку, специально не заводили, затолкали впятером, но все равно залили там все бензином. Через 2 часа диагноз - кто-то криворукий лазил в бензонасос и отломил пластиковый штуцер на топливном модуле. Недолго думая он залепил это дело эпоксидкой и так оставил. Почему-то она лопнула именно сегодня, а не вчера… Уже потом я понял, что поэтому продавец и курил в салоне не переставая – запах бензина заглушал, чудик. Там с прямыми руками ремонта на 3 копейки, а он за два дня со мной себе точно рак легких заработал :) Ума нет – считай калека.
Топливный модуль в сборе через Экзист – 12 штук и неделю ждать. Мрачная перспективочка... Но - мы живем в великой стране, этот народ не победить! За 10 минут коллективного чесания в затылках решение было найдено – в последующие 2 часа мужики съездили к токарю, тот сделал металлическую трубку с наружной резьбой посредине – ее продели сквозь крышку топливного модуля вместо сломанного штуцера и с двух сторон стянули гайками. Получилось надежнее, чем в оригинале :)
Выехали повторно только в 6 вечера, по ночи ехали 12 часов, за рулем только я. Довольно комфортная машина для дальних поездок – мягкая, посадка удобно регулируется, есть подпор спины, все электро. Круиз-контроль – один раз побаловаться и забить. Порадовало управление магнитолой и радио на руле. Автозатемнение зеркала – удобно. Потолочная консоль напичкана всякой нужной и не особо нужной информацией – компас, термометр, средний расход, мгновенный расход, остаток пути без дозаправки и др. Несколько раз приходилось останавливаться, чтобы дать остыть измученному бензонансосу, длительные нагрузки он уже не мог вынести. Добрались без происшествий, если не считать девочку-подростка на выезде из Мариинска, которой захотелось полежать в -10 посреди дороги в 4 утра и еще через 100 метров мы стали свидетелями увлекательнейшего захвата ночных гонщиков тремя патрульными машинами. Сказал блюстителям про девочку, они ее из матюгальника шуганули и она пошла домой, а может лежать на более тихое место.
Дальше рутина, будни эксплуатации. Предпочитаю по возможности машину делать сам, на выходных в гараже. Поначалу убивали размеры - кое-где на 18, на 20, еще какие-то левые, пришлось затариться нужными ключами. Поменял втулки и линки стабилизаторов – машина подсобралась, поменял шаровую на заднем мосту – ушло бренчанье сзади на кочках. Рулевые наконечники, сайлентблоки заднего верхнего рычага – все это было измочалено и не менялось кажется с завода, а многое откровенно колхозилось, например вместо разбитых сайлентблоков в тягу Панара вкорячили металлические втулки, щедро обернутые изолентой! Лично у меня пару раз «шимми» был из-за этой умершей тяги, а не из-за рулевого амортизатора. Для тех кто не в курсе, «шимми» - это автоколебания моста, наезжаешь на кочку при 100 км/ч и мост начинает равномерно колбасить как качели. Вместе с рулем – в этом все веселье :) Вылечил заменой тяги. В линках тоже стояли самопальные втулки из обрезков ПВХ-трубки. До сих пор понять не могу – зачем колхозить деталь, которая стоит 500 рублей за неоригинал?
Вот почти полный список купленного и поставленного (с ценами на самое дорогое):
- новый топливный модуль (5700 р. на Ebay, металлическая колба с пластиковой крышкой, вставляется в бак, в ней бензонасос, фильтр и датчик уровня топлива с поплавком);
- втулки обоих стабилизаторов;
- стойки обоих стабилизаторов;
- сайлентблоки нижних и верхних передних и задних рычагов;
- шаровая и сайленты заднего верхнего рычага;
- помпа (1500 р. Полмашины пришлось разобрать, чтобы получить нормальный доступ к месту крепления и хорошо зачистить от старой прокладки, зато – качество! :) );
- лобовое стекло (4000 р.);
- все четыре рулевых наконечника;
- тяга Панара (2600 р.)
- паразитный ролик натяжителя ремня;
- аккумулятор штатного размера (видно, что пытались ставить высокий нештатный – погнули капот изнутри, укурки) (3000 р.);
- подушки двигателя и коробки;
Бюджет всего этого неспешного тюнинга примерно 30 тысяч рублей. Шиповка Нокиан Хакка LT б/у еще 10 - в зиму машина въехала подготовленной.
Зимой в Сибири Джип буквально расцветает во всей красе. В -40 заводится без прогрева и посторонней помощи. Полный привод – вещь! Блокировка с пониженной – вещь! Большой клиренс – вещь! Момент на низах – вещь! Знаете любимую поговорку американских автоинженеров? «No replacement for displacement!» В моем вольном переводе – «Нет замены литражу!» Даже в -40 прогревные обороты 1100 - вот она, мощь! Сейчас 900. Приходилось возить дочь в сад 3 км по такому оффроаду на Алексеева, что через 2 недели с -40 кончились родные двухтрубные стойки. Правда и я в этом тоже виноват – невозможно отказать себе полетать по целине, с такими-то ходами подвески и короткими свесами (Папа, а поехали быстро?!) Взамен купил на Ebay однотрубные Каябу Мономакс, летом буду ставить. Еще купил там же более эффективные форсунки Бош, вместо штатных Сименс, которые, как я подозреваю, тоже не чистились и не менялись с завода.
В ходе эксплуатации попутно устранил несколько косяков:
- Был оборван провод включения муфты кондиционера, поэтому тот не холодил.
- Криворукие установщики подогрева сидений просто вложили коврики внутрь, никак их не закрепив, они конечно скомкались и грели только самый край попы :) Разобрал, распрямил, приклеил на скотч.
- Снял механический вентилятор – он нужен, только если машина эксплуатируется с прицепом или на тяжелом бездорожье, в городе хватает электрического. Фаркоп тоже снял – лишние 30 кг, лежит в гараже.
- Горячими плоскогубцами были заглушены пластиковые трубки системы рециркуляции паров топлива – зачем, хз… Восстановил, перестала вылазить ошибка этой системы.
Как потеплело, купил средней бодрости Brigestone Dueler с крутячими белыми буковками на боковинах и переключился на задний привод. Моноприводная машина на более широкой резине стала заметно резвее и послушнее - сказывается ненагруженность моментом передних колес и отсутствие потерь в переднем мосту.
Сейчас машина в очень приличном техническом состоянии, реанимация закончена. В планах на лето фитнесс – поменять масло в коробке вместе с фильтром, крестовины, поставить новые стойки, форсунки и переделать магнитолу на евродиапазон, для этого надо перерезать одну перемычку в потрохах. И обязательно – поменять у дилера код страны на Канаду, чтобы включить автоматические дневные ходовые огни.
Все еще думаю, стоит ли кузов восстанавливать – бюджет затеи в районе 100 тысяч, причем идеально вряд ли получится. Наверное, проще будет продать задешево как есть - в деревню или на охоту ездить, или такому же антигламурному подонку как я :) Желания продавать пока нет, машина всем устраивает, даже прирос как-то. Жена тоже в восторге. Теперь ведь если менять - то на Гранд Чероки в новом кузове, а это еще копить и копить :) Ради чего-то другого особого смысла суетиться не вижу – за «продать этот + 200 тысяч» все равно ничего принципиально иного не купить, а этот ездит и еще долго будет ездить. На внешний же вид мне всегда было пофиг по большей части. Джип такая машина специфическая, которую грязь и шрамы даже украшают.
И, в заключение, немного рассуждений, так сказать на злобу дня – о расходе :) Мы с женой ездим немного, порядка 12000 за год, примерно 1000 км в месяц. На бензин уходит около 4000 рублей ежемесячно. В среднем 18 литров, в пробках больше, на трассе меньше, но в основном увы, пробки. Судите сами, много это или мало. Лично меня расход и затраты на бензин не удивили, потому что Галант кушал тоже дай бог каждому, 18-19 в городе, а если зимой или топить, то и все 20 с плюсом. Джип ездит на 92-ом, и на его качество ему абсолютно фиолетово – степень форсировки низкая, всего 195 лошадей с 4 литров, чтобы началась детонация, его надо наполовину с 80-ым смешать. У родителей двухлитровый Хендай Туссон с недоприводом кушает 15 в городе, так он легче на 300 кг и вообще не едет, один рев стоит! Это же голая физика – чтобы передвинуть массу с места на место, нужно проделать работу. Чтобы проделать работу, нужно сжечь топливо. КПД бензиновых двигателей не очень сильно различается, все пляшут в районе 30% с копейками. А значит, в конечном итоге все решает в первую очередь масса и характер езды, и еще немного шлифуется потерями в трансмиссии и коробке. А джип наполовину чугунный (мосты, двигатель, коробка, раздатка, рулевое), поэтому довольно тяжелый - 1800 кг, зато надежный и очень пассивнобезопасный – открывая и закрывая двери, можно неплохо накачать мышцы рук :) И динамика у него хорошая легковая – меньше 11 секунд до сотни, и не пользоваться ею часто не получается :) Потому что за счет момента на низах и эластичности, в диапазоне городских скоростей по приемистости примерно аналогичен седану с 2,5 литрами – хватает для всего. Резюмируя этот раздел – для меня разница между 15 и 20 литрами расхода это 1 тысяча рублей в месяц. Думаю, это вообще не тема для разговора, учитывая копеечную стоимость запчастей и низкую цену самой машины. Вчера заказывал крестовины – 230 рублей, прокладка поддона АКПП - 50 рублей, фильтр АКПП – 250 рублей. Свечи – какой нахрен штатный иридий, какая платина за 600 рублей штука? Медь, 65 рублей :)
Последние лет 15 в автомобилестроении, да впрочем и везде, прошли под лозунгом «заканчиваем делать дешевое, качественное, простое и надежное, начинаем делать дорогое, типа экономичное, навороченное, красивенькое и чтоб отъездило гарантийный срок». Легкосплавные многоклапанные головки, непосредственный впрыск, запредельная степень сжатия, 5-6-7-8 ступенчатые коробки, дикое количество электронных систем и т.д. В итоге вся эта экономичность и навороты обходятся потребителю при обслуживании в то же бабло, которое он раньше тупо тратил на бензин и не парился. Джип Гранд Чероки в кузове WJ – еще из той, честной эпохи. Так что - «Fuck Fuel Economy!» и аллилуйя!
P. S. Фотки будут позже.