Фото 1-5
Канадейская "Башня", XVIIв. Ульяновская обл, с.Канадей.
1. Самая распространённая версия о происхождении Канадейской башни такая: сооружение возвели в 1680-е годы (1683 г.?) как форт на Пензенско-Сызранской засечной черте, одновременно с Сызранской крепостью,
2. По мнению некоторых краеведов – Канадейская башня это часовня, возведённая вблизи кладбища при каменной Покровской церкви в начале XVII века (по разным источникам – в 1715 или 1739 году) «тщанием священника сего города Петра Иаковлева». Канадейскую церковь разрушили в советское время, а полуразрушенная башня сохранилась до наших дней.
3. Ульяновский краевед Алексей Сергеевич Сытин считал, что Канадейская башня – это часовня, возведённая над братской могилой местных жителей и воинов, погибших в один из последних «ногайских приходов».
4. Академик Российской Академии реставрации Евгений Меркурьевич Пашкин полагает, что это сполоховая башня XVII века – подобные есть в Подмосковье. На таких башнях зажигали сигнальный огонь при появлении врагов.
В пользу древнерусского происхождения башни свидетельствуют: особенности её композиции – подобные сооружения широко известны в русской архитектуре конца XVII – начала XVIII веков (напр. «башня Сююмбике» и Спасская башня в Казани), размер кирпича, близкий к «петровскому стандарту», а также особенности декора фасадов.
5. Имеется также версия, что здание построили во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды или Казанского ханства как мавзолей или караван-сарай на старинной дороге из Средней Азии в Русские земли. Подобные, построенные в эпоху средневековья каменные сооружения, в виде кубических объемов, на которые установлены многогранные призмы, увенчанные многогранными шатрами или куполами, сохранились во многих местах Средней Азии, Казахстана, Южного Приуралья и Среднего Поволжья.
Эта версия подкрепляется расположением вблизи Канадея остатков булгарского или золотоордынского поселения с развалинами каменных строений, а также находкой вблизи башни обломков старинного мусульманского надгробия.
Фото 6-10
Михайло-Архангельская церковь, с.Дергачи, построена в 1909г.
Сохранились фрески на своде:
В Откровении Иоанна Богослова Тетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ, которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая.
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов и термин «тетраморф» стал применяться в описании их иконографии. Существа стали Символами евангелистов и формой их традиционного символического изображения: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
Фото 11-15
с.Екатериновка, Безенчукский р-н, Самарсой обл.
Бывшая паровая мельница купца Малюшкина, 1890г. До недавнего времени в зданиях размещалась и функционировала эвакуированная сюда в годы войны фабрика крученых изделий. На данный момент заброшена.
Возвел ее в 1890 г. купец-хлеботорговец из старообрядцев Николай Лаврентьевич Малюшкин. Здесь же в Екатериновке этому купцу принадлежали три двухэтажных каменных магазина и большой двухэтажный белокаменный дом. Свой магазин и три дома на Посадской улице были у Н. Л. Малюшкина и в Ставрополе.
На протяжении всего 20 века в этом здании всегда располагалось производство. Во время Великой Отечественной войны из белорусского города Карачев сюда эвакуировали фабрику крученых изделий. Вся ее продукция отправлялась на фронт.
До 1980-х годов в помещениях мельницы производили канаты, веревки, изоляцию для кабелей, изготавливали валенки. В 1990-е годы на мельнице открыли хлебопекарню, потому что из райцентра до Екатериновки машины с хлебом доезжали не всегда.
Последним обитателем мельницы Малюшкина была ЗАО «Безенчукская фабрика крученых изделий». К сожалению, уже в 2000-е годы фабрика закрылась, а после здание мельницы постепенно разрушалось. Отсюда растащили, все, что можно было утащить: станки вывезли, окна разбили, полы разобрали на дрова...