Доброго здоровья.
Один чеховский герой сделал вывод, что у девяноста девяти из ста нет ума. По аналогии, процентов 80 современных автовладельцев – наездники. Смотрю на свою семью и диву даюсь. Жена и оба сына ездят не первый год. При этом об устройстве машины понятия не имеют. Сам я по образованию - авиационный специалист, по натуре - технарь. Любое авто рассматриваю как достаточно примитивную конструкцию о четырех колесах. Поэтому свое скучное сочинение адресую тем, кого автомобиль интересует не только как средство передвижения, но и как продукт человеческого разума. Людям, выбирающим автомобиль по принципу «чтобы к сумочке подходил» не стоит тратить время на изучение данного опуса.
Автомобилями увлекался с детства. Начинал с Москвича 2140 в 1987 году. Имел в собственности практически все, что выпускали в Тольятти до 2005г. До Опируса из иномарок была Тойота Камри Проминент 1991 г. и Тойота Харриер 1997 г. Сейчас на иждивении Опирус 2010 г, Ленд Ровер Фрилендер 2 в максимапке 2012 г. и Фольксваген Пассат 2012 г. тоже в максималке. На Ровере ездит жена, на Пассате сын. И я изредка на них катаюсь. Выйду на пенсию – и по ним отзыв напишу. Из всего, чем владел, добрым словом могу вспомнить восьмерку 1991 года из Бельгии, Проминент и Фрилендер. Восхищение - только Опирусу. Все остальное – от откровенного хлама до - так себе. Предыдущие пепелацы чинил самостоятельно. Занимался тюнингом и усовершенствованиями, пока был молод. Сейчас все надоело, да и машины на гарантии. За 25 лет водительского стажа повидал немало техники, поэтому ничто из современного автопрома не удивляет. Люблю машины эксклюзивные. Были радикально переделанные восьмерка и двенашка, третий в Самарской области Проминент, леворукий Харриер и пятый в России с данной расцветкой Опирус.
Как я стал владельцем Опируса. Харриер никогда не давал скучать. Очень охочий он до ремонта. Но к 2010-му начал доставать конкретно. В выходные, вместо развлечения мы с женой стали по автосалонам ездить, на тест-драйвах кататься.
Эти покатушки лишний раз подтвердили, что глобализация сыграла дурную шутку с мировым автопромом. Встречается такая дрянь, что лучше из патриотизма Калину купить. Большинство производителей старается делать машины как презервативы. Попользовался – выбросил, купил новый. А если еще лейбл достойной когда-то фирмы прилепить! Вот так из памяти народной извлекаются сверхприбыли. Обосную. Мой брат более двадцати лет занимается кузовным ремонтом любой сложности. Только иномарки, в основном дорогие. Сделал он их не одну сотню, поэтому мнению брата я доверяю. Мы любим поговорить на автомобильные темы. Одно только непонятно – почему в России популярны и ликвидны, как правило, самые позорные изделия мирового автопрома. Почему покупая авто человек смотрит на марку, которая действительно была достойной двадцать лет назад. Но прошло уже пятнадцать лет, как эта марка скурвилась, и во всем мире на нее пальцем показывают. Что у наших сограждан слишком долгая память? Недосуг поинтересоваться – что изменилось за последние десятилетия? Либо магическое слово «иномарка» выпрямляет все извилины в мозгу? Сколько я повидал людей, потративших все свои сбережения на покупку «ведра с болтами» - нового из автосалона.
Жена привыкла к Харриеру и хотела ездить на чем то похожем. По ощущениям с сиденья водителя, на хорька больше всех похож старый КИА Соренто. К тому же вышел Соренто новый.
С продукцией компании КИА у меня было подробное знакомство несколькими годами ранее. Брат купил трехмесячный КИА Маджентис (аналог Хундай Соната). Машину четверо друзей учили летать. На большой скорости правой передней частью наехали на неподвижное препятствие. Машина перевернулась не менее четырех раз сразу в двух плоскостях. Друзья отделались ушибами, один сломал руку. В нормальных условиях авто восстановлению не подлежало. Брат купил эту груду металлолома недорого. Я занимался заказом и доставкой запчастей. Были заменены все кузовные детали, кроме правого заднего крыла. Все стекла, оптика, передние стойки с тормозными механизмами. Стойки согнулись, правый тормозной диск раскололся на две половины, рычаги завязались в узел вместе с лонжеронами. После полной разборки машины начались сложности. Стенд, который с легкостью растягивает мерседесы, с Маджентисом не справился. Стандартные 16-тонные гидроцилиндры оказались недостаточно мощными. Пришлось брать взаймы 60-тонные железнодорожные домкраты. Брат с восхищением «возмущался» - ну кто так строит? Это же не танк! Кузов из толстенного металла с чудовищным слоем цинка. В каждый уголок вварен сплошным швом усилитель. Панель на трехдюймовой распорной трубе. Складывается впечатление, что машину делали на века. Цены на запчасти порадовали – в среднем чуть дороже, чем на вазовскую 10-ку. Только качество несоизмеримо выше.
После Маджентиса был случай с КИА Пиканто. В малютку жены моего приятеля въехала двенашка. Женщина отделалась ушибами, без потери трудоспособности. Через месяц Пиканто был на ходу. Двенашка развалилась вся. Даже блок цилиндров лопнул. Водитель долго лежал в больнице с переломами.
Поэтому в автосалон KIA мы с женой заехали не случайно. Соренто стоял недалеко от входа, а за ним пристроился Мохаве. Он то и занял все наше внимание. Поехали на тест драйв. Настоящий рамный внедорожник с 250-сильным дизелем, нафаршированный до невозможности произвел впечатление. Когда вернулись, я заметил во дворе Опирус, да еще в моем любимом белом цвете. Посмотрел, посидел, полазил – супер! Попросил прокатиться. Ураганная динамика огромной двухтонной машинки, совершенно бесшумный разгон, лучшие из всего, на чем приходилось ездить тормоза, просторный, великолепно отделанный салон и отличный обзор. Как ни хорош Мохав, но в моих глазах он померк. Померкли и те десятки недомашин, которые мы успели поюзать. Жена все же хотела джип – нравится ей высоко сидеть. Начал я ныть – купи машинку! Неделю уговаривал. И уговорил!
За эту неделю почитал все, что нашел в интернете об этой машине. Из интересного – в Москве частенько мелькают Опирусы с номерами силовых органов. У нас в Уфе мне попадался такой – черный, страшный, в хлам тонированный, с рычалкой. Очень убедительно выглядит. Вычитал, что машина весьма популярна в США. По результатам опроса, проведенного среди 70 000 владельцев Аманти, более 90% поставили высшую оценку «полный восторг от покупки». Скромно присоединяюсь к этим гражданам. Пробил в Экзисте цены на расходники, запчасти на ходовую, кузовные детали. Ситуация – как с Маджентисом, только машинка на два класса выше.
Владею автомобилем более двух лет. Сначала возил жену на работу. Две поездки туда – обратно, за день – около 80 км. Раза четыре ездил в Самару. Поездку по трассе М-5 можно расценивать, как участие в ралли. Но машина показала себя более чем достойно. Сейчас жена сама ездит, Опирус в основном стоит. Только что прошел ТО №3 45 000 км.
Из поломок. Случайно включил примерзшие дворники. В итоге на 40 000 пришлось поменять резинки. Сами дворники – лучшие из всего, что мне приходилось видеть. На тех же 40 000 заменил колодки – сразу по кругу. Заказывал в Экзисте. Все родное, очень недорого, зато очень качественно. Позавчера заменил ксеноновую лампу в правой фаре. Начала светить сиреневым, значит пора пришла. Поехал к дилерам. Оказалось, что лампы – случай не гарантийный, но по ксенону до 15 000 пробега претензии рассматриваются. Лампу вынули бесплатно, посмотрели – обычная D2R от Филипса. Цена у дилера 12 000 за штуку, ждать от 15 дней. Поехал в Электронику, купил за тысячу две корейских. Дома поменял за несколько минут.
Из курьезного. Появился стук в районе переднего пассажирского сиденья. На первом ТО записали в претензию. Ребята проверили, ничего не нашли. Рассказали, что ввиду крайней сложности сидений Опируса, дилерам не дозволено заниматься их ремонтом. И вот, мы едем втроем с друзьями. Друзья сидят сзади, что-то стучит. Я рассказываю эту историю. Неожиданно женщина, которая сидела сзади справа заявляет – я твое сиденье починила! Оказалось, что жена, выходя из машины, умудрялась язычок ремня безопасности воткнуть поперек между спинкой сиденья и средней стойкой. Он и стучал по стойке. А с водительского места этого не видно.
Все остальное – ТО. Регулярно через 15 000 км. Стоимость – около 9000 р. Меняют масло, все фильтра, диагностика всех систем и климата. Приятно, что масло льют действительно хорошее. Но когда мне захотелось залить свое, еще более качественное, никаких вопросов не возникло. Привез масло, сертификат, поменяли в моем присутствии. На ТО обычно надоедаю мастерам, лазаю под машиной, висящей на подъемнике. И все больше восхищаюсь. 45 000 по российским дорогам – и никаких изменений. Многоопытный слесарь рассказал, что первая неисправность может появиться к 100 000-м. И будет это – замена копеечных резинок переднего стабилизатора.
На ТО2 мастер приемщик решил, что пора менять свечи – а это весьма проблемно. Я - то знаю, что свечи меняют на ТО10 – через 150 000 км. Но оказалось, что такой же двигатель ставят на корейский Соренто, и там замена, действительно – через 30 000.
Из доработок – только сигнализация с автозапуском. Зимой удобно – с пульта заводишь заранее, и садишься в уже прогретую машину. До -30 с кнопки, ниже выхожу – ответственность гонит. Меньше 38 температура не падала, но проблем с запуском – никаких. Без всяких подогревателей.
По конструкции.
Двигатель. Атмосферный объемом 3800 кубиков совершенно непривередлив к маслу, и топливу. Родное масло Shell 5W40, зимой 0W40. Пробовал заливать, пожалуй, самое лучшее на мировом рынке по эксплуатационным характеристикам масло Total 10W50 Raising. Большого смысла в этом нет. За межсервисный период родное масло даже почернеть не успевает. Расход отсутствует полностью. Делаю вывод, что моторчик свой миллион отбегает легко.
Бензин дилеры рекомендуют 95 –й. Но степень сжатия у двигателей Лямбда низкая, в США эти моторы работают на стандартном 89-м бензине. Я 16 лет отработал на бензиновой установке, и знаю всю подноготную производства топлива в России. Правило здесь простое – чем выше октановое число, тем меньше в топливе самого бензина. Поэтому, чтобы не кормить мотор всякой чачей, заливаю только 92-й. Несколько раз приходилось добавлять 95-й. Мотору он не нравится. Мои рекорды по среднему расходу топлива в реальных поездках на расстояние более 50 км. Минимальный 9.2 л. – осень, трасса, скорость 110 – 130, пробег без остановки 250 км, бензин от Татнефти, бавлинская заправка на трассе М-5. Максимальный 17л. – зима с прогревом, город, пробки, бензин с заправки Башкирнефтепродукт на ул. Пушкина в Уфе. Нажечь больше, конечно же, можно. Но у меня так получается. Расход на Опирусе меньше зависит от стиля езды, чем от качества топлива. Разница в расходе при пополнении бака на хорошей и сомнительной заправке составляет 3-4 литра на сотню.
Мотор с моментом 350 ньютонов легко тащит машину. Разгон с места до сотни 7,2 секунды, до двухсот – менее 30. На 120 км/час тахометр показывает 2000 оборотов, на двухстах – чуть больше трех. Кратковременно раскручивать до 6000 приходилось несколько раз в ситуациях экстраординарных. Что на этой машине вытворяют хулиганы, можно посмотреть на Ю-тубе. Со снятым ограничителем стрелка спидометра упирается в отметку 260. Я больше 210-ти, которые автомобиль набрал стремительно и непринужденно, не ездил. Негде, да и незачем.
Кузов. Понятно, что представительский автомобиль, тем более флагман компании, не будет сделан хуже рядового седана. Про анатомию кузова этого рядового седана говорилось выше. Опирус мне, слава богу, разбирать не приходилось. Однако, при снятии переднего колеса, домкрат обязательно отрывает от земли и заднее. Даже у Фрилендера, с его рекордной жесткостью на кручение кузова, изготовленного с широким применением сверхпрочных сталей, такой фокус не получается.
Коробка. Пятиступенчатый адаптивный автомат с возможностью ручного переключения и режимом спорт. Масло меняется через 90 000. Коробка с непривычки «задумчивая». Поначалу было неприятно – нужно ускориться, давишь на педаль, а машина думает целую секунду. Только после этого начинает дико ускоряться. Оказалось, что если понадобилось быстро разогнаться, нужно резко топнуть по педали газа. Получится разгон без задержки.
Ходовая часть. Я всегда с опаской относился к многорычажным системам. Мы живем в России. У нас полгода зима, вместо дорог – направления, а самый лучший сервис – свои руки. Плюс колея на трассе, которая очень не нравится Проминенту с его рулевым управлением на четыре колеса, а всю десятую и последующие серии автоваза превращает в неуправляемые консервные банки. Поэтому идеалом для нашей страны считаю подвеску Пежо 307, 308 и однотипных с ними Ситроенов. Недаром эти машины рвут конкурентов, как мойву на ралли всех уровней. И идеальна их ходовая своей гениальной простотой. Там ломаться просто нечему. У Опируса характерная для седанов представительского класса многорычажная подвеска. Такая мощная, что ходовая Харриера кажется игрушечной. Мой богатый опыт замены дорогущих, оригинальных, но все равно бестолковых рычагов, только подтверждает негативное впечатление от «японского джипа». Двойные «танковые» рычаги корейцы спроектировали настолько грамотно, что до шаровых опор практически не доходят ударные нагрузки. Стойки разгружены и выполняют только функции амортизаторов.
Все эти сложности не добавляют управляемости и драйва. А нужны ли эти достоинства представительскому автомобилю? Зато как Опирус едет по безобразной российской дороге! Не замечает ни ямы, ни колеи, глотает кочки. Интересное сравнение выдала жена – идет, как утюг. А на хорошем покрытии он просто великолепен. Недаром пресыщенные американцы его так полюбили. Ходовая заточена под перевозку в режиме: водитель, охранник, сзади – жирный член. Когда едешь один, либо вдвоем, машина кажется вальяжной. Идеальна – при поездке вчетвером. Опыт показывает, что собирая множество информации, электроника в итоге выставляет жесткость амортизаторов в направлении – чтобы жирному члену было комфортно. Летом, особенно в жару помогает спорт режим. Подвеска становится более собранной, а на расход топлива влияния не замечено.
Тормозная система. Достаточно простая. Тормозные механизмы – одноцилиндровые на всех колесах. Конструкция – как на старых Тойотах. Менять колодки – одно удовольствие. В подробности работы систем ABS, ESP и т. д. вдаваться не стану. Работает все великолепно. Тормозная педаль мягкая, с достаточно длинным ходом. В целом тормозная система удивительно эффективна и предсказуема. Независимо от скорости, с которой следует замедлиться. Ситуации, которые для большинства автомобилей стали бы фатальными, Опирус воспринимает, как штатные.
Колодки с моим стилем езды я поменял на 40 000-х. Поменял сам на заказанный в Экзисте оригинал – все по кругу. Они бы еще походили, особенно задние. Но дожидаться, когда засвистят индикаторы износа – не в моих правилах. Цена вопроса – менее 3000 р. Мастер приемщик рассказывал, что рекорд по замене – 17 000 км. Машина принадлежит мажору, который так гоняет, что смотреть страшно. Ручник – ножной. Механизм барабанный. Мне привычно – как на Проминенте и Харриере.
Электрика. Проводка выполнена по технологии самолетов 40-х годов, или современных Роллс-Ройсов. Никаких соплей. Все, что подвержено загрязнению или намоканию – герметизировано. Нет смысла перечислять достоинства. Коротко – все по высшему разряду.
Салон. Современные автомобили изнутри мне не нравятся. В угоду аэродинамике приходится наклонять лобовое, боковые стекла делать узкими, зализывать задницу. В итоге обзор с водительского места только ухудшается. Исключением из правила считаю упомянутые выше Пежо. Разработчики умудрились сочетать дикий наклон лобовика с отличным круговым обзором. Опирус выполнен в классическом стиле. Остекление крупное и видимость прекрасная. Однако на скорости 210 км/час можно разговаривать шепотом. Самое совершенное уплотнение не поможет при плохой обтекаемости машины – подтверждено Фрилендером.
Салон очень просторный. Фрил гораздо шире, но после Опируса кажется маленьким и узким. После посещения автосалона КИА мы прокатились на Ауди А4 Аллроад в максимальной комплектации. Хорошая, большая снаружи машина после Опируса показалась тесной и неудобной. Отделка салона очень качественная. Светлая кожа с пропиткой (под Американский рынок) гармонично сочетается с вставками под полированное дерево. Толстая перфорированная кожа изначально выглядела лучше, а в деле превзошла дорогущую шкуру обоих наших европейцев. Богато смотрится кожаная обшивка двери вместе с ручками. Я думал, что женские коготки быстро превратят такие ручки в лохмотья. Но пока ни одного повреждения не замечено. Очень красиво сочетание коричневой панели и пола с бежевыми сиденьями, потолком и отделкой дверей. На всех порогах накладки их нержавейки с надписью «Опирус».
Примерно через год после покупки машины я снова начал ездить по автосалонам. Жена все-таки решила завести лично для себя джип, сын машинку, взамен Проминента, который на три года младше его самого, ряд знакомых приглашал меня в качестве консультанта. Для себя злорадно отмечаю: качество отделочных материалов начинает приближаться к Опирусу на современных машинах, которые в два-три раза его дороже. При этом ляпсусы типа: сэкономили 10 долларов – испортили все впечатление, встречаются в массовом порядке. На Опирусе экономией даже не пахнет.
Руль с электро-регулировкой в двух плоскостях даже на ходу. Салонное зеркало с самозатемнением. Противосолнечные козырьки – с зеркалами и подсветкой. Удобный лоток под очки. Все, что выдвигается или откидывается оснащено микролифтами. Между передними сиденьями - два подстаканника, в подлокотнике – двухэтажный бокс. Передние сиденья с пятиступенчатым обогревом. Водительское - регулируется во всех плоскостях. Поясничный подпор с электрическим приводом движется не только вперед-назад, но и вверх-вниз. Диапазон регулировок широкий. Память на двух водителей. Здесь вместе с сиденьем выставляются и зеркала. Охраннику такая роскошь не положена, но и у него регулируется все, что следует. Управление вынесено на двери. Все доступно и наглядно. Передние сиденья видимо рассчитывались на людей ростом за два метра и весом в полтора центнера. Но сидеть в них удобно. Дальние поездки нисколько не утомляют. Лично для себя я бы приподнял их сантиметров на десять, что технически несложно. А так подушка при моем среднем росте выставлена максимально высоко. Жене этой регулировки уже не хватает. Широченный задний диван не складывается. В моей комплектации он оснащен убирающимся подлокотником с двумя подстаканниками. На задних сиденьях не будет тесно двум жирным членам. Трем нормальным людям – просторно. Правда, посередине долго не просидишь. Это место предназначено для установки детского кресла, либо нахождения подлокотника. Поэтому – плоское и расположено выше. Удобный выход обеспечивают широченные, открывающиеся на 90 градусов двери. Подсвечивается все, что нужно. Подлокотники, подстаканники, двухэтажный бокс, запирающийся бардачок, карманы в дверях и спинках сидений добавляют комфорта.
Оснащение. Антиблокировочная система тормозов (ABS), антибуксовочная система, система курсовой стабилизации, адаптивная подвеска (машина сама устанавливает оптимальную жесткость амортизаторов в зависимости от состояния дороги, загрузки авто, стиля вождения и температуры за бортом) спорт режим, круиз - контроль, родные литые колеса 17 дюймов с резиной Мишлен 235/55 R 17. На зиму ставлю 16 дюймовые колеса с резиной Googiyear 215/70R16. КПП – пятиступенчатый автомат с возможностью ручного переключения. Дисковые тормоза на всех колесах.
Бортовой компьютер. Датчик дождя. Датчик света. Адаптивные ксеноновые фары (сами выставляют угол наклона в зависимости от загрузки машины) с выдвижными омывателями. Мультимедийная установка Infinity с MP-3 чейнджером на 6 дисков, входы USB и I-pod, цифровой приемник, усилитель, 10 динамиков + сабвуфер.
Климат-контроль с раздельной регулировкой для водителя, переднего и задних пассажиров.
Наружные зеркала с обогревом, электрической регулировкой и складыванием, автоматически изменяют угол наклона при движении задним ходом. Салонное зеркало с самозатемнением. Противосолнечные козырьки – с зеркалами и подсветкой. Удобный лоток под очки.
Охранная система. Иммобилайзер. Два складывающихся брелок-ключа. Центральный замок с отдельной кнопкой для багажника.
По четыре сонара спереди и сзади. Многоуровневая наглядная индикация на дисплее панели приборов со звуковым сопровождением.
10 подушек безопасности. Ремни с предварительным натяжением. Штатное крепление детского кресла Изофикс. Лючок бензобака с электрозамком и аварийной открывалкой из багажника. Кнопки открывания багажника из салона и изнутри с подсветкой.
Заводская светло-зеленая тонировка стекол. Электрические стеклоподъемники с защитой от поломки пальцев. Был такой случай с пассажиром на хорьке. Очень неприятная история. Обогрев заднего стекла.
Багажник. Крышка при открывании становится вертикально, предоставляя отличный доступ. Багажник огромный – около 500 литров. У меня штук пять машин на газу ездили. Всегда ставил тороидальный баллон – вместо запаски. Рассматривал возможность установки газового оборудования и на Опирус. Необходимость в тороидальном баллоне отсутствует. В багажнике отлично можно расположить обычный 90-литровый баллон. При этом останется литров 400, с удобным доступом к запаске. Сама запаска – полноразмерная. Та же резина Мишлен, на родном литом диске. Колесо лежит спицами вниз. Крепится к кузову центральной гайкой. Внутри расположен органайзер из пенополиэтилена, в который плотно вставлены домкрат, балонник, коловорот домкрата, мелкий инструмент. Ниша запаски большая. Вокруг колеса много чего можно насовать. Крышка прочная – грузи, что хочешь. Пол плоский на всей площади.
В конце затянувшегося повествования хочу отметить немаловажный момент. Недавно Сан Саныч Пикуленко из радиостанции «Эхо Москвы» рассказал, что сходящие с американских конвейеров автомобили проверяют специально обученные «нюхачи». Уровень запаха в салоне оценивается по шести бальной шкале. На американский рынок не допускаются машины с запахом «более трех». Я с уважением отношусь к корпорации Пежо-Ситроен. Даже несмотря на дружбу с мицубисями, выпуск машин в Иране и России, думаю, что их более чем двухсотлетняя история закончится нескоро. После Проминента, который был отдан на растерзание сыну, я долго обхаживал Пежо 307 SW. Наконец решился – поехал покупать. Машина стояла во дворе. Температура за бортом +25. Сел в автомобиль, а через несколько секунд вылез. Было ощущение, что еще во Франции какой – то злой негр подбросил туда дохлую кошку. Возможно, я слишком предвзято к этому отношусь, но ни одной прокуренной машины в моей коллекции никогда не было. В итоге – купил бэ ушного хорька. В то время он меня тоже устраивал. В Опирусе, который также стоял на солнцепеке, не было обнаружено вообще никакого запаха.
Прошу прощения за слишком длинное повествование. Коротко рассказать о замечательном автомобиле никак не получается. Если кто-то сочтет мой рассказ за рекламу – в этом тоже есть правда. Но по своей натуре, я никогда не стану рекламировать некачественный товар. Выдал все как есть, ничего не наврал и не преувеличил.
В ближайшей перспективе мы с женой – пенсионеры, для которых по машине на нос – явное излишество. Опирус в нашей семье самый старый, потому – его и продавать. Из всего автопарка он самый любимый, если такое определение применимо к железу. Поэтому очень хочется, чтобы достойный автомобиль нашел не менее достойного владельца.