В интернете пишут: Алтай - самое красивое место России! Безусловно, мест красивых в России много. Бывал на Сахалине, в Приморье, прошлый год побывали после многолетнего перерыва в Крыму, где родственники в три машины обкатали с нами весь полуостров, когда-то в лихие 90-е гонял машины и проехал всю Евразию от Кельна до Сахалина. Но прожив эстоль лет, можно сказать, в непосредственной близости от Горного Алтая (ну, каких-то 600-800 км от Новосибирска) рядом с такой красотой и только щас довелось побывать - друзья позвали в поездку. И поскольку мне есть с чем сравнивать, был приятно удивлен, что у нас в России можно ехать сотни километров и рассматривать не надоедающие пейзажи за окном авто. Если же забраться на ближайшую возвышенность, то открываются просто офигенные виды (щелкнуть мышкой).
Дело было 11 августа, 14-го вернулись - три ночевки. Поехали на двух машинах: друзья на Toyota Boon (Passo) и я с сынишкой на Kia Rio.
Специально машину в поездку не готовил - заехал на мойку, держа в голове - помыть и двигатель, да про это благополучно забыл. А двигун помыть-то стоило - осело на нем за лето изрядное количество грязи и пыли. Ожидали нас в поездке два перевала и один из них Семинский перевал - затяжной тягун, подъем - 9 километров, спуск - 11. На двигун нагрузка гарантировалась, но машина бежала довольно резво и температурный режим, будем надеяться, был в пределах нормы. Да, ко всему еще, за перевалы уходили в одной моей машине: дама - хозяйка Passo, - перед поездкой отметилась на СТО и там в беседе со слесарями, обмолвившись о поездке, услышала от них рекомендацию, поостеречься лезть на Семинский перевал на Тойоте при имеющемся движке, который, что называется - не очень (он и так-то литровый, не то меньше).
Выдвигались в 6 утра из Новосибирска,
на выезде из города встретились с друзьями.
Первую остановку сделали за Барнаулом, перед поворотом на Бийск - кафе Облепиха. Кормят так себе, ассортимент, правда, разнообразный.
Вторая остановка - село Сростки, родина Шукшина.
Погуляли в Сростках по базару и затарились в супермаркете.
На обратном пути собирались посетить музей, да по времени не уложились, наступал вечер и отложили до следующих поездок.
Очень обрадовало качество дорог в Алтайском крае, во всяком случае основная трасса просто великолепна.
К сожалению попадалось там и такое.
Быстро молотить не получалось, все же двигались в две машины и первой рулила дама, а вот на обратном пути домой летел 120-140 и местами - 160. И чего у некоторых KIA RIO начинает "подвиливать на 110", как пишут в форумах, так и не понял.
Гаишников один раз видел в Сростках, на обратном пути не попались ни разу.
Камеры попадаются до Горного Алтая - надо быть внимательней! В Горном Алтае камер нет (ну, там, поглубже). Один штраф таки пришел (на обе машины, каждому) - 250 рэ из с. Рыбалка.
Движение на трассе небольшое. Смотрел на дорогу и думал: для кого её делали?
Ведь явно шоссе делалось не вчера, транспорта немного, в основном легковушки. За все время встретились пара фур, туристические автобусы не попались ни разу, хотя они наверняка есть. Дорога в Монголию? - только так можно объяснить, а - зачем? если грузы, практически, не перемещаются.
Мобильная связь присутствует, но в крупных поселениях. В мелких жители советуют слазить на ту или другую гору, где связь кто-то ловил. Мегафон совсем осволочел (не зря их прессуют за роуминг): за 9 фоток скинутых по воцапу содрал 600 рублей! Уж скорей бы их всех допрессовали )).
Стоимость бензина алтайского на фото (все фотки открываются - щелкнуть мышкой!)
Заправки крупных сетевиков - Газпромнефти, Лукойла, Роснефти закончились где-то за Горно-Алтайском, дальше какая-то Ника, но бензин терпимый, какого-то ухудшения в тяговитости движка не заметил.
Тойоту оставили на хоздворе турбазы "Империя туризма" за Горно-Алтайском у знакомого моих знакомых и дальше двигались на моей Киянке.
Выручил объемный багажник Рио, куда упрессовали практически всё необходимое.
Перед уходом на перевал съехали к речке Сема перекусить.
Оно как бы да - "Водный кодекс" с 2006 года запрещает парковаться рядом с водоемами, штраф до 4 тысяч, но чего тогда ехать-то на Алтай, где водоемы повсюду рядом с дорогами. Костер не разжигали, весь мусор увезли с собой в пакетах (на третьей стоянке на турбазе Кардон "Кур-Кечу" мусор, что собрался за поездку, выгрузили в контейнер).
Вообще, выбешивает отношение некоторых россиян к нашей земле: едут за впечатлениями, красивой природой, везут полные багажники снеди, пойла - жрут, пьют, гадят и уезжают.
Сидели бы в своем дворе возле помойки жрали бы это пиво, так нет - душа природы требует, эмоций!
На перевале остановились пофотаться.
Следующую остановку сделали на 712 километре трассы М52 ( Новосибирск - Ташанта, Чуйский тракт).
Это так называемая - Стрелка, место слияния Чуи и Катуни. Если не знаешь, можно пролететь и не заметить. У дороги стоит беседка и надо пройти за неё.
Открывается умопомрачительный вид!
Нам там даже никто из туристов не попался, где-то далеко внизу у речек виднелись несколько палаток - всё. Самое удачное время было для фотографирования пейзажа - солнце садилось. Настрочил ряд кадров, слепил в редакторе панораму, редактор объем файла конечно пожал и качество ухудшилось, но тем не менее...
Закат солнца нас подгонял - надо было готовить ночевку, поэтому двинулись дальше.
Через несколько км спустились с дороги в сторону р. Чуи.
Спуск был и к самой реке, но сошел вниз, посмотрел и, опасаясь, что может пройти дождь и наверх вылезать будет проблематично, а разгона там набрать негде, решил остановиться повыше. Да и грохот горной реки наверху был потише, хотя к нему привыкаешь быстро - идет фоном.
Костер не разводили (пакет с углем так и привез домой), Андрей - физик из Академгородка, опытный турист, вез с собой газовую горелку.
Подъём! - петушок давно пропел ))
Утром двинулись дальше с остановкой у памятника Кольке Снегиреву. Собственно, памятник этот всем шоферам погибшим на Чуйском тракте. А про ту историю любви Кольки Снегирева, ездившем по Чуйскому тракту на АМО, к девушке Рае, ездившей на Форде, и о его гибели была сложена песня (можно найти в интернете), и в детстве, помню, мой дядя - тоже старый шофер, - любил петь её под гитару (жену у него, кстати, звали тоже Рая, но там всё благополучно).
В селе Акташ на 788 км с Чуйского тракта свернули в сторону Улаганских озер. Дорога гравийка, но бежать можно довольно резво, колдобин больших нет. Дорога проходит через так называемые Красные ворота - проход пробитый в скале красной породы, - красный железняк?
Вот эти отметки на скалах и камнях типа: "Киса и Ося были тут" изрядно бесят.
Не лень народу краску тащить за тридевять земель, чтобы отметиться. Видел на скале надпись аж за 1946 год.
Вот на Красных воротах отметились к сожалению наши земляки из Новосибирска. Если соберусь когда в следующий раз, захвачу наждачку и обязательно сотру, чтобы не позорили город!
Свернули мы на Улаган с целью посмотреть озера и заночевать на "Кордоне у Валентина".
Про Валентина в инете много инфы (можно забить в поиск и глянуть ролики). Бывший погранец. Арендовал землю и хозяйствует, принимая туристов на постой. Вначале к его дружелюбию относишься насторожено, сознавая: как бы да - заработок, но потом понимаешь - натура такая! и не важно, что видит тебя в первый и, возможно, последний раз в жизни. Обаятельнейший мужик!
Посмотрел по приезду ролики, экипировка у него везде такая: трусы и штормовка, трусы и фуфайка, подозреваю - и зимой ходит в шубе, заправленной в трусы )).
Народ на кордоне заселен в домики, мы попросили место у озера под палатку. Договорились об оплате (палатка - 100 руб с чела, ребенок - 50. Домик дороже, но нам - зачем? мы же Туристы! )) ), подаю деньги. Отвернулся и пошел:
- Вон касса!
Вижу - на домике прибит ящик с щелью.
Пожал я плечами и затолкал туда обговоренную сумму.
Махнул рукой:
- Вон там спуск, если замерзнете, всё ж лезьте в дом (там на берегу тоже стоял домик).
Времени до вечера было еще достаточно и решили обозреть окрестности. Валентин объяснил куда можно подняться и что посмотреть. Проехали на авто с километр, запарковались
и полезли в гору.
Иван-чай, кажись )
Облопались голубикой.
Малость нашишковали. Шишка была еще молодая, но есть можно.
Спустились, проехали чуть дальше и отобедали вот в этом, с позволения сказать, кемпинге.
Накормили лагманом, вкусно, много и недорого. Правда, когда уже сделал несколько кадров, сказали, что снимать нельзя. Толи денег хотели, толи не хотели документального свидетельства своей деятельности.
Джип с открытой дверью был со швейцарскими номерами. Видимо приехали поглядеть на нашу Российскую Швейцарию.
А, собственно, чем не Швейцария? ))
Поснимали озеро рядом с кемпингом
и вернулись на кордон.
Вид с кордона. Панорама из трех кадров (открывается по щелчку).
По возвращении познакомились с Петей Порошенко.
В одном из роликов (на ютубе) Валентин рассказывает, что еще был козел Барак Обама, но боднул какого-то борца из Барнаула, сломав ему ребро, пришлось Обаму прирезать.
Вот такая живность забавная и фотогеничная путается там под нога
То, что расположились внизу у озера оказалось большим плюсом - народ наверху фестивалил до поздна: шашлык-машлык. Из открытой двери Крузака блажила Земфира, и над священной землей Улаган неслось: "Я убью соседей, что мешают мне спать!" (прикольные ребята!)
Палатка была четырехместная, на пол стелили надувной матрац, что здорово помогало - земля все ж холодная. Кроме того залезали в спальники в шерстяных носках и свитерах - оказалось не лишним.
Утром заморосил дождь
и пошел снег.
Ну да, всё ж около 2000 над уровнем моря
Завтракали в домике.
Вот такое прибито свидетельство на стене. Правда - нет? Неужли занесло кого сюда на 9-м месяце беременности?
Беспокоил меня подъем к турбазе. И так-то он был неважный, да часть надо пройти по слегам, а прошел снег - было скользко, но наверх выскочили без посторонней помощи. Мастерство не пропьёшь! ))
Кстати, брали с собой бутылку Парламента. Вот это привез назад - домой, алкаши с нас никакие ))
Едем назад, в сторону Чуйского тракта.
- Сейчас куда?
- Да, наверное, до Курайской степи доедем...
"Какая-то Курайская степь, - думаю, - тут горы!"
Представлял степь в виде равнины, поросшей травой; ну что там растет-то обычно - ковыль? Когда ландшафт начал меняться был приятно удивлен.
Встречается там, к сожалению и такое
Доехали до знака 840 км (от Новосибирска) и там повернули назад, до границы с Монголией оставалось ровно 100 км.
Собственно, повернули-то метров через триста у культового знака "Обоо"
в горах всюду встречаются нагромождения пирамидок из камней и белые ленточки привязанные к кустам.
Вот инструкция:
Эти ребята на мотоциклах с номерами новосибирского региона - земляки (у заднего сумки затянуты в красный полиэтилен), весь день попадались нам на пути, то отставая, то опережая. Должно в Монголию двигались и попались навстречу, когда мы развернулись.
А тут как было не остановиться, не поснимать лошадок
Когда двигались в первый день по трассе, в поселке Иня увидели памятник Ленину, довольно монументальное сооружение, но поскольку памятник был на противоположной стороне дороги, решили остановиться на обратном пути.
Неподалеку на холме заметили вышку какого-то сотового оператора. По склону к ней пылил кто-то на японце, типа - Камрюхе. Попытался и я взобраться на КИА. Не-а - не получилось, разгон с нашего места набрать было негде, и колеса только выбрасывали гравий. Полезли ногами.
Открылся очередной великолепный вид
а тут при желании можно отыскать оставленную внизу нашу машину (все снимки открываются, если по ни щелкнуть мышкой).
Всю поездку смотрел на великолепную природу и сокрушался по архитектурному убожеству сопутствующих строений.
Далее стали подыскивать место под третью ночевку.
Подъехали к Катуни.
Только дома рассматривая фотографии обратил внимание на правильность геометрических линий холма позади машины - курган что ли?
Решили таки остановиться на турбазе Кардон "Кур-Кечу", где сливаются Катунь и Большой Ильгумен (почему кАрдон, а не кОрдон не знаю, то ли неграмотный писал, то ли по алтайски так надо ))
На кордоне тоже были в единственном числе со своей палаткой, народ весь ютился в домиках.
А мы туристы или - где!
Солнце ушло за гору и появился свет, создававший великолепный объем.
А это склейка из двух кадров
Поутряни, позавтракав, на прощание еще сделали несколько кадров и тронулись домой
По прибытию на турбазу, где оставили Тойоту, решили подняться на гору, что была в двух шагах, и оглядеть окрестности. Свет был полуденный, жесткий, но тем не менее, кадры дают представление об окружающем турбазу "Империя туризма" пространстве. И тут при желании можно разглядеть стоящие рядышком наши две машины
Спасибо, что дочитали до конца.
Отдельное спасибо ребятам - Таисье и Андрею, что пригласили нас с сынишкой в эту поездку. Вот здесь они на склоне последнего, покоренного нами холма.