Первая иномарка у меня появилась в 1990 году - Хонда Аккорд, хэтчбек. Брал в Находке. Совдеповскому социализму приближался крендец, упростили оформление ввозимых из-за бугра авто и потянулся забугорный автохлам не только в Москву - Ленинград, но и в другие города Союза. Времена наступали жесткие, нарождалась "братва", автомобильный бизнес в Приморье подгребали под себя кавказцы. Ни интернета, ни автосалонов по продаже подержанных автомобилей тогда не было. Приезжаешь в Находку и как охотничья собака начинаешь прочесывать зигзагами окрестности: видишь иномарку и замираешь неподалеку в ожидании хозяина:
- Продашь машину? Он тебя боится: чтобы продать машину, морячок сначала должен был привезти автомобиль бандитам, после можно привезти себе, для продажи, ты его боишься (ездили тогда с полными карманами денег) . Как-то бог миловал - напрягов особых не случилось. Это уже после, году в 93, когда везли машины с Ванино до Комсомольска на Амуре, в соседней "сетке" оказались бойцы "Джема" - комсомольского вора в законе (покойничка), тоже перевозившие автомобили с Сахалина. Произошел небольшой конфликт, благополучно разрешившийся, и до сих пор валяется где-то "Атлас автомобильных дорог СССР" с адресом в Комсомольске на Амуре (больше записать было не на чем), куда можно было обратиться, если возникнут проблемы в тех местах. Воспользоваться, правда, так и не пришлось.
Кого удивишь сейчас каким автомобилем, а было время, когда вся автомобильная барахолка (Новосибирск) сбегалась, посмотреть, что там под капотом забугорного авточуда, менты - гаишники помнили! Был случай: поругался с женой, раскатал флакон коньяка с товарищем и решил прокатиться по городу (должен сказать, что практически не пью, тем более за рулем и случай тот был как исключение). И вот еду я в "Марке" такой важный (после Хонды была Карина, после Марк II). Суббота, лето, жара, город вымер - все за городом. Перед Октябрьским коммунальным мостом посреди дороги стоит одинокий гаишник. Клумбы перед въездом на мост с левого берега там тогда не было, не было и кольцевого движения, и проехать, и повернуть там можно было в любом направлении. Разомлел гаишник от жары, скучно, и - палку на меня. Останавливаюсь прям посреди площади. Надо сказать, была тогда мода, возить под задним стеклом ментовскую фуражку, а мне племянник подарил сувенирную каску офицера английской полиции. И вот выхожу я не спеша из автомобиля с мыслью в башке: главное не суетиться, всё ж "под шофе", задерживаю дыхание, достаю "права", но в последний момент инспектор плавно огибает меня со словами:
– О, я вас останавливал неделю назад на той стороне моста, у вас сзади каска английского полицейского "ТОММИ", – видит, что каска на месте, – езжайте!
Не стал я его просвящать, что "ТОММИ" – это английские солдаты, а английские полицейские – "БОББИ", упал на сиденье и газ в пол с мыслью:
– Во, страна знает своих героев!
Мост переехал, развернулся в центре города и в стойло, от греха подальше.
Основная проблема тогда была – запчасти. Развалилась помпа на Аккорде. Стоим с товарищем, ковыряемся, подходит мужик с нашего же ГСК – оказался замдиректора завода Сибэлектротяжмаш (ЭЛСИБ) по быту (сейчас сказали бы, по социальным вопросам), – постоял, посмотрел, дал телефон. На следующий день я подъехал на завод, подвел он меня к местному «кулибину». «Кулибин» три раза переделывал помпу – сделал.
И вот как-то подходит замдир: Валер, на заводе решили прибыль пристроить, решаем толи дом работягам возводить, толи в Японию за иномарками рвануть, ты не подъедешь завтра на завод, руководству показать машину, на что она способна, буржуйская железяка? Ну, конечно, подъехал, звоню с проходной:
– Приемная директора?
– Какого надо! – секретутка, – совещание!
– Да вот, просили подъехать, показать японское авто.
Голос у секретутки сразу поласковел:
– Да, да, минуточку.
Высыпала орава на призаводскую площадь, обступили машину, всё интересно: и стекла-то с кнопки опускаются-подымаются, и зеркала-то с кнопки настраиваются, и коробка-то – автомат, а под капотом чаво!
– Прокатится? – директор.
Да ради бога! Ну, те что покрупнее, лезли за руль уверенно, помельче – с опаской, вдруг не пущу. Да, не – дал прокатиться всем – жалко, что ли.
Ну, с жильем у начальства всё, видать, было ровно, потому выбор пал – закупить работягам машины (ну и себе, естественно). Скооперировался Сибэлектротяжмаш с Чкаловским авиационным предприятием и рванули в Японию. Замдир, помнится, привез себе «Блюберда» шестилетнего в неплохой комплектации, работягам простенькие Тойоты, Ниссаны, Мазды, в основном, обратил внимание, в кузове универсал.
И вот тогда в Новосибирске появилась первая СТО по ремонту иномарок, на Толмачовском шоссе. На Марке моем порвался ремень, на 139 зубьев. Звоню замдиру: так, мол и так.
– Хорошо, узнаю.
На следующий день:
– Есть на складе три ремня, но с личного распоряжения директора Чкаловского завода.
Никто ради меня суетиться не стал и полетел я за ремнем во Владик. Галлопировала инфляция и, чтоб было понятно: билет на самолет до Владика тогда уже стоил 2000 руб. (при Совдепии, кто помнит – 74 руб), туда и обратно – четыре тысячи. А кто угадает, сколько я отдал там за ремень?
12000!
Да, да: Д-В-Е-Н-А-Д-Ц-А-Т-Ь ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ я отдал за ремень на 139 зубьев при стоимости билета на самолет – 2 тыс. Да еще чуть было и не угорел с покупкой. Брал ремень на автостоянке. Только что стали появляться «комки» – киоски сваренные из листового железа без окон – чтобы не сожгли. В киоске было темновато, под стеклом лежало два ремня – новый за 12 тыс. и
б/у за 11. Тысяча – были деньги, пол-билета на самолет, задавила жаба и, осмотрев бэушный ремень, решил брать его, но когда вышел из полумрака «комка» на божий свет, заметил риски в месте прилегания зубьев к телу ремня. Ковырнул ногтем, и зуб отошел, потянув за собой клей «Момент». Блин! – меня кинуло в жар: лупень, торговавший запчастями и, судя по всему, являвшийся хозяином автостоянки, был бандитского вида и надежда на обратный размен была минимальной. Захожу в киоск:
– Слышь, чё я буду вестись из-за тыщи, из Новосиба пёр за ним, давай возьму новый!
– Бери,– рявкнул продавец и выкинул мне новый ремень в упаковке.
Стал быть по проблеме он был не в курсе, ремень был сдан на реализацию.
Кроме поездки за ремнем довелось съездить из Новосибирска в Приморье ещё за АКПП и за стеклом фары – разбил племянник, въехав в столб.
Можно много чего рассказать о том «веселом» времени. Гонял машины с востока – Сахалин, Приморье, с запада – Германия, Белоруссия, Питер, Самара. Автомобильный бизнес не сложился, какое-то время даже поездил опять на нашем автопроме. Последняя иномарка была – пруль, пятнадцатилетняя Королла. Но, наверное, хватит лирических отступлений и пора переходить к сути вопроса:
Пятнадцатилетнюю Короллу пора было менять. Машина нужна под такси. Целился на одно-двух годовалую с небольшим пробегом. Японецнемецкореец. Левый руль. Две недели после продажи Короллы мониторил рынок и смотрел кандидатов. Постепенно закралась мысль, что можно «попасть», как с чистотой покупки – невыплаченный кредит, залог и пр., так и с пробегом - электронный спидометр гнут как хотят. Потому решил брать новую, а круг претендентов резко сократился до Хёндай-Киа. Рестайлинговый Солярис стал посимпатичней – изменили переднюю решетку и убрали продавленность вокруг фар, и всё же не нравится мне эта хёндаевская защипаность обводок.
Практически в шаговой доступности находится МЕГАПАРК – автосалон торгующий KIA. Туда с женой и двинулись.
Менеджер нам достался – Юра Ким. Вот, что называется, свезло, так свезло ))). Настоящий кореец, правда, русский.
Предпочтений особых у меня не было: новая машина, в минимальной комплектации. Ну, понятно, что менеджер сразу повел в гараж:
– Вот, осталась последняя! 5 км на спидометре, сядьте – посидите.
Гы! Не, не полез в машину, ну чё там смотреть? – новая она и есть новая! Как бы психологический ход – сел человек, посидел и уже машина вроде где-то как бы его; после придет домой и будет вспоминать: стоит где-то в темном ангаре моя машинка, надо бежать брать!
Да я и так на 99% был готов. На следующий день пришел – оплатил (благо, курс обменный взъерошился к тому времени). Без ста рублей 530 тыс, якобы акция у них – сорокатысячная скидка (врут, наверное) и на тридцатку допов: сигналка – 18 тыс, защита двигателя, коврики, музыка. С потехой поторопился: Кенвуд вшивенький. А-а, играет, юсб-флэшка втыкается и шут с ним!
Обещали отдать машину на следующий день к вечеру (в четверг) с вероятностью 80% – ПТС в банковском залоге. Не дождавшись, в пятницу утром позвонил менеджеру, тот извинился, обещал после обеда. Время шло, хотелось успеть поставить на учет до субботы. И в 3 часа – звонок! Прихватил сынишку – 10 лет, и рванули. Но, забрав машину, заправившись, успел только пройти сверку и взять талон электронной очереди на следующее утро, на 8-00. В 8-00 открывается МРЭО, значит, рассудил, буду первым (но окончательный талон оказался пятым, а фактически вторым, первым вызвали какого-то блатного. Резервируют, видимо, четыре номера для блатных, но запас никому не понадобился).
Когда после всех бумажных вопросов менеджер подводил к машине, возле неё крутился ещё один, тоже в костюме и галстуке, усиленно создававший вид, что наводит последний лоск на автомобиле. Тряпка в руках с костюмом и галстуком, как-то плохо вязалась. Специально, что ли крутят такой цирк перед клиентом, ну да бог с ними. Юра – менеджер спросил, захватил ли я детектор толщины лакокрасочного покрытия (в первый приход я пошутил, что по отзывам в форумах в автосалонах немалый процент автомобилей подкрашенных, пострадавших при перегонах и разгрузках, и как ситуация с тем, что мы смотрим?). Детектор был со мной, но после настойчивого предложения менеджера проверить машину, делать это было уже лень, и всё ж обошли её и протыкали – всё было путём! Не знаю, не сравнивал с ранешними окрасами машин, а сейчас и не сравнить – детектор вернул знакомому – 0,59 микрон местами (тут и грунтовка и краска) – это как? Наверное, всё же экономить автопроизводители стали на всём, и на толщине железа, и на толщине лакокрасочного покрытия.
И вот стартую из салона, наматывать шестой километр. На первом светофоре трогаюсь и глохну. Ага, еще не слышу обороты, да и ездил три последних года на автомате (хотя 37 лет профессионального стажа из жизни не вычеркнешь). Пока доехал до заправки ещё пару раз заглох, шкурой чувствуя усмешки задних водителей: номера нет, тока что купил - чайник! Стал внимательней относиться к включению передачи и к оборотам на тахометре и наконец, дошло, что включаю через раз третью передачу. Собственно, чего там сложного – включить первую передачу? Рукоятку к себе и – вперед. Вот попробуй включить третью вместо первой на копейке-шестерке, да никогда не получится! А тут торопиться не на-а-адА, не надо торопиться! На «шохе» вот эти два действия – влево и вперед – сливаются в одно, а тут надо это делать четко и раздельно, иначе велика вероятность в спешке тронуться с третьей передачи. Вот на момент написания сего опуса уже катаюсь полтора месяца и нет-нет да где-нибудь в пробке, второпях попадаюсь, ощущая лапой, что рычаг заехал не туда и быстро перевтыкаю. На форуме KIA этот вопрос поднял и, как выяснилось, не я такой один, хотя некоторые и недоумевают. Вечером в тишине гаража попереключал передачи и это переключение отчетливо слышно, как будто там не коробка, где весь механизм в масле, а пустое ведро с болтами – сквок да блям!
Где-то через неделю после покупки звонок от менеджера:
– Как дела, не беспокоит ли чего, вопросы есть – подъезжайте, обсудим.
Шевельнулось теплое чувство: надо же, беспокоятся. Мелочь, а приятно. Заезжаю через пару дней. Менеджер равнодушно посмотрел сквозь меня, мол, надо же, чудило, припёрся! Но руку подал и подвел к сервисмену. Пошли слушать коробку.
– Да, не-е – сервисмен, – эт кулиса, пойдемте послушаем на тестовом автомобиле. Ну, на тестовом вроде не так очевидно, но звуки переключения тоже слышно.
– Ну, а кулисе-то чего греметь?
– Да ездите, чё вы волнуетесь, на гарантии же!
Ну, буду ездить, что остается, главное чтобы потом не предъявили, что неправильно эксплуатировал. Оно ещё, кроме всего прочего, не нравиться вой при движении назад – прямозубые шестерни? Но чего в жигулях-то так не воет?
А вообще контроль за работой персонала у KIA поставлен на уровне. Ещё через пару дней звонок, девушка:
- Компания KIA Motors вас беспокоит. Вы, такойторазэдакий, приобрели у нас автомобиль, какие-то может жалобы по обслуживанию, что-то не понравилось, был ли после покупки звонок от менеджера? «Тьфу, ты» - думаю, - «да, нет никаких жалоб и звонок от менеджера был, так что заплатите мужикам все причитающиеся им премии!» Проходит ещё неделя, звонок, вижу номер московский – 495:
– Компания KIA вас беспокоит… .
Забодали, ей богу!
– Да, нет – говорю, - за рулем я, говорить не могу.
– А когда перезвонить, завтра можно?
– Попробуйте.
Два дня звонили, после отстали…
Вопросы какие-то к автомобилю, конечно, есть, но прекрасно осознаю, что брал бюджетный вариант и чего-то супер-пупер ожидать глупо. Кондиционер есть. Зеркала регулируются с кнопки, так их раз отрегулировал и - забыл. По мне, так лучше бы вкруговую подключили стеклоподъемники – у меня сзади весла. Дешевый пластик? Предложили бы дорогой, но с наценкой в двадцатку – отказался бы. Ну, пластик, да пластик – хрена тут надо? Скрипеть пока ничего не скрипит. Плохо, что по низу и в багажнике обтянули каким-то ворсистым материалом – пылесборник! Особенно сзади, ниже сидушки, куда постоянно бьют пятками - обтянул это место искусственной кожей. Пепельница между передними сиденьями вызывает вопросы – для кого она? – передним пассажирам туда лазить неудобно, задним далеко. Ну, видимо, с расчетом, что стакан этот будут вынимать и курить, держа в руке (я, правда, не курю )) ). В водительском солнцезащитном козырьке вделана щель для временного хранения парковочных карт – прикольно, но зеркало лишнее – посмотреться водила может и в зеркало заднего вида, а кармана для хранения страхового полиса нет. Решил это, накинув три резинки для перетяжки денег.
Вот, что бесит, так это бестолково сделанный сигнал на руле: в экстренной ситуации быстро отсигналить не получается – большими пальцами слева-справа не ткнешь, надо ползти вниз, в перевернутый треугольник и нажимать там. И нажимать, прилагая некоторое усилие, которое кажется где-то чрезмерным. Ругают французов, за сигнал в виде рычажка под рулем, так по мне, лучше бы он – ладонь вниз, ткнул и - фа-фа! Когда-то работал на ифавском Робуре – привыкаешь к такому сигналу быстро.
Дисковые тормоза вкруговую – это плюс! Подвеска жестковата, но после прежней Короллы, где стояли усиленные пружины, отчего стойки практически не успевали срабатывать на ямах с резкими краями – вполне терпимо. Где-то читал (может и в одном из отзывов), что подвеска была мягче, но было пожелание российских дилеров подвеску для наших дорожных условий сделать покрепче.
Объем 1,4 л всё ж маловат. После притормаживания зачастую приходится переключаться с пятой передачи не на четвертую, а на третью, чтобы не вывалиться из ритма потока. Разговорился с одним пассажиром и тот уверил меня, что это комп мудрит, пока машина не прошла определенную обкатку. И хорошо ещё, что взял механику, якобы - 1,4 на автомате вообще не везет. Ну, будем посмотреть.
Наездил около 5 тысяч, решил заехать к дилеру, поменять масло. Девчонка за стойкой: – Да не-е, рано, масло залито хорошее, ездите до семи тысяч. Это порадовало: все ж, по-видимому, разумно относятся обслуживанию, а не просто – скорей срубить бабла!
– Что-то беспокоит, - девчонка?
– Да, вот коробка, первая-третья, случается…
– Ну, эт у них, да…, - девчонка, неопределенно.
На том и расстались.
Прочитав вышеописанное, может сложиться мнение, что автомобилем я не доволен. Да не-е-ет, никогда у меня не было такого теплого чувства ни к одному автомобилю, правда, из новых, с автосалона было только три «девятки», ещё при Совдепии. И вечером, перед тем как выключить свет и покинуть гараж рука тянется погладить машину: Лапушка ты моя!