За почти 7 лет фактического владения (из них по бумагам - год с небольшим) и 40 тысяч километров пройденного расстояния могу сделать определенные сухие выводы о достоинствах/недостатках, дабы не утруждать прагматичного читателя, а потом удариться в лирику влюбленного автовладельца, которая уже, возможно, будет интересна более романтическим людям.
Плюсы:
- Общая надежность. Но тут стоит сказать, что это больше про механику. Автомат у меня на 10-ом году жизни и 46 тысячах пробега сгорел. Но это отдельная история, а так за 55 тысяч и 11 лет из поломок: потекший задний тормозной цилиндр (1500 р вместе с работой 2 шт.), теплозащита выхлопной системы (ну или что-то такое, бесплатный демонтаж при прохождении ТО) и ВВ провод одной из свечей (1000 р комплект из 4-х штук и замена во дворе с парой ключей). Остальные затраты - расходники. При этом, несмотря на обилие царапин, ржой кузов не хочет идти, все системы в норме.
- Дешевые и распространенные запчасти и обслуживание. Машину почти везде знают да и в гараже можно без страха с ней возиться ибо все довольно просто и понятно.
- Движок неприхотлив к бензину, маслу, быстро прогревается зимой, заводился в -35.
- Устойчивость на дороге. Низкий увесистый седан имеет свои недостатки, но полосу держит неплохо.
- Приятная подвеска. Вообще весьма комфортная и мягкая, хотя пробить её легко. На скорости машину не шатает, см. выше.
- Очень качественный пластик отделки внутри. Мягкий что на отделке приборки, что на дверях. Сейчас такой пластик встречается наверно в машинах хорошо за миллион да и то не во всех.
- Чувствуешь скорость. Я реально считаю это плюсом ибо во первых меньше штрафов, во вторых драйв от вождения получаешь куда больший, чем на многих других машинах, даже более заряженных.
- Автомат комфортен в пробках.
- Багажник немаленький, хотя дуги сжирают объем безбожно.
- Внутри тоже достаточно места.
- Несмотря на порядочный возраст, дизайн мне (и не только) нравиться. Автомобиль выглядит именно как автомобиль, а не как ведро с болтами.
Минусы:
- Низкий клиренс. Хотя пролазил и по грунтовкам, без защиты картера даже в городе эту машину эксплуатировать не советую.
- Свесы бамперов еще ниже - бордюры кровные враги.
- Динамика, конечно, оставляет желать лучшего.
- Динамика плюс расход по городу вообще МИНУС МИНУС МИНУС.
- Шумоизоляции нет. Мне по барабану, но для многих это серьезно.
- Обзор в боковые зеркала оставляет желать лучшего. Учитывая выпуклые бампера и солидную длину авто вкупе с особенностями парковочных мест в Москве это проблема, приводящая к появлению все новых и новых царапин. Обогрева зеркал почему-то не было (буду, наверно ставить на зиму), а то что это очень полезная опция, я много лет не знал: не с чем было сравнивать, поэтому во время дождя ночью разбил задний фонарь, сбил несколько заборчиков клумб и тд.
- Многим не нравятся низкие сидения. Я молодой и пофигу, а вот дедушке и бабушке тяжко влезать и вылезать. И ноги в пробках затекают (точнее правая, которая постоянно давит тормоз)
Ну а теперь лирика и показательные истории из опыта эксплуатации.
Первая машина, первая любовь. Поэтому отзыв и не претендует на объективность, ибо сердце переполняют теплые чувства и воспоминания, связанные с автомобилем. Однако постараюсь все же быть максимально объективным. Отдал крестный чтобы возил деда на дачу. Но я, естественно, возил туда и не только в основном друзей и девчонок. Крестный сам на ней учился ездить, поэтому бампера уже были поцарапанные, на багажнике вмятины, но черт побери, мне было 18 лет, мне дали рулить новую иномарку, о чем ещё можно мечтать?
Если кратко - то таких машин уже не делают. И дело даже не в каких-то особых характеристиках, а в общем соотношении цена-качество. Авто взял крестный за 380 рублей в далеком 2007-ом. При этом в машине были кондиционер, все электростеклоподъемники, защита картера, АКПП, магнитола и ещё по мелочи. И это полноценный С-класс. В среднем сейчас всякие Солярисы/Рио/Поло в подобных комплектациях начинаются с 600-650 тысяч, и это В-класс, кто бы что не говорил. Есть ещё Шевроле-Равоны, но моё мнение, что бюджетные авто не сильно изменились со времен 2007-го года как внешне, так и внутренне, а брать за 600 рублей ведро, чтобы ездить из пункта А в пункт Б неразумно. Просто мнение, ничего больше.
А теперь подробнее.
Двигатель, он же сердце. 101,5 лошади по регламенту, очевидно, чтобы платить больше налог. Простой атмосферник с 16-ю клапанами, прощает левые заправки, в чем я, к сожалению пару раз убеждался, но к счастью, без последствий. А так лил Лукойл много лет, сейчас перешел на Газпромнефть (ибо ближе к дому, куда переехал и дешевле), отличий не замечено. Лить выше 92-го особого смысла не увидел: ни на расход, ни на динамику это никак не влияет. Кондиционер съедает четверть мощность движка, поэтому на трассе при обгонах приходиться выключать. Перетерся ВВ провод крайнего цилиндра, это видимо общая болезнь, но легко и быстро лечащаяся. Заодно поменял и модуль зажигания - там две катушки по одной на два цилиндра (то есть свечи). "Порадовало" что он держится на трех одинаковых болтах, но, блин, с разными шляпками, из-за этого нужно 2 ключа. То ли дело в отечественной сборке, то ли дьявол кроется в мелочах. Греется аппарат довольно быстро и зимой это безусловный плюс. Пару раз замерзала омывайка в форсунках, через 20 минут езды, благодаря расположению (на капоте прямо над двигателем) и она оттаивала. К маслу движок, как предполагаю, неприхотлив, но я лил синтетику всегда. Немного кушает масло, но приемлемо: пару раз доливал, один раз все ленился ехать менять и накатал 14 тыс. километров, загорелась лампочка (0,5 л долил и поменял в скором времени), другой раз после года простоя машины аппетит у неё проснулся (ждала меня из армии). В целом 5 литровой бутыли точно хватит от замены до замены и ещё на даче что-нибудь смазать останется.
АКПП. 4-х ступка, первая и вторая относительно короткие, длинная третья, четвертая видимо для трассы, как я понял, хотя не факт, при включении режима Овердрайв она отключается. По городу этого и не заметишь особо. Автомат очень удобен в пробках, отпускаешь тормоз и машина едет без откатов хоть в горку, хоть куда, набирает без газа километров 7 в час. Для Москвы самое то. На холостом ходе машина тормозит очень плавно, можно накатом ехать в потоке долго и далеко, экономя бензин. Видимо, по причине этой особенности расход можно сократить благодаря манере езды. Но ест все равно много, даже в режиме овоща 10-11 литров по городу. Очень радовало простое передвижение ручки коробки вперед-назад по прямой, вместо всяких убогих лесенок как видел на маздах (а Спектра - это старая Мазда по сути), до одного случая. Через день, как девушка (сейчас уже невеста) сдала на права и я отдал ей машину, она воткнула пониженную передачу вместо драйва и выехала на трассу. При этом проехала она всего километра три (зачем нужен тахометр я любимой не смог объяснить), но в коробке выгорели все фрикционы. Подлинная причина так и не установлена, я думаю что машина просто закапризничала, сказав: "Опять на мне будут учиться ездить?!" и взяла отпуск в сервисе. Считаю, что это еще одно доказательство, что у автомобиля, тем более возрастного, есть душа и характер. В итоге делали у знакомых, цена вопроса 50000 рублей, после переборки, видимо, не идеально поставили все на место, теперь на холостых, когда коробка под нагрузкой чувствуется небольшая вибрация. На светофорах теперь ставлю на нейтраль.
Торпедо/управление и внутренняя отделка. Вот это то, что меня безусловно радует. Пластик - конфетка, все что нужно видно и под рукой. Аварийкой, кондером, обогревом управляю вслепую, не отрываясь от дороги. Для сравнения на Шкоде за зиму так и не научился этому: куча маленьких кнопок, до аварийки тянуться надо. Вежливость страдает из-за этого. Немного жаль, что на печке Спектры нельзя поставить обдув сразу в ноги, руки и лобовое, но жарит она от души, так что не критично. На приборной панели есть удобная площадка, на которую любимая ставит телефон с навигатором (вместо тахометра получается). Во многих новых авто такая возможность была принесена в жертву дизайну. Бибикалка радует, она не по центру руля, а выведена на две кнопки по бокам, если держать руль, как учили в школе - очень удобно. Руль кстати тонкий, но приятный. Не хватает обогрева зеркал и электропривода, сэкономили на спичках. В торпедо правда завелся сверчок, который оживает зимой, особенно когда стала вибрировать коробка (см. выше). А так, внутри все симпатично, глаза не режет. Есть ещё очечник, лампочка у задних пассажиров; магнитолу я поменял, когда заводская перестала читать диски, сейчас с флешки играет музыка. Да, кстати антенну я отломил случайно, когда мыл машину на даче. Поэтому слушаю свои подборки, басы нравятся. Есть особенность, что сзади динамики громче настроены, поэтому пассажирам иногда не комфортно слушать со мной что-нибудь потяжелее. Наверняка можно переделать звук, но мне лень.
Подвеска/ходовая. Мягкая, но на больших неровностях пробивается легко, что дополнительно способствует овощению на дорогах. На 110 км/ч авто не шатает (в смысле в пределах разумного), выше есть немного такой момент. Максимум кочегарил 170, но это конечно ребячество, да и жалко девочку стало, она не для гонок. В целом низкий клиренс конечно плохо, но ездил и на озеро, и на дачи и ручьи вброд переезжал. Просто очень медленно получается перемещаться по сравнению с каким-нибудь кроссовером, но если надо, залезть можно и в попу какую-нибудь. Да и потом, как говориться, чем круче внедорожник, тем дальше ехать трактору, а Спектра всем своим видом отговаривает от серьезных авантюр по бездорожью. Несмотря на тысячи пробоев подвески, держится пока она молодцом, тфьу-тфью-тфью, ни разу не залезал в неё и надеюсь тысяч до 100 километров и не залезу.
Вместительность и габариты. Когда сел в салоне в новую Церату, ощущения были очень родными. Салон у Спектры и Цераты по габаритам по-моему вообще ничем не отличается. Вчетвером комфортно, впятером тоже уместиться можно. При этом есть ещё неплохой багажник. Если бы не дуги, влезал бы полный комплект колес на переобувку, а так одно приходиться в салоне возить. Для небольшой семьи места хватит. Как дополнительный плюс - можно в салоне возить что-то длинное типа досок или труб (и таким занимался) 2,8 м входят через багажник и сложенные сидения. А вот парковать красотку и маневрировать во дворах не очень удобно. И длина сказывается, и баранку долго крутить надо и радиус разворота немаленький.
Обслуживание. В целом не дорогое, машина нередкая, её много где знают, можно и самому ковырять, все довольно просто, хотя не всегда удобно. Запчасти-оригиналы сами по себе не космических денег стоят, но можно и поиграть с аналогами. Что-то по-моему и с ВАЗа подходит. Пожалуй самый слабый момент в этом и не только отношении - автомат. Но эта цена за комфорт и в условиях Москвы - разумная.
ГРМ. Выделил отдельно, потому что не очень приятным момент. В Спектре ремень, который нужно менять каждые тысяч 40 по хорошему, а в идеале ещё и следить за его состоянием. Ибо лопнет - привет клапанам. Но расположен он неудобно, через капот вообще не подлезешь (привод генератора мешает), надо снимать опору двигателя, поэтому процедура не копеечная.
В целом, несмотря на достаточно большое количество недостатков, машина хорошая и денег своих стоила в 2007, а сейчас стоит тем более. Хорошая боевая подруга, терпеливая и понимающая.
Всем успехов, фотки делать стыдно - машина обкорябана 3 учениками, севшими за неё сразу после получения прав, со всех сторон.