Всем добрый день. Начитался я отзывов на разные машины и решил тоже описать свой опыт владения Спортягой. Надеюсь кому-то поможет с выбором. Постараюсь описать всё по максимуму объективно. Итак, начну с начала. Первым моим автомобилем был ВАЗ 21074 2003 года выпуска, карбюратор. Проехал я на этом автомобиле 80 т. км. за пять лет и по большому счёту меня всё устраивало. На хорошую машину денег не было, а бюджетную замену на другой ВАЗ (10, 14, 15 и тд.) я не рассматривал, так как по надёжности они ничуть не лучше, а по практичности даже уступают семёрке. Но тут на горизонте замаячило прибавление в семье и я задумался о покупке более комфортного авто. Искал авто с кондёром (очень желательно 4 WD, так как иногда приходится по полям ездить) до 300 т.р. Выбор прямо скажем не богатый. Около месяца лазил в интернете, искал подходящие варианты, но кроме шеви-нивы ничего нормального не попадалось, а её как раз не хотелось (очень ломучая и багажника практически нет). Уже начал подумывать о покупке пузотёрки (начал смотреть шевроле лачетти универсал), но потом совершенно случайно наткнулся на киа спортейдж лонг. Удлинённый кузов, 2.0 литра, полный привод и цена всего 295 т.р. Это я уже потом понял что хорошая машина так дешево стоить не будет, а на тот момент прям загорелся. Когда увидел объявление был в командировке в другом регионе, оставалось ещё два дня. Не поверите, я спать нормально не мог. Как только вернулся, сразу позвонил и договорился об осмотре. На следующий день с утра подъехали 2 молодых парня на спортяге и я начал осмотр. Внешне машина была мягко говоря не очень, вся поцарапана, переднего правого расширителя крыла нет, резина разная на всех колёсах. Ну думаю, ладно, внешний вид меня тогда не особо заботил, главное чтобы по технике всё было норм. Всё таки цена считай на 100 т.р. ниже рыночной. Поехали на диагностику в ближайший СТО. Итог: двигатель - норм., компрессия 10.0 - 9.5 во всех цилиндрах. Рама ржавая, но номер читается. Ржавчина поверхностная, сквозных дыр нет. Кузов без ржавчины. По ходовке надо заменить маятник рулевого - 4500 руб. и всё. Я даже удивился (как потом выяснилось не зря). Вечером сел, посчитал расходы на резину, ремонт ходовой и тд. - цена вышла приемлемая. Для успокоения души посмотрел ещё лачетти, но спортяга запал в душу. В общем на следующий день звоню продавцам, договариваемся по цене (скинули 10 т.р.) и едем оформлять. В ГАИ пришлось попотеть, когда инспектор сказал, что номер рамы плохо видно и он не будет регистрировать. Пришлось лезть отмывать и фотографировать (на фото правда было лучше видно). В общем кое-как оформил. И вот я выезжаю из ГАИ на своём "джипе".
Первые ощущения - посадка высокая, кресла достаточно удобные, быстро настроил под себя. Динамика после семёрки - даже сравнивать нет смысла. Подвеска отличная, все ямы глотает не заметно. На трассе слегка покачивает, но при скорости 100-110 км/ч ехать достаточно комфортно. Быстрее уже страшновато (хотя ездил и 140 км/ч на пустой дороге), при любом заметном движении руля машина начинает крениться, управляемость сильно снижается. Жене машина понравилась, в первую очередь из-за посадки (она у меня маленькая, выглядывает из-за руля сантиметров на 30, а тут сидишь высоко и дорогу хорошо видно). А мне очень понравился багажник, чего я только в нём не возил: коляску - нет проблем, велосипед - пожалуйста, стиралку или водонагреватель на 85 л. - да сколько угодно. В общем в этом спортяга даёт сто очков вперёд шеви-ниве. По шумоизоляции сложно судить (после семёрки), ясно что тише, но в тоже время очень заметна разница в городе и на трассе. Если в городе шума практически не слышно, только двигатель, но он рычит приятно, то на трассе очень много шума от ветра и двигатель уже рычит совсем по другому. Стоит его раскрутить больше 2.5 тысч. об. (больше 100 км/ч) и звук становиться назойливым и не приятным. В общем совсем тихой машину не назовёшь.
Теперь о злоключениях: покатались мы пару месяцев, купили новую резину, сделали химчистку салона и вроде-бы езди и горя не знай, а не тут-то было. Но надо менять маятник рулевого, на ходу я никаких проблем не замечал, но я-то знал, что надо... Поехал я к знакомому мастеру, у которого всё время чинил семёрку (он в другом городе живёт, поэтому и не попал к нему на диагностику перед покупкой. А зря...). Мастер посмотрел машину, подошёл ко-мне с грустной миной и сказал, что лох - это судьба. В общем вместе с маятником приговорил рулевые тяги, тормозные диски с колодками и ещё кучу по-мелочи. Итог - 100 т. руб. с работой. Я вздохнул и пошёл искать деньги (благо с работой тогда было нормально). Сделали ходовку и я полетел со слезами радости на глазах домой. И жили мы счастливо и катались на машине без проблем долго, аж целый месяц...
Злоключения часть 2: Спортейдж не хотел просто скучно ездить, ему хотелось чего-то нового, общения с людьми и большей частью с автомеханиками. Вначале мы заметили сладковатый запах из-под капота, а потом и антифриз из бачка начал куда-то уходить. Полазил под машиной, посмотрел - лужи нет, а антифриз уходит. Поехал на СТО, и тут возникла главная проблема Спортяги (основная проблема из-за чего я его продал) - никто не хотел браться за ремонт или требовали баснословных денег. Объехав с десяток СТО в округе, я понял что в Краснодаре ловить нечего и поехал в другой город к знакомым (Вовчику с Кореновска респект, очень помог мне). Полазили посмотрели и вынесли вердикт, антифриз уходит в цилиндры, надо вскрывать мотор. Ну надо, так надо. Начал искать прокладку блока цилиндров и надеяться на лучшее. Зря надеялся... Вскрыли, посмотрели - итог не утешительный. Задиры в цилиндрах, мотор перегревался (возможно не раз), ремонт 100 т. руб. или другой движок 65 т. руб. Выбор был очевиден (ну я тогда так думал). Месяц ждали движок, заменили (всё это время машина стояла на приколе) и я хотел было порадоваться, но не тут-то было. В движке начал проявляться металлический стук, при поднятии оборотов стук усиливался. Поехал обратно, посмотрели послушали - результат - бьёт юбка поршня, движок на возврат, ждём следующего. Следующий пришёл через 1,5 месяца из Америки (за это время продавец несколько раз предлагал вернуть мне деньги и чтобы я шёл лесом, т.к. такие движки фиг где найдёшь, еле уломал по знакомству). Поставили, а он вообще не заводится. Ребята уже начали слать меня практически в открытую с моим мастодонтом. Сказали или вскрываем и пробуем завести, или отправляем назад, они возвращают мне деньги и я сам ****сь с ним как хочу. Ну уговорили, вскрывайте. В общем с горем пополам его реанимировали. И поехал я домой снова плакать от радости, выкинув к тому времени 90 т.р. на ремонт. И снова начали кататься на машине счастливо мы аж целых 2-3 месяца....
Злоключения часть 3: Следующая проблема начала проявляться постепенно, на обгоне Спортяга начал терять тягу, давишь на газ, а он ещё медленнее начинает ехать, отпускаешь педаль газа - начинает медленно набирать обороты. Такая проблема бывала и раньше, но только в жару и очень редко. Ладно думаю, надо разбираться. Почистили форсунки без съёма, помогло, но не надолго. Потом почистили со съёмом в ультразвуковой ванне - аналогично, помогло но не надолго. Проверили бензонасос - давление нормальное. Все мастера разводят руками. И полез я в интернет искать возможные причины. Больше всего подозрений было на мусор в баке. Решил помыть бак, поехал на СТО и тут снова "радостная" новость. Стоимость промывки топливной системы со съёмом и промывкой бака от 6 т.р., но для Спортяги из-за сложности стоимость от 10 т.р. и то если не возникнет других проблем (а они возникли). В общем понял я, что на СТО придётся опять выложить кругленькую сумму, и так как операция не самая сложная (это я тогда так думал) решил попробовать сделать её самому. У родственников тогда был самодельный подъёмник, поднял я машину и начал снимать бак. Залил гайки WD-40, подождал, залил ещё и начал выкручивать. Ага, легко хотел отделаться, не идут и всё тут. Заржавело на славу. В общем с помощью ключа, полутораметровой трубы и какой-то матери к концу дня я скрутил аж целых 2 гайки (из 4). На следующий день кое-как скрутил ещё одну и тут терпение закончилось. Последнюю гайку я уже просто выломал (пилить фортуной было нельзя, во-первых фиг подлезешь, во-вторых бак с остатками бензина в +35 в непосредственной близости от источника искр - не самая лучшая идея). В общем с горем пополам бак снял, помыл кёрхером, хорошо просушил (грязи было достаточно), промыл сеточку бензонасоса и собрал всё обратно (с заменой всех старых болтов и гаек на новые). После этого без серьёзных проблем я проехал около 15 т. км. (чуть больше года). Была ещё установка камеры заднего вида, замена лямбда-зонда, замена прокладки клапанной крышки 2 раза, установка обогрева сидений, антикоррозийная обработка рамы и ещё куча всякой мелочёвки, но глобальных проблем машина не доставляла. И тут к концу второго года владения снова неприятности, появилась течь масла с задней стороны двигателя (на СТО сказали, что скорее всего задний сальник коленвала, но точно будет ясно после вскрытия). Ну думаю, отложу до лучших времён, работы много, некогда машине простаивать. И буквально через неделю другая неприятность. Поехал я по работе в поля (к тому моменту мы уже купили рабочую Ниву, но я иногда ездил на своей) на следующий день после дождя. Подключил передок заранее на хорошей дороге, заехал в поле и начал потихоньку забираться по грязи вверх по склону (грязь не большая, но на колёса довольно сильно налипало). И тут услышал глухой одиночный стук (как громкий глухой щелчок) в районе коробки и машина ехать перестала. Точнее задние колёса продолжили грязь месить, а передок стоял, как вкопанный. Попробовал и так и сяк - не включается. Приезжали на поле вместе с заказчиками и было очень унизительно, когда не бедные мужики в брюках и туфлях пытались вытолкнуть мой недоджип на нормальную дорогу. После этого по работе я выезжал только на Ниве. Пробовал потом несколько раз включать полный привод по снегу и лёгкой грязи на грунтовой дороге - гребёт, едет. Блин, но я по такой дороге и на семерке мог проехать. А в сильную грязь лезть уже было страшно. Заехал на СТО с этой проблемой, сказали надо разбирать смотреть. В любом случае готовь от 15 т. руб. и до бесконечности. Фиг его знает что там вылезет. Поездил я ещё пару месяцев и всё больше приходил к выводу, что не нужен мне недоджип, на котором и в грязь страшно соваться, тем более что острая необходимость в нём отпала (из-за покупки рабочей Нивы). И решил я выставить его на продажу, думаю продам-хорошо, не продам-тоже не плохо, буду дальше ездить на нём как на моноприводном кроссовере. Правда расход у него по городу (а ездил я тогда в основном по городу) для монопривода мягко говоря не маленький. Забрали у меня его достаточно быстро, объявление висело чуть больше недели. Люди приехали из другого посёлка, посмотрели, поторговались и довольно быстро согласились. Отдал я его за 270 т.р., считаю что для его теперешнего состояния это нормальная цена. Надеюсь он ездит и радует их и по сей день, всё таки я много труда (и денег) в него вложил. На замену хотел взять монопривод небольшой с маленьким расходом, но как всегда планировал одно, а получилось совсем другое. Начал поиски с тойоты функарго, а купил в итоге тойоту виш 2003 г.в. Сразу скажу, что по сравнению со Спортягой это просто космический корабль. Когда -нибудь и про неё отзыв напишу.
Итак, сухой итог (без соплей) по модели: Плюсы - 1. Расход бензина по трассе, для её массы и архаичного движка средний расход по трассе в 9.0-9.5 л/100 км считаю очень хорошим;
2. Посадка очень удобная. Ездил на шниве, х-рэе, обычной ниве, дастере (правда на пассажирском сидении), у всех у них посадка хуже, чем у Спортяги (в Дастере вообще лбом упираешься в верхнюю кромку лобового стекла, сразу не хватает обзорности). В Спортяге у меня до потолка ещё сантиметров 10-15 оставалось, рост 183 см.);
3. Подвеска. Очень приятная, тихая, проглатывает все ямки и мелкие и крупные. После ревизии и ремонта проблем вообще не доставляла. Единственное слабое место - маятник рулевого, который после 25 т. км. после замены снова начал люфтить. Но тут уже возможная причина - это плохое качество запчастей (хотя всё брал оригинал.);
4. Движок. Очень тяговитый на низах, простой, минимум электронных примочек. Относительно экономичный. Тяги хватает для неспешного передвижения.
Минусы: 1. - Опять-же движок. То, что у него мало электронных примочек не значит, что его легко ремонтировать в принципе. Вообще конструктору я-бы руки сломал, что больше таких извращении не рисовал. Под капотом места в принципе достаточно, но если надо что-то снять - туда хрен подлезешь. Обычная операция по замене свечей превращается в квест с разбором чуть-ли не половины движка. Та-же проблема с навесным оборудованием, сверху не подлезешь из-за других агрегатов, а снизу из-за рамы.;
2. Шумоизоляция. От ходовой шума почти нет, но движок на трассе слышно очень хорошо (я-бы сказал слишком хорошо). Надо было либо шумоизоляцию лучше делать, либо ставить 6-ступенчатую коробку, чтобы на скорости 110-120 км/ч обороты были ниже. Комфортно можно ездить на скорости до 100 км/ч, но в наше время, где на платных участках ограничение 130 км/ч, это уже не серьёзно;
3. Полный привод. А точнее система подключения полного привода. У меня была пневматическая система подключения из салона. В переводе на русский это значит "захочу включусь, а не захочу - пойдёшь за трактором". Знаю, что многие ставят механические хабы, они намного надёжнее, но каждый раз когда нужно включить полный привод вылазить из салона и руками крутить грязные хабы - это прошлый век. Это подходит тем, кто берёт машину для покатушек, подъехал к говнам, включил и месишь грязь пол дня. Выехал на дорогу, выключил и забыл до следующих выходных. А когда у тебя за день двадцать раз меняется то грязь, то асфальт, то сухая грунтовка, то мокрая от росы трава (где тоже полный привод очень помогает) - сильно не напрыгаешься. Ещё большой минус, это то, что полный привод не приспособлен для езды по нормальным дорогам при плохих погодных условиях. Пару раз попадал зимой в гололёд, на заднем приводе ведёт себя как корова на льду, а на полном больше 40 км/ч не разгонишься. Да и на 40 км/ч долго ехать не сможешь, трясёт как по пахоте и на поворотах руль из рук выпрыгивает. Комфортно можно ехать 25-30 км/ч. Блин, да меня даже троллейбусы обгоняли. Я понимаю, жёсткое подключение, брутальный внедорожник. И я бы может быть согласился, если бы он реально был таким. Но по бездорожью он хорошо ездит только по горизонтальной поверхности. Чуть подъем, и его начинает носить по всей "дороге" и стаскивать вниз. Конечно, машина тяжёлая и резина А/Т, не грязевая и звёзды не сошлись...но после меня абсолютно стоковая Нива на заводской почти лысой резине заехала на этот склон без напряга, а чапал за ней пешком, оставив свой "джип" перед подъёмом.;
4. Доступность ремонта и запчастей. И это главный минус, перекрывающий для меня все плюсы этого авто. В целом авто по ходовым свойствам мне нравилось и радовало, до поломки... Любая поломка, это целая череда проблем. Мало кто берется их ремонтировать, а если берутся, то знайте - ремонт дешёвым не будет. Запчасти в принципе найти можно, и стоят они не слишком дорого, но в наличии их практически никогда нет. А ждать их можно и 2 недели и месяц и даже больше. И если вдруг в процессе ремонта у Вас ещё что-то сломалось, то готовтесь держать машину на приколе ещё месяц.
Получилось много букв, уж простите. Как говориться Остапа понесло. Краткий итог всего эпоса. Модель у разработчика для простого автовладельца получилась удачная (на момент выхода). И если был-бы вариант взять такую новую, не дорого, и было-бы гарантийное обслуживание - как вторую машину можно брать. Если у Вас не много свободных денег, а хочется именно брутальный джип (кстати на вид он мне очень нравиться, второй кузов по сравнению с первым - какой-то обмылок (не хочу никого обидеть, чисто моё субъективное мнение), вы не зависите от машины и можете позволить себе, чтобы она иногда от 2 недель до 1,5 месяцев стояла на приколе в ожидании запчастей и руки растут у Вас из нужного места и Вы все ремонты делаете сами - берите. Если Вы найдёте ухоженный авто с живой подвеской и нормальным двигателем - его будет очень сложно убить. По комфорту он намного лучше шнивы (основной конкурент).
Если-же Вам машина нужна каждый день и простой её даже в течении недели смерти подобен или руки у Вас растут из известного места (как и у меня) и Вы боитесь лезть в сложные механизмы - обходите эту модель десятой дорогой. Поверьте личному опыту, если Вас угораздит купить такой автомобиль - это обеспечит Вас незабываемыми приключениями практически со 100%-ной гарантией. Всем спасибо, кто дочитал. Хороших Вам дорог, ни гвоздя, ни жезла...
P.S. Вспомнился отзыв, по поводу безопасности данного авто в случае ДТП, который я читал ещё до покупки Спортейджа. Испытать пассивную безопасность на себе не пришлось (надеюсь и не придётся), но на раму и крепость кузова я бы особо не надеялся. То, что кому-то повезло в аварии не значит, что эта машина - танк и можно на ней позволять себе лишнее. Больше значения имеет масса авто, может быть против семёрки или десятки вы будете в более выгодном положении, но не забывайте, что перед камазом все равны. Давайте лучше будем чаще смотреть по сторонам, трезво оценивать ситуацию и уважать других участников движения. И тогда никому не придётся испытывать пассивную безопасность авто на себе. Всем спасибо.