Давно пытался присобачить этот отзыв на сайт, но не нашел в «форме» Жигулей. Опытные люди подсказали, в какой раздел принято пихать рассказы об этих замечательных машинах.
ИМХО это неправильно. Пора примириться с реальностью, данной нам в мудрой заботе партии и правительства. Благодаря ей, мы все скоро будем передвигаться на этих тележках, а врага нужно знать в лицо.
На жигулевской «классике» когда-то отъездил много лет. Отношение к ней неоднозначное, о чем и написал.
Собственно отзыв.
Такой автомобиль, как Жигули, нельзя рассматривать в реалиях одной эпохи. Машина, выпускающаяся практически без изменений на протяжении сорока лет, заслуживает другого подхода. Поэтому, разделю отзыв на «сейчас» и «тогда», с условным «водоразделом» в районе 1990-93 годов.
Сейчас:
Человек утверждающий, что он покупает Жигули, потому что «они ему нравятся», вызывает у меня двоякое чувство. С одной стороны, хочется номинировать его на Нобелевскую премию в области фантастики, с другой, вязать простынями.
Это как парубок, говорящий, что он идет «за амбар» с кривоногой, прыщавой Дунькой, потому как Анжелина Джоли ему типа неприятна.
Но, если понимать, что Джоли заезжает в его деревню редко, да и местный фельдшер набил руку на частых, но незатейливых болезнях, Дунька начинает казаться симпатичнее. А главное, ведется на семечки, а не на омаров.
Как кто-то тонко подметил, основным плюсом Жигулей называют ремонтопригодность. И это действительно так.
Для мест, оторванных от цивилизации, машина, которую можно починить на коленке - большая удача. Сидеть на лесной дороге в S – классе с перегоревшим предохранителем придется долго, а эту «беду» сможет подлатать даже олигофрен с нарушением координации. Тем более, инструменты и запчасти у него всегда с собой.
Хотелось, по старой дружбе еще похвалить машину, но больше плюсов я не нашел.
Вообще FIAT-124 с которого делались и до сих пор делаются «Жигули» был удостоен титула "Автомобиль года" в 1965 году, и был на то время очень неплохой конструкцией. Повторюсь: НА ТО ВРЕМЯ. Страшно подумать, но наш "автопром" ухитряется до сих пор выпускать машины,на базе модели разработанной более 45 (СОРОКА ПЯТИ !!!) лет назад.
К сожалению, или скорее к счастью, не очень знаком с новыми отечественными моделями . Один раз сел за руль «девятки» и хватило на всю жизнь, я быстро учусь. Честно говоря, решил что она сломана, но мне объяснили: она новая, так и должно быть.
На память приходит один знакомый, купивший новенький ВАЗ-2112 и очень гордившийся «спецсборкой». Гордился он с воскресенья до среды, когда она первый раз сломалась. Его дальнейшая половая жизнь с этой "машиной" затмевала частотой и разнообразием «Декамерон» Боккаччо.
Сейчас ездит на BMW, и слово ВАЗ при нем лучше не говорить.
Тогда:
А тогда, машина, была хороша. Сказка просто. Современный дизайн, мощный двигатель, комфортабельный салон, острое отточенное управление. Это была овеществленная мечта советского человека о свободе передвижения. Мечта практически несбыточная. Помимо цены, составлявшей (если не путаю) 4500 рублей, при зарплате инженера 120-140, были и другие причины:
Напомню, как покупали машину при «развитом социализме».
В начале вы, по рекомендации профкома и с разрешения парткома, записывались в очередь. Этим вы сразу навлекали на себя подозрение - откуда деньги. Подозрения были напрасны, денег у вас не было. Копить начинали только после записи. Потом, на протяжении минимум трех лет вы ходили в этой очереди отмечаться. Не помню периодичность, примерно раз в месяц. И не дай бог не отметиться! «Гараж» смотрели?
Наконец, приходила ОТКРЫТКА. Нынешнее поколение лишено возможности ТАК ощутить СЧАСТЬЕ. Это, как если у вас двоюродный дядя скопытился и вам контрольный пакет «Майкрософт» завещал.
После получения ОТКРЫТКИ вы, заняв недостающие деньги у знакомых, шли покупать машину.
Комплектация была одна – МАШИНА.
Чтобы получить МАШИНУ целиком (с колесами, инструментом, зеркалами), в карманы работников магазина пихали трешки, пятерки и четвертные. Выбор цвета, для простых смертных, предусмотрен не был.
После покупки МАШИНУ можно было сразу продать за две-три «госцены» и отдав долги загреметь в тюрьму за спекуляцию. Кстати можно было продать и ОТКРЫТКУ.
Эксплуатация тоже отличалась от нынешней. Машину держали в гараже или на платной стоянке (30коп/сутки). Чтобы получить место на стоянке или купить гараж, нужно было быть «членом всесоюзного общества автолюбителей» и платить членские взносы 1 рубль в год, ну и в очереди пару лет постоять.
Стоять в обеих очередях одновременно было нельзя. Нет МАШИНЫ, нет очереди. Я не шучу.
Говорят существовал автосервис. Действительно существовал, но заведение это было элитарное и попасть в него было сложнее чем сейчас в списки журнала Форбс.
Любая царапина воспринималась, как семейная трагедия. Все домашние ходили рыдать над ущербом. Своими глазами видел 40-летнего мужика, плачущего над покоцаной дверкой.
Зимой мало кто ездил. МАШИНА зимовала в гараже, поднятая на подставки, чтобы не просели пружины.
Несколько раз за сезон владелец посещал любимца и «ручкой» проворачивал двигатель, нанося слой масла на цилиндры. Ручкой, потому что аккумулятор на зиму увозили домой и держали на окне, между рамами, периодически подзаряжая самодельным выпрямителем. Купить новый, было практически нереально.
Из запчастей в свободной продаже была только оплетка на руль. О появлении в магазине масла оповещали знакомых. Давали 2-3 банки в одни руки.
Ладно, уже ясно, что новая МАШИНА, двадцатилетнему пацану не светила, да и старая, в общем тоже. А хотелось.
Собственно машина.
ВАЗ 2101, 1973 года выпуска, цвет белый.
Покупалась в 1985 году, за 3000 рублей в комиссионном магазине.
В Ленинграде их было два.
Выбор в магазине был примерно из 8 штук, из которых 6 стоили дороже новых, а еще одна была «Запорожцем».
Брали на двоих со знакомым, почти всю сумму одолжив по частям. План был прост: халтурить на машине и отдать деньги. Надо сказать, что мы воплотили его в жизнь. Правда, пахали как кони. Либо чинили, либо «бомбили». Никакой личной жизни, поспать бы.
Как ясно из цены, ведро прикупили знатное. Ломалось каждый день. Почти все делали сами.
Пришлось восстанавливать геометрию кузова, разрезая лонжерон и вытягивая его, привязав к забору. Свечи меняли несколько раз на дню, прокаливая их дома на конфорке. Хорошо еще мы оба выросли под отцовскими Москвичами и не боялись техники.
В двигателе меняли кольца, колпачки и ремонтировали все навесное. Кузов регулярно подкрашивали из баллончика. Он гнил быстрее, чем мы красили. Подвеску перебирали полностью.В те времена, остановиться на улице и поменять амортизатор или рулевую тягу, для меня подвигом не было. Запчасти покупали у спекулянтов.
Покрышки тырили по отцовским гаражам, тогда ношеные колеса не выбрасывали, а отдавали в наварку.
Хочется отдельно поблагодарить провидца, который при адаптации модели к суровым советским условиям предусмотрел буксирные проушины и отверстие для "кривого стартера" в бампере (на FIAT-124 с которого делалась машина, не было).
Кстати, представляю, как итальянцам показывали «кривой стартер» и что они при этом думали.
Зачем при этой адаптации убрали дисковые тормоза с задней оси и сделали геморройную систему газораспределения с верхним распредвалом, не понимаю и сейчас. Итальянские распредвалы на первых машинах ходили долго, а советские снашивались, как подошва.
Одним словом, с машиной мы лоханулись, опыта не было. Но не унывали, ковырялись понемногу, она хорошела и постепенно выздоравливала.
Периоды передвижения стали превышать периоды ремонта, и машина стала приносить деньги.
С такси в СССР тоже было плохо, примерно за год, мы окупили и ремонты, и машину.
Отдав наиболее «горящие» долги, продали это ведро и взяли по «тачке» каждый. Я раздобыл ВАЗ- 21011, а моему напарнику родственник подогнал 2103 в экспортном варианте. Крутизна немереная. Обе естественно б/у.