Этот отзыв об автомобиле, который был у миллионов жителей нашей страны, а именно об Ваз 2101 (в моем случае 1974 года выпуска). Первые 7 лет ей владел мой отец, а вторые семь лет она уже была моей. Думаю что семь лет довольно большой срок для того чтобы познать суть авто. За фото сильно не пинайте, часть мои, часть из интернета. Когда владел этим авто, то цифрового фотоаппарата не было, да мыльницы у меня не было. Пишу кратко иначе пришлось бы выпускать книгу о всех похождения этого авто. Ну что поехали!
Итак, для начала история приобретения и «муки выбора». Шел 1995 год, мы неплохо потрудились и вырастили хороший урожай картошки, сдали 5 тонн в заготконтору. Батя решил на вырученные деньги съездить к матери с отцом в Белоруссию, а заодно прикупить авто т.к. по слухам там они дешевле были. По тем временам на руках у него было чуть больше штуки баксов плюс родня ему, если что обещала добавить. Неведомо откуда нам попался каталог машин, в котором за 2 штуки баксов можно было купить Мерса 15 летнего (сейчас думаю развод какой-то). Батя уже всем на деревне расхвалился, что приедет на Мерседесе. Что тогда началось! Народ об завидовался и посыпалась в нашу сторону грязь, типа не в такой одежке на Мерсе ездить ну и так далее. Каков же был прикол когда, я пришел из школы и увидел «Копейку» во дворе. Народ на деревне чуть со смеху не рухнул. Но факт был фактом так мы стали владельцами «Копейки». Уже после смерти отца мы узнали, что почти все деньги он тогда прогулял, а на остатки и купил «копейку», а родня так и не дала в долг.
Что же представляла тогда наша «копейка»? Машине на момент покупки уже шел 21 год, и состояние соответствовало ее возрасту. По документам машина была желтого цвета, но по факту она была цвета кофе с молоком. Неужели за 20 лет так выцвела? По кузову местами виднелись очаги коррозии. Разношерстная зимняя резина. Стекла без тонировки. На лобовом стекле наклейка ADAC club-mitglied плюс еще какая-то наклейка тоже на немецком (очень похоже), но ее прочитать уже было не возможно. По легенде продавца «копейка» прибыла реэкспортом из Германии. В это я верю, так как кроме значков на машине стояла не родная оптика маде ин ГДР, а также в дополнительные фары так же маде ин ГДР, в салоне еще на торпедо наклейка с германским флагом, наклейка с рекламой сигарет STAR LINE (никогда о таких не слышал), лампочка в бардачке также была маде ин ГДР, моторчик дворников был венгерский, а бензонасос польский без ручной подкачки. Так же продавец говорил, что на ней в Германии бабушка только на рынок ездила и все. Сам же продавец был таксистом в Минске, говорил, что квартиру у него обнесли и деньги срочно нужны. Пробег у машины на момент покупки был 60 т.км, при том, что щиток приборов был не родной реальный пробег выяснить уже практически невозможно, а история первых 20-ти лет неизвестна. Но движок просто шептал и отцу машина понравилась. Несмотря на возраст в машине работали все лампочки, ну разве что не загоралась лампа уровня топлива в бензобаке. Собственно эту лампочку я менял но ситуация не менялась, видно где-то был обрыв в проводке, в итоге я забил на это как и мой отец, главное указатель уровня топлива работал. Так же после ИЖ-Комби я был удивлен наличием подсветки багажника, бардачка, кнопки аварийки. Еще я был рад увидеть наконец-то нормальные салонные ручки открывания дверей, которые были хромированы, как и ручки стеклоподъемников (обожаю хром!). Еще по сравнению с Москвичом мне понравилось в этом авто так это более лучшая обзорность, салон заметно просторнее, еще прикольные ручки дверей внутри салона, гораздо интереснее чем на «копейках» после 1974 года и одиннадцатых. Не понравилось же после Москвича, это откровенно более бедный салон, даже радиоприемника не было, на дверях скудная обивка и в глаза бросается голый металл в цвет кузова, а задние сидения обладают малым запасом мягкости и нередко на больших ямах пятая точка чувствовала толчки от срабатывающей до отбоя задней подвески (На Москвиче я такого никогда не чувствовал). В целом о машине можно было сказать, что самое лучшее, что было в машине это мотор, коробка, мост, остальное было убито.
Эксплуатация. Из Минска «копейка» доехала своим ходом и без поломок (это около 1500 км.). При этом она неплохо поливала под 130 км/ч. Несколько месяцев мы ездили без поломок. И вот в один зимний вечер, возвращаясь от родных, не доехав около километра до дома, машина резко потеряла управление и спереди послышался грохот. Благо ехали около 60-ти, и отец сумел удержать машину на дороге. Вышли, осмотрелись – правое переднее колесо было на боку и глубоко ушло внутрь крыла. Причина корнями шла от предыдущего владельца – по всей видимости, он в Минске перед продажей влетел в бордюр. Т.к. спица у руля была сломана и просто скручена изолентой, а на нижнем рычаге подвески была трещина в районе нижней шаровой, которая по ходу увеличилась и нижнюю опору просто вырвало полностью. Купили новый руль, поменяли нижний рычаг и заодно под передние пружины подкинули резинки с увеличенной высотой в итоге передок приподнялся на сантиметр. В машине зимой была жара. Когда в 20 градусный мороз мы ездили без верхней одежды все головы сворачивали в нашу сторону. После ездили более года без проблем. Но потом случилось страшное. Передние колеса сложились домиком. Вердикт жестянщика всю «передушку» под замену. Минская соль съела все железо. Ремонт был не дешев, но гораздо меньше, чем стоила тогда «копейка». Месяца через три мы увидели, копейку в новом обличии. Машина была покрашена в желтый цвет, передок стал от Ваз 21011. Отличается он наличием дополнительных отверстий для охлаждения радиатора в фартуке. Далее машина нас только радовала и возила без проблем. Конечно, приходилось ремонтировать подвеску, но износ соответствовал ее ресурсу. В основном меняли сайлентблоки и шаровые в передней подвеске т.к. ресурс у этих элементов редко доходил до 45 т.км. Обычно быстрее выходили из строя верхние шаровые, но менять лучше всего одновременно и нижнюю, а еще лучше все четыре. Мы же не раз экономили на этом в итоге в 98 году, когда умер дедушка. Было много хлопот, а у нас как назло вырвало верхнюю шаровую опору. Убили на ремонт и поиск запчастей полдня драгоценного времени и деньги, которые и так нужны. Не могу сказать, что это было для нас неожиданностью. Ведь при износе шаровые опоры подают о себе знать стуком в движении, кроме того выяснить износ можно просто покачав вывешенное колесо. Еще хочу сказать, что отец у меня не был раздолбаем, а все проблемы с авто из-за нехватки денег на запчасти и здоровья. Времена тогда были тяжелые и нередко задерживали заработную плату и пенсии. Поэтому на машине экономили, как могли. Несмотря на такую экономию «копейка» была очень надежна, и мы могли ездить на ней без опасений на любые расстояния. И дело даже не в том что это авто супер надежное, а том что машина предсказуема и ремонтопригодна, как говорят многие «можно сделать на коленке». В 99-м весной мы с отцом решили съездить в Белоруссию к родным. За две тысячи километров была только одна поломка – вышло из строя самопальное электронное зажигание, которое нам досталось вместе с машиной. Хорошая штука была. С ней всегда в любой мороз машина заводилась с первого раза. Восстановили старое соединение и поехали дальше. Машину к поездке мы никак не готовили, ну разве что проверили работоспособность поворотов, стоп сигналов, фары и положили в багажник ремень генератора. Кстати ремень генератора пригодился, но не нам, а каким-то ребятам на такой, же желтой «копейке» где-то между Гомелем и Брянском. В том же году возникли проблемы с братом, который служил под Ростовом и отец с матерью решили срочно ехать туда, а это около 3 т.км туда обратно. В спешке без всякой подготовки они съездили и без поломок вообще. Кто-то скажет, что расстояния маленькие, я же отвечу, что для 25 летнего авто отечественного производства это очень много. За 7 лет отец намотал, где то 50 т.км. В 2002 году его не стало и мне пришлось сесть за руль самому. Мне как раз исполнилось 18 лет, но прав у меня не было еще полгода. Ездить мне много особо не удавалось, т.к. машина, почувствовав, потерю хозяина просто устала и начала рассыпаться на глазах. Первым делом вышло из строя сцепление, менял один и без ямы. Потом полетела вся тормозная система – пришлось заменить полностью все трубки, шланги, главный тормозной цилиндр (вакуумный усилитель на этой модели отсутствовал), передние и задние тормозные цилиндры. Потом затребовала ремонта передняя подвеска. Про неработающие амортизаторы вообще молчу. Не смотря на то, что я тогда являлся студентом, и приходилось учиться в областном центре за 100 км. от дома, у меня все получилось поменять, кроме амортизаторов.
ДТП. В 2004-м я попадаю в ДТП. В «копейку» врезался спереди мотоцикл «Днепр» без люльки. Я двигался со скоростью не более 40 км/ч. Начал поворачивать к себе домой и тут услышал мат. Когда заметил мотоцикл, то до него оставалось метра 2 не более. Так что успел лишь только нажать на тормоза. Тормозной путь составил 1 м. Пристегнут ремнем я не был, поэтому рассек об солнцезащитный козырек себе лоб. Водитель мотоцикла был цел, так как остался на нем, а вот его пассажир сделал сальто через капот и полетел под откос. У него была разодрана нога и все. Мне повезло, что никто не погиб, т.к. виновным был я (да я не стесняюсь в этом признаться). У мотоцикла сорвало крышки с головок и погнуло вилку. У «копейки» же весь перед увело в сторону, потому что лонжероны согнулись перед балкой и согнулись бы больше, но один из них уперся в генератор. Радиатору конец, фаре одной тоже конец, лобовое стекло с пассажирской стороны треснуло сверху вниз, погнуло рычаги подвески с левой стороны, а водительская дверь стала с трудом открываться. Денег нет, а машину нужно восстанавливать. На мое счастье один мастер взял машину в ремонт и обещал подождать деньги. Ремонт был оценен в 12 тысяч рублей. Притом что такую же машину можно было купить за 20 тыс.руб. Но мы с матерью решили восстановить. Тем более что необходимо было возместить ущерб, за мотоцикл и на лечение пассажира мотоцикла. Мастер же оказался типичным. Срезал крылья, вытянул лонжероны и ушел в запой, а потом еще и скрывался от меня. В итоге машину я забрал лишь через полгода. Сделал как зря, но дешево и к тому времени я как раз набрал необходимые деньги. В 2005-м снова попадаю в ДТП. Был сильный гололед, а мне срочно надо было на зачет успеть. Выехал, а резина была всесезонная и не работающие амортизаторы, ехал не быстро, но каждая кочка на трассе приводила к заносу. Мне несколько раз удавалось удержать авто. Впереди был крутой подъем, и я решил поднять скорость до 60, так как боялся, что не смогу выйти в горку, наверно это было моей ошибкой. Уже в конце подъема была волна на асфальте, после которой «копейку» понесло. Как я не старался, машину несло и нечего не спасало. Я вцепился в руль со всей силы, а в голове мелькнула мысль «ну что это конец?». Слетел с насыпи, которая выше «копейки» на метр. Пристегнут я опять не был. От удара об землю меня подбросило, и я ударился грудью об руль. Если бы не руль, то я неверно вылетел через лобовое стекло. Машина повалилась на бок, но потом вернулась на колеса. Первое выключил зажигание. Осмотрел машину – было гармошкой замято левое крыло и все. Потом выяснилось, что капец радиатору. Аккумулятор не был прикручен, а после ремонта от 1 ДТП на радиаторе не была прикручена защита вентилятора, и он упал на вентилятор и тот погнул лопасть, а та в свою очередь по кругу разрезала радиатор. Машину оттащил к другу, а забирал когда был мороз 20 градусов. До дома 11 км, я ехал на воздушном охлаждении, с перерывами конечно. Разгонялся до 100, и как только температура двигателя переваливала за 90 градусов, выключал зажигание, и катился, пока не остановится машина, потом 5 минут отдыха и дальше.
В 2006 году устроился на хорошую работу и нужен был более надежный и всепогодный автомобиль. Была куплена Лада 4х4 Ваз 2131, по-старому Нива. Но ездить на ней мне не очень нравилось, да и оформлена она была на мать. Вечные проблемы по этому поводу. И я решил привести в порядок «копейку». Первым делом заменил наконечники на рулевых тягах. Что бы ни делать развал схождение снимал старые тяги и делал на верстаке метки по размеру, а потом подгонял под них. После ремонта исчез стук при повороте руля на месте, и на скоростях за 100 исчезла вибрация на руле. Кроме того поменял руль на более мягкий. Правда он оказался с дефектом и не всегда срабатывал сигнал. Потом сделал капитальный ремонт подвески. Купил новую всесезонную резину. Машина вся преобразилась, стала понятной в управлении, на ямах подвеска стала работать более плотно без металлического лязга. Я просто влюбился в нее. В 2006-м году приходилось много ездить, а так как я был молодым парнем, мне хотелось зажигать, поэтому ездил быстро 120-140 по спидометру. Как то с другом были под медовухой и поехали в город забрать должок. Еду и не пойму, почему машина орет, а едим всего 100-ю, и она больше не разгоняется. Оказалось, я забыл переключиться на четвертую. Назад когда ехали, сам не заметил, как разогнался на четвертой до 145. Некогда со мной такого не было, видно медовуха как то влияет. Едешь, кажется медленно, а на самом деле стрелку на спидометре ложишь. После этой покатушки стал замечать, что машина начала кушать масло. Через год «копейка» кушала уже по литру на 100 км. Стал заливать в мотор масло по гуще, а потом чтоб не разориться заливал М10Г2К, оно было самое дешевое (да и мужики из колхоза загоняли). В 2008 году машина стала задыхаться уже от картерных газов, и ездить уже нормально было нельзя, к тому же на перекрестках после меня оставалось синее облако. Тогда мой пробег на машине уже составил 40 т.км, а общий по шитку приборов 150 т.км. Решил делать движок сам и у меня почти все получилось. Не поменял лишь только цепь. Проехав 2000 км в режиме обкатки, поменял масло. Скажу, что после ремонта движок ожил и проявил такую прыть, что мне на ниве совсем перехотелось ездить. До 130 выкручивался на ура, далее уже более вяло. Попробовал 1 раз разогнал до 145 по спидометру, запас еще был, но я не стал терзать движок т.к. орал тот благим матом на меня. Так я отмахал еще 10 т.км. Начал менять масло и заметил, что уровень на отметке MIN, хотя 10 тысяч назад был посередине. Расстроился. Видимо все-таки надо было поменять все направляющие. Хотя сейчас понимаю, что для машины в 35 лет это нормально. В голову засела мысль о покупке новой машины.
Подготовка к продаже. В конце лета 2008 года я решил зачистить образовавшуюся ржавчину по кузову, зашпаклевать и продать «копейку». Купил электрический распылитель краски. Дома стояла 3-х литровая банка с желтой краской, что газовики красили газовые трубы. Размешал с белой обычной эмалью и получил нужный оттенок. Но краска была очень густой, разбавил растворителем, по-моему, Р-646. Благо начал красить по шпаклевке. Краска пошла шубой – растворитель не сошелся со шпаклевкой. Хорошо, что не стал всю краску смешивать. В остальную краску разбавил Уайт Спиритом и дело пошло. Неплохо получилось и даже без подтеков (знакомый автомастер даже удивлялся, как у меня получилось). Заменил ветровые окна, затонировал. И как-то желание продавать машину отпало. Решил выложить смотровую яму в гараже кирпичом. В соседней деревне нашел разрушенную ферму, ну и оттуда возил на «копейке» по 100 кирпичей за один раз. Вообще я часто возил на ней грузы. И чтоб увеличить грузоподъемность, задние пружины были установлены от Ваз 2102(4), а амортизаторы от москвича (говорят, что они двухсторонние) они длиннее вазовских. Многие мне говорили, что ухудшится управляемость и т.д. Но я от такой модернизации получил только плюсы и не разу не пожалел об этом. Плавность хода улучшилась, в машине с пятью людьми подвеска более не пробивала, грузоподъемность увеличилась до 600 кг., еще до изменений часто при полностью загруженной машине нередко поперечная тяга задней подвески сбивала глушитель, но после модернизации проблема ушла. От идеи купить новый авто, я не отступился. «Копейку» я собирался просто снять с учета и поставить дома. Но когда купил «Калину» мне не хватало 10 тыс. руб. и уже везде, где мог, позанимал и кредит был. И пришлось мне расстаться с моей любимой «копейкой» навсегда. Продавал скрепя душой, столько с ней было связано в моей жизни, и до сих пор жалею что продал. Продал я ее за 14 т.р. в течение недели, еще 6 т.р. выручил за зимнюю резину (продавал отдельно). 2 года ее новый хозяин гонял как «сидорову козу». А потом она не выдержала насилия. Этот мужик покупает такой хлам и отжимает из него все что можно, а потом распродает по запчастям или сдает в чермет (короче ликвидность у него неимоверная). Продавал «копейку» по доверенности. Тот товарищ обещал снять ее с учета, но так за 3 года и не снял, правда, налог платил регулярно (после моего напоминания). В прошлом году мне все надоело, и я снял ее с учета в связи с утилизацией. Вот так и канула она в лету.
Вывод. Машина классная, не смотря на возраст. Была бы точно такая новая купил бы не задумываясь. Западает в душу. Очень нравился чувствительный руль без всяких ГУРов и ЭУРов. Самое главное автомобиль сбалансирован во всем как технически, так и по дизайну. Приходилось ездить на семерках и шестерках и вроде бы машины конструктивно не далеко ушли, а по поведению отличаются сильно (такого кайфа как от управления «копейкой» я не испытывал). В меру надежная. Запчасти стоят копейки, а весь ремонт можно производить самому. Машина для тех времен, когда не просто нет денег, а когда вообще нет денег – поднимет со дна при этом, не требуя особых вложений (можно вообще не вкладываться – лишь бы ездила). Ходовая и двигатель ходит дольше чем кузов. Кузов боится сырости, поэтому стоянки на улице противопоказаны. У меня за 1 зиму со ржавела на глазах. Любить и уважать надо каждую машину какой владеешь и тогда она ответит тебе взаимностью.