Первая "копейка" была нашей семейной покупкой в 1974 году, то есть еще первые выпуски. Нареканий, конечно, не было. Пожалуй, это самая ремонтопригодная машина из всех, что я видел. По тем временам мечта, а не машина. Эксплуатировали с 1974 по 1981 гг. Продали в идеальном состоянии. Отличалась крепким кузовом, надежностью, корозионной стойкостью и пр. Отличная проходимость, управляемость. На такой машине и сейчас можно ездить где угодно, хоть в лес по грибы, хоть на рыбалку, хоть на дальние расстояния.
Излишеств в ней нет, кроме прикуривателя, простейшей аудиоподготовки под небольшой приёмник или магнитолку, плафона, подсветки номера, солнцезащитных козырьков с карманом и зеркальцем перед водителем и передним пассажиром. Боковые зеркала, рукоятки, решетка радиатора, бампера и другие внутренние детали хромированные,, неубиваемые. Сиденья покрыты кожзамом, но прочным и надежным. Вот на такой машине я учился ездить.
С 1981 по 2011 гг ездил тоже на ВАЗ 2101, но там движок был уже 21011, 1,3-литровый. Поздние выпуски отличаются более тонкими кузовами. Увы, пришлось пожалеть, что продали старую "копейку" и купить новую. Некоторые невежды говорят, что новая машина всегда лучше старой хорошей машины, но это не так. И не советую никому общаться с теми, кто новые авто считают лучшими, чем хороший старый автомобиль. Все зависит от выпуска и от кошелька и стараний самого владельца.
Тюнинг: никакого дополнительного тюнинга на этих авто мы не делали, не считая овальной гэдээровской переводилки с девушкой на передней консоли, брызговиков и покраски дисков. Да оно и не надо было.
ПРОБЕГ:
На втором автомобиле счетчик уже крутился по второму кругу. Поэтому был капремонт движка и карбюратора.
ЦВЕТ: первая машина 1974 года была бледно-голубой, почти белой, вторая, 1981 г. вып. была цвета яркого красивого такого голубого, сейчас таких окрасок нигде не видел, к сожалению. К моменту продажи краска была цела даже под ковриками на днище. Но под ногами водителя уже начал гнить кузов на автомобиле 81 г. вып., а так же на краях была уже коррозия.
КОМПЛЕКТАЦИЯ И СТОИМОСТЬ:
Покупали недорого, по блату, по распределению. Кто-то стыбздил запасное колесо, поэтому машина нам досталась, что-то около 6,4 тыс. советских рублей. Пришлось покупать отдельно 5-ое колесо. А так она стоила примерно 7,5 тыс. руб. Слово "комплектация" тогда было чуждо советскому покупателю. В те времена предпочитали слушать музыку на портативных магнитофонах, а поиск волн по радио сильно отвлекал. Так что музыка вся была автономная на батарейках: приёмники, магнитофоны. Это сейчас водятлы ведутся на всякие удобства. А тогда слушать музыку предпочитали в тишине через хорошую аккустику, а салонный автозвук вызывал недоумение у меломанов. К тому же, и качество всяких излишеств было на низком уровне. Ах, да, чуть не забыл, печка и вентиляция в этих машинах всегда была качественная и надёжная. Потолок в салоне был обит качественным перфорированным дерматином. Кузов (грузовой отсек) достаточно вместим, в нем помещалось запасное колесо, рюкзаки, удочки, вёдра, вёсла, сложенная резиновая лодка, инструмент и что-то ещё. Нормальный такой седан, манёвренный и вместительный. Некоторые умельцы разукрашивали свои машины, меняли всякие кнопки и рукоятки, ставили колпаки на диски, лепили наклейки и переводилки, ставили на фары пластмассовые тарелки (это такие игрушки "летающая тарелка", как раз под размер фар), кто-то красил фары, кто-то одевал чехлы на сиденья и руль. Сейчас всего и не упомнишь. Чехлы - это было обязательно. Причем, многие по лекалам шили чехлы сами. Это несложно, если есть любая швейная машинка.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ:
Не понравилось:
• Чтобы поставить магнитолу, нужно снять красивую алюминиевую панельку. Ах как её жалко снимать.
• Разгон с места до сотни оставляет желать лучшего, динамика слабовата. А скорость до 140 кмч - получше, чем у современного китайского Ховера - машины для лохов.
• Стандартная комплектация. Хочешь большое зеркало, например, - покупай и ставь его сам.
• Хранить можно было эту машину только в гараже или на стоянке. Лобовые стёкла, колёса, решётка радиатора - это был дефицит и эти детали постоянно воровали, вплоть до 90-х годов. Но это была проблема всех советских автомобилистов.
• Отсутствие аварийной сигнализации.
Понравилось:
• Качество.
• Манёвренность и управляемость.
• По тем временам и внешний вид и салон был на высшем уровне. Посмотрите на самые первые выпуски Мерседес Гелендваген. Вроде, похоже))).
• Надёжные аналоговые приборы.
• Эргономика приборов без лишних причуд.
• Подсветка приборов в тёмное время суток отличная.
• Задний ряд сидений вполне вместителен, могут разместиться 3 человека.
• Материалы отделки салона не самые богатые, но весьма приятны.
• Неплохой расход топлива, по тем временам машина была экономичная, особенно, если учесть стоимость бензина - 20 коп. Чтобы перейти на бензин АИ 76, нужно было поставить всего лишь фильтры (две такие металлические сеточки).
• Ремонтопригодность, неприхотливость. Эта машина как конструктор, в ней почти всё можно делать самому. Вот только движок самому не снять без соответствующих приспособлений.
• Проходимость. Проходимость у этого авто почти как у "буханки уазика", везде пролезет, где на "шахе" или на "Волге"не проедешь. В гору по грязи или по щебёнке прёт как танк. А вот внедорожники и другие иномарки не прут. Сейчас вспоминаю случай, как ехал на "копейке" с дачи домой. Был крутой подъём с щебёнкой, и все машины не могли там проехать. Стояли, ждали трактора. Стояли выпендрёжники с коробками-автоматами, стояли Волги, стояли внедорожники. Стоял и Гранд Чероки. А копейка с буханкой спокойно преодолели препятствие на 1-й скорости. Остальные ВСЕ остались ждать трактор. Это был реальный случай, ничего не преувеличил.
• Подвеска прочная, с ВАЗ 2106 не сравнить. Люксовая шаха с лентой-самоклейкой, имитирующей дерево на передней консоли, конечно, мощнее, но у копейки подвеска лучше, проходимее и прочней. Шаха красивей и более понтовая, все-таки у неё двойные фары и молдинг, но копейка лучше и дешевле. ВАЗ 2101 - идеальный вариант, все остальные тазики сделаны на её базе, это же трансформация той же копейки с новыми достоинствами и кучей недостатков. У копейки недостатков не было, поэтому она и стала раритетом, историей, легендой. ездили на ней раньше преуспевающие далеко не бедные люди.
КАК Я РАССТАЛСЯ С АВТОМОБИЛЕМ ВАЗ2101 выпуска 81 года:
Денег захотелось и понтов. Вот теперь жалею. Отличная рентабельная рабочая лошадка. Потерял. Продал по дешёвке. И теперь жалею. А она раритет. Не затратная и надёжная. Покатался я на Мерседесах, Ауди и прочих машинах, наелся этих понтов вдоволь, тем более, что сейчас понты - это уже ничто. И точно скажу: на ВАЗ 2101 можно ездить всю жизнь и не париться по поводу всяких понтов, к тому же, не переплачивать за автосервис и не платить большие налоги. Принцип действия современных автомобилей тот же самый, что у копейки, только всю эту электронику кто бы ещё отремонтировал. А с копейкой таких проблем нет. Лучше и приемлемей, чем ВАЗ2101 для обычного покупателя пока ещё не придумали.
ВЫВОД:
Актуальный по сей день автомобиль. И точка.