Приветствую вас, товарищи!
В этом году моя "ласточка" отметила юбилей - ровно 30 лет назад она сошла со стапелей славного Волжского Автозавода.
И в честь праздника решил я навеки увековечить ее имя на просторах интернета. О, славная 2101 тебе и твоим потомкам пою я эту хвалебную песнь!
Но для начала - "за жизнь". Давненько читаю дром, отзывы об авто... и в каждом втором отзыве об отечественных авто - сплошное нытье - да мы ничего не можем, да руки не из того места растут, инженеры - калеки, конструкторы - бездари... Короче, покупайте Морковника, гольф 2, бмв что угодно, но только не отечественное корыто. Которое, по определению и сто км не одолеет по дороге, рассыпется на куски. Помню особо "удачный" перл от одного из таких страждущих - "Да лучше б мы лицензию Фольквагена купили тогда, ездили бы на нормальных машинах!"
Оно, конечно, да. Только вот вопрос - а что бы нам продал Фолькваген в 1965 году? Уж не "Жука" ли? Нет, спасибо, я лучше на Фиате поезжу!
Люди, откститесь! Почему чуть не каждый владелец русавтопрома начинает свой отзыв с извинений, дескать, ну да ведро с гайками, купил что было, заранее простите за совершенную глупость... Я не ура-патриот. Наши автозаводы сами долгими десятилетиями создавали себе антирекламу, выпуская откровенно устаревшее и криво собранное барахло. Но вот парадокс - это барахло по сию пору гоняет по дорогам, сменив десяток владельцев, бороздит , так сказать пространство и время... А где тот б/у Опель Омега, который вам сватали лет десять назад? Свежепригнанный из Германии и с "детским" пробегом 200 000? Поди, в переплав уже давным-давно пошел? Не собираюсь махать шашкой и выкрикивать лозунги типа "поддержим любой ценой наш автопром". Я о другом - думайте головой, причем своей головой, имейте гордость за себя, за свой народ, за промышленность, за свои заводы и фабрики, которые выжили со времен перестроечного беспредела, лихих девяностых и т.д.. И живы до сих пор. Как-то пафосно получилось, ну да ладно. Надеюсь, мысль вы поняли.
А лично я снимаю шляпу перед инженерами ФИАТа, создавшими замечательную модель 124. Перед советскими инженерами, умудрившимися превратить чахлого итальянца в монстра дорог с небывалом запасом живучести. И перед заводчанами, выпускавшими дешевый народный автомобиль в самые лихие для страны годы.
Но, собственно, к теме разговора:
ВАЗ 21011 образца далекого 1984года. Всю жизнь в одной семье. Начинал дед, потом перешла к отцу, а теперь и я рулю ею уже долгих и счастливых 8 лет. Не знаю, сколько кругов одометра она обнулила, но только моих там - под 100 000. Да... Где-то на рубеже тысячелетий машина прошла капиталку. Двигатель, кузов - делали все, не жалея сил и стредств. Кроме того, отец не в шутку озаботился тем, что ныне именуется "тюнинг". Начинайте загибать пальцы:
- дисковые тормоза по кругу, спереди - "десяточные" вентилируемые
- колеса 14
- рулевая рейка от форда
- самоблок в мосту
- борт комп
- ксенон (тогда это была мега круть, а термина "колхоз" еще не существовало)
- електростекла с автодоводкой
- конечно, панель от "2106", куда без нее
- перетежка салона
- растяжка под капот и стабилизатор поперечной устойчивости - в зад
- форсирование двигателя
- 5ст КПП
+ много всего по мелочам, обо всем не вспомнишь
Да, было время... Помню, как меня поначалу поражало то, как мягко, не по-жигулевски закрываются двери... Механизм стандартный, просто очень хорошо отрегулирован. Чпок - и дверь закрыта. в отличие от всех всех соседских жигулей, где - Хрясь!!! Есть! Ну, теперь -то, спустя годы, петли просели и на водительской то же - типичный Хрясь!)) Время берет свое.
А любимыми рассказами отца в то время были саги о бесчисленных "наказанных" иномарках. Да, отжигал он на ней не-по детски. Крутануть движок до 7000 и сделать со старта крутой жип - не проблема... Погрузиться с семьей в машину и доехать до Крыма за 6 часов - как два пальца! Стрелка ниже 140 не опускалась по трассе. Да-а, есть что вспомнить...
Где-то в середине 2000-х машина перешла ко мне. Думаю не надо говорить, каково это - вчерашнему студенту сесть за руль СВОЕЙ ПЕРВОЙ машины! Вы были в горах Кавказа? Видели гордых орлов, парящих высоко-высоко над над вершинами? Так вот - все они - жалкие воробьи по сравнению со мной!)) Тут необходимо лирическое отступление. Это сейчас машиной никого не удивишь. А тогда времена были совсем другие и жили люди совсем еще не богато. Тем более в Украине. Достаточно сказать, что из всех друзей-знакомых я - первый у кого появился собственный автомобиль. Так что так.
Короче, я был царь и бог! Такие выкрутасы, как отец, я себе не позволял. Но и поддать жару не упускал случая! Всякие пацанские девятки - для меня вообще были не конкуренты. А обогнать какой-нибудь престижный Ланос (вспомним о поправке на время и место))) - это было дело чести! не знаю, сколько лошадей в движке, но максималка составляла 167кмч при 5500 об. Не по спидометру, а по джипиесу. Сейчас это вызовет улыбку у обладателей даже бюджетных авто, но поверьте - для жигулей это очень круто! По паспорту, кстати стандартный 21011 - где то 140 кмч максимум. Так что, вы понимаете, мне было чем гордиться! Да что говорить - даже сейчас не всякая иноколымага меня сделает. А уж тогда -то! Не то что бы я был заядлым Шумахером и стритсракером в одном лице - нет. Ездил и езжу я аккуратно - не создавая проблемы себе и другим. Но иногда, когда свободная дорога и настроение - позволяю себе дать копоти!
И тогда и сейчас получаю истинное удовольствие за рулем своей ласточки! Вжарить по трассе - нет проблем! Рвануть в поле, лес, на разбитую груновку - опять проблем нет! Благо клиренс 18 см под мостом - не всякий кросовер нынче столько имеет. А если зима - вообще красота! Задний привод рулит! Крутнуться вокруг своей оси на заснеженной стоянке, покатать подружку в заносе и послушать ее восхищенный и испуганный визг - это братцы, доложу я вам, настоящее удовольствие. И кстати - о зиме. Вообще никаких проблем! Любой гололед, снег - все нипочем. Помните я о самоблоке говорил? Он и шипованые Мишлен творят чудеса. За все годы застревал ну от силы раз пять. Причем четыре раза - в прошедшую зиму. Очень уж серьезно намело. Самое гиблое дело - дорога в гору, снег, под снегом - лед, каток. Это все, абзац. Шипы не шипы - ничто не помогает. Справедливости ради - все моноприводные стояли, даже передне, только 4Х4 мог ехать. Но это повторяю - апофигей зимы случился. А так - никаких проблем вообще. Ни в городе, ни на трассе. В прошлом году несколько раз мотался в Беларусь и обратно. 1300 км на тридцатилетних жигулях в одну сторону и "в одно лицо", без отдыха. Это, доложу я вам, не легко. Будто вагон с углем разгрузил. Но можно! И "копеечка" не подвела - ни разу не чихнула!
Ремонты, косяки, проблемы:
Да все пучком! Блин, поражаюсь надежности и живучести этих машин! Все просто и примитивно, но оно работает!
Что я делал за эти годы - один раз менял краник печки (да, да, старая болячка всех жигулей), один раз - подшипник ступицы, , один раз помпу, два раза - генератор (один раз купил явное барахло), выпускной коллектор в этом году. Наконечники - один раз и тяги. Ну, шаровые. Бензонасос. Карб чистил раза три профилактически. Э-эээ... И все! Остальное - плановое обслуживание - масло, фильтры, колодки.
Но вместе с тем чистые руки машина не любит - в основном электрика любит мозг. То вентилятор не включится - надо контакты почистить, то реле какое нибудь сдохнет, то замок зажигания. Ах да! Замков я поменял штуки три за это время. Есть плавающая болячка - при долгом нагреве движка, например летом при езде с высокой скоростью - иногда не крутит стартер. Надо остыть минут 15-20, тогда срабатывает. Так я и не победил этот баг. Да и не особо напрягался, честно сказать. Бачок омывателя - постоянная проблема. Ставил разные, жигулевские, десяточные, менял моторчики - всегда геморрой. То протекает, то вовсе не работает. Смирился.
Что еще... Ну давайте по тюнингу. Для себя решил - никакого колхоза в своих машинах. Полный сток - и никаких гвоздей. Почему? Объясню. Стоит у меня рулевая рейка. Хорошо? Хорошо. Руль легкий, крутится отлично. Но при проезде скажем, грунтовки руль вибрирует в руках, не то что бы из ряда вон - как на девятках тех же - но тем не менее при родном редукторе такого нет. И кроме того - от упора до упора - 4.5 оборота. Колеса при этом на большой угол поворачиваются и привыкнуть можно запросто, но все же - на гонках Ф1 уже не выступить. Детали - наконечники, тяги - уже не в ближайшем ларьке купишь, а нужно поискать. А когда найдешь - отнести токарю доработать. Мелочи? Да. Но - косячок. Впрочем, я себе сразу пару комплектов сделал, мне хватит. Задние диски хорошо работают? Отлично. Но - гайцы могут докопаться. Изменение тормозной системы, машину эксплуатировать нельзя. К счастью, такого еще со мной не бывало, но осадочек есть. Мотор - зверь ? Да! Но на ХХ его колбасит, не любит он такие низкие обороты. Издержки форсировки. И все в таком духе. Но все же есть опции реально приятные - самоблок, электростекла... Короче колхозить или не колхозить - каждый решает сам, в меру своего опыта и убеждений. Я для себя все решил.
При всем при этом, машина меня реально радует! Я вообще фанат ретро, а эти большие наивные фары, круглые аналоговые приборы, руль с хромированным ободком... М-ммм, красота! Ну про то что машина едет, я уже объяснил. Приятно, знаете ли, пофланировать теплым летним вечером, неспеша, в свое удовольствие на машине под музыку Битлз или Пресли, поесть мороженное с подругой у кинотеатра, посмотреть со стороны как свет отражается от хромированных бамперов. Таких уже не делают...Ну или промчать по трассе под 160, удивляя своей прытью всех вокруг...
Не думайте, что только лаптем щи хлебаю. Ездил я на всяких авто. Самые "крутые" - прокатный нульцевый Крайслер С300, на котором намотал под тысячу миль по Штатам. На пятилетней Е-шке тоже несколько сотен км намотал. А так - в семье были разные машины - Октавия, Суперб, Аут, опять же друзья с разными машинами от авео до тигуана. Так что не сравниваю конструктив 60-х и современность, понятно кто выиграет. Но копейку я люблю, душевная она. Но годы берут свое, ей уже 30 лет. Сердце сжимается, когда вижу как она под окном стоит, под дождем мокнет, под снегом. Надо поберечь старушку. За свои годы она всем и все уже доказала. Долго я отнекивался от новой машины, но взял в этом году СЙ Корандо (в России - Актион). Хороший аппарат, комфортный, современный. Вот только прослужит ли он мне столько, вопрос? А ласточку думал в гараж - на вечное хранение. Только летними теплыми вечерами выезжать, побаловать ее и себя. Пусть отдыхает, трудяга. Да... Но- снова пришло лихое время. И Корандо стоит в гараже. А "копеечка" - ВАЗ 21011 снова взяла на свои плечи нелегкую ношу. Наматывает на свои колеса километры разбитых дорог, глотает ямы от разрывов мин, провозит через блок-посты...
Спасибо тебе, родная! С днем рождения!