Доброго времени суток, тебе, читатель моего отзыва!
Начну издалека, чтобы ты мог проникнуться глубиной глубин всего описываемого в отзыве. В общем, дром я посещаю уже достаточно давно, думаю, лет 5 точно будет, а скорее и больше – не считал. Отзывы, отчёты о перегонах, отчеты о путешествиях и долгосрочные (иногда не сильно таки долгосрочные) тест-драйвы сделали меня благодарным посетителем сайта. «Что удивительного?» – спросите вы, а я отвечу, что в принципе ничего, но живу я в городе Луганске, Украина. Машины с правым рулём у нас (в Донбассе) можно было встретить раза 2-3 в год, в основном, это либо наши соседи с Ростовской, Воронежской областей (где их тоже немного), либо завезенные ещё Советскими моряками допотопные (но от этого не плохие) экземпляры JDM. Первая регистрация авто с правым рулём у нас была запрещена ещё в далеком 1992 году (но фанатов это никогда не останавливало, делали переоборудование, ввозили «под документы», ну не мне вам рассказывать, я думаю всё примерно похоже у нас, и у вас). В других регионах Украины: Николаеве, Херсоне, и особенно в Одессе правый руль уважают давно и до сих пор. Моряки в своё время там показали как должен выглядеть настоящий автомобиль неискушенным советским автомобилистам.
Надо отметить, что машины для меня – это больше чем хобби, у меня это уже скорее диагноз. Всё началось с раннего детства, вместе с вкладышами турецкой жевательной резинки Турбо, и со временем только прогрессировало. Как итог, имею профильное образование и работу в транспорте. По этой причине, интересны мне машины (а точнее автоиндустрия) всякие, хоть европейской, хоть японской школы автомобилестроения, как, собственно, и американские, корейские и, чего уж греха таить, китайские (интересны не столько машины, сколько путь китайской промышленности и её рост). Вот таким нехитрым путём я и оказался здесь. Многих «ваших» машин я никогда вживую не видел, но прекрасно знаю их болячки и слабые места, комплектации, и т.д.. Сам не знаю зачем это мне, но как-то так само вышло, пусть будет:))
В общем ближе к делу. Водительское удостоверение я получил в 18 лет, во время учебы в университете машину не водил (между работой и учебой выбрал учёбу), и как только закончил универ и устроился на работу, сразу задумался о приобретении автомобиля. Первоначально рассматривал что-то новое и недорогое из салона, в кредит разумеется. Выбор открывался небольшой: Ланос/2110/2113-14-15/Приора/Geely CK. Но этот путь имел два недостатка: первый, это то, что машинами эти повозки можно назвать лишь с натяжкой – сплошные компромиссы недостатков, и второй – сам кредит. Решение подсказала, на тот момент, моя (уже бывшая, привет тебе!) девушка. Говорит, может ты бы у папы машину взял, он всё равно ей не пользуется, а со временем накопишь на новую без никаких кредитов.
Я даже удивился, как я сам не подумал об этом раньше. У папы уже лет 10 в гараже пылилась его ВАЗ 21013, она же Lada 1200s 1984 года цвета «коррида». Необходимости ездить куда-то на ней у него не было, иногда выезжала пару раз в год для прогрева, коротких поездок. Опущу подробности, скажу лишь, что через несколько дней я уже ехал на ней к себе домой. Глушитель ревел так, что стритракеры с китайскими прямотоками нервно курили от зависти, а в прилегающих к дороге дворах срабатывали сигнализации. Пыльная, пердяще-ревущая, чихающая и глохнущая на светофорах вечернего города копейка наверняка смотрелась смешно со стороны, несмотря на это, я был самым счастливым водителем в потоке:))
В следующие несколько дней машина поехала на регулировку/чистку карбюратора, замену выхлопной системы, полную диагностику ходовой, рулевого управления, тормозов. За годы простоя много РТИ пришли в негодность, менялось всё, на что были хоть малейшие подозрения. Родной пробег машины составлял на тот момент около 90 тысяч километров. Состояние машины очень хорошее, серьёзно бита никогда не была, красились крыло и двери с одной стороны (Батя по молодости не рассчитал обгон, и притерся к автобусу), ну и пару вмятин машина получила при поездках по лесу, и неосторожной парковке. Единственный недостаток по кузову, это то, что пороги начали подгнивать, но не сильно. Сказался долгий простой в сыром гараже. В остальном же машина как новая, даже музыки в ней не стояло никогда.
О машине: экспортная Lada 1200s, куплена в салоне в декабре 1984 года, по спецификации предназначалась для Чехословакии, но была отбракована (не работала лампа топлива в приборке) и оставлена на внутренний рынок. Мотор 1200 куб. см, 64 л.с. и 89 Н/м крутящего момента. В комплекте с машиной достались аутентичные инструменты из СССР, аптечка, сервисная книга и бортовой журнал с фиксацией километража по каждому (!) выезду.
На обслуживании машины не экономил, запчасти, расходники и ГСМ использовал только хорошие и очень хорошие. Масло лил только Elf 10w40 полусинтетика, в редукторе и КПП сменил ещё заводское на Тотал полусинтетику. Т.к. близилась зима, была куплена хорошая зимняя резина, и секретки на колёса (не зря кстати). Машину обслуживал преимущественно на одном СТО, которое занимается ВАЗами ещё с 70-х годов.
После приведения машины в порядок, началась ежедневная её эксплуатация. После долгого простоя вылезал миллион косяков, которые сразу же устранялись, то тормозной шланг потёк на морозе, то тормозной цилиндр приказал долго жить, скучно не было. Но я реально смотрел на вещи, и понимал что для такого почтенного возраста и условий предыдущей эксплуатации – это норма. Зимой машина очень радовала теплой печкой (жаль только что пока прогреется нормально салон, уже приезжал на работу), и задним приводом, это и правда очень весело)) Заводилась всегда хорошо, даже в -24 (меньше у нас просто не было). Не нравилось только, что если едешь один, то на заледеневших подъёмах у светофоров, из-за легкого зада машина просто не могла нормально тронуться вгору. Во вторую зиму я это исправил батареей в багажнике, вкупе с хорошей резиной это дало совершенно неожиданный результат – я не только без проблем трогался вгору, но и не застревал в снежной целине (снега, по сравнению с вами, у нас почти нет), куда специально заезжал. За всю зиму у меня не было ни одного прецедента по причине плохой проходимости, смешно было смотреть как соседи по стоянке откапывают свои паркетники, в то время как я просто неторопливо выкатывался из снежного плена, так что батарея в багажнике рулит! Ещё из неприятного зимой – примитивная вентиляция и распределение воздушных потоков в салоне, и, как результат, вечно запотевшие окна. Спасал только спрей от запотевания. В такие моменты я вспоминал 1967 год, когда Фиат 124 стал автомобилем года в Европе, и сразу вместо недовольства пробуждалось уважение к прошлому.
Что ломалось, подробно писать не буду, это грустная и длинная история. Ограничусь лишь несколькими позициями по памяти: ходовую после простоя заменил почти всю, помпа, радиатор, регулятор напряжения, генератор давал мало тока – отремонтировали, заменил ещё родные чешские (OSRAM) галогеновые лампы в фарах, пара легких ДТП (в задний бампер), и капитальный ремонт двигателя этим летом. Мотор до этого совсем не ел масло, работал тихо и хорошо тянул. Потом резко стал подъедать масло, и было решено не ограничиваться полумерами, а его откапиталить. Я ещё удивился, что на таком небольшом пробеге мотор так устал. И тут я услышал историю, от которой о..уел. Думаю, и вы тоже, о.уеете:
«Середина девяностых годов, место действия восточная Украина, маленький провинциальный городишко. Безденежье, тотальное закрытие шахт, фабрик, заводов и распил их на металлолом. Заправки у дорог, оставшиеся от СССР с непонятной смесью, продающейся как бензин. И мужики с канистрами, продающие такую же смесь, только дешевле. Все заправляются как могут (часто бензина на заправках просто нет), в том числе и льют какие-то горючие реактивы с хим.завода в пропорции с бензином в свои машины, продающиеся предприимчивыми мужиками у дороги. Короче говоря, в году так 1996 от такого топлива машина (внезапно! :D) начала работать на трёх цилиндрах. Батя со своим товарищем раскидали мотор в гараже, и один из поршней у них рассыпался прямо в руках. Они подкинули кольца в мотор, и решили поменять один (!) рассыпавшийся поршень. Но это только половина дела. Поршень они купили на приемке металла, вытянув из какой-то битой машины. Не мерили ничего, просто вставили в мотор и собрали. На таком моторе машина ездила до лета 2014 года, и пробежала, по памяти, тысяч 40 километров. И ехала хорошо, и масло не ела. П..дец.»
Что нравится в машине:
- салон не скрипит, пластик мягкий и качественный;
- мягкая, тихая и энергоемкая подвеска;
- конкретно на моей машине двери закрывались с благородным звуком, и разумным усилием, не сравнить лязгом той же Приоры, например;
- очень гармоничное и атмосферное авто, погружающее тебя в прошлое с головой;
- машина - отличный тренажер для начинающего водителя, после неё можно ездить на чем угодно, не растеряетесь;
- машину не жалко. Она довольно дешевая и крепкая по ходовой части, что может позволить вам не объезжать (в разумных пределах) ямы. Да и подставить бок, крыло дорожному хаму или учителю я никогда не боюсь на ней:))
Что отличает машину от современных авто, и делает её эксплуатацию «на каждый день» неудобной:
- эргономика и комфорт, на дальние расстояния ехать неудобно, если можно поехать на другой машине или не ехать, то лучше так и сделать;
- тихоходность, что на трассе, что в городе. крейсерская скорость на трассе 90-110 км/ч, если ехать больше, то расход топлива растёт вместе с шумом в геометрической прогрессии;
- почтенный возраст и отвратительное качество запчастей;
- дорогостоящее обслуживание, как бы смешно это не звучало. Если пытаться использовать эту машину в качестве каждодневной, то она будет сыпаться регулярно, скорее всего по-мелочи, но постоянно. Вы или будете, проводить выходные в гараже, или будете знать лучшие СТО по Жигулям в городе, третьего не дано. Запчасти дешевле чем на иномарки, да, но они нужны всегда, а цена на работу, примерно такая же (иногда выше) как и на бюджетные машины иностранного производства. Да и немногие уже берутся за Жигули. За 2 года и 15 тысяч километров, на обслуживание, ремонты, шины, по моим прикидкам было потрачено где-то около $1000-1200. Я сначала записывал всё, потом перестал, цифры при суммировании удивляли. Ну, это вышло, скорее всего, из-за моей педантичности, что касается технической части. Просто я считаю, что машина может быть с внешними дефектами лакокрасочного покрытия, убитым салоном, ржавая, но по технической части всё должно быть как с завода, и неважно старая/новая, медленная/быстрая она, надежность и безопасность во главе угла! На своей машине, я без сомнений могу поехать в любой день хоть на 1000 км, и буду уверен, что она не подведет. Такая уверенность и стоит столько денег за 15 тысяч километров, это однозначно минус;
- привлекательность для автоворов. Мою машину вскрывали трижды. В первый раз под окнами дома ночью (на стоянку не ставил, думал никому она не нужна, наивный), слили бензин, и обчистили багажник. Во второй раз, вечером прямо под окнами сломали элемент советского тюнинга - воздуховод на капоте, открыли капот, и украли новый аккумулятор. И в крайний раз, подобрали ключ (не сломали, и на том спасибо) к багажнику, обчистили и почти скрутили колесо, спасли секретки. Но надо сказать, что у меня нет сигнализации, нравится использовать машину такой, какой она была тогда. По этой же причине нет даже музыки;
- маленькие неудобные зеркала. меня спасает большое салонное панорамное зеркало, родом из СССР, если бы не оно, было бы очень грустно.
Сравнивать её с современными авто не имеет смысла, она из другой эпохи. И я считаю, что это очень удачное и успешное для своего времени авто. Как живая классика – прекрасный автомобиль. Машина-прорыв для советского автопрома. Сейчас она дарит радость, надо только понять эту машину. Если ты понял её, то будешь ездить с улыбкой на лице и весельем, настоящий фанмобиль. И езда не ней мне приносит намного больше радости, чем, например, на MB W211, но это уже совсем другая история…