Здравствуй, уважаемый читатель! Вот, отъезжена не одна тысяча км, и решено написать отзыв о моей первой машине. Отзыв этот будет почти бесполезен для тех, кто решил купить себе автомобиль, воспользовавшись советом интернет-аудитории, так как мало кто найдет в себе желание передвигаться таким способом и еще меньше на свете осталось хороших машин такого «класса». Просто, я знаю точно, многие из прочитавших мой рассказ до конца обнаружат на своем лице мимолетную улыбку молодости/детства. И, надеюсь, станут терпимее относиться на дорогах к творению советского автопрома и хозяевам этого творения…
Ну, пожалуй, начну
Извиняюсь за долгое вступление, но я сочту за долг упомянуть, что знакомство мое с машиной произошло за долго до того, как я стал ее собственником. И поэтому, чтобы у тебя, дорогой читатель, сложилось правильное впечатление о НЕЙ позволь мне начать сначала.
Ни для кого не секрет, что в советские времена денег хватало на все, но ничего нельзя было купить! Так было и с моим дедом – деньги давно лежат на книжке (хоть «Волгу» покупай), а очередь на «Жигули» не движется. И вдруг звонок из Барнаула (дед тогда жил в Михайловском районе Алтайского края) – мол, приезжайте забирайте свою машину. Пока он добрался (а это аж 450км) все яркие расцветки закончились, но осталась ОНА. ВАЗ-2102 белая, как первый снег (тогда в моде были красные, желтые, голубые, но никак не белые авто). Но кто бы осеню 1976 отказался от своей очереди на новенькие Жигули?!
Я родился почти 10 лет спустя – в начале лета ’87. И что же делать новорожденному в жарком городе – меня отвезли в деревню, когда мне было всего два месяца. Вот там я и познакомился со своей Ласточкой или Старушкой, как я, да порой и дед, ее ласково называем. Не буду врать, что я отчетливо помню наше знакомство, но ее чудесный неповторимый запах, возможно, с тех пор я бы уже никогда не забыл!!
С тех пор я бывал в деревне каждое лето. Когда пошел в школу – четыре раза в год гостил у бабушки с дедом (летние, осенние, зимние, весенние каникулы). Из Барнаула мы ездили поездом до ж/д станции, от которой до нашей деревни еще ни много ни мало 5 км. Можете себе представить мою радость, когда каждый раз приезжая на каникулы из окна поезда я видел беленькую «двоечку», покорно приезжавшую за мной за полчаса до прибытия состава…Хочу сразу поправиться, что зимой дед приезжал на чем угодно, только не на Ласточке, так как с первыми морозами она забиралась на чурки в сухом гараже и отказывалась с них спускаться, пока не растает снег)).
Как часто жарким летним днем я заходил в прохладный кирпичный гараж, садился в машину, хранившую свой чудесный запах, и уносился в своих детских мечтах в далекие путешествия, знакомился с попутчиками, которых подвозил в неизведанных направлениях!!! Кто бы мог подумать, что через каких-нибудь 10 лет…
Порой, дед разбудит меня ранним утром, заведет мотор, и поедем мы с ним (нет – не на рыбалку, как ты, читатель, подумал). У нас в деревне не было речки, где водилась бы нормальная рыба… Но кто был тот знает – в Кулундинских степях растут отменные арбузы. Так ранним утром ехали мы за сочными спелыми арбузами, которыми в некоторые годы закладывали полный салон (так как в «двоечке» салон легко превращается в багажник и наоборот).
Последнее, что я видел, уезжая домой в конце каникул из окна купе – летящая рядом с вагоном Ласточка, из которой дед машет мне на прощание рукой.
Год 2007. Осень. Бабушке с дедом тяжело стало в деревне. Что и говорить – деду за 80, а он дрова колет, и сено косит.
Решено на семейном совете перевезти стариков в город. Квартирку купили для них в новостройке (однокомнатную, но просторную). Лифт. Удобства. Кабельное. Все, что нужно нормальным старикам.
Все бы хорошо, но деду стало жалко продавать машину, хотя предложили за нее 50! т.р., а какие-то узбеки-торгаши предлагали поменять ее на шестерку ‘93г «ключ в ключ». (Очень уж им нравится ее вместимость и неприхотливость!) Поехал он в райцентр – получил транзитные номера и… приехал в Барнаул, сказав, что ему тяжело ездить по городу с непривычки, а вот мне в самый раз на ней будет учиться!
Так 22 сентября 2007г. я, не имея прав, стал собственником «двоечки».
На тот момент у нас в семье была CAMRY ’98г. Но ничто не привлекало к себе так, как обладание своей собственной машиной. Поэтому, как только закончилась волокита с переездом и обустройством на новом месте стариков, был куплен гараж и я отправился учиться на права.
Год 2008. Январь. Я – участник дорожного движения по ту сторону поребрика (как называют бордюр в культурной столице). Не буду задерживаться на сотрудниках ГИБДД, хотя нельзя не отметить тот факт, что в первый же день (точнее ночь) моей автопрогулки у меня забрали права, выписав временное удостоверение, обвинив меня в НАРКОМАНИИ. Правда после проведения экспертизы, результаты которой были готовы в течение 4-х дней ВУ мне вернули.
Думаю не нужно сильно рассказывать о комплектации моей машины, так как за 32 года дед с ней ничего не делал. Т.е. машина мне досталась в своем первозданном виде, не считая резины с колесными дисками, которые дед отдал кому-то взамен на новый комплект, когда уезжал из деревни, а времени переобуться в нормальную резину не было! (Теперь, пытаясь поддерживать вид советского автомобиля, я очень жалею об утраченных дисках с хромированными колпаками, которыми украшал ВАЗ свои машины.)
Здесь читатель меня, наверное, спросит о состоянии кузова и количестве ДТП. Состояние идеальное – стоит вспомнить, что машина зимой не эксплуатировалась, а летом в степи дождь – это крайняя редкость. При этом пробег на 01.2008 составлял лишь 45 000км. Естественно ни о каком «втором круге» речи быть не может! Что касается ДТП, то как таковых их не было до меня, если не считать чуть помятое переднее крыло (брат когда-то учился ездить и , разворачиваясь, не вписался в радиус между двух сосен) и задняя правая дверь (стандартная ситуация – дед выезжал из гаража и вдруг поднялся ветер…)
В первую же зиму я сделал антикоррозийную и антигравийную обработки, поставил пластиковую защиту крыльев и задние брызговики. Отъездив примерно 1000км по городу в зимнее-весенний период машина дала знать о том, что она привыкла зимой стоять. Потекло все, что могло потечь.
Пришлось поменять тормозные шланги – 4шт, амортизаторы – 4 шт, главный тормозной цилиндр, бензонасос, и все резинки на подвеске и тягах. Заодно поменял масла везде, где их можно было поменять. К счастью в этой машине больше ничего не осталось, что могло бы течь или капать. Так же очень радовало, что все необходимое я смог купить на две своих стипендии (я тогда учился в политехе) – никогда не забуду полиэтиленовый мешочек с комплектом сайлендблоков на ВСЮ подвеску, который стоит 30! рублей.
В мае прошел тех. осмотр с первого раза! за смешную сумму (около 250р.) Инспектор был так поражен состоянием моей «двоечки», что забыл посмотреть номера не двигателе и кузове и подписал акт осмотра.
К августу я настолько освоился в среде автолюбителя, что, заехав в автосервис и заменив рабочий тормозной цилиндр правого заднего и подшипник полуоси там же, а также все масла и фильтра, рискнул съездить на своей Ласточке в Казахстан – в славный город Алматы (ранее Алма-Ата). В обе стороны путь длился около 5-ти дней, за которые я проехал примерно 3800км. Вот и сбылись мои детские мечты о бесконечных дорогах и интересных попутчиках. Правда по возвращению в родной Барнаул срочно поменял заднюю крестовину, игольчатые подшипники которой рассыпались в прямом смысле. Причиной тому – высохшая советская смазка. Но, что удивительно, машина отлично ехала, лишь тихонько и мелодично поскрипывая раздробленными иголками и частично лишившись прежнего наката! Во время поездки мах скорость достигала 135км/ч, чем мы с Ласточкой не мало удивляли попутчиков на более современных а/м. В пути случилось, еще одно происшествие, которое тогда мало обратило на себя внимание – двигатель начал «сопунить» и выбрасывать масло в воздухозаборник. Печальные последствия этого происшествия я узнал лишь полгода спустя. Как ни странно за всю эту поездку уровень масла в двигателе понизился около 2мм!
Вообще я езжу немного и по возможности аккуратно. Так пришла осень – небольшие прогулки в лес, поездки на дачу и т.д. Вот и зима.
30 декабря 2008г. Поднимешь голову – в окнах высоток горят елки, а моя «двоечка» снова напоминает своему новому хозяину, что ездить зимой она не собирается. Вообще я склонен считать, что у машины есть душа. Ну, или подобие души. Никогда не замечал, мой читатель, который настолько терпелив, что так далеко зашел в прочтении моего правдивого рассказа, что машина после мойки становится быстрее и покладистее. Так вот, на этот раз нежелание ехать я почувствовал в прямом смысле – выдавило прокладку из-под головки и, как следствие, исчезла компрессия. Так я доехал до гаража, едва взобравшись по пандусам на 4-ый этаж, а новый год встречал в грустных раздумьях.
Отгуляла страна Новый и Старый Новый год, протрезвела и дело уже шло к весне. Приехал я со своей Ласточкой в моторный цех. Представьте мое удивление, когда мастер говорит, что скоро светит КАП. РЕМОНТ двигателя – «Зазоры уже приличных размеров!» - цыкает зубом и улыбается. Отдал я 13000 рубликов. Поменяли кольца, колпачки, цепь, шестерни, успокоитель и тд. Я, конечно, сам виноват – не надо было на 40 км/ч 4-ю передачу включать! Зато теперь двигатель шепчет. Масло сколько залил, столько и сливаю. Меняю его, правда, часто 5-8тыс.км. Да и не жалко – вся процедура обходится в 700р. Заливаю полусинтетику Lukoil 10w40.
А дальше все по накатанной – снова весна, снова тех осмотр за 260р. и снова положительные эмоции от использования чуда инженерной мысли второй половины ХХв.
В семье появлялись и исчезали разные автомобили (ММС Airtrek ‘01, Nissan Sunny ’02), но Ласточка мне нравилась больше! Нет, я не хочу сказать, что она красивее, удобнее или безопаснее, но в ней было что-то, чего не было ни в одной другой машине.
Когда у меня были перебои с дензнаками, а хотелось покататься на машине, я брал «шашку» такси, купленную за 300р. и мог часами кататься, общаясь при этом с попутчиками, ГАИшниками и… машиной.
Год 2009. Лето. Я получил диплом инженера и решили мы с друзьями съездить в Горный Алтай отдохнуть. Конечно, на Двойке. Погода была пасмурная, временами дождик. Все готовы к неспешной поездке и получению неспешного удовольствия. Выехал я из дома и… попал в ДТП, не успев даже выехать за город (привет Денис, смотри на знаки). В итоге 3 часа ожидания сотрудников, море злости и обиды. Обиды за несостоявшуюся поездку, помятое крыло, испорченное настроение. Ну, а потом, как известно, месяц ожидания, экспертиза, страховая компания и везде бюрократия. Получил 7т.р. отремонтировал за 4,5, но осадок остался – очень неприятно, когда на твоих глазах происходит что-то подобное, а еще хуже, когда ты становишься невольным участником «убийства» своей машинки. Пришлось поехать на другой машине. Но это к моему рассказу не относится.
Год 2009. 31 декабря. Не придумав ничего необычного на праздничную ночь, решил провести ее вдвоем со своей девушкой, а поскольку своим жильем я еще не обзовелся, решили мы покататься на Ласточке. За окнами мороз. Люди спешат с последними приготовлениями к Новому Году. А мы сидим в теплом салоне машины, пахнущем почему-то по-прежнему новой советской машиной, как в детстве, и катимся по улицам украшенного к празднику города. К моему великому удивлению, горожане вечером 31 декабря не сидят по домам даже в 35-ти градусный мороз, а пытаются уехать куда-то – некоторые, изрядно выпившие, к друзьям; другие, вооружившись плюшевыми игрушками и тортами, торопятся, вернувшись из командировок, к своим семьям. А поскольку в такой вечер транспорта в городе уже практически нет, ввиду пагубных пристрастий к алкаголю большинства водителей, то опаздывающие граждане не прочь прокатиться до дома и на моей бесцельно катающейся Двоечке. За двойную цену, надо сказать. Удивительно, но наше желание покататься в праздничную ночь, обогатило меня на 3тыс.р. Но к утру, когда я поехал в гараж, я заметил, что фары стали светить подозрительно тускло… Выяснилось, что генератор не способен поддерживать напряжение при долгой езде со всеми включенными приборами на морозе! А еще пытаются ввести закон о постоянной езде с включенным ближним светом! Как же ровесницы моей старушки с этим справятся?! В итоге, доехав до гаража и заглушив мотор, я уже не смог его завести. После этого я не стал спорить с Ласточкой и оставил ее одну до весны – ну не привыкла она ездить зимой! Слава Богу, мне было на чем ездить.
В теплое время 2010 года Двоечка снова радовала меня и моих друзей незабываемыми путешествиями: несколько поездок в Горный Алтай, в том числе на Белуху, Телецкое озеро; поездки к друзьям в Бийск, Рубцовск и т.д. Очень сильно впечатлила поездка в деревню Николаевка, которая сгорела осенью ’10 года, где, собственно, и жила моя машинка 31 год. На обратном пути из деревни очень сильно ослаб ремень генератора и фары снова начали гаснуть. И несмотря на то, что в багажнике я всегда возил запасной (мой мастер, у которого я ремонтировался, всегда говорил, что ремень в «Жигулях» должен быть всегда, как прокладка у женщины) поменять его не удалось так как простым ключом не открутилась гайка-фиксатор, а торцевого не было. И вот, мой терпеливейший читатель, представь такую картину. Вечер воскресенья (у меня все автопрогулки занимают максимум свободного времени) – завтра на работу. Фары освещают 1м дороги, дальний свет – 1,5м. Габариты сзади и спереди отчетливо видны, штатные СТОПы работают хорошо, третий – диодный не горит, приборная панель прктически не освещается. Впереди 200 км трассы А-349. Дорога свободна. Средняя скорость движения 100-120км/ч. Варианты: 1. проезжать по 10 км с 20-ти минутными остановками – аккумулятор успевает подзаряжаться. 2. Пристроиться кому-нибудь в «хвост» и рассматривать дорогу в свете его фар. Меня нисколько не пугает скорость 120км/ч – это для Двойки нормально, но вот дистанция, которую необходимо держать до впереди идущего автомобиля должна быть очень небольшой, чтобы можно было комфортно продвигаться в сторону работы. Я выбрал второй вариант. Сменил всего лишь несколько попутчиков. Часть потому что останавливался на «перекуры», остальные по-видимому раздражались от долгого соседства машины-паразита и отрывались. Тем не менее большое спасибо ребятам, которые были моими ведущими – очень признателен.
Шло время, менялись обстоятельства. Пришлось продать одну из двух оставшихся машин. А поскольку на данный момент я – единственный в семье водитель (брат уехал по работе на неопределенный срок в другой город), то и машину выбирал я. Двойку решил оставить (жалко продавать, да и баню на даче еще не достроили), а Камри – продать (хорошая машина, но не для стройки и не для наших дорог).
Я никогда не был сторонником гонок на машинах, для этого не предназначенных. И на скольких машинах не ездил (какими бы быстрыми они не были) ни разу не срывался со светофора с визгом покрышек. Тем более на Двойке. Хотя она могла. Но, думаю, у каждого были обстоятельства, в силу которых приходится изменять своим привычкам. Как-то в обеденный перерыв я ездил по личным делам и, многие меня поймут, к концу перерыва осознал, что никак не успеваю вернуться вовремя. Вот тут у меня на дороге встречались светофоры разных оттенков зеленого (просто зеленые, желтоватые и даже почти уже красные, но мне казалось все же, что сквозь красноту чуть виднеется зелень). В такие моменты начинаешь замечать, сколько на наших дорогах балбесов. Эти горе-водители думают, что с ними кто-то начинает (заигрывать) соревнование по скоростному преодолению городских кварталов. Особенно их гордость задевает, когда кто-то быстрее трогается/обгоняет. И, когда до офиса остается пара кварталов, я понимаю, что встретил такого автолюбителя. Отстояв на неправдоподобно долгий красный сигнал, я начинаю судорожно разгоняться правым рядом. Оставляя позади себя, при этом, два левых. Проехав половину расстояния до следующего перекрестка, я вижу такую картину: какой-то дебил, сообразив, что его только что унизили, выжимает из своей Камри S40 темно-синего цвета все, на что она способна. Догоняет меня (в чем я и так не сомневался) и… в тот момент, когда наши скорости примерно равны 80км/ч, а расстояние до перекрестка очень-очень быстро сокращается, перестраивается передо мной в правую полосу. Не показывая сигнала поворота, резко снижает скорость и приступает к правому повороту. В свое время я ездил на такой же Камри и знаю, что тормоза у нее отменные. Но представьте мои ощущения! В авто ’76 г.в. нет даже вакуумного усилителя тормозов (как следствие я на Двойке привык держать вдвое большую дистанцию до впереди идущего автомобиля, чем на любой другой машине, а зимой - втрое). Но, оказавшись в такой ситуации, я превратился в один сплошной тормоз (с вакуумом, АБС и системой распределения тормозных усилий) – все это делала правая нога. Весь этот процесс происходил под аккомпанемент, издаваемый клаксоном левой рукой и непроизвольной нецензурной бранью – голосовыми связками. Не знаю, понял ли этот даун, почему ему сигналили (я даже номер его не запомнил).
Так у меня зарождалось и росло желание приобрести современный автомобиль, способный уверенно держаться в потоке своих собратьев, пусть даже управляемых чукчами, спустившимися с гор нашей равнины.
С началом зимы у машины потек кран отопителя. Пришлось ублажить старушку и поехать в сервис. Заодно мне поменяли обе верхние шаровые, главный цилиндр сцепления и передний рабочий тормозной. За работу – 1200р, запчасти и жидкости на долив – 1500р. На этот момент, наверное, в машине не осталось не поменянных деталей, в которых есть резинки. А старые более, чем 30-ти летние, конечно, уже затвердели и потрескались. Не могу не упомянуть о том, что эти же шаровые я менял 1500км назад. А ввиду отвратительного качества деталей пришлось повторить эту процедуру снова. И хотя разболталась лишь одна шаровая опора, заменены были обе – чем черт не шутит. Обе – то есть верхние; нижние почему-то не болтаются вообще.
Несмотря на мою бесконечную любовь к этой машине, решил я продать свою Ласточку (просто жалко убивать такой раритет зимней ездой), а ведь и без колес никак. Выставил объявление на Drom, и через неделю снял с учета и отдал ключи новому счастливому хозяину. Жалко, конечно. Очень надежный, незаменимый в хозяйстве автомобиль. Чего только на нем не возили: и диваны, и холодильники, и картошку с дачи – все входит! Сколько приятных эмоций было получено! Честно говоря, была даже мысль о том, чтобы сдать машинку в утиль – чтоб никто над ней не издевался, как часто бывает с другими копейками. Но, когда я понял, что спрос на мою машину ВЫСОК, несмотря на завышенную цену, и человек хочет ее купить, чтобы не просто ездить, а делать из нее Ретро-авто, я передумал. И решил, что, возможно, у машины просто начинается вторая жизнь.