Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Воспоминания о дорогах 90-х

Воспоминания о дорогах 90-х

Доброго дня и хорошего настроения!

Дополнение будет просто о том, какова была жизнь на дорогах 90-х, несколько обобщенным и по воспоминаниям. Хоть я и был мал тогда, но не смыкая лупил глазами в лобовое, подмечая интересное, а интересно будущему водителю было все!

Первым авто нашей семьи стала в 94 году копеечка. Точнее 21013, аж "реэкспортная" из Германии, можно сказать "беспробежная". Вспоминая сейчас, понимаю, что она была весьма необычной. Одновременно похожа и на 2101 (спереди и сзади) и на 21011 (бамперами и салоном), а под капотом... Я не разбирался тогда в том, что скрывается в недрах, также как и сейчас заглядывая в дамскую сумочку. Но гаражные мужички удивленно чесали затылки, т.к. наблюдали этакую смесь одинадцатой, шестерки с неким странным электрооборудованием более характерным уже для 8-к и 9-к. А т.к. читать я тогда мог на всех языках мира, т.е. никак, то не скажу, были ли таблички на немецком. Считал я тогда, что у нас особенная машина и был этому вполне горд. Особенно крутости придавали "дилерские" немецкие резиновые молдинги на металлической основе и фаркоп не с головой куклы, а с красивой пластиковой заглушкой. Ни разу мы прицеп не таскали, но фаркоп выручал неоднократно, ниже расскажу как.

Для простоты, буду называть первую нашу машину "копейкой". Так вот выпал на ее долю переезд за 1300+км к новому месту службы отца и нашему месту жительства. Не все удалось увезти контейнером, поэтому год спустя, забив пожитками копейку и обустроив мне на заднем сиденье тесноватую, но уютную лежанку, мы двинулись в путь.

Очень хорошо мне запомнилось 2 вещи: крайне малое количество заправок, часто с табличкой "бензина нет" и ужасные дороги. Поэтому с собой везли 1 или 2 канистры с 92-м как НЗ, а еще весь имеющийся инструмент для самостоятельного ремонта в глуши. По пути всматривались в каждую заправку в надежде не увидеть печальную табличку. К слову, бензин то встречался, но вот цены... Поэтому чаще всего заправлялись с каких-то военных бензовозов, неприметно стоявших чуть поодаль от дороги, с более гуманными ценами. Прошло уже четверть века, а глаз до сих пор сканирует стоимость топлива, проезжая мимо заправок - вот такая детская привычка.

О дорогах.

Часто представляли они из себя бетонные плиты. Толи раньше так делали, толи изначально дороги были военными, а уж потом переведены "на гражданку". К слову в Подмосковье есть трасса некогда входившая в состав кольца обороны столицы, именуемая на новый лад большим кольцом, либо по-старинке - бетонкой, хотя таковой уже давно не является. Асфальтовые часто были не лучше. В общем, приходилось часами ехать "тыдык-тыдык, тыдык-тыдык". Времена были суровыми, не до ремонта дорог. Не редко стыки встречались настолько жесткими, что становилось жутко от ударов, сотрясавших весь кузов. Мне запомнился один незамеченный "трамплин", с которого на скорости пришлось прыгать. Малому да глупому, было весело, как карусельки, а вот бате не очень. Дороги даже в европейской части страны были пустынны, связи никакой нет на 100 + км вперед, 100 + назад, помощи ждать неоткуда было, а те редко попадавшиеся авто... желательно было вообще с ними не встречаться и уж тем более помощи не просить.

Не исключаю, что батя, собрав всю гаражно-дальнобойную летопись, спланировал по старенькому "Атласу дорог СССР", а может и по своим штабным/авиационным картам, которые потом мне служили альбомами для рисования, специально такой маршрут, применив еще и навык разведчика "как остаться незамеченным" за 1000+ км, максимально объезжая крупные города, минимально останавливаясь на маршруте. И действительно, не припомню встреч ни с ГАИшниками, ни с иными господами за 6 областей. И так часов 18 или больше, 1 час только выделял батя себе на перерыв, обед и краткий сон где-нибудь в укромном глухом лесу, все остальное время в движении, изредка и очень быстро заправляясь. Мне казалась поездка целой вечностью! А когда въезжали в соседнюю с домом область, считалось, что уже рукой подать до уюта и кровати. До сих пор сохраняется в дальней дороге это теплое чувство, наступающее за 250-300 км до дому. Отдельная история с дорожными знаками, их часто не было вообще и только каким-то чутьем, но скорее точным расчётом километража, батя находил неприметные съезды и повороты.

Сейчас другие времена, дороги не так утомляют, если трафик не дикий, и гораздо спокойнее. Изначально ты не думаешь, приедешь ли ты домой или нет, прочно поселилась в голове мысль о том, что помощь будет оказана, если уж чего. А для остановок я выбираю красивые места, устраиваю мини пикник. Пока, правда, не получается превратить дальние поездки в путешествия с заездом в исторические места, но и препятствий для этого нет.

Кому-то покажется, что я сгущаю краски или детская память приукрашена - может быть и так. Только вот в те времена активно гоняли авто из Германии и Прибалтики, распространяя потом по центральной части России и дальше на юг и за Урал. Это сильно привлекало внимание лихих парней и государевых людей. И наш маршрут был схож, но тщательно переработанный батей. В подтверждение этих мыслей, смутно, но припоминаю случай уже в конце 90-х, как однажды ночью (тогда была уже шестерке) пришлось остановиться на пустынной трассе где-то в глуши, вскоре подъехали местные ГАИшники и прямо посоветовали побыстрее уехать отсюда, порекомендовав остановиться впереди толи на АЗС толи на посту ГАИ. Не безопасно было в глуши и на виду стоять. Спасибо тем неизвестным и честным хранителям дорог.

Ах да, про фаркоп обещал рассказать. Неоценимую роль он сыграл в нашем переезде. Вот так прыгая на бетонке и незамеченных "трамплинах" фаркоп принимал на себя часть удара, сберегая если уж не подвеску перегруженного авто, то уж глушитель точно! Он выдержал, с отметинами от дороги так и перешел новому владельцу, не поработав по прямому своему назначению ни дня.

И все же, в 90-х была на моей памяти одна неприятная встреча на дороге.

Ехали мы тогда 3-мя машинами и 3-мя офицерскими семьями толи на отдых, толи на картошку - не помню. Дороги у нас были холмистыми, несмотря на то, что относился край к равнинному. Принцип езды на копейке чем-то напоминал грузовики - надо было набрать достаточную скорость, чтобы взять подъем иначе на прямой передаче (4-й) не вытянешь, на 3-ей тоже не всегда хватало запаса скорости и мощности (хотя какой запас мощности у копейки?). И вот наш слаженный караван на строгих 90 км/ч догоняет тонированную БМВ 5-й серии (е34 имеет известную всем славу 90-х), плетущуюся 60-70км/ч.

Выждав момент, батя аккуратно выходит на обгон... Но... Видите ли негоже советскому копью обгонять баварца! БМВ начинает плавно набирать скорость, просто не давая опередить. Хорошо, батя скинул газ, вернулся позади упрямца. Тот снова снижает скорость до 60-70. Батя моргнул фарами, мол, ускорься или пусти меня - вредности только прибавилось, а скорость еще снизилась. Выждав момент, батя на спуске вновь выходит на обгон... Упертый баран, проморгав красную копейку, почти пустил вперед, но... мощный мотор позволяет баварцу прыгать вперед в любой момент, и ситуация повторяется вновь - не пускает! Скорость уже 120, копеечке плохо, на горизонте подъем и появляется встречка... тормозить поздно, деваться уже некуда. Батя на тот момент принял единственное верное решение - стал вынуждать тормозить ублюдка на бэхе, прижимая его бортом к обочине, что-то вроде "не пустишь - столкну, но лобовое с семьей не допущу!". Влезли в полосу. Разминулись со встречкой. Бэха мгновенно обгоняет, подрезает и оттормаживает. Выходят 2-е молодых борзого вида. Выходит батя, кинув нам с мамой фразу запереться и сидеть тихо. Батя злющий, но совсем не устрашающего вида, хладнокровно начинает объяснять что и как, пытаясь толи обескуражить, толи выиграть время. Но какая правда на дорогах 90-х? Кто сильнее тот и прав, а силы совсем не равны... "Бычка" начиналась, ничего хорошего не суля.

И тут нас догоняют двое сослуживцев на красных копеечках, отставших за время этой чехарды с обгоном, останавливаются толи позади, толи в коробочку взяв бэху - не помню уж.. Выходят два наших бравых крепких офицера, поболее бати, быстро, уверенно, грозно двигаясь к месту конфликта. Не исключено, что еще и с садово-огородными аргументами в руках, т.к. кто-то из них полез в багажник (за лопатой?). Не успели они еще вступить в дискуссию, как две паршивых овцы прыгнули в свою БВМ и, метя хвостом в пробуксовке, скрылись за горизонтом. Было ли правдой, а может, спустя годы история обросла подробностями, но настрой офицеров был боевой, на хорошую драку, с битьем стекол и сваливанием БВМ в кювет, хорошо, что обошлось мирно.

Вот такое могло произойти на ровном месте, просто так, просто потому, что кто-то на дороге считал себя главнее и устанавливал свои правила. Поэтому на дальние расстояния старались ездить хотя бы парами на двух машинах, если везли с собой семью. Подозреваю, такие случаи еще случались, просто батя не пугал нас рассказами о них во времена командировок, благо обычно ездили по 4-5 офицеров в одной машине (экономили на бензине), а это уже весомо. Теперь, друзья, вы можете понять, почему обычный перегон одной семьей был не простой поездкой в 90-х, почему батя тщательно готовился к этому, почему мог ехать около суток без отдыха на пределе человеческих сил (а уж копейка с шестеркой - это пытошная для водителя на дальняках).

Как бы ни ругали сейчас дорожников, кучу камер и треног, пробки на дорогах - это все мелочь, сейчас гораздо спокойнее и приятнее путешествовать и вынужденно ездить по делам. Время то ушло, и жалеть не стоит.

Всем добра, взаимопонимания и взаимоуважения на дорогах. Берегите себя и близких.

Опубликовано

Похожие отзывы и дополнения

Продажа Лада 2106 1992 в России

Комментарии

14084052
Помню эти времена,сам гонял "лады" из восточной Германии через Украину,Беларуссию на Брянск,Калугу.До сих пор помню бетонку от Чернигова до Брянска.Да,были времена!
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter