Добрый день всем обитателям Дрома. Последнее время в отзывах довольно часто стали промелькивать рассказы о неяпонских автомобилях. Возможно, некоторые сейчас презрительно пошлют меня куда-нибудь подальше на сайт любителей «зубил»…так был я там. Скучно у них и неинформативно. Отзывы какие-то убогие из 5 строчек. Мой рассказ сложно назвать отзывом в том формате, к какому все здесь привыкли. Это скорее не перечень технических характеристик и эмоций владельца, а художественное описание нашей общей истории дружбы с автомобилем, история тяжелой эксплуатации и хронического ремонта с подробностями.
К написанию этого отзыва меня подтолкнул случайно скачанный на телефон аудиоролик-прикол о продаже машины, в котором горе-продавец рассказал все о своей машине, начиная от угона в Германии, перебитии номеров, куче аварий и текущих болячках машины. Слушая этот прикол, я смеялся и понимал, что у меня в принципе все примерно так же, но только по-настоящему.
Итак, моя машина ВАЗ-2108, год выпуска 1987, двигатель 1300, цвет вишня (не совсем), пробег неизвестен, срок владения с 2003 года и по сей момент.
История покупки: имея на тот момент зарплату в 2500 рублей, я взял ссуду в Сбербанке в размере 45000 рублей на 5 лет и начал активный поиск. Вариантов было не много: восьмерка или девятка. Цвет, год, комплектация значения не имели. Только техническое состояние. Посмотрел я около 30-40 машин и остановился на ней: вроде ровненькая, не сильно гнилая, двигатель шепчет, ходовка на твердую 4, хозяин вроде как порядочный человек. Сделка свершилась в выходной день: деньги ему, машина мне. В понедельник я поехал ставить ее на учет в ГАИ и….тут случилась катастрофа. Мой автомобиль направили на экспертизу, отняли все документы и заставили писать объяснительную по поводу снятия-установки номерной чашки. Я был в шоке. Вроде и в машинах к тому времени разбирался неплохо, но о кузовных нюансах ничего не знал. Хотел было сразу вернуть неудачную покупку старому владельцу, но возник еще один нюанс: при оформлении счет-справки мы указали не реальную стоимость, а «отфонарную» - 1500 рублей. В те годы так часто делалось, причем клерк, выписывающий справку, ставил автоматом всем одну сумму, если не было специальной просьбы указать другую. Соответственно, при конфликте с продавцом я мог рассчитывать по суду только на 1500 рублей(((.
Весь свой гнев я по телефону вылил на «порядочного» продавца. Однако он довольно спокойно встретился и предоставил мне пачку документов об этой машине: результаты прошлых экспертиз по лакокрасочному покрытию и объяснительные всех хозяев, о том, что никто из них никогда не занимался кузовным ремонтом и прочее…листов так 30. Так же старый хозяин пообещал помочь с постановкой на учет. В общем я тоже написал объясниловку, что ничего не варил и не резал, а продавец принес самую свежую экспертизу кому-то из начальства. В общем, получив отметку в ПТС о проведенной проверке по способу крепления номерной чашки, я стал законным владельцем. Так же из документов я узнал, что автомобиль является реэкспортным из Германии, а стены АвтоВаза он покинул будучи абсолютно белого пушистого цвета. Возвращался автомобиль через Литву, долго ходил за Уралом….в общем, я был примерно 10-ым владельцем. Когда то машину сильно били в правую переднюю часть и меняли лонжерон и брызговик со снятием номерной чашки и возвращением на законное место, что на самом деле не совсем законно(((
Собственно начало эксплуатации. Нормальная, средняя для своих лет машина. Первые пол-года я отъездил без каких-либо нареканий. Первую зиму отъездил на всесезонке «Быстрица» 185/70/13. Летом шумит, зимой скользит. В общем есть резина зимняя, есть летняя. Есть подклассы: ледовая, снежная, грязевая, шоссейная…..вот только всесезонной НЕ БЫВАЕТ! Но в принципе на тот момент я обладал хорошим навыком вождения, и это была моя пятая зима на летней резине. Так что в первую свою зиму под моим управлением машина пострадала в авариях всего 2 раза.
В первый раз некое чудо на «девятке» совершило левый поворот и забыло выключить указатель поворота на протяжении около километра. Я ехал за ним по левому ряду, он- по среднему. При попытке обгона на скорости слегка неподходящей для города (около 80-90) я был атакован в правый борт. Долгое боковое скольжение, разворот на 180 градусов. Вторая машина, постояв секунд 10, скрылась во дворах. У меня разбитая задняя правая боковина, правая дверь зажата от смещения боковины, лючок бензобака практически пропущен через корову, у чуда- передний левый угол – бампер, крыло, фара. Самое удивительное, что удар я получил в момент практически законченного обгона (опережения без изменения полосы движения). Оказалось, что водитель пьян, ехал в среднем ряду, поворотник не забыл выключить, а заблаговременно (за 800-1000 метров) включил для осуществления поворота налево во дворы со средней полосы, при наличии двойной сплошной. Вызов ГАИ, аварийного комиссара принесли только полное разочарование. Один удачный звонок нужным людям превратил ситуацию в «обоюдку», а степень трезвости второго водителя виртуально была определена удовлетворительной. И ни одного документа. Вот наверное с этой секунды во мне поселилась глубокая и неискоренимая ненависть к продажным гаишникам и прочим блатным подвязкам.
Вторая микроавария так же была нелепой: двигался в левом ряду, внезапно впереди идущий автомобиль без каких либо предупредительных сигналов мгновенно перестроился в правый ряд (благо там был минимальный разрыв в потоке машин), а на его месте возник стоящий ВАЗ-2106 с левым поворотом. Встречка занята, двойная сплошная, правый ряд тоже полностью забит. Торможение около 10-15 метров по гололеду, удар. У меня разбитое стекло фары, у него немного загнут бампер. Разошлись полюбовно. Скажете несоблюдение дистанции? Не думаю, что кто-то держит в городе дистанцию, достаточную для остановки в случае мгновенного превращения впереди идущего автомобиля в неподвижное препятствие…
И вот в этот день у меня появилась зимняя шипованная резина К-190М «Метелица». Дело в том, что в момент столкновения со мной в машине была мама….в общем зимняя резина – это ее идея и подарок, но мой выбор))). Резина дешевая, шумная, «тракторного» рисунка….короче с тех пор только на такой и езжу (уже 3 комплект)…лучшей резины для зимы пока нигде не видел. Был период тяжелого материального положения, когда ездил подряд 2 года, не снимая зимнюю резину и летом.
Вполне спокойно машина пережила первую зиму: запускалась в любые морозы, а они у нас иногда доходят до минус 40, хотя средняя температура зимой около -15..-20. Масло в двигателе….да любое: бывало Лукойл минералка, полусинтетика, ZIC, Луксойл, Шелл какой-то…ТНК..всего не припомнить. Не в торговой марке дело, а в вязкости соответственно сезону и температурам.
По весне на одной хорошей кочке у меня спрыгнул радиатор со своего места и внезапно протек. Заметил перегрев двигателя довольно рано, т.е. до красного сектора стрелка еще не дошла, но колпачки маслосъемные все же поджарились. Доездил сезон до глубокой осени с огромным расходом масла и чудным синим дымом. Тогда же по осени у меня отпало правое заднее колесо - отгнил и лопнул правый задний лонжерон в месте крепления задней балки. Около месяца буксировочный трос был привязан к балке и к кронштейну пассажирского сидения. Снаружи через дверь. Машина ушла на первый (регулярный) капитальный ремонт. Знакомый сварщик заменил мне мятую боковину, попутно оба порога, оба задних лонжерона, некоторые дырки в днище подлатал. Обнаружили в пороге какую-то монетку, похожую на литовскую и красивую белую краску на всех внутренних полостях кузова. Я тем временем заменил поршневые кольца, колпачки, притер и отрегулировал клапаны. Учитывая большой объем новой кузовщины и абсолютно матовое выцветшее старое покрытие, пришлось перекрасить машину полностью. Самостоятельно. Без опыта. Шпакля, грунт, отвердитель, растворитель и прочая химия не покидала горло и нос на протяжении 2 недель. Мне дали очень хороший краскопульт с тонким распылом. 1 килограмма краски хватило на 6 тончайших идеально глянцевых слоев. Однако, пришли советчики, и убедили, что 1 кг на машину- это крайне мало. Дали другой краскопульт. В первый же проход это краскопульт так нарядно «плюнул», что пришлось просто заливать все на пролив, лишь бы разогнать подтеки. В итоге избрызгав 2 кг краски я покрасил машину «единым подтеком»(((
Еще одно огорчение получилось при попытке достать переднее и заднее стекла. В дребезги оба. А тогда они стоили вместе как раз на половину моей зарплаты.
При сборке я провел антикор днища снаружи и внутри битумно-полимерной мастикой и наивно подумал, что на мой век железа хватит.
Дальше был вновь относительно спокойный период эксплуатации. Только печалили маленькие неприятности:
Лампочки горели чуть не еженедельно. Маяк, Нарва...еще какая то хрень. Ездил вечно одноглазым. Знакомые из сервиса подарили настоящий немецкий OSRAM (с чьей то битой фары). До сих пор горят в обе нити!!! Подшипники ступичные заменил по кругу. Наверно уже 4 раз полный комплект. Натяжник ремня ГРМ вроде раза 3 менял. Щеточный узел генератора раза 3, подшипники генератора 2 раза, шкив генератора раздвоился на кольца, заменил весь генератор на другой БУ; стартер ремонтировал раза 2, потом поставил другой ремонтный БУ, и еще раз БУ- итого сейчас третий; оба подрулевые переключатели- усики, кнопка аварийки, переключатель печки, сам радиатор печки (протек), термостат 2 раза, патрубки системы охлаждения- ВСЕ, некоторые не по разу, кран печки 1 раз – ну тут сам виноват - обломил случайно патрубок. Помпу менял не меньше 4 раз - текут и подшипники разбалтывает регулярно, хотя езжу исключительно на тосоле, вода только в аварийных случаях.
Задние тормозные цилиндры текут весьма регулярно: с каждой стороны не менее 3 раз менял уже, шланги, трубки. А вот передние суппорты до сих пор родные, правда прокачные штуцеры оборвались и пришлось заменить на обеих сторонах на болты с медными шайбами. Иногда поршни в суппортах начинают подклинивать на полном выходе ввиду предельного износа колодок. Приходится менять колодки и заодно брызгать сквозь пыльник WD-40 на поршни. Задние тормозные барабаны проточены до предельного размера и теперь при установке новых колодок тормозов все равно нет. Приходится наваривать на опорные пятки колодок дополнительно около 5-7 мм металла, чтобы поршни из рабочего цилиндра не выпали, а для возникновения ручника так же необходимо наварить распорную планку, а прорези в колодках частично заварить. Кстати тросы ручника заменены всего 1 раз.
Ручки стеклоподъемников ломаются периодично 1-2 раза в год каждая и виной тому огромное стекло. Наружные дверные ручки примерно 1 в год, причем чаще пассажирская. Ну не знают люди этого конструкторского прикола: чтоб попасть в машину надо немного поджать рукой дверь к кузову, а потом дергать курок. Хотя замки и двери у меня отрегулированы идеально- закрываются усилием одного пальца. Дверь водительская правда 2 раза отгнивала по шарнирам от кузова и отпадывала всегда в самый подходящий момент. Пассажирская дверь - всего один раз. Благо, что к тому времени я уже неплохо освоил технологию работы с двумя самыми лучшими инструментами: болгаркой и сваркой.
Блок предохранителей располагается в самом подходящем месте под капотом, где тепло и холодно с перепадами и влажно. Предохранители старого образца. Держатели предохранителей постоянно слабнут и расходятся из-за нагрева. Отказ печки, дворников, стоп сигнала или какой-нибудь фары из-за предохранителя это событие с вероятностью от 1 раза в месяц до 3 раз в сутки. Так же хронически отказывает 1 и 2 скорости печки из-за вечно подгоревших контактов и сплавленной колодки на делительном сопротивлении скоростей обдува.
Шлейф проводки в заднюю часть автомобиля пролегает под ковриком в вечной сырости. Мне он достался уже в плачевно-гнилом состоянии. Поиск заднего хода и стоп-сигнала довел до бешенства. В дополнение к стандартному шлейфу было накидано немало «соплей», ибо вскрытие некоторых жил проводки показало наличие зеленого порошка медной окиси вместо металлического проводника.
Несмотря на обновление проводки, задний ход все равно остается загадкой. И не только у меня, а и многих знакомых с такими же машинами. Включение заднего хода из 2 лампочек по 21 Вт вызывает резкое падение стрелки вольтметра. Гораздо более заметное, чем скажем печка, свет и дворники вместе взятые.
Дворники между прочим не отличаются резвостью. Полная ревизия и смазка всем механических сочленений, замена щеток электромотора, его смазка и проверка, зачистка всех контактов не принесло ощутимого результата.
Период относительно спокойной эксплуатации закончился очередной нелепой аварией. Если мне не изменяет память, это был ноябрь 2004. Левый ряд, главная дорога, скорость 40, гололед. Тетя на такой же «восьмерке» вынырнула справа со второстепенной дороги в попытке совершить левый поворот. Увернуться на встречную полосу не получилось ввиду ее занятости, перестроиться в правый ряд так же не получилось, поскольку в нем шли машины примерно на корпус–полтора за мной. Недолгое торможение и контакт. Она передним левым углом бампера, я - примерно началом номера справа. Результат обе фары, алюминиевый швеллер внутри бампера, капот, правое крыло, рамка радиатора, сам радиатор, смещение двигателя на подушках, смятый моими руками руль до приборного щитка и прочие мелочи. Как потом оказалось, тетя имела стаж менее полугода, и немного неправильно оценила назначение полос дороги, искренне считая, что повернула в свою половину. Благо страховка ОСАГО у нее была. Все закончилось весьма «удачно» для меня. Хотя какое тут везение? Деньги были выплачены страховой компанией в предельно короткие сроки, а я продолжал ездить на разбитой машине. Буквально за 5 дней до нового года у меня оборвался ремень ГРМ со всеми вытекающими последствиями для клапанов. Видимо все же сказалось смещение двигателя и разрушение чехла ГРМ, а так же его близость к лонжерону. Машина была отправлена в долгий простой до лучших времен. А деньги, полученные по страховке под самый новый год, были частично потрачены в печень. Однако я успел закупить все железо и оставил гонорар для жестянщиков. В течении зимы не торопясь, я отдал машину знакомым мужикам на жестянку: замена рамки радиатора и выставление зазоров капота и крыльев. Предварительно снял двигатель и прочую мелочевку.
Обрыв ремня и загибание клапанов меня серьезно разозлило. Была произведена доработка поршней путем фрезерования в них лунок под клапаны, до кучи естественно направляющие, колпачки. Теперь я не боялся обрыва ремня. Когда машина вернулась с жестянки, пришлось снова подкрасить передок: саму рамку, новый капот, крылья. До кучи была произведена плановая замена всех стоек и пружин подвески, замена рулевых наконечников, некоторых резинок в подвеске. Единственное, что в подвеске до сих пор осталось нетронутым - это шаровые опоры. Как с 2003 года купил машину, так и до 2009 не менял. И каждый раз при очередной разборке убеждаюсь в их полной пригодности и отсутствию люфта. А вот рулевые наконечники менялись каждый по 2 раза. Так называемые «КРАБЫ»- то есть грамотно «кронштейн продольной растяжки передней подвески» проще считать не штуками, а килограммами.
Машинка была реанимирована к весне, после чего совершила поход на Белое море, где полностью потеряла новую подвеску, а владелец приобрел немало опыта и положительных эмоций. Если кому-то это интересно, отчет об этом путешествии есть здесь же на ДРОМЕ (
https://info.drom.ru/adventures/travel/9869/). Предупреждаю: там тоже «многа букав», но судя по количеству комментариев, большинству понравилось.
После похода на север машина сильно потеряла жесткость кузова- стали светиться щели в дверях, сверчки в салоне размножались, как китайцы. Серьезной проблемой стала недавно замененная рамка радиатора. Просто болезнь!!! Или металл плохой, или я слишком жестко езжу, но стала рамка у меня хронически рваться между передней подушкой двигателя и «крабом». Подушка дает вертикальные реакции от двигателя, «краб» - горизонтальные от колеса. Хлипкий жестяной короб рамки радиатора трескается и рвется. Подваривал трещины, усиливал накладками не менее 4 раз.
Примерно к 2006 году двигатель потерял тягу. Объяснить это могу и его возрастом, и некоторым новым хобби. В нашем городе была строящаяся объездная федеральная трасса. Пока ее полностью не запустили в эксплуатацию, около 3-4 лет подряд (наверно как раз до 2006 года) там проходили официальные соревнования по дрег-рейсингу 2 раза в год. И неофициальные ежедневные ночные заезды для всех желающих. Мало кто верил, что под капотом моей машины стоит стоковый 1300. Не считаю это хвастовством, поскольку действительно многократно выигрывал «тюненые» зубилы с двигателем 1500 и 1600 с преимуществом до 2-3 корпусов. Иногда вставал с иномарками. Процент побед в среднем около 70. Время прохождения «квотера» не знаю, ибо никогда не засекал, но вот среднюю финишную скорость помню: в интервале 130-140. Так что, кто в этом специалист - пусть выскажется объективно. Правда один раз был сильно удивлен каким-то японским универсалом на автомате с двигателем 2 или 2,5 литра. Машина называлась Субару. Модель уже не вспомнить. Проиграл конечно. Около 2-3 корпусов. Тогда я еще не знал, что такое «Субару»)))). Сейчас я не считаю тот проигрыш позорным, но тогда серьезно был опечален. Резину тогда я выкидывал каждое лето, ну и двигателю за эти годы досталось. Обычным режимом разгона считалась раскрутка 1 передачи до 40- 50, 2- до 110, 3- до 160. На 4 выбирал остатки до 170-175. Про погрешность спидометра конечно знаю, но сколько раз залетал под радар - всегда честно, да иногда по километровым столбам с секундомером проверял – тоже совпадало. И наконец то двигатель перестал тянуть. Правда бывали у меня моменты некоторого «разябайского» отношения к машине: трижды на кочках сминал поддон и прижимал его к маслозаборнику. При полном отсутствии давления проезжал трижды примерно по 10-15 км. И последствий при очередном вскрытии двигателя не наблюдал.
Пришло время капитального ремонта двигателя. Заменил поршни. Между прочим, к тому времени уже были в продаже заводские поршни для 1300 с увеличенными цековками в днище, для предотвращения загибания клапанов. Их я и купил. Новые кольца. Попутно ревизия и ремонт головки. Шлифовка коленвала, расточка блока.
Собрал, завел. Не едет. Давление масла промаргивает. Машина сама не может в легкую горку на 1 передаче тронуться. Мучался около недели, в ожидании прикатки. Как то утром с трудом завелся. Ну еле-еле ворочается стартер, при первых вспышках обороты не набирает. И вдруг внезапно все заработало как надо, обороты поднялись, но вот лампа давления масла горела постоянно. Оказалось, что огромным давлением выдавило уплотнительное кольцо масляного фильтра. Замер механическим манометром показал на холостых давление 12 кг/см. Далее была тяжелейшая разборка редукционного клапана, изготовление оригинальных специальных съемников, его очистка и полировка. И давление пропало вообще.
Еще 3-4 дня ужасной езды порвали мои нервы. Загнав на подъемник и сняв поддон я обнаружил вкладыши россыпью. Снятый коленвал был отвезен в другую мастерскую по шлифовке. Вердикт нормального специалиста: ужасная конусность и овальность всех шеек. Видимо на моем валу тренировался какой-то студент. Шлифанули еще раз. До последнего размера коренных, то есть до 1.00 мм, и шатунные до 0.50 мм. Вот после этого ремонта машина вновь ожила. Но 2 недели были потрачены на 2 последовательных капитальных ремонта. И все по вечерам, в не рабочее время. Здоровья нервной системе такие события не добавляют.
Далее прошел очередной период относительно спокойной эксплуатации. Даже занялся легким тюнингом: музыку поставил Кенвуд с акустикой Сони (украли сволочи, разломав все 3 замка), потом был JVC уже мп3. Хотя немного вру - Кенвуд был когда то раньше, наверно 2004-2005. А JVC я продал и пропил чуть позже. Ну бывает в жизни и такое. Фары дополнительные ставил противотуманки. То 2 круглые, то 2 прямоугольные, то все 4 в разных вариантах установки. Хорошее дело эти фары - очень помогают на фоне кривых кооперативных штатных фар. Фары конечно ломались и терялись. Занимался доводкой карбюратора. Хотя чаще профилактической чисткой. Раз в месяц. Руль поменял. 3 раза. Не думайте, что на какой-то спортивный- нет, все 3 обычные, стандартные заводские. Ломаются они просто часто по травмобезопасной сетчатой вставке от резких движений при силовом рулении.
Инсталлировал дополнительный электронасос от ГАЗели в систему охлаждения – очень полезная вещь. А в последний год занимаюсь экспериментами по добавке воды в качестве антидетонационной добавки к топливу. Система конечно еще до конца не отлажена, но положительный эффект очень заметен. Вода вводится непосредственно в смесительную камеру карбюратора. Ощутимо снимает детонацию и увеличивает тягу, немного снижает расход топлива. Сейчас пишу диплом по этой теме.
Примерно раз в год ломается сидение. Пассажирское или водительское. Сиденья сделаны из такого хлипкого металла, что приходится постоянно их подваривать. То перекосит спинку, то регулировка работает только на один бок, то подушка от креплений к полу оторвется.
Наверно через год после капитального ремонта двигателя внезапно возник неприятный звук в двигателе. Появилось масло в кастрюле воздушного фильтра. Пришлось опять вскрыть двигатель. Один из шатунов видимо был намного просажен по верхней головке. Палец вылез из него и надрал на гильзе канаву около 2-3 мм. Пришлось отдать блок на гильзовку, купить один новый шатун и поршень.
Кузов продолжал гнить и периодически требовал сварочных работ.
Коробка передач стала наказанием. Дважды на ходу обрывало ось сателлитов. Причем один раз удачно, а один раз классически- с разломом корпуса коробки. Пару раз при очередной ревизии коробки я успевал заменить источенную до 2-3- мм ось буквально за несколько дней до неминуемой поломки. А для такого износа оси сателлитов надо всего лишь побуксовать одним колесом в снегу или грязи около часа непрерывно. А я по секрету большой любитель этого дела))). Вечно выпадывающая вторая передача….хотя я всего 2 раза ее менял. И естественно каждый раз при снятии коробки ревизия и ремонт сцепления. Сейчас диски меняю не чаще раза в год, а когда гонялся, доходило до 1 замены в месяц. Хотя и не так давно убил диск за одну ночь. Благо у меня есть запас БУ корзин и дисков, а накладки я переклепываю.
Ремень ГРМ рвется с завидным постоянством- каждый год. Благо, что теперь это не связано с загибанием клапанов. Всегда в запасе держу в машине один запасной. И генераторный тоже.
Осенью 2008 года у машины в очередной раз порвалась рамка радиатора и двигатель практически выпал. В тот период у меня были проблемы с посещением ремонтной базы. Всю зиму я отъездил на проволоке. Вязальная проволока 6 мм. От подушки двигателя к верхней полке рамки радиатора. Капот конечно открыть в одиночку было невозможно. Дважды проволока рвалась, но это поправимо. Весной я смог осуществить очередной серьезный кузовной ремонт. Восстановил рамку радиатора наложением 5 мм уголка с полкой 45-50 мм. Думаю, что это уже до свалки. Немного заплаток по днищу, вытяжка лонжеронов гидравлическим домкратом, установка двигателя примерно на свое место в моторном отсеке. Замена сцепления для профилактики.
Буквально месяц назад при очень интенсивном движении по грунтовой дороге (низкий полет чуть более 100 км/ч) произошел отрыв опорной номерной чашки от брызговика, не совсем отпала, но щели появились. Задняя опорная чашка по странному стечению обстоятельств в тот же момент вместе с задней стойкой вошла в салон, отрывая остатки гнилого картона колесной арки. Чуть позже поддон потерял герметичность и масло из него исчезло в неизвестном направлении. Однако ситуация требовала продолжения движения. 12 километров были пройдены с пружиной в салоне и отсутствием масла в двигателе. Машина самостоятельно добралась до места ремонта. За 300 метров да финиша появились характерные звуки из недр двигателя. После остановки запустить его уже не получилось. Стартер издавал только звонкий щелчок и отказывался вращать коленвал вовсе не из-за разряда АКБ))). Температура двигателя вплоть до остановки была в норме. Вскрытие показало расплавление 2 и 3 шатунных подшипников скольжения. Все коренные вкладыши и шейки без задиров со следами масла. 1 и 4 шатунные так же без повреждений. Цилиндро-поршневая группа без последствий. Одна из регулировочных шайб механизма ГРМ треснула на 4 части и была заменена.
Три полных рабочих дня были потрачены на кузовные работы. Два дня на разборку, дефектовку, ремонт и сборку двигателя. Произведена замена всех вкладышей и шлифовка шатунных шеек до 0.75. Точить коренные уже некуда…уже 1.00 мм. Шейки в данный момент с минусом в 0,05 мм. Биение вала (искривление) так же 0,05 мм.
Так же пришлось по-колхозному отремонтировать маслозаборник, поскольку родная тарелка с ситечком отпала. Тарелку в чермет, ситечко на сварку прямо на маслозаборную трубку. Собственно в таком состоянии машина продолжает свою ежедневную эксплуатацию. Нареканий на работу двигателя нет.
За весь период эксплуатации машины в нее было вложено не менее 100 000 рублей на различные ремонты. Если бы работы выполнялись не собственными силами, а в сервисе, я думаю сумма была бы вдвое больше.
Пробег около 150000. Почему примерно? Так у меня на одометре добавилось 75000, но примерно половину времени у меня не работал спидометр. Точно помню только первый год- тогда все приборы работали и за год накатал 30000.
Расход топлива от 6,5 до 18 литров на сотню. Среднеэксплуатационный 9,5. Поясняю: 6,5- это контрольный по трассе. 18 – это зимой с прогревами и пробками. 9,5 – это точный подсчет заправленного бензина на последнюю 1000 км. И в этой 1000 были поездки по трассе, по городу, 2 ночи, проведенные на рыбалке с работающим для отопления всю ночь двигателем….и прочее. Честный средний расход.
Машина у меня находится с 2003 года. За это время я многократно убивал ее и заново реанимировал. Продать ее скорее всего мне уже никогда не удастся, особенно если кто то из потенциальных покупателей прочтет эту статью. А может, есть желающие приобрести это чудо техники?
Но ведь ей 22 года, и она все еще может. Что может? Разогнаться до 170 км/ч, взять на борт 9 человек или 20 ведер в мешках песка или глины, спокойно запустить двигатель в -40, когда владельцы новых «Калин» исполняют танец с бубном; может свозить меня на рыбалку туда, куда УАЗики пробиваются с трудом, может проплыть 300 метров по воде в брод 30-50 см, а кратковременно до 80 см; она может стоять во дворе на неохраняемой стоянке неделями, не привлекая угонщиков (тьфу-тьфу).
Догадываюсь, что большинство стойких читателей, осиливших этот рассказ, сейчас пребывают в легком шоке от прочитанного, но как говорится, из песни слова не выкинешь, и такого даже при отменной фантазии не придумать.
Вспомнить абсолютно все поломки в их правильном хронологическом порядке я конечно не смог. Поэтому просто перечислю остальные болячки, которые не вошли в основной текст: чудесные и надежные тросики и заслонки управления отопителем переделаны на свой лад, главный тормозной цилиндр, оба стеклоподъемника, ремонт трамблера около 3 раз с заменой датчика Холла, центробежного регулятора, вакуумного регулятора, хронический обрыв троса сцепления раз в год (хотя я им пользуюсь как минимум в 2 раза реже, чем обычный автолюбитель), замена высоковольтных проводов- не менее 3 раз, свечи ~ 2 кг, сайлентблоки задней балки, сама задняя балка имеет трещину в 2 см с момента покупки, но расширяться не собирается, 2 передние пружины, 1 задняя, 1 оборванная по нижнему креплению задняя стойка, обрыв втулок переднего стабилизатора (лечится за 15 минут сваркой), слетевший венец маховика сейчас надежно закреплен сваркой, система выхлопа состоит частично из донорских элементов опять же на сварке, замок крышки багажника радовал своей поломкой не менее 4 раз. Ремкомплект рулевой рейки – 1 раз, опорные подшипники передних стоек не менее 3 раз. Поршневая группа в данный момент на самом деле уже третья по счету. Не помню точно, когда менял, но первая замена отходила 1 год, после чего на 3 поршнях все кольца собрались в одну канавку по причине эксплуатации на 76 бензине.
Не тронутыми мною резьбовыми соединениями являются только 4 гайки крепления крышки багажника и регулятор давления задних тормозов (но он все равно не работает).
Какой же из всего из этого вывод? Да просто радуйтесь жизни и гоняйте на японках, продолжайте глумиться над ТАЗами. Но не забывайте, что полстраны ездит примерно на таких машинах как я, примерно так же их ремонтируют. Машина – это все-таки кусок железа, не обладающий человеческими качествами и душой. Люблю ли я свою машину или ненавижу? Сам не знаю, вам решать. Я ставлю задачи - она их выполняет. Добрый симбиоз длиной в 7 лет с элементами трагикомедии.
P.S. фотографии машины в основном сделаны случайно телефоном. Ежедневная эксплуатация и хронические капитальные ремонты, то есть никак не высокохудожественные, за что прошу извинить.