И снова здравствуйте!
В этот раз речь пойдёт о ВАЗ-21099. Так уж сложилось, что первые ступеньки в виде автомобилей моей авто-автобиографии были, без преувеличения, легендарными. Ну, сами посудите: ЗАЗ-965А, горбатый «Запорожец», легендарный? – естественно! А ВАЗ-2121 «Нива» легендарный? – а то! Так вот и 99-я также не менее, а в чём-то даже более легендарная, чем вышеупомянутые автознаменитости. Во-первых, это венец эволюции ВАЗовского «восьмого» семейства (семейство «Самара-2», всё-таки, несколько иная по восприятию песня); во-вторых, в 90-х это был один из самых престижных отечественных авто, во всяком случае, в первой их половине; в-третьих, мой автомобиль был реэкспортным, что добавляло ему шика и создавало ореол некой таинственности (из Германии же приехал!). Ну, а в-четвёртых, приснопамятные ребята в кожаных куртках и спортивных костюмах шиковали в то время на таких автомобилях в нашем провинциальном городе. А ещё я был свидетелем одного автообмена, который удивил и поразил меня до глубины души, когда один такой колоритный товарищ обменял свой, пусть и не новый, Вольво-740 на 99-ю, потому что 99-я в его глазах выглядела круче! В общем, было время сказок и чудес.
Маленькое вступление закончено – пора начинать свой рассказ. Итак,
Часть 1.
Глава 1. Приобретение.
Декабрь 1996 года. В моей копилке 28млн рублей. Я полон решимости занять пару миллиончиков и приобрести новенькую «шестёрку». В ту весёлую пору всё ещё гнали «Лады» нескончаемым потоком из славного города Тольятти, который спустя совсем недолгое время обмелел, а после и совсем засох, т.к. пошёл гораздо более мощный поток японцев с Дальнего Востока. Продавали же автомобили, в основном, на местном авторынке. Существовали и многочисленные автосалоны, но выгоднее было приобретать машину всё-таки у перегонщиков. Гарантией на новый автомобиль никто тогда не заморачивался, ибо её, по большому счёту и не было.
Здесь я сделаю небольшое отступление от основной темы: все описываемые в дальнейшем события являются продолжением предыдущего рассказа про «Ниву»
Отзыв о Лада 4x4 2121 Нива, поэтому придётся прочесть и его, чтобы было понятно, кто есть кто, а также что и почему.
Возвращаюсь к основной теме.
Так вот, стоимость новых «Жигулей» шестой модели, что я планировал купить после продажи «Нивы», на авторынке была примерно 30млн рублей. Но, друзья, рубль-то на месте не стоял, рубль неудержимо двигался вниз. И когда я, имея на руках вышеупомянутую сумму радостно прилетел покупать машину, то был, мягко говоря, огорчён, т.к. стоила она уже не 30, а 32млн рублей. Ситуация для таких, как я «счастливцев» усугублялась тем, что не за горами был новый 1997 год, что автоматически означало неминуемое повышение цен на всё, а также зверское увеличение покупательского спроса в последний месяц года уходящего. Собственно, и сейчас всё так и осталось без изменения. Решение надо было принимать как можно скорее. А что тут принимать, коль денег больше ниоткуда не предвиделось? Решил брать б/у, ну и в долги заодно не залезать. Да, вот ещё один момент: в то время авторынок (где продавали автомобили, т.к. рынок запчастей располагался в другом месте) работал в неделю лишь два выходных дня, поэтому осматривать машины и что-то решать надо было весьма оперативно, ведь до нового года оставалось шесть рабочих торговых дней.
Когда о моём решении купить «шестёрку» узнал друг Лёха (мы вместе ходили выбирать автомобиль), то покрутил пальцем у виска и назвал меня или бакланом, или бараном (термин «лох» в то время в ходу не был) и сказал, что надо брать «восьмёрку» или «девятку», т.к. они и крепче и лучше по всем показателям, да и круче на порядок. Ну что ж, ему виднее, он-то их каждый день ремонтирует и знает, что к чему. Я же с такой техникой, кроме ремонта двигателей, коим мы с Лёхой иногда тайком от Дирекота промышляли в отцовском гараже, никогда не общался. Да и за рулём проехался лишь раз и то на буксире, когда мы тащили неисправный автомобиль в ремонт (но мне понравилось!). Про Ауди я уж и думать забыл, поэтому решил послушать совета друга и купить «девятку».
Начались поиски подходящего варианта. До нового года, как я упоминал ранее, оставалось три недели, а на покупку, соответственно, шесть дней.
В первый день поисков мы многократно обошли территорию рынка и осмотрели все выставленные «девятки» и «девяносто третьи». Результат осмотра опечалил: хлам! Новые автомобили не в счёт – бюджет не позволял! Второй день также ничем не порадовал, кроме шашлыка и кассеты с модными песнями из киоска «Звукозаписи».
Прошло пять рабочих дней. Уже немного нервничая (новый год всё ближе!) в субботу я с Лёхой опять носился по авторынку. И вот он первый более-менее подходящий вариант: «девяносто третья» 1993 года выпуска с длинным крылом, белого (или бежевого, не помню) цвета. Начали пристальный осмотр, в ходе которого выяснилось, что двигатель просится на капиталку, не работает добрая половина э/оборудования и что-то там ещё и ещё. Но выглядела машина бодро, т.к. в недавнем времени была перекрашена, что тоже вызывало смутные сомнения. Этот вариант укладывался в мой бюджет, да и продавец готов был немного подвинуться в цене, которая была вполне адекватной. Взяв данный экземпляр на карандаш и мысленно для себя окрестив его Унитазом, я продолжил поиски. Однако этот день более ничем не порадовал.
Воскресенье. Мы на авторынке. Унитаз на месте. Шныряем из ряда в ряд и видим ещё одну появившуюся «девятку». Этот автомобиль весь в родной вишнёвой краске, 1992 года выпуска, с коротким крылом, на литых дисках, и вообще весь такой справненький, правда с грязным и ободранным салоном. Были, конечно, и другие косячки, но они не фатальны. Однако смущали продавцы. Мутные какие-то. Про машину толком ничего сказать не могут, о пробеге не ведают (щиток приборов меняли, говорят), в глаза не смотрят, на все вопросы отвечают расплывчато, а из ответов не ясно ничего. Документы на машину, вроде как, в порядке, но червь сомнения всё-таки у меня появился. Цена же на данный вариант, который я нарёк Дровами, также соответствовала моим возможностям. Взяв и этот экземпляр на карандаш, мы снова занялись поисками. Но на этом, собственно, воскресенье и закончилось. Вернее закончилось оно пончиками и кофе. В то время авторынок был очень весёлым местом, где можно было слопать шашлык или пирожки, купить газеты-журналы, до умопомрачения за копейки напиться кофе с чаем (весьма вкусными, кстати!), поболтать с продавцами и прочими посетителями «за жисть», узнать всякие разные новости и ещё много-много чего, о чём вслух говорить не принято.
Движемся дальше.
Рабочая неделя пронеслась и подошли последние в 1996 году выходные, они же два рабочих дня авторынка. Я уже был, как на иголках, т.к. боялся, что мои миллионы постигнет судьба миллионов, полученных с продажи «Запорожца». Итак, Унитаз или Дрова? Дрова или Унитаз? Ни о чём другом думать я уже не мог. Это душевное состояние очень точно характеризуется, как «шило в ж..е». У меня же было даже скорее не шило, а железнодорожный костыль. Так может Унитаз? Или Дрова???...
В субботу мы опять прочёсываем ряды автомобилей. Унитаз на месте. Дрова тоже пока не нашли своего нового хозяина. Проходя по одному из рядов, встретили Ивана (слесарь золотые руки из мастерской Дирекота, который приехал за компанию с кем-то продать машину). И вдруг неожиданно мой взгляд выхватывает новый объект в уже осмотренном нами ряду, которого ещё недавно там не было! Бегом мчимся к нему и видим красную «девяносто девятую», можно сказать, в идеальном состоянии! Бумажка на лобовом стекле гласила, что данное транспортное средство появилось на свет в 1991 году и прибыло на продажу из Германии. Беглый осмотр показал вот что:
- правый бок немного выгорел;
- обшивки обоих левых дверей покорёжены;
- бегут сальники КПП;
- очень плохо открываются замки дверей;
-отсутствует салонное зеркало (отклеилось и пылилось в бардачке).
Пробег автомобиля был 96000км (смотан?...). Цена же немного в мой бюджет не укладывалась - продавец просил 31млн рублей. Решив перестраховаться, я позвал Ивана. Он с абсолютно безразличным и апатичным видо осмотрел машину, назвал примерную стоимость работ и предложил проехать к ним в бокс на подъёмник. Продавец согласился, и мы поехали. Осмотр снизу выявил также порванные пыльники наружных ШРУСов, а на ходу КПП вся выла и гудела. Двигатель же работал как часы! На мои вопросы о происхождении выявленных недочётов продавец пояснил, что:
-краска на правом боку выгорела, а левые обивки дверей покорёжились из-за того, что машина два года простояла на открытой площадке в Белоруссии, как раз правым боком к звезде по имени Солнце;
- сальники коробки потекли также от долгой стоянки;
-из-за потёкших сальников коробка и завыла, т.к. перегоняя машину лихой продавец ложил спидометр с гомеопатическим количеством масла в КПП;
-почему порваны пыльники – он не в курсе.
Иван же ещё на авторынке незаметно толкнул меня в бок и тихо сказал:
- Бери не раздумывая. Машина отличная, а косяки ерунда.
Стали мы торговаться. Я, если честно, вовсе не верил в реэкспортное происхождение «девяносто девятой», но состояние её и прочих имевшихся вариантов (привет Унитаз, привет Дрова!) было как Небо и Земля. Короче сторговались мы на 29,5млн рублей и договорились в понедельник ехать переоформлять машину. Приехав домой, я упал в ноги родителям и стал, как отец Фёдор не корысти ради слёзно вымаливать недостающие 1,5млн. Это возымело действие и покупка состоялась! Вот так я и стал счастливым обладателем очередного своего легендарного автомобиля!
Вкратце опишу своё приобретение: кузов находился практически в идеальном состоянии и не имел ни вмятин, ни царапин, ни ржавчины, только выгоревший правый бок нарушал идиллию; двигатель стоял обычный карбюраторный 21083 и, повторюсь, работал как часы, однако при запуске иногда буксовал «бендикс» стартёра; про КПП уже всё рассказал; салон, за исключением опять же вышеупомянутых обивок дверей был в отличном состоянии; в подвеске всё было на твёрдую четвёрку; шины стояли шипованные и практически новые Cooper; диски же были литыми, причём все пять штук! Вот к ним я вернусь немного ниже и расскажу о них подробнее.
Никаких неизвестных науке элементов в машине не имелось (даже музыки!). О благородном реэкспортном происхождении моей «девяносто девятой» снаружи не говорило ничего, за исключением блестящей решётки радиатора и шильдика LADA на крышке багажника, и то ещё неизвестно, это так и было или же стало? Но отличия от машин обычных всё же имелись, но о них также расскажу позднее. Да, ещё был один момент, который меня очень радовал: на всех маркируемых деталях значилось Made in USSR! Так что моя машина ещё из той ушедшей и великой эпохи.
Но, прежде чем начать нашу совместную жизнь, надо было к ней подготовиться. Немного поремонтироваться было нужно, лучше узнать друг друга, а уж после сесть в одну лодку и плыть дальше.
Но об этом Вы узнаете из следующей главы.
P.S. А продавец, как оказалось, меня не обманул ни с пробегом, ни с тем, что машина приехала из Германии. Об этом мне рассказал один паренёк, который пришёл в 1998 году к нам в контору на практику, оказавшийся соседом того продавца. Так что, друзья, давайте всё-таки будем доверять друг другу!
Глава 2. Первые хлопоты, а также особенности моего автомобиля.
Встретив новый 1997 год и дождавшись первого рабочего дня в мастерской Дирекота, я загнал своё приобретение на подъёмник (новогодние праздники были в самом разгаре и клиентов практически не было). Первым делом заменил буксовавший «бендикс», а затем вместе с Лёхой мы скинули КПП с приводами и сцепление. Разборка и ревизия показали, что:
- в коробке требуют замены все сальники (высохли и потрескались), подшипники валов (поплавились пластиковые сепараторы), шестерни 4-ой и 5-ой передач (были аж синими от перегрева);
- сцепление в порядке, но для профилактики пошли под замену ведомый диск и выжимной;
- также для профилактики заменили задний сальник двигателя;
- внутренние ШРУСы без замечаний (но опять же для профилактики заменил пыльники, хомуты и смазку);
- наружные ШРУСы полны песка и имеют следы износа.
Поехав приобретать запчасти, я купил всё, кроме наружных ШРУСов, т.к. на них банально не хватило денег. КПП собрали и воткнули на место, а вот что делать с наружными гранатами, я не знал. Ставить их назад не хотелось, чтоб два раза не делать одну работу, но время поджимало, и мне нужно было освобождать занятый подъёмник. И вот сижу я в печали, крутя в руках извлечённый из корпуса гранаты сепаратор с шариками, но тут подходит Иван и интересуется, что случилось? Рассказываю. Он сам осматривает все детали, собирает одну гранату, крутит её в руках, сгибает-разгибает, потом берёт вторую и делает с ней то же самое, а затем выносит вердикт:
- Поменяй чехлы со смазкой. Я думаю, тысяч пятьдесят они пройдут ещё.
Забегая вперёд хочу сказать, что Иван немного ошибся: ШРУСы прошли 54000км.
Началась эксплуатация. Я понемногу привыкал к своей новой машине, видимо и она ко мне тоже. До этого автомобиля на переднеприводной технике я особо много не ездил, тем более зимой. Вот тут-то и обнаружилась одна особенность, присущая всем ВАЗам «восьмого» семейства: при троганье, особенно на гололёде, машину уводит вправо. Такая особенность является следствием неравной длинны передних приводных валов и отсутствием у правого вала промежуточной опоры. Со временем я, естественно, к этому привык и даже перестал замечать, но в уме данный факт всегда был на контроле. И знаете почему? А потому, что довелось мне быть свидетелем одной сцены, когда некий упакованный молоденький хвастунишка (ныне таких мажорами кличут), решил выпендриться перед девчонками и с пробуксовкой рванул с места. Машину кинуло вправо, она заехала правыми колёсами на бордюр и перевернулась. Всё это произошло на сухом асфальте и настолько быстро, что никто и испугаться даже не успел. Когда из опрокинутой «девяносто третьей» вылез обескураженный юноша, в его глазах были тоска и непонимание случившегося. Вот так иногда, оказывается, бывает…
Ну да ладно, продолжу своё повествование.
Следующим этапом по плану была замена обшивок на дверях и ремонт дверных замков. Здесь у меня была одна идея, как можно сэкономить. Чтобы двери открывались, как положено, я решил заменить все дверные наружные ручки (у родных практически полностью заклинили курки). Причём они стоили как-то совсем немного, поэтому тут экономить смысла не было. С дверными же обшивками ситуация была прямо противоположной: стоили они неприлично дорого! Но у меня имелся шанс заменить их на халяву. Как я упоминал в предыдущем отзыве про «Ниву», мой отец был директором проектного института. И этот институт, в числе прочего, занимался разработкой полимеров. В отдельной комнате было некое подобие выставки изделий, которые из этих самых полимеров изготавливались. Так вот, в число экспонатов входили бампера от «Таврии», панель приборов от «Оки», какие-то цилиндры, колбы, ящики и, внимание! – все четыре дверные карты от моей машины!!! Даже цвет совпадал! И лежало всё это добро у папы в кабинете, т.к. комнату из-под мини-музея сдали в аренду. Для начала я робко поинтересовался: можно ли мне забрать обшивки? Папа категорично ответил: «Нет!». Своё решенье он мотивировал тем, что об этих экспонатах многие знают и их пропажа вызовет бурю негодования в коллективе. Ну, или что-то в этом роде. Однако мне его удалось убедить, что об этих кусках пластика уже никто и не помнит. А в скором времени их вообще придётся выкинуть, т.к. они мешаются под ногами и собирают пыль. Взвесив все «за» и «против», папа велел мне забрать всё, что есть. Вот так у меня появились новые обшивки и небольшой доход от продажи бамперов (остальное, в том числе и панель приборов «Оки», оказалось никому не нужным).
Теперь расскажу о реэкспортных особенностях моей 99-ой.
Итак, первое, что сразу бросается в глаза – колёсные диски. Они имеют замысловатую форму из-за чего мыть их сущее мученье. К слову, в продаже я таких нигде не встречал. Видимо ими комплектовались только идущие на экспорт автомобили. Так вот эти самые диски обладали двумя бесценными качествами: они имели идеальную геометрическую форму и, без преувеличения, эталонную балансировку.
Второй, заметной глазу особенностью было, кк я упоминал выше, наличие блестящей решётки радиатора. Но здесь полной уверенности у меня нет, т.к. установить её могли где угодно и кто угодно. Родная же решётка на первых машинах с длинным крылом имела несколько мелких прорезей и окрашивалась в цвет кузова.
Моя машина была с низкой панелью приборов и имела другой щиток приборов, который отличался от обычного иным порядком расположения контрольных ламп.
Также была оригинальной формы полка за задним сиденьем.
По-другому были проложены трубки под днищем.
А самым главным отличием был, на мой взгляд, коммутатор. Я таких более нигде и никогда не видел. Он имел оригинальную форму и был похож на изделие оборонной промышленности. Как Вы, наверное, помните, практически у каждого поколения ВАЗовских автомобилей были массовые детские болезни. И если у первых «Жигулей» главной проблемой был распредвал, то у «восьмого» семейства ею был коммутатор. Горели они, словно спички. Мой же был, видимо, вечным (судя по маркировке стоял родной и не менялся).
И, конечно же, на всех деталях и элементах вместо «Сделано в СССР» значилось «Made in USSR»!!!
На этом, пожалуй, все отличия и заканчивались.
После устранения выявленных недостатков я решил доездить до весны, а там заменить ремень ГРМ, сальники РВ и КВ, ну и что там ещё вылезет. И ещё стоял вопрос приобретения летней резины, но пока срочности решения он не требовал.
Также мне не давал покоя выгоревший на солнце бок. Хотя я и наполировал кузов всем, чем только можно, но данный дефект всё равно был заметен. В общем, поставил я себе в планах когда-нибудь машину перекрасить. Через годик, например. Но покраска потребовалась гораздо раньше.
Однажды приехав к сестре и оставив машину на стоянке, при выходе из дома я обнаружил, что какой-то милый человек процарапал гвоздём весь левый бок. Причём машина моя стояла в гордом одиночестве и физически никому не мешала, да и при всём желании помешать не могла. Скорее всего, она своим появлением нанесла кому-то глубокую психологическую травму. Вопрос покраски встал ребром.
Наступила весна, и с её приходом стал поджимать вопрос приобретения летних шин. И вот скрепя сердце, купил я 4 колеса Nokia. Да, именно Nokia, а не Nokian. В то время и телефоны, и шины обзывались одинаково. А вот с 1998 года в продаже уже лежал Nokian. Но и к этому факту я вернусь, опять же, попозже.
Переобув резину и выехав на чистый асфальт, я получил неприятный сюрприз: стало слышно, что гудят ступичные подшипники. Когда стояли зимние шипованные шины, то гул подшипников сливался с гулом резины и выявить неисправность не получалось. На всякий случай купив все четыре подшипника, решил заменить сначала передние (они гудели очень хорошо!), а затем задние. И после замены передних гул исчез! Задние подшипники оказались живыми (купленные «на всякий случай» до сих пор лежат у меня в гараже). Интересный факт: передние ступичные подшипники ВАЗ-2108 одинаковые с задними ступичными «Москвича»-2141.
Когда пробег дошёл до 100000км, я заменил ремень ГРМ, помпу, ролик и сальники. А вот с заменой дверных обшивок и ручек дверей решил повременить до покраски. Курки же замков удалось худо-бедно разработать с помощью «Унисмы».
Покраска, как известно, дело затратное и хлопотное – поэтому откладывалась до лучших времён. Но по ходу пьесы я прикупил новые рычаги подвески, шаровые, задние стойки, ещё какие-то запчасти, чтобы машина после покраски стала совсем уж новая!
Но лучшие времена всё не наступали. И даже наоборот, становились всё хуже и хуже.
И вот, отъездив лето, я увидел внизу левой стойки лобового стекла лёгкое вздутие краски. Присмотревшись внимательнее, увидел такое же и на правой. Впереди была зима, а денег не то, что на покраску, на зимнюю резину не было – поэтому поставил я свою машину на прикол в гараж до весны (у меня летом вскрыли гараж и вынесли всё добро, включая замечательные зимние шины Cooper).
Веря в светлое будущее, запланировал вылечить 99-ю уже в новом, 1998 году. Планам сбыться было суждено, но об этом Вы узнаете из следующей части.
P.S. Вот в таком виде были и автор и автомобиль во время покупки.