Это больше не отзыв, а история взаимного владении мной или меня отечественным автомобилем. Получив права в 2009 году, мне было уже 23 года и я был молодым специалистом инженером-конструктором с зарплатой уровня подожди ты еще неопытный и у тебя всё впереди. Начал потихоньку откладывать на собственный автомобиль. Не сказать, что он сильно был мне нужен, но всё-таки хотелось. Сначала было 60т. р. – хотел шестерку, потом было 90т. р. захотел уже девятку. Но зять взял себе десятку и я решился.
Октябрь 2010. Так как я в машинах не понимал ничего с собой в помощь я взял своего дядьку и его знакомых жестянщиков. В машине главное кузов говорили они… всё остальное можно легко починить. По омскому рынку мы шатались долго и в два захода. Продавали в основном гнилые, были и распилы. Одну мы всё-таки заприметили. ВАЗ 21103 2001 год цвета чароид, пробег 89000 (это на одометре было написано), на литых дисках, 4 стеклоподъемника (задний правда был заклинившим) и толстый слой пыли. Посмотрели, проехались, ребята одобрили ну и решили брать. Уладили дела со страховкой, заправили и отправили меня в одного домой.
Говорил мне зять: не бери 16ти клапанник! Ремень порвёт и капиталка. Не проехал я и полпути, стою на светофоре и тут стрелка тахометра взяла и просто упала в ноль. Заводить – не заводится. На второй раз вообще не крутит. Включил аварийку, а она две минуты поморгала и тоже затихла. Сзади уже пробка собирается, народ волнуется. А у меня из средств обозначения аварийной остановки только балонник. Машина просто умерла. Звоню дядьке. Оживить на дороге не получилось, оттащили в знакомое СТО в паре кварталов. Аккумулятор в ноль поэтому и не крутит обрадовались мы. Поставили аккум – крутит, но не заводится. Подошел моторист мельком глянул, говорит: ремень и слова означающее крайнее по нежелательности наступления событие для двигателя. Но потом, покрутив распредвалы и не встретив сопротивления, сказал что-то про проточки и отправил за новым ремнём. Оказалось, что поршни уже были заменены на с проточками и мне невероятно повезло, а какому-то владельцу этого автомобиля раньше нет. На следующий день были проведены все необходимые работы по замене масла, свечей, фильтров.
Спустя неделю загнали там же на подъемник поменяли подушку КПП, передний, левый ступичный подшипник, шаровые, правую гранату и немного подтянули тросик сцепления. Еще нужно было поменять кулису, но я как-то быстро привык к невнятному включению передач и включению задней, там где у всех первая передача.
Установил сигнализацию KGB FX7 по какой-то там акции, как пишут в объявлениях, с а/з и о/с и начал уже наслаждаться периодическими покатушками на своем первом автомобиле. Первое время ездил без музыки, привыкал к шумам, да и реакции еще не хватало на все движения на дороге. До этого ездил только на шестерке, на которой и учился, поэтому десятка казалась комфортной, эргономичной. По сравнению с аквариумом шестерке обзорной конечно похуже, еще эта стойка слева стоит именно там, куда я смотрю при повороте. Многие говорят для водителя очень мало места, но! Коллега одинакового роста и комплекции со мной садится, ноги у него упираются в руль, локти в дверь и пассажира, всё впритык, всё неудобно. А мне просторно.
Почти сразу появилась ошибка двигателя. То появлялась, то исчезала. За считывание ошибки в автосервисе берут хорошую денежку, но я же инженер, притом прижимистый. Разорился и установил вместо часов бортовой компьютер. Красота! Вот тебе и мгновенный расход и раскладка расхода за месяц, и расшифровка ошибок, напряжение сети, и температура и все остальные параметры, которые видит ЭБУ. Ошибка испугалась и сама по себе пропала.
Начало холодать и стал замечать я, что пока машина стоит - нагревается, когда еду – остывает. Почитал интернет, провёл диагностику похоже на термостат. Слили тосол, открываем крышку термостата, а там внутри ничего нет! Купил новый, поставил, теперь Ташкент!
Зима. Машина в морозы заводится отлично. После недельной стоянки в -30 с теплым аккумом заводилась без проблем. Стало скользко и начал замечать, что как-то не хватает мне тормозов. Я же освоился, стал поднажимать на тапку. Как и на всех жигулях того времени при торможении на льду первым хватает переднее правое колесо и машину начинает разворачивать по часовой стрелке. Тем не менее этих тормозов мне хватило остановится по гололёду на светофоре, а сзади идущему RAV4 нет. У меня на морозе раскрошился левый бок бампера, у него бампер, противотуманка. Заменил задний бампер в цвет.
Утечка тосола. Машина использовалась пару раз в неделю и жила на охраняемой стоянке на работе. Собравшись вечерком ехать я еще не мог понять почему так долго не отогревается лобовое стекло. Метров через 300 езды начал пищать БК, моргать красным и еще что-то там писать. Говорит, что температура охлаждающей жидкости приближается к 120 градусам, а на улице то -20. На военке меня учили, что если двигатель перегрелся, то нужно остановится и дать поработать ему на высоких оборотах. ОЖ будет лучше циркулировать и лучше охлаждать двигатель. Ок! Но вот, что если этой самой ОЖ собственно уже и нет и охлаждать двигатель нечем подумал тогда я и заглушил двигатель. Выяснилось, что радиатор подтекал в месте соединения алюминия и пластиковой крышки и именно в мороз. Летом я поменял радиатор и все патрубки. Долго у меня подтекал новый патрубок, который внизу радиатора, не помогал ни герметик, ни два хомута, всё равно капало. Но там беда моих кривых рук и качества запчастей. К печке я поменял только патрубки, спустя месяц побежал и радиатор печки. Особенность десятого семейства по сравнению с девятками и четырками, то, что при протечке радиатора печки тосол вытекает под капот, а не в салон. А никакого краника и вовсе нет. Знаю, что за замену радиатора печки в автосервисах берутся особенно неохотно, да еще и далеко не в каждом. Работа не сложная, но на полдня бокс занят – не рентабельно. Но так как я инженер, притом прижимистый решил сделать сам. Конструкция жабо у меня еще старая, пришлось разобрать всё и те два шурупчика внизу, которые я не стал обратно закручивать. За полдня справился.
Той же зимой произвольно начала срабатывать сигнализация (открытие двери). Выяснил, что это особенность автомобиля. Есть такая коробочка рядом с часами БСК, которая показывает открытие дверей, недостаточный уровень омывайки, что лампочка перегорела в фарах, износ тормозных колодок (кстати, провода к колодкам были выведены, но почти у колеса обрезаны). Оказывается производитель этой коробочки экономил на четырех диодиках или ставил низкосортные, которые на холоде пробивало и появлялось обратное напряжение при закрытых дверях, которое и улавливала сигнашка. Это видно у тех, у кого плафон освещения еле тлеет при закрытых дверях. Не знаю, можно ли этот недосмотр ставить в укор установщику сигнашки. В итоге я тоже сэкономил на работе четыре диодика и больше не одного ложного срабатывания.
Весной после долгой стоянки обнаружил подтеки тормозухи под заднем левым колесом. Раньше приметил, что задние не тормозят и ручник не держит. Купил колодки и всё к тем же знакомым ребятам. Ребята барабаны сняли, а там колодки новые. Закис и начал протекать цилиндрик, закис и не пропускал на задние колеса колдун и тросики не двигались даже монтажкой. Ну что ж, запчастей на 3 т.р. и колодки подарил зятю. Ручник держал как зверь и по первости машину вообще невозможно было стронуть. А через год как-то резко стало хуже, машину на уклоне держит и ладно подумал я.
Снова всплыла ошибка, но теперь есть компьютер. Неправильный уровень датчика кислорода. Прозвонил цепи, поотмачивал датчик в фосфорной кислоте, попроверял на осциллографе и купил новый датчик (1300р.).
Утечка масла. Начал замечать, что машина как-то неистово потребляет моторное масло, заливал Лукойл 5w40. Так как машина использовалась относительно редко и сезон менялся чаще, чем подходило время замены я его просто доливал и на более густое на лето не менял. Обнаружил, что капает где-то из под лючка маховика и из под лобового сальника. Ну к маховику я сам не пролезу, а вот лобовой сальник поменяю. Ремень снимать не страшно, проточки же. Поменял сальник, а толку ноль. По пути ребята меня научили выставлять метки и натягивать ремень ГРМ, потом уже делал это в одного. Мужики подсказали, что есть продольный люфт коленвала, он как насос и выдавливает масло через сальник. Ну что ж, снял поддон, помогли поменять полукольца. По пути выяснил, что шкив, который идет на генератор сильно болтает. При вскрытии оказалось, что это не он, а шкив коленвала (маленькая звездочка) имеет не параллельную привалочную плоскость, большой шкив криво становился и его болтало.
Напрягало, что на холодную появлялся какой-то стук в двигателе и это были не гидрокомпенсаторы. Мотористы говорили, что бывает и ничего страшного, типа там какая-то юбка поршня бьется об блок цилиндров. Я собственно и к шкивам по этому поводу докопался. Помпа немного люфтила, ее поменял.
Лето, 2011г. Пробег 91000. Сцепление. Собрались мы с женой на турслёт сгонять. Закинул палатку, вещей полный багажник и поехал машину на ночь на стоянку ставить. Остановился на дороге, трогаться, а у меня из под капота белый дым валит. Думаю патрубок ОЖ сорвало и на двигатель льёт. Как горит тосол видел уже, проходили. Выжал сцепление, воткнул передачу, на обочину скатился, капот открыл – нету дыма, всё сухо. Да и после тосола сладковатый вкус остается, а здесь нет. Сажусь, завожу, сцепление выжать не могу, педаль в полу. До сервиса 30 метров дотолкал. Замена корзины, диска и маховика. Здесь то и поменял тыловой сальник коленвала.
Лето, 2012г. Чип-тюнинг. При прогреве выше 90 градусов при выжиме сцепления стрелка тахометра резко падает в ноль и двигатель глохнет. Грешил на ДМРВ, напряжение на нем было завышено, но подмена на исправный никаких изменений не выявило. Менял РХХ, датчик дроссельной заслонки, чистил сам дроссель, регулировал болтик на заслонки, который трогать нельзя – результата ноль. Знайте: если продавец инжекторного ваза пишет, что он поменял все датчики буквально вот по весне для профилактики, значит он искал причину неустойчивой работы двигателя и не нашел её, потому и продаёт. На рынке нет хороших датчиков, есть только те, у которых минусы по параметрам случайным образом сходятся в один плюс и это как-то вроде начинает работать. Усугублялось еще всё подгоревшим реле в сигнашке, которое после прогрева не давало завести машину. Стоишь такой с заглохшим двигателем по середине дороги и не можешь его завести. Тогда я познал силу отвертки: замкнул клеммы на стартере и поехал дальше. Зять посоветовал прошить. Первый раз это делал специалист за 1500р., но это оказалось совсем не сложно, и понеслась. Обороты падали чуть медленнее, но машина перестала глохнуть. В прошивке отсутствовал признак датчика кислорода и адсорбера. Датчик кислорода так и остался болтаться в трубе, а адсорбер я выбросил как лишний не учтенный объем. Машина стала значительно лучше тянуть на низах, но и жрать стала чуть больше. Расход по трассе до прошивки 5.5-6 литров, после 6-6.5. Но и на обгон она стала идти бодрее. Да, и поставил дополнительное реле на стартер, чтоб ток не шел через маленькую релюшку сигнашки.
Хоть течь масла и удалось победить (только прокладка поддона сопливила немножко, но тут я уже забил) масло уходило, да по литру на 1000. А летом еще и серая дымовая завеса с запахом горелого масло начала подниматься после движения накатом. Заменил маслосъемные колпачки – дым исчез, но жор продолжался. Затем поменяли кольца, вроде стало нормально.
Лето, 2013г. Стойки. Каждый сезон менял пыльник на какой-нибудь гранате. Так как выявлялось это в межсезонье, то всегда гонял в автосервис. Расставание с 500 рублями мне давалось легче, чем валятся в грязи в холодное время. Но вот зимой намертво замерзающие стойки меня расстраивали. В городе и так нет дорог, да еще и неработающие стойки превращали машину в задорно прыгающий трактор. В сервисе поменял все опорники, отбойники, поставил в круг каябу-масло. Советовали газ-масло, типа в повороты можно будет, как на спорткаре заходить, но я не гонщик и комфорт, на сколько это возможно на этой подвеске, как-то показался важнее. Там же вновь поменял все пыльники гранат на какие-то моднявые, собственно после чего я про них и забыл.
Ломаемся только дома. Куда бы я не ездил машина всегда меня довозила до дому. Подъехал к подъезду, плохо поднял ручник, машина откатилась немного назад загородив проезд. Заводить – не заводится. Позвал отца, вместе затолкали на место и давай выяснять. Я стартером кручу, он смотрит и видит: ремень на генератор не крутится. Сначала подумал сорвало шпонку, я когда раньше шкив коленвала снимал, на ней были зазубрены и я ее поменял. Оказалось, открутился болт на шкиве и всё это просто сползло. Видимо когда я помпу менял недотянул и за 2 года он открутился. Собрал обратно быстро, шпонку минут 30 обратно вставлял.
Лето, 2014г. ГТЦ. Напрягает, что я не могу прожать тормоз до блокировки колес на сухом асфальте, а я совсем не хиленький. Вроде и колодки поменял, а машина не хочет тормозить и всё. Вакуумник работает нормально, остается главный тормозной цилиндр. Собирался года два, поменял за 30 минут. О чудо! Запах жженой резины и черные следы на асфальте!
Чем дольше я владею автомобилем стал больше замечать, что если ремонтируешь одно, то сразу ломается что-то другое. Поэтому если поломка незначительная и на скорость не влияет, я на нее не обращал внимания.
Зима, 2015г. Ломаемся только дома. Подъехал к дому, заглушил, открывать дверь, а она не открывается. Замерзла-закисла пипка, которая входит в зацепление когда отпираешь замок. Да я посмеюсь в лицо человеку, который мне скажет, что в замке неудобно ковыряться. Я снимал обшиву двери в закрытом состоянии и ремонтировал замок.
Лето, 2015г. Последняя капля. Начали стучать шаровые опоры. Замена 10 минут на одну. Вечерком после работы снял правое колесо, выбил шаровую, а назад новую поставить не могу – не влазит. И вал приводной так странно болтается, будто выскочила граната из коробки. Защита двигателя сзади крепится на болтах нижних рычагов, а гайки закисли, шлицы сорваны и гайка уже немного провалилась в ухо защиты. Здесь поможет только болгарка и идти за новым болтом, а этого всего нет. Темнее, за мной уже жена пришла. Я ей весь расклад. Посмотрела, говорит ну и чего ты дро…, мучаешься. Давай скидывай вал в сборе, соберем шарики в сепаратор и попробуем обратно вот так вот на поддомкраченной машине с установленной защитой двигателя обратно засунуть. Получилось. Самое трудное было хомут на пыльнике затянуть.
Пороги в машине сгнили, заднее правое крыло из-за шурупа подкрылок вспучило.
Осень, 2015г. Продал. Пробег 115000. Владел 5 лет, 26000 пробега. В основном гонял по бабушкам в деревню по дорогам местного значения, дача и где-то треть по городу. Автомобиль использовался как помощник, в него грузилось всё, что нужно было перевести. Рассада, мебель, мультикультиватор, картошка. Было множество недалеких путешествий, но часто при полном отсутствии дорог с твердым покрытием. Я не знаю, попалась ли мне ушатанная машина, либо жигули такими должны быть или я был сильно придирчив к ней, но в ней всегда было, что поремонтировать. Считаю, что приобрел огромный опыт эксплуатации автомобиля. Диагностика вазовского инжектора для меня теперь не составляет труда.