Всем привет, пишу отзыв про первый в жизни автомобиль, приобретенный на свои средства. Казалось бы, ничего нового про эти автомобили рассказать уже нельзя и все давно все знают. Но вы же зачем-то это читаете? Для удобства восприятия и легкого поиска интересующих моментов эксплуатации разделю повествование на тематические главы.
Опыт вождения на момент покупки.
До покупки недолго владел карбюраторным ВАЗ-21053 того же 2004 г.в., Волгой ГАЗ-31029 1994 г.в. в очень хорошем состоянии с маленьким пробегом А также имел опыт коротких поездок за рулем разных моделей недорогих авто: Ока, ВАЗ-2103, ВАЗ-2114, Приора, Нексия n150, Шевроле Круз.
Выбор модели и поиск.
Так получилось, что до покупки своей десятки пришлось полгода ходить пешком, ибо предыдущий авто был разбит в неравной схватке с пенсионером на Нексии, который не уступил мне дорогу на неравнозначном перекрестке. Желание снова стать автовладельцем подкреплялось тем, что по странному стечению обстоятельств на авто десятого семейства даже пассажиром я ни разу не ездил. Хотелось попробовать что-нибудь новое для себя. Вооружившись советами знакомых, изучив в интернете всю доступную информацию по проверке авто перед покупкой, на перевес с теорией по конструкции интересующих моделей, приступил к поиску. Поначалу решил искать рестайлинговый универсал 2111 (обновленная передняя панель, 16 клапанный двигатель 1.6, ГУР) и рассматривал Нексию n100 в качестве альтернативы. Но в силу маленького бюджета в 130 000 руб., убитости большинства универсалов и высокой стоимости живых Нексий, пришлось искать хоть что-нибудь живое из десятого семейства, без привязки к конкретному типу кузова. Всего за время поисков было просмотрено около 10 автомобилей вживую и сотни объявлений на различных ресурсах.
В результате почти случайно наткнулся на невзрачное объявление с двумя плохими фото о продаже моей будущей десятки в соседнем городе. Трубку взяла девушка, на вопросы отвечала вполне уверенно и даже не скрывала такие не очень приятные моменты, как проведенный ремонт двигателя по причине обрыва ремня ГРМ (в отличие от большинства продавцов, у которых по телефону все хорошо, а на деле кривые ушатаные дрова вместо машины). После просмотра было установлено, что другую такую машину за эти деньги и в таком состоянии я вряд ли найду: всего два хозяина за 11 лет, пробег 106 т.км., чистый ухоженный салон, ровно работающий и хорошо едущий двигатель, сигнализация с автозапуском, магнитола с передними 16см и задними овальными динамиками, подключенными через усилитель, все стекла родные, по кузову всего один окрас переднего крыла, как позже выяснилось – просто вторым слоем без шпаклевки (любителям ванговать по фото предлагаю угадать левое или правое :D). Конечно, не обошлось без недостатков: небольшие, только-только начинающиеся следы ржавчины под задними брызговиками, непонятные щелчки в передней подвеске, мертвый аккумулятор, вместо резины лысая липучка на штамповках, отвратительная синяя подсветка приборной панели с неравномерной яркостью (привет всем любителям колхозного тюнинга!), трещина на решетке радиатора и пара незначительных притертостей по бамперам. После покупки выяснилось еще кое-что по технике, но об этом позже. Короче, после недолгих раздумий и скидывания цены на 5 тыс. аппарат был куплен за 130 000 руб. и довольный я поехал домой на первой собственной машине.
Впечатления от езды.
Двигатель у меня относительно редкий 1.5 16кл. на 92 л.с. Про опасность загиба клапанов при обрыве ремня ГРМ знал еще до покупки, но не считаю это серьезным недостатком, потому что, во-первых, почти на всех современных двигателях тоже гнет, во-вторых на верхах он едет интереснее восьмиклапанного, в третьих, в комплекте с ним с завода идут увеличенные вентилируемые передние тормозные диски под колеса 14 дюймов. К тому же, он оказался самым тихим и ровно работающим из всех просмотренных вариантов. Динамики хватает, но без запаса, примерно с 2.7 тыс. оборотов раскрывается полностью и тянет до 5 тыс., потом постепенно ускорение уменьшается – крутить дальше особого смысла нет. Для уверенного и быстрого обгона на трассе приходится стартовать с третьей передачи.
На дороге машина стоит неплохо, до 140 км/ч ехать по прямой достаточно комфортно. Подвеска конечно ватная, рулится так себе, зато руль даже без усилителя вращается легко, любые наши направления проезжаются без опаски, на рельсах можно не сбавлять :D Ситуация с рулежкой заметно улучшилась после установки нормальной резины (Nokian hakka green 2 штатного размера), набора распорок (на передние опоры стоек, рулевую рейку и между креплениями рычагов передней подвески) и развальных пластин сзади на -1 градус. Все равно управляемость осталась хуже большинства бюджетных иномарок, но за рулем машина стала идти гораздо охотнее.
В КПП больше всего не понравился большой разрыв передаточных чисел между 1 и 2 передачами, что делает разгон несколько рваным и негативно влияет на удобство управления тягой. Еще не удобно в городе движение в пробках – на первой передаче и холостых оборотах авто едет заметно быстрее, чем собратья с автоматами на ползущем режиме. Приходится постоянно массировать педаль сцепления. К большому ходу рычага привык быстро – на живой целой кулисе промахнуться на переключениях сложно. На моем экземпляре знаменитого вазовского воя трансмиссии почти не было, но периодически на холостых характерно тарахтели подшипники первичного вала. В целом, дополнительные призвуки не напрягали и в случае с ВАЗом не являлись неисправностью.
На моем авто стояли передние фары с линзами (производства г. Киржач) – свет говно, ночью едешь как крот, практически на ощупь :D Частично ситуацию поправляло включение противотуманок, но они увеличивают зону освещения по бокам светового пучка, а впереди по-прежнему остается очень резкая граница перехода между светом и тенью (особенность галогена на линзах), плюс недостаточная яркость и дальность освещения. Так как поставить нелегальный ксенон мне не позволяют религиозные убеждения, пришлось привыкать и снижать скорость в темное время суток до 90-100 км/ч. Дальний свет хорош, после провального ближнего воспринимается как внезапное прозрение) Жаль только, что пользоваться им все время нельзя.
По расходу топлива без откровений – стабильно меньше 6 литров по трассе и около 8 в городе. Вазовские двигатели никогда особо прожорливыми не были, а небольшой вес автомобиля в сочетании с безальтернативной механикой – хорошая заявка на экономичное передвижение.
Про шумоизоляцию ничего сказать не могу, она у меня нештатная.
Кузов и салон.
Размер салона позволяет чувствовать себя вполне нормально, хотя с моим ростом в 170 см проблем наверно нигде не будет) Лично мне сиденья по профилю подошли, в дальней дороге немного уставала только правая нога. Хотелось бы побольше выдвинуть руль на себя, чтобы иметь возможность отодвинуться подальше от педалей, но руль регулируется только по углу наклона. Спасибо и на этом… Никогда не забуду ту неповторимую «позу эмбриона», в которой приходится сидеть за рулем классических жигулей. По сравнению с ними десятка на голову выше по уровню комфорта и в целом уже вплотную подбирается к тому минимальному набору удобств, которые позволят назвать эту машину более-менее подходящей для каждодневной эксплуатации в современном мире.
Пластик в салоне конечно поскрипывает, но редко и в основном на больших неровностях, хотя раздолбанные экземпляры могут звучать не хуже погремушки. Багажник средних размеров, спинки задних сидений на седане сложить нельзя, только снять совсем. На заднем сиденье есть огромный центральный подлокотник с лючком для лыж за ним. Нафиг не нужный, лучше бы спереди поставили. Подголовники сзади большие, перекрывают часть обзора. Печка греет хорошо, мерзнуть ни разу не пришлось, а вот отсутствие кондиционера очень напрягало при температуре уличного воздуха выше 25 градусов. Фильтр салона есть, но сделан по-идиотски – прямо под пластиковой решеткой между капотом и лобовым стеклом. Быстро загрязняется и промокает в дождь, от чего начинают запотевать стекла.
Благодаря качественному антикору от первого владельца и целому небитому кузову железо даже в таком приличном возрасте почти не гниет. Ржавчины при покупке практически не было, сквозных дыр тем более. После небольшого косметического окраса задних арок под брызговиками и замятого правого порога кузов успешно проездил в моем владении почти 3.5 года и совсем не потерял своего внешнего вида. Беда большинства старых десяток не столько в плохом железе, сколько в аварийном прошлом и кустарном дешевом ремонте кузова. Хотя наверняка были и откровенно неудачные партии машин, стабильность качества - это точно не про российский автопром…
Ремонты и обслуживание.
Ну вот и добрался я до основной и самой печальной главы этого отзыва. Многие говорят, что Лады часто ломаются и в принципе они правы. Но тут надо сделать важное уточнение – часто ломаются в основном только старые автомобили (более 5 лет и 100 000 км пробега) и, как правило, они в одних и тех же местах много раз подряд. Причина на мой взгляд всего одна, но от этого не легче: качественных оригинальных запчастей на Лады по большинству узлов и агрегатов просто не существует в природе. Если на заводе производитель еще как-то пытается поставить более-менее нормальные компоненты, то на послепродажный сервис Автоваз до совсем недавнего времени десятилетиями невозмутимо клал огромный длинный болт, оставляя эту рыночную нишу на откуп всевозможным кооперативам, подвалам и прочим сторонним производителям аналогов и заменителей. Таким образом, новый автомобиль ведет себя в плане поломок вполне пристойно для своей ценовой категории. Но как только ресурс заводских запчастей начинает подходить к закономерному финалу, владельца ждет увлекательный квест по поиску той самой нормальной качественной запчасти, которая позволит забыть о проблеме еще на несколько лет и много-много тысяч километров.
В качестве примера приведу свой список таких увлекательных покупок: модуль зажигания – 4 ! раза за 3.5 года, причем с регулярным вставанием на трассе при поломке, Вакуумный усилитель тормозов – 2 раза, расширительный бачок антифриза – 2 раза, комплект ремня ГРМ с роликами – 2 раза (первый раз случайно обнаружил, что свежий ролик начал люфтить так, что уже сползает и истирается край ремня. Второй раз комплект, не отходивший и 10 тыс. км начал громко скрипеть роликами на горячую), попадал я и на масляный фильтр с неработающим обратным клапаном. Новый ДМРВ мне так и не удалось найти неподдельный в наших магазинах, повезло, что на работе нашелся человек, готовый продать оригинал б/у в отличном состоянии аж 2002 г.в. И это я не перечислил другие замены, которые дважды делать не пришлось только по той причине, что я изначально перед покупкой курил километры форумов в поиске той самой единственной и, как правило, самой дорогой запчасти, которая действительно нормально ходит в большинстве случаев. Среди них: тормозные диски Brembo, задние барабаны, колодки и тормозные шланги TRW, помпа HEPU, сцепление LUK, амортизаторы SACHS, лямбда зонд BOSCH. Причем их стоимость вплотную приближается запчастям бюджетных иномарок. Посмотрев на все это безобразие, закономерно приходишь к мысли, что такая Лада по цене ино мне нафиг не нужна и уж лучше я сразу куплю себе нормальную машину, все равно за запчасти платить примерно одинаково. Именно это обстоятельство сыграло решающую роль в принятии решения о продаже десятки, а также в отказе от рассмотрения других моделей Автоваза ей на замену.
Заключение.
Напоследок стоит честно сказать, что в целом десятка после себя оставила гораздо больше положительных воспоминаний, чем негативных. Продал я ее быстро и дороже рынка (видимо повлияло хорошее состояние и отличный внешний вид для такого возраста). Автомобили Лада всегда нравились мне неприхотливостью, доступностью и готовностью ездить практически по любым дорогам. Советовал бы я кому-нибудь купить десятку? Возможно, но это точно автомобиль не для крупного города с его развитой сетью сервисов и возможностями обслужить любую популярную иномарку. И не для любого новичка он подойдет как автомобиль для первого опыта (если это не опыт буксировки, самостоятельного ремонта или отпиливания пружин болгаркой). Считаю, что подобные машины сегодня должны быть по возможности исключены из обычной ежедневной эксплуатации и постепенно перейти в категорию автомобилей, про которые приятно вспомнить что-нибудь хорошее из прошлого, но никогда не думать о их покупке в будущем.