Начну с того, что я не совсем типичный автомобилист, при этом не претендующий на оригинальность. Не хотите – не читайте, никого не заставляю – травмат не наставляю. Я вас предупредил.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Начну с того, что мне 32 года и в этом преклонном возрасте (школьники, обычно, так и считают, я и сам так считал 15 лет назад) я решился на то, что в моей жизни должен появиться личный автомобиль. Хотя я долго и упорно считал себя неисправимым автомобилефобом, жизненная ситуация назревала, назревала и назрела таким образом, что собственное средство передвижения на четырех колесах и с крышей стало насущной потребностью.
ВЫБОР
На мое счастье (или несчастье), прошлой зимой многоуважаемый тесть решил сменить автомобиль. Купил себе новый КИА-Рио-седан. И я стал присматриваться к его старой машине – ВАЗ 2110, которую он эксплуатировал начиная с 2005 года. Поначалу тесть хотел продать машину, однако не хотел отдавать ее слишком дешево. В общем, перекупы готовы были предложить только 2/3 от запрашиваемой суммы. Отец моей супруги никуда не торопился, потому несколько месяцев машина стояла на приколе в деревне. Поначалу, отдавать ее мне он не хотел. Дескать, машина не новая, ненадежная, ищи другую. Посидев за семейным столом, объяснил ему, что за те деньги, что у меня есть, учитывая нулевой опыт эксплуатации, я неминуемо куплю кота в мешке, проглотившего шило.
ОЦЕНКА МАШИНЫ
Итак, я выучился в автошколе (если есть желание водить хорошо, там могут дать многое) сдал на права с первой попытки, никому ничего на лапу не давал. Еще неделя томительного ожидания оформления всех документов, страховки, техосмотра и т.п. Таким образом, в моем законном распоряжении оказался первый автотранспорт: ВАЗ 21102 8-клапанный инжектор, 1,5 литра, максимальной мощностью 77 лошадиных сил, изготовленный в 2005 году с пробегом на октябрь 2014 года в 188 тыск. Цвет по тому же техпаспорту – серо(внезапно!)-желтый. Хотя откуда в этом чисто-серебристом желтизна, я так и не понял. Возможно, колориста на АвтоВазе не привили от гепатита? Да ну и кардан с ним. Цвет – последнее, что меня интересует в автомобиле. Сравнивать, разумеется, мне особо не с чем (единичные поездки на других машинах не в счет), если только не брать во внимание учебный «Матиз».
МИНУСЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ.
Десяточка моя сурова. Никаких тебе ГУРов, АБС, коробок «автомат» и прочих парктроников. Никаких скидок и поблажек. Хотя, возможно, это и не совсем минусы. Паркуюсь я и без электронных примочек, а зеркала на что? (если нужно и головой повертеть полезно), руль чай полегче кразовского, да я и сам не дистрофик.
А вот свет очень сильно разочаровал – родные фары просто ужасные. Лампочки менял, ПТФ устанавливал – все как мертвому припарка. Сейчас на ВАЗе вроде делают получше, по крайней мере, отец на Гранте хвалит. Эргономика салона на любителя. Любителя группы Prodigy, например. То есть, эстетики безобразного. Четыре переключателя, которые находятся в комбинации с приборной панелью – хорошая находка, но вот все остальное… Все какое-то мелкое, скученное в груду. Очень неудобная аварийка, часто пользуюсь в городе (сказать спасибо кому-нибудь при случае). В общем, ночью не подсвечивается вообще никак, привыкал долго. Чтобы увидеть время на часах, нужно полностью опускать правую руку. Салон и посадка… Эээ, тесновато, конечно. Но тут не машина сильно виновата, а мои габариты. Кнопки электростеклоподъемников под ручником… Ноу-хау, конечно, интересное… Хорошо, что сейчас уже холодно и не придется экстренно привыкать к такому оригинальному расположению данного оборудования. Зеркала сначала не понравились. Но потом привык и к салонному, и к боковым. Вроде все видно. Даже передумал ставить панорамное. Багажник в принципе вместительный для своего класса, но для меня маловат. Люблю, когда можно взять с собой почти все, что угодно, но десятка такого позволить не может. К тому же разложить задние сиденья – тот еще геморрой.
ПЛЮСЫ ТОЖЕ ЕСТЬ!
Ого! У меня, наконец, есть машина – это главный плюс. А еще:
– Достаточная для меня динамика. В городе не плетусь, сзади люди не бибикают. Если поддать оборотов выше 3 тысяч – вообще бодренько бежит. На трассе рискованных маневров не совершаю, если кто-то едет впереди около сотни и адекватно себя ведет – обгонять не стремлюсь. Было дело, разгонялся на обгонах до 130 – тянет нормально, а быстрее мне, повторюсь, и не нужно.
– Состояние двигателя, рабочая компрессия во всех цилиндрах настраивает на осторожный оптимизм.
– Весьма экономичный расход. Цикл город-трасса 6,5-8,2 литров. За 8 переваливало всего пару раз (учет по чекам) и то в приличные морозы и при интенсивных заторах. Заправляю 92-й, иногда разбавляю 95-м
– Полноразмерная запаска
– Мне понравился бардачок – документы А4 лезут без смятия
– Поднимали давеча машину: хорошее состояние днища на предмет коррозии. Даже заводская мастика еще имеется.
СЛОМАЛОСЬ/ОТРЕМОНТИРОВАНО
За четыре месяца позади 6000 км. Не так чтобы много, но для новичка нормально – не садился за руль только один или два дня.
Первая неприятность случилась уже на второй день: схватил камешек со встречки. Было темно, просто щелкнуло и все. С утра смотрю – трещина сантиметров 5. С собой даже скотча не было, на работу опаздывал. Поехал так. Вечером опять темно. На следующий день трещина разрослась и уже на половину лобовухи стала. Расстроился. Ну, думаю, тесть почти 10 лет ездил, ни одной трещины, а я уже на второй день разбил (впрочем, тесть, как выяснилось, уже менял лобовое стекло по той же причине). В общем, теперь проще менять, чем лечить. Но пока не буду. Видимость не ухудшает, а лишних денег пока нет.
В осеннюю слякоть бесила течь из бачка омывателя. Пробоина была в верхней части емкости, но в движении жидкость разбалтывалась и благополучно выливалась, омывайки всегда оставалось только на донышке и лампочка (противная) все время об этом напоминала. В общем, дальше у меня состоялся первый опыт самостоятельного ремонта десяточки, хотя все сочтут его ерундовым по сложности. Но лиха беда начало. Нашел подходящий гаечный ключ в багажнике, под светом фонаря мобильника открутил две гайки крепления, вынул моторчик, индикатор уровня. Ключ под капот не уронил, гайки не потерял – уже достижение. Взял за 200 рублей новый бачок. Пластик какой-то штампованный, шланг не лезет. Но у меня же двое детей! Уж шланг-то как-нибудь да засуну! Пришлось подрихтовать пластик ножичком – готово, собрал. Схватил впотьмах омывайку, стал заливать… Блджад! Пригляделся, а это не омывайка, а тосол (канистры одинаковые). Хорошо, что налил немного, всего с полстакана и главное, никто моего позора «а-ля блондинка» не видел. В общем, теперь езжу всегда с полным бачком омывателя.
После начала эксплуатации поменял масло и фильтры. Еще через тысячу – свечи. Узнал на диагностике причину горящего чека: обрыв цепи кислородного датчика. Поездил немного, замерил расход – 10 литров в смешанном стиле. Многовато. Да и троит постоянно, показывает множественные пропуски зажигания во всех цилиндрах. Поехал к инжекторщику. Тот говорит, нужно распредвал посмотреть, люфт убрать, судя по звуку, и клапана стоит отрегулировать. Вскрыли – оказалось, шайба бракованная попалась – весь кулачок распредвала напротив второго цилиндра съела. Заодно посмотрел на ремень ГРМ. Мастер сказал, пройдет 2-3 тысячи – не больше (хотя ролики не свистели совсем). Черт с ним, поменял. Помпа в порядке – это хорошо. Свечи вывернули – за две тысячи вообще как новые, нагара нет, резьба девственно-чистая как из упаковки (масло смотрю регулярно – как залил так и стоит). Немного взбодрился, посмотрели клапана – тоже в хорошем состоянии, компрессия во всех цилиндрах как в аптеке – по 12,0. В общем, за распредвал, регулировку, ГРМ вместе с работой отдал 3,5 рубля. Не успел доехать до дома – опять троит, опять чек то моргает, то горит. Плюнул, купил лямбду за полторы тысячи, раскорячился (без гаража неудобно) – поменял сам. Приезжаю на диагностику – ошибка не снимается. Решил перепрошить контроллер в обход датчика. Ага, горький корнеплод там плавал! Мучился-мучился механик – ничего не выходит – мозги не отвечают. Новые стоят 6 рублей. Сначала дал поездить с полдня на новых мозгах – ничего не троит и не глохнет. Купил у него б/у контроллер за полцены вместе с работой. Расход с новой прошивкой остался практически тем же: 6,5 на трассе, 7,5 в городе без пробок, 8,5 – если много заторов.
Немного еще поездил и восстановил в сервисе механизм открытия багажника из салона. Видимо, изначально сгорел ротор (150 рублей), а тесть сунулся исправлять на кнопку (которая не любит чтобы ее лишний раз выдергивали) – та тоже сгорела (80 руб). Пытался решить проблему протекания воды в салон из водительской двери. Нашел место течи между уплотнителем двери и углом лобового стекла. Прочистил, обезжирил бензином, замазал эпоксидкой. Сначала еще немного капало, но потом, видимо, эпоксидка схватилась и стало сухо.
Проехал еще пару сотен – начал замечать, что при приближении к перекресткам машина начинает глохнуть. Первое время думал, что сам туплю и при переключении на пониженную, бросаю сцепление слишком резко. Изо дня в день стал глохнуть все чаще. Оказалось, что не я, а датчик ХХ тупит. Вместе с заменой взяли 700 рублей. В итоге корень зла оказался глубже – раздолбался вакуумник. Но о нем чуть ниже.
Ровно через 4 тысячи (общий пробег 192 тыс) уже подъехав к дому, машина затроила, загорелся чек. Лобовуху протер тряпочкой, колеса попинал ботинком и слышу: один цилиндр явно халтурит. В общем, на работе согрели хорошей премией, и я стал догадываться, куда я потрачу значительную часть незапланированных денег. Если честно, я расстроился очень сильно. Блджад, только вроде начал ездить нормально и опять хнерь! В этот день не стал ничего делать, хлопнул капотом и ушел в интернет. Зашел на авито, дром, стал смотреть предложения по продаже Фиата Доблы (это моя мечта, другую машину не хочу, только эту!). Новая и голая стоит от 580. А это значит, что более-менее упакованная с дополнительной пассажирской дверью слева встанет как минимум в 650. А может и больше. Подержанных машин этой модели очень мало. На весь Татарстан на вторичном рынке меньше 30 машин (хотя в Елабуге производят). Юзанную 10-11 года выпуска можно взять за 350. 06-07 года предлагают за 250-300. На хнеря мне нужен шестой год? У меня и так машина пятого года вся сыпется. Начал думать. Получаю выше среднего по городу. В хороший месяц – сильно выше среднего. Но двое деток, жена на декрете, за ипотеку еще семь лет платить. Если продать червонец, выйдет максимум 100. И то не факт. А нужно с запасом хотя бы 400. Свинья-копилка только у старшего сына – на велосипед. У взрослых копить не получается. Если взять 300 килорублей в банке лет на пять – нужно будет отдать в общей сложности как минимум 450. Делим на 60 месяцев – равняется 7,5 в месяц. Тащить в банк такие деньги в течение пяти лет за подержанную машину? В общем, посидел, остыл. Решил ремонтировать то, что есть.
Мастер на следующий день отвернул свечи, попробовал одну из них на язык (он у него дубленый, видимо, свечка-то нагревается на градусов триста, если не выше) и ставит диагноз – пробита прокладка, в первом цилиндре плещется тосол. Разобрал мне половину машины из-за штуковины стоимостью в 150 рублей. За работу взяли 3200, еще 800 за ремонт печки добавилось. Решил заодно поменять салонный фильтр, мало того, что он был забит как старый советский пылесос «Тайфун», оказалось, там устроили гнездо осы (смастерили внутри себе такой кругляш с сотами)! Гады! Вот что значит: машина стояла полгода в деревне!
На работе недавно дали 13-ю. Заодно решил сделать машине подарок на 10-й день рождения (по ПТС «родилась» 10.01.05). Поменял ВУС (из-за старого машина постоянно глохла, а сам усилитель прилично свистел) ну и, заодно, поменял все стойки + опорные подшипники + развальные болты (пришлось срезать болгаркой) + шаровые +пыльники. Ехать стало намного приятнее, к тому же заметно улучшилась управляемость.
НА ПЕРЕПУТЬЕ
В общем, за четыре месяца геморроя немало было. Не хотелось бы, чтобы отчет нес только негатив. Машина у меня в общем-то хорошая, не вызывает отвращения (пока на ходу). Вот была бы она немного помоложе… Тем, кто ищет для себя за недорого первую машину, я бы не стал отговаривать брать десятку. Но! Не стоит связываться с пожилыми экземплярами. Лучше отказаться от всяких с пробегом больше 150 тысяч.
Теперь собственные планы. Пока я в раздумьях. Рациональное зерно, которое (надеюсь) присутствует в моей голове, просто требует незамедлительных мер, потому как эксплуатация данной машины для меня экономически крайне невыгодна. То есть, пока я чиню одну деталь, изнашивается три детали, и я трачу денег больше, чем на новую машину лучшего качества. Вариантов решений три.
1. Продаю машину, деньги сложу в кубышку
Плюсы: минимализация трат, возможность поднакопить деньги
Минусы: опять пешкарус(((, непонятная общероссийская ситуевина с финансами
2. Продолжаю ездить, чинить, материться, мечтать о хорошей машине
Плюсы: на колесах
Минусы: продолжающееся падение цены машины на вторичном рынке, продолжающиеся чрезмерные траты, отдаление мечты о нормальной машине
3. Продаю машину, залезаю в кредит, покупаю Доблу с пробегом
Плюсы: получаю машину-мечту
Минусы: мечта будет тоже с пробегом и непонятной историей.
Но пока я с десяткой! Отзыв буду дополнять!
Фотки есть и будут чуть позже, когда залью с планшета