ПУТЕШЕСТВИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. ОЗЕРО ЯРОВОЕ

На всей территории Алтайского края продолжает стоять жуткая жара, от которой можно укрыться только в кондиционированном помещении. Но во время переезда от одного кондиционера до другого успеваешь хапнуть очередную дозу, ведущую к тепловому удару.

А мы решили съездить в аквапарк на озере Яровое. Немного информации.

Город Яровое Алтайского края расположен в Кулундинской степи на берегу озера Большое Яровое в 15 км от границы с Казахстаном. Расстояния составляют: до Барнаула — 480 км, до Новосибирска — 400 км, до Павлодара — 200 км.

Большое Яровое озеро - наиболее глубокое озеро Кулундинской степи. Площадь озера — 53 км², длина 11,5 км, максимальная ширина 8 км. Озеро находится на высоте около 79 м над уровнем моря, глубина 7-8 метров. Причем дно озера это наиболее низкие отметки поверхности Кулундинской степи — 73 м над уровнем моря. По этой причине солёное озеро Большое Яровое является самой низкой точкой Алтайского края. Размах колебаний уровня Большого Ярового 0,8 м. Это замкнутый, без внешних притоков и бессточный горько-соленый водный рапной бассейн; подпитывается он подземными ключевыми источниками. Рапа – это насыщенный соляной раствор в водоемах, пустотах и порах донных отложений солеродных озер. Озерная рапа бесцветная, без запаха, горько-соленая на вкус. Концентрация солей в озерной рапе достигает в летнее время 120г/л. Рапа оз. Б. Яровое еще и с большим содержанием брома - до 325мг/литр. Рапа и грязи озера применяются с лечебными целями в курортных и внекурортных условиях. Дно сложено илом с прослойками мирабилита. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Берега озера высокие, южная и юго-западная части изрезаны оврагами.

Рапа Большого Ярового озера близка по химическому составу к рапе озёр Сакское (Крым) и Тамбукан (Кавказские Минеральные Воды), что в свою очередь аналогично составу воды Мёртвого моря в Израиле и обладает ярко выраженными лечебными свойствами Богато озеро и иловой грязью. Зрелая иловая грязь озера состоит из мелких частичек, мазеподобной консистенции чёрного цвета, однородная, с запахом сероводорода. При высыхании она приобретает серо-пепельный цвет. По химическому составу грязь Большого Ярового озера сходна с Сакским и озером Тижаки. В то же время в ней содержится несколько больше сероводорода и брома и меньше гипса.

Выехали пораньше, но солнце уже жарило вовсю. Путь запланировали такой: Рубцовск, Новоегорьевское, Волчиха, Михайловское, Кулунда, Славгород, Яровое. Дорога, в целом, неплоха, но с некоторыми особенностями. Из плюсов – немного встречных и попутных, обгонять приходится редко. Из минусов - дорога достаточно узкая и в районе Кулунды наклон дорожного полотна от середины дороги в сторону обочин достаточно сильный – едешь на заваленной вправо машине и думаешь - как бы на кочках не сползти на пассажира. Асфальт почти везде неровный. Поскольку трасса не особенно популярная, то и дорожной инфраструктуры мало. После Михайловского решили пообедать, но ни в одном населенном пункте вплоть до Кулунды не увидели по дороге ни одной нормальной кафешки. Надежды на Кулунду тоже не оправдались. Село огромное, но пунктов питания раз-два и обчелся. Поэтому, плюнув на правило останавливаться только в приличных местах, подъехали к одной из забегаловок возле которой стояло несколько дальнобоев. В меню – только пельмени (и то – минут через двадцать, готовых нет). У поварихи грязный, давно не стиранный передник. Обедать не решились, но взяли информацию. Нормальное кафе нашли только в центре села, достаточно далеко от трассы. Кафе понравилось – прохладно, еду готовят по заказу. Пришлось немного подождать, но зато все свежее и вкусное. Да и недорого – на четверых – 270 рублей. Едем дальше – жара стоит жуткая – все окна открыты, но двигатель ведет себя примерно – стрелка температуры четко стоит чуть выше 90 градусов. Стоит еще раз сказать про аэродинамику десятого семейства ВАЗа. На других автомобилях я всегда опасался сильно открывать окна – чтобы не продуло детей, сидящих на заднем сиденье. Здесь же, если немного открыть окно, то потока воздуха внутрь почти не будет. Если окно открыть на половину, то поток воздуха внутрь появится, но слабый, таким не продует. При полностью открытом окне воздух активно поступает в салон, но на заднее сиденье не дует. В общем здорово. Раньше, когда ездил на японках с кондиционерами, все время удивлялся – как люди на десятках в самую жару ездят – там же, наверное, как в духовке. Оказывается – нет, машина нормально проветривается. Не кондиционер, конечно, но жить вполне можно. В самую жару я дополнительно включал вентилятор печки. Поскольку дорога в целом знакома и блудить особо негде, навигатор брать не стал. Проблем с ориентированием не возникло, за исключением Славгорода. Весь город проезжаешь по главной, за потоком транспорта и полное отсутствие указателей не напрягает, но на кольце, где надо повернуть на Яровое, уехали в другую сторону. Вернулись и методом «тыка» нашли правильный поворот. От Славгорода до Ярового ехали в колонне со скоростью 40 км в час – очень много машин. В Яровом ориентироваться просто – главная улица идет вдоль берега озера и повернув на любом перекрестке налево, приезжаешь к пляжу. Вдоль пляжа идет пешеходная улица. Основных пляжей – два, которые называются «Причал 22» и «Причал 42». На них сосредоточена основная развлекательная инфраструктура – сувениры, мороженное, кафе, детские городки. Аквапарк и палаточный городок для туристов – на «Причале 22». Много кафе и надувные замки для детей – на «Причале 42». Въезд на охраняемую стоянку есть на обоих и стоит всего 50 руб в день. Но на «Причале 42» площадка засыпана гравием, а вот на «Причале 22» - голый песок. Заехал без труда, а когда выезжал, забуксовал. Благо – в багажнике саперная лопатка. Немного подкопал, под одно колесо – два перекати-поля (растение такое), под второе – лопатку и мягенько, чтобы не буксанула – назад. Выехал.

Сначала мы приехали на «Причал 22». Машину – на стоянку, сами – к аквапарку. Взрослый билет на 4 часа – 400 рублей. Дети до 5 лет бесплатно. Горки понравились – четыре для взрослых, одна – с маленьким бассейном – для детей. Есть бассейн с прибоем и различными душами. Поскольку жара была под сорок градусов, из воды можно было не вылезать – не замерзаешь. На зеленую горку брал с собой младшего сына – он у меня молодец – не орал, даже если оба заныривали в воду. Старший же, сам тащил меня на самую высокую горку.

После аквапарка – кафе, мороженное, и небольшая прогулка. Предложений жилья в Яровом – море. Но и цены тоже черноморские. Нас не привлекала суета с поиском жилья – мы взяли с собой палатку. Но сначала нужно было запастись сухим пайком. А вот с этим вечером в Яровом – проблема. Найденная Мария-Ра не работала – переезжает в другое помещение. Один, второй найденные магазинчики – не работают. Покатались еще – нашли работающий, правда ассортимент продуктов маленький, но деваться некуда – закупаемся.

В Интернете прочитали, что рядом с соленым есть небольшое пресное озеро, которое называется Теплый ключ. Поехали. После выезда из города асфальтовая дорога превратилась в песчано-гребенистую грунтовку. Километров десять по самой накатанной колее и мы около Теплого ключа. Берега пресного озера плотно заросли камышом и плотно заставлены машинами отдыхающих. Зато ближайшие берега соленого озера почти свободны – по одной машине на 100-200 метров. Правда есть и минус – к воде спуститься невозможно – берег представляет собой обрыв метра в четыре высотой. Но мы купаться не собираемся, нам главное – природа, поэтому выбираем место и разбиваем лагерь. На ужин бутерброды и прекрасные виды – с одной стороны закат, с другой безбрежная гладь озера.

На следующий день едем на «Причал 42», завтракаем в кафе, посещаем детские аттракционы, купаемся и гуляем. Ощущения – как на море – песчаный пляж, соленая вода и искусственные пальмы. Не хватает, пожалуй, только криков «чурчхелла, вареная кукуруза, пирожки».

Пообедав, решили продолжить путешествие и посмотреть соленое озеро Бурлинское, возле села Бурсоль. Известно оно тем, что там добывают поваренную соль. Самым трудным оказалось найти выезд из Славгорода в сторону Бурсоли. Взятые языки путались в показаниях и посылали совсем не в ту сторону, либо подробно рассказывая, забывали про один из поворотов. Крутясь по Славгороду, попали в центр, нашли кафе, пообедали и затарились в супермаркете. По средней паршивости дороге доехали до села и, как принято на Руси, через множественные помойки выехали к берегу озера. Погуляли по соли, сфотографировали огромную солевую гору на солевом заводике и поехали в сторону Малого Ярового озера. По полученной из Интернета информации, знаменитая лечебная грязь сохранилась только на Малом Яровом, откуда ее и возят в санатории города Яровое. Поворот с трассы в сторону озера ничем не обозначен, поэтому правильный путь можно определить только топографически. После выезда из села Владимировка, трасса делает плавный поворот направо, после чего нужно съехать с трассы направо на первую накатанную грунтовку, которая и приведет к озеру. Отдыхающих на Малом Яровом оказалось достаточно много – по машине на каждые 20-50 метров. Берега озера изрезаны небольшими оврагами, по которым очень удобно спускаться к воде. Вода очень соленая и щипет даже неповрежденную кожу. Если измазаться грязью, то без пресной воды смыть ее будет очень трудно. Ну а если искупаться и затем высохнуть на солнце, то ваша кожа будет покрыта белым налетом кристалликов соли.

Мы нашли место с хорошим спуском к воде и поставили палатку. С воды дует прохладный ветер, поэтому в поставленной входом навстречу ветру палатке не было жарко даже на солнце. Ночь была теплой – даже одеяла не понадобились.

Утром сварили на газовой плитке горячий завтрак и снова в путь. Возвращаться решили новым маршрутом и при выезде на трассу повернули в сторону Нижней Суетки. В селе Знаменка свернули направо и немного покатавшись по полевым дорогам выехали на берег Кулундинского озера. Погуляли, осмотрелись, пофотографировались. Купаться не решились – воду от берега отделяли заросли камышей и широкая полоса грязи, лезть через которую было неприятно. Дорога до Нижней Суетки не порадовала – засыпана довольно крупным гравием и состоит из крупных ям. Салон на этой дороге гремел как погремушка. А отсутствие каких-либо указателей в населенных пунктах заставляло опасаться – «а туда ли мы едем?». В Нижней Суетке повернули в сторону Благовещенки и всю дорогу любовались появляющейся справа гладью Кулундинского озера.

В Благовещенке дорога проходит через центр села, где мы и нашли неплохую столовку. Из Благовещенки выехали в сторону Родино. Из Родино – на Волчиху. Примерно половину этого расстояния составляла гравийка, причем часть только что засыпали крупным гравием и пришлось ехать вдоль трасы по грунтовке. После Родино – Волчиха и Новоегорьевское. Перед Новоегорьевским остановились на озере Горьком-Перешеечном и полчаса релаксировали на мелководье – день был очень жаркий, а мы весь день в машине, перегрелись в общем. Весь путь с Малого Ярового до Рубцовска занял более восьми часов.

«Одиннадцатая» получила высокую оценку как машина для путешествий по плохим дорогам. Комфортная подвеска позволяла не обращать внимание на мелкие ямки и глотала крупные. Не один раз, на огромной яме, я ждал пробоя передней подвески, но его не было – подвеска глотала все. На Ниссане, на плохих дорогах, организм просто «растрясало», а после «одиннадцатой» усталость была, а вот ощущения перемешанных внутренностей не было. В общем плюс за комфорт. Расход топлива в среднем составил около 6-6,5 литров на сотню – тоже плюс. Высокий клиренс позволял не беспокоится за низ машины на полевых дорогах и гравийках, где иногда посреди колеи валяются валуны. Система охлаждения двигателя работала как положено. Никакого внимания машина к себе не потребовала – все работало в штатном режиме. Семья осталась довольна путешествием.

На фото:

Аквапарк в Яровом. Вид сверху.

Аквапарк в Яровом. Горки.

Аквапарк в Яровом. Бассейн с прибоем.

Аквапарк в Яровом. Детская горка.

Наша стоянка на берегу Большого Ярового озера.

Берег Большого Ярового озера. На горизонте труба пресловутого химкомбината.

Пляж. Причал 42.

Озеро Бурлинское. Вдалеке видна гора поваренной соли.

Берег Малого Ярового озера.

Кулундинское озеро.

Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Продажа Лада 2111 2001 в России

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить отзыв