Всем снова привет! Решил написать отзыв и о своей первой машине - ВАЗ 2115. Сейчас у меня есть Рав4 1 поколения. То есть, в принципе, есть, с чем сравнить. Хотя, и та, и другая машина - не новые и не первой свежести достались мне. Так как давно уже прошла эйфория от обладания своей машиной, обычная для начинающего водителя и его первой машины, постараюсь просто изложить факты. Постулатов в духе "тазы валят!!!" не будет, как и не будет душещипательного рассказа в стиле "ведро-дерьмо" и т.д. Каждая машина хороша под те задачи, под которые она подходит.
Итак, зима 2013. Я как раз только получил права (да, очень поздно, в 28 лет). И встал вопрос о машине. Сильно дорогую покупать не хотелось, т.к. не было уверенности в своём водительском мастерстве. Поэтому бюджет был всего 150 тыр. Поболтал со знакомым автомехаником, и тот посоветовал в качестве первой машины взять что-то переднеприводное вазовское. Иначе, если рассматривать ино в этом бюджете, то скорее всего будет отжатый металлолом (за пределы Кировской области ехать не хотелось, несмотря на то, что цены у нас тут выше среднего). Окей, так и сделал. Немного присел от того, что попадалось в объявлениях - чем ушатанее была машина, тем больше хозяин считал своим долгом задрать цену на неё до небес. Отсмотрел с десяток экземпляров. Все или битые по кругу, или ржавые насквозь, или просто уезженные полностью.
Спустя пару недель поисков, нашёл свою будущую ласточку в районе. Цена 125, год 2006, я получался 3-й хозяин. Осмотр проводили быстро и в сумерках, при свете уличного фонаря. Понимал, что от такого года идеального кузова ждать бесполезно. Заметил очаги ржи на арках. Лонжероны целые - и ладно. Кузовщина, в случае чего, делается. С электрикой норма - всё работало, включалось. Едет нормально. Договорились на выходные. Переоформились в ГИБДД, что заняло пару часов - владелец хотел оставить себе старые номера. В итоге, мне досталась машина на свежих номерах :)
Пошла эксплуатация и отлов разных мелочей, какие не сделал/запустил предыдущий хозяин. Были поменяны за всё время жизни у меня этой машины (на сегодня 4 года почти):
- глушитель и резонатор (резонатор оказался бракованный - звенит на 2000 оборотах. Забил, не стал заморачиваться.)
- датчик массового расхода воздуха (или датчик кислорода - тот, что в гофре от воздухана стоит)
- задние стойки (стояли проставки. И когда их попробовали убрать, зад оказался ниже морды. Ну, и колотили они здорово. После замены, честно, разницы в плавности работы подвески не заметил.)
- сайлентблоки балки, стойки стабилизатора, правый краб (с ним вообще отдельная история)
- бесчисленное количество дверных ручек
- бесчисленное количество ламп в задних фонарях и колодок с патронами оттуда же, ламп подсветки приборов и передней панели
- ступичные подшипники по кругу (гудели как самолёт)
- датчик положения распредвала (старый стух и рассыпался при попытке достать его)
- шаровые (стучали)
- тосольные шланги (предательски потёк один, решил сменить сразу все)
- колодки тормозные по 2 раза зад и перед
- сцепление (диск, выжимной).
То есть, ничего экстраординарного с машиной не делали. В движок лазили при мне всего 2 раза - замена ремня ГРМ, которую делал сам. Но по ходу, не дотянул ролик. Постукивали клапана. Второй раз в движок лазили поправить натяжение ремня и отрегулировать зазоры клапанов. Всё. Сейчас пробег уже за 193 тык. С движком всё отлично. Мясорубку видел только один раз, когда стух датчик положения распредвала. Отмечу, что двигатель 1,5 8-клапанный. Считаю, что достаточно надёжный и безотказный, если его не насиловать зря. Заводился в морозы до -30. В более холодную погоду не использовал машину по соображениям гуманности.
Да, всего 77 кобыл. Но мне от машины нужна была не дикая динамика, а экономичность и надёжность. Думаю, этот двиг соответствует параметрам.
Делал сход-развал 3D, мастер сказал, что завалено внутрь на 1 см правое заднее колесо. Посмотрели лазерным уровнем - так и есть. Балка гнутая. Позднее посмотрел на вымытую машину при свете дня - как раз сзади справа по кузову видно шагрень. То есть, тот участок красили. Видимо, было ДТП. Но о нём предыдущий владелец ничего не сказал. Может и сам был не в курсе, да и сделано было качественно - до сих пор на том месте с ЛКП нет никаких проблем. Забил.
Зато поползла ржа по аркам. Извечная проблема криворукости отдельных установщиков пластиковых подкрылок - ввинчивают саморезы в завальцовку колёсной арки. Нет бы намовилить их или, как в некоторых иномарках, на пластиковые клопы посадить. Естественно, от такой фигни в местах вкрутки трескается краска и под ней метал цветёт. Так как товарищ до меня был с района (посёлок), машина при нём редко видела дорожную соль, и мыл он её только тряпочкой. Я ездил в городе и пару раз заехал на мойку, где по проблемным местам дали керхером, и появились сквозные дыры. Если на переднее крыло плевать - меняется целиком и до кризиса в цвет стоило ~3 тыр, то сзади только вырезать кусок, вваривать ремвставку и перекрашивать. Как говорится, на ходовые качества не влияет - забил. Станет нужно, займусь.
Про краба: правый был лопнутый в одном из ушей. Купил, заменили, недели не проходил, снова лопается. И со вторым из комплекта такая же фигня. Посмотрели с автомехаником, который эту машину ведёт от момента покупки мной и по сей день, бракованные крабы! С перекосом. После установки он, естественно, был в напряжении и при первом более-менее сильном ударе тупо лопался. А дороги в Кировской области дарят множество возможностей получить хороший удар в подвеску.
Вообще, подтверждаю легенду о том, что запчасти для ВАЗ - это лотерея. Да, можно купить удачно и забыть о проблеме надолго. А можно нарваться на такой чермет, что через день опять всё развалится. Поэтому доверил покупку комплектухи механику - он знает продавцов и где взять нормальное железо, а куда лучше не ходить. С тех пор всё нормально. Сам только мелочёвку покупал.
Итак, уже 4-й год машина живёт в семье. Передал по наследству брату, который тоже получил права. Пользуюсь периодически, как подменной, когда у старичка Рава случаются серьёзные проблемы со здоровьем (благо, было всего пару раз).
Если отзыв читают те, кто решил брать такую машину, отмечу по + и - лично моё мнение и наблюдение:
Плюсы:
- высокая доступность комплектухи и зачастую низкая её стоимость (не всегда, есть и дорогие железки)
- высокая ремонтопригодность и ремонтируемость (по-моему, уже в каждом гараже знают, что и как ремонтировать на вазах. А если нет - в интернете полно инфы на этот счёт. Что-то вполне легко делается самостоятельно, минимумом инструмента и хоть в чистом поле.)
- низкое потребление горючки (нормальное для легковушек. Если движок не убит, середняк в 7л/100км вполне себе. Рав у меня меньше 10/100 не ел. Но там и масса больше, и движок 2.0, и привод постоянный полный.)
- после ваза любая, даже старая, иномарка покажется вам лимузином по уровню комфорта
- уникальная возможность получить/отточить навыки вождения (после ваза любая, даже старая, иномарка покажется лёгкой и понятной в управлении)
- есть возможность поставить бортовик и наблюдать за жизнью машины или подключить сканер по OBD-II и почитать мозги. Пару раз помогало при вылавливании непонятных косяков. Например, один раз заплавали холостые. Могла даже просто заглохнуть на месте. Перепробовали ВСЁ! Даже модуль зажигания заменили. Оказалось, ДПДЗ сдох, и двигателю казалось, что дроссель на холостых двигается. Заменил датчик (200р.) - всё отлично. Ещё пример: загоралась мясорубка и начинало дёргать на ходу. Поменял свечи и ВВ провода - ноль эмоций. Уже собрался снова сменить модуль зажигания, но вспомнил предыдущий опыт. Подключили к компу, показал косяк датчика положения распредвала. Вот про него выше писал, что он просто стух в посадочном месте и рассыпался, когда я его доставал. В общем, читать мозги - полезно.
Минусы:
- комфорта никакого. Дешёвый пластик, который скрипит, гремит и издаёт ещё множество интересных звуков. Вы можете сколько угодно шумить и проклеивать эту машину, но всё равно где-то останется частичка посторонних звуков. Просто смиритесь. Проверено - катали на аналогичных машинах с шумкой и проклейкой разной степени крутизны. Есть лишние 20 тыр (это у нас средний ценник на проклейку) - попытайте счастье.
- колёса 13 радиуса с лёгкостью передадут вам в зад и на руль все нюансы дорожного полотна. Запаситесь сайлентблоками. Если у вас в населённом пункте не сильно ровные дороги, менять резинки в подвеске придётся минимум пару раз в год. Замену делаю при первых признаках износа (постукивания, лёгкая болтанка при активной рулёжке). Если запустить, можно хапнуть горя посильнее (ну, тут сам Капитан Очевидность говорит, что у всех машин так).
- гниль. Болезнь, которая точно настигнет любую такую машину в определённом возрасте. Если вы видите на продаже ВАЗ 14/15 без гнили - такая машина или не ездила и стояла в гараже, или гниль уже зализали. Но она всё равно полезет рано или поздно. Просто смиритесь.
- тесный салон. Если спереди высокие водитель и пассажир, то задние пассажиры будут обнимать коленками передние сидения или ими же цепляться за свои уши.
- "жаркий" движок. Зимой хорошо - в салоне очень тепло (если печка не убита). Летом в пробке может перегреться. Часто врубается пропеллер. Если система загажена, можно вскипеть.
- не знаю, какой дурак придумал делать дверные ручки из силумина, но сгори ты в аду. Курки трескаются только в путь даже при аккуратном обращении. А замена, особенно - в водительской двери, тот ещё геморрой.
- катализатор не нужен. А в таком возрасте обычно уже мёртв и тупо душит двигатель. Если у вас есть, выбивайте. А лучше ставьте специальную вставку (труба с ушами для установки на место ката), иначе пустая банка ката наградит ваш выхлоп звоном при перегазовке, похожим на звон садового ведра. Не заморачивался - стоит пустая банка. Лямбда одна на этом движке, вторую обманывать резистором не пришлось.
- головной свет не очень. Колхозить с ксеноном не стал. Отрегулировал фары, стало чуть получше. Но всё равно мало его. Он будто растворяется в воздухе.
Вердикт: при должном и своевременном уходе, а также при условии, что вы купили не убитую в хлам гору железа, вполне нормальный автомобиль для повседневной езды. Из точки А в точку Б доставит, без особого изыска и комфорта, но доставит. Езжу или один, или с женой - едет нормально. Если полный салон народа - движок уже приходится крутить активнее. Не хватает мощей для лихой езды.
Ещё пара наблюдений...
Проставки убирать не стал. Как-то вёз в сад сзади родителей и в багажнике кучу всякого хлама. И машина не волоклась задним бампером по земле, а встала прямо, как и должна быть. Проставки стояли в среднем положении. Не люблю, когда жопа задрана на манер бандитских девяток из 1990-х. Это же и спасло, когда притормозил перед светофором, а в зад влетела девочка на четырке, которая не успела затормозить. У моей машины зад на торможении чуть приподняло, у девочки морду приопустило, и она левым фонарём стукнула мне прямо в бампер. Вопреки ожиданиям, на бампере ни трещинки - царапины только. У девочки разбит фонарь, разломана ресничка под фонарём, сколот верх бампера и слегка замято крыло в месте поворотника. Не ожидал, что мой бампер выдержит такой натиск.
Не верьте тем, кто говорит, что вазы ломаются внезапно и непредсказуемо. Это или залеченная/недолеченная машина, или водитель, который свою машину не слышит и не понимает. Все косяки имеют предвестники. Вот у меня порвало тосольный шланг - так я и до этого видел, что они уставшие. И такая проблема была лишь вопросом времени. Надо было сразу менять. Порвало ремень ГРМ - так я накатал на нём тысяч 50 км, даже не взглянув ни разу, как он там, и не спросив, когда менялся, у предыдущего владельца. К тому же, как-то потекло масло из датчика давления (тот, что в крышке клапанов). Уже при ковырянии с ГРМ увидел, что масла туда натекло мама не горюй, и оно лишь забило последний гвоздь в крышку гроба ремня. С него сорвало несколько зубов и тут же оборвало его.
Если сами не шарите, лучше берите с собой на покупку толкового знакомого механика - он знает, на что обратить внимание, и как не купить отжатую машину. Если не умеете сами, заручитесь поддержкой по части ремонта и обслуживания у такого же механика - среди знакомых наверняка есть хоть один. Он не будет лить вам чушь в уши и разводить на бабки, а уму-разуму научит. Мой механик - коллега с бывшей работы. Парень с руками и вообще толковый тип. Многому у него научился. В последствии не беспокоил по мелочам, которые уже решал сам.
Ну, и в целом: берегите машинку и вовремя за ней ухаживайте. Моя пятнашка выглядит хорошо и ездит нормально. Ей 11 лет, на пенсию пока не собирается. А уездить можно и самую дорогую и крутую иномарку. Тут, знаете ли, особого умения не надо.
Всем спасибо за чтение отзыва, удачи на дорогах. Не знаю, нужны ли фото - все и так знают, как выглядит пятнашка :)