Это скорее не отзыв с техническими характеристиками и учётом расходов на эксплуатацию, хотя пытливый ум может почерпнуть необходимую информацию из текста. Это скорее просто рассказ про неё.
Купил для души, с детства нравились Нивы. Ещё с тех пор, как отец брал меня, ещё ребёнка, на зимние рыбалки. Надо было встать раным-рано. Торопливо позавтракать под заботливым взором мамы и напялив на себя неимоверное количество одежды идти с отцом в гараж к человеку, который повезёт нас на озеро. У кого-то из его друзей была Нива. Мне она тогда казалась верхом комфорта (высоко сижу - далеко гляжу) и проходимости (вытаскивали попутно кучу машин из леса). И с Уазом не сравнить - идёт мягко, в салоне тепло и тихо.
Прошли годы и сменилось множество автомобилей. В постоянном пользовании Тойоты, возят и не просят.
В какой-то момент захотел полный привод. Не как основную машину, а просто – в лес, на рыбалку/охоту. Решил, открыл сайт и начал с Нив. Среди множества объявлений сразу заметил её. Ярко-красная, на нарядном литье. По описанию чувствовалось что хозяин у неё с руками, растущими из нужного места. Созвонились, встретились. По рассказу хозяина картина следующая: купил её у деда из деревни. Тот в ней чуть ли не навоз возил))) Эксплуатировал как и полагается сельскому жителю. Так что никаких сказочек про старичка который ездил на ней только за пенсией и в булошную. Машина была отмыта, салон заменён, проклеен, перетянут. Кузов качественно проварен и покрашен в совершенно обалденный ярко-красный цвет с добавлением «ксералика». Это искусственный перламутр, он даёт непередаваемую игру цвета, когда машина на солнце. Старый двигатель заменён на новый. Трансмиссия дефектована и все необходимые детали заменены. Так же были куплены новые внедорожные покрышки «Cordiant Off Road», но он не успел их поставить на авто, так как они были без дисков. На момент покупки машина стояла на литье с зимней резиной «Nokian Hakkapeliitta». 16 радиус. Была установлена магнитола, а колонки к ней лежали в коробке, ибо руки у него не дошли установить.
Причину, по которой он решил продать Ниву назвал следующую – готовил авто чтобы кататься с супругой по лесам и полям, но работа сменилась, стала отнимать всё время и на покатушки его уже не оставалось.
В общем мы с ним быстро сторговались и начались радостные дни эксплуатации данного авто.
Поскольку была зима я незамедлительно нашёл где закопаться в снегу))). Причём на тот момент в машине не было даже лопаты. Откапываться пришлось руками и это быстро надоело, включилась фантазия и наблюдательность. Результатом поисков стал подлокотник от валявшегося недалеко от дороги выброшенного кресла. Работа пошла веселей))) После этого лопата в машине появилась. Причём использовал я её буквально несколько раз. Отчасти ещё и потому, что не лез в совсем уж откровенные засады.
Проявляя заботу о новом моторе и облегчая себе жизнь, я установил подогрев тосола 220V. Теперь холодные пуски не страшны. Их нет. Купил штатные штампованные диски и установил на них внедорожную резину. С наступлением тёплого сезона испытал её в деле. Но об этом чуть ниже. Следующим шагом по увеличению живучести аппарата была замена порогов. Старые срезаны, установлены профильные трубы квадратного сечения. Стенка трубы 3 мм. Считаю хватит надолго. Естественно это всё покрыто антигравием. Купил новый аккумулятор. С салоном делать ничего не пришлось – всё в порядке. Отдельного упоминания заслуживает печка. Иногда катался при температуре воздуха минус 30 и ниже. Прогревал за 2-2,5 часа с помощью подогревателя, запускал без проблем и ездил. Причём замечал, что по ходу езды начинаю снимать верхнюю одежду. Печка просто жарит! Впоследствии катаясь при температуре воздуха до минус 20 по Цельсию вообще взял за привычку не включать печку. Для комфортной температуры в салоне достаточно просто ехать, не останавливаясь и потока встречного воздуха хватает для поступления тепла. Причину такого райского климата вижу в том, что салон проклеен предыдущим хозяином каким-то качественным материалом, за что ему большая человеческая Благодарность. Результат - двери и крыша не дребезжат, дорогу через днище не очень-то и слыхать, да и тепло в ней. Справедливости ради скажу, что на стоянке при заглушенном моторе салон выдувает довольно-таки быстро. Дальнейшие улучшения были следующие – по совету бывалых Нивоводов купил и поставил сцепление от Шнивы в сборе с маховиком. Теперь Нивке его хватит надолго. По сравнению с родным оно имеет больший диаметр, соответственно усилие распределяется по большей площади и износ меньше.
Из чисто эксплуатационных расходов даже назвать то особо нечего. Была неприятная вибрация раздатки, но это у них вообще хроническое. Вылечилось тем, что после замены сальников на коробке, агрегат видимо попал в положение, в котором ему комфортнее работать. Была замена пары ступичных подшипников, ещё какие – то мелочи. Ничего серьёзного. К слову – обслуживается машинка у хорошего знакомого, Нивовода со стажем. Поставил на задний мост газо-масляные амортизаторы «Каяба». Причём они немного длиннее штатных, соответственно ход подвески увеличился. По ощущениям машина значительно лучше идёт в поворотах, меньше кренится и точнее следует траектории. Передние пока менять не стал. Вроде всё устраивает, но чувствую, что перфекционизм меня подтолкнёт купить такую же «Каябу» на перед. Кстати, был у меня как-то опыт езды на другой Ниве в сильные морозы. Ещё в юности. Прекрасно помню, что пока коробка, мосты и раздатка не прогреты, наката у машины вообще нет. Как будто на ручнике едешь. Моя красавица избавлена от этого тем, что везде залита трансмиссионка «Кастрол». Накат появляется почти сразу. Ну если за бортом ниже -30С то через 1 – 1,5 км уж точно. С ТАД-17 не сравнить))) Кстати, для тех, кто не знает, есть хороший способ прогреть коробку перед поездкой. Как только после запуска машина начала устойчиво работать на «подсосе» (в моём случае это 5 – 10 секунд) я на раздаточной коробке включаю «нейтраль» а на КПП – заднюю или первую. В итоге коробка весело крутится и греет масло. Дальше я задумался про расход топлива. Тут необходимо сделать небольшое отступление и пояснить куда и как я вообще езжу на этом авто. И какие задачи перед ней ставлю. Как уже говорил выше, машина не единственная в семье. И даже не вторая. Сам живу за городом. До центра Екб примерно 30 км по хорошему асфальту. Но там я на ней бываю крайне редко. В случае если Тойота в сервисе. А ехать необходимо. Асфальт вообще не её стихия. Прошлый хозяин говорил что-то про копеечные пары. Видимо так и есть. При оборотах 3000 по тахометру, спидометр показывает около 100 км/ч. А навигатор и едущая сзади жена на Тойоте говорят мне что мы несёмся с бешенной скоростью 67 км/ч. Так что, когда мы с Нивкой катим по асфальту в зоне действия знака «Обгон запрещён», нас всегда сопровождает длинный хвост почётного эскорта водителей, отвыкших двигаться ниже отметки 100 на спидометре. Но как говорил – в городе мы редкие гости. Основное предназначение Нивы - это здоровье моих волкодавов. Именно так. Я держу двух прекрасных алабаев. И им, согласно их пастушьей породе необходимо каждый день пробегать определённое количество километров. И даже гуляя по придомовой территории без привязи они не будут в хорошей форме, если их не вывозить гулять. И ещё одна особенность – их нельзя гнать галопом. Фирменный бег алабая – это неспешная трусца, они в таком режиме могут часами наматывать круги вокруг охраняемой отары. И Нива тут подходит просто идеально. Мы садимся в машину, собачки запрыгивают на заднее сидение, укрытое одеялом, выезжаем в ближайший лес или поля и начинается веселье. Мои питомцы десантируются, а я под настроение могу не торопясь, включив пониженную катить по 1,5-2 часа следя как они топают по лужам и слякоти, сидя в тёплом салоне или оставив Нивку под деревьями погулять пешочком по травке, позаниматься дрессурой, или что мне более всего нравится – так же на пониженной, чтобы сильно не отрываться от собак и не заставлять их бежать, я тихонько штурмую снежные перемёты на полевых дорогах, преодолеваю игрушечные болотца или просто еду по лесным дорожкам. И вот тут было всё просто прекрасно кроме одной маленькой детали – указателя расхода топлива. Он как-то очень живо реагирует на включение пониженного ряда в раздатке. Решение было не за горами. Это ГБО. Я одно время занимался грузоперевозками и на своём кошельке очень чётко ощутил все прелести данного вида топлива. Не стану тут переубеждать противников установки ГБО, а сторонники и без меня всё знают. Отмечу лишь ожидаемое снижение расходов на топливо у Нивы и очень мягкий звук работы ДВС на газу. Ставилось всё это в отличном сервисе, при чём я туда регулярно (раз в полгода) приезжаю на недорогую в общем-то диагностику и регулировку клапанов. Ибо клапана и угол зажигания — это краеугольные камни долговечности ДВС с установленным ГБО.
Помимо выгула собачек есть у нас с Нивкой ещё одна радость – это лайтовые покатушки без фанатизма. Причём они иногда могут быть совмещены с рыбалкой и почти всегда – с шашлыками. Недалеко от меня есть озеро Щучье. Примерно 35 км по асфальту и от 9 до 12 км по лесу. Жутковатого вида лесовозной колеи))) Разница в расстоянии объясняется просто – по самой колее могут ехать только сами лесовозы. И ещё ЗиЛ 131 с дизелем от трактора. На котором местные приспособились возить до/от озера туристов. «Прадик» моего друга по этой колее вообще-то смог (лифт, колёса, все дела) но натанцевался он там от души. А все остальные пытаются проскочить рядом и ищут объезды в лесу. За многие годы этих объездов натоптали неисчислимое множество. Я видел в лесу одну поляну примерно 150 на 50 метров, на которой была изборождена буквально вся площадь. Ямы глубиной выше колена, бугры, колеи, Нивы, Уазы и нетрезвые толкатели оных. Я прошёл ходом и мило при этом улыбался))) Так вот тут скажу про «Cordiant Off Road». Знаю, что это не самая лучшая резина класса М/Т, но гребёт она очень достойно. Говорят, что это её свойство ухудшается с уменьшением высоты протектора, а с 50% износом и вовсе сходит на нет. Но моя пока не прошла и пары тысяч, и я не переживаю по этому поводу. Так же стоит сказать спасибо отцу, водителю 1 класса за то, что ездить научил. В общем как мне кажется мы с Нивкой поняли, чего хотим друг от друга и на волне этого взаимопонимания приехали на озеро первые. Дёргали меня только раз. Не рассчитал выезд из ямки, попал на диагональное вывешивание. Запомнил и больше не попадался))) Ездил я туда три раза. Состав нашей компании: Нивы, Прадик, ГАЗ 69. Вообще мы с Нивкой очень сильно удивились, когда привезли Прадику с его V6 3,5 литра, огромными колёсами и LSD мостом порядка 20 минут форы. И причины этого стали понятны – время было взято не мотором и размером резины, а меньшими габаритами Нивы, что позволяло крутиться меж деревьев как захочу. Плюсом то, что Прадик тяжёлый и многие места проходил не с разбегу, а помедленней, отчего бывало садился побуксовать и пару раз лебедился. Я же шёл ходом, активно работая рулём и педалью газа. Не секрет, что это и есть фирменный Нивовский стиль преодоления бездорожья. Кстати справедливости ради – если бы мы гнали не по лесу а по раскисшей грунтовке с толстым слоем шоколада, то Прадик, за счёт мощного мотора и бОльшего диаметра колёс просто не оставил бы мне шансов на победу по времени. Мощную конкуренцию Ниве в лесу может составить ГАЗ-69. Вот он реально советский танк))) Но что-то я отвлёкся. Такого рода покатушки Нива вывозит на «ура». Единственное «но» - это то, что просто ужасно жалко такую нарядную машинку засаживать в колее, царапать ветками и топить в ямах. Меня как-то пока Бог миловал от царапин и повреждений, да и повторюсь – был я на этом бездорожье всего три раза. Больше на Нивке туда не полезу. Она мне нравится такая как есть – яркая, красивая, блестящая. Когда купил её – решил, что буду содержать в состоянии максимально приближённом к оригиналу. Единственное отступление от первоначального внешнего вида - замена порогов на трубу. Но это продиктовано жизненной необходимостью. Ибо пороги у Нив слабоваты и риск перекоса кузова при «диагоналке» велик. В остальном – смотрите сами на фото. Резать арки я отказался, хотя и уговаривали меня не раз. Лифт и прочее – тоже не на эту машину. Резина стоит 215/65/16 и это максимальный размер, который встаёт без каких-либо переделок. Доказано не раз и себе и другим, что Нива в стоке (исключая резину) едет очень и очень достойно. Естественно при наличии грамотной прокладки между рулём и сидением. Немного тут погоржусь))))
Так же отказался от установки различного вида блокировок. Ибо путь этот тернист и бесконечен. Потом потянет лифтовать, отвязывать мосты и прочее и прочее…. В общем Нивка свои задачи решает, при необходимости выступает на день-другой подменным транспортом. Иногда кого-то мы с ней спасаем, вытаскиваем, дёргаем, запускаем с «толкача». А колонки к магнитоле я так и не поставил. Не поверите – нравится слушать звук мотора. Он меня плавно уносит в детство.