Отзыв автовладельца Лада 4x4 2121 Нива 1988

Лада Нива 2121 1988 — отзыв владельца

, Томск
5445
50
Оцените отзыв:
1
2
3
4
5
295
голосов
5
5 — 291 пятёрка!
Год выпуска: 1988
Тип кузова: SUV
Трансмиссия: механическая
Привод: 4WD
Поколение: 1 поколение
Двигатель: бензин, 1600 куб.см, 73 л.с.
Год приобретения: 1994
Руль: Левый
Воспоминания о «Ниве», написанные урывками на работе в обеденные перерывы.


И снова здравствуйте!

В этот раз речь пойдёт ещё об одном легендарном автомобиле. В том, что он легендарный, сомнений быть не может. Всё-таки родоначальник нового направления в мировом автомобилестроении! И имя ему «Нива».
Что же нам известно о ней? А известно нам о «Ниве» всё. Все её достоинства и недостатки разобраны на атомы и разложены по полочкам. Но это, опять же, с одной стороны. Если же посмотреть на предмет со стороны другой, то очевидно, что все автомобили, как и люди, сильно отличаются друг от друга: у каждого свой характер, свои особенности, свои секреты. И своя судьба. Поэтому об автомобилях одной марки и одной модели могут получиться совершенно разные истории. Не обязательно плохие или хорошие – просто разные. Я же расскажу свою.
Героиню рассказа зовут ВАЗ-2121. Обычная классическая «Нива» 1988 года выпуска появилась у меня в декабре 1994 года, а расстался я с ней в ноябре 1996-го. И, чтобы заново перелистать страницы её жизни, приглашаю всех на четверть века назад.

Прежде чем начать своё повествование, хочу уведомить Вас о том, что оно получилось (уже традиционно) не в форме собственно отзыва, а в виде какого-то сумбурного рассказа, стержнем которого является, конечно же «Нива», и вокруг этого стержня, как вокруг эпицентра торнадо, закручены самые разные события и темы. Когда же рассказ был закончен и я его перечитал, то сначала решил подрезать текст, потом дополнить, хотел разбить на главы, но после передумал и всё оставил как есть. Правда, для облегчения восприятия разбил его на несколько частей по очерёдности их написания, но не по смыслу. На этом вступление заканчиваю и начинаю, собственно, рассказ.

Перерыв №1.

Как я упоминал ранее, моим первым автомобилем был «Запорожец» ЗАЗ-965А. И «Нива» тоже была моим первым автомобилем. Вот именно так и есть. Только ЗАЗик мне достался от деда, а на «Ниву» я заработал сам. Какое-то время я даже одновременно являлся владельцем обоих своих первых автомобилей. Думаю, что не только у меня была подобная ситуация с «автопервенцами». Сама же покупка ВАЗовского супервнедорожника никогда не являлась моей мечтой. То, что свои кровно заработанные миллионы (в 1994 году многие были миллионерами) я потратил именно на «Ниву» было неизбежным стечением обстоятельств. Вы думаете, так не бывает? Оказывается, ещё как бывает! Хотя, признаться, «Нива» мне нравилась. И симпатия эта появилась с того момента, как я первый раз проехался на ней за рулём. А было это так:
Имелся у меня школьный друг Лёха, который подрабатывал ночным сторожем в детском саду. Я думаю, сейчас у многих на лицах появились улыбки. Да, друзья -  детский сад на ночь превращался в сад взрослый. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что время мы проводили насыщенно и весело. Главное утром было вовремя исчезнуть, предварительно наведя порядок. И вот однажды из другого города приехали к Лёхе в гости его дядька с тёткой на новенькой вишнёвой «Ниве». На дворе стоял или 1991 или 1992 год - время смутное и неспокойное. Оставлять машину (а тем более новую машину!) ночевать под окнами было безумством. А жил Лёха аккурат через дорогу от детского садика. Поэтому на ночь, когда все работники сада разошлись по домам, «Ниву» загнали на его территорию и поставили прямо под окнами кандейки сторожа. На всякий случай ключи от машины были оставлены Алексею, чтобы утром он её перегнал с территории садика на стоянку рядом с домом. Такого шанса упустить мы никак не могли! Попивая чудесный компот, коего в детсадовской кухне ежедневно оставалось в изобилии, мы с нетерпением поглядывали на окна Лёхиной квартиры. Как только свет в них погас, «Нива» тихонько, не зажигая фар, покинула детсадовсую территорию и устремилась на ночные городские улицы. В нашем городе (да, наверное, и в других тоже) дороги были весьма в плачевном состоянии. Всё в стране неумолимо перестраивалось, постепенно приходило в упадок - и это вызывало тоску и печаль. Однако как же легко и непринуждённо «Нивка» глотала все колдобины и ямы! И это вызывало восторг и радость! Энергоёмкость подвески фантастическая. А ещё (после моего ЗАЗика) я был ошеломлён динамикой этого автомобиля.
Чтобы не кататься просто так, без дела – я заехал в гараж и взял канистру, с целью съездить на заправку за бензином (Лёха был с травмированной рукой и катался пассажиром). В то время жуткого бензинового дефицита очереди на АЗС стояли и ночью, но всё же они были меньше, чем днём. Заправившись, мы ещё немного с осторожностью покружили по ночному городу (документов-то нам никто не оставил!) и поехали на стоянку в садик. Наша ночная поездка прошла удачно и завершилась без каких-либо происшествий. Я же намотал себе на ус, что «Нива» - это хорошо.
Примерно в то же время произошло ещё одно событие в цепочке, которая в итоге привела меня к покупке полноприводного ВАЗа.
Мой отец был директором проектного института и имел в служебном пользовании автомобиль «Ныса-522». Кто и когда решил, что служебный транспорт руководителя должен быть именно таким – безответная загадка. Всего же в институтском автохозяйстве имелось три «поляка»: две «Нысы» и один «Жук». Водители ездили за ними аж во Львов! А ещё было такое чудо, как ЕрАЗ-762! Но это тема отдельного разговора.
Возвращаюсь к рассказу.
Однажды в институт поступило предложение от братьев-узбеков поменять обе «Нысы» на ВАЗ-2121 и ВАЗ-21013. Оно было принято незамедлительно, и обмен состоялся. Польские микроавтобусы отправились возить фрукты, а у папы служебной машиной стала белая «Нива» с модной кооперативной решёткой радиатора и нарядным салоном. «Ноль-тринадцатая» же закрепилась за бухгалтерией.
В 1992 году окончив первый курс института, я был направлен на производственную практику. Проходила практика, естественно, в организации у папы. Работал я водителем на его служебной «Ниве». Отъездив на ней месяц по разным дорогам и направлениям, я сильно зауважал этот автомобиль. И даже захотел себе такой. Но у меня был дедов «Запорожец», а студенческий бюджет трещал по швам – поэтому надеждами особо я себя не тешил.
В то же самое время произошло ещё одно знаковое событие: бывший работник ВАЗовской СТО по имени Сергей открыл одну из первых в Томске мастерских по ремонту жигулёвских двигателей. Работал он со своим другом-тёзкой Сергеем и младшим братом Вовой. А располагалась его мастерская в арендованном гараже прямо напротив личного отцовского гаража в гаражном кооперативе. Я быстренько с ними подружился и стал постепенно набираться ума-разума в ремонте, коему меня Серёга охотно обучал. Руки у него были золотыми, а голова светлой. Я же, не оставаясь в долгу, то выносил у них мусор, то гонял за пивом и сигаретами и.т.п.
Время шло, Серёгино детище набирало известность, а клиентов становилось всё больше и больше. Работала мастерская без выходных и практически 24 часа в сутки. Многому за это время научился и я. Не было случая, чтобы обратившись к ребятам-ремонтникам за помощью, я её не получил. Взамен же мною, как и прежде, вывозился мусор и доставлялись продукты, сигареты, пиво и вино.
В скором времени стало ясно, что мастерской в гараже катастрофически не хватает места - и Сергей переехал в помещение бывшего растворного узла, находившегося неподалёку от гаражей. Т.к. человеком он был отзывчивым и добрым, то и помогал многим, причём абсолютно бескорыстно. И вот настало время, когда и Серёге понадобилась наша помощь: все (хотя вернее будет сказать почти все) дружно вышли на уборку в новой мастерской. Помещение вид имело устрашающий: всё в многолетних наростах из раствора; оконные рамы без стёкол; горы мусора; установленная на века бетономешалка с застывшим раствором… Но победа была за нами и вскоре от ужаса прошлого не осталось и следа!
В самой же мастерской образовался мощный такой костяк постоянных друзей-клиентов самых разных слоёв и профессий. И двое из них проспонсировали Серёгу, после чего он купил два подъёмника, оптический стенд «развал-схождение» и шиномонтажное оборудование с балансировкой, которая по завершении работы исполняла простенькую мелодию, что в то время было настоящим чудом. Дел пошли с утроенной силой. Второй  Сергей был ответственным за снабжение и изготовление всякого нестандартного инструмента и оборудования, что он с успехом и делал. Вова просто крутил гайки.
Получается сильно растянутая история, но по-другому мысли в кучу не собираются!
Продолжаю свой рассказ.
Расширение мастерской потребовало новых рабочих рук, и в неё пришли матёрый слесарь с той же ВАЗовской станции Иван (без преувеличения человек с бриллиантовыми руками), а немного позднее по моей протекции и друг Лёха. Я же, как и прежде, абсолютно безвозмездно обслуживал и ремонтировал свой ЗАЗик и отцовские «Жигули». Мусор вывозить уже не было надобности, т.к. у мастерской стоял контейнер, а вот за сигаретами и вином с водкой я носился, как в былые времена.

Перерыв №2.

И вот однажды в мастерской появилась необычного вида конструкция: металлический стол с полукруглой пятой, чем-то напоминавшую сапожную, а сверху длинный рычаг с установленной на шарнире оправкой, похожей на баллончик для сифона (не забыли о них?). На дворе стоял, однако, октябрь 1994 года.
- Что это? – спросил я у Сергея-инструментальщика, т.к. кроме него изготовить подобное никто не мог.
- Шиповальный станок! – гордо ответил он.
- И как же он работает? – с удивлением спросил я, т.к. знал, что для шиповки используется специальный пневмопистолет.
- Элементарно! Кладёшь шину на пяту и оправкой загоняешь шип в резину.
- А место под шипы чем засверливать?
- Ничего не надо засверливать – он сам туда входит за милый мой! – сказал Серёга, - только работать приходится вдвоём: один направляет оправку с шипом, другой жмёт рычаг.
Честно говоря, я с трудом представлял себе, чтобы подобная шиповка имела хоть какой-нибудь положительный результат.
- А покажи, как он работает, - попросил я, глядя на станок.
Сергей позвал помощника (уж и не помню кого), установил какую-то покрышку на пятку, вставил шип в оправку и упёр в шину, а помощник с силой нажал на рычаг. Раздался щелчок и шип сел на место. От того, насколько это было эффектно, у меня округлились глаза.
- Ух-ты! А можно мне попробовать? – попросил я Сергея.
- Валяй! – смеясь, махнул он рукой.
Я уже взял шип и вставил его в оправку, но оператор рычага сказал, что ему некогда и смылся. Тогда я позвал Лёху. И так у нас всё ладно получилось, что Серёга сильно удивился и сказал:
- Так может быть вы и будете на нём работать? Ну-ка иди и поговори с боссом!
Пошёл я к Сергею №1 озвучивать своё предложение. И оно было принято! Вот о чём мы договорились:
- работать на станке мы с Лёхой должны только после рабочего дня, чтобы не мешаться под ногами (я бы по-другому и не смог, т.к. днём у меня была учёба, а Лёха был занят своими непосредственными слесарными обязанностями);
- оправки для шипов (расходный материал) будет изготавливать Сергей за свой счёт (их заказывали в мастерских ИОА (Института Оптики Атмосферы), т.к. изготавливались они из легированной стали, с закалкой рабочей части);
- деньги за работу делим в пропорции 50/50 (т.е. 50% Серёге, 50% нам);
- ответственность за допущенные косяки полностью лежит на нас со всеми вытекающими.
Мы были согласны и уже на следующий вечер вышли на промысел. Друзья! Сказать, что дело у нас пошло – это ничего не сказать. Дело у нас просто попёрло буром! И в этом нет ничего удивительного. В то время на авторынок уже массово хлынул поток бывшего дефицита в виде запчастей, автошин, масел и прочего, но только шинная промышленность шипованных шин массово не выпускала! По крайней мере в продаже их не было. И лежали на толкучке отдельно шины «Снежинка» (импортные ещё не добрались тогда до нас), отдельно шипы. Люди, долгое время жившие в дефиците всего и вся сметали зимнюю резину и везли её шиповать, т.к. ещё совсем недавно само понятие «зимняя резина» для многих было фантастикой. И мы с Лёхой, как два стахановца, без выходных и проходных стояли у шиповального станка. Дополнительной рекламой нашей работе служило то обстоятельство, что из шин, зашипованных по примитивнейшей технологии, шипы не вылетали вообще! Варианты шиповки были на любой вкус: в два ряда, в четыре, в шесть – как душе угодно! На отцовских «Жигулях» я зашиповал аж 7 рядов на колесо (после шиповки всегда оставались лишние шипы и клиенты их никогда не забирали, за очень редким исключением). К слову, папин ВАЗ-21013 после такого зверского шипования стал заметно тупее, однако сорвать его с обледенелой дороги было нереально!
Но, как вы знаете, свято место пусто не бывает. И уже вскоре на авторынке начала появляться импортная шипованная резина. Работы стало меньше. Если честно, то мы с Лёхой этому даже были рады, т.к. порядком вымотались за два месяца. Так вот, на шиповальной волне удалось мне скопить (только не падайте!) 3,5 (три с половиной) миллиона рублей! А к Серёге в карман деньги текли вообще бурным нескончаемым потоком. И теперь вечерами, когда он просил, привозил я ему из магазина уже не пиво-вино, а одну лишь водку. Как бы это не  было печально, но алкоголизм прогрессировал. И стал Сергей, ещё недавно открытый и добрый человек, меняться. Но к этому вернусь позже.

Перерыв №3.

Итак, в копилке лежало 3500000 рублей, а я был в раздумьях, что же мне на них купить? Но недолгие думы прервал мой папа: однажды приехав вечером с работы, он сказал, что в его институте будет распродаваться вся техника для снижения издержек, и не хотел бы я выкупить его служебную «Ниву» за 4 млн рублей? Я радостно ответил, что очень хотел бы, но за 3,5 млн, т.к. больше у меня нет. Папа почесал затылок и заметил, что этого конечно мало, но, учитывая родственные связи, он попробует что-нибудь сделать. И в декабре 1994 года, перед самыми новогодними праздниками стал я счастливым обладателем легендарного автомобиля!
К моменту, как стал я хозяином «Нивы», изменилась она со времён моей практики далеко не в лучшую сторону. В институте денег катастрофически не хватало и в автомобиль не вкладывалось ни копейки (только по великой надобности), да и эксплуатировался он всеми, кому не лень. Состояние машины соответствовало отношению к ней: передние крылья, облицовка и брызговики были ржавыми, местами до дыр; салон прокурен, обшарпан и жутко воняет, т.к. кто-то когда-то возил мясо и с него натекло под коврики; подвеска скрипела-гремела, а саму машину сотрясала вибрация; двигатель сопливел, поджирал масло и дымил. Но был и положительный момент – новая резина! Причём, как было тогда популярно, на передних колёсах стояла дорожная резина ВлИ-10, а на задних пятаковая ВлИ-5. Но главным плюсом «Нивы» являлось то, что она всё-таки ездила!
Т.к. ремонтировать машину было всё равно не на что, решил я эксплуатировать её до упора, пока сама не встанет. И отъездила она до оного практически год! Хорошо, между прочим, отъездила.
Правда, эксплуатировать мою новую-старую «Ниву» первым стал папа, т.к. с уборкой городских дорог от снега в те годы был полный швах, а ездить ему по работе приходилось как раз туда, куда Макар телят не гонял. Я же пересел на его личный ВАЗ-21013, чему был очень рад. Но вскоре «Жигули» были у меня конфискованы, потому что произошёл следующий случай:
Как-то раз заправил папа «Ниве» полный бак бензина и заглох! Благо, что случилось это в километре от мастерской Сергея. Притащив туда померший вездеход, отец забрал у меня свой ВАЗ-21013 и, уезжая, сказал:
- Разбирайся!
Причина оказалась банальной: на заправке залили полбака воды, и она замёрзла. А вот устранение такого косяка стало делом трудоёмким: нужно снимать и промывать бензобак. Чтобы его достать, необходимо разобрать всю заднюю часть салона. Делать нечего – разбираю. Добираюсь до бака, снимаю его и выливаю адскую смесь. Промыв и просушив бак, ставлю на место. Всё двигалось по плану, пока дело не дошло до присоединения шлангов: их к баку подходит (если не изменяет память) аж 5 штук! И если с бензопроводом и заливной горловиной было всё понятно, то правильность установки оставшихся трёх вызывала смутные сомнения. Попробовав присоединить их и так и эдак, я остановился на вроде как правильном варианте. Но вот снятое установлено на место, залит бензин, и производится пробный запуск. Всё в поядке – мотор работает, как и прежде. Вечером с отцом меняемся автомобилями.
На другой день вернувшись с занятий слышу настойчивый телефонный звонок. Снимаю трубку, и из неё несётся оглушительный поток  папиного гнева. Не сразу сообразив, в чём дело, я попросил отца объяснить, чем провинился перед родителем? На что он мне прокричал, что в машине невозможно ездить, т.к. до тошноты воняет бензином. И чтоб отдал я ему обратно «ноль-тринадцатую», а сам своими шаловливыми руками разбирался с «Нивой». Его слова меня сильно озадачили. Вечером, забрав «Нивку», поехал я вновь снимать бак. Ездить же в ней было реально невозможно, так сильно воняло бензином. Сняв бак, я надеялся обнаружить мощную течь, размерами сопоставимую с силой запаха. Однако было сухо. Ни капли бензина! Что же я тут намудрил? Ответ на мой вопрос дал Серёгин брат Вова: оказалось, что я перепутал местами два шланга, идущие на абсорбер, вследствие чего вентиляция из бака шла прямиком в салон. Как только шланги встали на свои места – проблема исчезла.
Наматывали мы с «Нивой» километры по асфальту, полям и весям. Очень радовала меня её проходимость. Раздатка включалась очень легко – видать все механизмы были разработанные чрезмерно! И накат был, как у обычной «классики». При этом ни мосты, ни КПП, ни раздатка не издавали посторонних звуков и не текли. Это меня сильно радовало.
Наступило лето. Стали мы с друзьями гонять на речку. «Нива» позволяла без проблем доезжать по полосе прибрежного гравия до самой воды, куда моноприводные автомобили (за редким исключением) не добирались. Но те, которые всё-таки добирались, не давали нам нормально отдыхать, т.к. практически каждый первый из них назад уже выбраться не мог. И так мне надоели эти бесконечные спасения, что стали мы прятать свою машину в прибрежных кустах, а сами ходить до воды пешком. Но особо пытливые  умы находили её и там. Тогда пришлось «Ниву» и вовсе оставлять на поле перед обрывистым берегом, куда следопыты (в основном горячие джигиты на тонированных «Жигулях») заглядывать не додумывались. А чтобы кардинально решить проблему, нашёл я такое место, куда можно было доехать только на нормальном высоком внедорожнике.

Перерыв №4

Время шло, и у моей «Нивы» стали проявляться новые недуги: сначала потёк радиатор печки – отключил его; затем побежал основной радиатор – залил вместо антифриза воду; стала подтекать помпа – ничего не стал делать; в крыльях появлялись свежие шикарные дыры... А осенью, примерно в октябре, сдох аккумулятор. К тому времени я уже активно готовился к ремонту: купил новую переднюю облицовку и крылья; договорился с жестянщиком; договорился с маляром, тем самым, который красил мой «Запорожец»; договорился с Серёгой о том, что он пустит меня к себе на ремонт, который я буду производить ночами, днём выкатывая машину на улицу и.т.д. Кончина аккумулятора дала отмашку началу ремонта, а он, в свою очередь, дал моей старенькой «Ниве» новую жизнь.
Начать ремонт решил я с «жестянки». Загнав «Ниву» в Серёгину мастерскую разбираю салон. Вытащил всё, за исключением руля и панели приборов. Все детали были мною аккуратно разложены по ящикам и подписаны, а после убраны подальше с глаз.
Сейчас сделаю небольшое отступление от темы, т.к. описанное в нём в будущем сыграло свою важную роль в судьбе моей «Нивки».
Так вот, угнав «Ниву» к костоправу, стал я после учёбы ошиваться вокруг нового приобретения Сергея №1. А купил он себе шикарную Ауди-100 1985 г/в с нерабочим двигателем. Сама же машина находилась в очень достойном состоянии. Двигатель был на ней пятицилиндровый объёмом вроде как 2,3л с механическим впрыском (не помню его названия). И, как выяснилось, в этом-то механическом впрыске вся проблема и была. А точнее в насосе высокого давления. Сам же двигатель оказался как Ленин - живее всех живых (но это выяснилось позже).
По прошествии лет стёрлись из памяти многие детали, но главную мысль до читателя я всё-таки донесу. Так вот, двигатель не запускался из-за того, что не  работал топливный насос (сам алгоритм установления неисправности мне не известен). Сергей его разобрал, каким-то чудом достал рем.комплект на этот насос и снова собрал. Насос заработал! Но из-под крышки нормально так били струйки бензина! По внешнему виду был насос похож на блин с подачей, обраткой и пятью выходами, где все внутренности находятся в корпусе закрытым крышкой. Крышка же прикручивается к корпусу несколькими болтиками (не помню их количества) с головками то ли под внутренний шестигранник, то ли под головку торкс. Вот в этой-то крышке и была засада: никак не получалось затянуть болты с достаточным усилием, чтобы удержать давление топлива. Причём сами болты были какой-то нереальной крепости, а все ключи либо гнулись, либо ломались. Крышка и корпус также изготовлены из очень крепкого сплава (тоже уже не вспомню из чего) и имеют внушительную толщину металла. И вот пытается Серёга и так, и эдак затянуть злополучную крышку – всё бесполезно! Наконец, о своём горе он рассказал и мне (видимо, самому последнему). Глянув на насос, по простоте душевной предлагаю на гидравлическом прессе сжать корпус с крышкой и закрутить болты. Серёга посмотрел на меня, как на клинического идиота и громко расхохотался. Мне стало до того неловко за бредовый совет, что я побыстрее скрылся с глаз долой.
Через пару дней («Нива» всё еще была у жестянщика) снова я заехал к Сергею в мастерскую. Его не было, и мы с мужиками сидели в бытовке и гоняли чаи. Вот он приехал и хитро так говорит:
- Пошли, чего-то покажу!
Подходим мы к его «Ауди». Серёга с гордым видом запускает двигатель, открывает капот и, показывая пальцем на насос, говорит:
- Смотри!
Я гляжу и вижу, что насос абсолютно сухой. Двигатель просто шепчет!
- Ух-ты! – искренне удивляюсь я, - как же ты его затянул?
Ответ Серёги меня одновременно огорчил и обрадовал:
- Так на прессе сжал и затянул!!!
Я сначала подумал, что он пошутил, но ответ был абсолютно серьёзным.
- И как же ты до этого допёр? – спрашиваю не зная, как мне реагировать.
- Так после пол-литра со всем разберёшься! – ответил Серёга и заржал, как конь.
Стало ясно, что начались провалы в памяти и сознании – это было плохо. Но то, что я своим юношеским разумом решил трудную задачу – было очень хорошо!
С того момента стала чёрная «селёдка» колесить по городу, а за рулём частенько оказывался автор этих строк, т.к. хозяин машины сотоварищи ударился во все тяжкие. Признаться, меня это полностью устраивало: «Нива» в ремонте, а я, отвезя весёлую компанию в какой-нибудь кабак или дом отдыха, получал в пользование шикарную тачку и денег в придачу, чем всегда пользовался на все сто!
И вот, периодически эксплуатируя прекрасный Серёгин автомобиль мне (ну это же естественно!) захотелось и себе такой! Для «Нивы» комфорт, управляемость, динамика «Ауди» были также недосягаемы, как локоть для укуса. А проходимость, как я понял, в принципе не очень-то мне и нужна.
Но пора вернуться к главной героине рассказа.
Сварочные работы окончены и «Нива» стала иметь совсем другой вид. Новые крылья с облицовкой, а также отсутствие привычных ржавых дыр преобразили её. У меня же появились первые ростки гордости за свою машину. Пора на покраску!
После подготовки и покраски с сушкой в камере «Нива» просто преобразилась! Теперь уже к моему потихоньку растущему чувству гордости прибавились либо восхищённые, либо завистливые взгляды окружающих (кстати, очень точно отражающие суть человека!).
Следующим этапом был ремонт двигателя, трансмиссии и ходовой части. Эти работы, повторюсь, я договорился выполнить в Серёгиной автомастерской. Обстановка же в ней стала совсем нездоровой. Меня это сильно огорчало. Постоянные пьянки-гулянки в итоге привели к ссоре между двумя Сергеями и Сергей №2 ушёл, а после через суд забрал часть оборудования и какие-то деньги в придачу. Мне было очень печально, потому что за то время, что мы были знакомы, стали оба Серёги мне как братья, да и я им тоже.
Однако алкоголизм у первого всё прогрессировал. И вот, началась у него мания величия. Сначала это выражалось в надменно-покровительственном тоне, которым он общался со своими рабониками и клиентами, а потом приобрело и вовсе комичную форму: Серёга понял, что он великий начальник! Для начала, чтобы всем было понятно, что всё серьёзно, он изготовил и повесил в цеху доску объявлений, куда каждое утро вывешивал собственноручно напечатанные на пишущей машинке приказы (темы их были разнообразнейшие и никакой связи между собой не имели). Подписывал же он их неизменно «Директор ________________Р.С.А.» Ну, как Вы понимаете, ключевым моментом в приказах и был этот пресловутый «Директор». Однако как-то раз, создавая очередной законный акт (видимо хорошо навеселе) Серёга опечатался. Не заметив опечатки, под утро он традиционно пришпилил кнопками готовое распоряжение. И вышло же так, что я оказался первым (рано пришёл), кто его увидел. Сама суть приказа не важна (какая-то традиционная вата), но подпись, подпись была просто великолепна! Вместо «Директор» гордо напечатано «Дирекот»! Это было просто гениально. Ну конечно, вот кем является Серёга на самом деле! С тех пор кличка эта к нему приклеилась намертво (хотя оригинал с «Дирекотом» при трезвом прочтении был немедленно с доски снят).
Вот опять перечитал текст и не пойму, про что отзыв: толи про «Ниву», толи про Серёгину мастерскую, толи сразу обо всём. Просто все эти события настолько прочно переплетены между собой, что отделить одно от другого не получается.
Продолжаю свою историю.
Сняв и разобрав двигатель я увидел, что он, в принципе, в довольно приличном состоянии. Пробег «Нивы» на тот момент составлял приблизительно 130000км. Блок пришлось растачивать, а вал шлифовать под первый ремонт. Ну и традиционно капиталить ГБЦ. Пока вал с блоком были в ремонте, я свозил оба радиатора к меднику: они также оказались живыми и дело ограничилось лишь шомполением и пайкой бачков с патрубками. Даже ни одну трубку глушить не пришлось! Также в двигателе попали под замену все основные расходники, такие как цепь со звёздочками-натяжителем-успокоителем-распредвалом-клапанами и.т.д., масляный насос, болты-гайки-прокладки-сальники и прочее. Ну и сцепление в сборе. Данные действия продолжались около недели, после чего мотор занял своё законное место.
Мне не терпелось снять и коробку с раздаткой, чтобы для профилактики поменять в них подшипники и сальники. Однако Сергей крепкими словами очень доходчиво объяснил, что коль они проблем не доставляют, то и не хрен туда лезть. Как показала жизнь, он был совершенно прав, а я сэкономил время и деньги.
Вспомнился мне один момент, о котором я просто не могу умолчать!
Готовясь к снятию двигателя, сидели мы с Лёхой в яме под «Нивой» и крутили гайки (подъёмники были заняты). Время близилось к полуночи и в мастерской, кроме нас, находился лишь Серёга, который уже дошёл до кондиции. Так вот, отворачивая очередной болт, я спиной чувствую на себе чей-то взгляд. Поворачиваюсь и на фоне яркого света фонаря вижу покачивающийся Серёгин долговязый силуэт. Он мутным взглядом пристально смотрит на меня, а я на него. Пауза. Он на меня – я на него. Наконец, вытянув вперёд руку и направив на меня указующий перст, Дирекот произнёс:
- Запомни!
Я замер, приготовившись познать очередную мудрость, а Сергей, немного помедлив, продолжал, отчётливо выговаривая каждое слово:
- Каждый открученный болт – это ЛИШНИЙ болт!
Не сказав более ничего, он ушёл. Я же стоял, поражённый свалившимся на меня откровением. Лёха также был подавлен мощью Серёгиного интеллекта. Глубокий смысл сказанного я, признаться, не постиг до сих пор.
Но вернёмся к основной теме.
Настал черёд ремонта подвески и ходовой части. Было необходимо заменить шаровые опоры, рулевую трапецию с маятником, сайлентблоки, амортизаторы, реактивные штанги, все крестовины в карданных валах, тормозные шлаги и колодки. Т.е. практически всё! Тем удивительнее выглядело на общем фоне идеальное состояние передних приводов и их чехлов. Видимо они всё-таки менялись. Так вот, дойдя до сего этапа я с прискорбием обнаружил, что деньги на ремонт закончились! Работы пришлось временно свернуть. К тому же у меня началась последняя сессия, после которой шло дипломирование.

Перерыв №5

Уладив свои институтские дела, я вновь вернулся к заскучавшей «Ниве». По-прежнему приходя вечерами в мастерскую, занимался всякими мелочами, не требовавших больших затрат. И вот однажды в один из таких вечеров на ремонт приехал запоздалый клиент. Толи он погнул колёсный диск, толи погнул рычаг – не помню уже. Важно здесь другое: приехав в мастерскую далее двигаться он не мог. В мастерской же находились лишь неизменно пьяный Серёга и опечаленный безденежьем я. Так вот клиент, обратившись к Дирекоту и увидев его состояние, приуныл, т.к. Сергей на его просьбу помочь лишь развёл руками. Но пока бедолага стоял и думал, что делать дальше, Серёге в голову пришла замечательная идея, как помочь клиенту и спасти свою подмоченную репутацию. Босс подозвал меня и сказал:
-Давай иди, помоги ему. Сколько с него возьмёшь – всё твоё.
Эврика!!! С тех пор стал я выправлять своё финансовое положение, колымя в нерабочее время с молчаливого согласия Дирекота.
И вот уже закуплены все необходимые запчасти для ремонта ходовки и подвески, а также новая обивка дверей и салона, новые лобовое стекло и заднее стекло с подогревом (на моей машине его не было) и бежевой тонировкой, а также боковые стёкла одного цвета с задним. Ну, и прочие мелочи. Можно возобновлять процесс ремонта!
Дела мои пошли гораздо веселее. Отремонтировав подвеску, рулевое и тормоза, добрался я до карданов. На дворе уже стоял февраль 1996 года и мне не терпелось вкатиться в весну на новой машине! Свои ночные калымы я прекратил, т.к. они явно перестали нравиться Серёге. Я прямо чувствовал это (хотя сам он не говорил ни слова) и решил не будить Лиха, пока оно тихо.
Так вот, добрался я до ремонта карданных валов. А точнее до замены крестовин. На моей «Ниве» были они обычными жигулёвскими. Усиленные шарниры с тавотницами пошли, однако, с 1990 года. Напомню, что на «Ниве» крестовин было пять. И вот в одну из февральских ночей взялся я за работу. Сначала заменил крестовину на промежуточном валу (между КПП и РК), затем на переднем и дошёл до заднего. Сам процесс замены технологически прост (может, кто и не знает), но достаточно трудоёмок. В эту ночь в мастерской остался работать и Лёха, т.к. у него была какая-то срочная работа, и нам работалось легко и весело. Часам к трём ночи он свои дела закончил, да и у меня остался последний карданный шарнир. Начинаю его собирать и не могу вставить стопорное кольцо на один из подшипников. Вообще никак! Порывшись в верстаках, нашёл стопора разных размеров (стопорные колечки отличаются толщиной и помечаются разными цветами и, по-моему, их четыре вида, но могу и ошибаться), однако ни один из них на место не вставал. Проковырялись мы вместе с Лёхой со злополучной крестовиной часов до шести утра, но вставить кольцо на место так и не смогли. Тогда снял я крестовину и хотел уже покупать другую, но ради интереса решил смерить размеры снятой. Так вот, тот самый шип, на подшипник которого не вставало стопорное кольцо, был примерно на 0,5мм больше остальных! Сняв излишки металла на наждаке, я с лёгкостью установил крестовину на место.
По механике дела закончены, пора браться за салон. Но прежде пробный выезд!
Заливаю в двигатель масло, антифриз - который через сгнившую трубку подачи печки благополучно вытек на пол, после бесславно погубленного антифриза воду, устанавливаю новенький аккумулятор, подкачиваю бензин и с волнением поворачиваю ключ зажигания. Мотор оживает практически мгновенно! Запустившись, двигатель заработал уверенно и ровно. Прямо шепчет! Выезжаю за ворота и прогреваю мотор. Немного постояв, осторожно начинаю движение. Но что это? С увеличением скорости нарастает вибрация, переходя в жуткую тряску! Трясёт так, что оставленные в салоне гаечные ключи подпрыгивают и звенят, как на ухабах. Возвращаюсь назад в мастерскую и начинаю думать думу: что же случилось? Подняв машину на подъёмнике я обнаружил, что не затянул редуктор переднего моста. «Ага, - думаю, - вот в чём дело!». Опять испытания и опять автомобиль сотрясается от жуткой вибрации. Машина опять висит на подъёмнике, а я опять ломаю голову. редположение у меня только одно: новые крестовины оказались бракованными. В расстроенных чувствах звоню отцу (в мастерской имелся телефон!) и рассказываю о своей печали. Он же мне в ответ говорит, что, возможно, я просто невнимательный и неправильно поставил карданные валы:
-Давай,- говорит,- попробуй повернуть сначала один на 90°, а если не поможет, то и другой.
Переставляю передний кардан, выезжаю, и меня переполняет чувство радости: вибрации нет! Вернее сказать, почти нет. Лёгкий зуд всё-таки остался. Переставляю задний вал, но не меняется ничего. Однако это не страшно и вполне терпимо. До ремонта, во всяком случае, было хуже. И вот «Нива» висит на подъёмнике, я сную под ней, а ко мне подходит Сергей.
-Чего у тебя случилось?
Я рассказываю о возникшей проблеме и найденном решении. Серёга внимательно выслушал меня и говорит:
-Ослабь крепления двигателя, коробки и раздатки, заведи машину и на подъёмнике потихоньку покрути колёса на повышенной и пониженной, с блокировкой и без, на всех передачах. Потом всё затяни.
После выполнения этих указаний вибрация практически сошла на нет. И появлялась лишь в диапазоне скоростей 75…90 км/ч в виде ненавязчивого зуда рычагов РК.

Перерыв №6

После этого сделал я своему автомобилю полную антикоррозийную обработку и залил все полости «Мовилем» смешанным с мосплином (это какой-то состав для защиты резьбы от коррозии, по виду похожий на сапожный крем, который, смешиваясь с «Мовилем», не даёт ему высыхать и служит последнему стабилизатором, укрепляя защитное покрытие). Этот простейший, но эффективный состав давным-давно изобрёл мой папа, кандидат химических наук. Жаль, что не запатентовал! Днище и пол были обработаны битумной мастикой «Кордон», т.к. более ничего в продаже в то время не имелось. Хотя нет, ещё обрабатывали машины пушсалом, но после пары ремонтов таких автомобилей я зарёкся, что свою машину так обрабатывать не буду ни при каких обстоятельствах.
Как я упоминал выше, для «Нивы» была приобретена новая обивка салона. Старым остался лишь потолок. Он был целым, но грязным. Когда я его отмыл обычным стиральным порошком, потолок стал как новенький! Стать-то стал, но зато он сел! Только понял я это лишь при его монтаже. И сел он конкретно. Не хватало миллиметров по 40 на каждую сторону. Я бы купил с удовольствием новый, но только не было его в продаже. На обычные «Жигули» есть, а широкого на «Ниву» нет. Дилемма!
Выход из ситуации мне подсказал Сергей №2. Он посоветовал заехать в покрасочную камеру, в ней нагреть целиком всю машину и попробовать натянуть вредный потолок. Т.к. красивший мою «Ниву» маляр был отцовским другом, то в камеру меня пустили без проблем. Нагрев машину (не помню уже до скольки градусов, но было жарко!) и обливаясь потом, я всё-таки победил упрямый потолок! Натянулся он замечательно и звенел, слово барабан. После этого я собрал салон и с чувством глубокого удовлетворения любовался результатом своего труда.
Ремонт завершён и пора на волю!
Машину было не узнать. Крепко сбитая, нарядная и пахнущая свежей краской с «Мовилем», стала «Нивка» моей гордостью! Обкатывал я её очень аккуратно и чувствовал, как с каждой сотней километров набирается она силы. Очень радовали меня её тормоза, особенно в сравнении с тем, что было раньше. Но если сравнить их эффективность с тормозами «Ауди» Сергея, то… Но об этом следует рассказать подробнее
Как-то раз отвёз я Сергея энд компани в очередное злачное место на его чёрной селёдке. Получив необходимые ЦУ о дате и времени окончания культурного мероприятия, к которому мне необходимо было явиться, отправился я по своим делам. Когда же опять пересел на свою «Ниву», то впал в шоковое состояние: тормоза, моя гордость, исчезли! Вроде усилие на педали есть, она не проваливается, жидкость нигде не подтекает, вакуумный усилитель работает и колодки прижимаются к дискам с барабанами – а тормозов нет! Ремонтируя тормозную систему я заменил практически все её элементы, за исключением главного тормозного цилиндра (поставил рем.комплект). На него-то и пало моё подозрение. Со скрипом приобретя новый ГТЦ и установив его на место, я с чувством глубокого удовлетворения ощутил пользу от сделанного. Но, друзья, всё познаётся в сравнении. Спустя недолгое время, после очередного пользования Серёгиной «Ауди», пересев в свой автомобиль к великому ужасу обнаруживаю, что тормозов опять нет! Что за метаморфозы??? Я уверен, что Вы уже догадались – с тормозами на «Ниве» был полный порядок. Просто эффективность работы тормозных систем «Ауди» и ВАЗа была настолько разной, что и создавалось впечатление неисправных тормозов у моего автомобиля. К хорошему привыкаешь быстро! Хотя один раз тормозная система «Нивы» подкинула мне не хилый такой ребус. А произошло следующее:
В один из жарких июньских дней остановился я на подъёме перед красным сигналом светофора. Поставив «Ниву» на ручник (пользоваться исправным ручником было истинным наслаждением!) жду зелёного. Зелёный загорается, снимаюсь с ручника и еду дальше. Перед следующим светофором торможу и не могу поверить в происходящее - тормоза стали мощнее раза в два! Вот это да! Что же такого могло произойти? Может это  как-то связано с постановкой на ручник? Короче езжу, гадаю и радуюсь. Но недолго – в какой-то момент тормоза стали такими же, как и прежде. Чудеса!
На следующий день пошёл дождь и лил пару суток. «Нива» вела себя, как обычно. Но вот дожди прекратились и снова наступила жара. И когда возвращался я из института домой, у моего вездехода вновь неожиданно появились супертормоза! Чуть коснусь педали – машина колом. Чем чаще нажимал я на педаль тормоза, тем лучше и лучше работала тормозная система. А вскоре она стала работать так хорошо, что работа её начала ощущаться без участия водителя! Теперь приходилось всё больше и больше поддавать газу, чтобы машина могла ехать. Остановившись на обочине я обнаружил, что от передних колодок идёт характерный запашок, а от дисков можно прикуривать. Манипуляции с тормозной педалью и рычагом ручника успеха не имели. Сбросив  в передних тормозах давление жидкости через штуцера прокачки снова жму тормозную педаль, и снова колодки не отходят от дисков. Всё ясно – дело в главном тормозном. Повторно сбросив давление в передних тормозных цилиндрах, потихоньку еду в гараж, притормаживая ручником. Чуда всё-таки не случилось. А жаль!:)
Сняв и разобрав ГТЦ, я увидел в его чреве девственную чистоту и полный порядок. Ни единого косячка! Но чудес же не бывает, в чём мне только что пришлось убедиться. Поэтому вновь и вновь перебираю в руках детали цилиндра и обращаю внимание на еле заметную царапину поршенька переднего контура. Вернее сказать царапинка в проточке поршенька под ограничительный болт (их два и они вворачиваются снаружи цилиндра, ограничивая ход поршней переднего и заднего контуров тормозной системы). Осматриваю сами ограничительные болты и на одном из них на самом кончике вижу крохотную окалину. Вот оно в чём дело! В жару детали цилиндра сильно нагревались и, естественно, расширялись. Болт окалиной доставал до поршенька и клинил его. В прохладную же погоду всё работало без нареканий. Удалив окалину надфилем и поставив все детали на место, к ремонту тормозов я больше не возвращался.

Перерыв №7

Но были и такие детали, которые проблемы доставляли с завидной регулярностью. На моей «Ниве» ими являлись шаровые опоры. Как известно, их четыре штуки и все они верхние жигулёвские. Так вот, их неисправности как будто писаны под копирку: жуткий скрип и стук. Случиться это могло как с новой опорой, так и с изрядно послужившей. Цена и производитель этих элементов значения не имели никакого. В 90-х кто и чего только не выпускал и принцип «…не гонялся бы ты поп за дешевизною» не работал. Можно было урвать отличную вещь по низкой цене, а также полный отстой по далеко не малой.
По вездеходовским меркам жизнь моей «Нивы» была скучна и уныла: я не загонял её в непролазные грязи; не топил в болотах и реках; не рыскал по тайге и прочим охотниче-рыболовным местам. Эксплуатировалась она лишь в городе, изредка выезжая за его пределы. Уже тогда свербела у меня мысль: а нужен ли мне вездеход в принципе? По наначению машина не использовалась ни разу. В те места, куда мне приходилось заезжать, можно было добраться и на обычных легковых автомобилях, соблюдая лишь чуть большую осторожность. Да и мечта об «Ауди», такой же, как у Дирекота, не давала мне покоя. А вскоре появился вариант покупки «Ауди» моей мечты, и я решил «Ниву» продать.
Приехав в выходной день на авторынок, стал я ждать покупателя. Сначала подходили всё больше любопытные, но вскоре появился и ОН. Был это мужчина средних лет, который явно искал себе «Ниву». Осмотрев немногочисленные варианты и дойдя до моего автомобиля, у него загорелись глаза. Облазив машину вдоль и поперёк, потенциальный покупатель уже готов был ехать оформлять покупку, но… Но был он со своей женой. И когда она уселась на пассажирское сиденье, то пятой точкой ощутила единственный не устранённый мною недостаток, коим являлись передние сиденья. У сидений были продавлены и деформированы пружины подушек. Причём спинки были целыми, и все механизмы работали, но пружины подушек, особенно пассажирской, входили в тесный контакт с сидящими на них. Собирая салон я хотел сиденья заменить на новые, но стоили они, как при НЭПе паровоз. Разборок же в то время почти не было, а на тех, которые были, подходящих вариантов не имелось. Перетягивать и ремонтировать их также было мне не по карману и я, купив нарядные чехлы, сиденья оставил родные. Но вернёмся к покупателям.
Познакомив своё основание с торчащими пружинами, женщина из «Нивы» быстро вышла, взяла погрустневшего мужа за руку и быстро увела его, а заодно и мою мечту об «Ауди», т.к. больше реальных покупателей не было. «Ауди» же меня дожидаться не стала и была продана.
Усвоив урок неудавшейся продажи, наметил я себе в планах сиденья поменять. Когда накоплю денег.
В июне 1996 года защитил я диплом и окончил свою учёбу в институте. Жизнь виделась прекрасной с манящими новыми горизонтами. И пошёл я трудоустраиваться по своей специальности в АТП №3 ОАО «Томскстройтранс», куда годом или двумя ранее нас, студентов, зазывал её официальный представитель. Но реальность оказалась не такой радужной, как теория. Во-первых, всему нашему институтскому потоку дипломов не выдали, т.к. банально не было бланков! Дали справки и обозначили время прихода корочек и значков на сентябрь месяц. Весело! Но гораздо веселее оказалось то, что на работу в АТП нас никто не ждал, т.к. сам «Томскстройтранс» уже вовсю трещал по швам. Короче дали от ворот поворот. В других местах молодых и неопытных выпускников тоже никто не ждал с распростёртыми объятиями. Не буду описывать свои потуги в поисках работы, перейду сразу к их результату: нашёл-таки я себе рабочее место! И не только себе, но и своей «Нивке». А может, и наоборот -  взяли её, а меня в придачу. Устроился я водителем-экспедитором в одну из многочисленных фирмочек «купи-продай», которая продавала изделия из пластмассы (тазики, совки, вёдра, табуреты и пр.). И вот это добро я развозил на «Ниве» со склада по магазинам. И з/п положили приличную – жить можно!
На планируемую з/п я и хотел купить новые сиденья. Да ещё и остаться было должно на «Чупа-Чупс».
Отвозив пластиковое добро весь жаркий июль, дождался я дня зарплаты. К тому времени на одной из разборок, что стали появляться то тут, то там, подобрался подходящий вариант сидений. Приехав в офис, направился я в кассу, где получал деньги на бензин, но меня почему-то отправили к кладовщику. Было это очень подозрительным. Придя на склад и расписавшись в зарплатной ведомости (???) был я направлен к своему начальнику который сказал:
- Подгоняй машину к складу.
- Зачем? – не понял я.
- За зарплатой!
В душу закралось недоброе предчувствие. То время, кто помнит, было эпохой повсеместного бартера и я думал, что сейчас мне под з/п отвалят тазиков-вёдер. Но реальность оказалась более суровой: друзья, это похоже на анекдот, но мне на заработанные деньги выдали водку и маринованные огурцы!!! Хотелось одновременно плакать и смеяться, но пришлось брать то, что дают. Загрузив в багажник заработанное и сказав работодателю «Прощай навсегда!», поехали мы с друзьями в находящуюся на Оби  базу отдыха, где за два дня и потратили всю мою получку. От своей работы я, в прямом смысле, поимел лишь головную боль.

Перерыв №8

Спустя недолгое время мне удалось трудоустроиться в другую контору, которая к транспорту отношения не имела никакого. А занималась она проектированием и монтажом тепло-водомагистралей и начинавших внедряться всё активнее приборов учёта тепла. Хозяином и директором этой фирмы был мой давний приятель Олег, с которым мы подружились в Серёгиной мастерской (он, кстати, и был одним из Дирекотовых спонсоров). Об этом периоде я расскажу немного подробнее, т.к. работа в Олеговой конторе тоже повлияла на судьбу моей «Нивы». Так вот, теперь-то мне понятно, зачем он меня взял к себе на работу. А принят я был на должность аж самого директора! Звал же Олег меня к себе рисуя такие сказочные перспективы, что у меня, как у вороны «…с похвал вскружилась голова, от радости в зобу дыханье сперло…». На мои вопросы, почему именно я и что сам-то он будет делать? - Олег с очень серьёзным и умным видом отвечал:
- Я давно уже за тобой наблюдаю. Ты перспективный парень и можно моё детище доверить тебе. А я уже старый (старому Олегу в то время было 42) и хочу на покой. Короче, ты будешь директором, а я, как учредитель, буду получать копейки и наслаждаться жизнью!
Ну скажите, вот Вы бы отказались от такого предложения? Вот и я не смог. Но причина такого манящего предложения была более чем прозаична: Олег арендовал цокольный этаж в отцовском институте и был хроническим должником с перспективой на вылет. Я же в качестве его работника, являлся какой-никакой гарантией того, что этого не произойдёт.
Но начал я свою трудовую деятельность не в кресле начальника, а за рулём опять же своей «Нивы». Каждый день мне рассказывались сказки, что вот-вот, и я уже начну постигать директорское искусство – но надо немного потерпеть и поработать то на ремонте трассы, то водовода, то ещё где-нибудь. Ну, надо так надо! Потихоньку-помаленьку скопились денежки на сиденья. Купил я два кресла не знаю от чего, но встали они изумительно! Ощущения от управления «Нивой» взлетели на доселе недосягаемый уровень! Но мечта об «Ауди» не давала мне спокойно спать.
Наступил сентябрь 1996 года, и я наконец-то получил диплом. И тогда же был продан мой «Запорожец». Осталось продать «Ниву», немного затянуть пояс и купить машину своей мечты. На более-менее живой экземпляр, что стали появляться довольно часто, средств с натяжкой должно было хватить. Однако жизнь внесла коррективы: наша фирма закончила реконструкцию теплотрассы на ТИЗе (Томском инструментальном заводе) и все ждали денег, лелея надежду стать миллионерами! Но, увы – бартер, будь он неладен!!! У завода живых денег, как и у всех, не имелось. Но зато в изобилии имелся производимый инструмент. Вот им-то завод и рассчитался. Сумма была около 160млн рублей. Ребром встал вопрос: куда девать эти сокровища? И после трудных поисков несметное число свёрел, резцов, метчиков, лерок и прочего уехало в Нижний Новгород на ГАЗ. Но у ГАЗа  денег тоже не было! А может, конкретно для нас не было. И рассчитался он с Олегом автомобилями, новенькими «Волгами». На три машины покупателей удалось найти, а вот на четвёртую нет. За автомобилями следовало ехать в Нижний и гнать их домой своим ходом. И если перегон трёх машин оплачивали их новые владельцы, то средств на доставку четвёртой в конторе не было. Покупатели, хоть и были с Олегом знакомы, отдавать деньги вперёд за неполученные машины не спешили. И тогда он, зная, что я продал «Запорожец» слёзно попросил меня занять ему денег на перегон «Волги». Пришлось согласиться. Не буду описывать историю перегона, хотя она была очень весёлой, скажу лишь, что эту самую четвёртую «Волгу» оформили на меня, видимо в надежде, что я уговорю папу её выкупить. Но тех безумных денег, что за неё взял завод (в отделе сбыта всеми силами всучивали самые дорогие комплектации, а дешёвые отдавать не хотели, и в итоге компромиссом явилась модификация ГАЗ-31029-310, которая стоила 42млн руб (самая дешёвая бла 37млн), отличавшаяся от обычной «Волги» новыми высокими сиденьями, 15-ти дюймовыми колёсами и новым неразрезным задним мостом) у нас в семье просто не было. В конечном счёте «Волгу» всё-таки продали одному солидному армянину, который рассчитался… куриными яйцами! После этого яйца очень долго лежали на складе и развозились по всевозможным торговым точкам. И когда я робко попросил назад свои деньги, то оказалось, что денег нет! Что за ерунда? Как нет??? Рубль стремительно летел вниз и мои миллионы с каждым днём пугающе обесценивались. И лишь в ноябре, после разговора на повышенных тонах, Олег мне деньги вернул вместе с зарплатой. Но они превратились, практически, в ничто. Чтобы хоть что-то сохранить, пошёл я в магазин и купил магнитолу «Пионер», какой-то там модели. Мой «Запорожец» стал умещаться в полиэтиленовом пакете.

Перерыв №9

Обесценивающийся рубль разбил в прах мечту об «Ауди». Меня постоянно мучил вопрос, что же делать с «Нивой»? После долгих раздумий решил я всё-таки её не продавать. Подождать решил до лучших времён.
Однажды приехав в гараж, разговорился я с соседом. Предметом разговора была естественно моя машина, так нарядно сверкавшая на фоне ослепительно белого снега. Рассказав историю «Нивы» я упомянул между делом, что хотел её продать, но пока передумал, т.к. не знаю, что потом купить. Сосед также между делом поинтересовался, а за сколько я бы продал свой автомобиль? Я совсем уж между делом ответил, что за 25млн охотно его бы уступил. Сосед уже настолько между делом, что трудно на это обратить внимание сказал:
- А-а. Понятно. Дороговато, правда.  Но машина хороша!
На том мы и разошлись.
На следующий день раздался телефонный звонок. Звонил знакомый, который учился со мной в одной школе двумя классами старше. Я немного удивился, т.к. друзьями мы не были и дел общих не имели, но он сразу перешёл к делу:
- Мне Коля А. сказал, что ты машину свою продаёшь. Машину твою он хвалил, а ему можно верить. Вот, хочу её глянуть.
Действительно, Коля товарищ настолько въедливый, что если он что-то хвалит, то ему верить можно. И даже нужно.
В назначенное время приехал потенциальный покупатель (кстати, мой тёзка) и сказал, что «Ниву» он забирает. На следующий день «Нива» обрела нового хозяина, а я стал богаче на 25млн. руб. Да ещё в придачу остался у меня купленный «Пионер», который я так и не успел установить в свой вездеход.
Деньги я положил под немыслимые проценты к своему товарищу уж и не знаю куда, но через месяц 25млн превратились в 28. На машину мечты их уже не хватало даже с огромнейшей натяжкой, и я решил немного добавить, немного занять и купить новую ВАЗовскую «шестёрку». Полный привод мне оказался совсем не нужен. Однако, как это водится, заблуждался я, дорогие товарищи! Но до осознания данного факта прошло без малого девять лет.
А я в декабре 1996 года стал  владельцем… реэкспортного ВАЗ-21099 1991 года выпуска. Но об этом расскажу как-нибудь потом.
Свою же бывшую машину я продолжал регулярно созерцать по телевизору! Новый её хозяин работал оператором в нашей местной телекомпании, и «Нива» регулярно попадала в кадры репортажей выпусков новостей.

На этом я заканчиваю свои воспоминания и от души благодарю всех прочитавших их.

До новых встреч!

P.S. Фотография моей «Нивы» осталась только одна: на ней запечатлены, собственно, героиня рассказа (ещё до ремонта), двадцатиоднолетний автор с видом лихим и придурковатым, а также Сергей №2, маленький человек с большим сердцем, которого больше нет.
Опубликован неделю назад
Оставить комментарий
Расскажи о своей машине
Добавить отзыв об автомобиле

Похожие отзывы

Лада Гранта Спорт, 2017
4.9
6294
Лада Гранта Спорт, 2017
Newig, Нижний Новгород
Лада Ларгус, 2018
4.8
5303
Лада Ларгус, 2018
Игорь, Волгоград
Nissan Leaf, 2011
4.9
13041
Nissan Leaf, 2011
Сергей, Ставрополь
Chevrolet Tahoe, 2002
4.9
9966
Chevrolet Tahoe, 2002
Алексей, Самара
Лада 4x4 2121 Нива, 2014
4.8
8994
Лада 4x4 2121 Нива, 2014
Алексей, Иркутск

Комментарии

     
Заринск
Сообщений: 101071
Итак, в копилке лежало 3500000 рублей

Три с половиной миллиона- неплохая копилочка ...
Бери нОшу по себе- что бы не хромать при ходьбе.
8
13
Ответить
Иван
Иркутск
За НИВУ и отзыв 5+. Есть такая. Возит нас на охоту. Ломучая и капризная, но в лесу ни разу не подвела. Пожалуй единственная машина из отечественного автопрома которая мне нравится
16
3
Ответить
Evgtniy@
Ужур
Напиши книгу.
40
1
Ответить
11386128
Черногорск
целая эпоха пронеслась _ грустно стало
52
 
Ответить
 
Новокузнецк
Сообщений: 7
спасибо тебе человек. Прочитал как в юность заглянул. Спасибо.
47
1
Ответить
13212797
Нифига себе отзыв!!!... Это ж автобиография с вкраплениями Нивы и ауди)))
42
 
Ответить
13212797
Ни у 5, конечно! Хотелось бы посмотреть в бесстыжие глаза того, кто поставит пятёрку с минусом....
29
2
Ответить
    
MGN
Сообщений: 1895
отличный рассказ .
сразу узнал автора по мопеду и Зазику
надеюсь в скором времени еще что нибудь выложите
п.с. Вот вроде ничего необычного, жизнь как жизнь, но излагает автор отменно
Мишка Барни мой кумир..
38
1
Ответить
круто.автор-срочно писать сценарий.как бы тогда не было плохо,но было лучше.
23
2
Ответить
Павел
Красноярск
Evgtniy@
Напиши книгу.
А эта чем не устраивает?!
Второй том нужен?! :-)
9
 
Ответить
Carrozzeria
Итак, в копилке лежало 3500000 рублей

Три с половиной миллиона- неплохая копилочка ...
Не забывай,что всё происходило в 90-х,когда было большое количество нулей,от которых нет толку,как впрочем и сейчас происходит.
Интересный рассказ земляка,не смотря на то,что я тогда был ребёнком.Спасибо,с удовольствием прочитал.Из местного тв у нас по-моему кроме тв2 ничего и не было.
16
 
Ответить
Павел
Красноярск
Класс!
Ждем отзыва про 99! :-)
19
1
Ответить
Tроцкий
Барнаул
Получил огромное удовольствие! Пять баллов.
17
1
Ответить
Александр
Северская
Добрый рассказ. спасибо . про добрых людей.
16
1
Ответить
     
SARANSK
Сообщений: 2655
Жизненно.
15
 
Ответить
13274819
Война и мир и все о Ниве
14
 
Ответить
васо
Бахчисарай
не читал, но 5 с +ом ставлю! Просто за объем. надо же столько букф набить...
6
11
Ответить
  
Бийск
Сообщений: 485
Да, так все и было в постылые 90е, как в пьяном угаре, инфляция с геометрической прогрессией уничтожала все заработки и прошлые накопления. Впервые узнали вкус "прелестей" капитализма, совсем не то, что с глянцевой обложки подсовывали советским гражданам оболванив их и купив "за копеечку". Сами своими руками угробили такую хорошую страну под названием СССР, где человек человеку был - товарищ и брат.
28
2
Ответить
 
Боготол
Сообщений: 195
Прочитал.Как в прошлое вернулся.Этот колорит вспомнился.АУДИ,в последствии,прикупил???Все таки засматривался.На чем сейчас двигаешься???
Мой отзыв: Лада Приора 2014
9
 
Ответить
Бабаев Александр Александрович
Кемерово
Молодец. Отзыв твой может претендовать на премию)))) какую-нибудь литературную))) или прямо сценарий к фильму))) Спасибо за эмоции!!! Пять!!! без всяких
13
 
Ответить
11478209
Томск
Поставил пять. Хороший отзыв, интересно было почитать.
8
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
mccraft
спасибо тебе человек. Прочитал как в юность заглянул. Спасибо.
И Вам спасибо!
6
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Гринцов
отличный рассказ .
сразу узнал автора по мопеду и Зазику
надеюсь в скором времени еще что нибудь выложите
п.с. Вот вроде ничего необычного, жизнь как жизнь, но излагает автор отменно
Спасибо за тёплые слова!
7
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Rapatun
круто.автор-срочно писать сценарий.как бы тогда не было плохо,но было лучше.
Ну, насчёт лучше вопрос спорный, но веселее было точно!:)
5
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Dmitry Tsyhmistrov
Не забывай,что всё происходило в 90-х,когда было большое количество нулей,от которых нет толку,как впрочем и сейчас происходит.
Интересный рассказ земляка,не смотря на то,что я тогда был ребёнком.Спасибо,с удовольствием прочитал.Из местного тв у нас по-моему кроме тв2 ничего и не было.
И Вам спасибо за уделённое время! На счёт ТВ-2 абсолютно верно:)
4
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
solo1212
Прочитал.Как в прошлое вернулся.Этот колорит вспомнился.АУДИ,в последствии,прикупил???Все таки засматривался.На чем сейчас двигаешься???
Спасибо за комментарий. Ауди так и не прикупил:) Сначала денег не хватало, потом захотелось другого "немца" (и его тоже не прикупил, но уже из-за дефолта), а после пересел на японский и корейский автопром. И вот последние 11 лет передвигаюсь на Хёндэ Санта Фе.
6
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Бабаев Александр Александрович
Молодец. Отзыв твой может претендовать на премию)))) какую-нибудь литературную))) или прямо сценарий к фильму))) Спасибо за эмоции!!! Пять!!! без всяких
От всего сердца большое соседское спасибо:))!
4
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
11478209
Поставил пять. Хороший отзыв, интересно было почитать.
Благодарю! Рад стараться!
3
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Александр
Добрый рассказ. спасибо . про добрых людей.
:))
3
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
13212797
Нифига себе отзыв!!!... Это ж автобиография с вкраплениями Нивы и ауди)))
:)
3
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Павел
Класс!
Ждем отзыва про 99! :-)
Вот палец от клавиатуры отдохнёт и возьмусь за 99-ю:)
11
 
Ответить
     
Сообщений: 3886
Хватило же терпения)))
Пятак за такие труды!
Эх-х хорошо ЖИТЬ!!!!!!!!!
А жить ХОРОШО еще лучше!!!!!!!!!!
Мой отзыв: Mazda MPV 2003
5
 
Ответить
    
MGN
Сообщений: 1895
mysh333
Вот палец от клавиатуры отдохнёт и возьмусь за 99-ю:)
думаю многим будет интересно
я точно буду ждать
Мишка Барни мой кумир..
4
 
Ответить
7199075
Молодец автор! Кстати, получается что вы изобрели новый вид отзывов - писать про авто, которыми владели когда-то давно и которые, в силу тех или иных обстоятельств, сильно запали в душу. При этом, описывается целая эпоха всей страны, её люди, жизнь, трудности и пр.
5
 
Ответить
Алексей
Омск
5 держи! Отличный рассказ!
6
 
Ответить
Читал ваши Отзывы про ЗАЗ и про Карпаты, очень увлекательно!
4
1
Ответить
    
Магадан
Сообщений: 1850
Ждём продолжение
Фарш невозможно провернуть назад.Titan 1983.
3
 
Ответить
Tроцкий
Получил огромное удовольствие! Пять баллов.
Соглашусь,машина и история жизни описаны вместе,читал до последнего,надо было собираться на работу.
3
 
Ответить
Павел
Хабаровск
прошу вас, пишите ещё и побольше. прочитал с великим удовольствием. можно просто писать про жизнь и всякие ситуации. очень приятно читать ваше повествование.
5
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
7199075
Молодец автор! Кстати, получается что вы изобрели новый вид отзывов - писать про авто, которыми владели когда-то давно и которые, в силу тех или иных обстоятельств, сильно запали в душу. При этом, описывается целая эпоха всей страны, её люди, жизнь, трудности и пр.
Спасибо! Только вот подобная форма подачи информации появилась на данном ресурсе задолго до моего первого отзыва. Если порыться, то можно найти множество гораздо более интересных историй:)
4
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Павел
прошу вас, пишите ещё и побольше. прочитал с великим удовольствием. можно просто писать про жизнь и всякие ситуации. очень приятно читать ваше повествование.
Здравствуйте, старый знакомый Павел! Спасибо за тёплые слова:) Вот соберусь как-нибудь и начну корпеть над рассказом о 99-й. Может и получится что-нибудь подобное написанному.
4
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
Денис Зайцев
Читал ваши Отзывы про ЗАЗ и про Карпаты, очень увлекательно!
Спасибо!
3
 
Ответить
   
автор
Томск
Сообщений: 23
ПуЦиК
Хватило же терпения)))
Пятак за такие труды!
Спасибо большое! Так может ещё "...вспомним кошовки и брички..." которые "...тоже когда-то были средства передвижения"?:))
5
 
Ответить
   
Иркутск
Сообщений: 948
Потрясающий сказ про ниву!) Ну теперь, видимо, нужен сказ про 99 )
5
 
Ответить
Павел
Хабаровск
mysh333
Здравствуйте, старый знакомый Павел! Спасибо за тёплые слова:) Вот соберусь как-нибудь и начну корпеть над рассказом о 99-й. Может и получится что-нибудь подобное написанному.
очень буду ждать. я вчера перед сном читал ваш отзыв. это скорее даже рассказ. может вам блог вести наподобие записок перекупа или гаражное мастера, которые здесь публикуются. думею были бы не менее популярны. писали бы про жизнь в 90-х многим было бы интересно. особенно молодым (хотя и я не старый),а то у меня дочь не верит что можно было зарплату получить мясом, фанерой мороженым или китайской лапшой, и что из сладкого дома был только хлеб с сахаром. я то сам в то время ребёнком был но как сейчас помню все это, как носить было нечего и как с отцом каждые выходные старый жигуль ремонтировали в гараже.
4
 
Ответить
10477799
Да было время золотое...
3
 
Ответить
Солбон
Улан-Удэ
Молодец
5
 
Ответить
1011901
Хорошие пластиковые кружки тогда в Томске делали. Сейчас еще живые
5
 
Ответить
Юрий
Воронеж
Мне понравилось. Пять.
1
 
Ответить
Сергей
Владивосток
Отзыв замечательный !
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Продажа Лада 4x4 2121 Нива 1988 в России


Добавить отзыв