Доброго времечка дорогие Дромовчане! Сегодня мой рассказ о эпохальном, историческом и легендарном авто, сегодня речь пойдет о ВАЗ 21213 Нива 1999 года выпуска. Это первая моя Нива, первый так сказать опыт, поэтому было допущено много ошибок, возможно роковых! Но обо всем по порядку!
Времена стояли смутные, мастерскую я закрыл, большой бокс мне пришлось продать, весь скарб и часть инструмента перевести в новый маленький не благоустроенный гараж, а для прокорма семьи устроиться к ОД Рено мастером-приемщиком кузовного цеха... И вот примерно летом 2016 года, когда дела в Рено шли совсем не Айс - перебои с запчастями, текучка персонала, как итог падение качества и доходов... Постоянные нервяки с клиентами грызня со Страховыми кампаниями... В этот момент приезжает ко мне старый знакомый и ка бы невзначай начинает петь про частный бизнес, про вложения и желание заниматься чем-то новым не сильно раскрученным... Про автосервис, шинномонтаж или экспрессзамену масла я слышать не хотел, смысл было тогда закрываться, съезжать с прикормленного места, чтоб через полгода-год начинать все с начала.... А когда, потенциальный инвестор запел про оффроад, покатушки и всякие приколюшки этому соответствующие, у меня промелькнула мысля - а не заняться ли тюнинХом всяких вЭдовых аппаратов??? Прикинув свои возможности, площади оставшейся мне недвижимости было решено заниматься Нивами и прочими ЛАДАми 4х4, причем только в 3D исполнении! Посчитал-прикинул, что нужны будут такие-то финансовые вливания и привлечение определенных физических сил, я поделился этим с приятелем!
На что тот очень быстро согласился... Первая ошибка - бойтесь Данайцев дары приносящих, не верьте первым попавшихся инвесторов! Не почуяв в этом подвоха я принялся шерстить инет на предмет какого-нить подходящего экземпляра - по следующим критериям: Нива 3D, год выпуска не важен, состояние кузова не важно, цвет не важен! Нужна более-менее живая трансмиссия и нормальные доки! Мы собирались строить шоу-стопер, шоу-кар, короче навернуть Нивас по полной для демонстрации возможностей и оставить его как передвижную рекламу! Предполагалось множество резки и сварки по кузову, переносы агрегатов и узлов, переделка подвесок... На протяжении трёх месяцев изнуренных поисков удалось найти Её! Она хоть и выглядела не блестяще, но в отличии от десятков других своих сородичей заводилась, ездила, тормозила и моргала фарами! Это было лучшее на сентябрь 2016 года в Нижегородской области за 50 тысяч рублей! Кроме того, что это Чудо могло самостоятельно передвигаться в пространстве, оно имело еще богатую оффроудную историю - машина участвовала в покатушках! По незнанке, я принял это за достоинство, а на самом деле это был один из самых больших минусов....Я то думал раз машина покатушечная то за ней следят и ремонтируют.... А из нее выжали все соки и выставили на продажу! Вторая ошибка - ищите машины не видевшие серьезного бездорожья, при нашем менталитете это будут убитые дрова в предсмертном состоянии!!!
Написали ДКП, произвели обмен деньги-товар и я отправился в ГИБДД, где меня ожидал очередной сюрприз - запрет на регистрационные действия, набрал старому хозяину - пригрозил возвратом товара, тот обещал все решить в ближайшее время! Пригрозил, да какое там пригрозил, пока я перегонял машину из Нижнего Новгорода в Дзержинск , я просто свернул с асфальта и поехал в первые попавшиеся дебри! Короче домой мы ехали около четырех часов и пробег в первый день владения составил около ста пятидесяти километров, я просто влюбился в этот авто! Эту подвеску, эту коробку передач, понижайку, классные стоковые бампера! Поэтому ни о каком возврате и речи быть не могло! Я хотел эту машину, хотел ей обладать, хотел её совершенствовать и строить под себя!
Примерно через месяц старый хозяин отзвонился что все Ок и я поехал в ГИБДД, где спокойно с уплатой штрафа за просрочку поставил машину на себя!
И так в наличии ВАЗ 21213 на ходу, краткое описание техсостояния - фары не светят разрушены коррозией дефлекторы, бампер передний деформирован, капот имеет следы деформации и сквозной коррозии, радиатор охлаждения - течет, помпа ДВС - течет, двери передние левая/правая - деформация, сквозная коррозия, пороги левый/правый - сквозная коррозия, отсутствуют фрагменты детали, пол салона сквозная коррозия, крышка багажника сквозная коррозия, отсутствуют фрагменты, полы багажника сквозная коррозия, система выпуска отработавших газов сквозная коррозия, передние тормоза требуют замены супортов и колодок, ступичные подшипники требуют регулировки, кардан передний/задний требуют замены крестовин, задний мост требует замены подшипников полуосей, требуют замены все техжидкости. В салоне отсутствуют многие пластмассовые облицовки, многие имеют разрывы пластика, сидения - каркасы разрушены, обивки порваны, обивка потолка имеет разрывы. ЛКП не однородное матовое местами отсутствует.
В планах: замена полов и порогов, усиление кузова, лифт подвески, замена задней подвески на 4Link, установка люка на крышу, переделка крышки багажника, перенос радиатора охлаждения, установка колес большего чем штатный типоразмера, установка блокировок в мосты, окраска желательно раптором...
После составления уточненной калькуляции наш добрый инвестор испарился в неизвестном направлении, и я остался один на один с Нивасом... Список хотелок пришлось не много сократить... Время на постройку проекта увеличить... Начался сбор материалов, запчастей, металлопроката, лакокрасочных материалов, подбор шин и дисков... Нива это время не прозибала в стойле, на буднях ездил на ней на работу, в редкие выхи, в ОД приходилось трудиться 6 из 7-ми, катались по лесам и весям, так в один сухой солнечный день при переезде не большого бревна оторвался задний мост, ну так не сильно, всего то кронштейн продольной нижней реактивной тяги... Нивас самостоятельно добрался до дачи, где кронштейн был закреплен на своем месте через новые длинные болты! По порядку менялись техжидкости, тормозные колодки, смазывались шлицевые на карданах...Со временем заменил помпу ДВС, а при замене радиатора встал вопрос в целесообразности его замены на новый. Так как родной радиатор 21213 стоит дороже Шнивского и его надо было ждать, было решено ставить Шнивский с переносом со штатного места на место запаски, как у многих прототипов! Для лучшего охлаждения в капоте были сделаны жабры и удалена сквозная коррозия, из-за не обоснованной дороговизны декоративной решетки радиатора, старая была совсем поломанная, было решено установить фальшпанель... В какой-то момент перестала нормально открываться/закрываться крышка багажника, приходилось лазить прямо через салон, в этот момент пришла идея поколдовать над хлопушкой и сделать её распашной! Опыт переноса петель у меня был, но с того момента прошло довольно много времени, многое подзабылось, но закрытая наглухо дверь багажника и запаска лишившаяся своего законного места заставили действовать! Хлопушку было решено порезать координально, вырезать ржу, и сделать распашной но не в бок, а как на Пиндоских джипах верхушка в верх, нижняя половинка в низ! Сказано-сделано!
В один из пасмурных деньков, на очередных покатушках задний мост был оторван окончательно, он висел лишь на кардане, двух верхних реактивных тягах и одной нижней... Доковыляв до гаража с чудовищной вибрацией на 2-й передаче со скоростью 20 км в час, было решено ставить Нивас на ремонт! К этому времени были куплены для ремонта профильная труба 80х80 для порогов, профиль 60х40 для поперечин, труба d36 для изготовления новых реактивных тяг для задней 4Link, листовая сталь для заплаток на днище и лонжеронах, горы/литры шовного герметика, куплены десятки отрезных и зачистных дисков... Работа закипела! От крутой подвески пришлось отказаться, так и не смог правильно рассчитать геометрию и длину рычагов, но за то установил новые усиленные кронштейны, на новые поперечины и купил в магазе Тольятинский заводской набор рычагов! От врезки люка то же пришлось отказаться, сам люк продал через инет в Белгород!
Зимой 2019-го по возвращении с рыбалки двумя машинами, при пересечении трубочки, Нивас провалился под лед! Главное Патр проехал, а мы следом провалились! Здесь съиграли несколько факторов, во первых на водохранилище сбросили уровень воды и подо льдом оказался воздух, во вторых на Патре стояли какие-то конские катки типа 275 ширины, а у меня стоковая зимняя резина 175 шириной... Пока вызволяли Ниваса изо льдов порвали передний кардан и оторвали раздатку с куском пола! Машину чудом доставили в гараж, а я загремел в больничку на операцию! После выписки и реабилитации, врачи разрешили мне поднимать вещи не тяжелее Айпада, с рыбалкой пришлось распрощаться - продал и лодку и мотор, а Нивас стоял мертвым грузом в гараже! Но жизнь не стоит на месте, для полноценного существования мне требовалось хоть какое-нить поджопное транспортное средство и было решено восстанавливать Нивас! Точнее вопрос встал так - или в утиль или восстановление малой кровью - лишь-бы ездило...
Так как тяжести мне поднимать не можно, ставить раздатку не стали, выкинули и передний кардан на свалку и передний редуктор, машина стала классической компоновки, купил новые тазики пола в салон, купил на разборе шикарные сидухи от Шевроле Ланос, поднял крепление сидений над полом, натянули новый потолок, отрихтовали деформированные в дебрях двери и покрасили их полиуритановой эмалью! Просто родная акриловая эмаль кончилась, а этой было слишком много заказано для окраски бамперов и колесных дисков! За одно закатали в полиуритан и капот и крышку багажника! Поставил новые фары головного света, заменил все уплотнители, все замки и дверные ручки, заменил в очередной раз все техжидкости, главный/рабочий цилиндры сцепления, отремонтировали электропроводку, изготовил и поставил новые силовые бампера с закосом под сток... В сентябре 2020 Нивас снова в строю - возит и радует своего хозяина! Но над нами простыми автолюбителями в очередной раз нависли тучи - СМИ опять муссируют слухи про ужесточение ГТО, введение говых экологических норм и санкций... Наслушавшись всего этого - отправился к ОД ЛАДА с желанием поменять старого купированого Ниваса на Новый блестящий... Говорю - хочу кататься, а мне - на Нивах нет тест-драйва,эти машины покупают Знающие люди! И вот так пальцем сделал в воздухе... Ну блин думаю - вот оно чё?! Ладно мы не гордые - давай, говорю на Шниве Вашей прокачусь, они на ходу одинаковые! Ну прокатился... Ну новая, ну с Гуром и АБС и дверей 5 и фсе, больше разницы с моим Нивасом я здесь не увидел, а увидел вот что... При сдаче моей в трейд-ин и внесении честно накопленных 200-от тыс. рупий, мне предстоит платить кредит в течении трех лет с каим-то конским ежемесячным платежом и процентами! А тут, вандалы-сцуко у дома активировались, а у меня командировки начались и решено было Ниваса продать, как говорится в добрые руки! Машина продалась на второй день после подачи объявления, уехала в другой регион... Забили мы две машины запчастей, вдруг что пригодится... Кстати полный привод при желании восстанавливается полностью - с машиной я отдал контрактные раздатку и передний редуктор!
Итог - за четыре с лишним года Нива прошла около 4-х тыс. км., пережила гору ремонтов, откусила не хилый такой кусочек семейного бюджета, подарила массу эмоций и светлых и не очень... Оставила неизгладимый след! Даже жена стала относиться к ней как-то по доброму, что-ли...
Вот прошли месяцы после продажи, на улице я частенько засматриваюсь на Нивы, даже когда за рулем Subaru XV, есть в ней что-то завораживающее и притягающее! Купил бы я себе Ниву опять? Да, купил бы, может даже снова гнилушку - многое всеж я не доделал и с крышкой багажника хотелось поколдовать и с дверьми и с колесьями, есть задумки! А может всеж позарюсь на новую из салона, кто его знает... Всем спасибо, если что упустил - спрашивайте, вспомню, отвечу... Всем Бобра!