Осмотр машины в автосалоне не выявил ничего предосудительного: правильные линии кузова, ровные обороты двигателя. Первое впечатление, увы, обманчиво.
При покупке Нивы нам предложили за дополнительные сто «американских рублей» поставить машину на гарантийное обслуживание. Немного подумав, мы отказались, понадеявшись на гарантийный вазовский сервис. И, как потом оказалось, зря. Наверное, все-таки стоило заплатить дилеру. Уже после 70 км резко, до 2000 об/мин, подскочили обороты холостого хода. Только мы направились на сервис, чтобы устранить неисправность, как машина вдруг встала, и улицу огласил истошный вой сигнализации: аккумулятор оказался полностью разряженным, и охранная система сработала на падение напряжения. Позже выяснилось, что причина была в неисправности диодного моста генератора. Следствие этого; отсутствие тока подзарядки, при этом лампочка на панели приборов почему-то не горела.
Хождение по мукам
Общение с гарантийными станциями ВАЗа выявило любопытную картину: от своих обязательств никто не отказывается, но осмотреть машину смогут не ранее чем через месяц. А поскольку «Нива» приобреталась не для коллекции, а для ежедневных поездок, пришлось ремонтировать ее самостоятельно. На ближайшем сервисе мы заменили диодный мост и датчик положения дроссельной заслонки. Но через некоторое время обороты вновь возросли; пришлось опять сменить датчик. Заезды на сервис вместе с регулировочными работами обошлись нам в 2100 руб. Рассудив, что бесконечная смена датчиков; пустая трата времени и денег, мы обратились в фирму «СиБро», которая специализируется на обслуживании «Нив». Ее сотрудники сразу обнаружили, что, ко всему прочему, не работает датчик скорости (880 руб.) и неисправен датчик кислорода (1320 руб.). Заменили. А почему продолжает гореть лампочка проверки двигателя? Оказалось, неисправен контроллер; его тоже пришлось сменить на новый (3520 руб.). Мастера установили вместо очередного отечественного датчика дроссельной заслонки импортный, GM (1320 руб.). По словам сервисменов, это помогает избавиться от несогласованности между датчиком и контроллером, которая возникает при использовании разных систем. Работа двигателя пришла в норму, и расход горючего существенно сократился до 10 литров на 100 км при городском цикле (против первоначальных 13 литров).
Но далось все это недешево вместе с работами 9410 руб. Читатели могут справедливо заметить, что в некоторых магазинах стоимость датчиков ниже. Мы же намеренно пошли на покупку комплектующих в солидном сервисном центре. В этом случае фирма обещает гарантию, а в магазинах и особенно на рынках встречается огромное количество подделок. Нарвавшись, придется повторно оплачивать работы по диагностике и замене. Да и возврат брака рыночным торговцам процедура не из приятных. К тому же самостоятельный ремонт двигателя с впрыском по силам далеко не каждому, и пока еще не все сервисы берутся за эту работу.
Мелкие неисправности
Датчик уровня топлива явно врал при полном баке горючего он показывал лишь три четверти объема. Оказалось, что привод поплавка цеплялся за пароотводную трубку бензобака, из-за чего тот не поднимался выше. Устранение причины «дезинформации» обошлось в 645 руб. Дальше больше. Попытки залить жидкость в бачок омывателя не увенчались успехом: из-за отсутствия клапана в трубопроводе омывателя вода благополучно вытекала. Установили. Регулировку схода-развала пришлось проводить сразу после покупки: норме не соответствовал ни один из параметров. На вполне современной впрысковой машине странно выглядит механический вентилятор в отличие от электрического он работает постоянно. Неприятный шум это еще полбеды. Но ведь он будет активно остужать двигатель и в зимние морозы, а это означает длительный прогрев и поездки на «чуть теплом» двигателе.
Шум и звон
На скорости 60 и 100 км/ч возникают сильные вибрации кузова. Причина неотбалансированный карданный вал (говорят, такое происходит на половине новых машин). Весь вал увешан грузиками: похоже, на заводе пытались произвести балансировку, но так и не смогли добиться результата. Самый верный вариант попытаться найти качественный вал, что мы и сделаем. Знакомая всем «песня» раздаточной коробки в нашем случае звучит громче. Как нам пояснили в «СиБро», повышенный шум вызван дефектом одной из шестерен. Причем такое встречается у каждой двадцатой «Нивы». Устранение этой неисправности очень сложный и трудоемкий процесс. Мы решили не связываться с дорогим ремонтом. Обнаружилась течь масла из коробки передач открутилась гайка фланца вторичного вала. Тут же выявился еще один дефект течь масла через сальник, который был установлен «насухо». Работы по замене сальника и прохождению первого ТО обошлись в 4170 руб.
Печальный итог
Посчитаем затраты на устранение дефектов: на круг 16 325 руб. за две тысячи километров пробега внушительная сумма, почти 15% от стоимости новой машины. При этом необходимо учесть, что пока не устранены шумы «раздатки» и вибрации карданного вала. В очередной раз убеждаемся: покупка отечественного авто напоминает лотерею.