О машинах, которых у меня давно нет, но с которых всё начиналось.
Был август 1998 года. Дефолт. Рубль стремительно дешевел, доллар рвался ввысь.
Цели купить авто не было (права были). Была на руках небольшая сумма рублей, которые нужно было срочно обменять на что-нибудь. Кинулся звонить по объявам в газетах, думал, прикуплю б/у жигули. Ан, нет, расхватали все. Стал прозванивать Нивы, одна ещё продавалась. Не задёшево, процентов на 15-20 дороже рынка. Её и купил, почти не глядя, т.к. с машинами тогда ещё дел не имел и ничего в них не шарил.
Это была Нива-2121 1985г.в., белая. На момент покупки ей было 13 лет. Крылья и пороги были сгнившими (никаких подкрылок не стояло, обработки антикором тоже, видать, не было), двигатель бодрячком, не капиталенный, не дымит, масло не ест, пробег 80тыс.км – что похоже на истину. Ходовки нет, вся под замену, рулевая туда же, кардан на очереди. Перетряхнул, заменил, подмазал и поехал. Более никаких капитальных вложений не делал.
Для 1977-го модельного года, когда машина в первый раз появилась на свет, это был очень даже неплохой вариант, вполне современный и даже чуток продвинутый - родоначальник паркетников с несущим кузовом. Аналог появился только в 1994 году у Тойоты (RАV4).
Ездил четыре года, только летом. Печка не работала, ремонтировать не охота было, зимой сильно ездить некуда было, да и ворота в гараже по зиме распирало, не открыть. Вот так закатывал машину в октябре в гараж и выкатывал в апреле.
Как дачный вариант – машина была само то. Проходимая (глаза боятся - машина едет), неприхотливая, в обслуге недорогая. Напрягали только шумы (особенно от зубастых шин ВлИ-5), вибрации, отсутствие динамики. Ездить по городу на Ниве несколько напряжно.
Ни разу машина не подвела. Только однажды, посреди леса захандрила, зачихала и заглохла. Я уже тогда надумал продавать её, видно машинка почувствовала и обиделась. Но, вышел я из авто, сел на пенёк, посидел 10 минут, подошёл к ней, сказал пару слов и завёл как ни в чём не бывало. Видать, посерчала, посерчала, да и простила.
По механике она ещё была ничего, но кузов нужно было ремонтировать и перекрашивать. Поузнавал, сколько будет стоить… и решил не делать, нецелесообразно.
Продал за сумму в два раза большую, чем купил – инфляция такая тогда была.
2002 год на пороге. Что купить взамен. Выбор был между новой Нивой и б/у Калдиной. Купил Ниву-21213, новомодный тогда цвет «баклажан». Поехал к самому большому на тот момент дилеру Автоваза в Новосибирске на ул.Русскую. На площадке около 200 машин разных стояло. Выбирал уже с пристрастием, штук пять посмотрел. На эстакаду закатывал, смотрел, чтоб без подтеков. Движки заводил, слушал. Японцы наверно так новые авто не покупают, а вот россияне и в новом подвох ищут.))) Дверьми тоже хлопал, пассажирская не очень закрывалась. Попросил отрегулировать, повозились, повозились, не получилось – бросили.
Всё, конечно же, не углядел, некоторые моменты потом по гарантии вылезли. Дважды полностью вытекал редуктор рулевого вала. Первый раз просто отсутствовала уплотнительная прокладка под крышкой (пришлось на герметик), второй раз сальник сошки прохудился. В общем, полностью некондиционный узел оказался.
В том месте, где протекало масло с редуктора, развалился «масло-бензостойкий» пыльник рулевой рейки.
На этой машинке тоже отъездил четыре года без больших проблем. Единожды машина не захотела выезжать из гаража, бензонасос какой-то хренькой засорился. Новая Нива принципиально не сильно отличалась от старой (считай, рестайлиг старой), добавилось 100 кубиков в объёме двигателя и 3л.с., но он остался таким же дохлым, добавилась пятая передача в КПП. Всё так же раз в год приходилось заниматься карбюратором, поскрипывали с новья сайлент-блоки при езде по неровностям, закисал тросик газа, урывками нажимался. Ну а в остальном ездила, что от неё и требовалось.
Зимой, несмотря на полный привод, нужно было всё-равно держать ухо востро. Машина короткобазная, на дороге крутануться норовит. Печка хорошая, ноги не замёрзнут, но стёла затягивает. В активе полный привод, высокий клиренс – это и в городе лишним не бывает. Ледяные горки, сугробы, поребрики – всё ни по чём!
Да и ещё, у Нивы, в отличии от современных машин, были бамперы в первоначальном (а не декоративном) смысле. Практично.
Когда продавал, покупатель говорит – машина крашена. Я - не может быть, с новья брал! Тычет он мне пальцем в заднее крыло возле пассажирской двери, там едва заметный подтёк краски и маленькие следы на резинке окна. Я в остолбенении. Похоже так и есть, шаманили. Оттого и дверь пассажирская не ахти закрывалась.
У меня при покупке и мыслей плохих про кузов не возникало, я ведь за Новым авто в салон пришёл! ) Вот так, глядел, выбирал…. и битую купил.))) Но, надо отметить, что окромя подтёка сделано было неплохо, ведь за четыре года ничего не отлетело, не потрескалось, не отслоилось.
Кто выбирает б/ушные, особенно внимательно смотрите 1997г.в. У знакомого была Нива без грунта. т.е. краска по металлу. Вот такие Косяки на ВАЗе случаются.
Вывод - везде подвох, везде наё…ка. Спартанская машина, как всегда в России неплохо задуманная, но с хромой реализацией.
Но, как бы там ни было, с теплотой вспоминаю те машинки. Нива – машина с душой, хоть и ни всем понятной.
Собственных фоток не осталось, прицеплю эти: